Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения с элементам РНС. Тема: "Выбор материалов для швейного изделия"
методическая разработка
Методическая разработка урока-практикума по теме:"Выбор материалов для швейного изделия: пальто женское демисезонное" предназначен для выполнения практической работы обучающимися по профессии "Художник по костюму"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_vybor_materiala_.docx | 43.27 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по дисциплине ОП.04 «Основы материаловедения» с элементами РНС
Тема: Практическое занятие № 13 «Выбор материалов для швейного изделия: пальто женское демисезонное».
Тип урока: урок – практикум
Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический.
Работа в малых группах;
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, эскизы моделей пальтовой группы изделий, образцы основных и прикладных материалов для пальто; карты-инструкции для выполнения практической работы, тестовые задания, оценочные листы.
Цели:
1. Образовательные: познакомить обучающихся с алгоритмом выбора материалов для швейного изделия, активизировать познавательную деятельность обучающихся;
2. Развивающие: развитие самостоятельности и активности обучающихся, привитие им умений и навыков учебной работы, развитие способностей анализировать;
3. Воспитательные: формировать ответственное отношение к процессу и результатам труда, толерантность; умение работать в малых группах.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели
3. Актуализация ранее усвоенных знаний
4. Практическая работа
5. Проверка результатов учебной деятельности на уроке (тест)
6. Подведение итогов
7. Рефлексия
Ход урока:
1. Организационный момент (2 мин)
▪ проверка присутствующих
▪ проверка готовности к уроку (наличие конспектов; наличие принадлежностей для оформления работы (скотч, клей)
▪ инструктаж, подписи в журнале по технике безопасности.
2. Постановка цели (2 мин)
Художник по костюмам создает образ. Как правило, сначала рождается эскиз будущего пальто, затем подбираются материалы для него. Поэтому очень важно знать алгоритм выбора материалов и уметь практически его осуществлять.
На доске: Тема урока: Практическое занятие № 13 «Выбор материалов для швейного изделия: пальто женское демисезонное».
3. Актуализация знаний. Вопросы студентам. (4 мин)
Вопросы студентам:
1). Какие группы материалов для изготовления швейных изделий вы знаете? (Ответы: основные, подкладочные, прокладочные, утепляющие, отделочные, фурнитура, материалы для скрепления деталей)
2). Какие виды требований можно предъявить к материалам? (Ответы: стандартные и функциональные, требования надежности, эргономические (гигиенические), эстетические, конструкторско - технологические, экономические)
3) Какие свойства материалов связаны с гигиеническими требованиями?
(Ответ: воздухопроницаемость, паропроницаемость, гигроскопичность, отсутствие электризуемости, теплозащитные свойства )
4). Какие свойства материалов связаны с конструкторско-технологическими требованиями? (скольжение, осыпаемость, раздвижка нитей, прорубаемость, усадка, способность к формообразованию при ВТО )
5) Какие свойства материалов связаны с эстетическими требованиями?
(Ответ: цвет, блеск, сочетание цветов (колорит), прозрачность, фактура ткани)
6) Какие свойства материалов связаны с требованиями надежности?
(прочность, стойкость к истиранию, износостойкость и др. )
Спасибо за ответы!
Переходим к выполнению практической работы. Вообразите, что вы работаете в ателье и к вам пришла заказчица с эскизом женского демисезонного пальто.
(Эскиз № 23)
Итак, ваша задача: подобрать пакет материалов для женского демисезонного пальто.
4. Практическая работа (28 мин)
Заполнение карты – инструкции «Выбор материалов для изделия: « Пальто женское демисезонное».
1) Указываем наименование изделия: пальто женское .
2) Даем общую характеристику изделию в соответствии с эскизом, указываем его назначение, конструкционные особенности, условия эксплуатации (пальто женское демисезонное (весна-осень), с отложным воротником, накладными карманами, со втачными рукавами, с поясом, без застежки, с подкладкой) (2 мин)
3) Определяем основные требования к изделию в соответствии с его назначением и условиями эксплуатации (по приложению 1) (1 мин);
4) Определяем группы требований к основному материалу в порядке убывания их значимости (по приложению 2) (Для пальто женского демисезонного: износостойкость, эстетические, экономические, гигиенические, конструкторско-технологические) (1 мин)
5) Определяем важнейшие свойства основного материала по группам требований (по приложению 3), обосновываем выбор (Важнейшие учитываемые свойства основного материала: волокнистый состав, поверхностная плотность, теплозащитные свойства, жесткость, способность к формообразованию, воздухопроницаемость, гигроскопичность, незлектризуемость,; несминаемость, цвет, фактура, туше (гриф)) (5 мин);
6) Выбираем основной материал в соответствии с требуемыми свойствами из имеющегося в наличии ассортимента в папке «Образцы материалов для пальто», прикрепляем к карте – инструкции образец материала, указываем его название и даем краткую характеристику основных свойств (15 мин).
7) Выбираем прикладные материалы в соответствии с основным материалом, указываем их названия (4 мин).
Каждый выполненный этап – 1 балл, МРБ =7 баллов
5. Проверка результатов учебной деятельности студентов. Выполнение тестовых заданий, самопроверка теста (эталонные ответы – на экране). (4 мин)
За каждый правильный ответ – 1 балл (МРБ = 5 баллов)
Выставление дополнительных баллов студентам за активность на уроке (от 0 до 4 баллов). Дополнительные баллы получают следующие студенты: ……………….
Внесение баллов в оценочный лист.
6. Подведение предварительных итогов. Суммирование баллов по результатам учебной деятельности. Перевод баллов в оценки. (2 мин)
7. Сообщение домашнего задания: составить конспект: «Материалы для пальто» (1 мин)
8. Рефлексия (Вопросы на экране) (1 мин). Спасибо всем студентам за работу на уроке!
Карта-инструкция
Практическое занятие № 13 «Выбор материалов для швейного изделия: пальто».
Цель: научиться составлять пакет материалов для изделия
Алгоритм составления пакета материалов для изделия | Содержание |
| |
| |
| А) Потребительские: Б) Производственные: |
4.Определение групп требований к основному материалу в порядке убывания их значимости (в зависимости от вида изделия и его назначения) (по приложению 2) | |
5. Определение важнейших свойств основного материала по группам требований (по приложению 3) | Требуемые свойства основного материала: |
6. Выбор основного материала в соответствии с требуемыми свойствами, его образец и название | Общие сведения о материале: Волокнистый состав: Вид переплетения: Гигроскопичность: Воздухопроницаемость: Электризуемость: Теплозащитные свойства: Прочность: Жесткость: Драпируемость: Износостойкость: Сминаемость: Отделка (расцветка): Прорубаемость: Раздвижка нитей Усадка при стирке: Способность к формообразованию: Режим ВТО, температура: |
7. Выбор прикладных материалов пакета, в соответствии с основным материалом, их образцы и названия ( подкладочный, прокладочный, отделочный, утепляющий, фурнитура, швейные иглы, нитки). Образцы материалов: А) Б) В) Г) | Краткая характеристика прикладных материалов: А) Б) В) Г) |
Тестовые задания к практическому занятию № 13 «Выбор материалов для швейного изделия: пальто»
Вариант 1
Инструкция. В заданиях 1, 4, 5 выберите один правильный ответ. В заданиях 2, 3 выберите несколько правильных ответов.
1. Назовите группу требований, предъявляемых к материалам, определяющую стоимость изделия и его доступность:
А) Экономические Б) Эстетические
В) Эксплуатационные (требования надежности) Г) Эстетические
2. Выберите из перечисленных свойств материалов те, которые влияют на надежность и долговечность одежды:
А) гигроскопичность Б) износостойкость В) прорубаемость Г) устойчивость к истиранию Д) устойчивость к многократному изгибу и растяжению Е) ширина
Ж) электризуемость З) устойчивость к многократным стиркам
3. Выберите из перечисленных свойств материалов те, которые соответствуют эргономическим (гигиеническим) требованиям:
А) воздухопроницаемость Б) способность к формообразованию В) блеск Г) стоимость материала Д) гигроскопичность Е) раздвижка нитей Ж) теплозащитные свойства
З) электризуемость
4. Температура ВТО для пальтовой ткани из шерсти с нитроном:
А) 120-130⁰ С Б) 200-250⁰ С В) 160-200⁰ С Г) 140-160⁰ С
5. Требования, предъявляемые к материалам для демисезонного пальто:
А) высокая водоупорность и пылеемкость Б) небольшая устойчивость к истиранию,светостойкость
В) хорошие теплозащитные свойства, износостойкость Г) низкая упругость и прорубаемость
Тестовые задания к практическому занятию «Выбор материалов для швейного изделия: пальто»
Вариант 2
Инструкция. В заданиях 1, 4, 5 выберите один правильный ответ. В заданиях 2, 3 выберите несколько правильных ответов.
1. Назовите группу требований, предъявляемых к материалам, определяющую комфортные условия в пододежном слое и выполнение защитных функций одежды:
А) Конструкционно-технологические Б) Эргономические (гигиенические)
В) Эстетические Г) Экономические
2. Выберите из перечисленных свойств материалов те, которые влияют на внешний вид одежды, подчеркивают или скрывают фигуру:
А) блеск Б) фактура В) электризуемость Г) цвет (насыщенность, тон) Д) теплозащитные свойства Е) устойчивость к действию пота Ж) воздухопроницаемость
З) соответствие направлению моды
3. Выберите из перечисленных свойств материалов те, которые соответствуют конструкторско-технологическим требованиям:
А) электризуемость Б) теплозащитные свойства В) осыпаемость Г) сминаемость
Д) устойчивость к истиранию Е) усадка Ж) волокнистый состав З) драпируемость
4. Наилучшими теплозащитными свойствами обладают пальтовые ткани:
А) из вискозы с лавсаном Б) из шерсти с нитроном В) из лавсана Г) из хлопка с лавсаном
5. Температура ВТО для чистошерстяной пальтовой ткани:
А) 160-200⁰ С Б) 140-160⁰ С В) ) 120-130⁰ С Г) 100-120⁰ С
Эталонные ответы к тестовым заданиям к ПЗ № 13 «Выбор материалов для швейного изделии»
Вариант | № вопроса | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Вариант 1 | А | Б, Г, Д,З | А, Д, Ж, З | Г | В |
Вариант 2 | Б | А, Б, Г, З | В, Г, Е, З | Б | А |
Оценочный лист
ФИО студента ___________________________________гр № ____
Дата « » ___________ 20___
№ п/п | Контролируемый вид учебной деятельности | Максимальный рейтинговый балл, МРБ | Реальный рейтинговый балл, РРБ |
1. | Готовность к уроку, наличие конспекта. | 2 балла | |
3. | Практическая работа | 7 баллов | |
4. | Тестовые задания (самопроверка) | 5 баллов | |
5. | Активность на уроке | До 4 баллов | |
Итого | 18 баллов |
Перевод баллов в оценку.
% выполнения работы = РРБ : МРБ х 100%
% результативности (РРБ от МРБ) | Оценка по пятибалльной шкале |
90 -100 % (16 – 18 баллов) | 5 |
70 – 89 % (13 – 15 балла) | 4 |
50 – 69 % (9 – 12 баллов) | 3 |
Менее 50% (менее 9 баллов) | 2 |
Оценка за урок: _______________
Подпись преподавателя: ____________________
Приложение 1. Основные требования к одежде
Группы требований | Требования к одежде | Характеристики показателей свойств | Значение показателей |
1. Потребительские | Надежность изделия | Устойчивость к различным воздействиям | Важность каждого показателя зависит от назначения одежды и условий эксплуатации |
Удобство пользования | Удобство надевания, снятия; свобода движения человека | ||
Безопасность пользования | Устойчивость к действию холода, тепла и т. д. | ||
Эстетичность | Соответствие направлению моды, внешний вид, силуэт, форма, степень прилегания | ||
Гигиеничность | Теплозащитные свойства, воздухопроницаемость и т. д. | ||
2. Производственные | Технологичность изделия | Возможность упрощения способов обработки, применение максимальной механизации операций | Учитываются при выборе методов обработки и выборе конструкции, влияют на расход материала, стоимость, целесообразность |
Экономичность | Обеспечение минимального расхода материала, рациональность расклада лекал, уменьшение трудоемкости операций | ||
Рентабельность | Возможность получения прибыли |
Приложение 2. Значимость требований, предъявляемых к материалам для одежды различного вида и назначения
Виды одежды и назначение | Требования к материалам и их значимость | ||||
Эстети- ческие | Конструк- торско-технологи- ческие | Гигиени- ческие | Требования надежности (износостой- кость) | Экономи- ческие | |
Женское платье (блузка) | |||||
Домашнее, повседневное | 2 | 5 | 1 | 3 | 4 |
Деловое, нарядное | 1 | 3 | 2 | 4 | 5 |
Мужские сорочки | |||||
Повседневные, спортивные | 3 | 4 | 1 | 1 | 2 |
нарядные | 1 | 3 | 2 | 4 | 5 |
Костюмы | |||||
Для торжественных случаев | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Повседневные, деловые | 2 | 5 | 4 | 1 | 3 |
детские | 3 | 5 | 1 | 4 | 2 |
спортивные | 3 | 5 | 1 | 2 | 4 |
Ведомственные | 2 | 5 | 3 | 1 | 4 |
Пальто | |||||
Женские летние | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Женские демисезонные и зимние | 1 | 3 | 1 | 2 | 4 |
Для девочек | 2 | 3 | 1 | 4 | 4 |
мужские | 2 | 3 | 1 | 1 | 4 |
Подростковые, юношеские | 2 | 5 | 1 | 3 | 4 |
детские | 3 | 4 | 1 | 5 | 2 |
Приложение 3. Требования к материалам для швейного изделия
Группы требований | Характеристика (показатели свойств) | Значение показателей |
Общие (стандартные) и функциональные требования | Волокнистый состав Поверхностная плотность Плотность ткани Линейная плотность нитей Разрывная нагрузка Разрывное удлинение Ширина ткани Жесткость Растяжимость и др. | Выражают соответствие свойств материалов стандартным нормам и назначению изделия, обеспечивают свободу движений |
Эксплуатационные (требования надежности) | Износостойкость: устойчивость к истиранию, к образованию пиллей, к многократному изгибу и растяжению, к светопогоде, к действию пота, к многократным стиркам, к действию высоких и низких температур | Оказывают влияние на надежность и долговечность одежды |
Эргономические (гигиенические) требования | Воздухопроницаемость Водопаропроницаемость Гигроскопичность Влажность Электризуемость Загрязняемость Тепловое сопротивление (теплозащитные свойства) | Обеспечивают создание комфортных условий в пододежном слое и выполнение защитных функций одежды |
Конструкторско-технологические требования | Толщина Жесткость Драпируемость Сминаемость (несминаемость) Способность к формообразованию Раздвижка нитей Осыпаемость нитей Прорубаемость иглой Усадка | Оказывают влияние на конструкцию изделия, объем и форму изделия, технологию изготовления |
Эстетические требования | Соответствие направлению моды Цвет (насыщенность, тон) Белизна Блеск Прозрачность Сочетание цветов Фактура Туше (гриф) | Оказывают влияние на внешний вид и эстетическое восприятие одежды, подчеркивают или скрывают фигуру |
Экономические требования | Стоимость материалов Легкость ухода за изделием Ремонтопригодность | Оказывают влияние на стоимость изделия и его доступность |
Литература:
1. Савостицкий Н. А. «Материаловедение швейного производства»
М.: Изд. центр «Академия», 2013
2. Орленко Л. В. , Гаврилова Н. И. Конфекционирование материалов для одежды. –
М.: ФОРУМ: ИНФРА – М,: 2010
3 Стельмашенко В. И.,Розаренова Т. В. «Материалы для изготовления и ремонта
одежды» М.: Высшая школа, 1997
4. Мальцева Е. П. «Материаловедение текстильных и кожевенно-меховых материалов»
М.: Легпромбытиздат, 1989
5. Б.А.Бузов «Лабораторный практикум по материаловедению швейного
производства» - М.: Легпромбытиздат, 1991
6 Ассортимент, свойства и технические требования к материалам для одежды
М.: Легкая индустрия, 1978
7. Б. А. Бузов, Н. Д. Алыменкова «Материаловедение в производстве изделий легкой
промышленности». М.: 2004
8, Б. А. Бузов, Н. Д. Алыменкова, Д.Г. Петропавловский « Практикум по
материаловедению швейного производства». М.: 2003
9. Орленко Л. В. Терминологический словарь одежды.- М.: Легпромбытиздат, 1996
Интернет- ресурсы
abc.vvsu.ru/Books/kl_konfekc.../page0010.asp –
http://texttotext.ru/metodichka/vibor-materialov-na-izdelie/Page-1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс по дисциплине профессионального цикла "Основы бухгалтерского учета" специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учета" (далее УМКД) предназначен для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерск...
Методические указания по выполнению работ на практических занятиях по МДК.05.01. Технология пошива швейных изделий по индивидуальным заказам для специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Методические указания содержат перечень практических занятий по разделам рабочей программы ПМ. 05 Выполнение работ по профессии портной МДК.05.01 Технология пошива швейных изделий по индивидуаль...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения практических заданий по МДК 03.01 Технология ремонта и обновления швейных изделий
методические рекомендации для выполнения практических заданий по МДК 03.01. Технология ремонта и обновления швейных изделий для подготовки квалифицированных рабочих по профессии 29.01.07 Портной на ба...
Учебно – методический комплекс по дисциплине ОП.12. Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности
УМК по дисциплине ОП.12. Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности написана Чинновой Татьяной Викторовной преподавателем экономических дисциплин ГБПОУ СО Сергиевский губернский те...
Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения Тема: "Выбор материалов для швейного изделия: костюм, пальто, куртка"
Данная методическая разработка включает план-конспект урока-практикума с элементами РНС на тему: "Выбор материалов для изделия: костюм, пальто, куртка" с алгоритмом подбора пакета материалов...
Тестовые задания по теме "Выбор материалов для швейного изделия"
Тестовые задания в двух вариантах предназначены для текущего контроля по теме "Выбор материалов для швейного изделия" учебной дисциплины ОП.04 Основы материаловедения для обучающихся по проф...
Учебный методический комплекс по дисциплине ОП.03. Основы патологии
Данный учебно-методический комплекс по дисциплине "Основы патологии" составлен в помощь студентам и преподавателям для изучения курса, который является одним из модулей в цикле общепро...