Сценарий внеклассного мероприятия "Круглый стол "Зачем нужны законы и необходимо ли их соблюдать?"
методическая разработка

Данное мероприятие направлено на формирование правового сознания несовершеннолетних. 

В целях решения проблемы формирования законопослушного поведения и формирования правовых установок несовершеннолетних нами был разработан сценарий круглого стола с участием смежных специалистов, который был проведен со студентами 1-2 курсов в рамках недели правовых знаний. Только целенаправленная и систематическая деятельность по предупреждению противоправного поведения будет способствовать формированию правовых установок у  подрастающего поколения. Считаем, что данная форма организации профилактической деятельности со студентами является одним из эффективных методов решения поставленных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Круглый стол

«Зачем нужны законы и необходимо ли их соблюдать?»

                          Автор:

        Шевелева А.Н. –

                               преподаватель

ОГАПОУ  «Валуйский колледж»

Валуйки, 2019

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………..…………………….. 5

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы……………………………………………………………..23

Введение

Правонарушения несовершеннолетних – сложная, многоаспектная, требующая своевременного решения проблема. Несмотря на то, что статистические данные свидетельствуют о положительных сдвигах в борьбе с данным явлением, по-прежнему, тревожным остается количество беспризорных детей, рост числа преступлений экстремистской направленности среди молодёжи. Поэтому основной задачей образовательных учреждений наряду с другими важнейшими субъектами профилактики является своевременное выявление причин правонарушений  в молодежной среде и их устранение.

       В соответствии с Законом Белгородской области «О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области» (ч.1 ст.15) образовательные учреждения общего образования, начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс несовершеннолетних  в рамках профилактической деятельности с несовершеннолетними должны осуществлять следующие мероприятия:

- выявлять и учитывать несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения;

- реализовывать воспитательные и развивающие программы, направленные на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних и формирование их законопослушного поведения;

- обеспечивать социально-психологическую, педагогическую помощь и коррекцию личности детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и девиантного поведения;

- выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать  им психолого-педагогическую помощь в обучении и воспитании детей, своевременно информировать о них специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности;

- использовать различные формы педагогического, юридического и психологического просвещения родителей по актуальным проблемам отклоняющегося поведения у детей и подростков;

- обеспечивать организацию в образовательных учреждениях спортивных секций, технических и иных кружков, клубов, других форм досуга и вовлечение в них несовершеннолетних;

- развивать и поддерживать детские и молодежные общественные объединения, созданные в образовательном учреждении.

     Реализация данных направлений профилактической деятельности образовательных учреждений возможна с учётом всех трёх уровней профилактики: первичной, вторичной и третичной, которые должны реализовываться комплексно, систематически и в тесном сотрудничестве со всеми субъектами профилактики.

Только целенаправленная и систематическая деятельность по предупреждению противоправного поведения будет способствовать формированию правовых установок у  подрастающего поколения.

В целях решения проблемы формирования законопослушного поведения и формирования правовых установок несовершеннолетних нами был разработан сценарий круглого стола с участием смежных специалистов, который был проведен со студентами 1-2 курсов в рамках недели правовых знаний. Считаем, что данная форма организации профилактической деятельности со студентами является одним из эффективных методов решения поставленных задач.

Основная часть

Сценарий круглого стола «Зачем нужны законы и необходимо ли их соблюдать?»

Цель мероприятия:  способствовать формированию правового сознания у студентов через знакомство с законами РФ, определяющими права и ответственность несовершеннолетних и их родителей.

Задачи:

1) помочь осознанию важности существования законов;

2) предоставить возможность осознать себя полноправным гражданином;

3) познакомить с основными международными и государственными законами, защищающими права и определяющими ответственность несовершеннолетних;

4) предоставить возможность осознать ответственность родителей;

5) развивать способность к прогнозированию ответственности за свои проступки;

6) воспитывать нравственность, честность, взаимную ответственность.

Целевая аудитория: студенты 1-2 курсов ГБОУ СПО «Валуйский колледж»

Приглашенные: инспектор ГДН ОМВД РФ, ведущий специалист КДН и ЗП, священнослужитель, психолог и социальный педагог районного психолого-педагогического центра.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, доска.

Время проведения: 90 минут.

Ход мероприятия

1. Мозговой штурм «Что такое закон?»

Студенты отвечают на вопрос, высказывая свои предположения. Ведущий записывает их на доске, подводит итог и формулирует определение закона.

Закон — это официальное правило, установленное государством и регулирующее какую-либо сферу общественной жизни, которое все должны соблюдать.

Ведущий: - Какие вам известны законы? Назовите их (ответы студентов).

2. Групповая дискуссия  «Для чего нужны законы?»

Ребята высказывают предположения. Возможно, они сами придут к выводу, что творился бы полный беспорядок, никто никого бы не слушал и, в конечном итоге, государство лишилось бы порядка. Если подростки сами не выскажут этих предположений, то это должен сделать ведущий.

Ведущий: «Возможно, государство без законов не только лишилось бы порядка: его могли бы захватить противники, люди бы убивали друг друга, забирали бы чужое имущество. Государство в таких условиях не может существовать. В каждой стране существуют свои законы, которые называются Конституцией и Основными Законами. Ее жители обязаны соблюдать эти законы, в соответствии с этими законам караются и нарушители.

Мы с вами являемся гражданами России и поэтому обязаны соблюдать ее законы. Для того чтобы жить в соответствии с ними, их нужно знать. На нашем  круглом столе присутствуют представители различных ведомств, которые помогут нам познакомиться с основными законами, которые касаются непосредственно вас, несовершеннолетних. В ходе круглого стола вы узнаете о своих правах, обязанностях и ответственности, научитесь противостоять давлению сверстников  и, надеюсь, осознаете последствия своих поступков».

3. Представление гостей круглого стола, которые совместно с детьми будут разбираться в проблемах законопослушания.

Ведущий: Начнем наш круглый стол с упражнения « Я хочу – я могу».

4. Упражнение «Я хочу – я могу»

Участникам группы предлагается составить два списка: своих желаний и своих возможностей.

Обсуждение.        Участники ищут ответ на вопрос: «Все ли мои желания исполнимы и что необходимо, чтобы они исполнились?» Ведущий спрашивает ребят: «Могут ли предпринимаемые вами действия для достижения цели испортить жизнь другим людям, повлечь за собой нанесение какого-либо ущерба?» В обсуждении заостряется внимание на том, что только позитивные действия приводят к положительным результатам. Лишь соблюдая права других людей, человек может испытать полное удовлетворение от своих действий, а, нарушив их, он, напротив, будет иметь неприятности с законом.

5. Групповая дискуссия «На что я имею право»

Подросткам предлагается ответить на вопрос: «Когда человек приобретает права? Какие права имеют дети?»

В группе обсуждаются все предположения участников.

Замечания. Обычно ребята называют всевозможные для ведущих возраста. Поправлять их не нужно. Когда будут названы все варианты, следует сказать, что права человек приобретает с момента рождения. По мере того как он взрослеет, изменяются и его права, а вместе с ними — обязанности и ответственность.

В каких законах закреплены права граждан? А в каких законах прописаны права детей? (студенты отвечают на поставленные вопросы).

Ведущий: Основным законом, определяющим права и свободы, а также ответственность граждан является Конституция РФ. Назовите известные вам права и свободы граждан в соответствии с Конституцией РФ (ответы студентов).

А теперь послушаем выступление студентки о Конституции нашей страны.

6. Выступление студентки.

Ведущий: Теперь перейдем к правам детей, которые закреплены в международных и российских нормативно-правовых актах.

7. Выступление ведущего специалиста Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Информационно-правовая часть «Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ».

Выступающий предлагает вниманию участников общие принципы Конвенции о правах ребенка и Законодательства Российской Федерации, защищающие права несовершеннолетних, а также гражданские права и свободы.

Специалист КДН и ЗП: «Для охраны прав детей еще в 1924 году была принята Женевская декларация прав ребенка. Государства, которые подписали эту декларацию, признавали любого человека, независимо от его национальности, вероисповедания, цвета кожи, пола, социального происхождения, полноправным гражданином своей страны, имеющим права и свободы.

Со временем происходили изменения некоторых пунктов Декларации, вносились поправки. В 1959 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных наций приняла Конвенцию прав ребенка. В нашей стране Конвенция вступила в силу в 1990 году.

Государства-участники настоящей Конвенции считают, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов  общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле. Государства, принявшие Конвенцию полностью, возложили н себя обязанности по обеспечению полного и гармоничного развития личности ребенка. Но та как большинство детей воспитываются в семье, то особое внимание уделяется именно семье. В нашей стране принят Семейный кодекс, в котором отражены права, обязанности и ответственность всех членов семьи. В законах не забыты и дети, оставшиеся без попечения родителей, заботу которых взяло на себя государство. Они признаются полноправными гражданами и имеют равные со всеми права.

И в Конвенции, и в Семейном кодексе провозглашается, что дети имеют право на особу заботу и помощь. По какой же причине дети должны быть окружены особым вниманием? В Конвенции указано: «...ребенок, ввиду его физического и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

Правовая защита ребенка — что это такое? А это, ребята, соблюдение его прав. Какими же правами обладаете вы? (Участники высказывают  свои предположения.)

В первую очередь, ребенок имеет право на жизнь, никто не может отнять ее.

Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если это соответствует национальным обычаям. Есть национальные обычаи, по которым отчество присваивается по имени матери.

Ребенок имеет право на всестороннее развитие умственных и физических способностей, образование, на участие в культурной и творческой деятельности, лечение, досуг и отдых.

Ребенок имеет право выражать свое мнение, получать и передавать информацию, иметь доступ к сведениям из различных отечественных и международных источников. Источниками информации могут служить издания, видеоматериалы, сайты Интернета и другие источники, с условием, что они не наносят вред психике несовершеннолетнего, не содержат информации порнографического характера и сцен насилия и экстремизма, не воспитывают расовой и национальной неприязни.

И, наверное, самым главным, является право жить и воспитываться в семье. Ни одного ребенка никто насильно не может забрать из семьи, если в этой семье не нарушаются его права. А за выполнением этих прав наблюдают Органы опеки и попечительства. Каждый ребенок может самостоятельно обратиться в эти органы, если его родители злоупотребляют своими правами — жестоко обращаются с детьми, не обеспечивают его пищей, необходимыми вещами, не лечат.

Кроме этого, ребёнок наравне со всеми имеет свободу выбора религии и языка.

В этой части постоянно употребляется слово «ребенок». Пусть это вас не обижает. В Конвенции говорится о том, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону его страны он не достигает совершеннолетия раньше». В России ребенка до 14 лет принято считать малолетним, с 14 до 18 лет — несовершеннолетним, а молодых людей до 30 лет — молодежью.

Таким образом, все вы обладаете правами, обязанностями и ответственностью.  О вашей ответственности и обязанностях вы узнаете на следующих занятиях».

Ведущий: - Давайте подумаем, может ли несовершеннолетний привлекаться к уголовной ответственности?

8. Групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответственности»?

Участникам предлагается ответить на вопрос: как им кажется, с какого возраста и по каким правонарушениям несовершеннолетний привлекается к ответственности.

Ведущий не поправляет ребят и не хвалит за правильные ответы, а лишь выслушивает предположения. Подводится итог дискуссии.

9. Выступление инспектора ГДН ОМВД.  Информационно-правовая часть «Правовая ответственность несовершеннолетнего»

Инспектор ГДН рассказывает подросткам о действующем Законодательстве РФ, определяющем ответственность несовершеннолетних.

Инспектор ГДН: «Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения. В каждой школе существует устав, в котором оговариваются правила поведения в школе, правила посещения занятий. Если ученик, достигший возраста 14 лет, неоднократно нарушал устав, его исключают из школы. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении.

В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Если у него нет доходов, то ущерб возмещают его родители или опекуны. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а также те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью.

Но несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

  1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать лет.
  2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия, либо им может быть назначено наказание. При освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) арест; е) лишение свободы на определенный срок.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности: за убийство;  умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; умышленное причинение средней тяжести в здоровью; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера, кражу; грабеж; разбой; вымогательство; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложника; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; хулиганство при отягчающих обстоятельствах; вандализм; хищение либо вымогательство оружия; боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Инспектор поясняет состав отдельных видов преступлений, отвечает  на вопросы студентов.

Так что то, что вы, ребята, несовершеннолетние, не освобождает вас от ответственности перед Законом, и поэтому Законы вы обязаны выполнять и подчиняться им».

Ведущий: - Часто подростки нарушают закон, поддавшись влиянию со стороны сверстников. Попробуем разобраться в этой ситуации.

10. Ролевая игра «Ситуация принуждения»

Моделирование ситуации принуждения со стороны.

Подросткам предлагается разыграть сценку, когда группа или кто-то один принуждает сверстника совершить противоправный поступок.

В группе обсуждаются различные исходы ситуации.

Нужно расспросить тех ребят, которые «подвергались» принуждению, и тех, которые «принуждали», об их чувствах в этот момент. Также обсуждается и то, чего «принуждающий» в этой ролевой игре добивался? Для чего ему это было нужно? Вероятно, он не знал законов и надеялся, что отвечать не придется никому, виновного не найдут.

Ведущий: - А теперь подумайте, если правонарушение совершается в группе, кто несет за него ответственность?

11. Групповая дискуссия «Кто отвечает в толпе?»

Подросткам предлагается вспомнить известные им по телепередачам ситуации возникновения, а может из своей собственной жизни, каких-либо действий, идущих в разрез с Законом, когда правонарушения совершались группой. Что нарушалось? Каков был исход? В качестве примера можно взять погромы на рынках, беспорядки, связанные с поведением футбольных фанатов или скинхедов.

Подводится итог дискуссии.

Ведущий: - А теперь послушаем мнение специалиста.

12. Выступление инспектора ГДН ОМВД.  Информационно-правовая часть  «Ответственность за групповые правонарушения»

Инспектор знакомит участников со статьями УК, предусматривающими наказания за правонарушения, совершенные группой, и за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.

Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

1. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, - наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.

Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий

1. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, - наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.        

2. То же деяние, совершенное родителем, педагогом люб лицом, на которое законом возложены обязанности воспитанию несовершеннолетнего, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок пяти лет с лишением права занимать определенные должности,  заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или угрозой его применения, - наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

Важно отметить, что если несовершеннолетнего вовлекли в преступную деятельность, то он  не является пострадавшим. Это является послаблением, но при этом не освобождает от ответственности.

А вот когда подростки совершают правонарушение «толпой», то это утяжеляет наказание пример, если нанесен физический вред здоровью одним человеком, то ему назначается наказ виде лишения свободы до трех лет, а если он не один, то до пяти лет. Если над человеком издевается кто-то один, то его «посадят» на три года, а если истязание совершается группой, то ее участникам грозит заключение до семи лет. Причем выявляется зачинщик и ему назначается самая жесткая мера,  предусмотренная статьей. Все правонарушения, совершенные группой лиц, считаются правонарушениями по предварительному сговору.

Статья 35. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией)

1. Преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора.

2. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, за договорившиеся о совместном совершении преступления.

3. Преступление признается совершенным организованной толпой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

4. Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях.

5. Лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими, подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, а также за все совершенные организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несут уголовную ответственность за участие в них в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.

6. Создание организованной группы в случаях, не предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, влечет уголовную ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана.

7. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Обсуждение: - Как вы думаете, кто виновник погромов на улицах Москвы после футбольного матча и кто будет отвечать?

Замечания. Необходимо вывести ребят на осознание виновности всех участников погрома, еще раз обращаясь к Законам.

Ведущий: - Так противостоять негативному влиянию сверстников? В этом вопросе нам поможет разобраться психолог.

13. Мозговой штурм «Противостояние влиянию»

Подросткам предлагается обсудить, что такое влияние и на что или на кого можно повлиять? Влияние — это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе и способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации?

Далее обсуждается, всегда ли влияние отрицательно? Каким образом можно отличить отрицательное влияние? Каковы способы негативного влияния? (Запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление: личность и т. д.) Подросткам предлагается высказаться, хочется ли им поддаваться такому влиянию, и к каким последствиям может привести соглашение? Что необходимо предпринять, чтобы бы уйти из-под негативного влияния?

14. Работа в группах. Составляется план безопасности. Необходимо убедить подростков, что обращение за помощью — это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план должны быть включены и такие пункты, как обращение к родителям и взрослым, к учителям, в органы полиции, телефоны доверия.

Представление плана безопасности и его обсуждение.

15. Ведущий: - Какими качествами личности должен обладать человек, чтобы не нарушать законы? (ответы ребят, комментарии психолога).

- Конечно, в первую очередь, в негативной для вас ситуации нужно уметь решительно сказать «нет!». Вместе с психологом научимся говорить «нет».

16. Упражнение «Учимся говорить нет» (проводит психолог)

Каждый из участников проходит по кругу, останавливаясь перед товарищами. Сидящие по очереди обращаются к нему с просьбой или приказом. Просьба должна иметь не оскорбляющий характер. Задача: сказать «нет», при этом обосновать свой отказ.

Обсуждение.        В каких случаях было легче отказывать: просьбе, при приказе или при приглашении действовать вместе? Как правило, очень трудно казаться, когда человек просит (мы ощущаем себя выше просящего) и при приглашении на совместную деятельность (нас удовлетворяет признание наших способностей). В этих случаях мы попадаем под влияние.  

17. Ведущий: - А теперь обсудим следующий вопрос: «Кто и как должен воспитать законопослушного гражданина»? (ответы ребят, комментарии психолога).

- Конечно, в первую очередь, в этом вопросе очень важна роль родителей.

- Как вы считаете, правильно ли вас воспитывают ваши родители? Почему?

Попробуем составить список претензий к родителям.

18. Составление списка претензий к родителям, которые ребята могут высказать, а ведущий записывает их доске.

Ведущий: - А теперь обсудим, за что несет ответственность родитель?

19. Групповая дискуссия «За что несет ответственность родитель»?

Предметом обсуждения становится разделение ответственности за проступки подростков их родителями. Необходимо совместно с ребятами выделить тот момент, когда поступок несет неприятности только для самого подростка, а когда это затрагивает его родителей.

Очень важно показать студентам, что родители переживают за любые неудачи своего ребенка, даже говоря им: «Так тебе и надо, сам хоте – сам и разбирайся!» Если бы им была безразлична его жизнь, они просто не заметили бы его неудачу.

Подводится итог обсуждения.

Ведущий: - А теперь послушаем мнение специалиста.

20. Выступление ведущего специалиста Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Информационно-правовая часть «Ответственность родителей за несовершеннолетних детей».

Специалист КДН и ЗП:  «Ребята, ваши родители беспокоятся о вас, заботятся, кормят, одевают, лечат, учат. Это их святая обязанность, которая прописана в Семейном кодексе. В соответствии со статьей 6 Семейного кодекса, родители несут ответственность за воспитание и развитие детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в суде.  Но они и без Кодекса все делают для вас, потому что вас любят. И даже ругая вас, споря с вами, они вас любят. Они не хотят, чтобы вы, совершив преступление, испортили себе жизнь и несли ответственность перед Законом, да и родители привлекаются к ответственности за правонарушения своих детей.

Если ребенок еще не достиг возраста ответственности, то наказание несут родители. Например: подросток, не достигший возраста 16 лет, совершил кражу. Кто будет возмещать ущерб? Родители. А если 14-летний нанес увечья своему однокласснику в драке или по неосторожности? Снова отвечают родители. Конечно, в тюрьму их не посадят, но перед Законом они несут административную ответственность.

В законах существуют статьи, по которым на родителей накладываются определенные обязанности при совершении преступления их несовершеннолетним ребенком».

Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2.  Передача под надзор состоит в возложении на родителей или         лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. В случае, если у несовершеннолетнего нет личных средств, материальный ущерб возмещают родители.

  1. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Контроль выполнения условий возлагается на родителей и контролирующие органы.

Специалист КДН и ЗП: «На каждой территории существуют Подразделения по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел и Комиссии по делам несовершеннолетних при администрации. Инспекторы постоянно посещают семью, а в случаях невыполнения условий несовершеннолетний и его родители привлекают ответственности.

Познакомимся со статьями Административного Кодекса РФ, в которых говорится об ответственности родителей за ненадлежащее воспитание своих детей (ст. 5.35 - неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних; ст. 20.22 - ответственность родителей или иных законных представителей за появление несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в состоянии опьянения, а также за распитие ими пива, алкогольной продукции, употребление наркотических и одурманивающих веществ в общественных местах).

Вот такие неприятности могут иметь родители, если их ребенок совершает правонарушения. Поэтому, когда вам родители запрещают гулять до поздней ночи, они вправе это делать, как они несут ответственность за вашу жизнь, здоровье и поведение. И когда они предъявляют свои требования, вспоминайте о законах, прежде чем отстаивать свое «право».

21. Ведущий: -  Как теперь вы понимаете претензии родителей? Обратимся к списку претензий, которые вы выдвинули родителям, обоснованы ли они теперь, когда вы узнали об их ответственности за ваше воспитание? Обратите внимание, что родители даже интуитивно, соблюдают законы.

22. Ведущий: - Итак, ребята, мы поговорили с вами о законах и какая ответственность грозит за их нарушения. Но мне хотелось бы затронуть еще один аспект законопослушания – соотношение права и морали, нравственности.

Нравственность - это система прав поведения человека, в основе которой человеколюбие и бережное ношение к окружающему миру. А ведь не все безнравственные поступки караются государственным законом, а люди их совершают…  Приведите примеры (студенты высказывают свое мнение, приводя в пример грубое отношение к родителям, аборт и т.д.).

- В каком законе содержатся нравственные заповеди жизни? Кто может назвать их? (ответы студентов).

- Это заповеди Библии, которые должен соблюдать каждый христианин. Обратимся к ним.

23. Выступление священнослужителя, знакомящего ребят с заповедями Библии и отношением Церкви к правонарушениям.

Нравственные заповеди (правила) Библии (Исход, глава 20)

1. Да не будет у тебя других Богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Помни день субботний.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, н чего, что у ближнего твоего.

24. Ведущий: - Как вы понимаете эти заповеди? (ответы студентов). Некоторые из этих заповедей нашли отражение в государственных законах.

- Подумайте, каким образом Бог наказывает людей за нарушение  нравственных заповедей? (ответы студентов, комментарии священнослужителя).

25. Групповая дискуссия «Почему, казалось бы, честные люди иногда не соблюдают нравственные заповеди в жизни?» (ход дискуссии ведет священнослужитель).

26. Работа в группах.

Ведущий: - А теперь снова поработаем в группах. Выполните следующее задание: составьте правила поведения законопослушного человека  на основе норм права и нравственных заповедей. Какие из этих правил вы выполняете, а какие - еще нет? Что необходимо для того, чтобы выполнять все правила?

Представление правил, разработанных в группах, комментарии приглашенных специалистов.

27. Подведение итога.

Ведущий:- Сегодня мы все вместе попытались разобраться с проблемой соблюдения человеком норм законов.  Я, надеюсь, что наш круглый стол был для вас полезным. И, в заключении, мне хотелось бы услышать ответ каждого из вас на тот вопрос, который мы поставили в начале нашего круглого стола: «Зачем нужны законы и необходимо ли их соблюдать?» (ответы студентов по цепочке).

28. Рефлексия.

Ведущий:

- В завершении круглого стола я попрошу вас оценить значимость для себя данного мероприятия, опустив в ящик цветные жетоны.

Цвета жетонов означают следующее:

- зеленый – круглый стол был очень интересным, познавательным, позволил мне задуматься над своим поведением и переосмыслить его;

- желтый -  круглый стол был достаточно интересным и познавательным, но полученную информацию я приму к сведению частично;

- красный – круглый стол мне не понравился, ждал быстрейшего его завершения.

Ведущий: - Спасибо всем за работу. До свидания! До новых встреч!

Заключение

Причины и условия проявления преступности концентрируются в противоречиях государственной молодёжной политики, и, прежде всего в сфере  трудовой занятости и профессионального образования, семейного, школьного воспитания, организации спорта и досуга молодёжи, профилактического контроля со стороны правоохранительных и учебных систем. Поэтому деятельность государства должна быть направлена на устранение данных противоречий.

Мы считаем, что общие меры ранней профилактики должны сводиться  в  основном к нейтрализации отрицательного влияния неблагополучных семей; оказанию государственной и общественной помощи подросткам, нуждающимся в ней; устранению недостатков в деятельности учреждений, занимающихся обучением и воспитанием несовершеннолетних; рациональной организации досуга подростков, особенно по месту жительства; контролю за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и существующих в отношении них запретительных и ограничительных мер; разобщению неформальных групп несовершеннолетних, предрасположенным к антиобщественным формам поведения; оказанию должного воздействия на лиц, пагубно влияющих на подростков; повышению качества правового воспитания.

Результативность профилактической работы среди соответствующей части молодёжи зависит от законности, целенаправленности, конкретности и профессиональности её проведения. При этом предупредительная деятельность должна представлять собой непрерывный, многоаспектный и многоуровневый процесс, содержащий необходимый комплекс воспитательных и профилактических мер, с опорой на общие принципы индивидуальной работы.

     

Список использованной литературы

  1. Конвенция ООН о правах ребенка.
  2. Конституция РФ.
  3. Уголовный Кодекс РФ.
  4. Семейный Кодекс РФ.
  5. Кодекс об административных правонарушениях.
  6. Закон Белгородской области «О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области» от 30 ноября 2000 года (в ред. закона Белгородской области от 01.04.2004 N 120)

4. Воспитание личности в коллективе/ М.: Центр «педагогический поиск», 2001.

5. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

сценарий внеклассного мероприятия "Ярмарка"

праздник в русском народном стиле...

СЦЕНАРИЙ проведения классного часа «Зачем человеку правила?»

Цель классного часа: Сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения.Задачи:       - дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений...

Сценарий внеклассного мероприятия по химии "Химия за чайным столом"

Сценарий может быть использован при проведении недели химии преподавателями колледжей или учителями химии....

Презентация "Зачем нужно помнить и изучать историю России"

Презентация "Зачем нужно помнить и изучать историю России"...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАРШРУТЫ.

в данной статье раскрываю секрет как двоечника превратить в хорошиста....

Разговоры о важном. Зачем нужны знания?

Разговоры о важном. Урок 1. Зачем нужны знания?...