Статья "Игровые педагогические технологии"
статья
Любая технология обучения предпологает использование средств,активизирующих деятельность обучающихся.
Сущность таких технологий состоит в том, что они опираются не только на процессы восприяти, памяти, внимания,но и на творческое , продуктивное мышление, поведения,общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ «ЗВЁЗДНЫЙ»
СПб ГБ ПОУ «КОЛЛЕДЖ «ЗВЁЗДНЫЙ»
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
« ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, МАСТЕР П\О БОЛЬШАКОВА Н.Н.
Введение
Принцип активности обучающихся в процессе подготовки квалифицированных кадров является одним из основных принципов профессионального обучения. Под активностью обучающегося в образовательном процессе подразумевается деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к освоению профессиональных компетенций,
результативностью и соответствием социальным нормам.
Известно, что любая технология обучения предполагает использование средств, активизирующих и интенсифицирующих деятельность обучающихся. Такие технологии в практике профессионального образования получили обобщенное название –технологии интерактивного обучения.
Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы освоения компетенций (усвоения знаний, формирования умений и навыков) в процессе взаимодействия педагога и обучаемого как субъектов образовательной деятельности. Сущность данных технологий состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа
производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.
1. Педагогическая (дидактическая) игра как форма
организации обучения
Деловые игры восходят к магическим обрядам древнего человечества, к ритуальны танцам охотников, воспроизводившим процесс охоты до ее начала и выполнявшим не только магические, но и учебные функции.
Техника учебных игр берет свое начало из системы военной (боевой) подготовки, когда офицеров обучали управлению боем в игровой форме.
Непосредственный предшественник деловой игры- военная игра, зародившая в 17 веке.. « Потешные полки» юного Петра I и их военные забавы – предтечи маневров, ставших деловыми учебными играми в армии.
Первая деловая игра , названная организационно- производственным испытанием, была разработана в Ленинграде в 1932 году.
На фабрике «Красный ткач» Марией Бирштейн было проведено обучение «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы».
В ходе игры, в которой приняли участие студенты вузов и руководители предприятий,
выработалось множество вариантов решений производственных задач. Результаты показали, что опыт, полученный участниками, можно с успехом применять в реальной производственной деятельности.
В педагогической литературе встречаются различные взгляды и подходы к обоснованию дидактической сущности учебной игры. Например, Л. С. Шубина, Л. И. Крюкова и др. относят
игру к методам обучения; В. П. Бедерканова, Н. Н. Богомолова характеризует ее как средство обучения; В. И. Андреев определяет игру как форму организации обучения.
Приведем несколько определений дидактической игры:
1) игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением; педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью
2) педагогическая (дидактическая) игра – это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности обучающихся, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию обучающихся; воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения .
Как правило, в исследованиях по теории игр предлагаются классификации игр, а также принципы, методики и технологии их организации.
2. Деловые и ролевые игры: отличительные признаки и сравнительная характеристика
Наиболее выпукло предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности задаются в деловой игре, где моделируются те системы отношений, которые характерны для данной деятельности. Каждый участник усваивает абстрактные, знаковые по форме знания в реальных процессах подготовки и принятия решений, регуляции игровых и учебных действий.
Принимая нормы отношений, действующие в производственных коллективах, подчиняясь им, согласуя личные интересы с интересами других участников, каждый обучающийся занимает активную социальную позицию и формируется как профессионал и член общества.
Деловая игра в широко распространенном понимании – это метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам, направленный на создание у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.
А. А. Вербицкий определяет деловую игру как форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Такое воссоздание достигается за счет знаковых средств, моделей и ролей, играемых другими людьми.
При правильной организации игры обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, т. е. деятельность профессиональную по форме, но учебную по своим результатам и основному содержанию.
Эффективность учебных деловых игр по сравнению с более традиционными формами обучения (например, лекцией) достигается не только за счет более полного воссоздания реальных условий профессиональной деятельности, но и за счет более полного личностного включения обучаемого в игровую ситуацию, интенсификации межличностного общения, наличия ярких эмоциональных переживаний успеха или неудачи. В отличие от дискуссионных и тренинговых методов в игре возникает возможность направленного вооружения обучаемого эффективными средствами для решения задач, задаваемых в игровой форме, но воспроизводящих весь контекст значимых элементов профессиональной деятельности.
Возникновению игрового интереса способствуют следующие факторы:
- удовольствие от контактов с партнерами по игре;
- удовлетворение, вызываемое демонстрацией партнерам своих деловых возможностей;
- азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций;
- удовлетворение от успеха.
К характерным признакам деловых игр проблемной направленности относятся:
- наличие в предлагаемой проблемной ситуации реальной профессиональной задачи, требующей от ее участников применения профессиональных знаний, умений для принятия решений;
- моделирование сопутствующих реальной производственной действительности атрибутов: обстановки, социально-психологической установки взаимоотношений действующих участников (руководитель – подчиненный; специалист – помощник);
- наличие компетентного специалиста в качестве участника игры, осуществляющего координацию действий участников;
- наличие и распределение ролей подчинено основному сценарию, связанному с моделированием ситуации профессиональной деятельности;
- наличие единой коллективной цели у игроков.
Они должны выступать одной командой, поскольку от их компетентных действий зависит успех поставленной задачи. Ошибки допустимы (они не приводят в данном случае к реальным потерям), но нежелательны, поскольку демонстрируют еще недостаточную профессиональную компетентность игроков;
- многоальтернативность решений.
Деловые игры дают возможность обсудить принимаемые решения, рассмотреть разные варианты и смоделировать их применение.
Ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации.
Проигрывание определенной сценарием роли, отождествление (идентификация) с ней помогает обучающемуся:
1) обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностно и профессионально значимых ситуациях;
2) установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению;
3) пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных обстоятельствах.
Таким образом, ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования. При этом стоит отметить значимость психологической компетентности преподавателя, организующего ролевую игру, к которой необходимо отнести в первую очередь:
- психологическую наблюдательность;
- способность к анализу ситуации и эмоциональных переживаний участников;
- умение прогнозировать последствия разворачивающихся событий;
- способность гибко и оперативно реагировать на происходящее;
- навык руководства процессами без оценочных суждений.
Ролевая игра характеризуется следующими признаками:
- наличие задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения, например, с помощью данного метода может быть имитировано производственное совещание;
- взаимодействие участников: каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение и т.д.;
- ввод преподавателем в процесс занятия корректирующих условий, так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло и т.п.;
- оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и участниками.
Разыгрывание ролей является достаточно эффективным методом решения организационных, управленческих и экономических задач и требует значительно меньших затрат и средств, чем деловые игры.
Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности обучающихся, их интересы; расширяет контекст деятельности;
выступает как эффективное средство создания мотива к изучению будущей профессиональной деятельности. Игра активизирует стремление обучающихся к контакту друг с другом и педагогом, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между обучающимся и обучающим. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе обучающимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности, овладеть такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.
Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее.
Следует помнить, что ролевая игра – это не эпизодический прием, к которому время от времени прибегает преподаватель, а основная форма организации учебно-воспитательного процесса, охватывающая все этапы работы над учебным материалом: введение, тренировку в общении и практику в общении.
В таблице приводится сравнительная характеристика деловых и ролевых игр.
Сравнительная характеристика деловых и ролевых игр
Ролевые игры | Деловые игры |
Не описано, как действовать участникам, даны только роль, ситуация и задание самим определить: цель, задачи, интересы, замысел и алгоритм действий | Предписаны конкретные действия. Поставлена конкретная задача, которую необходимо решить. |
Участники погружаются в проигрываемую роль. Участники следуют инструкциям, решая ситуацию. Погружения в роль не требуется. | Участники следуют инструкциям, решая ситуацию. Погружения в роль не требуется. |
Акцент игры делается на поведении и реакции участников. | Акцент на действиях (каким образом участники достигают цели). |
Направлены на изменение установок и поведения участников. | Направлены на поиск решения конкретных задач в условиях реальной деятельности компании. |
Тренер – консультант. Помогает осознать участникам неэффективные формы поведения посредством демонстрации их через опыт группы. | Тренер – фасилитатор. Только направляет ход работы. |
Ролевые игры не могут быть са-мостоятельным мероприятием. | Деловые игры могут быть самостоятельным мероприятием. |
НЕВОЗМОЖНО участие всей группы, кроме исполнителей конкретных ролей. | Обязательно участие всей группы. |
Отличие ролевой игры от деловой заключается в том, что деловая игра проблемной направленности строится на вполне реальных проблемных ситуациях профессиональной деятельности. Деловые игры позволяют формировать необходимые профессиональные компетентности, самостоятельное критическое мышление, позволяющее принимать в проблемных ситуациях взвешенные, профессионально грамотные решения.
Ролевая игра решает несколько иные задачи. Она также может моделировать реальные ситуации или создавать вымышленные, даже фантастические, сказочные, но эти ситуации должны содержать какую-то социально значимую проблему. Ее задача не формирование профессиональных компетентностей, а решение какой-то социальной, межличностной задачи.
Однако ролевая игра, кроме обязательных для любой игры признаков, включает еще два требования: в ролевой игре обязательно предполагается наличие организатора игры и в ролевой игре основным механизмом «запуска» игры является «роль» –комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре.
В деловой игре наличие организатора также необходимо, но его роль несколько иная. Это должен быть компетентный в данной области специалист (не обязательно преподаватель, ведущий курс; это может быть приглашенный для этой цели специалист в зависимости от предмета профессиональной деятельности).
Любая игра обязательно предполагает собственную активность участников игры, в игре человек действует не столько по заданию, сколько сам, так, как он представляет себе возникшую ситуацию и как пытается найти из нее выход. К числу аспектов, по которым оценивается деятельность участников ролевой и деловой игры, относятся:
1) эффективность принимаемых участниками игры решений. Критериями эффективности можно считать:
- решение поставленной проблемы наиболее рациональным способом с учетом профессиональной специфики (для деловых игр), культурологических, исторических, межкультурных особенностей контекста ситуации;
- компетентность участников игры (особенно для деловых игр);
- затраченное на поиск решения время;
- рассмотрение альтернативных подходов, возможных способов решения;
- трудоемкость;
- предвидение последствий принимаемого решения;
2) активность участников ролевой, деловой игры;
3) оригинальность, творческий подход к поиску решения выхода из создавшейся проблемной ситуации;
4) использование интеллектуальных умений, критического мышления;
5) достоверность моделируемой ситуации, предпринимаемых действий участников игры, их взаимодействия в контексте данной ситуации.
Деловые и ролевые игры используются в качестве метода обучения, чтобы предостеречь будущих специалистов от возможных ошибок в профессиональной деятельности, жизненных ситуациях, научить грамотно выходить из любых проблемных ситуаций.
Используемая литература.
1. Селевко Г.К. « Современные образовательные технологии»; Учебное пособие, 2002г.
2. Сибирская М.Г. « Педагогические технологии профессиональной подготовки» СПб. 2015
3. Новиков А.М. « Профессиональное образование России»; 2007г
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии
обучения – М.: Издательство Института профессионального об-
разования МО РФ , 1997 – 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Педагогика сотрудничества. Гуманно-личностная педагогика Амонашвили. Система Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека...
Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности
«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...
Мастер-класс на тему "Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодествия" (обобщение педагогического опыта)
Презентация мастер-класса, проводившегося на базе ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателем ТОГБПОУ "Жердевский колледж сахарной промышленности" С.Н. Костяевым. Представляет собой об...
Статья о научно-практической конференции по теме «Применение педагогических технологий для формирования экологического мышления студентов» с целью обмена практическими наработками и накопленного опыта, мнениями в педагогической деятельности.
В России 2017 год объявлен президентом ГОДОМ ЭКОЛОГИИ. Процессом поиска эффективных путей формирования экологического мышления у студентов занимаются в настоящее время во многи...
2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"
2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...
Школа педагогического мастерства, доклад на тему: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"
Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"...
Педагогический совет, доклад на тему: «Современные педагогические технологии - основа качественной подготовки квалифицированных специалистов»
Выступление с докладом на Педагогическом совете: «Современные педагогические технологии - основа качественной подготовки квалифицированных специалистов»...