Методическая разработка урока по дисциплине «Экономические и организационно-правовые основы производственной деятельности»
план-конспект урока
Тема урока: Маркетинг. Социальные основы маркетинга.
Цель урока: ввести понятие маркетинг; выявить экономическую сущность и социальные основы маркетинга, важнейшие условия возникновения рынка.
Задачи:
1. получение новых знаний по теме в форме наглядных текстов и ответов на контрольные вопросы, заполнении таблиц; тестовых заданий;
2. формирование у студентов навыков индивидуальной и групповой работы;
3. развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей студентов.
Организационная форма занятия: урок
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная
Методы обучения: лекция, беседа.
Продолжительность занятия: 2 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots._osn._marketinga.docx | 53.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по дисциплине «Экономические и организационно-правовые основы производственной деятельности»
Тема урока: Маркетинг. Социальные основы маркетинга.
Цель урока: ввести понятие маркетинг; выявить экономическую сущность и социальные основы маркетинга, важнейшие условия возникновения рынка.
Задачи:
1. получение новых знаний по теме в форме наглядных текстов и ответов на контрольные вопросы, заполнении таблиц; тестовых заданий;
2. формирование у студентов навыков индивидуальной и групповой работы;
3. развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей студентов.
Организационная форма занятия: урок
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная
Методы обучения: лекция, беседа.
Продолжительность занятия: 2 часа
Ход занятия:
1). Изучение нового материала. Студентам выдается лекционный
материал. Преподаватель объясняет новую тему, студенты конспектируют.
В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.
Маркетинг – одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка.
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей человека посредством обмена.
Для пояснения этого определения рассмотрим следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Мы определяем нужду следующим образом.
Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
Нужды людей многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении.
Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее.
Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Продавцы часто путают потребности с нуждами.
Запросы. Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Общество могло бы планировать объемы производства на следующий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Именно так и планируют производство в странах с централизованно планируемой экономикой. Однако запросы – показатель недостаточно надежный. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия.
Так, автомобиль "Фольксваген" воплощает в себе элементарное средство транспорта, невысокую покупную цену, топливную экономичность и европейский ход, а "Кадиллак" – высокий комфорт, роскошь и престиж. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.
Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения. Товар мы определяем следующим образом.
Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку для привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Предположим, женщина испытывает нужду выглядеть красивой. Все товары, способные удовлетворить эту нужду, мы называем товарным ассортиментом выбора. Этот ассортимент включает в себя косметику, новую одежду, курортный загар, услуги косметолога, пластическую операцию и т. д. Не все эти товары желательны в одинаковой степени. Вероятнее всего, в первую очередь будут приобретаться товары и услуги, более доступные и дешевые, такие, как косметические средства, одежда стрижка.
Мораль заключается в том, что производители должны отыскивать потребителей, которым они хотят продавать, выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.
Понятие "товар" не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, т. е. удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать. И если использование термина "товар" временами кажется неестественным, его можно заменить другими – "удовлетворитель потребности", "средство возмещения" или "предложение". Все эти слова имеют определенное ценностное значение для разных лиц.
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Обмен – один из четырех способов, посредством которых отдельные лица могут получить желаемый объект. К примеру, проголодавшийся человек может раздобыть пищу следующими способами: обеспечить себя едой сам с помощью охоты, рыбной ловли или сбора плодов (самообеспечение), у кого-то украсть еду (отъем), выпросить ее (попрошайничество) и, наконец, предложить за предоставление ему еды какое-либо средство возмещения, скажем, деньги, другой товар или какую-то услугу (обмен).
Из этих четырех способов удовлетворения нужд наибольшими преимуществами обладает обмен. При нем людям не приходится посягать на права других, не приходится зависеть от чьей-то благотворительности. Не приходится им и производить самостоятельно любой предмет первой необходимости независимо от того, умеют они это делать или нет. Можно сосредоточиться на создании вещей, производство которых они хорошо освоили, а потом поменять их на нужные предметы, сделанные другими. В результате совокупное производство товаров в обществе возрастает.
Обмен – основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий.
1. Сторон должно быть как минимум две.
2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представить ценность для другой стороны.
3. Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.
4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.
5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
Эти пять условий создают всего лишь потенциальную возможность обмена. А вот состоится ли он, зависит от соглашения между сторонами о его условиях. Если соглашение достигнуто, можно сделать вывод, что в результате обмена все его участники получают выгоду (или по крайней мере не несут ущерба), поскольку каждый из них был волен либо отклонить, либо принять предложение.
Если обмен – основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.
Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Сделка предполагает наличие нескольких условий: по меньшей мере двух ценностно значимых объектов, согласованных условий ее осуществления, согласованного времени совершения, согласованного места проведения. Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.
Понятие "сделка" непосредственно подводит нас к понятию "рынок".
Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Чтобы разобраться в природе рынка, представим себе примитивное экономическое сообщество из четырех человек: рыбака, охотника, гончара и фермера. На рис. 1 представлены три разных способа удовлетворения этими людьми своих нужд. Первый способ – самообеспечение, когда каждый из них может самостоятельно добыть для себя все необходимое. Так, рыбак, проводя большую часть времени за ловлей рыбы, в остальное время и охотится, и гончарит, и занимается сельским хозяйством, чтобы обеспечить себя всем, что ему нужно. При том эффективность его занятий рыбной ловлей снижается так же, как и эффективность занятий своим основным делом у других. Второй способ – децентрализованный обмен, когда каждый рассматривает трех других в качестве своих потенциальных "покупателей", составляющих его рынок. Рыбак может посещать охотника, гончара и фермера (каждого в отдельности), чтобы обменять свою рыбу на их товары. Третий способ – централизованный обмен, при котором на сцене появляется новое лицо, именуемое купцом и находящееся где-то в центре между ними, в месте под условным названием "рыночная площадь". Каждый из четырех везет свои конкретные товары купцу и там обменивает их на все, что ему необходимо. Таким образом, для приобретения товаров, предлагаемых другими, рыбак имеет дело с одним "рынком", а не с тремя отдельными лицами.
По мере увеличения числа лиц и сделок растет и число купцов и рынков. В развитом обществе рынок – это не обязательно какое-то физическое место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. При наличии современных средств связи и транспорта купец может вечером дать рекламу товара по интернету, собрать сотни заказов от клиентов по телефону и уже на следующий день разослать товары почтой, не вступая в физический контакт с покупателями. Это прямой маркетинг.
Рис. 1. Становление централизованного обмена
Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость.
Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары.
Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают и множатся различные учреждения типа контор и консультационных фирм по трудоустройству.
Денежный рынок – еще один важный рынок, удовлетворяющий людские нужды, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность.
Формируется и рынок пожертвователей, призванный удовлетворять финансовые нужды некоммерческих организаций, дабы они могли продолжать свою деятельность.
Понятие "рынок" приводит нас, наконец, к завершающему понятию цикла – "маркетингу". Маркетинг – это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Таким образом, мы возвращаемся к нашему определению маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
2). Закрепление изученного материала. Студенты отвечают на контрольные вопросы:
1. Дать определение «маркетинг».
2. Что является исходной идеей, лежащей в основе маркетинга?
3. Что является важнейшими условиями возникновения рынка?
4. Дать определения терминам: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок.
3). Самостоятельная работа на повторение пройденного, закрепление
изученного материала и развитие логического мышления.
Тестирование на два варианта. Правильные ответы отмечены " + "
Вариант 1
1. Рынок товаров потребительского назначения состоит из:
а. Компаний, приобретающих товары для их дальнейшей реализации
б. Фирм-производителей товаров потребительского назначения
+ в. Покупателей, приобретающих товары для личного пользования
2. Основоположник маркетинга:
а. Альфред Ньюман
б. Клейтон Кристенсен
+ в. Филип Котлер
3. Прямой маркетинг - это:
а. устное представление товара в ходе беседы с одним покупателем
б. устное представление товара в ходе беседы с группой покупателей
+ в. продажа товаров с помощью почты, телефона, телевидения
г. благожелательное представление товара в СМИ
4. К какой классификационной группе можно отнести хлеб и молоко, реализуемые населению?
а. товары импульсной покупки
б. товары особого спроса
+ в. товары постоянного спроса
г. товары предварительного выбора
д. товары пассивного спроса
5. Согласно теории мотивации Маслоу в первую очередь индивид желает удовлетворить:
а. потребность в любви
б. потребность в безопасности
+ в. физиологические потребности
г. потребность в саморазвитии
6. Что является главным в определении маркетинг:
а. сбыт товара
б. снижение издержек производства
+ в. удовлетворение потребностей потребителей
г. установление цены товара
7. Определите, в какое из направлений маркетинговых исследований входит установление емкости рынка:
а. изучение товара
+ б. изучение рынка
в. изучение покупателей
г. изучение конкурентов
8. В чем основное отличие рынка товаров промышленного назначения от рынков товаров широкого потребления?
а. на нем меньше покупателей и они крупнее и профессиональнее
б. спрос на товары зависит от спроса на товары широкого потребления
+ в. спрос на товары резко меняется
9. Обратная связь это:
а. часть откликов покупателей о товаре, которую они доводят до сведения производителя
+ б. набор откликов покупателя, возникших в результате контакта с другими покупателями
в. процесс, в ходе которого получатель придает значение символам, переданным отправителем
г. информация, которую отправитель передает получателю
Вариант 2
1. Нужда становится мотивом совершения покупки, когда:
+ а. человек удовлетворяет ее
б. она достигает максимального уровня
в. в процессе ее удовлетворения
г. с момента ее появления
2. Метод сбора первичной информации это:
а. эксперимент
б. работа с научной литературой
в. работа со статистическими данными
+ г. работа с документацией предприятия
3. Участие в международных выставках позволяет:
а. снизить издержки производства
+ б. привлечь внимание широкой общественности к достижениям фирмы - создать свой имидж, заключать контракты
в. стимулировать деловых партнеров
г. определить эффективность рекламы
4. К услугам более применимы следующие средства стимулирования:
+ а. реклама
б. пропаганда
в. стимулирование сбыта
г. личная продажа
5. Вы купили машину. К какому виду товара она относится:
+ а. товар личного потребления
б. товар массового спроса
в. товар предварительного выбора
г. товар особого спроса
6.В случае, если потребители знают только название товара, они находятся в состоянии:
+ а. неосведомленности
б. осведомленности
в. благорасположения
г. знания
7. В случае распространения информации по каналам неличной коммуникации отсутствует:
+ а. обратная связь
б. специфическая атмосфера
в. внушение
г. чувство уверенности
8. Рекламируя товар, продавец должен выступать с утверждениями относительно товара, которые:
а. немного преувеличивают его реальные свойства
+ б. достоверно отражают его свойства
в. не соответствуют его реальным свойствам
г. менее всего расхваливают данный товар
9. В чем основное отличие рынка товаров промышленного назначения от рынков товаров широкого потребления?
+ а. на нем меньше покупателей и они крупнее и профессиональнее
б. спрос на товары зависит от спроса на товары широкого потребления
в. спрос на товары резко меняется
4). Домашнее задание. Самостоятельная работа.
1. Сообщения по вопросу: «Особенности маркетинга в сельском
хозяйстве»
2. Заполнить таблицу «Позитивные и негативные стороны рыночного
механизма»
5). Подведение итогов, ответы на вопросы студентов, выставление
оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по предмету «Менеджмент». Тема: «Организационно-правовые формы организаций» по специальности «Экономика, бухгалтерский учет»
Самые традиционные "лекционные" темы можно с помощью приемов технологии развития критического мышления "ИНСЕРТ" и "Кластер" превратить в творческий процесс!...
Методическая разработка урока по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Расчет курса покупки и продажи валюты»
Учебная дисциплина: Экономическая теорияСпециальность: Экономика и бухгалтерский учет (в машиностроении) Курс: 2Тема занятия: Расчет курса покупки ...
Методическая разработка урока по дисциплине: Правовое обеспечение профессиональной деятельности "Понятие, содержание и стороны трудового договора"
Методическая разработка урока...
Методическая разработка урока по дисциплине: Правовое обеспечение профессиональной деятельности "Прекращение трудового договора"
Методическая разработка урока...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОП. 05 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: Рассмотрение и разрешение дел в суде Специальность: 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
Данный урок предполагает изучение и систематизацию знаний по теме «Рассмотрение и разрешение гражданских дел в суде» для студентов 3 курса специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по...
Методическая разработка урока-конференции.Тема: «Экономическое содержание, классификация и учет материально-производственных запасов»
Методическая разработка составлена для проведения открытого урока-конференции по ПМ. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации, ...
Методическая разработка урока по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» на тему: «Организационно-правовые формы предприятий»
Цели урока:· образовательная: обеспечить в ходе урока усвоения нового материала по теме организационно-правовые формы предприятия;· воспитательная: воспитание самостоятельности и ответст...