Методическая разработка самостоятельного исследования: "Химический состав краски и способ ее изготовления"
методическая разработка
Данное методическое исследование было разработано мною в сотрудничестве с Анатолием Арсеньевичем Окуневым, заслуженным учителем РСФСР, кандидатом педагогических наук, руководителем ассоциации учителей "Петербургское Новое образование" для организации самостоятельной исследовательской работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка самостоятельного исследования «Химический состав краски и способ ее изготовления» (Краски Санкт-Петербурга)
Цель самостоятельного исследования: изучить химический состав некоторых красок и способ их изготовления.
Объект исследования: красящее вещество – пигмент и связующие вещества.
Задача исследования: изготовление красок и раскраска ими пейзажей Петербурга.
Информационно-исследовательская карта: исследование свойств пигмента
- Из шести предложенных минералов (графит, бурый железняк, красный железняк, малахит, сера, гранит) отбракуйте те, которые явно не могут быть выбраны в качестве пигмента. Для этого проведите исследование в соответствии с таблицей:
Название минерала | Химическая формула основного компонента | Цвет следа на дне фарфоровой чашечки | Способность к измельчению | Прочность соединения частиц вещества с бумагой | Растворимость порошка минерала в воде | Прочность соединения полученного раствора с бумагой |
Используемое оборудование | ||||||
Фарфоровая чашечка | Ступка и пестик | Фильтровальная бумага, кисточка, бумага для рисования | Пробирки | Сушильный шкаф, бумага для рисования, фильтровальная бумага | ||
Оценка (хорошо, средне, плохо) | ||||||
Выводы экспертизы: минералы, которые могут быть использованы для приготовления краски в качестве пигмента: ___________________________________________________________________.
- способность к растиранию вы можете оценить и по внешнему виду выданных вам веществ.
- готовые порошкообразные пигменты сохраните до последующего получения красок на их основе.
2. Проанализируйте таблицу и выпишите основные свойства полученных вами пигментов: _________________________________________________________________________________.
3. Приступите теперь к исследованию связующего вещества.
Предложите способ, при помощи которого красящий слой более прочно был бы закреплен на бумаге. Запишите предложенный вами способ: _________________________________________.
4. Подберите вещество, при помощи которого красящий слой более прочно был бы закреплен на бумаге. Смешайте это вещество с одним из пигментов и полученную смесь нанесите на листочек бумаги. Тем самым вы сможете проверить свое предположение.
Опишите проделанный вами эксперимент ______________________________________________
__________________________________________________________________________________.
5. Вещества, с помощью которых слой удерживается на поверхности, называются связующими. Используя пигмент малахит (Cu2(ОН)2СO3), бумагу, кисть, фарфоровые тигельки, сушильный шкаф, фильтровальную бумагу, стеклянные палочки, экспериментально проверьте на принадлежность к связующим веществам мучной клейстер, силикатный клей, раствор поваренной соли, яичный белок, клей ПВА.
Обратите внимание на то, что прочность соединения исследуемого вещества с бумагой можно оценить с помощью кусочка фильтровальной бумаги. Для этого достаточно провести им по высушенной закрашенной поверхности.
Выводы экспертизы:
Связующие вещества | Вещества, не являющиеся связующими |
6. Изучите определение художественной краски: «Художественная краска предстваляет собой систему, обязательными компонентами которой являются пигмент (окрашивающее вещество) и связующее». Заметим, что для приготовления красок всех типов: масляных, темперных, акварельных, используются одни и те же пигменты и различные связующие.
7. Приготовьте краски: красно-коричневую, зеленую, желтую, черную, фиксируя используемый пигмент, связующее, оценку результатов в таблице:
Цвет краски | Используемый пигмент (хим.формула) | Используемое связующее | Оценка результата | Историческое название |
красно-коричневая | ||||
зеленая | ||||
желтая | ||||
черная |
При необходимости вы можете обратиться к схеме «Состав и название красок»
Оксиды металлов | Соли | Уголь | ВМС | |
Сульфиды | Другие соли | |||
Цинковые белила, титановые белила, свинцовый сурик, сурик массикот, хромовая зелень, натуральная охта, церелиум | Киноварь, желтый кадмий | Малахит, свинцовые белила, вивиант, берлинская лазурь, баритовая желтая, бланфикс цинковая желтая | Желтая кость, персиковая черная, ламповая копоть | Ультрамарин |
8. Если для вашей работы необходима синяя краска, то вы можете изготовить берлинскую лазурь. Этапы получения необходимого пигмента, а затем и краски на его основе представлены в таблице:
Провести реакцию между растворами FeCl3 и K4[Fe(CN)6 ] | Фильтрование осадка | Просушка | Растирание до порошкообразного состояния |
Описание полученного результата | |||
9. Для получения краски смешайте в тигельке пигмент со связующим.
10. Раскрасьте эскиз петербургского пейзажа красками, полученными вами в результате самостоятельного исследования свойств красок и способов их изготовления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Самостоятельная работа с материалами теста Бине"
Материал предназначен для работы на уроке в рамках дисциплины "Диагностика и коррекция ППП и интеллекта" в группах имеющих специализацию в области психологии. Описывает основные цели и задачи ур...
Методическая разработка "Самостоятельная работа"
Методическая разработка "Самостоятельная работа"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления для специальности среднего профессионального образования...

Методическая разработка самостоятельной работы: Решение задач тренежера по теме: «Производная сложной функции».
Предлагаются разобранные примеры, примеры для самостоятельной работы...
Методическая разработка урока МДК 01 Состав шампуня
специальность 43.01.02 Парикмахер МДК 01.01. Выполнение стрижек и укладок волос Методическая разработка учебного занятия Учебное занятие «Состав шампуня»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока учебной практики по профессии «ШВЕЯ» по теме: ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАБОЧИХ РУКАВИЦ
Аннотация урока учебной практики Данная педагогическая разработка представлена в виде методической разработки учебного практического занятия по теме: «Изготовление рабочей рукавицы» и предназнач...

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Виды и способы раскроя брёвен"
Методическая разработка открытого теоретического занятия выполнена на основе: приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 464]; профессионального стандарта Минист...