ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА
статья

Розенберг Елена Геннадьевна

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ТЕМА. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА.

Розенберг Елена Геннадьевна

Преподаватель

«Академия индустрии красоты «ЛОКОН»

Разница между теорией и практикой.

Знать путь и пройти его  - не одно и то же.

           Способность специалиста решать поставленные задачи определяется сформированностью широкого спектра общих и профессиональных компетенций, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах. В процессе профессиональной подготовки, необходимые компетенции формируются в ходе освоения всех учебных дисциплин, профессиональных модулей, разных видов практик, а так же внеучебной деятельности студентов. Вместе с тем, дисциплинам профессионального цикла отводится особая роль в достижении результативности и качества подготовки выпускников, обладающих требуемыми компетенциями.

           Рассматривая, профессиональные компетенции  в прикладном аспекте мы как педагоги профессионального цикла ПМ 05. Выполнение работ по профессиям рабочих «Маникюрша», «Педикюрша» по  дисциплинам  МДК 05.01. «Технология выполнения маникюра» и МДК 05.02. «Технология выполнения педикюра»  ставим перед собой основную задачу в ходе освоения профессиональных модулей заложить  фундамент для приобретения значимых профессиональных компетенций, используя интеграцию между теорий и практикой.

        Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД)  ПМ 05. Выполнение работ по профессиям рабочих «Маникюрша», «Педикюрша» по  дисциплинам  МДК 05.01. «Технология выполнения маникюра» и МДК 05.02. «Технология выполнения педикюра», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями (таблица 1):

Таблица 1

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Проводить санитарно-эпидемиологическую обработку контактной зоны при оказании услуг маникюра и педикюра.

ПК 1.2.

Анализировать состояние кожи и ногтей.

ПК 1.3.

Определять и согласовывать выбор комплекса услуг маникюра, педикюра.

ПК 1.4.

Выполнять и контролировать все этапы технологических процессов услуг маникюра и педикюра.

ПК 1.5.

Выполнять художественное оформление ногтей с использованием разных техник и материалов.

ПК 1.6.

Консультировать потребителей по домашнему и профилактическому уходу за кожей кистей, стоп и ногтей.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

            Современная педагогическая практика характеризуется разнообразием инновационных образовательных технологий (метод проектов и кейс-технологий), выбор которых зависит от целей и задач деятельности, с учетом специфики будущей профессии, образовательных потребностей студентов и профессиональных компетенций педагога.

            Использование информационно-коммуникационных технологий, в том числе и сопровождение лекционного материала  мультимедийными презентациями, видеороликами, с постановкой проблемного вопроса, с их последующим обсуждением, разработка опорных конспектов, ментальных карт, использование   интерактивных форм организации деятельности, таких как  групповое решение практико-ориентированных задач по заданному алгоритму, учебное проектирование, игровое моделирование, позволяют преодолеть возможные затруднения в освоении учебных дисциплин, не вызывая отторжения информации у студентов в  полной мере, соответствуя их образовательным потребностям, а также формировать необходимые компетенций.

            Разумное соотношение теории и практики на всем протяжении учебного процесса – основное правило.  

            В условиях нашего учебного заведения  создаётся среда, близкая к производственной. Поэтому первое условие – постоянная модернизация материальной базы и обучение на современном техническом оборудовании, с использованием новейших материалов и продукции для выполнения процедур по маникюру и педикюру.

            Теоретические знания изучаются отдельно на лекциях, а также при выполнении самостоятельных работ студентами, и используются в ходе выполнения  лабораторно-практических работ и в том числе на учебной и производственной практике.

            Преподаватели производственного обучения в этом случае помогают в выборе источников информации и консультируют по мере необходимости.

            В процессе обучения преподаватели осуществляют поэтапный контроль освоения студентами программ теоретического и практического циклов (сравнительный анализ в таблицах 2, 3,  4). Тема 1.9 и Тема 2.9 теоретического цикла соответствует темам учебной и производственной практике.

ФРАГМЕНТ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ПМ 05. Выполнение работ по профессиям рабочих «Маникюрша», «Педикюрша»

МДК 05.01 «Технология выполнения маникюра»

Таблица 2

№ уро

ка

Календарные   сроки

Тема

Название темы урока

Учебная нагрузка

обучающихся  (час.)

Максимальная

Самостоятельная  работа

Обязательная аудиторная нагрузка

Всего  занятий

в т.ч.

лекций

Лабораторных и практических занятий, включая семинары

Курсовых  работ  (проектов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ПМ 05. Выполнение работ по профессиям рабочих «Маникюрша», «Педикюрша»

МДК 05.01. Технология выполнения маникюра

279

93

186

74

112

-

Тема 1.9.  Виды маникюра.  Нейл - арт.  Дизайн ногтей.

60

20

40

8

32

-

89

25 неделя

Виды маникюра. Современные виды маникюра.

1

-

1

1

90

25 неделя

Виды маникюра.

Классический обрезной маникюр.

1

-

1

1

91

25 неделя

Виды маникюра. 

Европейский необрезной маникюр.

1

-

1

1

92

25 неделя

Виды маникюра. 

Аппаратный маникюр.

1

-

1

1

93

26 неделя

Виды маникюра. 

SPA-маникюр.

1

-

1

1

94

26 неделя

История возникновения нейл-арта.  

1

-

1

1

95

26 неделя

Виды дизайна ногтей.  

1

-

1

1

96

26 неделя

Материалы и инструменты нейл-арта.

1

-

1

1

105

29 неделя

Лабораторная работа № 8.    Нанесение лака. Отработка различных видов дизайна.

1

-

1

-

1

-

ФРАГМЕНТ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ПМ 05. Выполнение работ по профессиям рабочих «Маникюрша», «Педикюрша»

МДК 05.02 «Технология выполнения педикюра»

Таблица 3

№ уро

ка

Календарные   сроки

Тема

Название темы урока

Учебная нагрузка

обучающихся  (час.)

Максимальная

Самостоятельная  работа

Обязательная аудиторная нагрузка

Всего  занятий

в т.ч.

лекций

Лабораторных и практических занятий, включая семинары

Курсовых  работ  (проектов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ПМ 05. Выполнение работ по профессиям рабочих «Маникюрша», «Педикюрша»

МДК 05.02. Технология выполнения педикюра

279

93

186

74

112

-

Тема 2.9.  Виды педикюра.  Нейл - арт.  Дизайн ногтей.

60

20

40

8

32

-

89

25 неделя

Виды педикюра.

Современные виды педикюра.

1

-

1

1

90

25 неделя

Виды педикюра.

Классический обрезной педикюр.

1

-

1

1

91

25 неделя

Виды педикюра. 

Европейский необрезной педикюр.

1

-

1

1

92

25 неделя

Виды педикюра. 

Аппаратный педикюр.

1

-

1

1

93

26 неделя

Виды педикюра. 

SPA-педикюр.

1

-

1

1

94

26 неделя

История возникновения нейл-арта.  

1

-

1

1

95

26 неделя

Виды дизайна ногтей.  

1

-

1

1

96

26 неделя

Материалы и инструменты нейл-арта.

1

-

1

1

105

29 неделя

Лабораторная работа № 8.    Нанесение лака. Отработка различных видов дизайна.

1

-

1

-

1

-

ФРАГМЕНТ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЯ

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ПМ 05. Выполнение работ по профессиям рабочих «Маникюрша», «Педикюрша»

МДК 05.01 «Технология выполнения маникюра»,

МДК 05.02. «Технология выполнения педикюра»

Таблица 3

№ п/п

№ урока

Наименование темы урока учебной практике

Всего часов

Кол-во часов практики

ПМ 05. Выполнение работ по профессиям рабочих «Маникюрша», «Педикюрша»

МДК 05.01 «Технология выполнения маникюра»,

МДК 05.02. «Технология выполнения педикюра»

1 курс

Тема 4 УП 05. Художественное оформление ногтей с использованием разных техник и материалов

18

6/78

1/73

Выполнение эскизов композиций художественного оформления ногтей

1

1/74

Подготовительные работы при выполнении художественного оформления ногтей с использованием приемов разных техник и материалов

1

1/75

Художественное оформление ногтей с использованием приемов разных техник и материалов

2

            Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется посредством наблюдения и экспертной оценкой (таблица 4).

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Таблица 4

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Проводить санитарно-эпидемиологическую обработку контактной зоны при оказании услуг маникюра и педикюра.

- правильность и полнота выполнения подготовительных работ по обслуживанию клиентов;

Наблюдение и экспертная оценка.

ПК 1.2. Анализировать состояние кожи и ногтей

- обоснованность выбора ухода за кожей в зависимости от типа;

- составление индивидуальной программы ухода за кожей и ногтями в зависимости от заданных условий;

Представление программы ухода за кожей и ногтями.

Наблюдения при выполнении лабораторных работ.

ПК 1.3.  Определять и согласовывать выбор комплекса услуг маникюра, педикюра.

- обоснованность выбора вида

услуг в зависимости от заданных условий;

Наблюдение и экспертная оценка.

Представление инструкционно-технологических карт.

ПК 1.4.  Выполнять и контролировать все этапы технологических процессов услуг маникюра и педикюра.

- соблюдение технологической последовательности выполнения маникюрных и педикюрных работ;

- составление инструкционно-технологических карт выполнения маникюра и педикюра.

- эстетичность

Наблюдение и экспертная оценка.

ПК 1.5.  Выполнять художественное оформление ногтей с использованием разных техник и материалов.

- соблюдение технологической последовательности выполнения работ;

- владение различными техниками оформления ногтей.

Наблюдение и экспертная оценка.

 ПК 1.6.  Консультировать потребителей по домашнему профилактическому уходу за кожей кистей, стоп и ногтей.

- обоснованность и аргументированность выбора вида

услуг в зависимости от заданных условий;

Наблюдение и экспертная оценка.

Деловая игра

           Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений (таблица 5).

Таблица 5

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

участие в профессиональных конкурсах на различных уровнях;

участие в производственной деятельности учебного заведения;

участие в работе профессиональных семинарах;

участие в творческих проектах;

наличие положительных отзывов по производственной практике;

участие в профориентационной работе учебного заведения

Представление сертификатов, грамот.

Представление отзывов о практике.

Наблюдение и экспертная оценка

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов выполнения маникюра и педикюра;

своевременное представление результатов самостоятельной работы;

самоорганизация и самоконтроль в процессе учебной деятельности и производственной практики

Представление материалов с соблюдением срока

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки технологических процессов маникюрных и педикюрных работ;

сопоставление типовых методов решения профессиональных задач с реальной ситуацией;

Моделирование конкретных ситуаций.

Наблюдение и экспертная оценка.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

осуществление эффективного поиска необходимой информации;

использование различных источников, включая электронные интернет ресурсы

Представление рефератов, презентаций.

Защита материалов.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- выполнение заданий учебно-производственной деятельности с помощью компьютерных технологий;

- применение оргтехники при подготовке учебных и производственных заданий и их оформлении

Представление материалов с использованием ПК и оргтехники

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Продуктивное  взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

соблюдение требований деловой культуры;

соблюдение этических норм

Наблюдение и экспертная оценка.

            Сегодня маникюр и педикюр – это не только красивые ногти, это целая система ухода за руками и ногами, включающая лечебно-восстановительные процедуры, уход за кожей и ногтями и  их декоративное оформление.

            Качество подготовки специалистов, по творческим профессиям основанное на компетенциях (таблица 4-5), имеет личностную направленность, осуществляется в процессе практической деятельности с использованием прошлого опыта и строится на базе комплексного системного подхода, направленного на освоение компетенций, представляющих собой совокупность профессиональных и личностных качеств студентов. Особо подчеркнем комплексный взаимосвязанный характер профессиональных и личностных качеств, заключающихся во взаимном сочетании необходимых для  профессионального цикла ПМ 05. Выполнение работ по профессиям рабочих «Маникюрша», «Педикюрша» по  дисциплинам  МДК 05.01. «Технология выполнения маникюра» и МДК 05.02. «Технология выполнения педикюра», знаний, умений, опыта, ответственности. Поэтому главной задачей нашего коллектива «Академии «ЛОКОН»  является создание педагогических условий, способствующих формированию совокупности компетенций обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

            Ценность и значимость знаний, как правило, возрастает, что немаловажно для самоутверждения обучающихся.

            Обучить компетентности студента сложно. Компетентным он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те («Визажное искусство», «Боди-арт», «Фейс-арт»), которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. В своей работе мы применяем активные методы обучения, такие как: - презентация идей; - исследование ролевых моделей; - кейс-метод; - метод обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие.

           Теоретическая часть предполагает изучение по темам 1.9 и 2.9. (таблица 2, 3), а на лабораторных работах  студенты выполняют элементы художественного оформления и дизайна ногтей.  В  дальнейшем во время учебной практики студенты отрабатывают элементы дизайна на моделях, пробуя создать законченный образ в соответствии с модными тенденциями.

           Во время производственной практики используют наиболее рациональные способы действий,  проектируют и осуществляют различные технологические процессы, проявляют творческую активность, создавая новые приспособления и идеи.

           Поэтому мы развиваем у студентов конструкторское мышление, творческий подход к выполнению профессиональных обязанностей. Главной составляющей профессиональной компетентности современного квалифицированного  специалиста является такое качество личности, как творческий потенциал. Под творческим потенциалом понимается готовность к созданию субъективно и объективно новых, оригинальных идей, готовность отклоняться от традиционных схем мышления. Внесение элементов творчества в самые разнообразные стороны профессионального труда, в проектирование и осуществление различных технологических процессов представляет собой наиболее универсальный и всеобъемлющий показатель нового отношения обучающегося к осваиваемой специальности маникюрши и педикюрши 2-го разряда. Практически в процессе овладения  специальностью студенту доступны все формы творческой деятельности: рационализация, усовершенствование, проектная деятельность. И чем выше цель творчества и труднее неизведанные пути, ведущие к этой цели, тем выше радость от достигнутой победы в конкурсах профессионального мастерства (Международный профессиональный конкурс «Невские берега», «Лики красоты», Чемпионат России по парикмахерскому искусству, декоративной косметике, моделированию и дизайну ногтей).

             Умение работать самостоятельно проявляется в способности студентов мобилизовать силы, необходимые для выполнения трудных задач. Это происходит тогда, когда студент  представляет степень ответственности. Мы  постоянно внушаем ему веру в собственные силы и студент  привыкает действовать самостоятельно. Педагоги, стимулирующие самостоятельность обучающихся, достигают значительно лучших результатов. На начальном этапе все студенты участвуют в конкурсе профмастерства «Лики красоты» в «Академии «ЛОКОН», далее победители принимают участие в городских и международных конкурсах профмастерства в качестве юниоров. И самостоятельно студент принимает решение участвовать в качестве мастера в конкурсах профмастерства.

           Главный смысл профессионального обучения и воспитания состоит в том, что мы как педагоги, постепенно, но непрерывно развивая профессиональное мастерство и самостоятельность студентов, день ото дня все смелее «отпускаем их от себя». Когда этот процесс протекает успешно, в салон красоты  приходит молодой специалист, который быстро адаптируется к любым производственным условиям. Наши студенты участвуют в выездных мероприятиях по профориентационной работе в социальных домах, домах престарелых и МУКах,  используя свой накопленный опыт,  демонстрируют свои навыки и умения в решении профессиональных задач в реальной ситуации.      

            В «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» формирование профессиональной компетенции будущего  специалиста в сфере стилистики и искусства визажа осуществляется путем взаимосвязи содержания МДК с программами  учебной и производственной практики. Это нам позволяет выпускать по творческим профессиям «Стилистика и искусство визажа» конкурентоспособных, мобильных специалистов, готовых к самостоятельному и эффективному решению проблем в области профессиональной деятельности, постоянному самосовершенствованию, самореализации, позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами, развитию творческого подхода к профессиональной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

«Производственная практика как ключевой фактор в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста»

Современное российское общество переживает процесс, в ходе которого формируются качественно новые принципы организации производственной деятельности. В этих условиях на ...

Роль учебно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов

В настоящее время большое внимание в образовательном процессе   уделяется гармоничному развитию личности обучающегося. Одна из составляющих этого процесса развития – приобщение  к...

Статья "Содержание и организация производственной практики как завершающий этап успешного формирования профессиональных компетенций.

В этой статье описываю этап  моей работы с обучающимися на обьектах города,процесс устройства, техника безопасности и в заключении характиристика на выпуск. Затем устройство на работу на обьекты ...

Доклад "Учебная практика как средство формирования профессиональных компетенций будущего специалиста"

Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессио...