«Состав аэропортов и аэродромов».
план-конспект урока на тему

Фомичёва Татьяна Федоровна

Данный материал реколмендован для преподавателей средний профессиональных учебных заведений в области гражданской авиации

Материал в стации разработки, доработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА   по теме «Состав аэропортов и аэродромов».

  • Цель занятия: формирование знаний об составе аэропортов и аэродромов.

  • Задачи урока:
  • 1.        Формирование  понятий, что такое  аэропорт , аэродром.
  • 2.        Приобщать студентов к  аналитической деятельности.
  • 3.        Через содержание материала урока стимулировать креативно-интеллектуальную активность, рефлексивные способности студентов; стремление к профессиональному осмыслению изучаемого материала.
  • 4.         Формировать   устойчивый интерес к знаниям, стремление к сопричастности в процессе познания.
  • Вид занятия: комбинированный урок.
  •  Оборудование урока:
  • -        мультимедийный проектор;
  • -        компьютер.
  • Структура урока:
  • 1.     Организационный момент.

2.     Работа по закреплению материала темы «Состав аэропортов и аэродромов».

  • 3.     Разбор темы урока.
  • 4.     Закрепление темы.
  • 5.     Рефлексия.
  • 6.     Выдача домашнего задания.
  • 7.     Оценка работы студентов.
  • Подготовка к уроку:
  • 1.     Подготовка видеоматериалов.

  • ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
  • I.                   Организационный момент – сообщение:
  • -         цели урока (изучение понятия ,что такое аэропорт, аэродром ,составные части аэропорта, аэродрома);
  • -         ожидаемой позиции сопричастности (максимальное проявление интеллектуальной активности, рефлексивной готовности, обратной связи, подтверждающей поддержки, самостоятельности, творчества, стремления к самопознанию);
  • -         структура урока (с последующим обоснованием).

II.               Повторение темы «Состав аэропортов и аэродромов».

  • 2.1.          Проведение «Экспресс-опрос» :
  •  - 1 чел. на доске рисует схему аэродрома и то что находится на аэродроме, остальные дают им характеристики устно.
  • - письменно студенты составляют схему аэропорта , аэродрома
  • - подведение итогов разминки, групповое обобщение и выводы.
  • -         Обращаю внимание на схему  «Составные части аэропорта и аэродрома»  и  предлагаю дополнить или исправить ошибки в ней.
  • III.           Разбор новой темы.
  • 3.1.          Вопросы для обсуждения (план разбора).
  • 1.    Классификация аэропортов и аэродромов.
  • 2.     Довожу студентов к необходимости упорядочения сведений о службах находящихся на территории аэропорта и аэродрома

  •  
  • Изучение первого вопроса «что такое аэропорт , схема аэропорта».
  •  В процессе изложения материала характеризую и обосновываю следующие принципиальные положения:
  • 1.           Необходимость четкого понимания, что такое аэропорт  последовательности производимых операций происходящих в на территории аэропорта
  • 2.   Даю общее представление,  что такое  аэропорт, составные части аэропорта , схема.

 

  • Изучение второго вопроса. Что такое аэродром. Схема аэродрома:
  •  
  • В процессе изложения материала характеризую и обосновываю следующие принципиальные положения:
  • 1.           Необходимость четкого понимания, что такое аэродром  последовательности производимых операций происходящих на аэродроме

2.   Даю общее представление , что такое  аэродром ,составные части аэродрома ,схема аэродрома

 

  • Изучение третьего вопроса «Классификация аэропортов и аэродромов».

  • Рассматривание вопроса идёт на основе самостоятельной работы :
  • а) найти особенности  аэропорта -  классификация аэропортов  из каких признаков берется
  • б) аэродром – из каких признаков берется классификация аэродромов.
  • Итог: презентация-представление что такое аэропорт ,аэродрома ,а также классификация аэропортов и аэродромов.
  • IV.            Закрепление материала урока.
  • 4.1.Просмотр учебного фильма  «Чудеса инженерии – аэропорты ,аэродромы».
  • Работа студентов в тетради.
  • V.               Рефлексия урока.
  • Обобщение материала.
  • Подведение итога занятия.
  • VI.            Анализ и оценка работы студентов

Параметры оценок:

  • -         активность;
  • -         самостоятельность суждений;
  • -         объем, точность, уровень понимания знаний;
  • -         уровень сопричастности в работе;
  • -         умение излагать, информировать, анализировать, доказывать.
  • VII.        Домашнее задание:
  • 7.1.Изучить классификацию аэропортов и аэродромов.
  • 7.2.Ответить на вопросы:
  • -         что такое аэропорт федерального значения, международный аэропорт.
  • -         объясните значение аэродром, вертодром, посадочная площадка

                     Используемая литература.

  • Воздушный кодекс РФ № 60-ФЗ от 19.03.1997г.
  • ФАП "Порядок  допуска  к эксплуатации аэродромов"Приказ Минтранса 30.09.2010г. №206
  • Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации .Федеральные авиационные правила Сертификация аэропортов. Процедуры . Приказом ФСВТ России  от 24 апреля 2000 г. N 98
  • «Пособие  по  проектированию объектов  светосигнального и  Электрического оборудования  систем посадки  воздушных судов в аэропортах» ВСН 8-86
  • ФАП  119 от 28.11.2007г. "Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов»
  • РЭГА РФ-94 Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации
  • Петухов Г.И. «Аэропорты и их эксплуатация» Учебное пособие для училищ гражданской авиации
  • Блохин В.И. Основы проектирования аэропортов
  • Азбука аэропортов  В.Н. Иванов.
  •  «Наставление по аэродромной службе» (НАС ГА - 86)
  • Конспект лекций для курсантов АТК «Аэропорты и аэродромы ГА» 2014г.

Аэродромы

Тема 1. Состав аэропортов и аэродромов.

 Аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Вертодром - участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолето

Аэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации.

 Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

Международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля.

Решение об открытии аэродрома для выполнения международных полетов воздушных судов или международного аэропорта принимается Правительством Российской Федерации.

.Порядок допуска к эксплуатации аэродрома, аэропорта или вертодрома устанавливается федеральными авиационными правилами

 Посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Требования к посадочной площадке устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Аэропорт является транспортным предприятием гражданской авиации (ГА), осуществляющим регулярные воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты и организующим обслуживание воздушных судов (ВС)

В «Наставлении по аэродромной службе» (НАС ГА - 86) говорится:

«Аэропорт – комплекс сооружений, предназначенный для приёма, отправки ВС и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения и необходимое оборудование»

Составные части аэропорта можно увидеть из рисунка I.

Безымянный

1-аэродром

2-служебно-техническая территория (СТТ)

3-обособленные объекты (БПРМ, ДПРМ и пр.)

4-граница аэропорта

5-приаэропотная территория

6-условная граница приаэродромной территории

Аэродром является основной частью аэропорта и состоит из одной или нескольких лётных полос, путей руления (рулёжных дорожек), перрона, мест стоянок ВС и площадок специального назначения

Аэродром – участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенными для взлёта, посадки, руления и стоянки ВС.

Служебно-техническая территория (СТТ) – участок, на котором размещены здания и сооружения для обслуживания пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, управления воздушным движением, ремонта и обслуживания ВС, здания и сооружения вспомогательного назначения, а также внутрипортовые дороги и элементы благоустройства.

  Схема аэродрома (рис.2)

1-искусственная взлётно-посадочная полоса (ИВПП)

2-грунтовая взлётно-посадочная полоса (ГВПП)

3-боковые полосы безопасности (БПБ)

4-концевые полосы безопасности (КПБ)

5-магистральная рулёжная дорожка (МРД)

6-соединительная рулёжная дорожка (СРД)

7-вспомогательные рулёжные дорожки (ВРД)

8-перрон

9-места стоянки ВС (МС)

10-площажка спецназначения

Обособленные сооружения представляют собой часть земельного участка аэропорта, предназначенную для расположения объектов управления воздушным движением (УВД), радионавигации и посадки, очистных сооружений, перевалочных складов ГСМ и др.

Приаэродромная территория представляет собой прилегающую к аэродрому местность, над которой в воздушном пространстве производят маневрирование ВС.

Аэродром – земельный участок, специально оборудованный для взлёта, посадки, руления, стоянки и обслуживания ВС.

Главным элементом аэродрома является лётная полоса (ЛП), которая включает в себя ВПП, БПБ и КПБ.

Взлётно-посадочная полоса(ВПП) – часть лётной полосы(ЛП), специально подготовленная и оборудованная для взлёта и посадки ВС

Она может быть грунтовой(ГВПП) или иметь искусственное покрытие (ИВПП).

Если имеются две и более ЛП, то одна из них является главной. Главная ВПП (ЛП) имеет наибольшую длину и располагается, как правило, в направлении господствующих ветров.

БПБ – участки лётной полосы, примыкающие к боковым кромкам ВПП. Они обеспечивают безопасность ВС при возможных скатываниях в сторону (в бок) от ВПП в процессе пробега или разбега ВС.

КПБ – участки лётной полосы, примыкающие к торцам ВПП. Они предназначены для обеспечения безопасности ВС при выкатывании с ВПП или преждевременном приземлении до начала ВПП.

Рулёжная дорожка(РД) – подготовленный путь для руления или буксировки ВС. РД могут быть магистральными (МРД), соединительными (СРД) и вспомогательными (ВРД).

МРД располагается, как правило, вдоль ВПП

По МРД самолёты выруливают к концу ВПП и далее на исполнительный старт (при взлёте).

СРД связывают МРД и ВПП в местах предполагаемого окончания пробега ВС.

ВРД соединяют между собой различные элементы аэродрома.

Места стоянки(МС) – подготовительные площадки для стоянки, хранения и обслуживания, как правило, приписных ВС.

Перроны – подготовительные площадки, предназначенные обеспечить кратковременную стоянку ВС для посадки и высадки пассажиров, погрузки и разгрузки грузов, багажа и технического обслуживания ВС.

Площадки специального назначения – подготовленные в пределах аэродрома и СТТ площадки для обслуживания ВС (газовки авиадвигателей, мойки ВС, определения и устранения девиации компасов, стоянки средств перронной механизации и др.)

КЛАССИФИКАЦИЯ АЭРОПОРТОВ И АЭРОДРОМОВ

1 За основу классификации аэропортов принят признак годового объема пассажирских перевозок, то суммарное количество всех вылетающих и прилетающих пассажиров транзитных рейсов.

Класс аэропорта

Годовой объем пассажирских перевозок

I

7-10 млн. человек

II

4-7 млн. человек

III

2-4 млн. человек

IV

0,5-2 млн. человек

V

100-500 тыс. человек

 

Аэропорты свыше 10 млн. человек относятся к внеклассовым, а менее 100 тыс. чел. К неклассифицируемым.

2 По признаку назначения аэропорты подразделяются на международные и местные.

  • К международным аэропортам относятся аэропорты, предназначенные для приёма, обслуживания и выпуска ВС, выполняющих полёты на международных авиалиниях и имеющих пункты пограничного, таможенного и карантинного контроля. Для этих аэропортов обязателен, кроме того, учёт дополнительных требований и рекомендаций ИКАС.
  • К аэропортам субъекта федерации относятся, как правило, аэропорты I-III классов, в которых основной объём перевозок осуществляется по воздушным линиям, связывающим между собой областные и краевые административные, хозяйственные и культурные центры.
  • К местным относятся аэропорты IV класса и ниже, в которых объём перевозок по МВЛ, расположенным в пределах территории УГА.

3 Классификация аэродромов по признаку обеспечения безопасности выполнения взлётно-посадочных операций, основана на разбивке размеров главных ВПП в стандартных условиях и допустимых нагрузок на 6 классов, обозначенных, в отличие от классов аэропортов, буквами А, Б, В, Г, Д и Е

Класс аэродрома

Длина ВПП, м

Ширина ВПП, м

Категория нормативной нагрузки

А

3200 и более

60

I

Б

2600

45

II

В

1800

42

III

Г

1300

35

IV

Д

1000

28

V

Е

500

21

VI

По классификации аэродромов, принятой в ИКАО, длина ВПП должна быть:

Класс

Длина ВПП, м

А

2134 и более

Б

1524-2133

С

914-1523

Д

762-913

Е

610-761

Класс аэродрома должен, как правило, соответствовать классу аэропорта (А-I, Б-II, В-III, Г-IV, Д- V, E-неклассифицируемые)

В отдельных случаях может быть допущено несоответствие класса аэродрома классу аэропорта (Б-I, А-II…)

Аэродромы, в отличии от аэропортов подразделяются по большему числу признаков.

По эксплуатационному назначению различают следующие виды аэродромов:

ТРАССОВЫЕ – предназначенные для эксплуатации транспортных ВС, перевозящих пассажиров, грузы и почту;

ПАНХ – применение авиации в народном хозяйстве: в сельском (обработка полей), лесном (патрулирование лесов, тушение пожаров); аэрофотосъёмке, геологоразведке, разведке рыбных и зверобойных промыслов, строительстве, медицине;

ЗАВОДСКИЕ –для испытательных полётов ВС, выпускаемых заводами или ремонтными предприятиями:

УЧЕБНЫЕ – для обучения и переподготовки лётного состава;

КЛУБНО-СПОРТИВНЫЕ – для лётной деятельности аэроклубов;

СОВМЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ – аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации.

По виду покрытия ВПП аэродромы бывают:

  • С искусственным покрытием
  • Грунтовые
  • Ледовые
  • Снежные
  • Гидроаэродромы

По количеству ВПП аэродромы бывают:

  • Однополосные
  • Двухполосные
  • Многополосные

По характеру и видам обслуживания ВС и расположению на трассах аэродромы подразделяются на:

  • Базовые
  • Начальные или конечные
  • Промежуточные
  • Запасные

В зависимости от характеристики рельефа и высоты над уровнем моря аэродромы подразделяются на:

  • Горные
  • Равнинные

По длительности и времени использования аэродромы подразделяются на:

  • Постоянные
  • Временные
  • Круглосуточного использования
  • Дневного использования

Кроме того, аэродромы категорируются по метеоминимуму для посадки

Категория аэродрома

Высота принятия решения, м

Дальность видимости на ВПП, м

I

60

800

II

Менее 60 до 30

Менее 800 до 400

III

Менее 30

Менее 400

Указанные категории минимумов в России соответствуют категориям ИКАО. Однако, III подразделяется в ИКАО по дальности на три:

IIIa – до 200 м, IIIb – до 50 м, IIIc – до 0 м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку Аэропорты и аэродромы ГА

Данный учебный материал может быть использован преподавателями СПО учебных заведений гражданскойавиации...

«Бронирование билетов в аэропорту. Беседа со служащими аэропорта и таможни»

Методическая разработка по теме: "Организация поездок и путешествий" тема занятия: Бронирование билетов в аэропорту беседа со служащими аэропорта и таможни" с применением информационно-...

Методическоя разработка открытого урока по теме:"Организация поездок и путешествий" Тема занятия:"Бронирование билетов в аэропорту. Беседа со служащими аэропорта и таможни"

Метотодическая разработка открытого урока по теме: "Организация поездок и путешествий" Тема занятия: "Бронирование билетов в аэропорт. Беседа со служащими аэропорта и таможни"...

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»...

Рабочая программа «Авиакомпании, аэропорты и аэродромы гражданской авиации»

специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта) Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной програ...