Лекция "Философия ХХ в." для специальности "Гостиничное дело" по дисциплине "Основы философии"
презентация к уроку

Лекция "Философия ХХ в." для специальности "Гостиничное дело" по дисциплине "Основы философии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lektsiya_filosofiya_hh_veka.ppt145 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекция «Философия ХХ века» Для дисциплины «Основы философии»

Слайд 2

Прочитайте следующий текст 4.1. Сегодня мы рассмотрим основные виды современной философии. Под запись. «Прагматизм (от греч. prágma, - дело, действие), философское учение, возникшее в 1870-х гг. и получившее наибольшее распространение в 20 в. в период до 2-й мировой войны. Согласно ему, философия должна быть общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных («проблематических») ситуациях, в процессе их деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире. Функция мысли состоит только в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия, в выборе средств, необходимых для достижения цели или для решения «проблематической ситуации». Идеи, понятия и теории - это лишь инструменты, орудия или планы действия. Их значение целиком сводится к возможным практическим последствиям. Соответственно истина определяется как полезность или работоспособность идеи, из чего вытекает абсолютизация роли успеха, превращение его не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины.

Слайд 3

Прочитайте следующий текст Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной философии, возникшее после Первой мировой войны в Германии (первая волна, Мартин Хайдеггер) и после Второй мировой войны во Франции (вторая волна, Жан-Поль Сартр). Он рассматривает такие вопросы, как размышление человека о самом себе, о своем существовании, о сущности своего бытия, о смысле жизни, о месте и роли человека в мире, в котором он живет, о ценностях, которые определяют его жизненную позицию. Однако ответы на эти вопросы даются в контексте отражения ситуации, в которой оказалась Европа по итогам Первой мировой и после Второй мировой войны: духовный кризис, военная, экономическая, политическая, моральная катастрофа. Поэтому можно сказать, что в целом это философия, отражающая исторические катастрофы и место конкретного человека в них и в их последствиях.

Слайд 4

Прочитайте следующий текст Проблема бессознательного рассматривалась в контексте философского восприятия действительности и как один из аспектов психической деятельности человека. С точки зрения философии, Бессознательное последовательно представляется как низшая форма душевной деятельности за порогом осознанных представлений (Готфрид Лейбниц), как часть интуиции (познания в форме озарения) (Кант), как глубинный источник творчества (поэты эпохи романтизма), как направление в иррационализме (основа миропонимания – нечто недоступное разуму или иноприродное ему, при этом утверждается алогичный и иррациональный характер самого бытия).

Слайд 5

Прочитайте следующий текст С точки зрения науки Бессознательное еще в 18 в. рассматривалось в связи с деятельностью нервной системы (Дейвид Гартли), а впоследствии, уже в 1824 г., Иоганн Фридрих Гербарт выдвинул гипотезу, согласно которой Бессознательное является областью душевной деятельности, в которой существуют и воздействуют на сознание идеи, вытесненные в результате конфликта несовместимых идей в подсознание. Наличие таких идей в подсознании пытались определить и по возможности ликвидировать их с помощью гипноза. В ходе исследований Жана Мартена Шарко была вскрыта психическая деятельность патогенного характера, не осознаваемая пациентом.

Слайд 6

Прочитайте следующий текст Продолжением этой линии явилась концепция З. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма — вытеснения. Фрейд представил Бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Швейцарский психолог К. Юнг, помимо личного Бессознательное, ввёл понятие коллективного Бессознательного, объективной психики, разные уровни которой идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества».

Слайд 7

Ответьте письменно на вопросы 3.1. Расскажите о прагматизме. 3.2. Расскажите об экзистенциализме. 3.3. Расскажите о Бессознательном с философской точки зрения. 3.4. Расскажите о Бессознательном с психологической точки зрения.

Слайд 8

Выполните в тетради самостоятельную работу Самостоятельная работа на уроке. Запишите в тетради вопрос «Экзистенциализм является отражением прагматизма или Бессознательного?», прочитайте записанный текст и с помощью собственных аналитических способностей, а также, в случае надобности, сети Интернет, ответьте на вопрос письменно, с обоснованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лекций по дисциплине "Основы философии" на тему: Античная философия "

Методическая разработка направлена на практическое применение при проведении занятия. К данной методической разработке имеется презентация и фильмы...

презентация урока по философии "Философия ценностей"

Курс философии в СПО очень минимален, поэтому хотелось его добавить своими разработкиами и находками, тем более тема "Ценности" должна звучать в курсе......

Тестовые задания по дисциплине "Основы философии" по теме "Проблема гносеологии в истории философии"

Тестовые задания по дисциплине "Основы философии" разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины "Основы философии" (базовый уровень), составленной на основе Федеральных государственных ст...

Методическая разработка по учебной дисциплине ОГСЭ.01Основы философии (для преподавателя) "Введение в философию"

Методическая разработка по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии (для преподавателя)  "Введение в философию" содержит:- Конспект лекции по теме «Природа философского знания».- Конспект...

Лекции по философии по теме "Немецкая классическая философия"

Представлен лекционный материал по философии по теме "Немецкая классическая философия"...

Лекционный материал по философии потеме Философия Просвещения""

Представлены лекции по философии по теме 2Философия Просвещения"...