Рабочие программы
рабочая программа
Аннотация к контрольно-оценочным средствам по учебной дисциплине
ОП.01 Ботаника и физиология растений
1.ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Область применения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОП.01 Ботаника и физиология растений.
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
КОС разработан на основании Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.05 Агрономия, рабочей программы воспитания по специальности 35.02.05 Агрономия, рабочей программы учебной дисциплины ОП.01 Ботаника и физиология растений.
1.2 Требования к результатам обучения
Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения учебных дисциплин; оценка компетенций обучающихся.
Контролируемые компетенции:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. (п. 3.2 в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796)
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ.
Личностные результаты:
ЛР 19. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда.
ЛР 21. Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся.
ЛР 22. Приобретение навыков общения и самоуправления.
ЛР 23. Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности.
ЛР 26. Стрессоустойчивость, коммуникабельность
ЛР 29. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
ЛР 30. Мотивация к самообразованию и развитию
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- Проводить морфологический анализ растений различных семейств, распознавать культурные и дикорастущие растения по морфологическим признакам; Проводить анализ физиологического состояния растений методами лабораторных и полевых физиологических исследований, экспериментальных наблюдений:
знать:
- Анатомических и морфологических особенностей органов растений, основы систематики растений, элементы географии растений; Основные физиологические процессы, происходящие на клеточном уровне, в отдельных органах растения, в целом в растении; О теоретических основах физиологической устойчивости растений к неблагоприятным факторам среды, закономерностях роста и развития растений для формирования высококачественного урожая:
2. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Оценка освоения курса
Предметом оценки освоения учебной дисциплины являются общие и профессиональные компетенции, умения, знания, личностные результаты.
Соотношение типов задания и критериев оценки представлено в таблице
№ | Тип (вид) задания | Критерии оценки |
1 | Тесты | Шкала оценки образовательных достижений |
2 | Устные ответы | Критерии и нормы оценки устных ответов |
3 | Практическая работа | Выполнение не менее 80% - положительная оценка |
4 | Проверка конспектов, рефератов, творческих работ, эссе, презентаций | Соответствие содержания работы заявленной теме; правилам оформления работы |
Шкала оценки образовательных достижений (тестов)
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Критерии и нормы оценки устных ответов
«5» | за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающиеся легко ориентируются, за умение связывать теорию с практикой, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа |
«4» | если обучающийся полно освоил материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, грамотно излагает ответ, но содержание, форма ответа имеют отдельные недостатки |
«3» | если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет доказательно обосновывать свои суждения |
«2» | если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал |
Критерии и нормы оценки на промежуточной аттестации
Оценки «отлично» заслуживает обучающийся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять практическое задание, усвоивший общие и профессиональные компетенции, соответствующие ФГОС, усвоивший взаимосвязь основных понятий тем и их значение для приобретаемой специальности, проявивший творческие способности. Обучающийся освещает различные вопросы программного материала, делает содержательные выводы, демонстрирует знание специальной литературы в рамках учебного методического комплекса и дополнительных источников информации, в том числе Интернет - ресурсов.
На оценку «хорошо» оценивается ответ, если обучающийся при ответе продемонстрировал системные знания и умения по поставленным вопросам. Содержание вопроса изложил связно, грамотным языком, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность полученных знаний и умений, но при ответе были допущены незначительные ошибки, нарушалась последовательность изложения или отсутствовали некоторые несущественные элементы содержания тем.
Оценки «удовлетворительно» заслуживает обучающийся, обнаруживший знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности/профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой, но, у обучающегося обнаружены неточности в развернутом раскрытии понятий, терминов, определений, план ответа выстроен непоследовательно, в ответе допущены погрешности, исправленные под руководством преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если в ответе обнаружены пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, недостаточно раскрыты понятия, термины, допущены принципиальные ошибки в выполнении практических заданий. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_botanika.docx | 891.06 КБ |
kos_ud_botanika.docx | 677.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по Специальность: 35.02.05 агрономия, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 444 от 13.07.2021, зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 64664 от 17.08.2021 г.) основной образовательной программы по специальности / профессии 35.02.05 Агрономия
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бурятский аграрный колледж им.М.Н.Ербанова»
Разработчик: Ермакова Тамара Леонидовна преподаватель агрономических дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Ботаника и физиология растений
1.1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы среднего профессионального образования
Дисциплина входит в состав общепрофессионального цикла, реализуется на 2 году обучения ( 3 семестр) с общей трудоемкостью освоения – 118 ч.
Теоретической базой для освоения дисциплины являются биология, химия.
Элементы компетенций, сформированные в результате освоения содержания дисциплины необходимы при изучении ПМ.01 Организация работы растениеводческих бригад в соответствии с технологическими картами возделывания с/х культур.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
Код ПК, ОК, ЛР | Умения | Знания |
ПК 1.1 | Проводить морфологический анализ растений различных семейств, распознавать культурные и дикорастущие растения по морфологическим признакам; Проводить анализ физиологического состояния растений методами лабораторных и полевых физиологических исследований, экспериментальных наблюдений | Анатомических и морфологических особенностей органов растений, основы систематики растений, элементы географии растений; Основные физиологические процессы, происходящие на клеточном уровне, в отдельных органах растения, в целом в растении; О теоретических основах физиологической устойчивости растений к неблагоприятным факторам среды, закономерностях роста и развития растений для формирования высококачественного урожая. |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | |
ОК 2. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | |
ОК 4. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | |
ОК 7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | |
ОК 8. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности | |
ОК 9. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. (п. 3.2 в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796) | |
ЛР 19. | Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда. | |
ЛР 21. | Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся. | |
ЛР 22. | Приобретение навыков общения и самоуправления. | |
ЛР 23. | Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности. | |
ЛР 26. | Стрессоустойчивость, коммуникабельность | |
ЛР 29. | Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях | |
ЛР 30. | Мотивация к самообразованию и развитию |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | Семестр | |
Всего | В т.ч. практическая подготовка | ||
Максимальная учебная нагрузка | 118 | 58 | 3 |
в том числе: | |||
теоретическое обучение (урок, лекция) | 60 | - | 3 |
практические занятия | 32 | 32 | 3 |
лабораторные занятия | 26 | 26 | 3 |
семинары | - | - | - |
курсовая работа (курсовой проект) | - | - | - |
консультации | 2 | - | 3 |
самостоятельная работа (всего) | - | - | - |
в том числе: | |||
самостоятельная работа над курсовой работой (курсовым проектом) | - | - | - |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 3 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Ботаника и физиология растений
код, наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы | |
Всего | В т.ч. практи-ческая подготов-ка | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Введение в дисциплину | ОК 1-9 ПК 1.1 ЛР 19-21-22-23-26-29-30 | |||
Тема 1.1. Введение в дисциплину ботаника и физиология растений | Содержание учебного материала | 2 | ||
1.Общие вопросы ботаники: происхождение и эволюция царства растений, основные этапы эволюции растений, филогенез, причины многообразия видов и жизненных форм | 2 | |||
Тема 1.2. Цитология и гистология | Содержание учебного материала | 10 | ||
1. Цитология. Общие черты организации растительной клетки. Строение и функции отдельных органелл клетки. Природа и функции основных химических компонентов растительной клетки | 4 | |||
2. Ферменты клетки, их классификация. Способы деления клеток. Митоз, амитоз, мейоз | 4 | |||
3. Ткани. Общая характеристика и классификация тканей | 2 | |||
Практические занятия | 4 | |||
Практическое занятие № 1. Изучение тканей с использованием постоянных препаратов и приготовление временных препаратов из различных растительных объектов. | 4 | |||
Раздел 2. Морфология и анатомия растений | ||||
Тема 2.1. Вегетативные органы растений | Содержание учебного материала | 14 | ||
1. Органография. Общие закономерности. Корень: особенности, функции, макро- и микроскопическое строение | 2 | |||
Практические занятия | 6 | |||
Практическое занятие № 2. Изучение анатомического строения корня. Видоизменения корня. Клубеньки. Микориза | 4 | |||
2. Побег. Стебель: особенности, функции. Типы ветвления стеблей. Типы микроскопического строения стебля | 2 | |||
Практическое занятие № 3. Изучение анатомического строения стеблей травянистых и древесных растений | 2 | |||
3. Лист: макро- и микроскопическое строение | 2 | |||
Лабораторные занятия | 2 | |||
Лабораторное занятие № 1. Морфологическое строение листа. Метаморфозы листа и побега. Анатомическое строение листовой пластинки | 2 | |||
4. Вегетативное размножение растений: клубнями, корневищами, луковицами, корневыми отпрысками, черенками; прививкой. | 4 | |||
5. Жизненные формы и экологические группы растений. Размножение растений Растение и среда (растительные зоны и пояса, элементы географии растений, флористические царства земли, ареал, его границы). Космополиты, эндемы, реликты. Стенотопные и эвритопные виды растений | 4 | |||
Раздел 3. Генеративные органы растений. Размножение растений | ||||
Тема 3.1. Генеративные органы растений. Размножение растений | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. Строение цветка покрытосеменного растения. Двойное оплодотворение. Соцветия | 4 | |||
Практические занятия | 10 | |||
Практическое занятие № 4. Общие закономерности в строении цветков. Андроцей. Гинецей. Диаграммы и формулы цветков. Соцветия | 4 | |||
2. Семя и плод. Строение и классификация. Приспособления плодов к распространению. | 2 | |||
Практическое занятие № 5. Изучения многообразия семян и плодов сельскохозяйственных культур. Гипотезы происхождения цветка. Использование цветков и соцветий | 6 | |||
Раздел 4. Систематика растений | ||||
Тема 4.1 Систематика растений | Содержание учебного материала | 12 | ||
1. Классификация растительного мира. Систематические единицы (таксоны). Бинарная номенклатура. Низшие растения. Краткая характеристика водорослей. Низшие растения. Краткая характеристика грибов, слизевиков, лишайников | 4 | |||
2. Экологические и морфологические особенности водорослей отделов: Значение грибов в природе и хозяйственной деятельностичеловека. Лишайники как пионеры растительности. Современный взгляд на взаимоотношения компонентов лишайника. | 4 | |||
3. Общая характеристика высших растений, их отличие от низших. Высшие споровые растения. Семенные растения. Отдел голосеменные | 2 | |||
4. Отдел покрытосеменные. Систематика классов. Характеристика класса двудольные. Характеристика класса однодольные | 2 | |||
Практические занятия | 2 | |||
Практическое занятие № 6. Изучение основных семейств покрытосеменных растений и их представителей. Латинские названия растений. | 2 | |||
Лабораторные занятия | 4 | |||
Лабораторное занятие № 2. Сравнительный анализ классов однодольных и двудольных. Филогенетические связи между классами. Систематика подклассов | 4 | |||
Раздел 5. Водный обмен растений | ||||
Тема 5.1. Водный обмен растений | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Вода: значение в жизни растительного организма. Поступление воды в растительную клетку. Передвижение воды по растению. Роль транспирации в жизни растений | 2 | |||
Практические занятия | 4 | |||
Практическое занятие № 7. Растительная клетка как осмотическая система. Изучение явления плазмолиза и деплазмолиза. Определение сосущей силы клетки по методу Уршпрунга | 4 | |||
Лабораторные занятия | 6 | |||
Лабораторное занятие № 3. Определение интенсивности транспирации и относительной транспирации | 4 | |||
Лабораторное занятие № 4. Влияние на растения избытка и недостатка влаги | 2 | |||
Раздел 6. Фотосинтез растений. | ||||
Тема 6.1. Фотосинтез растений | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. Значение фотосинтеза растений. Лист как орган фотосинтеза. Строение хлоропластов. Пигменты зеленого листа. Основные этапы фотосинтеза | 4 | |||
Практические занятия | 4 | |||
Практическое занятие № 8. Получение вытяжки пигментов зеленого листа и изучение их химических и оптических свойств. Разделение пигментов методом хроматографии. Зависимость фотосинтеза от факторов внешней среды. Чистая продуктивность фотосинтеза и его определение | 4 | |||
Раздел 7. Дыхание растений | ||||
Тема 7.1. Дыхание растений | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Дыхание растений | 2 | |||
Лабораторные занятия | 4 | |||
Лабораторное занятие № 5. Определение интенсивности дыхания растительных объектов. Влияние внешних и внутренних факторов на интенсивность. | 4 | |||
Раздел 8. Минеральное питание растений | ||||
Тема 8.1. Минеральное питание растений | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. Физиология минерального питания растений. Макро - и микроэлементы. Почва как источник питательных веществ | 4 | |||
Лабораторные занятия | 4 | |||
Лабораторное занятие № 6. Методы диагностики дефицита элементов питания у растений. Химический анализ сока растений (по К.П. Магницкому). Изучение работы прибора типа ОП – 2. Микрохимический анализ золы растений. | 4 | |||
Раздел 9. Рост и развитие растений | ||||
Тема 9.1. Рост и развитие растений | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Рост растений. Ростовые движения. Покой растений. Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Фотопериодизм и яровизация | 2 | |||
Практические занятия | 4 | |||
Практическое занятие № 9. Наблюдение за процессом прорастания семян различных культур | 2 | |||
Практическое занятие № 10. Изучение явления аллелопатии растений. Влияние гетероауксина на укоренение черенков и развитие корневой системы. | 2 | |||
Раздел 10. Приспособление и устойчивость растений | ||||
Тема 10.1. Приспособление и устойчивость растений | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. Устойчивость растений к неблагоприятным внешним воздействиям | 2 | |||
Лабораторные занятия | 4 | |||
Лабораторное занятие № 7. Изучение солеустойчивости и засухоустойчивости растений | 4 | |||
Промежуточная аттестация в форме Экзамена | ||||
Всего: | 118 |
2.3. Последовательность изучения тем учебной дисциплины ОП.01 Ботаника и физиология растений
код, наименование
№ п.п. | Наименование разделов и тем | Вид занятия Урок (У), лекция (Л), семинар (С) лабораторное занятие (ЛЗ), практическое занятие (ПЗ) Консультация (К) | Кол-во ауди- торных часов |
Тема 1.1. Введение в дисциплину ботаника и физиология растений | Л | 2 | |
Тема 1.2. Цитология и гистология | Л | 10 | |
Практическое занятие № 1. | ПЗ | 4 | |
Тема 2.1. Вегетативные органы растений | Л | 14 | |
Практическое занятие № 2. | ПЗ | 4 | |
Практическое занятие № 3. | ПЗ | 2 | |
Лабораторное занятие № 1. | ЛЗ | 4 | |
Тема 3.1. Генеративные органы растений. Размножение растений | Л | 6 | |
Практическое занятие № 4. | ПЗ | 4 | |
Практическое занятие № 5. | ПЗ | 6 | |
Тема 4.1 Систематика растений | Л | 12 | |
Практическое занятие № 6. | ПЗ | 2 | |
Лабораторное занятие № 2. | ЛЗ | 4 | |
Тема 5.1. Водный обмен растений | Л | 2 | |
Практическое занятие № 7. | ПЗ | 4 | |
Лабораторное занятие № 3. | ЛЗ | 4 | |
Лабораторное занятие № 4. | ЛЗ | 2 | |
Тема 6.1. Фотосинтез растений | Л | 4 | |
Практическое занятие № 8 | ПЗ | 4 | |
Тема 7.1. Дыхание растений | Л | 2 | |
Лабораторное занятие № 5. | ЛЗ | 4 | |
Тема 8.1. Минеральное питание растений | Л | 4 | |
Лабораторное занятие № 6. | ЛЗ | 4 | |
Тема 9.1. Рост и развитие растений | Л | 2 | |
Практическое занятие № 9. | ПЗ | 2 | |
Практическое занятие № 10. | ПЗ | 2 | |
Тема 10.1. Приспособление и устойчивость растений | Л | 2 | |
Лабораторное занятие № 7. | ЛЗ | 4 | |
Экзамен | |||
ИТОГО | 118 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Учебный кабинет Ботаника и физиология растений
Оборудование кабинета и рабочих мест:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- плакаты, наглядные пособия;
- шкаф(ы) для хранения учебных материалов и т.д.
Технические средства:
- компьютер;
- мультимедиа проектор;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и (или) электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Основные печатные издания
- Ботаника: учебник [для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования] / А. С. Родионова [и др.]. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2020. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование).
- Шумакова, Е. В. Ботаника и физиология растений: учебник для студентов среднего профессионального образования / Е. В. Шумакова. - М. : Академия, 2019. - 208 с.
3.2.2. Основные электронные издания
- Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина РАН - www.gbsad.ru
- Природа России. Национальный портал. - http://www.priroda.ru/
- Павлов М.И, Гончарова Н.М., Оразаева И.В. Физиология растений: лабораторный практикум. (электронный ресурс): интерактивный учебник. Белгород, 2018, 1 эл. опт. диск.
- Учебные видеофильмы, компьютерные программы, электронные учебники
- Компьютерная тестово-экзаменационная программа «Физиология растений».
- АГРОПОРТАЛ. Информационно-поисковая система АПК – Ре- жим доступа: http://www.agroportal.ru
- Российская государственная библиотека – Режим доступа: http://www.rsl.ru
- Электронная библиотека «Наука и техника»: книги, статьи из журналов, биографии – Режим доступа: – Режим доступа: http://n-t.ru/
- Электронно-библиотечная система (ЭБС) "AgriLib"– Режим до- ступа: http://ebs.rgazu.ru.
- ЭБС «ZNANIUM.COM» – Режим доступа: – Режим доступа: http://znanium.com
- Электронно-библиотечная система издательства «Лань» – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books
- Полнотекстовая база данных «Сельскохозяйственная библиотека знаний» - http://natlib.ru/.../643-fond-polnotekstovykh- elektronnykhdokumentov-tsentralnojnauch/
3.2.3. Дополнительные источники
- Ботанический журнал.
- Аграрная наука: научно-теоретический и производственный журнал.
3.3. Образовательные технологии
Перечень педагогических технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по учебной дисциплине Развивающее обучение, Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), Построение логико-смысловых моделей (ЛСМ):
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Система контроля по дисциплине разработана в соответствии с Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся.
При реализации программы учебной дисциплины предусмотрен текущий контроль и промежуточная аттестация. Для текущего контроля и промежуточной аттестации преподавателем создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя оценочные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.
Измерению и оценке подлежат результаты обучения по всем видам учебной деятельности. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе опроса, тестирования, проведения практических занятий и лабораторных работ.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания | ||
З.1 Анатомических и морфологических особенностей органов растений, основы систематики растений, элементы географии растений; Основные физиологические процессы, происходящие на клеточном уровне, в отдельных органах растения, в целом в растении; О теоретических основах физиологической устойчивости растений к неблагоприятным факторам среды, закономерностях роста и развития растений для формирования высококачественного урожая. | 90-100% правильных ответов оценка 5 (отлично); 70-89% правильных ответов оценка 4 (хорошо); 60-69% правильных ответов оценка 3 (удовлетворительно); Менее 60% правильных ответов оценка 2 (неудовлетворительно) | Текущий контроль: Устный опрос Экспресс-опрос Игровые методы оценивания Письменные опросы Тестирование Контрольная работа Диктант Изложение Эссе Защита курсовой работы (проекта) Домашнее задание Самостоятельная работа Электронное тестирование Защита электронных презентаций Ситуационные задачи Промежуточная аттестация: Экзамен |
Умения | ||
У.1 Проводить морфологический анализ растений различных семейств, распознавать культурные и дикорастущие растения по морфологическим признакам; Проводить анализ физиологического состояния растений методами лабораторных и полевых физиологических исследований, экспериментальных наблюдений | 90-100% правильных решений оценка 5 (отлично); 70-89% правильных решений оценка 4 (хорошо); 60-69% правильных решений оценка 3 (удовлетворительно); Менее 60% правильных решений оценка 2 (неудовлетворительно) | Текущий контроль: Проверка результатов и хода выполнения практических работ Оценка результатов и хода выполнения лабораторных работ Оценка решений ситуационных задач Защита проектов Защита рефератов Защита докладов Ролевые игры Промежуточная аттестация: Экзамен |
Предварительный просмотр:
Документ подготовлен программой Росметод
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 Агрономия, программы учебной дисциплины Ботаника и физиология растений.
Разработчик:
Преподаватель _________________ Т.Л. Ермакова
должность подпись
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
2. Оценка освоения учебной дисциплины
2.1. Формы и методы оценивания
2.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
3. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации
по учебной дисциплине.
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины Ботаника и физиология растений обучающийся должен обладать предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 35.02.05 Агрономия следующими знаниями:
Анатомических и морфологических особенностей органов растений, основы систематики растений, элементы географии растений; Основные физиологические процессы, происходящие на клеточном уровне, в отдельных органах растения, в целом в растении; О теоретических основах физиологической устойчивости растений к неблагоприятным факторам среды, закономерностях роста и развития растений для формирования высококачественного урожая.
умениями:
Проводить морфологический анализ растений различных семейств, распознавать культурные и дикорастущие растения по морфологическим признакам; Проводить анализ физиологического состояния растений методами лабораторных и полевых физиологических исследований, экспериментальных наблюдений
В процессе освоения учебной дисциплины формируются следующие компетенции:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. (п. 3.2 в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796)
ПК 1.1. Осуществлять подготовку рабочих планов-графиков выполнения полевых работ.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является
экзамен
форма (ы) аттестации, предусмотренную учебным планом
2. Оценка освоения учебной дисциплины
2.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат знания и умения, предусмотренные ФГОС СПО по дисциплине Ботаника и физиология растений направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Текущий контроль освоения обучающимися программного материала учебной дисциплины имеет следующие виды: текущий, входной, оперативный, рубежный
Входной контроль знаний обучающихся проводится вначале изучения дисциплины с целью определения освоенных знаний и умений (базовых), а также выстраивания индивидуальной траектории обучения.
Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки качества освоения программы учебной дисциплины, а также стимулирования учебной работы обучающихся , мониторинга результатов образовательной деятельности и обеспечение максимальной эффективности учебно- воспитательного процесса.
Оперативный контроль проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы оперативного контроля (контрольная работа, тестирование, опрос, выполнение практических работ, наблюдение за деятельностью обучающихся и т.д.) выбираются преподавателем, исходя из методической целесообразности.
Рубежный контроль является контрольной точкой по завершении отдельного раздела учебной дисциплины.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена
В системе оценки знаний и умений используются следующие критерии:
«Отлично» – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся легко ориентируется, владение понятийным аппаратом за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логичное изложение ответа (как в устной, так и в письменной форме), качественное внешнее оформление;
«Хорошо» – если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют некоторые неточности;
«Удовлетворительно»– если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определение понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения;
«Неудовлетворительно» – если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определение понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач; за полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать.
2.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
Комплект заданий для контрольной работы
Типовые задания в форме самостоятельной работы
Раздел №1
Тема: Цветок и соцветия
Ответить на вопрос:
1.У многих видов растений имеются цветки двух или более различных типов. Что это могут быть за типы цветков и какое значение они в каждом конкретном случае имеют для растений?
Тема: Лист
1.Ответить на вопрос: Какими способами лист цветкового растения может защищаться от заражения паразитическим грибом, споры которого разносятся по воздуху?
2.Нарисуйте схематические графики испарения растениями воды через устьица в течение суток в зависимости от условий их обитания. Дайте пояснения к графикам.
3. Объясните причину, по которой окраска листьев меняется с зеленой летом на красную, оранжевую или желтую осенью.
Тема: Цветок и соцветия
Ответить на вопрос:
1.У многих видов растений имеются цветки двух или более различных типов. Что это могут быть за типы цветков и какое значение они в каждом конкретном случае имеют для растений?
2.Цветковые растения могут различаться по наличию в их цветках мужской и женской частей. Приведите примеры таких растений.
Критерии оценки:
5 баллов – 95% правильных ответов
4 балла – 90% правильных ответов
3 балла – 80% правильных ответов
0 баллов – менее 80% правильных ответов
Типовые задания в форме теста для текущего контроля
Раздел I. Тема: Стебель. Побег
1. Побег состоит из:
а. стебля, листьев и почек б. стебля и корней в. стебля, корней и почек г. листьев и цветков
2.Придаточные почки могут располагаться на:
а. междоузлиях б. корнях в. Листьях г. всех этих частях растения
3. Осевая часть почки представляет собой:
а. скрученные зачатки листьев б. зачаток стебля в. зачаток стебля с главным корнем
г. пучок пазушных почек
4. Побег фасоли растет:
а. цепляясь за опору видоизмененными листьями
б. обвиваясь стеблем вокруг опоры
в. цепляясь за опору придаточными корнями
г. возможны все варианты
5. Очередное листорасположение характерно для:
а. клена б. сирени в. Березы г. вороньего глаза
6. Почка представляет собой:
а. зачаток стебля с корнем б. зачаток сложного листа в. зачаток побега г. ни один из ответов не верен
7. Побег гороха растет:
а. цепляясь за опору видоизмененными листьями
б. обвиваясь стеблем вокруг опоры
в. цепляясь за опору придаточными корнями
г. возможны все варианты
8. Корневище представляет собой видоизменение:
а. главного корня б. боковых корней в. придаточных корней г. побегов
Эталон ответов: 1-а, 2-г, 3-б, 4-б, 5-в, 6-в,7-а, 8-г
Тема 2.1. Классификация растений
1. Цветение пресноводных водоемов в наших широтах вызывает:
а. спирогира б. плеврококк в. Хламидомонада г. улотрикс
2. У мохообразных отсутствуют:
а. стебли б. корни в. Листья г. все эти органы
3. Папоротникообразные относятся к:
а. низшим растениям б. высшим растениям в. голосеменным растениям
г. покрытосеменным растениям
4. Хвоинки испаряют мало воды из-за того, что:
а. на них мало устьиц б. они покрыты толстой кожицей
в. сосудистые пучки в них не ветвятся г. по всем этим причинам
5.К однодольным растениям относится:
а. чеснок б. спаржа в. Алоэ г. все эти растения
6. Формула цветка Ч(5)Л(5)Т5 П(2), характерна для:
а. розоцветных б. мотыльковых в. Пасленовых г. сложноцветных
7. Грибы являются возбудителем:
а. черной ножки б. мучнистой росы в. картофельного рака
г. всех этих заболеваний растений
Эталон ответов: 1-в, 2-б, 3-б, 4-г, 5-г, 6-в, 7-г
Критерии оценки:
5 баллов – 95% правильных ответов
4 балла – 90% правильных ответов
3 балла – 80% правильных ответов
0 баллов – менее 80% правильных ответов
Типовые задания для проведения контрольной работы по разделу
Раздел: Морфология растений
Тест №1.
1. Побег это:
а) вегетативный орган растения
б) генеративный орган растения
в) может быть вегетативным и генеративным
2. Участки стебля между узлами называют:
а) междоузлием
б) пазухой листа
в) узлом
3. Листья растений обеспечивают в основном
а) газообмен и запасание веществ
б) воздушное питание и газообмен
в) запасание веществ испарение воды
4. Сложный лист у растения, как правило, состоит из:
а) только одной листовой пластинки
б) одной листовой пластинки и черешка
в) несколько листовых пластинок и черешка
5. Корни обеспечивают растениям в основном:
а) рост и размножение
б) рост и запасание питательных веществ
в) почвенное питание и удерживание в почве
6. Корневые волоски корня растений развиваются в зоне:
а) роста
б) деления
в) всасывания
7. Корневая система из почвы всасывает:
а) только воду
б) вода и минеральные вещества
в) только органические вещества
8. К каким органам относятся семя
а) основным
б) вегетативным
в) генеративным
9. Расположение листьев на побеге напротив друг друга называется?
а) очередным
б) супротивным
с) мутовчатым
Продолжите предложение:
1.Совокупность всех коней растений образуют - (корневую систему)
2. Почки у семенных растений могут быть - (зачаточной, верхушечной, листовой, цветочной, смешанной, спящей)
Ключ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
в | а | б | в | в | в | б | в | б |
|
|
Тест № 2
При выполнении заданий из трех предлагаемых ответов выберите один верный
1. К каким органам относятся семя
а) основным
б) вегетативным
в) генеративным
2. Семенная кожура защищает от
а) высыхания
б) увлажнения
в) деления
3. Питательные вещества при прорастании семена получают из
а) эндоспермы
б) расходуется на рост проростка
в) остаются в эндосперме, одной или двух семядолях
4. Корни обеспечивают растениям в основном:
а) рост и размножение
б) рост и запасание питательных веществ
в) почвенное питание и удерживание в почве
5. Корневые волоски корня растений развиваются в зоне:
а) роста
б) деления
в) всасывания
6. Корневая система из почвы всасывает:
а) только воду
б) вода и минеральные вещества
в) только органические вещества
7. Побег это:
а) вегетативный орган растения
б) генеративный орган растения
в) может быть вегетативным и генеративным
8. Участки стебля между узлами называют:
а) междоузлием
б) пазухой листа
в) узлом
9. Листья растений обеспечивают в основном
а) газообмен и запасание веществ
б) воздушное питание и газообмен
в) запасание веществ испарение воды
10. Сложный лист у растения, как правило, состоит из:
а) только одной листовой пластинки
б) одной листовой пластинки и черешка
в) несколько листовых пластинок и черешка
11. Основными частями цветка, участвующими непосредственно в размножении, являются:
а) чашечка и венчик
б) чашечки и чашелистики
в) тычинок и пестика
Ключ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
в | а | а | в | в | б | в | а | б | в | в |
Критерии оценки:
5 баллов – 95% правильных ответов
4 балла – 90% правильных ответов
3 балла – 80% правильных ответов
0 баллов – менее 80% правильных ответов
Темы эссе (рефератов, докладов, сообщений)
1. Образовательные ткани (меристемы). Размещение в теле растения.
2. Первичные и вторичные меристемы. Апекс побега.
3. Первичные и вторичные меристемы. Кончик корня.
4. Покровные ткани. Эпидерма как сложная многофункциональная ткань.
5. Структуры, усиливающие защитные свойства эпидермы.
6. Экологические группы растений: характерные особенности растений
ксерофитов.
7. Экологические группы растений: характерные особенности растений
мезофитов.
8. Экологические группы растений: характерные особенности растений
гигрофитов.
9. Экологические группы растений: характерные особенности растений
гидрофитов.
10. Системы жизненных форм растений по К. Раункиеру: характерные
особенности фанерофитов. Привести примеры.
11. Планктонные водоросли, их адаптациик образу жизни.
12. Водоросли горячих источников, их адаптации к образу жизни.
13. Роль водорослей в эвтрофикации водоемов. "Цветение" воды и его
причины.
14. Палеоботанические данные о происхождении высших растений.
15. Вымершие отделы высших растений.
16. Геологическая история отдела плауновидных.
17. Геологическая история отдела хвощевидных.
18. Эволюция растений
19. Фотосинтез
20. Растительные гормоны
21. Медицинское значение растений
22. Генетика растений
Контролируемые компетенции _________________________________________
____________________________________________________________________
Критерии оценки:
– «5» баллов выставляется обучающемуся, если работа выполнена
самостоятельно, в полном объеме, с соблюдением необходимой
последовательности. Нет отклонений от необходимой последовательности
выполнения.
– «4» баллов выставляется обучающемуся, если работа выполнена в полном
объеме. Имеются отклонения от необходимой последовательности выполнения,
не влияющие на правильность конечного результата.
– «3» баллов выставляется обучающемуся, если работа выполнена с помощью
преподавателя. На выполнение работы затрачено больше запланированного
времени.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену по предмету «Ботаника и
физиология растений»:
1. Строение растительной клетки
2. Лист. Основные функции и части листа, расположение листьев на стебле
3. Строение ядра
4. Деление ядра: митоз и мейоз
5. Клеточный сок и его содержимое
6. Формы листовых пластинок, типы жилкования
7. Типы сочных плодов
8. Сложные листья, отличие их от простых
9. Водоросли, классификация, размножение, значение и применение
10. Видоизменения листа: колючки, усики, ловчие аппараты
11. Образовательные ткани
12. Отдел грибы, классификация, строение
13. Покровные ткани, эпидерма, устьица, чечевички, корка
14. Фотосинтез, сущность и значение
15. Механические ткани: колленхима, склеренхима, склереиды
16. Проводящие ткани: сосуды, трахеиды и ситовидные трубки
17. Основная ткань. Выделительные ткани
18. Отдел папоротникообразные. Щитовник мужской, хвощ полевой
19. Отдел мохообразные. Кукушкин лен и торфяной мох
20. Генеративные органы растений, части цветка
21. Вегетативные органы, морфология корня
22. Тычинка её строение
23. Пестик, типы завязей
24. Отдел голосеменные, семейства сосновых
25. Стебель, функция стебля. Побег и почки
26. Первичное анатомическое строения листа
27. Строение клеточной стенки
28. Первичное анатомическое строения корня
29. Типы сухих плодов
30. Отдел цветковые, класс двудольных и однодольных
31. Ядро, его строение и роль в жизни клеток
32. Пластиды их состав, строение
33. Клеточная стенка, ее строение и химический состав
34. Химическое изменение клеточной стенки: одревеснение, опробковение,
кутинизация
35. Классификация растительной ткани
36. Вегетативный орган растений, корень
37. Физиологические функции корня
38. Корневые системы, зоны корня
39. Анатомическое строение корня
40. Видоизменения корня
41.Стебель, функция стебля
42. Побег, почки
43. Формы стеблей, положения стебля в пространстве
44. Анатомическое строение стебля однодольного и двудольного растения
45. Формы листовых пластинок
46. Сложные листья, виды жилкования
47. Анатомическое строение листа
48. Физиология листа, фотосинтез, дыхания растения
49. Космическая роль зеленых растений, исследование К.А. Тимирязева
50. Рост и развитие растений
51. Генеративные органы растений, строение цветка покрытосеменных
растений
52. Строение околоцветника
53. Соцветия простые и неопределенные
52. Тычинка и их строение
53. Пестик, типы завязей
54. Формула и диаграмма цветка
55. Растения однодомные и двудомные
56. Опыление и оплодотворение цветка
57. Строение семяпочки, их виды
58. Плод и семя, образование плодов
59. Строение семян с эндоспермом и без него
60.Плоды сухие односемянные и многосемянные
61. Сочные, ложные, дробные плоды
62.Распространения семян и плодов
63.Понятие о систематике растений, основные систематические единицы
64. Низшие растения. Бактерии и водоросли
65.Отдел грибы, классификация симбиоз грибов
66.Высшие растения, общая характеристика
67. Отдел мохообразные, кукушкин лен и торфяной мох
68.Отдел папоротниковые, щитовник мужской
69. Отдел хвощевые, хвощ полевой
70. Отдел плауновые, плаун булавовидный
71. Семейства розоцветные
72. Семейства мимозовые
Критерии оценки:
– «5» баллов выставляется обучающемуся, если работа выполнена
самостоятельно, в полном объеме, с соблюдением необходимой
последовательности. Нет отклонений от необходимой последовательности
выполнения.
– «4» баллов выставляется обучающемуся, если работа выполнена в полном
объеме. Имеются отклонения от необходимой последовательности выполнения,
не влияющие на правильность конечного результата.
– «3» баллов выставляется обучающемуся, если работа выполнена с помощью
преподавателя. На выполнение работы затрачено больше запланированного
времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...