учебная программа по микробиологии
рабочая программа на тему
рабочая программа по предмету Микробиология предприятий общественного питания для студентов 1курса по профессии "Повар, кондитер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mikrobiologiya.docx | 44.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Вологодской области
Бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Вологодской области «Вологодский политехнический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ СПО ВО «Вологодский
Политехнический техникум»
__________________ /М.В. Кирбитов /
Приказ № ___________________
«_____»________________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве
260807.01 «Повар, кондитер»
Кубенское
2013 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО)
260807.01 Повар, кондитер
Организация-разработчик:
БОУ СПО ВО «Вологодский политехнический техникум»
Разработчик:
Веселова И.С. преподаватель спецдисциплин
Рассмотрено и рекомендовано к использованию на заседании методического объединения преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения
Протокол № _____ от «____»_________________20___г.
Председатель МО _________________ Н.В. Соколова
СОДЕРЖАНИЕ
Стр
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве
- Область применения программы
Программа общепрофессиональной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФОГС по профессии среднего профессионального образования 260807.01 повар-кондитер.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
16675 «Повар», 12901 «Кондитер»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования при приготовлении
пищи;
- производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;
- готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;
- выполнять простейшие микробиологические исследования и давать оценку
полученных результатов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные группы микроорганизмов;
- основные пищевые инфекции и пищевые отравления;
- возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве;
- санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, одежде;
- правила личной гигиены работников пищевых производств;
- классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения;
- правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации.
Формируемые компетенции (общие (ОК) и профессиональные (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.
ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.
ПК 2.1. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.
ПК 2.2. Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы.
ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий.
ПК 2.4. Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога.
ПК 2.5. Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.
ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары.
ПК 3.2. Готовить простые супы.
ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.
ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы.
ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом.
ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.
ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.
ПК 5.1. Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.
ПК 5.2. Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.
ПК 5.3. Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.
ПК 5.4. Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.
ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.
ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.
ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски.
ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные блюда.
ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.
ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки.
ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки.
ПК 8.1. Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.
ПК 8.2. Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.
ПК 8.3. Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.
ПК 8.4. Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.
ПК 8.5. Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные.
ПК 8.6. Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 85 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 57 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 28 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и вида учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 85 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 57 |
В том числе: | |
лабораторные работы | 10 |
практические работы | 7 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 28 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Микробиология в пищевом производстве | 19 | ||||
Тема 1.1. Морфология и физиология микроорганизмов | Содержание | 10 1 1 1 1 2 2 | |||
1. | Морфология микроорганизмов. Понятие о микробиологии. Бактерии, дрожжи, грибы, вирусы. | 2 | |||
2. | Физиология микроорганизмов. Химический состав микробной клетки. Обмен веществ. Питание микроорганизмов. Рост микробной культуры. | ||||
3. | Распределение микроорганизмов в природе. Условия, влияющие на распределение микробов в природе (географические, климатические).Микрофлора почвы, воды, воздуха, тела человека. Роль микробов в круговороте веществ. | ||||
4. | Влияние внешней среды на микроорганизмы. Внешняя среда. Физические факторы (температура, влажность, излучение); химические факторы (кислотность, действие ядовитых веществ, действие ингибиторов); биологические факторы (симбиоз, метабиоз, паразитизм, антагонизм). | ||||
Лабораторные работы:
| |||||
5. | Биологические процессы, происходящие в пищевых продуктах с участием микроорганизмов. Микробиология важнейших пищевых продуктов. Процессы порчи продуктов (брожение, гниение, плесневение), течение, возбудители. Виды брожения (маслянокислое, молочнокислое, спиртовое, спонтанное (самопроизвольное)) и их хозяйственная роль. Практическое значение процессов гниения. | ||||
Лабораторные работы:
| 1 1 | ||||
Самостоятельная работа. Подготовка реферата по теме «Учение А. Левенгука, Л. Пастера. Творческий вклад в микробиологию русских ученых», «История развития микробиологии», «Роль отечественных ученых в развитии микробиологии», «Распространение микроорганизмов в природе». Подготовка сообщения «Практическое применение микробиологии». Тестовые задания по теме «Морфология и физиология микроорганизмов» | 4 3 1 | ||||
Тема 1.2 Пищевые инфекции и пищевые отравления | Содержание | 8 2 1 3 | |||
1. | Пищевые инфекции. Понятие инфекция. Источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве. Патогенные микроорганизмы, их свойства. Инфекционная болезнь, условия ее возникновения. Пути передачи инфекции. Защитные силы организма в борьбе с инфекциями. Разновидности инфекционных заболеваний (пищевые инфекции, пищевые отравления бактериального и небактериального происхождения, гельминтозы) Острые кишечные инфекции: дизентерия, холера, брюшной тиф. Характеристика заболеваний, возбудители, меры профилактики. Зоонозы. Пути заражения человека. Характеристика возбудителей, симптоматика Меры профилактики бруцеллеза, туберкулеза, сибирской язвы, гепатита А. | 2 | |||
Практические занятия. Разработка мероприятий по профилактике пищевых инфекций. | |||||
2. | Пищевые отравления. Пищевые токсикоинфекции. Симптоматика сальмонеллеза, меры профилактики. Бактериальные токсикозы: ботулизм, стафилококковое отравление. Симптомы, меры профилактики. Микотоксикозы: эрготизм, фузариоз, афлотоксикоз. Возбудители, симптомы, меры профилактики. Пищевые отравления немикробного характера: продуктами, ядовитыми по природе; продуктами временно ядовитыми; продуктами с ядовитыми примесями. Меры профилактики. Глисты (гельминты) – простейшие черви, паразиты органов и тканей человека и животных. Стадии развития гельминтов. Разновидности гельминтов (аскарида, широкий лентец, бычий цепень, эхинококки), заболевания, вызываемые ими; меры профилактики гельминтов. | 2 | |||
Практические занятия:
| 2 | ||||
Самостоятельная работа. Подготовка реферата по теме ««Причины заражения пищевых продуктов и их последствия», «Факторы, способствующие возникновению инфекционного процесса», «Личная гигиена больного и здорового человека». Тестовые задания по теме «Пищевые инфекции и пищевые отравления» | 4 1 | ||||
Раздел 2. Санитария и гигиена в пищевом производстве | 35 | ||||
Тема 2.1. Санитарные требования к содержанию предприятий общественного питания | Содержание | 16 4 2 4 4 | |||
1. Санитарно-технологические требования к помещениям, инвентарю, посуде. Понятие гигиены и санитарии, производственной санитарии. Санитарно-технологические требования к помещениям, инвентарю пищевых предприятий. Режим уборки производственных, складских, помещений. Требования к инвентарю для уборки. Требования к кухонной посуде. Режим мытья. Требования к столовой посуде. Материалы для изготовления. Режим мытья. | 2 | ||||
Лабораторные работы: 1. Санитарно-бактериологическое исследование смывов с инвентаря, оборудования, посуды. 2. Подготовка растворов дезинфицирующих и моющих средств для обработки инвентаря, оборудования, посуды. | |||||
2.Классификация моющих средств. Классификация моющих средств: моющие и дезинфицирующие средства. Правила применения моющих и дезинфицирующих средств, условия и сроки их хранения. | 2 | ||||
3. Правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации. Понятие дезинфекция, дезинсекции, дератизации. Правила проведения дезинсекции, дератизации, дезинфекции. | 2 | ||||
Лабораторные работы: Подготовка растворов дизенфицирующих и моющих средств для обработки инвентаря, оборудования, посуды. | 2 | ||||
Самостоятельная работа. Подготовка реферата по теме «Охрана окружающей среды. Мероприятия по борьбе с загрязнением», «Современные дезинфицирующие средства». Составить схему «Приготовление дезинфицирующих растворов и их хранение». | 3 2 | ||||
Тема 2.2. Личная гигиена работников предприятий общественного питания. | Содержание | 6 | |||
1. Личная гигиена работников предприятий общественного питания. Личная гигиена работников пищевых предприятий: понятие личной гигиены. Гигиенические требования к содержанию тела, рук, полости рта, к санитарной одежде. Медицинское освидетельствование работников п.о.п., документы. Предохранительные прививки, их значение. | 4 | 2 | |||
Лабораторные работы: 1. Санитарно-бактериологическое исследование смывов с рук персонала, одежды. | 2 | ||||
Самостоятельная работа. Тестовые задания по теме «Личная гигиена работников предприятий общественного питания». Подготовка реферата по теме «Санитарная и специальная одежда работников пищевого производства». | 2 3 | ||||
Тема 2.3. Санитарные требования при приготовлении пищи, к реализации готовой пищи и обслуживанию посетителей. | Содержание | 14 | |||
1. Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, таре, посуде на предприятиях общественного питания. Санитарные требования к оборудованию. Санитарные требования к инвентарю. Санитарные требования к таре и упаковке. Санитарные требования к посуде. 2. Санитарные требования к транспортировке и хранению пищевых продуктов. Санитарные требования к транспортировке продуктов. Санитарные правила приема продуктов. Санитарная экспертиза пищевых продуктов. Признаки недоброкачественности продуктов. Санитарные требования к складским помещениям. Правила хранения пищевых продуктов. 3. Санитарные требования к кулинарной обработке продуктов. Физиологическое и санитарно-гигиеническое значение кулинарной обработки. Санитарные требования к механической кулинарной обработке продуктов. Санитарные требования к тепловой кулинарной обработке продуктов. Санитарные требования к приготовлению холодных блюд. Санитарные требования к приготовлению кондитерских изделий. 4. Санитарный контроль качества готовой пищи. Санитарные требования к раздаче и реализации готовой пищи. Санитарные требования к обслуживанию потребителей. | 2 3 5 2 | 2 | |||
Практическая работа:
| 2 | ||||
Практическая работа:
| 2 | ||||
Самостоятельная работа. Подготовка реферата по теме «Виды и возбудители порчи рыбы при хранении и переработке», «Микрофлора рыбы при ее копчении, посоле, мариновании, вялении», «Микробиология квашеных и соленых плодов и овощей», «Микробиология баночных консервов», «Микробиологическое обоснование правил транспортировки, хранения и реализации кондитерских и кулинарных изделий». | 5 | ||||
Дифференцированный зачет | 1 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требование к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предполагает наличие лаборатории
-микробиологии, санитарии и гигиены
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по наличию обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения
- компьютер, мультимедийный проектор, сканер, принтер.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Мармузова Л.В.Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности. М.: Академия, 2006 г.
2. Фатыхов Д.Ф. Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах, в малом бизнесе и в быту. М.: Академия, 2007 г.
Дополнительные источники:
1. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены. М.: Профобриздат, 2004 г.
Электронные ресурсы:
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования при приготовлении пищи; | тестовые задания, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств; | тестовые задания, лабораторные работ, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- производить санитарную обработку оборудования и инвентаря; | тестовые задания, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
- выполнять простейшие микробиологические исследования и давать оценку полученных результатов. | тестовые задания, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа. |
Знания: | |
- основные группы микроорганизмов; | тестовые задания, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- основные пищевые инфекции и пищевые отравления; | тестовые задания, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве; | тестовые задания, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, одежде; | тестовые задания, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- правила личной гигиены работников пищевых производств; | тестовые задания, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения; | тестовые задания, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа. |
- правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации. | тестовые задания, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 42»
УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ НПО ВО
«Профессиональное училище № 42»
___________ /Барашкова Г.Н. /
«____»_______________2013 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОвы МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Программа учебной дисциплины Основы микробиологии, санитарии и ги...
Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве" для профессии начального профессионального образования 260807.01 «Повар, кондитер»
260807.01 «Повар, кондитер»...
Перспективно-тематический план по учебной дисциплине "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве" для профессии начального профессионального образования 260807.01 «Повар, кондитер»
260807.01 «Повар, кондитер»...
Презентация по учебной дисциплине "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве" на тему "Вирус Эбола"
Презентация по учебной дисциплине "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве"...
Программа учебной дисциплины "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве"
Программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГ...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы микробиологии и иммунологии" Специальность - 34.0201 Сестринское дело
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИМММУНОЛОГИИ основной профессиональной образовательной программы специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело Базовый уровень СПО
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 С...