МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения практических работ по дисциплине «Организация обслуживания в гостиничных и туристких комплексах» специальность 101101 «Гостиничный сервис»
учебно-методическое пособие на тему

Методические указания  для выполнения практических работ по дисциплине "Организация обслуживания в гостиничных и туристских комплексах" для студентов СПО являются дополнением к курсу лекций и тестам, также расположенным на сайте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_oogtk.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для выполнения практических работ

 по дисциплине «Организация обслуживания в гостиничных и туристких комплексах»

для студентов 3 курса

специальности 101101 «Гостиничный сервис»

1. Практическое занятие «Организация работы службы приема и размещения»

Тема: «Технология работы службы приема и размещения проживающих»

Цель практического занятия: углубление знаний студентов по тематике работы службы приема в гостиницах.

Пояснения к работе

Служба приема и размещения является первым подразделением, с которым знакомится гость, приезжая в гостиницу, и именно от качества ее работы во многом зависит имидж гостиницы. В ходе занятия студенты должны получить основные знания о работе службы и требованиях, которые к ней предъявляются.

Вопросы для обсуждения

1)        Операционный процесс обслуживания и функции службы приема и размещения.

2)        Персонал, участвующий в операционном процессе.

3)        Встреча и регистрация.

4)        Порядок регистрации и размещения гостей.

5)        Особенности приема туристских групп и иностранных туристов.

6)        Регистрационная карточка (анкета).

7)        Разрешение на поселение.

8)        Автоматизированная обработка данных в службе приема и размещения.

Задание

Провести предварительную подготовку к практическому занятию, которая включает следующие задания:

•        Проработать учебный материал, изложенный в лекции по теме 3.2.

•        Ознакомиться с рекомендованной литературой (особое внимание следует уделить Правилам предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации).

•        Изучить соответствующий материал в Интернете, других средств массовой информации, специальной литературы.

•        Каждому    студенту подготовить пятиминутный доклад на тему из предложенных    вопросов.

•        Изучить структуры и функции службы приема и размещения, ответственность за выполнение процесса персонала.

•        Изучить особенности регистрации и поселения индивидуального туриста, туристской группы и иностранного гражданина.

•        Изучить порядок и особенности заполнения регистрационных карточек и разрешений на поселение.

•        Быть готовыми к контрольной проверке знаний по теме семинара.

Работа в кабинете

•        Перед началом обсуждения проводится устная диагностика знаний студентов на тему семинара;

•        Заслушиваются подготовленные студентами доклады с обсуждением и вопросами;

•        В течение занятия студенты делятся на группы, которые заполняют регистрационные карточки и разрешения на поселение в соответствии с заданием преподавателя (для гостиниц различных категорий и типов).

•        По ходу проведения практического занятия студенты предлагают свои идеи, направленные на совершенствование работы службы приема.

•        Предложенные идеи записываются в рабочую тетрадь;

•        Преподаватель участвует в дискуссии, может сам предложить любому студенту выступить по вопросам семинара.

Содержание отчета

Формой отчета может служить письменный доклад студента, подготовленный им заранее, либо по итогам проведения семинара.

К отчету прилагаются заполненные студентами во время занятия регистрационные карточки и разрешения на поселение.

Дополнительно в отчет включаются предложенные идеи, направленные на совершенствование работы службы приема.

Отчет сдается преподавателю на проверку в конце занятия либо на следующем занятии.

Контрольные вопросы

•        Из каких этапов состоит операционный процесс в гостинице?  Каковы задачи каждого из этих этапов?

•        Персонал каких служб выполняет функции операционного процесса?

•        Кто осуществляет процесс поселения в гостиницу?

•        Какие документы должны быть оформлены при регистрации индивидуального туриста, туристской группы и иностранного гражданина?

•        Для чего должна быть заполнена регистрационная карта?

Литература

  1. Филипповский Е. Е., Шмарова Л. В. Экономика и организация гостиничного хозяйства - М.: Финансы и статистика, 2003  - 178 с.
  2. Ляпина И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания -  М.: Академия, 2002. – 208 с.
  3. Иванов В. В., Волов А. Б. Гостиничный менеджмент - М.: ИНФРА, 2007 -  348 с.
  4. Медлик С. Гостиничный бизнес - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005 – 239 с.
  5. Сорокина А. В. Организация обслуживания в гостиничных и туристских комплексах - М: Альфа –М, Инфра –М, 2006. – 304 с.
  6. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490, с изменениями от 2 октября 1999 г., 15 сентября 2000 г., 1 февраля 2005 г.)


2. Практическое занятие «Порядок бронирования»

Тема: «Технология работы службы приема и размещения проживающих»

Цель практического занятия: изучение особенностей организации  бронирования в работе службы приема и размещения гостей гостиниц.

Пояснения к работе

Бронирование -  одна из важнейших функций службы приема и размещения, от которого во многом зависит финансовая успешность работы предприятия гостиничного бизнеса. В ходе выполнения практического занятия студенты должны получить практические знания в области работы систем бронирования. Следует обратить особое внимание на развитие и тенденции использования информационных технологий в бронировании.

Вопросы для обсуждения

1)        Основные понятия бронирования.

2)        Двойное бронирование.

3)        Письмо-заявка и письмо-подтверждение.

4)        Планы загрузки

5)        Информационные технологии в бронировании.

6)        Гарантированное бронирование.

7)        Автоматизированная обработка данных в службе приема и размещения.

Задание

Провести предварительную подготовку к практическому занятию, которая включает следующие задания:

•        Проработать учебный материал, изложенный в лекции по теме 3.2.

•        Ознакомиться с рекомендованной литературой.

•        Изучить соответствующий материал в Интернете, других средств массовой информации, специальной литературы. Основное внимание следует уделить компьютерным методам бронирования.

•        Каждому  студенту подготовить пятиминутный доклад на тему из предложенных    вопросов.

•        Изучить основные понятия бронирования и требования к работе службы приема и размещения гостей гостиниц.

•        Изучить порядок оформления заявок на бронирование факсом, письмом и компьютерными средствами.

•        Изучить требования к составлению плана загрузки гостиничных номеров.

•        Быть готовыми к контрольной проверке знаний по теме семинара.

Работа в кабинете

•        Перед началом обсуждения проводится устная диагностика знаний студентов на тему семинара;

•        Заслушиваются подготовленные студентами доклады с обсуждением и вопросами;

•        В течение занятия студенты делятся на группы, которые выполняют предложенные преподавателем практические задания. Задания включают в себя: (1) оформление заявок на бронирование и отказ от бронирования (через интернет-сайты и иными способами, в том числе и в реальном времени для конкретных отелей, выбранных преподавателем); (2) разработку перспективных и оперативных планов загрузки гостиниц на определенный период (год, месяц, неделю, текущий день).

•        По ходу проведения практического занятия студенты предлагают свои идеи по использованию информационных технологий в бронировании.

•        Предложенные идеи записываются в рабочую тетрадь;

•        Преподаватель участвует в дискуссии, может сам предложить любому студенту выступить по вопросам семинара.

Содержание отчета

Формой отчета может служить письменный доклад студента, подготовленный им заранее.

К отчету прилагаются заполненные студентами во время занятия документы по тематике семинара (заявки  и подтверждения на бронирование, планы и т.д.).

Дополнительно в отчет включаются предложенные идеи, направленные на совершенствование работы службы приема.

Отчет сдается преподавателю на проверку в конце занятия.

Контрольные вопросы

•        Какими способами можно зарезервировать место в гостинице?

•        Как происходит регистрация заявок на бронирование в автоматизированной системе гостиницы?

•        Что такое двойное бронирование?

•        Как может быть организована работа с туристской фирмой, поставляющей клиентов?

•        Как может гостиница защитить себя от неявок гостей, предварительно забронировавших номер?

        

Литература

  1. Филипповский Е. Е., Шмарова Л. В. Экономика и организация гостиничного хозяйства - М.: Финансы и статистика, 2003  - 178 с.
  2. Ляпина И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания -  М.: Академия, 2002. – 208 с.
  3. Сорокина А. В. Организация обслуживания в гостиничных и туристских комплексах - М: Альфа, Инфра –М, 2006. – 304 с.
  4. Организация и управление гостиничным бизнесом. / Под.ред. А.Л.Лесника, А.В.Чернышева. – М.: Вестник, 2001.
  5. Организация и управление гостиничным бизнесом. / Под.ред. А.Л.Лесника, И.П. Мацицкого, А.В.Чернышева. – М.: Вестник, 2000.
  6. Чернышев А.В. Гостиничная индустрия: проблемы теории и практики и технологии управления. –М.: Товарищ, 2000.
  7. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490, с изменениями от 2 октября 1999 г., 15 сентября 2000 г., 1 февраля 2005 г.)


3. Практическое занятие «Посуда, используемая в ресторане гостиниц»

Тема: «Организация питания в гостиницах и туристских комплексах»

Цель практического занятия: получение студентами детальных сведений о посуде и столовых приборах, используемых при организации обслуживания гостей питанием в ресторанах гостиниц.

Пояснения к работе

Один из важнейших элементов в технологии обслуживания гостей питанием – знание ассортимента столовой посуды и приборов для сервировки столов и подачи блюд. В ходе занятия студенты должны  получить знания по тематике практического занятия и научиться использовать их на практике. Полученные знания планируется закрепить в ходе выполнения заданий практического занятия №8, посвященного обслуживанию гостей в ресторане.

Вопросы для обсуждения

1)        Структура управления предприятиями питания гостиницы.

2)        Кухня ресторана при гостинице.

3)        Секция уборки и мойки посуды.

4)        Фарфоровая посуда.

5)        Стеклянная и хрустальная посуда.

6)        Металлическая посуда.

7)        Предметы инвентаря.

8)        Столовые приборы.

9)        Столовое белье.

10)        Напитки и посуда.

11)        Сервировка стола.

12)        Проблемы, возникающие при использовании посуды в ресторане.

Задание

Провести предварительную подготовку к практическому занятию, которая включает:

•        Проработку учебного материала, изложенного в лекции по теме 4.1 раздела 4;

•        Ознакомление с рекомендованной литературой;

•        Изучение  видов и назначения посуды и столовых приборов, используемых в ресторане гостиниц.

•        Изучение типовых вариантов меню и соответствующих наборов посуды и столовых приборов.

•        Каждый студент заранее подготавливает иллюстрированный конспект сведений о посуде и столовых приборах, используемых в ресторанах гостиниц.

•        Подготовка к пятиминутному сообщению по выбранному заранее вопросу.

•        Подготовка к контрольной проверке знаний во время проведения практического занятия.

Работа в кабинете

•        В начале занятия заслушиваются подготовленные студентами доклады с обсуждением и вопросами;

•        Задание №1. Проводится проверка знаний студентов  по ассортименту и назначению посуды и столовых приборов. Студенты должны: (1) правильно указать название и назначение показанного предмета  (или его изображения  на бумаге или экране монитора); (2) по названию выбрать указанный предмет (или его изображение  на бумаге или экране монитора). Результаты проверки оцениваются в форме теста по двухбалльной шкале;

•        Задание №2. Проводится проверка и закрепление полученных студентами знаний в форме контрольно-практической работы. Студенты разбиваются на группы, перед которыми ставится задача подобрать необходимый ассортимент посуды и столовых приборов в соответствии с меню, предложенным преподавателем. Результаты выполнения студентами контрольно-практического занятия проверяются, анализируются преподавателем и обсуждаются студентами в конце практического занятия.

Содержание отчета

Формой отчета является подготовленный заранее студентами иллюстрированный конспект по тематике практического занятия. К конспекту прилагаются проверенные преподавателем результаты выполнения студентами заданий №1 и №2.

Контрольные вопросы

•        Как организована структура управления предприятиями питания гостиницы?

•        Что входит в функциональные обязанности секции уборки и мойки посуды?

•        Что относится к ассортименту классической профессиональной посуды?

•        Для подачи каких блюд в ресторане можно использовать мелкие тарелки диаметром: 11; 15; 17; 19; 21; 24 см?

•        В какой чашке подают растворимый кофе; кофе, приготовленный на молоке?

•        В каких рюмках следует подавать коньяк?

•        Чем отличаются бокалы для белых и красных вин и почему?

•        Для каких целей используется графин с притертой пробкой?

•        В какой посуде можно приготовить, в ней же подать и из нее можно есть не перекладывая?

•        Какой инвентарь необходим для подачи «фондю»?

Литература

  1. Ляпина И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания -  М.: Академия, 2011. – 208 с.
  2. Сорокина А. В. Организация обслуживания в гостиничных и туристских комплексах - М: Альфа; М: Инфра–М, 2006. – 304 с.
  3. Организация и управление гостиничным бизнесом /  Под.ред. А.Л.Лесника, И.П.Мацицкого, А.В.Чернышева. – М.: Вестник, 20. – 312 с.
  4. Кумагина Т.Г. Национальная и зарубежная кухня. Учебное пособие – М.Юнита-Дана, 2005. – 431 с.

4. Практическое занятие «Обслуживание гостей в ресторане»

Тема: «Организация питания в гостиницах и туристских комплексах»

Цель практического занятия: получение студентами углубленных знаний о подготовке ресторанного зала к обслуживанию и обслуживании гостей.

Пояснения к работе

При отеле может быть ряд ресторанов различного типа. В ресторанах проводится обслуживание гостей как в ходе их проживания, так и при проведении специальных мероприятий. В рамках практического занятия студенты должны получить общие знания по правилам и особенностям обслуживания гостей. При выполнении практических заданий студентам понадобятся практические навыки, полученные в ходе выполнения практического задания №7 «Посуда, используемая в ресторане гостиниц».

Вопросы для обсуждения

1)        Рестораны и бары гостиницы.

2)        Кухня и меню ресторанов при гостинице.

3)        Подготовка ресторанного зала к обслуживанию.

4)        Сервировка стола.

5)        Виды и особенности сервировки.

6)        Ресторанный менеджер и его обязанности.

7)        Организация обслуживания гостей в ресторане.

8)        Официант и его обязанности.

9)        Конфликтные ситуации при обслуживании гостей и пути их разрешения.

10)        Организация питания гостей в номерах.

11)        Массовые мероприятия в ресторанах и их типы.

12)        Проведение банкетов за столом с полным и частичным обслуживанием официантами.

13)        Проведение банкет-фуршетов.

14)        Проведение банкет-коктейлей и банкет-чая.

13)        Национальные особенности проведения массовых мероприятий.

Задание

Провести предварительную подготовку к практическому занятию, которая включает:

•        Проработку учебного материала, изложенного в лекции по теме 4.1 раздела 4;

•        Ознакомление с рекомендованной литературой;

•        Изучение  видов ресторанов и баров гостиниц и особенностей их обслуживания.

•        Изучение  подготовки ресторанного зала.

•        Изучение  порядок и правила обслуживания гостей в ресторане.

•        Изучение  возможных конфликтных ситуаций в процессе обслуживания и путей их разрешения.

•        Изучение особенностей проведения массовых мероприятий в ресторанах.

•        Подготовка конспекта лекционного материала по тематике практического занятия.

•        Подготовка к пятиминутному сообщению по выбранному заранее вопросу.

•        Подготовка к контрольной проверке знаний во время проведения практического занятия.

•        Подготовка индивидуального домашнего задания на тему: «Пути разрешения конфликтной ситуации». Задание выдается преподавателем заранее. Предложенный студентом вариант решения сдается в письменном виде на практическом занятии №7.

•        Подготовка презентации на тему: «Программа массового мероприятия в ресторане». Задание выдается преподавателем заранее для группы студентов.

Работа в кабинете

•        В начале занятия заслушиваются подготовленные студентами доклады с обсуждением и вопросами;

•        Задание №1. Проводится проверка знаний студентов  по подготовке ресторанного зала к обслуживанию гостей. Студенты должны указать требуемую сервировку из вариантов в зависимости от индивидуального задания.  Результаты проверки оцениваются в форме теста по двухбалльной шкале;

•        Задание №2. Презентация и защита «Программы массового мероприятия в ресторане». Задания выдаются преподавателем заранее для группы студентов. В ходе защиты производится обсуждение и анализ предложенного решения.

•        Задание №3. Преподаватель проводит анализ и обсуждение выполнения студентами домашнего задания на тему: «Пути разрешения конфликтной ситуации». В ходе обсуждения студенты предлагают свои версии решения конфликтных ситуаций.

Содержание отчета

Формой отчета является подготовленный заранее студентами конспект по тематике практического занятия. К конспекту прилагаются проверенные преподавателем результаты выполнения студентами заданий №1 и №3 и материалы презентации.

Контрольные вопросы

•        Что входит в обязанности ресторанных менеджеров?

•        Каково функциональное назначение различных типов баров?

•        В чем заключается подготовка ресторанного бара к обслуживанию?

•        Какие типы сервировок стола наиболее распространены?

•        Почему на столе может стоять пепельница, даже если за столом не курят?

•        Перечислите приборы индивидуального пользования.

•        Какого диаметра должна быть скатерть, покрывающая круглый стол диаметром 90 см при повседневном обслуживании?

•        С каких предметов рекомендуется начинать сервировку обеденного стола?

•        В каком месте стола сервируются десертные приборы?

•        Назовите максимальное количество приборов, засервированных с правой стороны от гостя.

•        Как будет выглядеть самый сложный способ подачи горячих блюд?

•        Дайте название приема, в течение которого гости пьют и едят стоя, пользуясь при еде только вилками и ложками.

•        Какие блюда и в каком случае подаются официантами с левой стороны от гостя?

•        На каком банкете гости рассаживаются за столом произвольно?

•        Какое число гостей может обслужить один официант на банкете с полным обслуживанием при ограниченном числе подач разных блюд?

•        Как проводятся банкеты во время научных конференций?

Литература

  1. Ляпина И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания -  М.: Академия, 2002. – 208 с.
  2. Сорокина А. В. Организация обслуживания в гостиничных и туристских комплексах - М: Альфа; М: Инфра–М, 2006. – 304 с.
  3. Организация и управление гостиничным бизнесом /  Под.ред. А.Л.Лесника, И.П.Мацицкого, А.В.Чернышева. – М.: Вестник, 2000. – 312 с.
  4. Кумагина Т.Г. Национальная и зарубежная кухня. Учебное пособие – М.Юнита-Дана, 2005. – 431 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения практических работ по дисциплине «Предпринимательство в сфере сервиса» специальность 101101 «Гостиничный сервис»

Методические указания для проведения 7 (семи) практических работ для 3 курса учащихся по дисциплине "Предпринимательство в сфере сервиса" были разработаны в нашем СПб Техническом колледже два года наз...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения практических работ по дисциплине «Организация туризма» для студентов специальности 101101 «Гостиничный сервис»

Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине "Организация туризма" для студентов 3 курса СПО специальности 101101 "Гостиничный сервис" являются дополнением к курсу лекций и те...

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности для специальности 43.02.14 Гостиничное дело

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности для специальности 43.02.14 Гостиничное дело...

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис (очно-заочное обучение)

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис (очно-заочное об...

Задача 2 к Методическим указаниям к проведению практических работ по дисциплине Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис (очно-заочное обучение)

Задача 2 к Методическим указаниям к проведению практических работ по дисциплине Правовое и документационное обеспечение профессиональной деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис (очн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ для дисциплины ОГСЭ.06. КУЛЬТУРОЛОГИЯ Специальность: 43.02.11 Гостиничный сервис

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ для дисциплиныОГСЭ.06.  КУЛЬТУРОЛОГИЯ    Специальность: 43.02.11 Гостиничный сервис...