открытый урок "Мясные блюда"
методическая разработка на тему
МДК.05.01: Технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса и домашней птицы
Тема урока: МЯСНЫЕ БЛЮДА
Цель урока:
Обучающая Сформировать у учащихся умение правильно выбирать нужные ответы на поставленные вопросы.
Воспитывающая Продолжить формирования ответственного отношения к работе при осуществлении самоконтроля, воспитание стремления к творческому подходу в разрешении производственных ситуаций и анализу причин брака.
Развивающая Сформировать у обучающихся умение обосновывать ответы на заданные вопросы, закрепить навыки самоконтроля при выполнении самостоятельной работы, анализировать и уметь устранить причины брака продолжить формирование умения выделять главное в сложившейся производственной ситуации.
Тип урока: закрепление полученных знаний; контрольно-обобщающий.
Методы:
Обучение – показательный, диалогический, алгоритмический.
Преподавание – объяснительный, стимулирующий, конструктивный.
Учение – репродуктивный, частично-поисковой, практический.
Воспитание – убеждение, упражнения, поощрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka_myasnye_blyuda.doc | 370 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Белебеевский колледж механизации и электрификации с. Бижбуляк РБ
Методическая разработка отрытого урока на тему:
«МЯСНЫЕ БЛЮДА»
В группе по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер»
Разработчик: Юсупова Алсу Назифовна
мастер п/о
с. Бижбуляк,2016 г.
МДК.05.01: Технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса и домашней птицы
Тема урока: МЯСНЫЕ БЛЮДА
Цель урока:
Обучающая Сформировать у учащихся умение правильно выбирать нужные ответы на поставленные вопросы.
Воспитывающая Продолжить формирования ответственного отношения к работе при осуществлении самоконтроля, воспитание стремления к творческому подходу в разрешении производственных ситуаций и анализу причин брака.
Развивающая Сформировать у обучающихся умение обосновывать ответы на заданные вопросы, закрепить навыки самоконтроля при выполнении самостоятельной работы, анализировать и уметь устранить причины брака продолжить формирование умения выделять главное в сложившейся производственной ситуации.
Тип урока: закрепление полученных знаний; контрольно-обобщающий.
Методы:
Обучение – показательный, диалогический, алгоритмический.
Преподавание – объяснительный, стимулирующий, конструктивный.
Учение – репродуктивный, частично-поисковой, практический.
Воспитание – убеждение, упражнения, поощрения.
Ход урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Профессиональная разминка (устно, 20 блиц вопросов) – 5 мин.
- Вопрос – ответ между командами – 7 мин.
- Конкурс – тест (письменно, параллельно с 5 конкурсом).
- Конкурс капитанов по типу лотереи «Ромашка» – 5 мин.
- Домашнее задание: интересные блюда – 5 мин.
- Конкурс – смекалка – 3 мин.
- Рассчитать количество мяса для приготовления блюд (параллельно с 7 конкурсом).
- Технология приготовления блюд представленных на конкурс – 5 мин.
- Подведение итогов – 2 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
- Реферат – 5 мин.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
- Натуральные образцы – как наглядное пособие по данной теме;
- Сборники рецептур;
- Технологические карты;
- Рефераты;
- Плакаты.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
- Товароведение пищевых продуктов: «блюда из мяса».
- Организация производства и обслуживания на ПОП: «Организация работы мясного цеха».
- Физиология питания и санитарии: «Санитарные требования к кулинарной обработки продуктов».
- Биология: протеины, белки (свойства применения).
- Химия: жиры, белки, строение, свойства, применение.
- Русский язык: грамматика.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент:
- Прием рапорта о наличии учащихся;
- Психологический прием расположение аудитории к себе; распределение по микрогруппам;
- Информация о форме проведения урока;
- Выяснение неясных вопросов по пройденным темам;
- Проверка готовности к уроку.
Мотивация на урок: сегодня мы проводим открытый урок по теме: «МЯСНЫЕ БЛЮДА».
Эпиграф:
Земля и потому еще щедра,
Что в мире существуют повара,
Благословенны их простые судьбы,
А руки, словно помыслы, чисты.
Профессия у них – добро, по сути.
Злой человек не встанет у плиты.
Роберт Рождественский
Моя задача проверить усвоение данной темы, оценить ваши знания, повторить технологию приготовления, оформления, выход и правила подачи, закрепить полученные знания.
Ваша задача – внимательно слушать вопросы, думать и проявлять активность.
Урок состоит из теоретической части, которую мы проводим в форме интеллектуально-дидактической игры. Напоминаю наш порядок проведения урока. Вы уже распределились на четыре микрогруппы. Наша игра будет проходить в виде соревнования между микрогруппами, в результате чего будет выявлена команда победительница. В игре восемь конкурсов.
Уровень качества профессиональных знаний определяется по следующим критериям:
- За верный и полный ответ команда получает – 5 баллов,
- За верный, но не полный ответ – 4 балла,
- За дополнения – 2 балла,
- За неверный ответ – 0 баллов.
Помощником будет мой ассистент, который будет мне помогать в оценке ответов и записи полученных вами баллов. Каждая команда выбирает себе капитана. Капитан фиксирует работу всех своих членов команды в оценочных листах, которые сдадут мне по окончании урока.
КОНКУРС № 1 – 5 МИН.
Разминка «Блиц вопросы» устный опрос.
- Как называют мясо, еще не остывшее, после убоя? (парное).
- Лакомое блюдо гномов? (морковь).
- Как называется нежная часть говядины? (вырезка).
- Какой из субпродуктов после варки нужно опускать в холодную воду? (язык).
- Какой из субпродуктов нужно вымачивать 2 – 3 часа? (почки).
- Самый всесильный овощ? (лук).
- Сколько можно хранить свежезабитую птицу в холодильнике непотрошеной? (2 дня).
- Чем смазывают мясо перед жаркой, чтобы оно было вкуснее? (горчица).
- Закусочная, маленький ресторан? (бистро).
- Что образуется на поверхности мяса во время жаренья? (корочка).
- Любитель и знаток тонких, изысканных блюд? (гурман).
- Лучший пищевой жир? (сливочное масло).
- Передача Андрея Макаревича? (СМАК).
- Итальянский пирог? (пицца).
- Пирог из слоеного теста? (курник).
- Чтобы мясо было мягче и ароматнее, в какой посуде его лучше тушить, в открытой или закрытой? (в закрытой).
- В какой посуде следует жарить мясо, в открытой или закрытой? (в открытой).
- Для быстрого образования корочки, температура должна быть: 270 или 150 С?
- Производное от греческого слова «маргаров», означающий «перламутровый»? (маргарин).
Обобщение первого конкурсного задания.
КОНКУРС № 2 – 7 МИН.
Вопрос -ответ между командами. Взаимопроверка.
№ вопроса | Вопрос | Ответ |
1 | Нужно ли срезать весь жир с мяса для тепловой обработки? | Тонкий слой жира во время тепловой обработки удерживает влагу, и изделия получаются более сочными. |
2 | Сколько раз нужно переворачивать мясо во время жарки? | Мясо нужно переворачивать как можно меньше, иначе выделяется слишком много сока, который мешает образованию поджаристой корочки. |
3 | Как правильно разогреть «вчерашнее» мясо? | Нужно сбрызнуть его холодной водой, мясо утратит неприятный привкус и будет как свежезажаренное. |
4 | Как правильно зажарить или потушить мясо крупным куском? | Нужно чаще поливать его соком или соусом, с которым оно приготавливается, тогда мясо становится мягче и сочнее. Если не делать этого, то образуется толстая корочка, которая портит вкус изделия и делает его жестким. Но поливать можно только после того, как мясо зарумянится. |
5 | Что нужно сделать с печенью перед обжариванием, для улучшения вкусовых качеств? | Перед обжариванием ее нужно подержать в молоке 2 – 3 часа. |
6 | Как можно пожарить печень? | Можно нашпиговать чесноком. Для этого концом узкого ножа сделать в каждом куске несколько прорезов и в каждый прорез вложить ломтик чеснока. |
7 | Как правильно сварить говяжьи и свиные почки? | Перед тепловой обработкой необходимо до половины надрезать почку с одной стороны и выдержать в холодной воде 2 – 3 часа, а затем варить в другой воде при слабом кипении в течение 1 – 1,5 часа, затем промыть холодной водой. |
8 | Как сварить легкое? | При варке легкое всплывает, чтобы оно равномерно проварилось, посуду накрывают крышкой. |
Обобщение второго конкурсного задания.
КОНКУРС № 3.
Конкурс – тест. Самостоятельная работа по определению: из какой части туши можно приготовить указанные блюда.
1 команда
Часть туши говядины | Ростбиф | Мясо, тушенное крупными кусками | Мясо отварное | Бифштекс | Филе | Лангет | Антрекот |
Вырезка | + | + | + | + | |||
Толстый и тонкий край | + | + | |||||
Верхний, боковой, наружный кусок; зад, ноги. | + | ||||||
Лопаточная часть | + | ||||||
Грудинка, покромка |
2 команда
Часть туши свинины | Котлеты натуральные | Шницель | Свинина духовая | Шашлык | Гуляш | Рагу | Жареная целиком |
Корейка | + | + | + | ||||
Окорок | + | + | + | ||||
Лопаточная часть | + | + | + | ||||
Грудинка | + | + | |||||
Шея | + | + |
3 команда
Часть туши баранины | Для жарки целиком в фаршированном виде | Колета отбивная | Эскалоп | Рагу | Жаркое по-домашнему | Плов | Шашлык по-карски |
Корейка | + | + | + | ||||
Окорок | |||||||
Лопаточная часть | + | + | |||||
Грудинка | + | + | |||||
Шея | + | + |
4 команда
Части туши говядины | Зразы отбивные | Азу | Гуляш | Ромштекс | Бефстроганов | Говядина духовая | Поджарка |
Вырезка | + | ||||||
Тонкий толстый край. | + | + | + | ||||
Боковой, наружный, части задней ноги | + | + | + | ||||
Лопаточная кость | + | ||||||
Грудинка | + | ||||||
Покромка | + |
Обобщение третьего конкурсного задания.
КОНКУРС КАПИТАНОВ № 4 – 5 МИН.
По типу лотереи «Ромашка» – метод активного обучения.
№ вопроса | Вопрос | Ответ |
1 | Сколько воды берут для варки субпродуктов? | Субпродукты обычно варят в большом объеме воды, что способствует извлечению из почек и рубцов растворимых веществ, обладающем неприятным запахом. |
2 | Что нужно сделать с мозгами перед кулинарной обработкой? | Мозги на 1 – 2 часа заливают холодной водой, чтобы набухла пленка. Отделять ее надо, не вынимая сырье из воды. |
3 | Как правильно пожарить мозги? | Если мозги жарят во фритюре, то их сначала варят до готовности, а затем панируют в муке, смачивают в льезоне и панируют в сухарях. |
4 | Как определить готовность мяса? | Готовность определяют проколом поварской иглы; в готовое мясо игла входит свободно, вытекающий сок бесцветен. |
5 | Как правильно нарезают порционные и мелкокусковые полуфабрикаты? | Нарезают из крупнокусковых поперек волокон. |
6 | Как приготовить котлетную массу? | Котлетное мясо измельчают на мясорубке, соединяют с кусками черствого хлеба, замоченного в молоке или воде и отжатого, добавляют перец, соль еще раз пропускают через мясорубку, добавляют воду, вымешивают, выбивают, формуют изделия. |
7 | Почему нельзя долго выбивать котлетную массу | Нельзя долго выбивать котлетную массу, т. к. отделится жир, и изделия будут сухими. |
8 | Как приготовить рубленую массу? | Котлетное мясо пропускают через мясорубку, вместе с жиром, добавляют воду, соль, перец и хорошо вымешивают, формуют изделия. |
Обобщение четвертого конкурсного задания.
КОНКУРС № 5 – 5 МИН.
Домашнее задание: «Из мира интересных блюд», с целью расширения кругозора по новым технологиям приготовления блюд (региональный компонент).
1 команда
Заливное из мозгов, ветчины и яиц.
Мозги – 500 г.
Ветчина – 400 г.
Яйцо отварное – 240 г.
Зелень – 20 г.
Масло сливочное – 150 г.
Сливки – 300 г.
Мясной бульон – 300 г.
Мука – 100 г.
Сухое белое вино – 100 г.
Томатный сок – 300 г.
Репчатый лук – 50 г.
Желатин – 20 г.
Зеленый салат – 100 г.
Соль, сахар.
Мозги очистить от пленок и сварить в подсоленной воде, добавить немного уксуса, чтобы вода была чуть кисловатой, остудить мозги и нарезать кубиками. Ветчину нарезать также, яйца порезать вдоль на 8 частей каждое. В форму, смоченную холодной водой, влить немного соуса, остудить, затем положить в форму рядами мозги, яйца, ветчину, каждый ряд полить соусом и после застывания посыпать рубленным зеленым салатом и зеленью. Заполнить всю форму сверху соусом и поставить в холодное место для застывания. Заливное выложить на блюдо, по краю разложить кружечки помидоров с положенными на них кружечками яиц, между ними разместить кусочки рубленного зеленого салата.
Для соуса:
нашинкованный лук, пассируют до золотистого цвета, добавляют, пассированную на сливочном масле, муку, хорошо размешивают, вливают сливки, доводят до кипения. Разбавляют горячим бульоном, смешивают с томатным соком, снова доводят до кипения, кипятят 2 мин., процеживают, добавляют приготовленный желатин, вливают сухое белое вино, размешивают.
2 команда
Жареная телятина с гарниром «Рояйль» из помидоров и шпината.
Телятина – 2000 г.
Молоко – 2000 г.
Топленое масло – 50 г.
Панировочные сухари – 140 г.
Для яичницы «Рояйль»:
Шпинат – 300 г.
Бульон – 100 г.
Яйца – 400 г.
Масло – 10 г.
Пюре из помидоров – 300 г.
Сливки – 100 г.
Соль
Кусок телятины с вечера залить молоком и поставить в холодное место, перед жаркой вынуть из молока, промокнуть полотенцем, натереть солью, положить на противень, подложив под телятину березовые лучинки так, чтобы мясо не лежало на противне. Поставить в хорошо разогретую духовку и пожарить, поливая образующимся соком через каждые 10 мин. Через некоторое время проколоть вилкой, если вилка легко входит в мясо и вытекает светлый сок, мясо готово. Засыпать весь кусок сухарями и, не поливая соком подержать в духовке, чтобы сухари зарумянились и прижарились к телятине. Нарезать телятину тонкими ломтиками, красиво разложить чешуей на середине блюда, кругом обложить ломтиками яичницы «Рояйль».
Приготовление яичницы «Рояйль»:
Яйца растереть, добавить пюре из шпината, разбавленное бульоном, посолить, тщательно размешать и вылить в кастрюлю, хорошо смазанную маслом. Кастрюлю поставить в толстую глубокую сковороду с холодной водой и варить в духовке, следя за тем, чтобы вода в сковороде не закипала. Затвердевшую массу проткнуть ножом, если нож остается сухим, значит, яичница готова, остудить е в той же воде, перевернуть на доску и выложить. Нарезать яичницу в виде треугольников и разложить вокруг телятины.
3 команда
Рулет из телячьей грудинки с сосисками.
Телячья грудинка – 1000 г.
Сосиски – 400 г.
Сливочное масло – 100 г.
Перец, соль
Из телячьей грудинки удаляют кости, моют ее, обсушивают, солят с двух сторон, посыпают перцем с одной стороны, по широкому краю грудинки кладут очищенные сосиски, туго заворачивают мясо рулетом, перевязывают нитками, смазывают маслом, кладут на противень, наливают 200 мл воды и жарят в духовом шкафу, часто поливая соком, выделившимся при жарении. С готового жареного рулета снять нитки, нарезать толстыми ломтиками и разложить в один ряд на длинном блюде. На гарнир можно подать овощи.
4 команда
Говядина по-бургунски.
Мясо – 1000 г.
Морковь – 200 г.
Свежие грибы – 200 г.
Лук репчатый – 100 г.
Чеснок – 10 г.
Свиное сало – 50 г.
Красное сухое вино – 300 г.
Коньяк – 65 г.
Масло растительное – 40 г.
Соль – 10 г.
Черный молотый перец – 3 г.
Мясо нарезают на куски, натирают солью, перцем, наливают в кастрюлю растительное масло и кладут половину нормы сала, кладут мелко нарубленную морковь, сверху слой мяса, затем слой репчатого лука и грибы, посыпать солью и перцем. Остальные продукты уложить в том же порядке (мясо, лук, грибы, морковь). Должно получиться три слоя. Полить вином, коньяком и посыпать перцем, поставить в горячую духовку на 30 – 40 мин.
Обобщение пятого конкурсного задания.
КОНКУРС № 6 – 3 МИН.
Технический диктант, т.е. «А что бы это значило»?
1 команда
В результате этого процесса уменьшается вытекание сока и испарение воды при жарении, а готовое изделие имеет красивую поджаристую корочку.
(Панирование).
2 команда
В результате этого процесса происходит размягчение тканей продукта, придается особый аромат, своеобразный вкус. (Маринование).
3 команда
В результате этого процесса происходит размягчение тканей мяса, что способствует лучшему усвоению, во время приема пищи. (Отбивание).
4 команда
В результате этого процесса мясо меньше деформируется и после тепловой обработки легче разжевывается. (Нарезка).
Обобщение шестого конкурсного задания.
Подведение итогов – 2 мин.
При подведении итогов выяснили, что выиграла: _______________
Предоставляем слово счетчикам.
Объявление оценок с их комментариями.
10. Домашнее задание – 1 мин.
- Сделать сообщение следующим учащимся
На тему:
- «Какую роль играют холодные блюда и закуски в питании человека».
- «Краткая характеристика холодных блюд ».
- «Краткая характеристика холодных закусок».
2. Реферат
На тему:
«Блюда из рубленного мяса».
«Блюда из мяса птицы»
Литература:
1.Н.А. Анфимова Кулинария. - М.: Академия, 2010.
2.Усов В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. – М.: Академия, 2008.
3.Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии. – М.: Академия, 2011.
4.Шестакова Т.И. Калькуляция и учет в общественном питании. Изд. «Феникс», 2010.
5.Дубровская Н.И. Кулинария Лабораторный практикум.- М «Академия», 2011.
6.Харченко Н.Э. Чеснокова Л.Г. Технология приготовления пищи. Практикум. – М «Академия», 2010.
7.Козлова С.Н. Беденишина Е.Ю. Кулинарная характеристика блюд. – М «Академия», 2007.
Дополнительные источники:
Учебники и учебные пособия:
- А.И. Здобнов: «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания», Киев 2012г.
- А.В. Сосновский: «Блюда из мяса и птицы», Москва 2010 г.
- Н.А. Заикина: «Кулинария», Москва 2009г.
- И.К. Ройтенберг: «Книга о вкусной и здоровой пище», Урал 2009 г.
- Н.И. Ковалев: «Русская кухня», Москва 2010 г.
7.Семиряжко Т.Г., Дерюгина М.Ю. Кулинария. Контрольные материалы: учебное пособие. - М.: Академия, 2010.
8.Солпачева Т.А. Оборудование предприятий общественного питания. Рабочая тетрадь: учебное пособие для НПО –М «Академия», 2010.
9.Шатун Л.Г. Кулинария: учебник для НПО –М «Академия», 2011.
10.Харченко Н.Э. Сборник рецептурных блюд и кулинарных изделий: учебное пособие для НПО – М «Академия», 2008.
11.Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания. – Ростов н/Д.: издательство «Феникс», 2008.
12.Каплина В.М. Охрана труда на предприятиях пищевой промышленности. М «Академия», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Блюда из рыбы"
Тема: "Общие сведения о рыбе"...
Методическая разработка открытого урока по производственному обучению профессия 260807.01«Повар, кондитер» Тема: « БЛЮДА ИЗ РУБЛЕНОЙ МАССЫ»
Методическая разработка урока направлена: сформировать у обучающихся практические умения и навыки по приготовлению и отпуску блюд из рубленой массы, умения давать оценку качества приготовленному блюд....
Презентация к методической разработке открытого урока по профессиональному модулю "ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД из МЯСА И ДОМАШНЕЙ ПТИЦЫ".
Презентация может использоваться в качестве методического пособия на практических занятиях для учащихся по профессии "Повар, кондитер"....
Открытый урок по теме "Технология приготовления основных и сложных блюд из запеченного нерыбного водного сырья"
Данная методическая разработка может быть использована при проведении занятий по теме: «Технология приготовления основных и сложных блюд из запеченного нерыбного водного сырья» по МДК 03.01. Технологи...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока учебной практики по профессии « Повар, кондитер» ПМ.04. Приготовление блюд из рыбы Тема урока: «Приготовление блюд из запеченной рыбы», «Рыба запеченная по -русски»
Приготовление блюд из запеченной рыбы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока учебной практики по профессии « Повар, кондитер» ПМ.05.Приготовление блюд из мяса и домашней птицы. Тема урока: «Приготовление блюд из котлетной массы»
Приготовление блюд из мяса и домашней птицы...
ОТКРЫТЫЙ УРОК по производственной практике ПМ 05.01. «Технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса и домашней птицы» ПП. 05. «Технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса и домашней птицы»
ОТКРЫТЫЙ УРОКпо производственной практике ПМ 05.01.«Технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса и домашней птицы»ПП. 05. «Технология обработ...