Самообразование в контексте непрерывного образования специалиста
статья
"Проба пера" на тему самообразования в контексте непрерывного образования специалистов. Не судите строго!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование в контексте непрерывного профессионального образования специалистов.
На современном этапе социальной жизни, образование становится главным условием прогрессивного развития общества.
Образование во все времена считалось общечеловеческой ценностью. Динамизм современной социокультурной жизни, усиление социальной роли личности, возвышение её потребностей, интеллектуализация труда, быстрая смена технологий и профессий обусловили процесс интеграции всех форм обучения в целостную систему непрерывного образования. Формула «образование на всю жизнь» заменяется формулой «образование через всю жизнь».[9]
Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как её смысл заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку возможность постоянного совершенствования, творческого и профессионального развития, обновления знаний, умений, навыков и качеств на протяжении всей жизни, что способствует процветанию всего общества.
Концепция непрерывного образования впервые была представлена на форуме ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом , который полагал, что человеку следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. В этой концепции по-новому рассматривались этапы жизни человека, устраняющие её традиционное деление на период учёбы, труда и профессиональной дезактуализации.
Термин «непрерывное образование» использовался с 1968 г. в материалах Генеральной конференции ЮНЕСКО.
В 1972г. был опубликован «Доклад Эдгар Фора» – «Учиться, чтобы быть: мир образования сегодня и завтра», в котором вносилось предложение принять как руководящую концепцию так называемое «непрерывное образование» для будущих нововведений во всех странах мира. Именно тогда Международная комиссия ЮНЕСКО по развитию образования сделала вывод, что «образование, чтобы отвечать современным требованиям, должно руководствоваться следующими основополагающими идеями: демократизация, непрерывность, гибкость». (См. Эдгар Фор и др., "Учиться быть", стр. 181, Париж/Лондон, ЮНЕСКО/ Харрап , 1972 г. 29 с.)
В концепции Федеральной целевой программы развития образования Р.Ф. на 2016 – 2020 годы указывается, что «необходимо добиться устойчивого процесса непрерывного образования как важнейшей составляющей образования российских граждан в течение всей жизни.[10]
С этих пор главное назначение образования состоит в подготовке будущего взрослого человека к различным формам самостоятельной деятельности и самообразованию.
Если коротко говорить о сути непрерывного образования, то это – развитие человека как личности на протяжении его жизненного пути. «Непрерывность» подчёркивает охват всей жизни человека и обоснованный переход с уровня на уровень. Педагогический смысл непрерывности заключается в систематичности обучения, в преемственности и перспективности. Непрерывное образование должно стать потребностью и условием постоянного развития людей на протяжении всей жизни.
Взрослые учащиеся – это зачастую вполне успешные люди с достаточно высоким уровнем развития. Целью их образование является – развитие способностей и опыта для дальнейшей успешной жизни.
Для достижения этой цели в практике организации российского образования используются все сложившиеся в мире к этому времени формы непрерывного образования:
• Формальное образование, которое предполагает организацию обучения, отвечающую пяти основным требованиям:
1) оно приобретается обучающимися в специально предназначенных для обучения учреждениях (в школах разного типа, в техникумах, вузах и т. д.);
2) обучение должно осуществляться специально подготовленным персоналом (проблема подготовки квалифицированных кадров медиа педагогов, особенно для непрофессионального медиа образования, должным образом не решена);
3) формальное образование предполагает получение документа об образовании, в котором фиксируются все пройденные предметы, в том числе медийной тематики;
4) в рамках данного вида образования осуществляется систематизированное обучение;
5) обучение характеризуется целенаправленной деятельностью обучающихся.
• неформальное (отличается систематизированностью и целенаправленным характером деятельности обучающихся, но без выдачи документа об образовании) Процесс получения новых знаний зачастую протекает вне специализированного образовательного пространства, при этом существуют конкретные цели, методы и методики, а главное, результат обучения.
• информальное (неорганизованное, спонтанно личностное) образование (самообразование с использованием консультаций и информационной поддержки высокого уровня). Индивидуальная деятельность человека, направленная на познавательный процесс, который сопровождает его повседневную жизнь, при котором не всегда существует конкретный результат.
Москвич Ю. Н. отмечает, что сегодня главной задачей непрерывного образования является развитие инновационного мышления, а основными его принципами должны стать:
1) опора не на окружающую реальность, а на видение будущего страны как инновационного общества;
2) ускоренная адаптация своего и чужого иного позитивного опыта;
3) поощрение создания в образовании большого числа полезных инноваций;
4) первичность инвестиций в человеческий капитал как учащихся, так и преподавателей;
5) развитие непрерывного образования как опережающего на инновационной основе.[8 ]
Главной задачей нового инновационного непрерывного образования должно стать в первую очередь развитие инновационного мышления.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» под образованием понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [6]
Поэтому особое значение в процессе образования на протяжении всей жизни приобретает готовность к постоянному самообразованию.
Способность к самообразованию является ключевой для творческой индивидуальности специалиста. Самообразование выступает средством самосовершенствования специалиста и способствует развитию различных сфер личности.
В настоящее время проблеме самообразования человека посвящены философские, социологические и психолого-педагогические исследования.
В педагогике под «самообразованием» понимают «целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники. Таким образом, можно отметить, что педагогика исследует сам процесс самообразования, условия и средства развития, саморазвития личности, пути и средства управления и самоуправления самообразовательной деятельностью, уровни развития различных психических формирований, которые образуются у человека в процессе самообразования.[2]
В психологической литературе выделяют такие понятия как «готовность к самообразованию» и «способность к самообразованию». Готовность к самообразованию определяется как состояние субъекта, которое характеризуется позитивным отношением к самообразованию и практическим овладением этого процесса .
Суть в том, чтобы человек самостоятельно «образовывал» себя, формировал свое мировоззрение, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования. Процесс самообразования всегда добровольный.
В философии самообразование понимается как частный случай познавательной деятельности (В. П. Шуман), как самостоятельное познание (Б.Т. Ительсон)как индивидуально-личностный процесс познания окружающего мира, как частный случай познавательной деятельности.
В социологических исследованиях самообразовательная деятельность рассматривается как основа жизнедеятельности и эффективного функционирования человека на разных этапах социализации.
Непрерывная целевая профессионально-образовательная подготовка специалистов, в том числе и через самообразование, обеспечивает рост их профессионализма, повышение компетентности, адаптируемость к новым условиям, сочетание стратегического мышления и оперативности в выполнении своих функциональных обязанностей.
Процесс самообразования рассматривается с разных позиций.
С. В. Юдакова считает, что «самообразование — самостоятельная познавательная деятельность человека, которая включает в себя следующие компоненты:
- целенаправленную самореализацию на основе внутренней свободы личности;
- удовлетворение потребностей в социализации; продуктивную часть личности на основе осознания познавательных потребностей;
- специально организованную самодеятельную систематическую познавательную деятельность по достижению целей, связанных с личностным развитием».[13]
Л. П. Вишневская под самообразованием понимает «деятельность личности по достижению внутренне усвоенных ею целей по собственному воспитанию, образованию, развитию и профессиональной подготовке, соотнесенных с требованиями и ценностями общества, которая, будучи сложной организованной системой, включает в себя средства поиска и усвоения социально значимого для личности опыта, процесс и результат освоения этим опытом и является основанием для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех отношениях».
Взаимосвязь образования и самообразования ориентирует специалиста на освоение знаний, умений в своей сфере, обеспечивает формирование опыта в своей профессиональной деятельности, а так же опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, направлена на развитие навыков управления собой.
Содержание и характер успешной деятельности определяется комплексом побуждений и мотивов. Мотивация специалиста к самообразованию начинается с диагностики профессиональных интересов и профессиональных затруднений. Следствием такой работы является выбор профессионалом для себя метода повышения квалификации. В ходе работы разрабатывается система действий специалиста по реализации конкретной задачи.[7].
Брязгунова Е. Н. выделяет следующие цели самообразования:
Самоцельное самообразование – это определенный вид деятельность, который провоцирует и создает мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии и др.
Попутное самообразование: Занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнаёт что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.
Целенаправленное самообразование, связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определённой области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их решении и в анализе результатов.
М. Князева выделяет несколько функций самообразования:
1. экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний;
2. ориентировочная — определение себя в Культуре и своего места в обществе;
3. компенсаторная — преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
4. саморазвития — совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
5. методологическая — преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
6. коммуникативная — установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
7. сотворческая — сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;
8. омолаживания — преодоление инерции собственного мыш ления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося);
9. психологическая (и даже психотерапевтическая) — сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
10. геронтологическая — подержание связей с миром и через них жизнеспособности организма. [11]
Потребность специалистов в профессиональном развитии определяет его позицию в отношении «развития профессиональной карьеры». Что особенно востребует его самообразования.
По мнению Безниско Е. Д. [1], проблему самообразования специалистов стоит рассматривать в контексте непрерывного образования, которое трактуется как интегральное образование, дающее возможность человеку приспосабливаться к жизни, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. В основе данного подхода лежит идея повышения профессионального образования, квалификации.
Кандидат психологических наук Я.А. Чернышев считает, что «на уровнях получения собственно профессионального образования будущему специалисту присуща … потребность в оптимальном определении себя, понимании условий и факторов наилучшего «встраивания» своего … потенциала в последующую профессиональную деятельность и профессиональную культуру в целом»[12]
Рассматривая значение непрерывного профессионального образования, следует подчеркнуть, что для образованного человека стремление учиться и переобучаться является потребностью. Сущностью человека становится его самореализация, самостановление, способность строить самого себя (Л. С. Выготский), отрицание себя как «чего-то ставшего», стремление к развитию и обогащению своего опыта.
Задача достижения определенного социального статуса специалиста решается как в системе непрерывного профессионального образования, так и в рамках его социальной составляющей. Этот сегмент непрерывного образования обеспечивает разнообразным группам населения возможность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Таким образом непрерывное профессиональное самообразование можно охарактеризовать как сложный динамический процесс формирования системы личностных основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, как процесс саморазвития и самореализации личностных и профессиональных возможностей, намерений и планов.
Соответственно программа по самообразованию современных специалистов в контексте непрерывного образования обычно включает в себя, с одной стороны, программы базового образования (общего образования), позволяющие, в частности, получить более четкое представление об основах современного устройства государства и экономики, а с другой—программы профессиональной подготовки, обеспечивающие, в том числе, приобретение новых профессий, развитие имеющихся навыков и знаний, что облегчает доступ на рынок труда.
Технология организации самообразования специалистов может быть представлена, по мнению Н.Г. Алдакаевой , в виде следующих этапов:
1 этап – установочный. Этап предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из формулирования личной индивидуальной темы, осмысления последовательности своих действий.
2 этап – обучающий. Этап, на котором специалист-технолог знакомится с педагогической и методической литературой по выбранной проблеме.
3 этап – практический. Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.
4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный.
Этап, на котором специалист должен подвести итоги своей работы, обобщить наблюдения, оформить результаты, сформулировать выводы на определение перспектив в работе. [11]
Таким образом, самообразование в контексте непрерывного образования специалиста выполняет следующие функции: дополняет, углубляет, расширяет имеющиеся знания; компенсирует недостатки базового образования и является средством его приобретения; способствует формированию индивидуального стиля педагогической деятельности; является средством самопознания и самосовершенствования.
Для успешной деятельности и самосовершенствования в условиях динамично развивающегося общества современному специалисту необходимо личностное и профессиональное развитие, непрерывность этапов всей образовательной системы. Под самообразованием в контексте непрерывного образования специалистов следует понимать личностно регулируемую творческую познавательную деятельность, побуждаемую развитыми личностно - и общественно значимыми мотивами и направленную на саморазвитие и самовыражение субъекта образования через непрерывное приобретение знаний при использовании различных ресурсов [4]
В ходе самообразования специалист может использовать разнообразные источники информации: прослушивание лекций, докладов, концертов, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач, посещение музеев, выставок, галерей, различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование и т.п.
Различные формы образовательной деятельности (курсы, семинары) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают специалиста на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для дальнейшей самостоятельной работы.
Современный специалист, ориентированный на профессию и желающий совершенствоваться и обучаться обязательно достигнет хороших результатов и определенного профессионального уровня.
Для этого надо осознавать и решить три основных задачи:
1. учитывать изменения в профессиональной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социально-экономических реформ;
2. постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства;
3. обновлять знания и умения, обеспечивающие ему хорошую творческую форму, способность к активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску; искать пути и активно использовать методы самообразования, саморазвития и самосовершенствования.
В организации работы по самообразованию необходимо учитывать факторы, определяющие ее результативность. Факторы, определяющие результативность работы по самообразованию:
1. Наличие учебной, методической литературы, нормативных документов, наглядных пособий (методический кабинет учреждения должен являться подлинной базой самостоятельной работы с литературой, пособиями).
2. Наличие времени для самостоятельной работы.
3. Учет уровня развития умений и навыков самостоятельной работы, профессионального опыта, индивидуальных интересов и склонностей педагога при организации работы по самообразованию
В последнее десятилетие резко изменились требования к профессиональному уровню специалистов. Современные специалисты в конкретной деятельности должны хорошо знать документно-информационные потоки и массивы, знать пользователей, их информационные потребности, хорошо ориентироваться в различных информационных продуктах и услугах.
По данным Всемирного доклада ЮНЕСКО «К обществам знания» (2005) (Towards knowledge societies) [3], в ХХI знания устаревают каждые пять лет.
Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки специалистов в настоящее время является включенность их в научно-исследовательскую деятельность, открывающую возможность развивать творческие способности в различных формах профессиональной деятельности, побуждать стремление к углублению знаний, к поиску, формировать аналитические, прогностические, коммуникативные умения, профессиональные и личностные качества. Карьера современного специалиста напрямую зависит от способностей, которыми он овладел в процессе обучения.
Эффективность процесса формирования профессиональных компетенций специалистов обеспечивается при многообразии различных подходов к его осуществлению, при этом ведущим является компетентностный подход. Компетентностный подход связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания человека не только как специалиста, но и как личности. Компетентность всегда проявляется в деятельности. Профессиональная компетентность специалиста обнаруживается при решении профессиональных задач. Как правило, под компетентностью понимают владение специалистом набором необходимых для его работы компетенций, либо соответствие данного специалиста требованиям его должности, либо способность специалиста эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.
Список литературы
1.Азимов Э. Г., Щукин А. Н. А35 Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Безниско, Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук,/Е.Д.Безниско Ростов-на-Дону -2007. -32 с
3. Бунина В.Г. От информационного общества к обществам знания: международные документы об управлении в сфере образования / В.Г. Бунина // Право и управление. XXI век. - 2008 - № 2(7). 05.11.2005, Flash Info n°189-2005.// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mgimo.ru/files/102656/bunina-info.pdf Загл. с экрана (дата обращения: 10.02.2018)
4. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции /А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. -Москва: Логос, 2009. -336 с
5. Закон РФ 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». Закон РФ 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
6. Зеер Э.Ф. Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе/ Э.Ф. Зеер, О.С.Попова // Образование и наука. 2015. № 4 (123). С. 88-98.
7. Москвич Ю.Н. Образование на пути к новым берегам: курс на сотворение человека нового мира. Психологическая наука и практика образования: современные тенденции: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2008. С. 124
8. Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интере-сах устойчивого развития: материалы 11-й междунар. конф.: в2ч./ сост. Н.А.Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им.А.С.Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. –Вып.11.– СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013.– Ч.II. – 380 с.
9. Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.
10. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 2765 - р МОСКВА «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы». – 124 с.
11.Технология процесса самообразования: практическое пособие/сост.: Е.В.Киреева,Т.В.Копылова.-Сургут: Издательство бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры “Методический центр развития социального обслуживания”,2017.-24 с.
12. Чернышев Я.А. Образование в профессиональной карьере // Философия образования. – 2008. - № 4 (25). – С. 81 – 88.
13. Юдакова, С. В. Профессионально- педагогическое самообразование: учеб. пособие / С. В. Юдакова. — Владимир: ВГПУ, 2010.-131 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СУЩНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
В статье рассмотрены приоритеты непрерывного образования в современном мире, а также основные проблемы, принципы и формы непрерывного образования для формирования новой тнновационной экономики....
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)»
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)»В данной работе рассмотрены методология созда...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Глобальные изменения, происходящие в условиях научно-технического прогресса, экономических и политических сдвигов, привели к необратимым изменениям в образовании, к осознанию его особой социальной рол...
"Сопровождение профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования"
Чтобы выбрать профессию по душе, учащийся должен ясно представлять какие виды деятельности соответствуют его интересам и целям....
Технологии непрерывного образования
Развитие системы непрерывного образования- одно из важных направлений образовательной деятельности...
Статья в педагогическом колледже №2 II Межрегиональной научно-практической конференции молодых специалистов «Современная система образования в контексте непрерывной подготовки педагога» Челябинск, 2022
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Е.В. Муратова, М.Н. Стародубова воспитатель МКДОУ Детский сад № 5 Педагогическая деятельность в дошколь...
Конкурсы профессионального мастерства в контексте непрерывного образования парикмахеров
Актуальность работы заключается в современной необходимости для каждого мастера быть конкурентноспособным членом профессионального сообщества. В связи с постоянным обновлением актуальных тенденций, пе...