Методическая разработка урока учебной практики по теме "Приготовление вареников"
план-конспект урока на тему
Урок учебной практики "Приготовление вареников" предполагает следующие цели:
1. Усвоить, закрепить технологические знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению трудовых приемов и операций при приготовлении вареников.
2. Развивать навыки индивидуальной и групповой практической работы, умения рационально организовывать труд; находить пути совершенствования своего труда повышение его эффективности; оперативно мыслить и анализировать выполненные работы.
3. Закрепить ранее полученные навыки путем творческого мышления и анализа профессиональной деятельности, интегрирование своих знаний по теоретическим предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Приготовление вареников" | 41.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по профессии "Повар-кондитер"
«Приготовление вареников»
Мастер производственного обучения Фомина Наталья Леонидовна
План урока
УП. 02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога и теста.
Группа № профессия «Повар, кондитер»
Мастер производственного обучения Фомина Наталья Леонидовна Тема: «Приготовление вареников с творогом и картофельным фаршем» Технология проведения
- модульная технология приготовления вареников - элементы здоровье сберегающей технологии
Форма организации –работа в малых группах и самостоятельно Тип урока –комбинированный Решается несколько дидактических задач:
1.Отработка приготовления вареников
2.Формирование умений и навыков работы
3. Применение на практике междисциплинарных связей
Междисциплинарные связи: *Технология приготовления блюд *Основы микробиологии, санитарии, гигиены в пищевой промышленности *Техническое оснащение и организация рабочего места Цели урока: Учебная производственная отработка модуля по теме: *Приготовление вареников * Частной целью урока ставится соотношение с технологией модульного обучения.
Обучающая: Усвоить, закрепить технологические знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению трудовых приемов и операций при приготовлении вареников.
Развивающая:
*Развивать навыки индивидуальной и групповой практической работы, умения рационально организовывать труд; находить пути совершенствования своего труда повышение его эффективности; оперативно мыслить и анализировать выполненные работы.
*Закрепить ранее полученные навыки путем творческого мышления и анализа профессиональной деятельности, интегрирование своих знаний по теоретическим предметам.
*Умение применять информационные средства в практической деятельности, владеть профессиональной лексикой
*Воспитывающая готовность принимать решения и брать ответственность на себя.
*Способность работать в малых группах и самостоятельно.
*Воспитывать чувства взаимопомощи и коллективизма
*Воспитывать творческий подход к работе и интерес к выбранной профессии
*Проявлять мобильность в работе, воспитывать в себе аккуратность, собранность и организованность.
Задачи:
- Отработать и закрепить действия и приемы при приготовлении, и отпуске мучных блюд с учетом тепловой обработки.
- Соблюдать культуру труда, проявлять уверенность при выполнении задания
- Рационально использовать инвентарь и оборудование в процессе работы
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
проверять органолептическим способом качество муки, яиц, жиров и сахара;
выбирать производственный инвентарь и оборудование для подготовки сырья и приготовления блюд;
готовить, формовать и оформлять вареники с творогом и картофелем
Методы обучения: объяснение, показ трудовых приемов и операций
Материально – техническое оснащение:
Оборудование, плита электрическая, холодильная камера, производственные столы.
Посуда, инвентарь, инструменты: Весы, сито, кастрюля, шумовка, скалка, ложка столовая, разделочные доски.
Сырье: Картофель, лук репчатый, масло растительное, творог, сахар, яйца, мука, соль.
Раздаточный материал: Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий, инструкционно-технологические карты.
Проверка знаний по пройденному материалу – тестовый контроль, творческое домашнее задание. Изложение нового материала ( использование модульной технологии) **Выдача инструкционно-технологических карт **Инструктирование по материалу урока **Подбор оборудования инвентаря инструментов **Способы овладения профессиональными умениями повара
Ход урока
Элементы внешней структуры | Элементы дидактической структуры | Содержание | ||
I. Организаци- онный момент (3-4 минуты) | 1Построение обучающихся, проверка присутствующих на уроке деление на малые группы назначение бригадиров Наличие дневников Инструктаж по охране труда Санитария и личная гигиена обучающихся | |||
II. Вводный инструктаж (35-40 минут) | Мотивационный момент | 1.Теоретическая часть: Сообщить тему и цель урока: «Приготовление вареников с картофельным фаршем и творогом» Мастер производственного обучения кротко повторяет технологию приготовления блюд: напоминает правила первичной обработки овощей и творога минимизация % отходов. Объяснить обучающимся понятие процесса тепловой обработки. Напомнить правила жарки овощей основным способом .Соотношение продукта и жира.Охрану труда и технику безопасности при пассеровании овощей и варке вареников Как подготовить творог для фарша. Обратить внимание обучающихся на прием закрывания вареников. 2. Поставить перед обучающимися технологические задачи Приготовить и оформить для подачи следующие блюда:
| ||
| ||||
Инструктирование по вопросам предстоящей практической работы | 1. Объяснение последовательности выполнения работ, показ формовки изделий. 1) Подготовка продуктов. 2) Замес теста 3) Приготовление фарша 4) Формование вареников (практический показ мастера с пояснением, защипывание вареников косичкой и шишечкой) 5) Показать элементы оформления блюд 2. Выдать задания по приготовлению блюд. 1) Выбор рецептуры блюда 2) Раздать инструкционно - технологические карты 3) После расчета технологических карт, обучающиеся сдают на проверку производственные задания 4) Ответить на вопросы обучающихся. 5) Предостеречь от брака в работе, рассказать о видах брака и типичных ошибках
6) Закрепление правил организации работы и техники безопасности при эксплуатации оборудования при приготовлении мучных блюд. Какие приемы безопасности следует соблюдать при приготовлении заданных блюд? Эталон ответа:
7) Сообщить нормы времени (при выполнении работ) (1 час 40 мин) 8) Сообщить обучающимся критерии оценок | |||
Подведение итогов вводного инструктажа | Объяснить, как должна быть представлена работа напомнить, что в конце урока учащиеся должны привести в порядок рабочие места. Разрешить приступить к работе. | |||
III. Текущий мин.210 инструктаж | Целевые обходы рабочих мест | Деятельность учащихся | Деятельность мастера | |
1. Организация рабочего места каждой бригады, подбор посуды и приспособлений. | 1. Обход с целью проверки правильности организации рабочего места, каждой бригады. | |||
2. Взвешивание продуктов согласно рецептуре. | 2. Наблюдение за деятельностью учащихся. | |||
3. Приготовление полуфабрикатов 3.1 Замес теста 3.2 Приготовление картофельного и творожного фарша 3.3 Формовка вареников 3.4 Охлаждение полуфабрикатов | 3. Обход с целью контроля соблюдения технологической последовательности приготовления полуфабрикатов | |||
4.Тепловая обработка 4.1 Закладывание полуфабрикатов в подсоленную воду 4.2Доведение вареников до готовности | 4. Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приемов и операций При необходимости индивидуальное инструктирование и показ. . | |||
5. Доведение до готовности блюда, оформление. 5.1 Оформление блюда 5.2 Подача, бракераж | 5. Обход с целью контроля соблюдения технологической последовательности Приготовления блюд , техники безопасности, охраны труда. Работа с учебными элементами При необходимости индивидуальное инструктирование и показ. | |||
IV. Заключительный инструктаж (количество 10 -15 минут) | Подведение итогов | 1. Проверка достижения целей с помощью тестовых заданий учебного элемента. Обсуждение результатов выполнения учащимися производственной работы , самооценка работы .Анализ выполнения заданий бригадирами групп, Подведение итогов урока мастером производственного обучения: отметить обучающимся итоги выполнения работы, обратить внимание на ошибки их причины и способы устранения .—выполнения работы в соответствии с нормами времени ---анализ соблюдения правил техники безопасности. 2. Мастер комментирует итоговые отметки. Ответить на вопросы обучающихся; 3. Отметить, кто из обучающихся добился отличного качества работы; 4. Выдача домашнего задания, сообщить тему следующего урока: составить технологическую схему приготовления блинов; 5. Уборка рабочих мест. |
Приложение 1
Фронтальный опрос
1) В чем заключается пищевое значение изделий из теста?
ответ – изделия из теста обладают привлекательным внешним видом, хорошим вкусом, ароматом и легко усваиваются организмом. Изделия из теста высококалорийны благодаря содержанию углеводов (крахмал и сахар), жиров, белков, минеральных веществ, витаминов группы В, РР, А
2) Назовите классификацию изделий из теста
ответ -
- Мучные блюда: вареники, пельмени,
блины, оладьи, блинчики. - Мучные кулинарные изделия: пирожки,
расстегаи, кулебяки, ватрушки, пироги. - Мучные гарниры: лапша домашняя,
клецки, профитроли, корзиночки.
3) Дайте характеристику блюду «Вареники»
ответ - полукруглые пирожки с фаршем внутри, край вареников защипан косичкой, массой 12 или 25 грамм.
4) С какими фаршами приготавливают вареники?
ответ - вареники приготавливают с картофелем, капустой, фасолью, вишнями, яблоками, и творогом.
5) Из каких последующих операций состоит технологический процесс приготовления вареников?
Ответ –
- Приготовление теста
- Подготовки фарша
- Формовки вареников
- Охлаждение полуфабрикатов
- Варка
6) Перечислите правила варки вареников.
Ответ - вареники варят в широкой низкой посуде, закладывая
их в кипящую подсоленную воду (на 1 кг вареников 4 л воды)
небольшими порциями. Продолжительность варки с момента
закипания воды после опускания вареников 5...8 мин; варят при
слабом кипении. Всплывшие вареники вынимают шумовкой,
кладут в посуду с растопленным сливочным маслом и слегка
встряхивают.
Приложение 2
Расчет количества сырья (брутто и нетто) для приготовления 3-х порций по бригадам.
1. Приготовьте три порции вареников с овощным фаршем.
2. Заполните технологическую карту.
Технологическая карта
Наименование блюда: «Вареники с картофельным фаршем»
Сборник рецептур 2005г. Раскладка № 1040
№ п/п | Сырье | Масса на 1 порцию в г. | Масса на 3 порции в г. | ||
брутто | нетто | брутто | нетто | ||
Тесто для вареников № 1039: | |||||
1 | Мука пшеничная | 57 | 57 | 171 | 171 |
2 | Яйца | 4 | 4 | 12 | 12 |
3 | Молоко | 20 | 20 | 60 | 60 |
4 | Соль | 1 | 1 | 3 | 3 |
| Выход | - | 82 | - | 246 |
Фарш № 1085: | |||||
5 | Картофель | 128 | 91¹ | 384 | 273¹ |
6 | Лук репчатый | 32 | 13¹ | 96 | 40¹ |
7 | Масло растительное | 4 | 4 | 12 | 12 |
8 | Соль | 1 | 1 | 3 | 3 |
Масса сырых вареников | - | 185 | - | 555 | |
| Масса вареных вареников | - | 200 | - | 600 |
9 | Сметана | 20 | 20 | 60 | 60 |
Выход | - | 225 | - | 675 |
1 – масса овощей указана после тепловой обработки.
Инструкционно-технологическая карта
Приготовление теста. В муку добавляют нагретое до 30-35°С молоко или воду. Затем вводят яйца, соль и замешивают тесто, до тех пор пока оно не приобретет однородную консистенцию. Перед формовкой тесто выдерживают 30-40 минут. Вареники формуют так же как пельмени, но более крупных размеров (на 10-11г теста 12-13г фарша на 1шт.). Вареники опускают в подсоленную кипящую воду и варят при слабом кипении 5-7 минут.
Приготовление фарша. Очищенный картофель варят, отвар полностью сливают, подсушивают, затем картофель в горячем виде протирают, смешивают с пасерованным луком.
При отпуске вареники (7-8шт. на порцию) поливают маслом или сметаной, или маслом и сметаной.
Требования к качеству: форма полукруглых пирожков с хорошо заделанными краями, не слипшимися, недеформированными, имеют однородную консистенцию, мягкую и нежную. Цвет – белый с кремовым оттенком. Поверхность вареников блестящая от масла. Вкус в меру соленый, без кислоты, без посторонних запахов и привкусов. Масса одного вареника 12 или 25 грамм.
Производственное задание
1. Приготовьте три порции вареников с овощным фаршем.
2. Заполните технологическую карту.
Технологическая карта
Наименование блюда: «Вареники с творогом»
Сборник рецептур 2005г. Раскладка № 1040
№ п/п | Сырье | Масса на 1 порцию в г. | Масса на 3 порции в г. | ||
брутто | нетто | брутто | нетто | ||
Тесто для вареников № 1039: | |||||
1 | Мука пшеничная | 57 | 57 | 171 | 171 |
2 | Яйца | 4 | 4 | 12 | 12 |
3 | Молоко | 20 | 20 | 60 | 60 |
4 | Соль | 1 | 1 | 3 | 3 |
| Выход | - | 82 | - | 246 |
Фарш № 1086: | |||||
5 | Творог | 86 | 80 | 258 | 240 |
6 | Сахар | 10 | 10 | 30 | 30 |
7 | Яйца | 1\10 | 0.4 | 1\30 | 0.12 |
11 | Соль | 1 | 1 | 3 | 3 |
Выход | - | 225 | - | 675 |
Инструкционно -технологическая карта
Блюда - Вареники с творогом
Приготовление теста. В муку добавляют нагретое до 30-35°С молоко или воду. Затем вводят яйца, соль и замешивают тесто, до тех пор пока оно не приобретет однородную консистенцию. Перед формовкой тесто выдерживают 30-40 минут. Вареники формуют так же как пельмени, но более крупных размеров (на 10-11г теста 12-13г фарша на 1шт.).
Приготовление фарша. Творог протирают, добавляют сырые яйца, сахар, соль и хорошо перемешивают Фарш разделывают в виде небольших шариков. Тесто раскатывают толщиной 1,5-2 мм. в виде полоски ширеной 40-50мм. смазывают сырыми яйцами или льезоном. Отступив 3-4 мм от края, на тесто кладут шарики фарша с расстоянием 4см друг от друга. Приподняв край смазанной полосы теста накрывают им фарш к нижнему и вырезают вареники металлической выемкой. Обрезки теста соединяют и вторично раскатывают. Раскатанное тесто можно нарезать небольшими кусочками и из них с помощью круглой выемки сразу нарезать кружочки на них кладут фарш, закрывают и защипывают края. Приготовленные полуфабрикаты хранят в холодильнике. Вареники варят в широкой и низкой посуде, закладывая их в кипящую воду (на 1кг 4л воды) небольшими порциями. Время варки с момента закипания воды после опускания вареников 5-8 мин, Варят при слабом кипении. Готовые всплывшие наверх вареники вынимают шумовкой, кладут в посуду с растопленным сливочным маслом и слегка встряхивают. Отпускают вареники по 7-8шт на порцию, в подогретой посуде, поливают растопленным сливочным маслом. Сметану можно подать отдельно.
Требования к качеству: форма полукруглых пирожков с хорошо заделанными краями, не слипшимися, недеформированными, имеют однородную консистенцию, мягкую и нежную. Цвет – белый с кремовым оттенком. Поверхность вареников блестящая от масла. Вкус в меру соленый, без кислоты, без посторонних запахов и привкусов. Масса одного вареника 12 или 25 грамм.
Приложение 3
Критерии оценок
Каждый пункт при приготовлении блюда оценивается по баллам, если есть недочеты минус 1 балл.
Наименование | Кол-во баллов | Набранное Кол-во баллов |
Организация рабочего места, чистота на рабочих местах - 1 Взвешивание продуктов согласно рецептуре – 1 Первичная обработка продуктов – 1 Соблюдение технологии приготовления – 1 Варка изделий - 1 | 5 | |
Подача блюда – 1 Соблюдение температурного режима – 1 Бракераж приготовленного блюда – 1 | 3 | |
Санитарное состояние | 5 | |
Оформление блюда | 5 | |
Устные ответы | 4-5 | |
Поведение | 5 | |
Всего |
Итого 100-90% «5» 28 - 26 балла
90-80% «4» 25 - 23 балл
80-70% «3» 22 - 20 баллов
Менее 20 баллов - «2»
Приложение 4
Бракераж блюда: (заполняют учащиеся самостоятельно)
Наименование блюда | Внешний вид | Цвет на разрезе | Вкус, консистенция | оценка |
Вареники |
Литература, используемая при подготовке занятия
1. Н.А. Анфимова Кулинария; О.М. Соловьева, Г.К. Миронова, А.П. Елепин Кулинария Теоретические основы профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока учебной практики
Разработка урока учебной практики по теме «Введение в профессию «Станочник (металлообработка)» с использованием игровых технологий и интерактивных методов обучения поз...
Методическая разработка урока учебной практики. Профессия "Мастер общестроительных работ"
Открытый урок. Тема: "Однорядная система перевязки швов". Тема урока: " Кладка стен средней сложности (ограничения) толщ. 1,5 кирпича с расшивкой швов"...
Методическая разработка урока учебной практики по теме "Венецианская штукатурка"
методическая разработка...
Методическая разработка урока учебной практики 01.04 по ПМ.01 по профессии"Мастер жилищно- коммунального хозяйства"
Обобщающий урок учебной практики 01.04 по ПМ.01"Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жили...
Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельностного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов Тема №5 Приготовление борщей
Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов, тема №5 Приготовление б...
методическая разработка урока учебной практики по теме «Отделка по трафарету»
данный урок содержит: пояснительную записку; план урока учебной практики; инструкционную карту; приложения...
Методическая разработка урока учебной практики
Данный урок проводился с обучающимися по пррофесии "Продавец, контролер-кассир"...