Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения Тема: "Выбор материалов для швейного изделия: костюм, пальто, куртка"
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка включает план-конспект урока-практикума с элементами РНС на тему: "Выбор материалов для изделия: костюм, пальто, куртка" с алгоритмом подбора пакета материалов для костюма женского повседневного, карту-инструкцию для выполнения практического задания, тестовые задания для проверки усвоения учебного материала в двух вариантах, оценочные листы, а также приложения. Данная разработка может быть использована для обучающихся по профессии "Художник по костюму".
Скачать:
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по дисциплине ОП.04 «Основы материаловедения» с элементами РНС
Тема: Практическое занятие № 13 «Выбор материалов для швейного изделия: костюм, пальто, куртка».
Тип урока: урок – практикум
Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический.
Работа в малых группах;
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, эскизы моделей костюмной группы изделий, образцы основных материалов для костюмов и прикладных материалов; карты-инструкции для выполнения практической работы, тестовые задания, оценочные листы.
Цели:
1. Образовательные: познакомить обучающихся с алгоритмом выбора материалов для швейного изделия, активизировать познавательную деятельность обучающихся;
2. Развивающие: развитие самостоятельности и активности обучающихся, привитие им умений и навыков учебной работы, развитие способностей анализировать;
3. Воспитательные: формировать ответственное отношение к процессу и результатам труда, толерантность; умение работать в малых группах.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели
3. Актуализация ранее усвоенных знаний
4. Практическая работа
5. Проверка результатов учебной деятельности на уроке (тест)
6. Подведение итогов
7. Рефлексия
Ход урока:
1. Организационный момент (2 мин)
▪ проверка присутствующих
▪ проверка готовности к уроку (наличие конспектов; наличие средств для оформления работы (скотч, клей)
▪ инструктаж, подписи в журнале по технике безопасности.
2. Постановка цели (2 мин)
Художник по костюмам создает образ. Вначале рождается эскиз будущего костюма, затем подбираются материалы для него. Поэтому очень важно знать алгоритм выбора материалов и уметь практически его осуществлять.
На доске: Тема урока: Практическое занятие № 13 «Выбор материалов для швейного изделия: костюм, пальто, куртка». Костюм женский повседневный.
3. Актуализация знаний. Вопросы студентам. (4 мин)
Вопросы студентам:
1). Какие группы материалов для изготовления швейных изделий вы знаете? (Ответы: основные, подкладочные, прокладочные, утепляющие, отделочные, фурнитура, материалы для скрепления деталей)
2). Требования к нарядной и повседневной одежде одинаковые или различные ? (Ответ: различные).
3). Какие виды требований можно предъявить к материалам? (Ответы: стандартные и функциональные, требования надежности, эргономические (гигиенические), эстетические, конструкторско-технологические, экономические)
4) Какие свойства материалов связаны с гигиеническими требованиями к ним?
(Ответ: воздухопроницаемость, паропроницаемость, гигроскопичность, отсутствие электризуемости )
5). Какие свойства материалов связаны с конструкторско-технологическими требованиями к ним? (скольжение, осыпаемость, раздвижка нитей, прорубаемость, усадка, способность к формообразованию при ВТО )
6) Какие свойства материалов связаны с эстетическими требованиями к ним?
(Ответ: цвет, блеск, сочетание цветов (колорит), прозрачность, фактура ткани)
7) Обязательно ли предъявлять единые требования по усадке к основным, подкладочным и подкладочным материалам для изделия или нет? (Ответ: обязательно. Усадка материалов для пакета изделия должна быть примерно одинаковой).
Спасибо за ответы!
Переходим к выполнению практической работы. Вообразите, что вы работаете в Модном Доме и к вам пришла заказчица с готовым эскизом повседневного костюма.
(Эскиз №1)
Итак, ваша задача: подобрать пакет материалов для повседневного костюма.
4. Практическая работа (28 мин)
Заполнение карты – инструкции «Выбор материалов для изделия: «Костюм, пальто, куртка». Костюм женский повседневный.
1) Указываем наименование изделия: Костюм женский повседневный.
2) Даем общую характеристику изделию в соответствии с эскизом, указываем его назначение, конструкционные особенности, условия эксплуатации ( костюм состоит из жакета и юбки, предназначен для носки на работе в течение рабочего дня) (2 мин)
3) Определяем основные требования к изделию в соответствии с его назначением и условиями эксплуатации (по приложению 1) (1 мин);
4) Определяем группы требований к основному материалу в порядке убывания их значимости (по приложению 2) (Для костюма женского повседневного: износостойкость, эстетические, экономические, гигиенические, конструкторско-технологические) (1 мин)
5) Определяем важнейшие свойства основного материала по группам требований (по приложению 3), обосновываем выбор (Важнейшие учитываемые свойства основного материала: волокнистый состав, поверхностная плотность, жесткость, способность к формообразованию, воздухопроницаемость, гигроскопичность, злектризуемость,; несминаемость, осыпаемость, прорубаемость; цвет, фактура, туше (гриф)) (5 мин);
6) Выбираем основной материал в соответствии с требуемыми свойствами из имеющегося в наличии ассортимента в папке «Образцы костюмных материалов», прикрепляем к карте – инструкции образец материала, указываем его название и даем краткую характеристику основных свойств (15 мин).
7) Выбираем прикладные материалы в соответствии с основным материалом, указываем их названия (4 мин).
Каждый выполненный этап – 1 балл, МРБ =7 баллов
5. Проверка результатов учебной деятельности студентов. Выполнение тестовых заданий, самопроверка теста (эталонные ответы – на экране). (4 мин)
За каждый правильный ответ – 1 балл (МРБ = 5 баллов)
Выставление дополнительных баллов студентам за активность на уроке (от 0 до 4 баллов). Дополнительные баллы получают следующие студенты: ……………….
Внесение баллов в оценочный лист.
6. Подведение предварительных итогов. Суммирование баллов по результатам учебной деятельности. Перевод баллов в оценки. (2 мин)
7. Сообщение домашнего задания; подготовиться к практическому занятию; составить конспект: «Материалы для пальто и курток» (1 мин)
8. Рефлексия (Вопросы на экране) (1 мин). Спасибо всем студентам за работу на уроке!
Карта-инструкция
Практическое занятие № 13 «Выбор материалов для швейного изделия: костюм, пальто, куртка». Костюм женский повседневный.
Цель: научиться составлять пакет материалов для изделия
Алгоритм составления пакета материалов для изделия | Содержание |
| |
| |
| А) Потребительские: Б) Производственные: |
4.Определение групп требований к основному материалу в порядке убывания их значимости (в зависимости от вида изделия и его назначения) (по приложению 2) | |
5. Определение важнейших свойств основного материала по группам требований (по приложению 3) | Требуемые свойства основного материала: |
6. Выбор основного материала в соответствии с требуемыми свойствами, его образец и название | Общие сведения о материале: Волокнистый состав: Вид переплетения: Гигроскопичность: Воздухопроницаемость: Электризуемость: Теплозащитные свойства: Прочность: Жесткость: Драпируемость: Износостойкость: Сминаемость: Отделка (расцветка): Прорубаемость: Раздвижка нитей Усадка при стирке: Способность к формообразованию: Режим ВТО, температура: |
7. Выбор прикладных материалов пакета, в соответствии с основным материалом, их образцы и названия ( подкладочный, прокладочный, отделочный, утепляющий, фурнитура, швейные иглы, нитки). Образцы материалов: А) Б) В) Г) | Краткая характеристика прикладных материалов: А) Б) В) Г) |
Тестовые задания к практическому занятию № 13 «Выбор материалов для швейного изделия: костюм, пальто, куртка»
Вариант 1
Инструкция. В заданиях 1, 4, 5 выберите один правильный ответ. В заданиях 2, 3 выберите несколько правильных ответов.
1. Назовите группу требований, предъявляемых к материалам, определяющую стоимость изделия и его доступность:
А) Экономические Б) Эстетические
В) Эксплуатационные (требования надежности) Г) Эстетические
2. Выберите из перечисленных свойств материалов те, которые влияют на надежность и долговечность одежды:
А) гигроскопичность Б) износостойкость В) прорубаемость Г) устойчивость к истиранию Д) устойчивость к многократному изгибу и растяжению Е) ширина
Ж) электризуемость З) устойчивость к многократным стиркам
3. Выберите из перечисленных свойств материалов те, которые соответствуют эргономическим (гигиеническим) требованиям:
А) воздухопроницаемость Б) способность к формообразованию В) блеск Г) стоимость материала Д) гигроскопичность Е) раздвижка нитей Ж) теплозащитные свойства
З) электризуемость
4. Низкими гигиеническими свойствами обладает материал:
А) из хлопка Б) из льна В) из натурального шелка Г) из лавсана
5. Требования, предъявляемые к костюмным материалам:
А) высокая водоупорность и пылеемкость Б) небольшая устойчивость к истиранию, светостойкость
В) высокая стойкость к истиранию, износостойкость Г) низкая упругость и прорубаемость
Тестовые задания к практическому занятию № 13 «Выбор материалов для швейного изделия: костюм, пальто, куртка»
Вариант 2
Инструкция. В заданиях 1, 4, 5 выберите один правильный ответ. В заданиях 2, 3 выберите несколько правильных ответов.
1. Назовите группу требований, предъявляемых к материалам, определяющую комфортные условия в пододежном слое и выполнение защитных функций одежды:
А) Конструкционно-технологические Б) Эргономические (гигиенические)
В) Эстетические Г) Экономические
2. Выберите из перечисленных свойств материалов те, которые влияют на внешний вид одежды, подчеркивают или скрывают фигуру:
А) блеск Б) фактура В) электризуемость Г) цвет (насыщенность, тон) Д) теплозащитные свойства Е) устойчивость к действию пота Ж) воздухопроницаемость
З) соответствие направлению моды
3. Выберите из перечисленных свойств материалов те, которые соответствуют конструкторско-технологическим требованиям:
А) электризуемость Б) теплозащитные свойства В) осыпаемость Г) сминаемость
Д) устойчивость к истиранию Е) усадка Ж) волокнистый состав З) драпируемость
4. Хорошими гигиеническими свойствами обладает материал:
А) из капрона Б) из вискозы В) из лавсана Г) из нитрона
5. Требования, предъявляемые к костюмным материалам:
А) высокая устойчивость к истиранию, к пиллингу, формоустойчивость Б) высокая водоупорность, электризуемость В) сильное скольжение и блеск Г) высокая плотность и жесткость
Эталонные ответы к тестовым заданиям к ПЗ № 13 «Выбор материалов для швейного изделии»
Вариант | № вопроса | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Вариант 1 | А | Б, Г, Д,З | А, Д, Ж, З | Г | В |
Вариант 2 | Б | А, Б, Г, З | В, Г, Е, З | В | А |
Оценочный лист
ФИО студента ___________________________________гр № ____
Дата « » ___________ 201___
№ п/п | Контролируемый вид учебной деятельности | Максимальный рейтинговый балл, МРБ | Реальный рейтинговый балл, РРБ |
1. | Готовность к уроку, наличие конспекта. | 2 балла | |
3. | Практическая работа | 7 баллов | |
4. | Тестовые задания (самопроверка) | 5 баллов | |
5. | Активность на уроке | До 4 баллов | |
Итого | 18 баллов |
Перевод баллов в оценку.
% выполнения работы = РРБ : МРБ х 100%
% результативности (РРБ от МРБ) | Оценка по пятибалльной шкале |
90 -100 % (16 – 18 баллов) | 5 |
70 – 89 % (13 – 15 балла) | 4 |
50 – 69 % (9 – 12 баллов) | 3 |
Менее 50% (менее 9 баллов) | 2 |
Оценка за урок: _______________
Подпись преподавателя: ____________________
Приложение 1. Основные требования к одежде
Группы требований | Требования к одежде | Характеристики показателей свойств | Значение показателей |
1. Потребительские | Надежность изделия | Устойчивость к различным воздействиям | Важность каждого показателя зависит от назначения одежды и условий эксплуатации |
Удобство пользования | Удобство надевания, снятия; свобода движения человека | ||
Безопасность пользования | Устойчивость к действию холода, тепла и т. д. | ||
Эстетичность | Соответствие направлению моды, внешний вид, силуэт, форма, степень прилегания | ||
Гигиеничность | Теплозащитные свойства, воздухопроницаемость и т. д. | ||
2. Производственные | Технологичность изделия | Возможность упрощения способов обработки, применение максимальной механизации операций | Учитываются при выборе методов обработки и выборе конструкции, влияют на расход материала, стоимость, целесообразность |
Экономичность | Обеспечение минимального расхода материала, рациональность расклада лекал, уменьшение трудоемкости операций | ||
Рентабельность | Возможность получения прибыли |
Приложение 2. Значимость требований, предъявляемых к материалам для одежды различного вида и назначения
Виды одежды и назначение | Требования к материалам и их значимость | ||||
Эстети- ческие | Конструк- торско-технологи- ческие | Гигиени- ческие | Требования надежности (износостой- кость) | Экономи- ческие | |
Женское платье (блузка) | |||||
Домашнее, повседневное | 2 | 5 | 1 | 3 | 4 |
Деловое, нарядное | 1 | 3 | 2 | 4 | 5 |
Мужские сорочки | |||||
Повседневные, спортивные | 3 | 4 | 1 | 1 | 2 |
нарядные | 1 | 3 | 2 | 4 | 5 |
Костюмы | |||||
Для торжественных случаев | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Повседневные, деловые | 2 | 5 | 4 | 1 | 3 |
детские | 3 | 5 | 1 | 4 | 2 |
спортивные | 3 | 5 | 1 | 2 | 4 |
Ведомственные | 2 | 5 | 3 | 1 | 4 |
Пальто | |||||
Женские летние | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Женские демисезонные и зимние | 1 | 3 | 1 | 2 | 4 |
Для девочек | 2 | 3 | 1 | 4 | 4 |
мужские | 2 | 3 | 1 | 1 | 4 |
Подростковые, юношеские | 2 | 5 | 1 | 3 | 4 |
детские | 3 | 4 | 1 | 5 | 2 |
Приложение 3. Требования к материалам для швейного изделия
Группы требований | Характеристика (показатели свойств) | Значение показателей |
Общие (стандартные) и функциональные требования | Волокнистый состав Поверхностная плотность Плотность ткани Линейная плотность нитей Разрывная нагрузка Разрывное удлинение Ширина ткани Жесткость Растяжимость и др. | Выражают соответствие свойств материалов стандартным нормам и назначению изделия, обеспечивают свободу движений |
Эксплуатационные (требования надежности) | Износостойкость: устойчивость к истиранию, к образованию пиллей, к многократному изгибу и растяжению, к светопогоде, к действию пота, к многократным стиркам, к действию высоких и низких температур | Оказывают влияние на надежность и долговечность одежды |
Эргономические (гигиенические) требования | Воздухопроницаемость Водопаропроницаемость Гигроскопичность Влажность Электризуемость Загрязняемость Тепловое сопротивление (теплозащитные свойства) | Обеспечивают создание комфортных условий в пододежном слое и выполнение защитных функций одежды |
Конструкторско-технологические требования | Толщина Жесткость Драпируемость Сминаемость (несминаемость) Способность к формообразованию Раздвижка нитей Осыпаемость нитей Прорубаемость иглой Усадка | Оказывают влияние на конструкцию изделия, объем и форму изделия, технологию изготовления |
Эстетические требования | Соответствие направлению моды Цвет (насыщенность, тон) Белизна Блеск Прозрачность Сочетание цветов Фактура Туше (гриф) | Оказывают влияние на внешний вид и эстетическое восприятие одежды, подчеркивают или скрывают фигуру |
Экономические требования | Стоимость материалов Легкость ухода за изделием Ремонтопригодность | Оказывают влияние на стоимость изделия и его доступность |
Литература:
1. Савостицкий Н. А. «Материаловедение швейного производства»
М.: Изд. центр «Академия», 2013
2. Орленко Л. В. , Гаврилова Н. И. Конфекционирование материалов для одежды. –
М.: ФОРУМ: ИНФРА – М,: 2010
3 Стельмашенко В. И.,Розаренова Т. В. «Материалы для изготовления и ремонта
одежды» М.: Высшая школа, 1997
4. Мальцева Е. П. «Материаловедение текстильных и кожевенно-меховых материалов»
М.: Легпромбытиздат, 1989
5. Б.А.Бузов «Лабораторный практикум по материаловедению швейного
производства» - М.: Легпромбытиздат, 1991
6 Ассортимент, свойства и технические требования к материалам для одежды
М.: Легкая индустрия, 1978
7. Б. А. Бузов, Н. Д. Алыменкова «Материаловедение в производстве изделий легкой
промышленности». М.: 2004
8, Б. А. Бузов, Н. Д. Алыменкова, Д.Г. Петропавловский « Практикум по
материаловедению швейного производства». М.: 2003
9. Орленко Л. В. Терминологический словарь одежды.- М.: Легпромбытиздат, 1996
Интернет- ресурсы
abc.vvsu.ru/Books/kl_konfekc.../page0010.asp –
http://texttotext.ru/metodichka/vibor-materialov-na-izdelie/Page-1.html
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по дисциплине ОП.04 «Основы материаловедения» с элементами РНС
Тема: Практическое занятие № 13 «Выбор материалов для швейного изделия: костюм, пальто, куртка».
Тип урока: урок – практикум
Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический.
Работа в малых группах;
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, эскизы моделей костюмной группы изделий, образцы основных материалов для костюмов и прикладных материалов; карты-инструкции для выполнения практической работы, тестовые задания, оценочные листы.
Цели:
1. Образовательные: познакомить обучающихся с алгоритмом выбора материалов для швейного изделия, активизировать познавательную деятельность обучающихся;
2. Развивающие: развитие самостоятельности и активности обучающихся, привитие им умений и навыков учебной работы, развитие способностей анализировать;
3. Воспитательные: формировать ответственное отношение к процессу и результатам труда, толерантность; умение работать в малых группах.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели
3. Актуализация ранее усвоенных знаний
4. Практическая работа
5. Проверка результатов учебной деятельности на уроке (тест)
6. Подведение итогов
7. Рефлексия
Ход урока:
1. Организационный момент (2 мин)
▪ проверка присутствующих
▪ проверка готовности к уроку (наличие конспектов; наличие средств для оформления работы (скотч, клей)
▪ инструктаж, подписи в журнале по технике безопасности.
2. Постановка цели (2 мин)
Художник по костюмам создает образ. Вначале рождается эскиз будущего костюма, затем подбираются материалы для него. Поэтому очень важно знать алгоритм выбора материалов и уметь практически его осуществлять.
На доске: Тема урока: Практическое занятие № 13 «Выбор материалов для швейного изделия: костюм, пальто, куртка». Костюм женский повседневный.
3. Актуализация знаний. Вопросы студентам. (4 мин)
Вопросы студентам:
1). Какие группы материалов для изготовления швейных изделий вы знаете? (Ответы: основные, подкладочные, прокладочные, утепляющие, отделочные, фурнитура, материалы для скрепления деталей)
2). Требования к нарядной и повседневной одежде одинаковые или различные ? (Ответ: различные).
3). Какие виды требований можно предъявить к материалам? (Ответы: стандартные и функциональные, требования надежности, эргономические (гигиенические), эстетические, конструкторско-технологические, экономические)
4) Какие свойства материалов связаны с гигиеническими требованиями к ним?
(Ответ: воздухопроницаемость, паропроницаемость, гигроскопичность, отсутствие электризуемости )
5). Какие свойства материалов связаны с конструкторско-технологическими требованиями к ним? (скольжение, осыпаемость, раздвижка нитей, прорубаемость, усадка, способность к формообразованию при ВТО )
6) Какие свойства материалов связаны с эстетическими требованиями к ним?
(Ответ: цвет, блеск, сочетание цветов (колорит), прозрачность, фактура ткани)
7) Обязательно ли предъявлять единые требования по усадке к основным, подкладочным и подкладочным материалам для изделия или нет? (Ответ: обязательно. Усадка материалов для пакета изделия должна быть примерно одинаковой).
Спасибо за ответы!
Переходим к выполнению практической работы. Вообразите, что вы работаете в Модном Доме и к вам пришла заказчица с готовым эскизом повседневного костюма.
(Эскиз №1)
Итак, ваша задача: подобрать пакет материалов для повседневного костюма.
4. Практическая работа (28 мин)
Заполнение карты – инструкции «Выбор материалов для изделия: «Костюм, пальто, куртка». Костюм женский повседневный.
1) Указываем наименование изделия: Костюм женский повседневный.
2) Даем общую характеристику изделию в соответствии с эскизом, указываем его назначение, конструкционные особенности, условия эксплуатации ( костюм состоит из жакета и юбки, предназначен для носки на работе в течение рабочего дня) (2 мин)
3) Определяем основные требования к изделию в соответствии с его назначением и условиями эксплуатации (по приложению 1) (1 мин);
4) Определяем группы требований к основному материалу в порядке убывания их значимости (по приложению 2) (Для костюма женского повседневного: износостойкость, эстетические, экономические, гигиенические, конструкторско-технологические) (1 мин)
5) Определяем важнейшие свойства основного материала по группам требований (по приложению 3), обосновываем выбор (Важнейшие учитываемые свойства основного материала: волокнистый состав, поверхностная плотность, жесткость, способность к формообразованию, воздухопроницаемость, гигроскопичность, злектризуемость,; несминаемость, осыпаемость, прорубаемость; цвет, фактура, туше (гриф)) (5 мин);
6) Выбираем основной материал в соответствии с требуемыми свойствами из имеющегося в наличии ассортимента в папке «Образцы костюмных материалов», прикрепляем к карте – инструкции образец материала, указываем его название и даем краткую характеристику основных свойств (15 мин).
7) Выбираем прикладные материалы в соответствии с основным материалом, указываем их названия (4 мин).
Каждый выполненный этап – 1 балл, МРБ =7 баллов
5. Проверка результатов учебной деятельности студентов. Выполнение тестовых заданий, самопроверка теста (эталонные ответы – на экране). (4 мин)
За каждый правильный ответ – 1 балл (МРБ = 5 баллов)
Выставление дополнительных баллов студентам за активность на уроке (от 0 до 4 баллов). Дополнительные баллы получают следующие студенты: ……………….
Внесение баллов в оценочный лист.
6. Подведение предварительных итогов. Суммирование баллов по результатам учебной деятельности. Перевод баллов в оценки. (2 мин)
7. Сообщение домашнего задания; подготовиться к практическому занятию; составить конспект: «Материалы для пальто и курток» (1 мин)
8. Рефлексия (Вопросы на экране) (1 мин). Спасибо всем студентам за работу на уроке!
Карта-инструкция
Практическое занятие № 13 «Выбор материалов для швейного изделия: костюм, пальто, куртка». Костюм женский повседневный.
Цель: научиться составлять пакет материалов для изделия
Алгоритм составления пакета материалов для изделия | Содержание |
| |
| |
| А) Потребительские: Б) Производственные: |
4.Определение групп требований к основному материалу в порядке убывания их значимости (в зависимости от вида изделия и его назначения) (по приложению 2) | |
5. Определение важнейших свойств основного материала по группам требований (по приложению 3) | Требуемые свойства основного материала: |
6. Выбор основного материала в соответствии с требуемыми свойствами, его образец и название | Общие сведения о материале: Волокнистый состав: Вид переплетения: Гигроскопичность: Воздухопроницаемость: Электризуемость: Теплозащитные свойства: Прочность: Жесткость: Драпируемость: Износостойкость: Сминаемость: Отделка (расцветка): Прорубаемость: Раздвижка нитей Усадка при стирке: Способность к формообразованию: Режим ВТО, температура: |
7. Выбор прикладных материалов пакета, в соответствии с основным материалом, их образцы и названия ( подкладочный, прокладочный, отделочный, утепляющий, фурнитура, швейные иглы, нитки). Образцы материалов: А) Б) В) Г) | Краткая характеристика прикладных материалов: А) Б) В) Г) |
Тестовые задания к практическому занятию № 13 «Выбор материалов для швейного изделия: костюм, пальто, куртка»
Вариант 1
Инструкция. В заданиях 1, 4, 5 выберите один правильный ответ. В заданиях 2, 3 выберите несколько правильных ответов.
1. Назовите группу требований, предъявляемых к материалам, определяющую стоимость изделия и его доступность:
А) Экономические Б) Эстетические
В) Эксплуатационные (требования надежности) Г) Эстетические
2. Выберите из перечисленных свойств материалов те, которые влияют на надежность и долговечность одежды:
А) гигроскопичность Б) износостойкость В) прорубаемость Г) устойчивость к истиранию Д) устойчивость к многократному изгибу и растяжению Е) ширина
Ж) электризуемость З) устойчивость к многократным стиркам
3. Выберите из перечисленных свойств материалов те, которые соответствуют эргономическим (гигиеническим) требованиям:
А) воздухопроницаемость Б) способность к формообразованию В) блеск Г) стоимость материала Д) гигроскопичность Е) раздвижка нитей Ж) теплозащитные свойства
З) электризуемость
4. Низкими гигиеническими свойствами обладает материал:
А) из хлопка Б) из льна В) из натурального шелка Г) из лавсана
5. Требования, предъявляемые к костюмным материалам:
А) высокая водоупорность и пылеемкость Б) небольшая устойчивость к истиранию, светостойкость
В) высокая стойкость к истиранию, износостойкость Г) низкая упругость и прорубаемость
Тестовые задания к практическому занятию № 13 «Выбор материалов для швейного изделия: костюм, пальто, куртка»
Вариант 2
Инструкция. В заданиях 1, 4, 5 выберите один правильный ответ. В заданиях 2, 3 выберите несколько правильных ответов.
1. Назовите группу требований, предъявляемых к материалам, определяющую комфортные условия в пододежном слое и выполнение защитных функций одежды:
А) Конструкционно-технологические Б) Эргономические (гигиенические)
В) Эстетические Г) Экономические
2. Выберите из перечисленных свойств материалов те, которые влияют на внешний вид одежды, подчеркивают или скрывают фигуру:
А) блеск Б) фактура В) электризуемость Г) цвет (насыщенность, тон) Д) теплозащитные свойства Е) устойчивость к действию пота Ж) воздухопроницаемость
З) соответствие направлению моды
3. Выберите из перечисленных свойств материалов те, которые соответствуют конструкторско-технологическим требованиям:
А) электризуемость Б) теплозащитные свойства В) осыпаемость Г) сминаемость
Д) устойчивость к истиранию Е) усадка Ж) волокнистый состав З) драпируемость
4. Хорошими гигиеническими свойствами обладает материал:
А) из капрона Б) из вискозы В) из лавсана Г) из нитрона
5. Требования, предъявляемые к костюмным материалам:
А) высокая устойчивость к истиранию, к пиллингу, формоустойчивость Б) высокая водоупорность, электризуемость В) сильное скольжение и блеск Г) высокая плотность и жесткость
Эталонные ответы к тестовым заданиям к ПЗ № 13 «Выбор материалов для швейного изделии»
Вариант | № вопроса | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Вариант 1 | А | Б, Г, Д,З | А, Д, Ж, З | Г | В |
Вариант 2 | Б | А, Б, Г, З | В, Г, Е, З | В | А |
Оценочный лист
ФИО студента ___________________________________гр № ____
Дата « » ___________ 201___
№ п/п | Контролируемый вид учебной деятельности | Максимальный рейтинговый балл, МРБ | Реальный рейтинговый балл, РРБ |
1. | Готовность к уроку, наличие конспекта. | 2 балла | |
3. | Практическая работа | 7 баллов | |
4. | Тестовые задания (самопроверка) | 5 баллов | |
5. | Активность на уроке | До 4 баллов | |
Итого | 18 баллов |
Перевод баллов в оценку.
% выполнения работы = РРБ : МРБ х 100%
% результативности (РРБ от МРБ) | Оценка по пятибалльной шкале |
90 -100 % (16 – 18 баллов) | 5 |
70 – 89 % (13 – 15 балла) | 4 |
50 – 69 % (9 – 12 баллов) | 3 |
Менее 50% (менее 9 баллов) | 2 |
Оценка за урок: _______________
Подпись преподавателя: ____________________
Приложение 1. Основные требования к одежде
Группы требований | Требования к одежде | Характеристики показателей свойств | Значение показателей |
1. Потребительские | Надежность изделия | Устойчивость к различным воздействиям | Важность каждого показателя зависит от назначения одежды и условий эксплуатации |
Удобство пользования | Удобство надевания, снятия; свобода движения человека | ||
Безопасность пользования | Устойчивость к действию холода, тепла и т. д. | ||
Эстетичность | Соответствие направлению моды, внешний вид, силуэт, форма, степень прилегания | ||
Гигиеничность | Теплозащитные свойства, воздухопроницаемость и т. д. | ||
2. Производственные | Технологичность изделия | Возможность упрощения способов обработки, применение максимальной механизации операций | Учитываются при выборе методов обработки и выборе конструкции, влияют на расход материала, стоимость, целесообразность |
Экономичность | Обеспечение минимального расхода материала, рациональность расклада лекал, уменьшение трудоемкости операций | ||
Рентабельность | Возможность получения прибыли |
Приложение 2. Значимость требований, предъявляемых к материалам для одежды различного вида и назначения
Виды одежды и назначение | Требования к материалам и их значимость | ||||
Эстети- ческие | Конструк- торско-технологи- ческие | Гигиени- ческие | Требования надежности (износостой- кость) | Экономи- ческие | |
Женское платье (блузка) | |||||
Домашнее, повседневное | 2 | 5 | 1 | 3 | 4 |
Деловое, нарядное | 1 | 3 | 2 | 4 | 5 |
Мужские сорочки | |||||
Повседневные, спортивные | 3 | 4 | 1 | 1 | 2 |
нарядные | 1 | 3 | 2 | 4 | 5 |
Костюмы | |||||
Для торжественных случаев | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Повседневные, деловые | 2 | 5 | 4 | 1 | 3 |
детские | 3 | 5 | 1 | 4 | 2 |
спортивные | 3 | 5 | 1 | 2 | 4 |
Ведомственные | 2 | 5 | 3 | 1 | 4 |
Пальто | |||||
Женские летние | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Женские демисезонные и зимние | 1 | 3 | 1 | 2 | 4 |
Для девочек | 2 | 3 | 1 | 4 | 4 |
мужские | 2 | 3 | 1 | 1 | 4 |
Подростковые, юношеские | 2 | 5 | 1 | 3 | 4 |
детские | 3 | 4 | 1 | 5 | 2 |
Приложение 3. Требования к материалам для швейного изделия
Группы требований | Характеристика (показатели свойств) | Значение показателей |
Общие (стандартные) и функциональные требования | Волокнистый состав Поверхностная плотность Плотность ткани Линейная плотность нитей Разрывная нагрузка Разрывное удлинение Ширина ткани Жесткость Растяжимость и др. | Выражают соответствие свойств материалов стандартным нормам и назначению изделия, обеспечивают свободу движений |
Эксплуатационные (требования надежности) | Износостойкость: устойчивость к истиранию, к образованию пиллей, к многократному изгибу и растяжению, к светопогоде, к действию пота, к многократным стиркам, к действию высоких и низких температур | Оказывают влияние на надежность и долговечность одежды |
Эргономические (гигиенические) требования | Воздухопроницаемость Водопаропроницаемость Гигроскопичность Влажность Электризуемость Загрязняемость Тепловое сопротивление (теплозащитные свойства) | Обеспечивают создание комфортных условий в пододежном слое и выполнение защитных функций одежды |
Конструкторско-технологические требования | Толщина Жесткость Драпируемость Сминаемость (несминаемость) Способность к формообразованию Раздвижка нитей Осыпаемость нитей Прорубаемость иглой Усадка | Оказывают влияние на конструкцию изделия, объем и форму изделия, технологию изготовления |
Эстетические требования | Соответствие направлению моды Цвет (насыщенность, тон) Белизна Блеск Прозрачность Сочетание цветов Фактура Туше (гриф) | Оказывают влияние на внешний вид и эстетическое восприятие одежды, подчеркивают или скрывают фигуру |
Экономические требования | Стоимость материалов Легкость ухода за изделием Ремонтопригодность | Оказывают влияние на стоимость изделия и его доступность |
Литература:
1. Савостицкий Н. А. «Материаловедение швейного производства»
М.: Изд. центр «Академия», 2013
2. Орленко Л. В. , Гаврилова Н. И. Конфекционирование материалов для одежды. –
М.: ФОРУМ: ИНФРА – М,: 2010
3 Стельмашенко В. И.,Розаренова Т. В. «Материалы для изготовления и ремонта
одежды» М.: Высшая школа, 1997
4. Мальцева Е. П. «Материаловедение текстильных и кожевенно-меховых материалов»
М.: Легпромбытиздат, 1989
5. Б.А.Бузов «Лабораторный практикум по материаловедению швейного
производства» - М.: Легпромбытиздат, 1991
6 Ассортимент, свойства и технические требования к материалам для одежды
М.: Легкая индустрия, 1978
7. Б. А. Бузов, Н. Д. Алыменкова «Материаловедение в производстве изделий легкой
промышленности». М.: 2004
8, Б. А. Бузов, Н. Д. Алыменкова, Д.Г. Петропавловский « Практикум по
материаловедению швейного производства». М.: 2003
9. Орленко Л. В. Терминологический словарь одежды.- М.: Легпромбытиздат, 1996
Интернет- ресурсы
abc.vvsu.ru/Books/kl_konfekc.../page0010.asp –
http://texttotext.ru/metodichka/vibor-materialov-na-izdelie/Page-1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"
Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...
Методическая разработка урока по дисциплине "Материаловедение" по теме "Виды чугуна"
Методическая разработка урока содержит хронокарту занятия по теме "Виды чугуна", технологическую карту с указанием методов, средств обучения и форм контроля качества....
Методическая разработка. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ по профессии 54.01.17 Реставратор строительный
Методическая разработка содержит учебную программу по материаловедению для профессии "Реставратор строительный". Разработал программу учитель технологии Стеценко Геннадий Александрович....
Методическая разработка урока по дисциплине МДК 02.02 Процессы приготовления, подготовки к реализации и презентации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок.
Данный урок предназначен для изучения дисциплины МДК 02.02 Процессы приготовления, подготовки к реализации и презентации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок для обучающихся 1курса по профе...
Методическая разработка урока по дисциплине ОП. 03. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА «Магнитные материалы. Гистерезис. Применение ферромагнитных материалов»
Представлена разработка урока по дисциплине ОП. 03. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА на тему «Магнитные материалы. Гистерезис. Применение ферромагнитных материалов». Реализация урок...
Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения с элементам РНС. Тема: "Выбор материалов для швейного изделия"
Методическая разработка урока-практикума по теме:"Выбор материалов для швейного изделия: пальто женское демисезонное" предназначен для выполнения практической работы обучающимися...