Статья "Содержание и организация производственной практики как завершающий этап успешного формирования профессиональных компетенций.
статья
В этой статье описываю этап моей работы с обучающимися на обьектах города,процесс устройства, техника безопасности и в заключении характиристика на выпуск. Затем устройство на работу на обьекты реставрации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayfulina_m.v.docx | 41.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Содержание и организация производственной практики как завершающий этап успешного формирования профессиональных компетенций»
Мастер п/о Сайфулина Марина Васильевна
Санкт-Петербург
2015
1.Введение: компетентностный подход в условиях образовательного процесса в СПО
В области профессионального образования в процессе обучения студенты формируют общие и профессиональные компетенции.
Общими или универсальными называют базовые компетенции широкого спектра использования, то есть, компетенции многофункциональные, надпредметные и междисциплинарные. К ним относят способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, способность организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования, работать в команде, ставить цели, задачи и строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм.
Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
В педагогической науке и практике профессионального образования России сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки конкурентноспособного специалиста: модернизация содержания и форм профессиональной подготовки, внедрение инновационных технологий обучения, осуществление интеграции различных уровней образования.
2.Содержание и организация производственной практики.
Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности
Производственная практика выполняет в системе среднего профессионального образования несколько ролевых функций:
- Способ формирования профессиональной подготовки,
- Фактор повышения эффективности освоения студентами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда,
- Инструмент управления процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития студентов,
- Средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.
Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов колледжа является учебная практика, которая направлена на:
- Приобретение первоначального практического опыта,
- Формирование у студентов практических профессиональных умений,
- Освоение общих и профессиональных компетенций по специальности
Содержание производственной практики.
В ознакомительной части практики даются общие представления об организации (учреждении) и его структуре, о задачах, решаемых конкретным подразделением, где студент будет проходить практику. Перед началом практики все студенты обязательно должны пройти по месту проведения практики инструктаж по технике безопасности, общий инструктаж по пожарной безопасности, а также инструктаж по правилам внутреннего распорядка и отдельным особенностям его режима.
Распределение по местам практики и руководство всей практикой осуществляются в конкретных отделах и службах организации (учреждения).
Первая часть практики предусматривает общее ознакомление студентов с учреждением (организацией), его организационной структурой, характером и содержанием правовой информации. Подробнее обследуются подразделения, указанные в индивидуальном задании студента.
Вторая часть посвящается выполнению работ в соответствии с поставленными задачами на конкретном рабочем месте, приобретению профессиональных навыков, а также навыков по обработке материалов исследования и составлению отчета.
По прибытии на место прохождения практики, обучающийся совместно с руководителем практики от учреждения (организации) составляет календарный план прохождения производственной практики. При составлении плана следует руководствоваться настоящей программой. В плане должна быть отражена производственная и общественная работа обучающегося, сбор и обработка материалов, необходимых для написания отчета по практике. Все разделы программы, обучающийся выполняет на протяжении всего периода практики.
Ориентировочный план производственной практики, по количеству времени, которое должно быть потрачено студентом на каждую из ее частей:
-знакомство с предприятием и составление календарного плана на весь период
-стажировка или работа в определенной руководителем должности
-работа над завершением подготовки отчета по производственной практике и его оформление
Основные вопросы, которые изучаются, прорабатываются обучающимися во время прохождения производственной практики:
1. Ознакомление с предприятием, его производственной, организационно-функциональной структурой.
2. Знакомство с вопросами техники безопасности
Организация прохождения практики. Производственная практика проводится в организациях (предприятиях) на основе договоров о социальном партнерстве. Рабочие программы практик разрабатываются руководителями практики, рассматриваются на заседаниях кафедр, согласуются с работодателями и утверждаются директором колледжа. Порядок организации и проведения учебной и производственной практики студентов колледжа определен «Договором об организации и проведении практики ». Успешное прохождение всех этапов практики, как учебной, так и производственной невозможно без приоритетной роли базовых организаций, определяемых как социальные партнёры. Система профессионального образования не может оставаться замкнутой системой, эта система должна инициировать процессы перевода организаций - потенциальных работодателей, занимающих позицию сторонних наблюдателей и пассивных потребителей образовательных услуг в позицию заинтересованных участников, реализующих инновационные образовательные процессы, отвечающие требованиям ФГОС, и даже превосходящих эти требования.
Производственная практика включает следующие этапы:
1. Практика по профилю специальности (технологическая) – направлена на:
- Углубление студентом первоначального профессионального опыта,
- Дальнейшее формирование общих и профессиональных компетенций и реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.
2. Практика преддипломная направлена на:
- Дальнейшее углубление студентом приобретенного профессионального опыта,
- Развитие общих и профессиональных компетенций,
- Проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности,
- Подготовку к выполнению выпускной квалификационной работе (дипломной работы) в СПУ
Обучающиеся при прохождении практики обязаны:
- полностью выполнять задания предусмотренные программой практики;
-подчиняться действующим на предприятии, в учреждении, организации правилам внутреннего распорядка;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
-ежедневно вести записи в дневнике с указанием характера, содержания и порядка выполнения работы -с момента зачисления обучающихся на практику на них распространяются требования охраны труда и режима рабочего дня, действующие на данном учреждении (организации); -по окончании практики представить надлежащим образом оформленные дневник практики , отчет о выполнении программы практики, характеристику за время пребывания обучающегося на практике, подготовленную руководителем от учреждения (организации), в которой должен содержаться краткий отзыв на отчет о практике;
-сдать отчет по практике.
Основные проблемы прохождения практики заключались в заполнении дневника составлении конспектов и написании отчётов так как это для студентов являлось новым видом деятельности. Часть студентов отмечают недостаточность знаний, точнее компетентностей перед началом практики. У остальных студентов практика не вызвала затруднений. Эффективность и успешность заключались в качественной организации и чуткому сопровождению каждого обучающегося своим руководителем.
К концу практики большинству обучающихся удается решить текущие проблемы, и по опыту практика закрепляет у них интерес к профессии.
3. Формирование общих и профессиональных компетенций в процессе производственной практики
Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства. Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является производственная практика
Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях. Компетентностный подход предполагает формирование профессиональных компетенций (практический опыт, знание, умение) и овладение способами действий в различных ситуациях жизни и деятельности, что составляет социальную компетентность.
В связи с переходом на ФГОС СПО, которые предусматривают реализацию компетентностного подхода, меняются основные направления всех видов производственных практик и, соответственно, цели работы руководителей практики:
На учебной практике – это формирование готовности к усвоению студентами общих и профессиональных компетенций, приобретение первоначального опыта;
На практике по профилю специальности – развитие общих и профессиональных компетенций при изучении профессиональных модулей;
На преддипломной – дальнейшее развитие общих и профессиональных компетенций, проверка готовности студентов к самостоятельной трудовой деятельности.
Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике, можно представить в виде достаточно простой формулы:
компетенция=знание + опыт.
При этом основным является опыт студентов – опыт, полученный на учебной практике в мастерских . Основным заказчиком компетентностного подхода являются прежде всего работодатели.
Наряду с обязательными профессиональными компетенциями более половины общих руководителей производственной практики отметили, как необходимое требование к выпускнику умение находить контакт с пациентом и готовность самостоятельно решать возникающие проблемы делового характера; 30 % непосредственных руководителей отметили как необходимое требование -способность работать в команде и готовность к постоянному самообразованию, умение планировать свою работу, что и является результатом сформированности общих компетенций.
Помимо традиционных требований, связанных с уровнем профессионального образования, есть позиции, непосредственно касающиеся проявлений ключевых компетенций, а именно:
- коммуникативной (коммуникабельность, умение общаться с пациентом);
- проблемной (нацеленность на результат, умение принимать решения в зависимости от ситуации);
- кооперативной (умение работать в команде);
- информационной (умение представить результат деятельности).
Существуют оценочные критерии сформированности общих и профессиональных компетенций студентов и выпускников по итогам профессиональной практики.
Система оценки за производственную практику складывается из оценок за конкретные результаты основного процесса . Перечень практических навыков 1, 2 и 3 уровня представляется в дневнике в виде таблицы. Дополнительные баллы назначаются студенту за работу сверх установленного стандарта – творческий рейтинг.
Документация, заполняемая студентами во время производственной практики:
- Характеристики (непосредственного и методического руководителя)
- Дневник практики
- Оценочный лист
- Лист самооценки (отчет о своей практике)
В ходе заполнения документации по итогам практики и формируются основные и профессиональные компетенции.
Позитивный итог практики появляется тогда, когда её итоги сопоставляются с персональной деятельностью студентов в качестве специалистов. Общий уровень практической подготовки выпускников выявляется через совокупность реализации профессионально-служебных функций при выполнении различных индивидуальных заданий на различных этапах производственной практики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций.
Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций....
Формирование профессиональных компетенций при прохождении производственной практики, как необходимое условие успешного усвоения программ профессиональных модулей
Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, является формирование компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. З...
«Производственная практика как ключевой фактор в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста»
Современное российское общество переживает процесс, в ходе которого формируются качественно новые принципы организации производственной деятельности. В этих условиях на ...
Организация срезов практических умений как необходимое условие формирования профессиональных компетенций .
Выступление на заседании методического совета колледжа 17 сентября 2015 года ....
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность формируются в первую очередь в процессе практического обучения в мастерских колледжа и н...
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА...
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА
Статья посвещена важной проблеме учебной и производственной практики....