Конспект лекций по дисциплине "Основы философии" на тему: Античная философия "
методическая разработка на тему
Методическая разработка направлена на практическое применение при проведении занятия. К данной методической разработке имеется презентация и фильмы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Политехнический колледж городского хозяйства»
Рассмотрено На заседании П(Ц)К Протокол №____ от «___»________20____г. Председатель __________ М. Е. Калиганова «_________» ________________20______г. | Утверждено Заместитель директора по учебной работе __________________ М.Г.Рождественская «_________» ________________20______г. |
Методическая разработка
Конспект лекций на тему: Античная философия
(Название работы)
По предмету ___Основы философии_____________________
Специальность ___230101_______________
Разработал преподаватель __________(__С.В.Соловьёва_)
(Подпись) (ФИО)
«___05___» _сентября__200_9__г.
Содержание:
Античная философия.
Основные философы и школы.
1. Милетская школа.
2. Эфесская школа.
3. Пифагореизм.
4. Элейская школа.
Платон
Аристотель
Эллинистическая философия.
1. Скептицизм.
2. Стоицизм.
3. Эпикуреизм.
4. Кинизм.
Выводы.
Греческая античная философия сформировалась в VII – VI веках до н.э.. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии античной философии можно выделить приблизительно 4 основных этапа:
досократики – от формирования греческого философского мышления до перелома 5 – 4 вв.до н.э.;
классический период – (приблизительно с половины 5 в. И существенная часть 4 в до н.э.). он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля.
эллинистический период – (конец 4 – 2 век до н.э.)
римский период – (1 в. до н.э. – 3 – 4 век н.э.)
Основные философы и школы.
1. Милетская школа.
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира они видят в определенном материальном принципе.
Первый из ионических философов – Фалес из Милета (640 – 562гг. до н.э.). Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. При этом «вода» Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле «Стойхеон» (Элемент, ядро, основу в логическом смысле слова), так и в смысле «Архэ» (первоматерия, праматерия, исходное состояние вещей в историческом смысле слова).
Другим выдающимся философом был Анаксимандр (611 – 546 гг. до н.э.). Подобно Фалесу стихийно тяготел к материализму. Также как и Фалес ставил, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное». Его «апейрон» характеризуется как нечто безграничное, неопределенное, которое не является ни одной из так называемых стихий, но является какой-то иной неограниченной природностью, из которой возникают все небесные своды и миры в них. «Апейрон» Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и во временном отношении.
Третьим милетским философом является Анаксимен (585 – 524 гг. до н.э.). В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма. Первоосновой мира он полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматери и движения. Воздух как праматерия, «постоянно колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется».
Гераклит
(544 – 480 г. до н.э.)
Родился и жил в городе Эфесе. Несмотря на то, что он принадлежал к царско-жреческому роду, жил бедно и одиноко. Гераклит стихийный материалист и основоположник диалектики[1].
Основные труды. «О природе» - сохранилось около 130 фрагментов.
Философские воззрения. Первоначалом всего сущего Гераклит считал огонь. Огонь является материальным, вечным и живым (гилозоизм), более того он разумен, ему присущ Логос. Огонь никем не сотворён, но он подчиняется мировому закону.
Диалектика. Принципиальная особенность мира состоит в его постоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В этом Гераклит противостоит большинству античных философов, которые считали, что «истинное бытие» является вечным и неизменным (пифагорейцы, элеаты и др.). Существенное изменение по Гераклиту – это изменение в свою противоположность (холодное нагревается, горячее остывает). Противоположности существуют в единстве и в вечной борьбе.
Учение о душе. Душа человека – сочетание огня и влаги. Души возникают, «испаряясь из влаги», и , наоборот, «душам смерть – воде рождение». Чем больше огня в душе, тем она лучше; человеческий разум – это Огонь (Логос).
Гносеология. Чувства, особенно зрение и слух, полезны в процессе познания, но высшая цель состоит в познании Логоса. Оно доступно не всем, хотя все люди разумны.
Пифагореизм – это философское течение, основоположником которого был Пифагор, дальнейшее же развитие было связано с деятельностью пифагорейского союза. Возникшее в ранний период развития древнегреческой философии, это течение просуществовало до конца античного мира.
Пифагор
(580 – 500 г. до н.э.)
Родился на острове Самос (Иония), долго жил в Египте и Вавилоне, затем переехал в Великую Грецию в город Кротон, где основал свою школу - Пифагорейский союз, научно-философское и политическое сообщество[2].
Основные труды. Не сохранились даже названия.
Философские воззрения. Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности – числа (имеются в виду целые натуральные числа).Пропорции между числами создают мировую гармонию[3].
Числа связаны с геометрическими фигурами (тройка – с треугольником, четверка – с четырехугольником и т.д.). Пять стихий, из которых состоят все материальные тела, тоже связаны с числами. Так, Земля состоит из частиц кубической формы, Огонь – из тетраэдров (четырехгранных пирамид); Воздух – из октаэдров (восьмигранников), Вода – икосаэдров (двадцатигранников). В философии Пифагора появляется представление о пятой стихии (которой не было в мифологии) – Эфире; частицы Эфира – додекаэдры (двенадцатигранники).
Пифагорейский союз.
Периоды развития:
Период | Время | Основные представители |
Ранний | VI – IV вв. до н.э. | Гиппас, Алкмеон |
Средний (эллинистический) | IV – I вв. до н.э. | Филолай |
Поздний (неопифагореизм) | I – III вв.н.э. | Нумений |
Пифагорейский союз, созданный Пифагором, был научно – философской школой и политическим объединением. Это была закрытая организация, а учение его – тайным.
В него принимали только свободных людей, причём мужчин, и женщин, но только тех, кто прошёл многолетнюю проверку и подготовку (в том числе испытание длительным молчанием). Имущество и Пифагорейцев было общим. Существовали многочисленные требования к образу жизни, ограничения в еде и т.п. Пифагорейцы стремились к победе над низменными страстями, высоко ценили дружбу.
У пифагорейцев много время уделялось психотренингу, развитию памяти и умственных способностей. Важнейшее место в их жизни занимали занятия наукой.
Философские воззрения пифагорейцев весьма разнообразны. Общим для большинства из них является понимание числа как первоосновы мира. Для многих пифагорейцев характерна мистика чисел.
На пифагореизм среднего и позднего периодов большое влияние оказала философия Платона. В свою очередь, неопифагореизм оказал значительное влияние на неоплатонизм.
Основателем был Парменид из Элеи.
Парменид.
(504 гг. до н.э.– дата смерти неизвесна)
Родился и жил в г. Элея (Великая Греция), учился у Ксенофана и Пифагорейца Аминия.
Основные труды. Поэма “О природе” – сохранилась значительная часть этого произведения.
Философские воззрения. Своё учение Парменид преподносит как откровение, данное ему богиней Истины (Дике), но, по сути, в поэме предпринимается попытка рационального осмысления мира. Центральные проблемы философии Парменида – соотношение бытия и небытия, бытия и мышления. Познать силу истины можно только с помощью разума. В отличие от предшествующих философов, которые чаще всего только декларировали свои идеи, он стремился доказать свои тезисы, и прежде всего, что бытие (сущее) существует, а небытие (несущее, пустота) – не существует.
Реально существующим Парменид считал только то, что умопостигаемо, может мыслиться. Он провозглашает тождество бытия и мышления. Небытие не существует потому, что его невозможно “ни познать, ни в слове выразить”. Мыслить же о нём невозможно, так как если мы начинаем это делать, то (в силу тождество мысли и её предмета) небытие, несущее получает существование, становиться бытием, сущим.
Бытие для Парменида – сплошной неподвижный шар (Единое), не имеющий никаких пустот и частей, в котором отсутствует всякое движение и изменение. Ведь разделить бытие на части могло бы лишь небытие, а его нет. Аналогично, всякое изменение предполагает появление и исчезновение чего-то. Но появиться нечто может только из небытия и исчезнуть только в небытие, которого нет. Таким образом, Парменид выступает как первый теоретик метафизики, выступая против диалектики Гераклита.
Изменчивость, движение, множественность оказываются у Парменида характеристиками неистинного, чувственного мира. Но вторая часть поэмы Парменида, где говорилось о чувственном, иллюзорном мире, практически не сохранилась.
Эмпедокл
(ок. 490-430 гг. до н.э.)
– древнегреческий философ родом из г. Акраганта (Сицилия); учился у пифагорейцев: Ксенофана и Парменида. Известен как эпический поэт, оратор, врач, инженер и философ. Многие его современники считали Эмпедокла живым богом. Желая, чтобы люди думали, что боги взяли его живым на небо, Эмпедокл, чувствуя приближение смерти, бросился в жерло вулкана Этна.
Основные труды. “Очищения”, “О природе” – сохранились фрагменты.
Философские воззрения. Эмпедокл, как и большинство его предшественников, - стихийный материалист. Но если они были монистами (одна стихия в качестве первоначала), то Эмпедокл – плюралист: у него все четыре традиционные стихии являются началами мироздания (“четыре корня вещей”). Стихии пассивны, всё происходящее в мире объясняется действием двух сил – Любви и Вражды (Ненависти). Любовь – причина единства и добра, Вражда – множественность и зла.
Космогония и космология. Изменения в мире – результат вечной борьбы Любви и Вражды, в которой побеждает то одна, то другая сила. Эти изменения происходят в четыре этапа (Схема 21).
Происхождение органического мира. Органический мир возникает на третьей стадии космогенеза и имеет четыре стадии: 1) возникают отдельные части животных; 2) Случайно сочетаются отдельные части животных и возникают как жизнеспособные организмы, так и нежизнеспособные чудовища; 3) Жизнеспособные организмы выживают, нежизнеспособные чудовища погибают (здесь заложена идея естественного отбора); 4) Животные и люди появляются путём размножения.
Гносеология. Главный принцип – подобное познаётся подобным. Так как человек тоже состоит из четырёх стихий, то земля во внешнем мире познаётся благодаря земле в человеческом организме, вода – благодаря воде и т.п. Ощущения возникают у человека из-за того, что отделяющиеся от вещей частицы проникают в поры органов чувств. Главной средой восприятия является кровь, в которой все четыре элемента наиболее равномерно смешаны.
Эмпедокл – сторонник теории переселения душ.
Становление мира протекает в четыре этапа.
1. Первоначально мир имеет форму шара (Сфайрос), где равномерно перемешаны все четыре стихии. Это время торжества Любви, Вражда вытеснена за пределы мира. | 2. В шар проникает Вражда, начиная разъединять разнородные элементы и соединяя однородные При этом Вражда и Любовь находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Общая направленность процессов: от единства – к множеству, от блага – к злу. |
4. Возвращается любовь, соединяя разнородные и разделяя однородные элементы. Вражда и Любовь находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Общая направленность процессов: от множества – к единству, от зла – к добру. | 3. Вражда победила, разнородные элементы полностью разделены, а однородные - соединены |
После четвёртой стадии происходит возврат к первой и т.д. до бесконечности.
Анаксагор
(ок. 500 – 428 гг. до н.э.)
– древнегреческий философ родом из г. Клазомены (Иония), по приглашению Перикла приехал в Афины, где он долгое время жил и работал. Враги обвиняли Анаксагора в безбожии; Перикл спас его, но Анаксагору пришлось вернуться в Ионию.
Основные труды. “О природе” – сохранились фрагменты.
Философские воззрения. Первоначала бытия – это гомеомерии, “семена всех вещей”; они являются мельчайшими невидимыми частицами, каждая из которых есть носитель определённого качества. Гомеомерии вечны и неизменны. Исходный принцип Анаксагора – “всё есть во всём”. Это значит, что любая вещь содержит в себе гомеоремии всех видов. Свойство вещи, состоящей из гомеомерий, определяется тем, каких гомеомерий в них больше.
Каждая гомеомерия есть множество более мелких гомеомерий и содержит в себе гомеомерии всех качеств. Гомеомерии бесконечно делимы, любая, сколь угодно мелкая гомеомерия состоит из ещё более мелких.
Гомеомерии сами по себе пассивны. В качестве движущей силы Анаксагор вводит понятие Нус (Мировой ум), который не только движет мир, но и познаёт его.
Космология и космогония. Первоначальную смесь гомеомерий Нус приводит в круговое движение, отделяя тёплое от холодного, светлое от тёмного и т.д. В центре собирается плотная, влажная, тяжёлая и т.п. – так образуется Земля. Тёплая светлая лёгкая и т.п. устремляется вверх, так образуется Небо. Вращение эфира, окружающего Землю, отхватывает от неё куски – так образуется Солнце, Луна, Звёзды (которые есть раскалённые камни).
Гносеология. Всё познаётся противоположным себе: холодное – тёплым, сладкое – горьким и т.д. Ощущения не дают истины, гомеомерии познаются только умом.
Судьба учения. Анаксагор оказал непосредственное влияние на Демокрита и Сократа. Учение Анаксагора об Уме получило развитие в философии Платона и Аристотеля. Учение о гомеомериях оставалось “не востребованным” вплоть до XX века, когда ряд физиков, занимающихся квантовой механикой, пришёл к выводу, что элементарные частицы похоже скорее на гомеомерии Анаксагора, нежели на атомы Демокрита.
(427 – 347 гг. до н.э.)
родом из афинской аристократической семьи. Подлинное имя Платона – Аристокл, означающий «широкоплечий». Своим главным учителем Платон считал Сократа.
Основные труды: До нас дошли почти все сочинения Платона, хотя относительно некоторых имеются сомнения. Платону приписываются одни монолог (Апология Сократа), 34 диалога (23 подлинных + 11 сомнительных), 13 писем (большинство подложных). К числу важнейших философских произведений относятся «Протогор», «Пир», «Менон», «Федр», «Государство», «Законы». Все произведения написаны в художественной форме.
Философские воззрения: Платон – основоположник объективного идеализма. Центральное место в философии Платона занимает учение об идеях.
Учение об идеях: вслед за элеатами Платон отличает истинный мир – царство идей – от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Но в отличие от парменидовского бытия = мышления, являющегося цельным и нерасчлененным, платоновское идеальное царство есть духовное множество, состоящее из идей.
Слово «идея» в обыденном языке во времена Платона означало «внешний вид, наружность, видимость, род, качество, образ, форма». Платоновские же идеи, по сути, есть объективированные понятия[4], как бы извлеченные из человеческой головы и получающие самостоятельное существование в царство идей.
Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, собаки, человека), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (идея единицы, идея мужества), идеи четырех стихий и т.п. Но царство идей – это мир только благих сущностей.
Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны идеям, идеи каким-то образом присутствуют в вещах, кроме того, идеи являются целями, определяющими развитие вещей. Поэтому учению Платона присущ телеологизм[5].
Учение о душе. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю и вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д.
Особенности:
• представляет собой подвижную субстацию, которая объединяет и связывает «единое» и «ум», а также связывает между собой все вещи и все явления;
• душа может быть мировой и душой отдельного человека;
• душа человека есть часть мировой души;
• душа бессмертна;
Гносеология. Подлинное знание возможно только относительно царства идей, что касается чувственного мира, то возможно только мнение. Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает все, что знала ранее (об истинном идеальном мире). Но некоторые люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание – это припоминание того, что душа знала ранее.
Учение о государстве. Платон создал одну из первых в истории человечества моделей идеального государства. Это государство существует не ради людей, а ради самого себя.
Платон усматривает причину возникновения государства в общественном разделении труда между людьми. Лучше работает тот, кто занимается только одним делом, отсюда необходимость координировать человеческую деятельность. При этом каждый человек от природы предназначен к выполнению определённой работы. В идеальном государстве существует три основные группы граждан: правители – философы, стражи (воины) и ремесленники с землевладельцами. Принадлежность к сословию определяется не происхождением, а личными способностями.
Стражи и правители не обладают никакой частной или личной собственностью, они живую все вместе в общественных помещениях, вместе питаются (за счет налогов с ремесленников и землевладельцев) и не получают никакого вознаграждения. У них даже нет семей, так как жены и дети у них общие (сексуальные связи при этом регламентируются, чтобы «лучшие сходились с лучшими» - для получения лучшего потомства). Новорожденные дети сразу поступают к воспитателям, так что родители даже не знают своих детей. Платон наивно надеялся, что в таком случае все взрослые будут относится ко всем детям как к родным.
Судьба учения. Платон оказал громадное влияние на всю последующую европейскую философию: в определенном смысле его учение об идеях легло в основу всей идеалистической философии. В средневековье платонизм полностью доминировал в христианской философии вплоть до XIII века, а позднее – соперничал с аристотелизмом (в виде томизма). Новый интерес к учению Платона пробудился в эпоху Возрождения, а затем в Новое время – особенно у Гегеля.
родился во Фракии в городе Стагире (на берегу Эгейского моря). Отец – придворный врач царя Аминта II. В 15 лет Аристотель остался сиротой – на попечении своего дяди, который тоже был врачом. Уже в молодости Аристотель активно интересовался естественными науками. В 367 г. До н.э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в Академию Платона, и пробыл там 20 лет, до самой смерти Платона. После смерти учителя Аристотель покидает Афины, проводит несколько лет в странствиях. В 343 г. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа он приехал в столицу Македонии Пеллу и 3 – 4 году учил наследника Филиппа – Александра (Македонского).После воцарения Александра в 355 г.до н. э . 50-летний Аристотель возвратился в Афины и открыл свою философскую школу – Ликей (Лицей)[6]. Учеников и последователей Аристотеля называли «перипатетиками» (прогуливающимися), так как в Лике философией принято было заниматься во время прогулок по роще. Умер Аристотель на о. Евбея в 322 г.до н. э.
Аристотеля заслуженно называют энциклопедистом Древней Греции. Его работы охватывают почти все известные тогда области знания. Аристотель является основоположником ряда наук: логики, психологии, биологии, политологии, экономики, истории, философии и др.
Аристотель первым предложил и систему классификации наук:
Основные труды: Работы по философии были объединены в единую книгу, которая получила название «Метафизика». Относительно некоторых других работ существуют сомнения в авторстве Аристотеля – возможно, они принадлежат его ученикам.
Философские воззрения: Работы по философии были объединены в единую книгу, которая получила название «Метафизика». Относительно некоторых других работ существуют сомнения в авторстве Аристотеля – возможно, они принадлежат его ученикам.
.
Учение о бытии: Аристотель является дуалистом: он признает существование двух самостоятельных первоначал – материи и формы. Но от них необходимо отличать первоматерию и первоформу. Первоматерия – это бесформенное неопределенно вещество, непознаваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех вещах. Сама по себе Первоматерия пассивна, безжизненна, не способна ничего породить; она является вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникновения вещей, она же – источник случайности, множественности, возникновения и уничтожения вещей. Любая возникающая вещь обретает существование (становится действительностью) только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю.
Аристотелевское понятие «формы» близко к платоновскому понятию «идеи». Форма – это некая идеальная сущность вещи – видовая или родовая, но не индивидуальная. Форма – это общая сущность для множества предметов одного типа.
Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступает как материя.
Форма любой существующей вещи является по отношению к этой вещи:
• ее сущностью
• источником движения
• причиной
• целью
Первоформа – выступает у Аристотеля в качестве высшей степени всего бытия, перводвигателя, первопричины и высшей и цели. Но Первоформа – это еще и некий Мировой ум, мыслящий сам себя.
Гносеология: Любовь к знанию – прирожденное свойство как людей, так и животных. Так как формы бытия и мышления аналогичны, то человек в состоянии познать мир. Процесс познания, по Аристотелю, состоит из 4-з стадий:
Стадии познания | Предмет познания |
Чувственное восприятие: Отдельных вещей и их свойств | Конкретные единичные вещи |
Опыт – несколько воспоминаний об одном и том же предмете | Множество конкретных единичных вещей |
Искусство (технэ) – знание сущности множества вещей | То общее, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы |
Философия (наука) – высшей из которых является первая философия, т.е. метафизика | Высшие формы, первопричины и высшие цели всего сущего |
Знать, по Аристотелю, - значит прежде всего знать общее (формы, универсалии), а также причины сущего. Но это постигается только разумом, а не чувствами.
Физика (вторая философия). Природа в целом понимается как единый живой организм, где «одно возникает ради другого».
Психология. Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с материей, а с другой – с богом. Все живое и только оно обладает душой. Различаются три вида душ:
растительная – осуществляющая функции питания, роста, и умирания;
животная – осуществляющая функции ощущения, удовольствия и неудовольствия, а также функцию движения;
разумная – осуществляющая интеллектуальные функции рассуждения и размышления.
Растения обладают только растительной душой, животные - растительной и животной, человек – всеми тремя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животные души не отделима от тела – как у растений и животных, так и у человека. Но возможно, что разумная душа может существовать и отделившись от тела.
Аристотель отвергал учение о переселении душ.
Политика. Государство является естественным образованием (подобным живому организму), человек – это политическое животное. Высшая цель государства (полиса), как и отдельного человека, состоит в «счастливой и прекрасной жизни». Отсюда главной задачей государство является воспитание добродетельных граждан. Известно, что Аристотель изучил и описал более 150 форм правления, бытовавших в то время. Лучшей формой правления он считал «политию», где нет резкой поляризации бедных и богатых; к худшим он относил тиранию и крайнюю демократию.
Физический труд – удел рабов, рабство существует «от природы», и рабами должны быть в основном варвары (не греки). Дело свободного человека – интеллектуальная, политическая и эстетическая деятельность.
Эллинистический период античной философии охватывает сер.IV в. до н.э. и до конца античной эпохи.
В эпоху Эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие философских учений предшествующих периодов (неопифагореизм, неоплатонизм и т.д.), а с другой – на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (кинизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и т.д.).
Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Но решить вопрос о том, как должен вести себя человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этических проблем был неразрывно связан с учениями о природе.
Источники | Философское направление | Виднейшие представители |
Софистика Элеаты Демокрит Платон | Скептицизм | Пирон Секст Эмпирик |
Гераклит Кинизм | Стоицизм | Зенон из Китиона Сенека Марк Аврелий |
Демокрит | Эпикуреизм | Эпикур Секст Эмпирик |
Сократ | Кинизм | Антисфен, Диоген Синопский, Кратет |
Пифагор | Пифагореизм, Неопифагореизм | Филолай, Ликон |
Аристотель | Аристотелизм (перипатеизм) | Теофраст |
Платон | Платонизм | Плутарх Афинский |
Платонизм Пифагореизм | Неоплатонизм | Плотин, Порфирий, Ямфлих, Прокл |
Скептицизм.
Термин «скептицизм» происходит от древнегреческого слова «скепсис», что может быть переведено как «рассматривание, разбор, колебание».
Скептицизм – это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания. Основоположником античного скептицизма считается Пирон; а виднейшим представителем скептицизма в римской философии – Секст Эмпирик.
Пиррон
(360 – 270 до н.э.)
Родился в городе Элиде.
Пиррон настолько последовательно придерживался, характерного для скептицизма универсального принципа сомнения, что даже на вопрос: «Пиррон ты умер?» - отвечал: «Не знаю».
Основные труды. Пиррон из принципа ничего не писал.
Философские воззрения. Центральная проблема философии Пиррона: как человеку стать счастливым? Для её решения Пиррон считал достаточно ответить на три вопроса:
- Что есть то, что нас окружает?
- Как мы должны к этому окружающему относится?
- Что следует из должного отношения?
Ответ на первый вопрос: Рассматривая всю предшествующую ему философию, Пиррон вполне справедливо указывает, что различные мудрецы по-разному объясняли происхождение и сущность мира и невозможно предпочесть одну точку зрения другой. Всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то».
Отсюда следует ответ на второй вопрос: Мы должны воздерживаться от каких-либо суждений обо всем, существующем в этом мире.
Отсюда следует ответ на третий вопрос: Полнейшая невозмутимость, бесстрастность, безмятежность (атараксия), т.е. счастье.
Стоицизм.
Название Школы «стоицизм» («стоики») произошло от названия портика «Стоя» («Пестрый зал») в Афинах, где собирались первые стоики. Школа была основана около 300 года до н.э. Зеноном из Китиона.
Три периода в истории стоицизма:
Название периода | Время | Крупнейшие представители |
Древняя стоя | III – II вв. до н.э. | Зенон, Клеанф, Христипп |
Средняя стоя | II – I вв. до н.э. | Панетий, Посийдоний |
Поздняя стоя | I – II вв. н.э. | Сенека, Марк Аврелий |
Основные труды. До нас дошли только отдельные фрагменты сочинений стоиков начальных периодов. Но сохранилось большое количество работ Сенеки, важнейшая из которых – «Нравственные письма к Луцилию», и сочинение императора Марка Аврелия «Наедине с собой».
Философские воззрения. Классификация наук. Стоики делили науки на логику, физику (натурфилософию) и этику, сравнивая их с садом или яйцом.
Так, логика – это ограда сада, деревья – физика, а плоды на деревьях – этика. Логика - устраняя заблуждения, учит мыслить так, как необходимо философу, поэтому необходимо знать логику, жить надо сообразно природе – отсюда необходимо знать физику. Этика – это высшая наука, так как учит нас достойному поведению.
Логика и гносеология. Стоики опирались на аристотелевскую логику, обогатив ее своими исследованиями в области языка.
Источник любого знания – ощущения. Накапливаясь в нашей памяти, ощущения и восприятия позволяют нам сравнивать черты сходства и различия объектов, выделять их существенные признаки и тем самым обосновывать понятия. Отсюда понятия (общее) не имеют самостоятельного существования вне ума, реально существуют только единичные вещи.
Физика. Космос – живое, разумное и материальное целое сферической формы и находящееся в пустоте. В едином мире различались два начала: пассивное материальное и активное идеальное – всепроникающий сперматический логос (Бог).
Космология и космогония. Саморазвитие мира, происходит циклично, каждый цикл заканчивается Мировым пожаром, когда все существующее воспламеняется и становится огнём. В начале нового цикла творческий логос-огонь, содержащий в себе семена всех вещей, порождает из себя 4 стихии, а из них все тала в мире. Космология принимается аристотелевская.
Но при этом считается, что творческий огонь в соединении с воздухом составляет «огненное дыхание» (пневму), которая принизывает весь мир и связывает его в единое целое.
Логос устраивает мир целесообразно, где все части имеют свое предназначение (телеологизм). Логос же является и природным законом, управляющим мировым развитием и тем самым судьбой, рассматриваемой как цепь причин всего происходящего в мире (детерминизм). В позднем стоицизме судьба и необходимость отождествляются (фатализм).
Антропология. Человек, как и весь космос, состоит их четырех стихий: тело – из Земли и Воды, а душа – из Воздуха и Огня (пнемы). Огненная часть души – разум – есть часть мирового разума, а душа – часть мировой души. Душа смертна, но души мудрецов могут существовать после смерти тела до очередного мирового пожара.
Этика. Конечная цель человеческой жизни – счастье. Счастье понимается как жизнь согласно природе (логосу), и только такая жизнь является добродетельной. Идеалом стоиков является мудрец достигший добродетели и бесстастия, добровольно следующий судьбе, жизнь которого и душевное состояние не зависят от внешних обстоятельств (примером считался Сократ). Стоики разработали ряд аргументов, объясняющих существование в мире зала и тем самым играющим роль теодицеи[7] – оправдания Бога.
Аргументы, оправдывающие существование в мире зла.
Этический | Зло нужно для того, чтобы мудрецы могли в терпении и добродетели. |
Физический | Бог не всемогущ, его воля постоянно наталкивается на слепую необходимость природы, которая стихийно противится промыслу Бога. |
Космологический | То, что для части является злом, может быть добром для целого. |
Логический | Если бы не существовало зла, то не было бы и добра. |
Эпикуреизм.
Эпикуреизм – философское направление, названное по имени его основоположника Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в римской философии – Тит Лукреций Кар (99 – 55 гг. до н.э.), поэма которого «О природе вещей» является в настоящее время основным источником сведений об эпикуреизме. Эпикуреизм в целом можно охарактеризовать как атомизм эллинистической эпохи.
Эпикур
(342 – 270 до н.э.)
Родился на острове Самос. С 14 лет начал активно заниматься наукой и философией. В 18 лет приехал в Афины, затем переехал в Малую Азию.
В 307 г. до н.э. вернулся в Афины и основал школу «Сад Эпикура». На воротах была надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо - наслаждение».
Философия Эпикура представляет собой развитие античного атомизма, но сам Эпикур отрицал влияние Демокрита на своё философское учение.
Основные труды: Эпикур написал около 300 книг, но сохранилось лишь несколько писем и фрагментов. В основном учение Эпикура известно по поэме Лукреция «О природе вещей».
Философские воззрения: Главная цель философии – достижение счастья.
Классификация наук. Эпикур делил науки на физику, гносеологию (в терминологии Эпикура - канонику) и этику. «Без естествознания нельзя приобрести неомраченные наслаждения», - говорил Эпикур, отсюда необходимость изучение природы.
Физика. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Количество атомов бесконечно, но количество их видов ограничено, хотя и необозримо. Атомы различаются не только по форме, размерами и положению (как это было у Демокрита), но еще и по весу. Пустота бесконечна, но она не одинакова во всех направлениях, так как атомы падают сверху вниз.
Эпикура не устраивает фатализм Демокрита, следующий из тезиса о причинной обусловленности всех явлений (детерминизм). Чтобы обосновать возможность свободы воли у человека, Эпикур допускает, что при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться, а это приводит к столкновениям атомов и порождает случайность (индетерминизм).
Все существующие в мире вещи возникают и разрушаются, но атомы вечны и неизменны.
Гносеология (каноника).от всех вещей постоянно идет истечение их образов (разреженных копий). Образы предметов проникают в наши органы чувств и возникают ощущения.
Вещи постигаются посредством души, состоящей из особо тонких и подвижных атомов. Так как душа «разлита» по всему телу, то ощущения вызывают движения частиц души, находящиеся поблизости, а те передают его другим. Образ предмета в душе остается в мысли. Память есть сохранение этого образа; процесс познания состоит в мысленном сравнении одного образа с другим. При этом индивидуальные черты объектов стираются, остается общее – именно так образуются понятия.
Этика. Высшее благо в жизни – наслаждение. Наслаждение, прежде всего, есть отсутствие страданий (а вовсе не чувственные удовольствия!). лучшее средство для этого – самоустраниться от всех волнений и тревог, от общественных и государственных дел, максимальная независимость от внешних условий, отказ от необходимых желаний. Желания делятся на несколько категорий:
Виды желаний | Примеры | Должное отношение |
Естественные и необходимые | Простая еда, питье, одежда и т.п. Дружба, занятие науками | Необходимо удовлетворять |
Естественные, но не необходимые | Половая жизнь | Удовлетворять умеренно |
Не естественные и не необходимые | Предметы роскоши, изысканная еда и т.п. Почет слава | Полный отказ |
Кинизм.
Название школы произошло от названия холма в Афинах.
Основоположник кинизма – Антисфен (444 – 368 гг. до н.э.), который сначала учился у софиста Горгия, а затем - у Сократа.
Самый знаменитый киник – Диоген Синопский (400 – 323 гг. до н.э.) – ученик Антисфена; часто именно Диогена называют истинным основоположником кинизма.
Основные труды. Ни одна работа киников до нас не дошла. Известны только отдельные фрагменты из них.
Школа киников:
Горгий
Сократ Антисфен Диоген Синопский Кратет
Онесикрит Метрокл
Гиппархия
Бион Борисфенский
Философские воззрения. Киники не стремились к построению и законченной теории бытия, теории познания и т.п. Их целью было воплощение их философских идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического» образа жизни. Их философия – философия отщепенцев, которые сомнительно ставили себя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы поведения, бравировав этим и возводив такое поведение в принцип. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, - духовной свободы, независимости от мира и других людей.
Они презирали знатность и богатство, считая последнее аморальным и «с наслаждением презирали самое наслаждение», пренебрегали образованностью и воспитанием.
Отношение к Богам. Киники не отрицали существование Богов, но считали, что у них ничего не надо просить, чтобы не утратить свою независимость.
Судьба учения. Учение киников во многом повлияло на этику стоиков; презрение к материальным благам и образ жизни киников способствовал становлению христианских идеалов аскетизма.
Подводя итоги развития греческой философии раннего и классического периодов, можно отметить формирование трех направлений в философии, сыгравших значительную роль во всей истории философии.
Однако во многих случаях принадлежность к монизму, дуализму и плюрализму была строгой, что хорошо видно из следующей схемы. Тем не менее, в силу традиции многое философы безоговорочно причисляются к определенному направлению.
Материальные первоначала Идеальные первоначала
Фалес
Анаксимен
Гераклит Эмпедокл
Ксенофан
Анаксимандр
Пифагор
Анаксагор
Парменид
Зенон
Левкипп
Демокрит
Платон
Аристотель
Схема. Виды первоначал в древнегреческой философии.
Этика
Физика
Логика
Эпоха Античности
«Наивный» идеализм:
Пифагор
Парменид
Зенон
«Наивный», или стихийный материализм:
Фалес
Анаксимен
Гераклит
Ксенофан
Эмпедокл
Объективный идеализм:
Сократ (?)
Платон
Новое время
Декарт
Кант
Шеллинг
Гегель
Дидро
Фейербах
Маркс
Дуализм:
Анаксагор
Аристотель
Материализм:
Левкипп
Демокрит
Вода
Воздух
Любовь
Огонь
Вражда
Земля
Айперон
Числа
Гомеомерии
Нус (Ум)
Бытие = Мышление
Атомы и пустота
Идеи
Ум-Демиург
Материя (Хора)
Материя
Форма
[1] В данном случае термин «диалектика» используется в современном смысле, т.е. как учение о постоянной и принципиальной изменчивости, подвижности мира.
[2]2 Пифагору приписывается доказательство «теоремы Пифагора» и превращение математики из эмпирической в теоретическую науку; также он внес свой вклад в развитие астрономии.
От периода эллинизма до нас дошёл ряд легенд о Пифагоре, например, что у него было золотое бедро, что его одновременно видели в двух разных городах, что Пифагор помнил свои предыдущие рождения и его первое воплощение на земле было в виде сына бога Гермеса.
[3] Сохранилась легенда о том, как Пифагор пришел к этой идее. Однажды он проходил мимо кузницы и заметил, что неодинаковые по весу молоты, ударяясь о наковальню, издают звуки разной высоты. Эта зависимость может быть выражена числами, следовательно, «число владеет вещами».
[4] Понятие – это форма мышления, в которой мы по существенным признакам выделяет группу объектов, отвлекаясь при этом от индивидуальных свойств этих объектов.
[5] «Телео» на древнегреческом языке означает «цель». Телеология – философское учение, в котором утверждается целесообразное устройство мира, при котором все исходящее в мире трактуется как соответствующее каким-то природным или божественным целям.
[6] Название «Ликей» возникло потому, что школа располагалась в роще, посвященной Апполону Ликейскому (Волчьему).
[7] Сам термин «теодицея» был введен в философию Лейбницем в XVIII веке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/06/picture-765065-1457280909.jpg)
Учебное пособие-конспект лекций по ПМ.01 тема 4.2 Защита газопроводов от коррозии
Учебное пособие содержит полный курс лекций по ПМ.01 т.4.2. Защита газопроводов от коррозии, в пособии приведены современные схемы защиты газопроводов от коррозии с описанием их работы....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/19/picture-1189991-1574147982.jpg)
Конспект-лекций по БЖД по теме "Защита от аварий ( катастроф) на производственных об\'єктах "
Конспект -лекций предназначен для проведения лекций, классно-групповых и практических занятий со студентами СПО по учебной дисциплине " Безопасность жизнедеятельность", а также для сам...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/29/picture-1219352-1653812155.jpg)
Методическая разработка открытого урока преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "Основы философии на тему "Античная философия"
Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях по философии, а также уроках МХК....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-594043-1424031013.jpg)
Конспекты лекций По дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии Раздел 1 Великие философы мира
Данное методическое пособие представляет собой курс лекций по основным темам Раздела 1 Великие философы мира, раскрывающий основные направления развития философской мысли и взгляды их представителей. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-594043-1424031013.jpg)
Конспект лекций по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии. Раздел 2 Философия - как учение о мире и бытии
Данное методическое пособие представляет собой курс лекций по основным темам Раздела 2 Философия - как учение о мире и бытии. Содержание лекционного материала раскрывает основные философские проблемы ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-594043-1424031013.jpg)
Конспект лекций по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии. Раздел 3 Человек - как главная философская проблема
Данное учебно-методическое пособие представляет собой курс лекций по дисциплине ОГСЭ,01 Основы философии по основным темам Раздела 3 Человек - как главная философская проблема. Содержание лекционного ...