РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ По ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности МДК. 01.01. Технологии производства продукции растениеводства Тема: « ПРЯДИЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ»
учебно-методический материал

Акашева Светлана Николаевна

Рабочая тетрадь содержит задания и контроль по разделу прядильные культуры. При выполнении заданий студент  в рабочую тетрадь  вписывает ответы. Тетрадь сопровождается рисунками, таблицами. Данное пособие позволяет работать студентам в индивидуальном темпе, в удобное время и помогает студенту усвоить необходимый объем знаний.

Рабочая тетрадь предназначена для студентов специальности 35.02.05 Агрономия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_pryadilnye_kultury.docx740.08 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов

Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

« Работкинский аграрный колледж»

Р А Б О Ч А Я   Т Е Т Р А Д Ь

По ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности

МДК. 01.01. Технологии производства продукции растениеводства

Тема: « ПРЯДИЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ»

Для специальности 35.02.05 Агрономия

                п. Волжский 2023

        

Рассмотрено и утверждено

На заседании методической комиссии

Специальных дисциплин

Протокол №    от       20___ года

Председатель комиссии __________ ( Мишина Е. А.)

Разработчик – Акашева С.Н

преподаватель ГБПОУ « Работкинский аграрный колледж»

Рабочая тетрадь для учащихся СПО

Рабочая тетрадь содержит задания и контроль по разделу прядильные культуры. При выполнении заданий студент  в рабочую тетрадь  вписывает ответы. Тетрадь сопровождается рисунками, таблицами. Данное пособие позволяет работать студентам в индивидуальном темпе, в удобное время и помогает студенту усвоить необходимый объем знаний.

Рабочая тетрадь предназначена для студентов специальности 35.02.05 Агрономия

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………….…...4
  2. Введение………………………………………………………...…….6
  3. Задания по теме « Прядильные  культуры»……………………..….8
  4. Контроль по теме: « Прядильные  культуры»………………….…16

Литература…………………………………………………………..18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  МДК. 01.01. Технологии производства продукции растениеводства вход в ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности.

  Для обоснования, изучения комплекса приемов возделывания прядильных культур в определенных условиях произрастания с целью повышения продуктивности растений необходимо изучить особенности строения самих растений и их биологические и морфологические особенности.

  В поисках альтернативной системы организации работы студентов при подготовке к разным видам занятий (лекции, семинары, лабораторные работы), её совершенствования предлагается рабочая тетрадь, базирующийся на использовании собственных учебно-методических пособий по дисциплине.

  Работа с рабочей тетрадью повышает активность обучения студентов, помогает правильно планировать время, помогает установить непосредственную обратную связь студентов с преподавателем.

  Подобного рода пособия позволяют работать студенту в индивидуальном темпе, в удобное время, не требуя при этом сложных технических средств, помогая студенту усвоить весь необходимый объём знаний.

  Рабочая тетрадь содержит знания и контроль по разделу прядильные  культуры.

  При выполнении заданий студент заносит ответы прямо в рабочую тетрадь (вписывает, подчёркивает, чертит). Тетрадь сопровождается рисунками и таблицами. Рабочая тетрадь содержит задания для самостоятельной работы учащихся.

   Цель рабочей тетради – способствовать повышению эффективности обучения и уровня творческого развития обучаемых.

Внедрение рабочей тетради в практику учебного процесса должно решать такие задачи:

  1. Развитие мышления обучающихся.
  2. Более прочное усвоение теоретических знаний.
  3. Контроль за ходом обучения обучаемых конкретной учебной дисциплине и формирование у них умений и навыков самоконтроля.
  4. Планировать предстоящую работу, а при желании и работать с опережением.

ВВЕДЕНИЕ

   Рабочая тетрадь составлена для выполнения студентами практических заданий во внеурочное время и оказания помощи в приобретении умений и знаний в процессе самостоятельного изучения темы: «Прядильные  культуры».

   К прядильным культурам относятся растения, выращиваемые для получения растительного волокна, идущего на изготовление различных тканей и материалов. Их подразделяют на три группы: растения, содержащие волокно на семенах (хлопчатник), растения с волокном в лубяной части стебля (лен, джут, канатник, рами, кенаф и др.), иначе называемые лубяными культурами, и растения с волокном в листьях (новозеландский лён, текстильная агава, расфия, сизаль, хенекен и др.).

  Самыми распространёнными прядильными культурами в России издавна были лён-долгунец и конопля. Лён-долгунец использовался для производства тканей для одежды, конопля же использовалась для витья канатов и производства тканей для парусов.

  В стебле льна содержится 20-30% луба, у высокопродуктивных сортов и более. Льняное волокно характеризуется высокими технологическими свойствами: прочностью, гибкостью, тониной и др. Оно в 2 раза крепче хлопкового волокна, в три раза шерстяного и уступает только шелковому. Льняное волокно используется для производства бытовых, технических, тарных и упаковочных тканей. Из 1 кг волокна вырабатывают 10 м2 батиста или 2,4 м2 полотна, 1,6 м2 технических тканей или 1 м2 брезента. Льняные ткани износостойки и противостоят гниению. Они пользуются спросом во всем мире.

  При производстве тканей льняное волокно считается один из лучших компонентов при совместном применении с химическими волокнами.

  В семенах льна содержится 35-42% от массы семян хорошо высыхающего масла, которое используется в производстве красок, лаков, олифы, в мыловаренной, бумажной, электротехнической и других отраслях промышленности, а также в медицине и парфюмерии. Незначительная часть льняного масла используется в пищевых целях.

 Льняной жмых служит хорошим концентрированным кормом для скота. 1 кг соответствует 1,15 кормовой единице. В нем содержится 6-12% жира и до 30 (36) % переваримого белка.

  При переработке тресты на волокно получают короткое прядомое волокно (кудель), использующееся для изготовления мешочных и упаковочных тканей, а также непрядомое волокно (пакля), которое идет на изготовление веревок, шпагата и как конопаточный материал. Костра (древесина стеблей) служит сырьем в производстве картона, этилового спирта, уксусной кислоты, ацетона и других материалов, применяется для производства строительных плит (костроплит) и изоляционных материалов.

 Древесина стеблей может служить органическим удобрением и использоваться в качестве топлива.

Лен имеет лекарственное значение.

  Доля льняной соломы в урожае льна-долгунца составляет 70-75%, а при высоких урожаях — около 80%. На долю семян приходится 10-15% (в семеноводческих посевах до 30%) и на долю мякины — 10-15% мякины. Выход тресты от урожая льносоломы в среднем составляет 70%.

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: « ПРЯДИЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ»

Задание 1.  ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Признаки групп разновидностей культурного льна

Признак

Долгунцы

Межеумки

Кудряши

Стелющиеся

Высота растений, см

Ветвистость стебля

Число стеблей у одного растения

Число коробочек на одном растении

Масса 1000 семян, г

Задание 2.  ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Морфологические признаки льна-долгунца.

Признак

Описание

Семейство

Корневая система

Лист

Цветки

Семена

Лист

Соцветие

Цветки

Плод

Семена

Масса 1000 семян

Задание 3.  ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Фазы вегетации льна-долгунца и описать их

Фазы вегетации

Характеристика

Всходы

Фаза елочки

Бутонизация

Цветение

Созревание

Задание 4.

Изучить анатомическое строение стебля льна и зарисовать поперечный разрез стебля:

  1. кутикула
  2. эпидермис
  3. паренхима
  4. лубяные пучки
  5. камбий
  6. древесина
  7. сердцевина
  8. полость

https://www.booksite.ru/fulltext/mir/onov/bio/log/ich/esk/aya/3.jpg

Задание 5. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Отличительные признаки важнейших подвидов  льна

Признаки

Евразийский

Средиземноморский

Промежуточный

Цветки:

Венчик

Диаметр (мм)

Коробочки:

Длина (мм)

Ширина (мм)

Семена:

Абсолютный вес (г)

Длина (мм)

Ширина (мм)

Задание 6.  ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Отличительные признаки строения растений прядильных культур

Культура

Стебель

Листья

Соцветия

Цветки

ЛЁН

КОНОПЛЯ

КЕНАФ

ДЖУТ

Задание 7.

Описать методику определения биологического урожая льна-долгунца

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Подпишите растения  различных групп льна

https://studref.com/htm/img/41/6907/28.png

  1. ___________________________________________________________
  2. ___________________________________________________________
  3. ___________________________________________________________
  4. ___________________________________________________________

Задание 9. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Группы разновидностей льна

Группа разновидности

Характеристика

Лен-долгунец (elongata).

Лен-кудряш, или рогач

(v. brevimulticaulia).

Лен-межеумок, или промежуточный лен

(v. intermedia).

Стелющийся лен (v. prostrata).

Задание 10. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Оптимальные и критические условия произрастания льна- долгунца

Периоды роста и развития

Оптимальные условия

Критические условия

Средняя темпера-тура за период

Запасы продуктивной влаги (мм) в слое

Средняя температура за период

Запасы продуктивной влаги (мм) в слое

0…20 см

0…50 см

0…20 см

0…50 см

Посев -всходы

Всходы-образование соцветий

Образование соцветий

Цветение- ранняя желтая спелость

Задание 11.

Описать методику определения выхода волокна из стебля

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Составление агротехнической части технологической карты

Операция

Состав агрегата

Срок проведения

Агротехнические требования

Тр-ры

С/Х машины

Задание 13.  ПОДПИШИТЕ НАЗЫВАНИЯ  ПРЯДЕЛЬНЫХ КУЛЬТУР

https://pic2.club/uploads/posts/2022-11/1669703859_10-pic2-club-p-kenaf-chast-rasteniya-10.jpg

Джут (Corchorus L)

https://volga-agro.ru/wp-content/uploads/2023/03/bac3d6cfdef28e00ed3946531160c9fc-scaled.jpg

https://vsegda-pomnim.com/uploads/posts/2022-04/1649754672_55-vsegda-pomnim-com-p-khlopok-tsvetok-foto-56.jpg

Задание 14. ОПИШИТЕ СОРТА ЛЬНА-ДОЛГУНЦА

ВАСИЛЕК____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОСХОД ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОБРЫНЯ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

НОРД

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ ПРЯДИЛЬНЫЕ  КУЛЬТУРЫ

Выполните тестирование

Выбрать правильный ответ.

1.  Соцветие льна

1.Корзинка

2.Ягода

3.Орешек

4.Кисть

Выбрать четыре  правильных ответа.

 2.Выбрать четыре группы разновидностей льна

1.Лен -долгунец

2.Лен-кудряш

3.Лен-масличный

4. Лен- межеумок

5. Лен- волокнистый

6. Лен- стелющийся

Выбрать правильный ответ.

3. Какой плод у льна?

1.Стручок

2.Коробочка

3.Семянка

4.Ягода

Выбрать правильный ответ.

4.Семейство льна

  1. Пасленовые
  2. Масличный
  3. Льновые
  4. Мятликовые

Выбрать правильный ответ.

  1.  Масса 1000 семян льна - долгунца
  1. 1-2 г
  2. 3,0-5,5 г
  3. 2,5-3,0 г

Выбрать правильный ответ.

  1. Высота льна-долгунца
  1. 120см и более
  2. 50 см
  3. 70 см

Выбрать правильный ответ

  1. Растения, содержащие волокно на семенах
  1. Лен
  2. Кенаф
  3. Хлопчатник

Выбрать правильный ответ

  1. Культура, которую используют  для витья канатов и производства тканей для парусов.
  1. Лен
  2. Конопля
  3. Кенаф

Выбрать правильный ответ

  1. % содержания луба в  стебле льна
  1.   20-30%
  2. 10-15%
  3. 50-60%

Выбрать правильный ответ

  1.  Какой лен имеет высоту 80…100см

1.Лен -долгунец

2.Лен-кудряш

3. Лен- межеумок

4. Лен- стелющийся

ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

 Учебники

1.Федотов В.А, Кадыров С.В, Щедрина Д.и., Столяров- Растениеводство.; СПб.:Лань, 2015. 336с

2. Фурсова А.К- Растениеводство: лабораторно- практические занятия. Том 1Зерновые культуры.; СПб.:Лань, 2013. 416с

3.  Фурсова А.К- Растениеводство: лабораторно- практические занятия. Том 2Технические и кормовые культуры.; СПб.:Лань, 2013. 384с

Дополнительные источники

  1. Г.Г.Гатаулина и др. Технология производства продукции растениеводства. – М.: Колос, 1995.
  2. Г.В.Корнев, В.А.Федотов,А.Ф.Попов. Растениеводство. – М.: Колос, 1999.
  3. ГВ.Корнев. Растениеводство с основами селекции и семеноводства. М. : Колос, 1983.
  4. ИГ.Андреев. Кормопроизводство с основами земледелия М. : Агрохимиздат, 1991.
  5. Г.Г.Гатаулина., М.Г.Объеднов. Практикум по растениеводству. –М. : Колос, 2000
  6. И.Н.Терентьев., Б.А.Ягодин, А.М.Тулинов и др. Агрономия. – М. : Издательский центр «Академия» 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока ПМ 02.Технология производства, хранения и переработки продукции растениеводства в сельской усадьбе. МДК02.01 Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе Тема: Морфология и биология томата

В методической разработке урока по МДК «Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе» изложено изучение морфологии и биологии  томатов....

Методические указания по выполнению домашней контрольной работы по ПМ 01 "Реализация агротехнологий различной интенсивности"

Методические указания и контрольные задания по ПМ 01 "Реализация агротехнологий разлисной интенсивности" предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности 35.02.05 Агрономи...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по планированию и организации самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю «Реализация агротехнологий различной интенсивности»

Цель самостоятельной работы по ПМ «Реализация агротехнологий различной интенсивности» - изучение основных принципов высокоэффективного использования технологий и технических средств в раст...

Рабочая программа ПМ.01 "Реализация агротехнологий различной интенсивности"

Рабочая программа ПМ.01 "Реализация агротехнологий различной интенсивности"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ По ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности МДК 01.01 Технологии производства продукции растениеводства Тема: « МАСЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ»

Рабочая тетрадь содержит задания и контроль по разделу масличные культуры. При выполнении заданий студент  в рабочую тетрадь  вписывает ответы. Тетрадь сопровождается рисунками, таблицами. Д...