Методическая разработка урока исследования
методическая разработка

Масленникова Вера Павловна

Данная работа является методической разработкой по организации и проведению урока исследования. Тема разработки актуальна на сегодняшний день, так как на современном этапе развития образования большое внимание уделяется   развитию у студентов способностей к учебно – исследовательской работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОБПОУ  КОНЬ – КОЛОДЕЗСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ

Методическая разработка

урока исследования

по МДК 02.01 Технологии производства продукции животноводства

Преподаватель Масленникова В.П.

С.Конь – Колодезь

                                                         2023 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация      

2

Введение    

3-4

Основная часть      

                                                                     

4-7

Заключение

8

Рецензия

9

АННОТАЦИЯ

Данная работа является методической разработкой по организации и проведению урока исследования. Тема разработки актуальна на сегодняшний день, так как на современном этапе развития образования большое внимание уделяется   развитию у студентов способностей к учебно – исследовательской работе.

    В методической разработке на примере  урока по теме «Породы крупного рогатого скота»  показано как при  МДК 02.01 «Технология производства продукции животноводства» происходит формирование у студентов способности к рассуждениям, аргументированию, формирование потребности к познавательной деятельности, формирование исследовательских навыков.

 Преподаватель   в работе показа, в какой последовательности можно организовать мини исследование на уроке.

Методическая разработка будет полезна для начинающих преподавателей, а также для преподавателей спецпредметов с целью ознакомления с методикой формирования  исследовательских навыков у студентов на уроке.

ВВЕДЕНИЕ

      Важную роль в развитии способностей к творческой деятельности имеет приобщение студентов к учебно-исследовательской работе.

 Обучение исследовательской деятельности состоит из усвоения процедур исследовательской деятельности, а также развития умений и навыков, являющихся предпосылкой успешной исследовательской деятельности. Благодаря исследовательской деятельности, развивается уровень мышления, который характеризуется такими качествами, как глубина (умение вникать в сущность проблемы), последовательность (умение придерживаться логических правил), самостоятельность (умение самостоятельно находить решения), критичность (умение строго оценивать свои и чужие мысли), гибкость (умение менять способ решения), скорость, конкретность, широта (умение рассматривать проблему со всех сторон) и подвижность (умение находить рациональное решение проблемы). Таким образом, в ходе исследовательской деятельности у студентов развивается опыт аналитико-синтетической мыслительной деятельности и формируется качество мышления. Большое значение для проведения исследовательской работы имеют также организационные умения. Среди них важное место занимает умение планировать. Если студент не умеет планировать свою работу по проведению исследования, то не следует ожидать и хороших положительных результатов. Следует подчеркнуть также значение умения оформить результаты исследования: четкие, краткие записи в правильно оформленном полевом дневнике, грамотно сделанные схемы, фотографии, диаграммы облегчает их дальнейшее использование при подведении итогов наблюдений, при подготовке к конференциям.

Таким образом, овладение исследовательскими знаниями, умениями и осуществление учебно-исследовательской работы приводит   к формированию способности и готовности по  выполнению исследований в будущей профессиональной  деятельности.

А для этого необходимо так построить  работу со студентами, чтобы это их заинтересовало, побудило  к деятельности. На начальном этапе развития исследовательских навыков можно использовать уроки исследования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА: Изучение пород крупного рогатого скота различного направления продуктивности

Вид занятия: практическое занятие.

Форма организации занятия: урок - исследование.

Оснащение занятия:

Учебники, альбомы с породами, слайды пород животных, презентация

Ход урока

1.Сообщение темы урока и целей.

Цель работы: определить используя справочные данные, слайды презентации, дополнительную литературу особенности пород молочного , мясного и комбинированного направления продуктивности.

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ  УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ:

Уметь:  работать с дополнительной литературой, по карточкам определять породы крупного рогатого скота разного направления продуктивности.

Знать: особенности пород разного направления продуктивности, сходство и их различие.

Формируемые профессиональные компетенции:

  1. ПК 2.1. Выбирать и реализовывать технологии производства продукции животноводства.
  1. ПК 2.3. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства.

2. вступительное слово преподавателя  о роли пород в современных производственных условиях и повышении производства продукции скотоводства.

3 Формирование звеньев - группа делится  на звенья, в каждой группе выбирается руководитель группы, который организует  её работу по выполнению задания - исследования.

4. Выдача заданий:

  • изучить породы крупного рогатого скота разного направления продуктивности,
  • проанализировать их продуктивные качества.
  • Определить эффективность разведения пород на молочном комплексе и на откормочной площадке.

Порядок работы:

  • 1 этап - изучение задачи -  изучаются и сравниваются породы крупного рогатого скота разного направления продуктивности. Студенты изучают породы, используя при этом учебник, альбом пород, слайды, записи оформляют в таблицу

                                 Изучение пород крупного рогатого скота.

       Таблица 1

Основные показатели продуктивности молочных пород

Основные показатели продуктивности мясных пород

Основные показатели продуктивности комбинированных пород

2 этап - организация исследовательской деятельности. Проводят анализ таблицы последовательно по каждому направлению продуктивности (в помощь студенту предлагается  вопросы, которые помогут провести анализ).  Результаты работы оформляют в таблицу

                      Эффективность использования пород

                                                                                           Таблица 2

Породы разного направления продуктивности

Обоснование эффективности указанной породы

Породы молочного направления продуктивности:

Породы мясного направления продуктивности:

Вопросы для анализа таблицы:

  • На какие группы делятся все породы крупного рогатого скота? По каким признакам?

  • Отметьте наиболее продуктивные молочные , мясные, комбинированные породы.
  • Сравните продуктивные качества  отечественных молочных пород , какие породы отличаются высокой продуктивностью (а)- по удою, б) – по содержанию жира , в) – по содержанию белка, г)- по удою, жиру и белку вместе)?

  • Какие из импортных молочных пород отличаются высокой продуктивностью?
  • Сравните продуктивные качества  отечественных мясных пород, какие из отечественных мясных пород отличаются высокой продуктивностью(по достижению высокой живой массы за короткий период откорма, вкусовыми качествами мяса – мраморностью мяса, наименьшими затратами корма, высокими среднесуточными привесами)?
  • Какие из  импортных мясных пород отличаются высокой продуктивностью?

  • Какую, на ваш взгляд, породу (их молочных, мясных) экономически эффективно использовать на современных комплексах?

  • 3 этап - оценка результатов исследовательской деятельности и практического применения пород. Выводы и рекомендации по использованию в современных условиях определенных пород на молочном комплексе и на откормочной площадке.

4 этап  -  защита исследовательской работы. Отчет звеньев о проделанной работе. Руководитель группы организует отчет студентов о проделанной работе, распределяет обязанности (кто  какой вопрос будет освещать), помогает сформулировать четко, кратко тезисы работы, выводы группы. Каждое звено высказывает свою точку зрения об эффективном использовании той или иной породы на современном комплексе.

ПРИМЕЧАНИЕ: руководитель звена оценивает работу каждого участника  и выставляет оценки с учетом вклада каждого  члена звена и доводит их до преподавателя.

5 этап - подведение итогов работы. Преподаватель подводит итог работы, отмечает работу каждого студента, выставляет оценки с учетом мнения руководителя звена, благодарит студентов за проделанную работу.

6 этап -  задание на дом - дается задание к следующему уроку найти информацию об опыте  разведения пород в хозяйстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнение студентами в процессе учебной деятельности различных видов исследовательских работ  является важным направлением совершенствования их теоретической и практической подготовки, так как это:

  • способствует углублению и закреплению имеющихся теоретических знаний изучаемых предметов, дисциплин, отраслей науки;
  • развивает практические умения в проведении исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;
  • совершенствует методические навыки в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;
  • открывает широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему направлению деятельности;
  • способствует профессиональной подготовке к выполнению в дальнейшем своих обязанностей;
  • помогает овладеть методологией исследований.



Предварительный просмотр:

ГОБПОУ  КОНЬ – КОЛОДЕЗСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ

Методическая разработка

урока исследования

по МДК 02.01 Технологии производства продукции животноводства

Преподаватель Масленникова В.П.

С.Конь – Колодезь

                                                         2023 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация      

2

Введение    

3-4

Основная часть      

                                                                     

4-7

Заключение

8

Рецензия

9

АННОТАЦИЯ

Данная работа является методической разработкой по организации и проведению урока исследования. Тема разработки актуальна на сегодняшний день, так как на современном этапе развития образования большое внимание уделяется   развитию у студентов способностей к учебно – исследовательской работе.

    В методической разработке на примере  урока по теме «Породы крупного рогатого скота»  показано как при  МДК 02.01 «Технология производства продукции животноводства» происходит формирование у студентов способности к рассуждениям, аргументированию, формирование потребности к познавательной деятельности, формирование исследовательских навыков.

 Преподаватель   в работе показа, в какой последовательности можно организовать мини исследование на уроке.

Методическая разработка будет полезна для начинающих преподавателей, а также для преподавателей спецпредметов с целью ознакомления с методикой формирования  исследовательских навыков у студентов на уроке.

ВВЕДЕНИЕ

      Важную роль в развитии способностей к творческой деятельности имеет приобщение студентов к учебно-исследовательской работе.

 Обучение исследовательской деятельности состоит из усвоения процедур исследовательской деятельности, а также развития умений и навыков, являющихся предпосылкой успешной исследовательской деятельности. Благодаря исследовательской деятельности, развивается уровень мышления, который характеризуется такими качествами, как глубина (умение вникать в сущность проблемы), последовательность (умение придерживаться логических правил), самостоятельность (умение самостоятельно находить решения), критичность (умение строго оценивать свои и чужие мысли), гибкость (умение менять способ решения), скорость, конкретность, широта (умение рассматривать проблему со всех сторон) и подвижность (умение находить рациональное решение проблемы). Таким образом, в ходе исследовательской деятельности у студентов развивается опыт аналитико-синтетической мыслительной деятельности и формируется качество мышления. Большое значение для проведения исследовательской работы имеют также организационные умения. Среди них важное место занимает умение планировать. Если студент не умеет планировать свою работу по проведению исследования, то не следует ожидать и хороших положительных результатов. Следует подчеркнуть также значение умения оформить результаты исследования: четкие, краткие записи в правильно оформленном полевом дневнике, грамотно сделанные схемы, фотографии, диаграммы облегчает их дальнейшее использование при подведении итогов наблюдений, при подготовке к конференциям.

Таким образом, овладение исследовательскими знаниями, умениями и осуществление учебно-исследовательской работы приводит   к формированию способности и готовности по  выполнению исследований в будущей профессиональной  деятельности.

А для этого необходимо так построить  работу со студентами, чтобы это их заинтересовало, побудило  к деятельности. На начальном этапе развития исследовательских навыков можно использовать уроки исследования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА: Изучение пород крупного рогатого скота различного направления продуктивности

Вид занятия: практическое занятие.

Форма организации занятия: урок - исследование.

Оснащение занятия:

Учебники, альбомы с породами, слайды пород животных, презентация

Ход урока

1.Сообщение темы урока и целей.

Цель работы: определить используя справочные данные, слайды презентации, дополнительную литературу особенности пород молочного , мясного и комбинированного направления продуктивности.

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ  УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ:

Уметь:  работать с дополнительной литературой, по карточкам определять породы крупного рогатого скота разного направления продуктивности.

Знать: особенности пород разного направления продуктивности, сходство и их различие.

Формируемые профессиональные компетенции:

  1. ПК 2.1. Выбирать и реализовывать технологии производства продукции животноводства.
  1. ПК 2.3. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства.

2. вступительное слово преподавателя  о роли пород в современных производственных условиях и повышении производства продукции скотоводства.

3 Формирование звеньев - группа делится  на звенья, в каждой группе выбирается руководитель группы, который организует  её работу по выполнению задания - исследования.

4. Выдача заданий:

  • изучить породы крупного рогатого скота разного направления продуктивности,
  • проанализировать их продуктивные качества.
  • Определить эффективность разведения пород на молочном комплексе и на откормочной площадке.

Порядок работы:

  • 1 этап - изучение задачи -  изучаются и сравниваются породы крупного рогатого скота разного направления продуктивности. Студенты изучают породы, используя при этом учебник, альбом пород, слайды, записи оформляют в таблицу

                                 Изучение пород крупного рогатого скота.

       Таблица 1

Основные показатели продуктивности молочных пород

Основные показатели продуктивности мясных пород

Основные показатели продуктивности комбинированных пород

2 этап - организация исследовательской деятельности. Проводят анализ таблицы последовательно по каждому направлению продуктивности (в помощь студенту предлагается  вопросы, которые помогут провести анализ).  Результаты работы оформляют в таблицу

                      Эффективность использования пород

                                                                                           Таблица 2

Породы разного направления продуктивности

Обоснование эффективности указанной породы

Породы молочного направления продуктивности:

Породы мясного направления продуктивности:

Вопросы для анализа таблицы:

  • На какие группы делятся все породы крупного рогатого скота? По каким признакам?

  • Отметьте наиболее продуктивные молочные , мясные, комбинированные породы.
  • Сравните продуктивные качества  отечественных молочных пород , какие породы отличаются высокой продуктивностью (а)- по удою, б) – по содержанию жира , в) – по содержанию белка, г)- по удою, жиру и белку вместе)?

  • Какие из импортных молочных пород отличаются высокой продуктивностью?
  • Сравните продуктивные качества  отечественных мясных пород, какие из отечественных мясных пород отличаются высокой продуктивностью(по достижению высокой живой массы за короткий период откорма, вкусовыми качествами мяса – мраморностью мяса, наименьшими затратами корма, высокими среднесуточными привесами)?
  • Какие из  импортных мясных пород отличаются высокой продуктивностью?

  • Какую, на ваш взгляд, породу (их молочных, мясных) экономически эффективно использовать на современных комплексах?

  • 3 этап - оценка результатов исследовательской деятельности и практического применения пород. Выводы и рекомендации по использованию в современных условиях определенных пород на молочном комплексе и на откормочной площадке.

4 этап  -  защита исследовательской работы. Отчет звеньев о проделанной работе. Руководитель группы организует отчет студентов о проделанной работе, распределяет обязанности (кто  какой вопрос будет освещать), помогает сформулировать четко, кратко тезисы работы, выводы группы. Каждое звено высказывает свою точку зрения об эффективном использовании той или иной породы на современном комплексе.

ПРИМЕЧАНИЕ: руководитель звена оценивает работу каждого участника  и выставляет оценки с учетом вклада каждого  члена звена и доводит их до преподавателя.

5 этап - подведение итогов работы. Преподаватель подводит итог работы, отмечает работу каждого студента, выставляет оценки с учетом мнения руководителя звена, благодарит студентов за проделанную работу.

6 этап -  задание на дом - дается задание к следующему уроку найти информацию об опыте  разведения пород в хозяйстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнение студентами в процессе учебной деятельности различных видов исследовательских работ  является важным направлением совершенствования их теоретической и практической подготовки, так как это:

  • способствует углублению и закреплению имеющихся теоретических знаний изучаемых предметов, дисциплин, отраслей науки;
  • развивает практические умения в проведении исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;
  • совершенствует методические навыки в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;
  • открывает широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему направлению деятельности;
  • способствует профессиональной подготовке к выполнению в дальнейшем своих обязанностей;
  • помогает овладеть методологией исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока- исследования " Как стать экологически грамотным потребителем электроэнергии"

Данная методическая разработка может быть использована на уроках физики и экологии, а так же для проведения внеклассных мероприятий по энергосбережению....

Методическая разработка урока- исследования " Как стать экологически грамотным потребителем электроэнергии"

Данная методическая разработка может быть использована на уроках физики и экологии, а так же для проведения внеклассных мероприятий по энергосбережению....

Методическая разработка урока «Великие открытия и изобретения. Исследование космоса» с презентацией

Цель урока: совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся;  создание условий для развития умений учащихся применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях;развит...

Методическая разработка урока по английскому языку. УРОК ПО ТЕМЕ "ИССЛЕДОВАНИЕ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ"

Цели урока:   1 . Развивающие: развивать познавательные способности и потребности школьников; развивать внимание и наблюдательность детей; развивать умения выдвигать гипотезы;2 . Образовател...

Методическая разработка: Лабораторное исследование эякулята

Презентация по теме: Лабораторное исследование эякулята...

Методическая разработка самостоятельного исследования: "Химический состав краски и способ ее изготовления"

Данное методическое исследование было разработано мною в сотрудничестве с Анатолием Арсеньевичем Окуневым, заслуженным учителем РСФСР, кандидатом педагогических наук, руководителем ассоциации учителей...

Методическая разработка результатов исследования способов изучения прогнозирования климата. Доклад и презентация Цифровое моделирование климата.

Методическая разработка результатов исследования способов изучения прогнозирования климата. Доклад и презентация Цифровое моделирование климата. Творческая работа проводилась с целью участия в X регио...