РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ По ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности МДК. 01.01. Технологии производства продукции растениеводства Тема: « ПРЯДИЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ»
учебно-методический материал
Рабочая тетрадь содержит задания и контроль по разделу прядильные культуры. При выполнении заданий студент в рабочую тетрадь вписывает ответы. Тетрадь сопровождается рисунками, таблицами. Данное пособие позволяет работать студентам в индивидуальном темпе, в удобное время и помогает студенту усвоить необходимый объем знаний.
Рабочая тетрадь предназначена для студентов специальности 35.02.05 Агрономия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 740.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов
Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
« Работкинский аграрный колледж»
Р А Б О Ч А Я Т Е Т Р А Д Ь
По ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности
МДК. 01.01. Технологии производства продукции растениеводства
Тема: « ПРЯДИЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ»
Для специальности 35.02.05 Агрономия
п. Волжский 2023
Рассмотрено и утверждено
На заседании методической комиссии
Специальных дисциплин
Протокол № от 20___ года
Председатель комиссии __________ ( Мишина Е. А.)
Разработчик – Акашева С.Н
преподаватель ГБПОУ « Работкинский аграрный колледж»
Рабочая тетрадь для учащихся СПО
Рабочая тетрадь содержит задания и контроль по разделу прядильные культуры. При выполнении заданий студент в рабочую тетрадь вписывает ответы. Тетрадь сопровождается рисунками, таблицами. Данное пособие позволяет работать студентам в индивидуальном темпе, в удобное время и помогает студенту усвоить необходимый объем знаний.
Рабочая тетрадь предназначена для студентов специальности 35.02.05 Агрономия
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………………………………….…...4
- Введение………………………………………………………...…….6
- Задания по теме « Прядильные культуры»……………………..….8
- Контроль по теме: « Прядильные культуры»………………….…16
Литература…………………………………………………………..18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МДК. 01.01. Технологии производства продукции растениеводства вход в ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности.
Для обоснования, изучения комплекса приемов возделывания прядильных культур в определенных условиях произрастания с целью повышения продуктивности растений необходимо изучить особенности строения самих растений и их биологические и морфологические особенности.
В поисках альтернативной системы организации работы студентов при подготовке к разным видам занятий (лекции, семинары, лабораторные работы), её совершенствования предлагается рабочая тетрадь, базирующийся на использовании собственных учебно-методических пособий по дисциплине.
Работа с рабочей тетрадью повышает активность обучения студентов, помогает правильно планировать время, помогает установить непосредственную обратную связь студентов с преподавателем.
Подобного рода пособия позволяют работать студенту в индивидуальном темпе, в удобное время, не требуя при этом сложных технических средств, помогая студенту усвоить весь необходимый объём знаний.
Рабочая тетрадь содержит знания и контроль по разделу прядильные культуры.
При выполнении заданий студент заносит ответы прямо в рабочую тетрадь (вписывает, подчёркивает, чертит). Тетрадь сопровождается рисунками и таблицами. Рабочая тетрадь содержит задания для самостоятельной работы учащихся.
Цель рабочей тетради – способствовать повышению эффективности обучения и уровня творческого развития обучаемых.
Внедрение рабочей тетради в практику учебного процесса должно решать такие задачи:
- Развитие мышления обучающихся.
- Более прочное усвоение теоретических знаний.
- Контроль за ходом обучения обучаемых конкретной учебной дисциплине и формирование у них умений и навыков самоконтроля.
- Планировать предстоящую работу, а при желании и работать с опережением.
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая тетрадь составлена для выполнения студентами практических заданий во внеурочное время и оказания помощи в приобретении умений и знаний в процессе самостоятельного изучения темы: «Прядильные культуры».
К прядильным культурам относятся растения, выращиваемые для получения растительного волокна, идущего на изготовление различных тканей и материалов. Их подразделяют на три группы: растения, содержащие волокно на семенах (хлопчатник), растения с волокном в лубяной части стебля (лен, джут, канатник, рами, кенаф и др.), иначе называемые лубяными культурами, и растения с волокном в листьях (новозеландский лён, текстильная агава, расфия, сизаль, хенекен и др.).
Самыми распространёнными прядильными культурами в России издавна были лён-долгунец и конопля. Лён-долгунец использовался для производства тканей для одежды, конопля же использовалась для витья канатов и производства тканей для парусов.
В стебле льна содержится 20-30% луба, у высокопродуктивных сортов и более. Льняное волокно характеризуется высокими технологическими свойствами: прочностью, гибкостью, тониной и др. Оно в 2 раза крепче хлопкового волокна, в три раза шерстяного и уступает только шелковому. Льняное волокно используется для производства бытовых, технических, тарных и упаковочных тканей. Из 1 кг волокна вырабатывают 10 м2 батиста или 2,4 м2 полотна, 1,6 м2 технических тканей или 1 м2 брезента. Льняные ткани износостойки и противостоят гниению. Они пользуются спросом во всем мире.
При производстве тканей льняное волокно считается один из лучших компонентов при совместном применении с химическими волокнами.
В семенах льна содержится 35-42% от массы семян хорошо высыхающего масла, которое используется в производстве красок, лаков, олифы, в мыловаренной, бумажной, электротехнической и других отраслях промышленности, а также в медицине и парфюмерии. Незначительная часть льняного масла используется в пищевых целях.
Льняной жмых служит хорошим концентрированным кормом для скота. 1 кг соответствует 1,15 кормовой единице. В нем содержится 6-12% жира и до 30 (36) % переваримого белка.
При переработке тресты на волокно получают короткое прядомое волокно (кудель), использующееся для изготовления мешочных и упаковочных тканей, а также непрядомое волокно (пакля), которое идет на изготовление веревок, шпагата и как конопаточный материал. Костра (древесина стеблей) служит сырьем в производстве картона, этилового спирта, уксусной кислоты, ацетона и других материалов, применяется для производства строительных плит (костроплит) и изоляционных материалов.
Древесина стеблей может служить органическим удобрением и использоваться в качестве топлива.
Лен имеет лекарственное значение.
Доля льняной соломы в урожае льна-долгунца составляет 70-75%, а при высоких урожаях — около 80%. На долю семян приходится 10-15% (в семеноводческих посевах до 30%) и на долю мякины — 10-15% мякины. Выход тресты от урожая льносоломы в среднем составляет 70%.
ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: « ПРЯДИЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ»
Задание 1. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Признаки групп разновидностей культурного льна
Признак | Долгунцы | Межеумки | Кудряши | Стелющиеся |
Высота растений, см | ||||
Ветвистость стебля | ||||
Число стеблей у одного растения | ||||
Число коробочек на одном растении | ||||
Масса 1000 семян, г |
Задание 2. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Морфологические признаки льна-долгунца.
Признак | Описание |
Семейство | |
Корневая система | |
Лист | |
Цветки | |
Семена | |
Лист | |
Соцветие | |
Цветки | |
Плод | |
Семена | |
Масса 1000 семян |
Задание 3. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Фазы вегетации льна-долгунца и описать их
Фазы вегетации | Характеристика |
Всходы | |
Фаза елочки | |
Бутонизация | |
Цветение | |
Созревание |
Задание 4.
Изучить анатомическое строение стебля льна и зарисовать поперечный разрез стебля:
- кутикула
- эпидермис
- паренхима
- лубяные пучки
- камбий
- древесина
- сердцевина
- полость
Задание 5. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Отличительные признаки важнейших подвидов льна
Признаки | Евразийский | Средиземноморский | Промежуточный |
Цветки: Венчик Диаметр (мм) | |||
Коробочки: Длина (мм) | |||
Ширина (мм) | |||
Семена: Абсолютный вес (г) | |||
Длина (мм) | |||
Ширина (мм) |
Задание 6. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Отличительные признаки строения растений прядильных культур
Культура | Стебель | Листья | Соцветия | Цветки |
ЛЁН | ||||
КОНОПЛЯ | ||||
КЕНАФ | ||||
ДЖУТ |
Задание 7.
Описать методику определения биологического урожая льна-долгунца
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Подпишите растения различных групп льна
- ___________________________________________________________
- ___________________________________________________________
- ___________________________________________________________
- ___________________________________________________________
Задание 9. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Группы разновидностей льна
Группа разновидности | Характеристика |
Лен-долгунец (elongata). | |
Лен-кудряш, или рогач (v. brevimulticaulia). | |
Лен-межеумок, или промежуточный лен (v. intermedia). | |
Стелющийся лен (v. prostrata). |
Задание 10. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Оптимальные и критические условия произрастания льна- долгунца
Периоды роста и развития | Оптимальные условия | Критические условия | ||||
Средняя темпера-тура за период | Запасы продуктивной влаги (мм) в слое | Средняя температура за период | Запасы продуктивной влаги (мм) в слое | |||
0…20 см | 0…50 см | 0…20 см | 0…50 см | |||
Посев -всходы | ||||||
Всходы-образование соцветий | ||||||
Образование соцветий | ||||||
Цветение- ранняя желтая спелость |
Задание 11.
Описать методику определения выхода волокна из стебля
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Составление агротехнической части технологической карты
Операция | Состав агрегата | Срок проведения | Агротехнические требования | |
Тр-ры | С/Х машины | |||
Задание 13. ПОДПИШИТЕ НАЗЫВАНИЯ ПРЯДЕЛЬНЫХ КУЛЬТУР
Задание 14. ОПИШИТЕ СОРТА ЛЬНА-ДОЛГУНЦА
ВАСИЛЕК____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОСХОД ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДОБРЫНЯ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
НОРД
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ ПРЯДИЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ
Выполните тестирование
Выбрать правильный ответ.
1. Соцветие льна
1.Корзинка
2.Ягода
3.Орешек
4.Кисть
Выбрать четыре правильных ответа.
2.Выбрать четыре группы разновидностей льна
1.Лен -долгунец
2.Лен-кудряш
3.Лен-масличный
4. Лен- межеумок
5. Лен- волокнистый
6. Лен- стелющийся
Выбрать правильный ответ.
3. Какой плод у льна?
1.Стручок
2.Коробочка
3.Семянка
4.Ягода
Выбрать правильный ответ.
4.Семейство льна
- Пасленовые
- Масличный
- Льновые
- Мятликовые
Выбрать правильный ответ.
- Масса 1000 семян льна - долгунца
- 1-2 г
- 3,0-5,5 г
- 2,5-3,0 г
Выбрать правильный ответ.
- Высота льна-долгунца
- 120см и более
- 50 см
- 70 см
Выбрать правильный ответ
- Растения, содержащие волокно на семенах
- Лен
- Кенаф
- Хлопчатник
Выбрать правильный ответ
- Лен
- Конопля
- Кенаф
Выбрать правильный ответ
- % содержания луба в стебле льна
- 20-30%
- 10-15%
- 50-60%
Выбрать правильный ответ
- Какой лен имеет высоту 80…100см
1.Лен -долгунец
2.Лен-кудряш
3. Лен- межеумок
4. Лен- стелющийся
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
Учебники
1.Федотов В.А, Кадыров С.В, Щедрина Д.и., Столяров- Растениеводство.; СПб.:Лань, 2015. 336с
2. Фурсова А.К- Растениеводство: лабораторно- практические занятия. Том 1Зерновые культуры.; СПб.:Лань, 2013. 416с
3. Фурсова А.К- Растениеводство: лабораторно- практические занятия. Том 2Технические и кормовые культуры.; СПб.:Лань, 2013. 384с
Дополнительные источники
- Г.Г.Гатаулина и др. Технология производства продукции растениеводства. – М.: Колос, 1995.
- Г.В.Корнев, В.А.Федотов,А.Ф.Попов. Растениеводство. – М.: Колос, 1999.
- ГВ.Корнев. Растениеводство с основами селекции и семеноводства. М. : Колос, 1983.
- ИГ.Андреев. Кормопроизводство с основами земледелия М. : Агрохимиздат, 1991.
- Г.Г.Гатаулина., М.Г.Объеднов. Практикум по растениеводству. –М. : Колос, 2000
- И.Н.Терентьев., Б.А.Ягодин, А.М.Тулинов и др. Агрономия. – М. : Издательский центр «Академия» 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-859617-1480527127.jpg)
Разработка урока ПМ 02.Технология производства, хранения и переработки продукции растениеводства в сельской усадьбе. МДК02.01 Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе Тема: Морфология и биология томата
В методической разработке урока по МДК «Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе» изложено изучение морфологии и биологии томатов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/04/picture-1123475-1551685554.jpg)
Методические указания по выполнению домашней контрольной работы по ПМ 01 "Реализация агротехнологий различной интенсивности"
Методические указания и контрольные задания по ПМ 01 "Реализация агротехнологий разлисной интенсивности" предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности 35.02.05 Агрономи...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по планированию и организации самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю «Реализация агротехнологий различной интенсивности»
Цель самостоятельной работы по ПМ «Реализация агротехнологий различной интенсивности» - изучение основных принципов высокоэффективного использования технологий и технических средств в раст...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/10/picture-1293157-1644475343.jpg)
Рабочая программа ПМ.01 "Реализация агротехнологий различной интенсивности"
Рабочая программа ПМ.01 "Реализация агротехнологий различной интенсивности"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/10/picture-1293157-1644475343.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/10/picture-1293157-1644475343.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/04/picture-1123475-1551685554.jpg)
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ По ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности МДК 01.01 Технологии производства продукции растениеводства Тема: « МАСЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ»
Рабочая тетрадь содержит задания и контроль по разделу масличные культуры. При выполнении заданий студент в рабочую тетрадь вписывает ответы. Тетрадь сопровождается рисунками, таблицами. Д...