Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
методическая разработка на тему

Литягина Ирина Викторовна

Педагогика сотрудничества. Гуманно-личностная педагогика Амонашвили. Система Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_tekhnologii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

 4.1. Педагогика сотрудничества.

 4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

 4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека .

Педагогика сотрудничества.

Педагогика сотрудничества - одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.П.Шацкий, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж, - Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Раджерс, Э. Барн) психолого-педагогической практики и науки.

Особенностями содержания и методики педагогики сотрудничества на сегодня являются 4 направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку;

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс;

3. Концепция воспитания;

4. Педагогизация окружающей среды.

В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и сотрудничество учеников, родителей и учителей.

Гуманно-личностная педагогика Ш.А. Амонашвили

Гуманно-личностная педагогика  основана на следующих постулатах:

 1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.

 2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не столько научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.

 3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

 4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.

 5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

 6. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).

Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека .

Ильин создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому уч-ся состояться Человеком. Он своим опытом доказал возможность и целесообразность построения учебного процесса на принципе обучающего воспитания. Вот главные особенности организации и проведения учебного процесса в опыте Е.Н. Ильина.

Педагог-новатор главную цель преподавания литературы видит в ее воспитательной функции, а уже потом — в познавательной. Отказавшись от пассивных методов обучения («Запоминай так, как сказано в учебнике!»), он разнообразными приемами побуждает уч-ся к активному поиску «своей истины», собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем. Постоянно используются приемы, рассчитанные на эмоциональное воздействие литературных и поэтических произведений на ученика. «В какой мере работа ума становится трудом души — вот критерий урока литературы», — подчеркивает педагог-новатор.

1.  Ведущей и определяющей особенностью является то, что обучение литературе Е.Н. Ильин сознательно, планомерно и целенаправленно подчиняет формированию нравственных устоев школьников, воспитанию у них этических и эстетических взглядов и убеждений, гражданских чувств человека-патриота.

2.  Основным средством, с помощью которого Е.Н.Ильин осуществляет принцип обучающего воспитания, является постановка вопросов-проблем. Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Е.Н. Ильин, анализируя при подготовке к урокам эти книги, произведения, выявляет в них проблемы-вопросы, классифицирует их по степени интереса для уч-ся, значимости в современных условиях, по остроте постановки, необычности разрешения. Все эти вопросы-проблемы он записывает на отдельные карточки и постоянно их пополняет. Подбор вопроса-проблемы, постановка которого служит ядром урока, производится Е.Н. Ильиным так, чтобы:

а)   этот вопрос являлся для современных уч-ся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б)   он был, по возможности, обращен не вообще к уч-ся, а именно к уч-ся данного класса, а еще лучше — к конкретному ученику (ученице) класса;

в)   ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в этом вопросе, требовало тщательного изучения самого произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения, биографией его автора.

3.  Для того чтобы вопросы-проблемы, их обсуждение и разрешение служило действенным средством нравственного воспитания, Е.Н. Ильин тщательно, систематически и глубоко изучает своих уч-ся, изучает всюду: на уроке, на экскурсии, в театре… изучает каждого и класс в целом. «Класс — это 30-40 лиц: разных, непохожих, и вместе с тем — одно лицо, разглядеть которое еще сложнее, чем лица. Знать своих учеников и знать то, что они знают и могут знать каждый в отдельности и все вместе, — значит быть учителем», — считает Е.Н. Ильин. Такое тщательное, вдумчивое научение своих учеников позволяет Е.Н. Ильину увидеть, что необходимо каждому из них для нравственного развития и совершенствования. И, ставя перед учеником — через класс — проблему-вопрос, он добивается возникновения у него (но не только у него, а у всего класса как коллектива) явления катарсиса — эмоционального потрясения и внутреннего очищения, перерождения.

4.  Ответ на поставленный вопрос-проблему, ее разрешение организуется Е.Н. Ильиным в форме коллективного поиска, коллективного раскрепощенного обсуждения, дискуссии, когда каждый ученик может высказать свое мнение, может задать любой вопрос. Этому помогает своеобразная постановка вопроса: «Мой вопрос — особый. К себе самому. А решаю — с ребятами. Этим их поднимаю до себя, сам расту до них… Что может быть яснее вопроса, заданного самому себе, и значительнее, когда он волнует всех» (Е.Н. Ильин, 1982).

Е.Н. Ильин добивается того, чтобы поставленный жгучий вопрос не только воспитывал учеников как читателей, не только обеспечивал их познавательную активность на уроке, повышая тем самым его образовательную и воспитательную отдачу, но чтобы и обсуждение этого вопроса было для уч-ся незабываемым событием, т.к. знания, добытые в напряженном коллективном поиске, не останутся мертвым грузом, не будут мгновенно забыты, они обретут личностно значимый смысл, подлинную высоту, с которой откроются новые горизонты в литературе, в своей душе. Даже экзамен Е.Н. Ильин рассматривает как такой урок, на к-ром «можно и додумать, и доспорить, и даже кое в чем со всей ответственностью не согласиться», ибо «…экзамен — это своеобразный нравственный отчет о том, что узнали, над чем думали, с чем согласились и что оспаривали».

5.  Е.Н. Ильин широко использует в организации и проведении учебного процесса принцип ролевого участия школьников. Его уч-ся проверяют друг у друга тетради, сочинения, даже зачастую выставляют сами себе оценки, охотно выполняют роли консультантов, лаборантов, рецензентов. За каждым учеником младших классов закрепляется его опекун-старшеклассник, проверяющий его тетради, сочинения, помогающий ему. Е.Н. Ильин считает, что многие функции учителя можно и нужно передавать уч-ся, конечно, при постоянном контроле и помощи учителя. Для этого он разработал систему советов, как писать сочинения (эти советы постоянно висят в кабинете литературы), разработал особую таблицу проверочных знаков для рецензирования сочинений, которыми пользуются учащиеся-проверяющие. Во всей этой работе Е.Н. Ильин исходит из важнейшего положения: «Ведь ребята — не только цель и смысл нашей работы, но и наша главная опора».

Вся работа уч-ся строится на доверии учителя, ибо, как считает Е.Н. Ильин, «чувство ответственности и требовательности к себе рождается у

Е.Н. Ильин деталь считает жемчужиной текста. Особое внимание уделяется репликам, вопросам уч-ся на уроке. В них выражается поиск, спор, сомнение, возражение, стремление иметь свою точку зрения. Развивается любознательность, ученик тянется к литературе. И учитель не только учит, но и сам учится у школьников.  

     Особое внимание уделяется репликам, вопросам учащихся на уроке. В них выражается поиск, спор, сомнение, возражение, стремление иметь свою точку зрения. Развивается любознательность, ученик тянется к литературе. И учитель не только учит, но и сам учится у школьников.

Е.Н. Ильин придает важное значение педагогической технике. Артистизм учителя он считает наивысшим учебным средством. Урок литературы — это искусство, и учитель — художник своего урока: он и сценарист, и режиссер, и исполнитель, и взыскательный критик, и литературовед. Если этого нет, утверждает Е.Н. Ильин, то учитель имеет дело с пресловутой «галереей образов», «фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и словесник — академист как один из «типичных представителей» неживой, незримой литературы» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий.

Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы п...

статья Современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе.

Современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе....

Личностно-ориентированное обучение - как вариант педагогической технологии.

Ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики является личностно-ориентированный подход в образовании. Исходный пункт концепции личностно-ориентированного образования: личность...

Педагогический совет, доклад на тему: «Современные педагогические технологии - основа качественной подготовки квалифицированных специалистов»

Выступление с докладом на Педагогическом совете: «Современные педагогические технологии - основа качественной подготовки квалифицированных специалистов»...

статья "Педагогические технологии и педагогическое мастерство в преподавании учебной дисциплины "Основы духовно - нравственной культуры"

В данной статье можно найти материал о педагогических технологиях, применяемых на занятиях по ОДНК....

Основы и типы педагогических технологий

В данной статье автор раскрывает понятие "педагогическая технология", дает характеристики основных технологий, которые, согласно ФГОС, используются  как в учебной, так и в воспитательно...