РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
рабочая программа

Рабочая  программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – разработана  в соответствии с ФГОС по  специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, входящей в укрупненную группу специальностей  38.00.00  Экономика и управление,  в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Оценка конкурентоспособности товаров и услуг и соответствующих профессиональных компетенций 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 «Байкальский колледж туризма и сервиса»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора __________

                                                             от «_____»сентября 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ 01 ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВО – СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Уровень: базовый

Код специальности: 38. 02. 04 Коммерция (по отраслям)

Профиль: социально – экономический 

Форма обучения: очная

Срок освоения: 2 года 10мес.

Улан-Удэ 2018

При разработке рабочей программы профессионального модуля  в основу положены:

  1. ФГОС СПО по специальности: 38.02.04  Коммерция (по отраслям), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 15.05.2014г.. № 539.

Рабочая программа профессионального модуля  рассмотрена и одобрена на заседании

ПЦК сервиса и торговли  от «_____» сентября 2018г., протокол № 1

Председатель ПЦК «__________________»                          

Методист:                                                                                  

Согласовано:

Заместитель директора по УВР:                        /Т.Ю. Гужвина/

Разработчик:

Преподаватель профессионального цикла:                                 /А.И. Дуба/

 

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю: Зам. директора по организации учебной, методической работы

                          / Т.Ю. Гужвина/ _____ сентября 2018г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2018 – 2019 учебном году на заседании ПЦК «Сервиса и торговли»

Протокол от «______»сентября 2018 г.

Председатель ПЦК «_______________»                              

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

19

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

22

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью

1.1. Область применения рабочей  программы

Рабочая  программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью  основной программы подготовки специалистов средненго звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) СПО, входящей в укрупненную группу специальностей 38,00 00 Экономика и управление в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.

2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.

3. Принимать товары по количеству и качеству.

4. Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли.

5. Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.

6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.

7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.

9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков.

10. Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование.

Рабочая  программа профессионального модуля может быть использована для профессиональной подготовки и переподготовки по должностям служащих Менеджер по продажам    Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:  

- приемки товаров по количеству и качеству;

- составления договоров;

- установления коммерческих связей;

- соблюдения правил торговли;

- выполнения технологических операций по подготовке товаров к продаже, их выкладке и реализации;

- эксплуатации оборудования в соответствии с назначением и соблюдения правил охраны труда.

уметь:

- устанавливать коммерческие связи, заключать договора и контролировать их выполнение;

- управлять товарными запасами и потоками;

- обеспечивать товародвижение и принимать товары по количеству и качеству;

- оказывать услуги розничной торговли с соблюдением Правил торговли, действующего законодательства, санитарно-эпидемиологических требований к организациям розничной торговли; 

-  устанавливать вид и тип организаций розничной и оптовой торговли;

- эксплуатировать торгово-технологическое оборудование;

- применять правила охраны труда, экстренные способы оказания помощи пострадавшим, использовать противопожарную технику.

знать:

- составные элементы коммерческой деятельности: цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, виды коммерческой деятельности;

- государственное регулирование коммерческой деятельности;

- инфраструктуру, средства, методы, инновации в коммерции;

- организацию торговли в организациях оптовой и розничной торговли, их классификацию;

- услуги оптовой и розничной торговли: основные и дополнительные;

- правила торговли;

- классификацию торгово-технологического оборудования, правила его       эксплуатации;

- организационные и правовые нормы охраны труда;

- причины возникновения, способы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости, принимаемые меры при их возникновении;

- технику безопасности условий труда, пожарную безопасность.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

всего – 465  часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 310 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 310 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 105 часов;

учебной и производственной практики – 72 часа

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1

Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.

ПК  2

На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.

ПК 3

Принимать товары по количеству и качеству.

ПК 4

Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли.

ПК 5

Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.

ПК 6

Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.

ПК 7

Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

ПК 8

Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.

ПК 9

Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков.

ПК 10

Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 12

Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ПК 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9

Раздел 1.  Осуществление организации коммерческой деятельности на предприятии

159

99

49

20

48

12

-

ПК. 2, 3, 4, 5

Раздел 2. Осуществление организации торговли на предприятии

172

108

46

52

12

-

ПК 10

Раздел 3.  Осуществление технического оснащения торговых организаций и охраны труда

165

102

51

51

12

-

Производственная практика

36

36

Всего:

532

309

151

36

36

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.  

Осуществление организации коммерческой деятельности на предприятии

100

МДК 1. Организация коммерческой деятельности

100

Тема 1.1.  

Сущность и содержание коммерческой деятельности

Содержание

4

1.

Понятие, предмет и метод коммерческой деятельности. Междисциплинарные связи.  Государственное регулирование торговли.

1

2

 2.

Классификация субъектов коммерческой деятельности. Правовая и нормативная база коммерческой деятельности.

Объекты коммерческой деятельности. Организационно – правовые формы субъектов коммерческой деятельности.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

4

1.

Регистрация предприятия

Тема 1.2.   Коммерческий риск и его эффективность

Содержание

4

1.

Определение коммерческого риска.  Виды рисков.

1

2

2.

Методы определения рисков.  Способы уменьшения рисков. Риски, страхуемые в страховых компаниях.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

4

1.

 Определение эффективности коммерческой деятельности. Определение  финансово-экономических показателей.

2.

Определение  и распознавание  коммерческих рисков.

Тема 1.3  Информационное обеспечение коммерческой деятельности.

Содержание

2

1.

Нормативные акты, регулирующие правоотношения, связанные с поиском,  получением и передачей информации.

1

1

  2.

Понятия и виды информации.  Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Информационные ресурсы. Закон РФ «О государственной тайне».

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

2

1.

Определение  формы проявления коммерческой тайны

Применение основных способов  защиты коммерческой тайны.

Тема 1.4.    Розничная торговля: сущность и особенности

Содержание

2

1

2

3

2

1.

Инфраструктура розничной и оптовой торговли. Договор купли-продажи. Договор купли-продажи товаров в кредит.

 2

Требования социального назначения услуги.

3

Безопасность услуг торговли.

4

Методы качества и контроля услуг.

Лабораторные работы не предусмотрены 

-

Практические занятия:

4

1

Оформление  договора купли-продажи. Оформление договора купли-продажи товаров в кредит.

Тема 1.5.  Методы стимулирования продаж товаров

Содержание

2

1

2

3

3

2

1.

Стимулирование продаж.

 2

Продажа товаров со скидкой.

3

Продажа товаров по сниженным ценам

4

Дегустация товаров.

5

Алгоритм проведения акций

Лабораторные работы  не предусмотрены

-

Практические занятия:

2

1

Продажа товаров по сниженным ценам. Дегустация товаров.

Тема 1.6.  Коммерческая работа по оптовым закупкам и продаже товаров

Содержание

6

2

2

2

2

2

1.

Операции закупочной работы.

 2

Порядок установления хозяйственных связей закупочной работы.

3

Выбор поставщиков – изготовителей.

4

Договор поставки. Примерные  формы договора поставки.

5

Правила об исчислении убытков, возникающих при расторжении договора поставки.

Лабораторные работы  не предусмотрены

-

 

Практические занятия не предусмотрены 

-

Тема 1.7. Особенности договора поставки, порядок его заключения, изменения и расторжения

Содержание

4

2

3

2

2

2

1.

Структура и содержание договора поставки.

2

Реквизиты, преамбула, предмет договора, сроки и порядок поставки.

3

Качество, комплектность, упаковка и маркировка.

4

Цена и порядок расчетов, ответственность сторон.

5

Изменение и расторжение договора, разрешение споров.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия:

4

1

 Заключение договора на поставку товаров.

Тема 1.8.  Организация закупок товаров на оптовых ярмарках

Содержание

2

1

2

1.

Классификация выставок, ярмарок.

2.

Организаторы, участники, посетители ярмарок.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия  

4

1

Организация и проведение ярмарочных торгов

Тема 1.9.

Организация оптовых закупок товаров на товарных биржах.

Содержание

6

2

1

2

1.

Виды биржевых сделок (форвардные, фьючерсные, опционные).

2

Правила биржевой торговли.

3

Договор на брокерское обслуживание. Обязанности брокера.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические  занятия:

4

1

Алгоритм проведения биржевых сделок  

2

Оформление договора на брокерское обслуживание

Тема 1.10. Организация проведения аукционных торгов

Содержание

4

1

2

2

1

Общий порядок организации и  проведения торгов.

2

Формы торгов (аукцион, конкурс или тендер).

3

Порядок оформления аукционной сделки.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия:

4

1

Организация проведения аукционных торгов

Тема 1.11. Товарные знаки

Содержание

4

1

2

2

2

2

1

Назначение, виды и правовая охрана товарных знаков. Правовая охрана товарного знака. Виды товарных знаков. Разновидности товарных знаков.

2

Регистрация товарных знаков. Порядок регистрации товарного знака. Порядок подачи заявки. Перечень документов. Сроки регистрации товарного знака.

3

Использование и прекращение правовой охраны товарных знаков. Использование товарного знака.

4

Экологические знаки, применяемые для маркировки товаров.

5

Назначение знака, национальные знаки соответствия, манипуляционные знаки, символы, их обозначения.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия:

4

1

Оформление  регистрации товарного знака.

Тема 1.12. Договоры в коммерческой деятельности

Содержание

4

1

2

2

1

Виды сделок. Доверенность – определение, порядок оформления. Публичный договор.  

2

Существенные условия заключения договора. Порядок заключения договора в письменной форме. Оферта, порядок оформления.  Порядок изменения и расторжения договора.

3

Виды договоров, применяемых в коммерческой деятельности.

Правовые аспекты взаимоотношений субъектов коммерческой деятельности

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия:

4

1

Оформление следующих видов договоров: договор купли– продажи; договор  розничной купли – продажи;  договор поставки;  договор контрактации; договор мены; - договор аренды, перевозки груза, транспортной экспедиции;  кредитный договор;  договор коммерческой концессии.

Тема 1.13.  Формирование ассортимента , управление товарными запасами

Содержание

2

1

2

1

Виды покупательского спроса и задачи его изучения. Учет неудовлетворенного спроса. Учет реализованного спроса. Изучение формирующегося спроса.

2

Особенности формирования ассортимента, управление товарными запасами. Факторы, определяющие спрос населения. Особенности формирования ассортимента. Порядок управления товарными запасами.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия:

4

1

Расчет коэффициентов полноты, стабильности, порядок учета товаров на складах. Разработка  ассортиментного перечня.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. 

Составление конспекта по теме: Сущность закупочной работы.

Составление таблицы – Хозяйственные связи в торговле.

Составление конспекта по темам: Изучение и поиск коммерческих партнеров по закупке товаров.  Порядок прогнозирования спроса

Составление конспекта по теме: Оптовая продажа товаров. Ее роль, задачи.

Выполнение реферата по теме:  Товарные знаки, их правовая защита.

48

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы  

1. Составление схемы: Инфраструктура розничной торговли

2. Работа с ФЗ № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью»

3. Работа с ФЗ № 208 «Об акционерных обществах»

4. Работа с ФЗ № 52 «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»

5. . Работа с ФЗ № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

6. Работа с ФЗ № 184 «О техническом регулировании»

7. Работа с ФЗ № 54 «О применении контрольно – кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт »

8. Работа с ФЗ № 108 «О рекламе»

9. Работа с ФЗ № 2300 – 1 «О защите прав потребителей»

10. Работа с ФЗ № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

12. Составление таблицы: Ответственность за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

13. Составление схемы: Структура коммерческой службы организация оптовой торговли

14. Изучение этических принципов предпринимательства

15. Работа с ФЗ №  5485 – 1 «О государственной тайне»

16. Составление таблицы: Первичная учетная документация по учету торговых операций

17. Работа с ГОСТ Р 51121 – 97 «Товары непродовольственные . Информация для потребителя. Общие требования»

18. Изучить структуру штрихового кода

19. Работа с ГОСТ 14192 – 96 «Маркировка грузов»

20. Работа с ГОСТ Р 51474 -99 «Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами»

21. Работа с ФЗ №  3520 – 1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров »

22. Составление таблицы: Операции, выполняемые на различных этапах коммерческой деятельности 

Учебная практика

Виды работ:

Разработка и проведение конкурсов, тендеров, аукционов.

Регистрация товарных знаков и заключение договоров, применяемых в коммерческой деятельности

Решение статистических и логистических задач.

Разработка и проведение деловых совещаний, переговоров.

36 + ПП 36 часов

Раздел 2.  Осуществление организации торговли на предприятии

108

МДК 2.  Осуществление организации

торговли на предприятии

108

Тема 2.1   Сущность торговли.

Содержание

4

1.

Предприятия розничной торговой сети, их виды.  

1

1

2.

3.

Сущность торговли, формы, их собственности в условиях рыночной экономики.

Расчет площади торгового зала

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия:

14

1.

Планировка магазина

2.

Расчет площади торгового зала

Тема 2.2.   Специализация и типизация магазинов

Содержание

10

1

2

1.

Определение специализации и типизации розничных торговых предприятий.

2

Классификация специализации. С учетом товарной специализации магазины делят на группы: специализированные, комбинированные, смешанные, универсальные.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия:

2

1.

 Специализация и типизация магазинов

Тема 2.3.  Основные   принципы  размещения   розничной торговой сети.

Содержание

4

2

2

1

Равномерность, групповое размещение торговой сети, магазины местного назначения, магазины городского значения, универмаг, гастроном, специализированные магазины по торговле продовольственными и непродовольственными товарами, архитектурный ансамбль.

2

Принципы размещения розничной торговой сети, применять требования к размещению торговой сети.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия:

2

1

Изучение основных   принципов  размещения   розничной торговой сети.

Тема 2.4.  Устройство и планировка магазинов.  Основные требования к устройству и планировке магазинов.

Содержание

4

2

1

Встроенные магазины, встроено-пристроенные торговые комплексы, технологические, архитектурно-строительные, экономические, санитарно-гигиенические требования, помещения для приемки товаров, технические помещения, административно-бытовые, планировка торгового зала, установочная площадь, площадь под узлами расчета, площадь для покупателя, площадь для выкладки товаров, линейная планировка, боксовая планировка.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия не предусмотрены

-

Тема 2.5.  Сущность, основные требования, предъявляемые к организации товарного снабжения, источники поступления товаров

Содержание

6

2

2

2

1

Определение товароснабжения.

2

Основные принципы товароснабжения: планомерность, ритмичность,    оперативность,   экономичность,   технологичность, кратчайший путь движения товаров, звенность товародвижения, количество завозимых товаров

3

Источник поступления товаров, оптовые предприятия, оптовые посредники, внешнеэкономическая поставка от зарубежных фирм. Положение о поставках товаров народного потребления, договор поставки, транзитная, складская формы товародвижения, канал продвижения, прямой и косвенный каналы товародвижения, ширина канала товародвижения, договор поставки

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия:

2

1

Изучение основных принципов товароснабжения

Тема 2.6.  Организация централизованной доставки товаров в магазин

Содержание

4

1

2

2

1

Функция      товароснабжения, централизованная и децентрализованная розничная сеть.

2

График доставки, частота завоза, линейный график, кольцевой график, тара-оборудование, контейнерная доставка, норма централизованной доставки

3

Диспетчерская служба.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия:

2

1

Товароснабжение магазинов.

Тема 2.7.  Тара и тарные операции. 2 се6местр

Содержание

4

2

2

1

1.

Назначение тары, ее виды и классификация. Основные виды тары. Ассортимент тары, используемой для размещения товаров.

2

Приемка тары, хранение, порядок и сроки возврата тары.

3

Алгоритм приемки тары, порядок и сроки возврата тары.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия:

2

1

Перемещение тары и тарные операции в магазине.

Тема 2.8.  Технология приемки товаров в магазине

Содержание

4

2

2

1

Приемка товаров по количеству.  Этапы приемки товаров по количеству. Выявление недостачи или излишек товаров, применение мер разбора пересортицы. Порядок приемки при несоответствии. Сформировать комиссию по приемке товаров по количеству. Сроки приемки товаров. Инструкция П -7

2

Приемка товаров по качеству.  Этапы приемки товаров по количеству. Выявление недостачи или излишек товаров, применение мер разбора пересортицы. Порядок приемки при несоответствии. Сформировать комиссию по приемке товаров по количеству. Сроки приемки товаров. Инструкция П – 6. Особенности приемки основных групп товаров.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия Сущность, основные требования предъявляемые к организации товарного снабжения, источники поступления товаров

Изучение основных признаков товароснабжения

12

Тема 2. 9  Технологические процессы в торговле

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Государственная торговля, муниципальная форма собственности, потребительская кооперация, рыночная торговля, частная форма, партнерства, кооперативы.

Предварительная подготовка товаров к продаже, фасовка товаров, оберточная бумага, отходы - ликвидные, неликвидные, образец, ярлык, розничная цена

Ассортиментный перечень, нормативно-правовые акты.

Организация    продажи    товаров традиционными методами.  

Организация    продажи    товаров  различными методами.

Размещение и выкладка товаров в торговом зале.

16

2

2

2

2

2

2

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические  занятия:

16

1.

2.

3.

4.

Приемка товаров по качеству и количеству.

Подготовка продовольственных товаров к продаже.

Правила работы магазина, правила работы с товарами.

Подготовка товаров к продаже, продажа товаров.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. 

Составление таблицы – Задачи розничной торговли на современном этапе.

 Составление конспекта по теме: Сущность розничной  работы.

Составление таблицы – Инфраструктура розничной торговли.

Составление конспекта по темам: Планировка торгового предприятия.  Изучение СанПин,

Выполнение реферата по теме: Приемка товара по качеству и количеству; История развития розничной торговли.

52

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы  

- Составление конспектов по темам:

«Приемка товаров по качеству и количеству», «Ассортиментный перечень, нормативно-правовые акты», «Этапы приемки товаров по количеству», «Выявление недостачи или излишек товаров, применение мер разбора пересортицы», «Порядок приемки при несоответствии».

- Составление алгоритма формирования комиссии по приемке товаров по количеству и качеству. Сроки приемки товаров. Изучение инструкции П -7, инструкция П – 6.

Учебная практика

Виды работ

- Определение специализации и типизации торговых предприятий;

- Организация и порядок доставки товара в торговые предприятия;

- Подготовка товара к продаже и продажа товаров.

18

Раздел   3.  Осуществление технического оснащения торговых организаций и охраны труда

102

МДК  3.  Техническое оснащение торговых организаций и охраны труда

16

Тема 3.1. Классификация, назначение отдельных видов торгового оборудования 

Содержание

5

1.

Классификация  немеханического, механического оборудования.

1

2

2

2.

Классификация холодильного оборудования.

3.

Классификация подъемно-транспортного оборудования.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия:

5

1.

Изучение типа и вида торгового оборудования

2.

Маркировка торгового оборудования

Тема 3.2.  Технические требования, предъявляемые к торговому оборудованию.

Содержание

1.

 Технические требования, предъявляемые к механическому и немеханическому оборудованию.

46

1

 2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

2.

Технические требования, предъявляемые к холодильному оборудованию.

3.

Типовые правила эксплуатации   механического и немеханического оборудования.

4.

Типовые правила эксплуатации холодильного оборудования.

5.

Типовые правила эксплуатации весоизмерительного и контрольно-кассового оборудования.

6.

Государственный контроль и надзор за весоизмерительным оборудованием.  Поверка весоизмерительного оборудования.

7.

Правила пользования мерами объема и длины.

8.

Положение по применению контрольно - кассовых машин и весоизмерительной техники.

9.

Правила безопасности труда при эксплуатации механического и немеханического оборудования.

10.

Противопожарный инвентарь.

11.

Меры безопасности при эксплуатации контрольно-кассовых машин.

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия:

46

1.

Паспортизация контрольно-кассовых машин.

2.

Применение в технологическом процессе механического и немеханического оборудования

3.

Эксплуатация   в технологическом процессе   контрольно-кассового оборудования.

4.

Эксплуатирование механического и немеханического оборудования  в соответствии с  правилами техники безопасности.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3. 

- Составление конспектов занятий,  подбор учебной и специальной литературы по темам: «Немеханическое оборудование», «Механическое оборудование», «Весоизмерительное оборудование». «Контрольно-кассовое оборудование».

- Подготовка к практическим работам:

а) Выполнение работ на электронном весоизмерительном оборудовании;

б) Выполнение последовательных операций при работе на контрольно-кассовом оборудовании.

51

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы  

- Составление конспектов занятий,  подбор учебной и специальной литературы по вопросам: «Подбор и расстановка немеханического оборудования в торговом зале», «Изучение марок, видов подъемно-транспортного оборудования».

- Подготовка и выполнение заданий к практическим работам:

а) Составление алгоритма установки весов по уровню.

б) Составление алгоритма снятия Z – отчета и заполнение книги кассира-операциониста.

Учебная практика

Виды работ

- Отработка навыков  работы на торговом немеханическом оборудовании

- Отработка навыков  работы на торговом механическом оборудовании –  весоизмерительном, контрольно-кассовом;

- Применение правил эксплуатации торгового оборудования.

18

Примерная тематика курсовых работ (проектов) не предусмотрена

 -

Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности) итоговая по модулю.

Виды работ:

- Применение алгоритма торгово-технологических  и управленческих решений торгово-сбытовой деятельности;

- Заполнение договоров, применяемых в коммерческой деятельности;

- Применение методов и форм продвижения товаров;

- Изучение инфраструктуры розничной торговли;

- Работа на всех видах торгового оборудования.

36

Всего

532

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов Организации коммерческой деятельности и логистики, Менеджмента, Междисциплинарных курсов; лаборатории Технического оснащения торговых организаций и охраны труда.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинетов:

- рабочие места преподавателя и обучающихся (столы, стулья);

- компьютер с программным обеспечением;

- принтер;

- комплект наглядно - дидактических средств обучения (в том числе плакаты, электронные презентации, бланки документов),

-  нормативно-технические документы (положения, инструкции, проекты);

- нормативно-методическая документация по безопасности жизнедеятельности и охране труда.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- рабочие места преподавателя и места по количеству обучающихся,

- контрольно-кассовая техника разных видов;

- весоизмерительное оборудование,

- витринно–выставочное оборудование,

- холодильное оборудование,

- торговый инвентарь,

- комплект наглядно - дидактических средств обучения (в том числе плакаты, электронные презентации, бланки документов),

-  нормативно-технические документы (положения, инструкции, проекты);

- нормативно-методическая документация по безопасности жизнедеятельности и охране труда.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено, а производственную практику - концентрированно в торговых предприятиях.

4.2.  Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативная документация:

1. Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55.

2. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1998 г. № 569;

3. Правила продажи товаров по образцам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 918.

4. ГОСТ Р 51303-99 Стандарт «Основные термины и определения розничной торговли»

5. Федеральный закон  от 27.06.2011 N 162 «О защите прав потребителей».

6. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 г., 26 июля 2006 г., 8 ноября 2007 г., 22 декабря 2008 г.) «Об ограничении курения табака»

7. ФЗ от 28.11.2011 г. № 338 «Об ограничениях розничной продажи и потребления пива, напитков, изготавливаемых на его основе »

8. Гос. Стандарт РФ ГОСТ Р 51304 -99 «Услуги розничной торговли. Общие требования»

9. Постановление Совета Министров  - Правительства РФ от 27 мая 1993г. № 501 ведомственный надзор за весоизмерительным оборудованием.

10. Госкомстат России «Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций»  – от 25.12.98 г. № 132.

11. Предприятия торговли санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых прдуктов Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01

12. Инструкция П-6 «Приемка товаров по количеству» от 29. 12.1973 г № 81 с последующими изменениями от 14.11.1974 г. № 9.

13. Инструкция П-7 «Приемка товаров по качеству» от 29. 12.1973 г № 81 с последующими изменениями от 14.11.1974 г. № 98.

14. ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий».

15. ФЗ «О техническом регулировании» от 07. 07. 2011г. № 248.

16. ГОСТ Р 54659-2011 «Оценка соответствия. Правила проведения добровольной сертификации услуг (работ)» у.твержден Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Росстандарт) в декабре 2011 года. Стандарт вступает в силу 01.07.2012 г.

17. Основные требования к правилам техники безопасности в торговле изложены в «Межотраслевых правилах по охране труда в розничной торговле. ПОТ Р М 014-2000» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 16.10.2000 N 74).

Основные источники:

1. Абчук В.А  Коммерция: Учебник. – СПб.: Издательство В.А. Михайлова, 2010. – 475 с.

2. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 633 с.

3. Т. Р. Парфентьева, Н. Б. Миронова, А. А. Петухова Оборудование торговых предприятий. – М.:Академия, 2007. – 208с.

4. А.А. Тихоновский Торговая реклама и основы декорирования. – М.: Информационно–внедренческий центр Маркетинг, 2008. – 254с.

Дополнительна литература:

1. Андреев Я.Ю Межбюджетные отношения, отношения в регионе: опыт, проблемы, решения ( по материалам Ярославской облости). –  М.: Новый Логос, 2009. – 131 с.

2. Кабушкин Н.И.  Основы менеджмента: Учебное пособие. 5-е изд. – Минск: Новое знание, 2008. - 336с.

3. Румянцева З.П., Филимонов Н.Б., Шарамченко Т.Б. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 288с.

Интернет-ресурсы:  

1. Пищевое производство и товароведение продовольственных товаров: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www/comodity/ru/ 

2. Мудров А.Н. Основы рекламы: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.koob.ru/mudrov/ 

3. Новоселова Н.А. Розничная торговля: управление сетевыми магазинами: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.retailclub.ru/about/sostav/ 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Учебные занятия, учебная и производственная практика, консультационная помощь обучающимся по специальности 100701 Коммерция (по отраслям) при реализации данного модуля предусматривает  реализацию компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, тестирование, выполнение кейсов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Учебные занятия проходят в соответствии с учебным планом, графиком учебного процесса, правилами внутреннего распорядка и расписанием учебных занятий образовательного учреждения.

Преподаватели для проведения учебных занятий разрабатывают планы учебных занятий, а также программы учебной и производственной практики. Обязательным условием допуска к производственной практике модуля  Организация и управление торгово-сбытовой деятельности является освоение учебной практики в рамках данного модуля. Изучение  данного модуля должно осуществляться после изучения дисциплин:  Менеджмент (по отраслям); Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия; Безопасность жизнедеятельности.

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу Организация коммерческой деятельности - наличие высшего профессионального образования, соответствующее профилю преподаваемого модуля  Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью.  Опыт деятельности в торговых организациях являются обязательным.

Преподавателям рекомендуется проходить стажировку в профильных  предприятиях и организациях не реже 1 раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

инженерно-педагогический состав: специалисты с профильным профессиональным средним и высшим образованием;

мастера: лица имеющие среднее профессиональное образование или рабочую профессию «Продавец продовольственных и непродовольственных товаров» с 3-4 квалификационными разрядами с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт работы в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)  

Основные показатели оценки результата  

Формы и методы контроля и оценки

Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.

Заключение договоров с коммерческими партнерами и оформление документации в соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003 г., с унифицированной формой первичной учетной документацией по учету торговых операций – от 25.12.98 г. № 132.

Оценка результатов практических работ.

На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.

Выполнение расчетов в потребности складской площади и планировки складских помещений  в соответствии Санитарно-эпидемиологическими правилами
СП 2.3.6.1066-01

Экспертная оценка деятельности при прохождении производственной практики.

Принимать товары по количеству и качеству.

Выполнение работ по приемке товаров  по количеству и качеству, комплектности в соответствии с инструкциями П 6, П 7.

Оценка деятельности обучающихся и результатов выполнения практических работ, учебной и производственной практики.

Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли.

Проведение анализа инфраструктуры оптовой и розничной торговли, разработка проекта планировки предприятий розничной и оптовой торговли ГОСТ Р 51773-2001.

Экспертная оценка  при выполнении практических работ.

Экспертная оценка результата деятельности обучающихся при разработке проектов.

Оценка защиты презентации проектов.

Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.

Разработка мероприятий по улучшению работы предприятия оптовой и розничной торговли, внедрение услуг розничной и оптовой торговли в соответствии ГОСТ Р 51304-99.

Оценка результата деятельности

 обучающихся во время выполнения практических работ.

Экспертная оценка деятельности при прохождении производственной практики. Оценка защиты выполнения самостоятельной работы.

Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.

Подготовка, оформление и проведение процедуры добровольной сертификации услуг в соответствии ГОСТ Р 54659-2011

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающихся на   практических   занятиях при выполнении работ.

Защита творческих работ обучающихся.

Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

Разработка алгоритма делового и управленческого общения, анализ деятельности управленческого общения в соответствии с должностными инструкциями менеджера.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающихся на   практических   занятиях.

Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.

Расчет и применение методов статистики для решения практических задач в соответствии

с правилами расчета показателей вариации и индексного метода.

Экспертная оценка деятельности обучающихся на   практических   занятиях.

Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков.

Расчет и применение логистических систем и приемов закупочной и коммерческой логистики в соответствии с правилами расчета показателей Закупочной и коммерческой логистики.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающихся на   практических   занятиях.

Экспертная оценка деятельности при прохождении производственной практики.

Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование.

Использование торгово-технологического оборудования с  соблюдением правил техники безопасности и пожарной безопасности в соответствии с основными требованиями к правилам техники безопасности в торговле  «Межотраслевые правила по охране труда в розничной торговле. ПОТ Р М 014-2000» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 16.10.2000 N 74)

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающихся на   практических   занятиях.

Экспертная оценка деятельности при прохождении учебной и производственной практики.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Определение целей и функций деятельности.

Определение условий деятельности.

Аргументированное представление и отстаивание своего мнения относительно значимости профессии.

Поиск путей повышения эффективности профессиональной деятельности.

Выполнение презентации профессии.

Участие в конкурсах, олимпиадах и др.

 Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практикам, при проведении внеклассных мероприятий профессиональной направленности (декад по профессии, научно-практических конференциях и др.), отзывы работодателей, наставников, защита презентаций.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Обоснование выбора целей для организации собственной деятельности.

Обоснование выбора задач для организации собственной деятельности.

Подбор способов, действий необходимых для осуществления собственной деятельности.

Решение производственных задач.

Осуществление контроля, оценки и коррекции собственной деятельности.

Оценка защиты лабораторных работ.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающихся на практических и лабораторных занятиях, по учебной и производственной практикам.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Выполнение действий в строгом соответствии с технологическим процессом.

Определение возможных последствий при решении профессиональных задач.

Определение профессиональных задач на основе жизненного и профессионального опыта.

Показ технологических путей в осуществлении профессиональной деятельности.

Определение профессиональных затруднений.

Оценка результата собственной деятельности.

Решение профессиональных трудностей и профессиональных задач.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающихся на учебных занятиях, защите СРС, практических   занятиях, во время учебной и производственной практик.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для  эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Самостоятельное осуществление, поиск информации. Активное использование Интернет - ресурсов и других источников для решения профессиональных задач.

Анализ информации с точки зрения значимости для решения профессиональных задач.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающихся на учебных занятиях, защите СРС, практических   занятиях, во время учебной и производственной практик.

Работать в коллективе и в  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Участие в коллективном принятии решений.

Оказание помощи коллегам в сложных, стандартных, нестандартных ситуациях.

Соблюдение этических норм общения.

Аргументирование свое точки зрения при принятии групповых решений.

Определение собственной роли при работе в команде.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающихся на учебных занятиях, защите СРС, практических   занятиях, во время учебной и производственной практик, во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Обучение специальным знаниям и умениям, необходимым для осуществления производственного процесса.

Побуждение к деятельности, потребность совершенствования профессиональных умений и навыков.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающихся на   практических   занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практикам.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект оценочных средств по ПМ.03 Организация работ в подразделении организации для специальности 100801

Комплект оценочных средств по ПМ.03 Организация работ в подразделении организации для специальности 100801...

Рабочая программа по ПМ.01 Основы планирования и организации логистического процесса в организациях (подразделениях)

Министерство образования Московской областиГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Щелковский колледж»(ГБПОУ МО «Щелковский колледж»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК. ПМ. 06 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Данная программа поможет мастерам п/о и преподавателям спецдисциплин определиться с одержанием практик и расчасовкой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Планирование и организация логистического процесса в организациях (подразделениях) различных сфер деятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Планирование и организация логистического процесса в организациях (подразделениях) различных сфер деятельности основной профессиональной образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 38.02. 05 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной ПРАКТИКИпо ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ   РАБОТ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИпо СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 38.02. 05  ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ...

Методические указания по выполнению курсовой работы Профессиональный модуль 03 «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ» МДК 03. 01 Управление структурным подразделением организации и организацией в целом.

Методические  указания  предназначены  для  студентов, выполняющих  курсовые  работы   по  Профессиональному  модулю 03 Организация работ в подразделе...