Внеклассное мероприятие Круглый стол "Ценности, которым нет цены"
классный час

Мягкова Елена Александровна

Мероприятие, направленное на формирование жизненных ценностей для личностной самореализации каждого обучающегося, создание условий для осознания жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Круглый стол «Ценности, которым нет цены»

               

 Цель: формирование жизненных ценностей для личностной самореализации каждого обучающегося, создание условий для осознания жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним.

Задачи:

- расширение познавательной сферы обучающихся через знакомство с термином  «ценность», материалом о роли жизненных ценностей, ориентации и регулировании отношений людей и общества; формирование умений различать истинные и мнимые ценности;

- профилактика рискованного поведения посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров;

- формирование жизнеутверждающих установок, предупреждение появления суицидальных тенденций у студентов;

 - развитие логического мышления, памяти и речи как показателя интеллектуального и общего развития учащегося;

- формирование у учащихся ценностных отношений к жизни; формирование приоритета духовных ценностей над материальными и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности;

- развитие коммуникативных умений; развитие  лидерских качеств: активности, скорости принимаемых решений, деловитости, терпимости и толерантности.

 Контингент: 2 курс, группа Агр. 22.

Классный руководитель: Мягкова Е.А.

Время: 45 минут

Форма проведения: беседа с сюжетно-ролевыми играми и проблемными вопросами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, фломастеры, наглядный материал: карточки с различными ценностными понятиями, жетоны (по 10 для каждой группы), ветки с «дерева жизни», классная доска.

Место классного часа в воспитательном процессе учебной группы: классный час, отражающий нравственную тематику, – одно из важных направлений воспитательной работы для формирования духовно-нравственных основ личности. Это направление особенно значимо сейчас, так как в молодёжной среде всё большее значение приобретают ценности материально-бытового плана и в настоящее время доминируют не ценности-цели, а ценности-средства.

 Содержательный компонент классного часа:

I. Вводный этап.

II. Основной этап:

1. Понятие «Ценности», его традиционное определение и классификация.

2. Выбор как осознанная жизненная необходимость для людей. Китайская притча про сосуд.

3. Групповая игра «На что потратить жизнь?».

 4. Иерархия ценностей.

III. Подведение итогов.

 Ход классного часа

I. Вводный этап

На экране – тема классного часа: «Ценности, которым нет цены».

 Классный руководитель: Здравствуйте! Тема нашего классного часа – Ценности, которым нет цены.

Классный руководитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь в сегодняшнем классном часе?

 Сегодня мы с вами поговорим о нравственных категориях и жизненных ценностях, важных для каждого человека. Сегодня речь пойдет о человеческом характере и о его влиянии на все стороны нашей жизни.

Также мы проведем игру, которая называется “На что потратить жизнь?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.

Но перед началом игры, давайте выясним, что же такое ценности и какие они бывают.

II. Основное содержание

  1. Понятие «ценности», его традиционное определение и классификация.

 Классный руководитель: Эпиграфом к нашей беседе будут высказывания выдающихся философов:

 «Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря»  Винсент Думинуко (итальянский философ).

«…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека) и т.д.

Несколько иначе звучит традиционная трактовка понятия «ценности».

Классный руководитель: Что такое  «ценности» и какие они бывают? (выступления студентов).

            ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

Категорию ценностей ввел в социологию Макс Вебер. Согласно Веберу, ценность представляет собой то, что для нас значимо, на что мы ориентируемся в своей жизни и что мы принимаем во внимание. Она — способ человеческого мышления. Ценность у Вебера дает человеку возможность упорядочить, структурировать «хаос» своих мыслей, впечатлений и желаний. Социологи предлагают такую классификацию ценностей:

1 • витальные (жизненные) ценности: ценности, имеющие отношение к жизни человека, таковы  здоровье, благополучие, семья, деньги, карьера, образование, общественное признание, жизнь, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;

2• экономические (материальные)  ценности – разновидность материальных ценностей, входящих в сферу экономических отношений – капитал, деньги, полезные ископаемые, рабочая сила, ресурсы.

3• социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья,  достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

 4• политические ценности: патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, гражданский мир.

 5. Национальные ценности – ценности, характерные для какой-либо нации.

Исконно российскими национальными ценностями являются генетически заложенная в нас духовность, взаимопомощь, верность дружбе, сострадание, сентиментальность, тонкость чувств и уязвимость души.

6. Культурные ценности – ценности духа, его незримого и зримого воплощения. Они подразделяются на комплексы ценностей, которые наполняют целые сферы деятельности.

Ценности соотносятся, прежде всего, с культурой и материальными основами общества, являясь общепризнанным стандартом, мерилом чего-либо. Тем не менее, история развития человеческой цивилизации убеждает, что в обществе нет рукотворных ценностей, годных «для всех времен и всех народов», поэтому каждый конкретный период времени, каждое общество, группа (как носитель ценностей) представлены своими иерархическими системами ценностей.

     Роберт Рождественский пишет: «У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?»

 Учитель: А отчего зависит выбор, который мы делаем в жизни?

Он зависит от нашего характера и мировоззрения, которые складываются благодаря воспитанию и самовоспитанию. Мировоззрение, основанное на жизненных ценностях,  помогает найти правильную дорогу в жизни, понять, что в жизни главное, а что – второстепенное. 

 Упражнение «Закончи предложения»

Участникам  раздаются карточки, и предлагается закончить предложения:

— Я очень хочу, чтобы в моей жизни было...

— Я пойму, что счастлив, когда...

— Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)...

Правила самовоспитания.

 

•         Нельзя изменить мир к лучшему, не изменив к лучшему себя и тех, кто тебя окружает. Воспитывая себя, воспитывай и других. 

•         Определи цель жизни: дальнюю, среднюю, ближнюю. Кто живет одним днем, тот просто прозябает. Жизнь без цели – гибель души и разума.

•         Старайся понять смысл и суть жизни. Нельзя жить, если не знаешь, зачем живешь и чего хочешь.

•         В борьбе добра и зла не может быть компромисса. Правда и справедливость не терпят уступок и сделок. Не уступай подлости, иначе погубишь в себе человека.

•         Лучше трудно, но интересно, чем легко, но скучно. Трудность интересна тем, что раскроет в тебе новые качества.

•         Никогда нельзя сказать, что сделано все. Плох тот день, после которого не осталось задач на завтрашний.

•         Больше отдашь – богаче будешь. Высшее счастье не в том, чтобы брать, а в том, чтобы отдавать.

•         Поменьше вини в своих неудачах кого-то другого, почаще себя. Здоровое недовольство собой – высокое достоинство настоящего человека.

•         Приучи себя чаще говорить «надо», «должен», реже – «не хочу», «не буду».

Что может стать главным для вас?

     Очень важно определиться с тем, что является наиболее главным для вас, ведь жизненные ценности помогают формировать характер и контролировать наши поступки, желания и решения. Конечно, у разных людей внутренние установки разные: для одного важнее всего то, что кажется не настолько важным для другого, а для третьего и вообще главный ориентир в жизни отличается от того, что важно и для первого, и для второго. И все же мы можем перечислить наиболее часто упоминающиеся разными людьми критерии, имеющие первостепенное значение в их жизни и должны иметь особое значение для каждого человека. Итак, какие могут быть жизненные ценности?

Любовь –Это важная личностная ценность, которая должна быть в жизни каждого человека. Так, как вы любите своих близких и друзей, вы можете любить и остальных людей. Любовь к людям рождает сострадание, а это еще одно, о чем мы должны сказать, когда перечисляем основные жизненные ценности. Когда мы приходим к состраданию, мы начинаем видеть в людях лучшее, в то время как они видят лучшее в нас.

 Понимание, в котором нуждается каждый человек. Если вы готовы понять и принять людей и обстоятельства, которые вынуждают их поступать так или иначе, вы получите контроль над ситуацией и сможете с каждым найти общий язык.

 Уважение к людям .. Никто не совершенен; а уважение является единственным способом, с помощью которого мы можем замечать положительное в других и стремиться  быть лучше. И, как многие другие жизненные ценности, уважение имеет свойство отражаться от других людей к вам – чем с большим уважением вы относитесь к окружающим, тем большее уважение они проявляют к вам.

 Дисциплина. Дисциплинированный и ответственный человек всегда будет уважать свое и чужое время, поэтому одной из его характерных черт можно назвать пунктуальность.

 Вера в других. Это ваша решимость, которая способна поднять человека, если он упал. Его сомнение в себе в трудную минуту может быть уничтожено вашей верой в него. И что интересно, эта вера заразительна – чем больше вы верите в других, тем больше крепнет ваша вера в себя.

 Благодарность. Когда вы тратите всего лишь секунду на то, чтобы сказать «спасибо», выразив свою признательность другому, вы зажигаете огромный огонь дружелюбия и ответной благодарности к вам этого человека. Именно благодарность помогает увидеть и ощутить то изобилие радости, на которое щедра наша жизнь.

 ПрощениеУмение прощать освобождает нас от боли и гнева, которые заставляют нас «застревать» в прошлом. Когда вы прощаете, вы отпускаете обиду и двигаетесь вперед по своей жизни.

 Дружба. Друзья поддерживают нас, и они всегда готовы помочь советом, если мы их об этом просим. Друзья служат нам опорой в трудностях и всегда бывают рядом с нами в радости.

 Надежда. Это именно то топливо, которое греет нас, когда мы устали и не видим дорогу. Надежда убеждает нас, что иногда вопрос не в том, «сбудется ли», а в том, «когда» это будет.

 Оптимизм. Есть такое выражение: «Если тебе достался лимон – сделай из него лимонад!» Это очень ценное качество – уметь видеть хорошее даже там, где его очень трудно увидеть. У людей с таким качеством плохого в жизни всегда меньше, чем хорошего. Вернее, плохого и не бывает – потому что они умеют ему противостоять.

 Терпение – это ценность, которая создает лучшее состояние ума, более эффективное для принятия решений.

 Толерантность. Есть такие люди, с которыми нам порой не хочется иметь дела. Но вместо того, чтобы показывать им свое презрение, лучше проявить терпимость – это лучшая и достойная альтернатива.

 Честность. Это даже обсуждать не стоит. И не удивляйтесь, что этот критерий мы называем в самом конце – это потому, что честность является основой, на которой стоят все другие жизненные ценности, какие бы они у вас ни были. Честность состоит не только в том, чтобы признаться в своей ошибке на работе или рассказать супругу правду о том, куда вы потратили деньги с его карточки. Честность состоит в том, чтобы признаться себе, что вы не совершенны. Это единственный способ, с помощью которого вы сможете повлиять на свою жизнь, чтобы изменить ее к лучшему

Предлагаю Заполнить табличку, которая есть у каждого из вас (недописанный тезис):   

 Закончи предложение

 

Начало классного часа

Окончание классного часа

1.Человек в жизни состоялся, если он имеет…

 

 

 

 

 

 

 

2.Жизненные ценности –это …

 

 

 

 

 

 

 

- Какие жизненные ценности вы записали? Давайте посмотрим, совпадают ли они с теми, которые выведены на слайде.

 «Жизненные ценности» 

  1. любовь
  2. деньги
  3. хорошие друзья
  4. благополучная    обстановка в стране
  5. признание, слава, популярность
  6. самостоятельность
  7. счастливая семья
  8. творчество
  9. уверенность в себе
  10. удовольствие
  11. здоровье
  12. интересная работа

Классный руководитель: Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.

Далее классный руководитель предлагает студентам послушать  притчу.

Перед тем, как начать игру послушайте и проанализируйте притчу про сосуд.  

                                            Притча про сосуд.

Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько предметов.

В начале лекции он молча берёт большую пустую банку, и заполняет её большими камнями.

Затем спрашивает:

- Банка полна?

-Да! – соглашаются студенты.

Тогда профессор достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.

Он снова спросил студентов:

- Банка полна?

Они рассмеялись и согласились, что банка полная.

Тогда профессор достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!

- Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи – ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы всё ещё полна. Галька – другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыпете песок в банку, то не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются действительно важными для вас.

Заботьтесь сначала о камнях – это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное – только песок.

Классный руководитель: Мне бы хотелось  задать вопрос: “Как дорого нужно заплатить, чтобы купить вас”? Иначе говоря: “На что бы вы променяли свою жизнь”?

Сейчас мы проведем игру, которая называется «На что потратить жизнь?». Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос. 

Перед началом игры каждый из вас получит по десять монеток счастья. Каждая монетка представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 монеток будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. (раздать каждому учащемуся монеток, заготовить достаточное количество КАРТ ЦЕННОСТЕЙ

Правила игры.     

  Монетки можно «потратить» или «сэкономить».

  Выбрать можно только 10 ценностей

Итак, предлагаю сделать выбор.  

  1. Хорошая просторная квартира либо дом для всей семьи.  
  2. Новый крутой автомобиль.  
  3. Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга.  
  4. Мир в странах, где идет война
  5. Желание, чтобы твой любимый человек был всегда счастлив
  6. Одежда от лучших мировых модельеров
  7. 1000000 долларов   только для тебя
  8. Один настоящий друг.
  9. Хорошее образование.  
  10. Предприятие, приносящее большую прибыль.  
  11. Здоровая семья.  
  12. Всемирная слава.
  13. Быть всю жизнь довольным собой.
  14. Быть всегда здоровым
  15. Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения.  
  16. Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените.
  17. Чистая совесть.  
  18.  Здоровье для членов семьи
  19. Умение любой ценой добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали.  
  20. Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите.  
  21. Возможность заново пережить (повторить) любое одно событие прошлого.  
  22. Семь дополнительных лет жизни.  
  23. могущественная власть

 Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

 

Обсуждение игры

Классный руководитель: В течение одной-двух минут постарайтесь проанализируйте решения, которые вы принимали в течение игры, какие выводы вы можете сделать о ваших жизненных ценностях.

Вот неполный перечень общих ценностей, которые могли проявиться во время игры:

- Мнения других людей обо мне

- Забота о благополучии других

- Мои собственные потребности

- Материальные блага

- Долгосрочные цели

- Надежность

- Осмысленная жизнь

- Мир, согласие

              Иерархия ценностей.

Классный руководитель:  В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека?

(В иерархии ценностей, т. е. в порядке их распределения по важности. Например, каждый из нас в той или иной степени ценит свободу. Если, однако, “жизнь в мире и согласии с окружающим” для вас важнее, чем свобода, вы согласитесь на рабство (на потерю свободы), лишь бы обрести мир и согласие. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих.)

 А сейчас каждой группе нужно определить, какие пять ценностей (из купленных Вами сегодня) вы  считаете наиболее важными. Нужно расставить их по мере убывания их значимости, при этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её. (Работа идёт на музыкальном фоне). При сопоставительной проверке работы групп необходимы пояснения по выбору и упорядочению ценностей.

Классный руководитель делает обобщение, говоря о том, что люди по- разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Но есть главная ценность – ценность жизни.

Классный руководитель: Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения:  “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”.

 Спросите студентов, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите им  увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.

Классный руководитель: Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает.

 Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни!

III. Подведение итогов

Классный руководитель: В заключение нашей встречи, я предлагаю вам закончите фразы.

1.Преуспевающий в жизни человек - это человек, который…... (ставит перед собой цель и добивается её)
          2.Человек-неудачник - это человек, который….   (
думает, что у него никогда, ничего не получится)

3.Если человек не имеет…. то, он не состоялся (прожил жизнь зря).(ума,совести)

4.Если человек имеет……….,то он состоялся. (разум, ответственность, совесть..)

Студенты заканчивают фразы.

Классный руководитель: Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

Давайте еще раз назовём те жизненные ценности, которыми мы должны наполнить свою жизнь.

- И завершая наш классный час, я хочу рассказать еще одну притчу, которая поможет вам сделать свою жизнь и жизнь окружающих вас людей настоящей, наполнить ее настоящими жизненными ценностями.

Один человек решил изменить мир. Но мир – такой большой, а человек такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а человек такой маленький. Тогда человек решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей с десяток. Так человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, – самого себя.

Спасибо за участие!!!!                                                               ……Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

                                                                                                                         Ю. Левитанский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по краеведению "Город в котором мы живём"

презентация к внеклассному мероприприятию...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Цена жизни» (по рассказу М.А. Булгакова «Морфий»)

Тема: «Цена жизни» (по рассказу М.А. Булгакова «Морфий»)                      Тип внекласс...

Сценарий внеклассного мероприятия "Круглый стол "Зачем нужны законы и необходимо ли их соблюдать?"

Данное мероприятие направлено на формирование правового сознания несовершеннолетних. В целях решения проблемы формирования законопослушного поведения и формирования правовых установок несовершенн...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Классный час: «Город, в котором я учусь»

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»        Методическая разработка внеклассного мероприятияКлассный час: «Город, в котором ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Круглый стол" на тему: Востребованность выпускников строительных специальностей на рынке труда

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Круглый стол" на тему: Востребованность выпускников строительных специальностей на рынке труда для учащихся 2 и 3 курсов специальности ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия - литературной гостиной "Звезда, в которую он верил...", посвящённой творчеству А.В. Вампилова

Данный материал содержит методическую разработку литературной гостиной, посвящённой творчеству русского писателя и драматурга А.В. Вампилова....

Статья на тему : Внеклассное мероприятие "Мир , в котором я живу"

В данном материале представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвященного вопросам: каков мир вокруг нас? Чем он хорош или плох? Как его можно изменить или не стоит ничего менять? Каково наше мес...