Рабочая тетрадь №2 по дисциплине Основы животноводства и пчеловодства, специальности 35.02.05 Агрономия
учебно-методический материал

Виноградская Вера Александровна

Рабочая тетрадь по дисциплине Основы животноводства и пчеловодства предназначена для студентов в пощь при выпонении практических работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_osnov_chast_2.docx571.52 КБ

Предварительный просмотр:

Марийский аграрный колледж (филиал)

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»

В. А. Виноградская

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ № 2
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 ОСНОВЫ ЖИВОТНОВОДСТВА  И  ПЧЕЛОВОДСТВА

Студента: _______________________________

                                Ф. И. О.

Группа: _________________________________

Специальность:________________________

Методические указания для студентов  

Ежово

2022

Автор:      В.А. Виноградская – преподаватель спецдисциплин Марийского

                                                       аграрного  колледжа  (филиал)  ФГБОУ ВО

                                                       «Марийский государственный университет

Рецензент:   Н.А. Еремеев – преподаватель ветеринарных дисциплин Марийского  аграрного  колледжа  (филиал)  

                                              ФГБОУ ВО «Марийский  государственный  университет»

Методические указания предназначены для проведения лабораторно-практических работ со студентами  вторых  курсов  по специальности 35.02.05 Агрономия по дисциплине  Основы животноводства и пчеловодства по разделу Основы пчеловодства.

Освещает методику выполнения восьми практических занятий, контрольные вопросы для самоконтроля, список основной и дополнительной литературы, критерий оценок студентов.


Содержание

Введение ……………………………………………………………………..

4

Правила техники безопасности …………………………………………….

5

Практическое занятие № 10

Изучение строения рабочей пчелы..………………………………………..

7

Практическое занятие № 11

Изучение строения улья, пчеловодного инвентаря ………………………

9

Практическое занятие № 12

Болезни и вредители пчел.                                                                Ознакомление с вредителями и болезнями пчел.………………………….

17

Практическое занятие № 13

Ознакомление с основными медоносами и пыльценосами и их оценка ...

18

Практическое занятие № 14

Определение качества корма для пчелиной семьи………………………..

21

Практическое занятие № 15

Использование пчел на опылении сельскохозяйственных культур ……..

25

Практическое занятие № 16, 17

Организация производства в пчеловодстве ……………………………….

28

Литература……………………………………………………………………

32

Введение

Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 Агрономия.

В пособии восемь практических занятий, к которым дана методика выполнения.

Для каждого занятия даны рекомендации по изучению основной и дополнительной литературы.

В начале, даются вопросы для самоконтроля, затем методика выполнения практического занятия.

Правила техники безопасности

  1. Работать в спецодежде (халат, колпак или косынка).
  2. Выполнять указания только преподавателя.
  3. Строго соблюдать существующий на пасеке распорядок.
  4. Не включать и не выключать без разрешения рубильники или другие приборы.
  5. Не загромождать рабочее место предметами, не относящимися к работе.
  6. Пчелы, в отличие от домашних животных, не знают своего хозяина, поэтому важно уметь обращаться с ними при работе. Прежде всего, необходимо спокойствие и уверенность. Немалое значение имеет одежда. Она должна быть выполнена из светлого материала, без ворса, не иметь посторонних запахов, использоваться только при работе с пчелами. Брюки внизу заправляют в носки, а обшлага рубашки должны плотни прилегать к телу. Лицо защищается специальной сеткой. Наиболее удобна в работе сетка – шляпа.
  7. Лучшее время осмотра пчел – середина теплого дня, когда старые, наиболее злобные пчелы в полете. Пчел осматривают при температуре в тени не ниже 12 – 14 0С, в безветренную погоду. При необходимости осмотр пчел в прохладную погоду проводить быстро.
  8. Пчел нельзя осматривать без особой надобности в безвзяточное время, а при необходимости выбирают момент, когда пчелы не летают, лучше к концу дня. Поскольку осмотр гнезда отвлекает пчел от работы, то надо твердо уяснить, что такие мелкие работы, как расширение гнезд, постановка магазинных надставок и прочее, нужно проводить вечером, особенно во время медосбора.
  9. Одним из необходимых пасечных принадлежностей для осмотра пчел является дымарь. Горючим материалом служат гнилушки и куски древесины. Пчел сильно укрощает сжигание в дымаре кусочков выбракованных запрополисованных рамок или холстиков. При этом надо, быть осторожным и следить за тем, чтобы в дымарь не попал труп пчелы, вызывающий сильную раздражительность пчел. По окончании работы дымарь глушат. Для этого крышку дымаря слегка приоткрывают, а нижнее и верхнее отверстия закрывают. В целях противопожарной безопасности дымарь разжигают и хранят отдельно от горючих материалов.
  10. Прежде чем открыть крышку улья, надо знать цель осмотра и все необходимое иметь под руками. В леток подают одну – две струйки дыма. Под влиянием дыма пчелы набирают в зобик мед и им труднее сгибать брюшко, чтобы ужалить. Через 2 – 3 минуты пчеловод становится с удобной для него стороны улья, осторожно снимает крышку и ставит ее с обратной стороны улья. Затем снимает подушку и, отогнув угол холстика, поверх рамок дает струю дыма. Если улей полностью заполнен рамками, то для удобства в работе из улья извлекают две – три рамки и временно ставят их в переносной ящик. Чтобы вынуть из полного гнезда рамку, следует стамеской потеснить соседние. Вынув первую рамку, следующие извлекают наискосок так, чтобы не придавить пчел или матку.
  11. Соты осматривают над ульем. Чтобы не провисала вощина, не капал нектар и не выпали комочки пыльцы, соты держат вертикально, с набольшим наклоном к лицу пчеловода. Если с рамки надо удалить пчел, ее берут левой рукой за верхний брусок или плечико и опускают ко дну улья. Кулаком правой руки ударяют по кисти левой руки или по планке. Рамки с расплодом, особенно с маточниками, так стряхивать нельзя, пчел с них сметают щеткой или веничком из мягкой травы.
  12. Чтобы не вызвать воровство у пчел и не охладить гнездо, осмотренные рамки покрывают запасным холстиком или планочками. Работу следует выполнять быстро, но спокойно, без суеты и толчков. Умение спокойно и быстро работать приобретается практикой. Пчелы не любят резких движений, отмахиваний руками и хождений перед летками. Если пчела ужалит, то не следует дергаться, а осторожно извлечь жало ногтем указательного пальца. Нельзя извлекать жало двумя пальцами, так как при этом яд из пузырька жала вспрыскивается в тело. Для уменьшения опухоли яд можно выдавить или отсосать. Надо помнить, что ужаление одной пчелы является сигналом тревоги для других пчел, поэтому работу нужно ускорить и проводить ее осторожней. При сильном раздражении пчел нельзя улей бросать открытым: прежде, чем отойти, его нужно закрыть. Если пчелы яростно преследуют, лучше удалиться в чащу кустов или в помещение. Причиной озлобления пчел могут быть малые запасы корма, когда им нечем заполнить медовые зобики, и окуривание. Когда нет медосбора, на рамках только что открытого улья прилетают пчелы – воровки. Пчелиное воровство приводит пчел в ярость. Особенно бывают злыми безматочные семьи. Озлобленность пчел проявляется в холодную погоду, при ветре, дожде, рано утром, поздно вечером и при внезапном прекращении медосбора.
  13. Пчелы не любят запаха пота, бензина, спиртного, духов, крови, чеснока, лука и т.п. Небрежность в работе пчеловода раздражает пчел, а при систематическом нарушении правил осмотра у них вырабатывается и закрепляется озлобленность как условный рефлекс.
  14. После окончания работ привести в порядок рабочее место.

Практическое занятие № 10

Дата: __________                                                                     Время __________

Тема: Изучение строения рабочей пчелы.

Цель занятия:         Ознакомиться с внешним строением тела пчелы и ее внутренними органами.

Материалы и оборудование:         

  1. Учебник А.С. Нуждин. Основы пчеловодства.
  2. Таблицы.
  3. Предметные стекла.
  4. Вода.
  5. Пипетка, пинцет, скальпель, препаровальная игла, ножницы, лупа.

Литература:                                 №        4        стр. 28.

Техника безопасности:

  1. Соблюдать правила техники безопасности при работе с пчелами и инструментами.
  2. Соблюдать правила личной гигиены.
  3. После работы прибрать рабочее место, руки обработать.

Задание № 1

Рассмотреть внешнее строение тела пчелы

Методика выполнения.

Наколоть пчелу булавкой в средней части грудного отдела и с помощью лупы изучить внешнее строение тела – голову, грудь, брюшко, их сочленение, а затем более тщательно строение каждого отдела. На голове пчелы надо рассмотреть большие сложные и простые глаза. В передней части головы находят пару членистых усиков. Затем отделяют от головы и рассматривают ротовые придатки, находящиеся в нижней части головы.

К грудному отделу прикреплены две пары тонких перепончатых крыльев и три пары ног (передняя, средняя и задняя).

Ножки следует разделить – на тазик, вертлюг, бедро, голень, лапку, состоящую из пяти члеников. Кроме того, надо постараться найти на ножках клапан и вырез для чистки усиков (на передней ножке), шпорце для сбрасывания обножки (средняя ножка) и корзиночку для переноса собранной пчелой пыльцы в улей (задняя ножка).

Брюшко расчленяют на составляющие этот отдел кольца (сегменты) у пчелы и матки по 6 колец, у трутня – 7 и рассматривают их строение.

Задание № 2

После рассмотрения строения пчелы под лупой, зарисовать строение тела пчелы и указать:

Рисунок

1 – голова;

2 – грудь;

3 – брюшко;

1 – усик;

2 – хоботок;

3 – переднее крыло;

4 – заднее крыло;

5, 6, 7 – передняя, средняя                   и задняя ножки;

8 – брюшные сегменты;

9 – спинные сегменты.

Задание № 3

Зарисовать после просмотра голову пчелы и указать:

Рисунок

1 – простые глаза;

2 – сложные глаза;

3 – усики;

4 – хоботок;

   а) – язычок;

   б) – ложечка язычка.

Вопросы для контроля:

  1. Чем отличаются по строению рабочая пчела, матка, трутень?
  2. Как устроены глаза у пчел?
  3. Из чего состоят половые органы матки?

Оценка: ________________                                                Подпись: ____________________

Практическое занятие № 11

Дата: __________                                                                     Время __________

Тема: Изучение строения улья, пчеловодного инвентаря.

Цель занятия:         Ознакомление с типовыми ульями и пасечным оборудованием.

Место проведения:         Учебный кабинет, пасека.

Метод организации занятия: Звеньевой, индивидуальный.

Материалы и оборудование:         

  1. Теоретическая – учебник;
  2. Набор пчеловодческого инвентаря;
  3. Плакаты об устройстве ульев.

Правила техники безопасности:         Соблюдайте осторожность при работе с режущими и колющими инструментами

Литература: 

№ 1 стр. 52 – 89;

№ 2 стр. 38 – 57.

Вопросы для контроля:

  1. Перечислите какие требования предъявляются к улью?
  2. Назовите основные типы ульев?
  3. Назовите сотовые части типового улья?
  4. Перечислите, какой инвентарь применяют при уходе за пчелами?
  5. Какой инвентарь используют при выводе маток?

Задание № 1

Дать характеристику типовым ульям.

Методические указания

При выборе типа улья необходимо учитывать медосборные и климатические условия, биологические особенности используемой породы пчел, районированной для данной зоны, методы ведения пчеловодства, тип получаемой продукции, необходимость повышения производительности труда в условиях крупных специализированных пчеловодческих хозяйств.

Тип улья не оказывает существенного влияния на продуктивность пчелиных семей, если его качество и размеры отвечают всем требованиям самой семьи. Однако от типа улья в значительной степени зависит производительность труда пчеловода – скорость разборки, осмотра и расширения гнезда, отбора меда, погрузки ульев на автотранспорт и установки их в зимовник и т.д.

                                                                                                           Таблица 1

Характеристика типовых ульев, используемых в России

Типовые проекты ульев

Количество корпусов и (или) магазинных надставок

Размеры рамок, мм

Количество рамок в корпусе, шт.

Тип дна (отъемное

 или глухое)

Величина летка (нижнего, верхнего),

мм

Тип крыши

и ее вентиляция

1

2

3

4

5

Внутренние размеры ульев 525*450 мм, высота – 430 мм. Передняя и задняя стенки двойные, сдела-ны из досок толщиной 25 и 15 мм (внутренние стенки толще наруж-ных) с промежутком, равным 27,5 мм. Боко-вые стенки корпуса одинарные, толщиной 30мм. Межстенное пространство заполня-ется мхом, паклей, опи-лками, хвоей. Потери тепла в этом случае при одинаковых темпера-турных условиях приб-лизительно втрое мень-ше, чем в ульях с одинарными стенками толщиной 35мм. В корпусе вмещаются 14

Рис. 8. Схема:                                                                     рамок, для которых на

1-дно;  2-корпус;  3-рамка;  4-потолок;                                             внутренних стенках

5-подкрышник;  6-вентиляционная рама;  7-крыша.                           выбраны фальцы,

 и разделительные доски.

При сокращении гнезда весной и осенью можно применить боковое утепление. Все 4 стенки снаружи возвышаются над гнездом и образуют неотделимый от корпуса подкрышник. На передней стенке корпуса устроены летки в виде щелки; верхний размером 100*10, а нижний – 200*10 мм.

Магазинных надставок – две. Длина каждой – 490 мм, ширина – 450 и высота –150мм. Они могут быть использованы и в качестве второго корпуса. Толщина перед-ней и задней стенок надставки – 25, а боковых – 20 мм. Выступающие снаружи над гнездом стенки корпуса, соприкасаясь с обвязкой крыши, составляют как бы вторую

стенку надставки.

1. Утепленный 14–рамочный улей.

Крыша улья двускатная или плоская и по устройству ничем не отличается от крыши двухкорпусного улья. Дно неотъемное, щит его сделан из досок толщиной 40 мм на двух опорных брусках.

2. Улей–лежак на 20 рамок.

Дно лежака состоит из трех досок толщиной 35 мм, собранных на брусках. Оно наглухо прибито к стен-кам корпуса. Со стороны пе-редней стенки дно выступает на 35мм. К образующемуся выступу с помощью накла-док крепится откидная при-летная доска, которую при перевозке улья с пчелами прижимают к передней стенке корпуса.

Передняя и задняя стенки корпуса сделаны из досок толщиной 40мм, а боковые – из досок толщиной 30мм. Корпус можно разго-родить на два отделения для содержания в них двух се-мей. Боковые и задняя стенки корпуса охватывают дно, а передняя по всей своей дли-

не не доходит до дна на 12мм

образуя нижний леток,                          Рис. 9  Утепленный 14–рамочный улей:

разделенный на 2 части                                                А – общий вид;          

неподвижной втулкой;                     Б – продольный разрез;     В – поперечный разрез.

летки регулируются двумя

клинообразными задвижками. Для удобства очистки дна под нижними летками имеются втулки, вынимающиеся на время удаления сора. Их можно использовать так же для усиления вентиляции.

В верхней внутренней, кроме передней и задней стенок, выбран фальц для подвешивания рамок. Глухой бортик корпуса высотой 70 мм позволяет хорошо утеплять гнездо улья сверху. Корпус имеет внутренние размеры 450*810*440 мм.

Надставка предназначена для медосбора. В нее входят 20 магазинных рамок. Толщина стенок надставки соответствует толщине стенки корпуса. Высота – 95 мм. Снаружи в стенках сделаны углубления для подхвата надставки руками.

Крыша лежака плоская, состоит из обвязки и щита, изготовляемых из досок толщиной 15 мм. Высота обвязки – 80 мм. В обвязке сделаны сквозные вентиляци-онные отверстия, которые зарешечены наклонно проволочной сеткой, препятствую-щей проходу пчел. Напротив вентиляционных отверстий имеются клапаны, позволя- ющие регулировать поступление воздуха.

Гнездовые и магазинные рамки этого улья делают-ся по стандарту.

Рис.10.

Улей–лежак:

А – продольный разрез, поперечный разрез;    

Б – общий вид.

3. Многокорпусный улей

 Многокорпусный улей состоит из корпусов, более легких по весу и меньшего объема, чем корпуса ульев других типов. В каждом размещается 10 рамок, снабженных постоянными разделителями. При таких особенностях устройства корпусов ульев создаются возможности для работы не отдельными рамками, а целыми корпусами, в резуль-тате чего производительность труда пчеловодов повышается вдвое.

Эффективность многокорпусных ульев особенно заметна в тех случаях, когда порода пчел, плодовито-сть маток и опыт пчеловода обеспечивают содержание сильных семей, а условия медосбора гарантируют хороший, устойчивый взяток. При недостаточной же первоначальной силе и невысокой плодовитости маток семьи плохо переходят во вновь подставляемые корпуса, если туда не перенесли 2–3 рамки с распло-дом, плохо отстраивают соты на искусственной вощине при неустойчивом поддерживающем взятке. В

таких случаях и в многокорпусных ульях прихо-

Рис. 11 Многокорпусный улей:                             дится манипулировать отдельными

А – общий вид;                                                   рамками, а не целыми корпусами.

Рис. 11 Многокорпусный улей:

Б – продольный разрез;        

В – поперечный разрез;

1 – дно;

2 – корпус;

3 – рамка;

4 – потолок;

5 – подкрышник;

6 – вентиляционная рама;

7 – кровля;

8 – обвязка крыши;

9 – прилетная доска;

10 – летковый вкладыш; 11 – верхний леток;

12 – пропил для вентиляции.

Задание № 2

Ознакомиться с пчеловодным инвентарем:

  • Изучить и описать инвентарь при уходе за пчелами;
  • Инвентарь при размножении пчелиных семей и выводе маток;
  • Инвентарь для откачки и очистки меда;
  • Инвентарь на пасеке.

Методические указания

Самостоятельно выбрать весь инвентарь по группам, назвать его и описать назначение и устройство. Записать в таблицу.

                                                                                                              Таблица 2.

Пасечное оборудование и инвентарь.

№ п/п

Название инструмента, рисунок

Назначение

Правила работы с инструментом

Методические указания

Изучить инвентарь, применяемый при уходе за пчелиными семьями.

При осмотре гнезд пчелиных семей лицо и голова пчеловода должны быть хорошо защищены лицевой сеткой (рис.1) в нижней и верхней части сетки вшивают проволочные обручи, чтобы исключить прилегание тю-ля к лицу и возможности ужаления пчелами. Рабо-тать с пчелами следует в специальной одежде – бе-лом (светлом) комбинезоне или халате. На шее комби-незом скрепляют с лицевой сеткой так, чтобы полно-стью исключить проход

для пчел. Рукава у кистей

рук и брюки у лодыжек стягивают с помощью                    Рис. 1. Сетки  для защиты лица от ужалений:  

резинок или тесёмок.                     слева – цилиндрическая сетка, надеваемая на пляпу;

  справа – сетка-кепи, которую надевают прямо на голову.

Перед началом осмотра гнезда семьи необходимо усмирить пчел дымом с помощью пасечного дымаря (рис.2). Он состоит из цилиндрического внеш-него корпуса, открывающейся на шарни-ре конической крышки с отверстием для выхода струи дыма, внутреннего стакана с решетчатым дном, в который заклады-дываются  гнилушки, сухой торф, трут,        

Рис. 2. Пасечный дымарь                                кизяк. С помощью небольшого меха

                                                                           дымаря струю дыма периодически

                                         направляют на пчел.

Дымарь лечебный (ДПЛ) используется для окуривания пчел семей лекарственными препаратами при варроатозе и других заболеваниях пчел (рис.3).

Стамеску пчеловодную применяют при разработке гнезда

(облегчает раздвигание и изъятие рамок из улья),

снятии корпусов, очистке рамок, а также

стенок и дна улья от мусора и следов

поноса, воска, прополиса (рис.4).

Рис. 3

Лечебный

дымарь

Один  конец стамески загнут под прямым углом и заточен только с  внешней  стороны. Другой  конец заточен с обеих сторон. Ее  изготавливают  из  углеродистой  или   нержавеющей стали и деревянных накладок, прикрепленных к средней части ее с обеих сторон. В ряде случаев на стамеске предусматривается устройство, позволяющее выдергивать гвозди.

Скребок–лопатка применяется, главным образом, для удаления подмора при чистке весной ульев с неотъемными доньями, мусора и погибших личинок и куколок при весенне-летних лечебных обработках семей, пораженных аскосферозом. Они также делаются из стали, но имеют более широкое лезвие.

Рис. 4.  Стаместки пасечные:         

a – с накладками,

б – обычная,

в – универсальная.

Для работы с пчелами необходим переносной рабочий ящик пчеловода (рис.5). Он служит для переноса инвентаря, сотов с кормом, временного размещения сотов с пчелами, изымаемых из гнезда, в одно из отделений закладывают гнилушки и т.д.

Рис. 5. Переносной рабочий ящик пчеловода          

На производственных пасеках широко используются ящики для размещения сотов с кормом,  особенно в период полного отсутствия медосбора в природе для полного исключения воровства пчел на пасеке, при отборе меда от семьи. Их делают из фанеры и деревянных брусков с плотно прикрывающейся крышкой, исключающей проникновение пчел.                    

На производственных пасеках широко используются ящики для размещения сотов с кормом, особенно в период полного отсутствия медосбора в природе для полного исключения воровства пчел на пасеке, при отборе меда от семьи. Их делают из фанеры и деревянных брусков с плотно прикрывающейся крышкой, исключающей проникновение пчел.

У верхних кромок обвязки боковых стенок ящика предварительно выбирают

фальцы или прикрепляют планки для подвешивания рамок. В торцах ящика с наружной стороны предус-мотрены ручки, позволяю-щие пчеловоду и помощни-ку  вносить  его в  сотохра-

нилище, в  цех по  откачке

меда.

Ко времени массо-вого проявления инстинкта роения семей пчеловод дол-жен подготовить 3-4 роев-ни в расчете на 100 семей и различные приспособления (рис.6).

Рис.6. Роевня (разные виды)

В течение активного сезона пчеловоду достаточно часто приходится подсаживать в семьи новых маток, используя для этих целей специальные маточные клеточки и колпачки, служащие для временного содержания в изоляции матки или запечатанного маточника (рис.7).

Рис.7.

Маточные клеточки и колпачки для подсадки маток в пчелиные семьи

(разные виды)

Вопросы для контроля:

1. Какие преимущества

     имеют ульи с магазины-      

     ми недостатками?

2. Какие медогонки исполь-

    зуют на пасеке?

3. Как получают воск и

вощину?

Оценка: ________________                                                Подпись: ____________________


Практическое занятие № 12

Дата: __________                                                                     Время __________

Тема: Болезни и вредители пчел.

           Ознакомление с вредителями и болезнями пчел.

Цель занятия:         Изучить вредителей пчел. Исследовать пчелиные семьи на заболеваемость варратоза и других инфекционных болезней.

Место проведения:         Пасека, учебный кабинет.

Метод организации занятия: Звеньевой.

Материалы и оборудование:         

  1. Пчеловодный инвентарь, необходимый при осмотре пчел;
  2. Набор основных вредителей пчел;
  3. Образцы больных пчел, расплода.

Правила техники безопасности:         Соблюдайте правила личной гигиены при осмотре больных семей. Осторожное обращение с оборудовани-ем и остерегаться ужаливания со стороны пчел.

Литература: 

№ 1 стр. 91 – 102;

№ 2 стр. 117 – 123.

Вопросы для контроля:

1. Дайте определение что такое болезнь?

2. Какие болезни пчел называют инфекционными, инвазионными, незаразными?

3. Перечислите каких вредителей пчел Вы знаете? Какой вред они приносят пасеке?

4. Какие профилактические мероприятия нужно проводить на пасеке, чтобы предупредить возникновение болезней пчел?

5. Какое оборудование нужно использовать при осмотре пчелиной семьи?

Задание № 1

Ознакомиться с основными вредителями и болезнями пчел.

Методические указания

Изучение вредителей и болезней пчел начинают по коллекции и раздаточному материалу.

Пользуясь приведенной схемой для определения вредителей и болезней пчел выписать самостоятельно в таблицу № 3 характеристику болезней и вредителей пчел. Окончании изучения темы оформить мини – реферат по выбранной болезни или вредителю пчел по схеме.

  1. Название болезни (вредителя).
  2. Рисунок, фото (возбудителя).
  3. Клинические показатели.
  4. Лечение.
  5. Профилактические мероприятия.
  6. Вывод.
  7. Литература.
  8. Дата. Подпись.

Определительная таблица вредителей и болезней пчел (смотри методические указания).

Таблица 3.

Краткие сведения о болезнях и вредителях пчел.

Состояние пчел и расплода

Название болезней

Враги и вредители пчел

инфекционные

инвазионные

незаразные

Болеют взрослые особи и расплод (воз-будитель – патогенный микроорганизм)

Болеют взрослые особи и частично расплод (клещи, насекомые)

Болеют взрослые особи и частично расплод (токсические вещества)

Питаются кормовыми запасами, взрослыми особями, сотами.

Вывод: __________________________________________________________________

Приобретаемые навыки и умения: __________________________________________

Задание № 2

При посещении пасеки произвести осмотр больных семей и оказать помощь пчеловоду при лечении семей.

Запись произвести в рабочей тетради произвольно.

Оценка: ________________                                                Подпись: ____________________

Практическое занятие № 13

Дата: __________                                                                     Время __________

Тема: Ознакомление с основными медоносами и пыльценосами и их оценка.

Цель занятия:         Изучить основные медоносные и пыльценосные растения.

Место проведения:         Учебный кабинет, коллекционный участок.

Метод организации занятия: Звеньевой

Материалы и оборудование:         гербарий медоносных растений.

Правила техники безопасности: Осторожное обращения с гербарием.

Литература: № 1 стр. 31 – 65;            

                        № 2 стр. 127– 137.

Вопросы для контроля:

  1. Назовите основные медоносные растения, цветущие весной, летом, осенью?
  2. Какие продукты собирают пчелы с растений? Какие растения дают только пыльцу?
  3. Какие растения дают только нектар?
  4. Какие растения относятся к медоносам лесов и лугов?

Задание № 1

Ознакомление с гербарием пыльценосов и медоносов.

Методические указания

По коллекции растений студенты знакомятся с медоносными растениями, распространенных в данной местности. Показатели записывают в таблицу.

                                                                                                             Таблица  4.

Основные медоносы и пыльценосы, время их цветения и возможность удовлетворения потребностей пчелиной семьи.

Показатели 

Название медоносов и время их цветения

Весна

Лето

Осень

Медоносы лесов, парков и лесополос.

Медоносы полевых и кормовых севооборотов.

Медоносы садов.

Медоносы лугов.

Медоносы высеваемые специально для пчел.

Потребность пчелиной семьи в нормах

меда (кг)

перга (кг)

Задание № 2

Произвести расчет потребности пчелохозяйства в пчелиных семьях.

Методические указания

Для выполнения этого задания необходимо установить размер площадей пчелоопыляемых культур (смотрите в методическом пособии), сроки и продолжительность цветения каждой культуры, и количество пчелиных семей. Сделав расчет по каждой культуре, определяют общую потребность хозяйства в пчелах.

Таблица № 5.

Определение общего запаса меда на участке.

№ п/п

Медоносы

Площадь, га.

Медопродуктивность, кг.

Общий запас меда, кг.

Акация

5

Вика посевная

50

Вишня

4

Черешня

40

Клевер белый

100

Липа

5

Смородина

10

Ороцелия

6

ИТОГО:

Х

Х

Пчелы собирают 50% нектара – _____________ кг.

Пчелы потребляют в год в среднем 85 кг. меда _______________

Выход товарного меда ___________ кг.

Валовый сбор меда одной семьи __________ кг.

На данной территории можно содержать __________ семей.

Примерная методика расчета

Например, общий запас составил 30 000 кг. Но пчелы не полностью его используют (погодные условия, ветер, влажность, низкая температура, дождь). Часть нектара используют другие насекомые Т. О., на долю пчел приходится примерно от 30 до 50% всего нектара выделяемого растениями.

В нашем примере это около 12 000 кг. меда

Расчет количества меда

Зная запас меда, нетрудно рассчитать, какое количество пчелиных семей может быть обеспечено кормом на данной точке. Если пчелы одной семьи потребляют примерно 90 кг. меда. Из них 18-20 кг. пчеловод оставляет в улье при сборке гнезда на зиму, остальной мед семья собирает и потребляет в течение весенне-летнего сезона. Кроме того, каждая семья, дает около 30 кг. товарного меда. В примере = 120 кг. меда мы должны запланировать на каждую семью.

12 000 кг. : 120 = 100 семей.

И так, в нашем примере для нашей местности требуется 100 семей. Однако для окончательного решения вопроса необходимо детально проанализировать все вопросы по кормовой базе хозяйства.

Необходимо учитывать:

  • сроки цветения медоносных растений;
  • погодные условия;
  • пчеловодов – любителей на данной территории.

Поэтому в производственных условиях необходимо учитывать все показатели. В нашем примере мы можем рассчитывать на 35 семей, т.к. 30 семей у любителей – пчеловодов и другие причины, эффективнее для хозяйства.

Произвести произвольную запись значений опыления сельскохозяйственных культур _________________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________________________

Приобретаемые навыки и умения ___________________________________________

Оценка: ________________                                                Подпись: ____________________

Практическое занятие № 14

Дата: __________                                                                     Время __________

Тема: Определение качества корма для пчелиной семьи.

Цель занятия:         Изучить состав меда и качество меда. Потребность пчелиной семьи в корме.

Место проведения:         Учебный кабинет.

Метод организации занятия: Звеньевой.

Материалы и оборудование:         

  1. Учебный материал;
  2. Мед разных сортов;
  3. Стеклянные стаканчики;
  4. Пробирки;
  5. Дистиллированная вода;
  6. Известковая вода;
  7. Плитка, спиртовка;
  8. Стеклянные палочки;
  9. Пипетки

Правила техники безопасности:         Соблюдайте правила обращения со стеклянной посудой, нагревательными приборами.

Литература: № 1 стр. 91 – 102;                                № 2 стр. 117 – 123.

Вопросы для контроля:

  1. Какие продукты выделяют пчелы?
  2. В чем различие химического состава меда и нектара?
  3. Как рассчитывают кормовой запас пчелиной семьи?
  4. Что такое падевый мед? В чем его вред?
  5. Какие требования предъявляют к кормовому меду на зиму?

Задание № 1

Изучить основные корма для пчел.

Методические указания

Составными частями пищи для пчел, как и пищи других животных, являются углеводы, белки, жиры, вода и в небольших количествах минеральные соли и витамины.

В естественной пище пчел – меде и перге – содержатся все эти составные части.

Пользуясь учебным материалом и методическим пособием выписать состав меда и перги в таблицу.

Таблица № 6

Химический состав меда и перги, нектара.

Вода

Инвертирован-ный сахар

Тростниковый

 сахар

Азотистые вещества, белок

Органические

кислоты

Декстрины

Минеральные

соли

Мед

Перга

Нектар

Падевый мед

Вывод: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2

Рассчитать потребность пчелиной семьи в кормах и распределение корма по сезонам года.

Методические указания

Установлено, что в течение года семья пчел в зависимости от силы, количество выкормленного расплода и переработанного нектара в мед расходует 90 – 100 кг. меда и 15 – 20 кг. перги (т.5 стр. 93).

Таблица № 7

 Годовая потребность пчелиной семьи в кормах.

Затраты корма

Количество корма

Примечание

        

Меда

Перги

1.

2.

3.

4.

5.

ИТОГО:

Таблица № 8.

Распределение корма по сезонам.

Виды корма

Потребление корма в различные периоды жизни, кг.

Всего за год, кг.

Весной

Летом

Осенью

Зимой

Углеводный корм – мед

90 – 100 кг.

Белковый корм – пыльца, перга

20 – 30 кг.

Сахар

8 – 10 кг.

Вывод: __________________________________________________________________

Задание № 3

Определить качества корма.

Определить пади в меде.

Органолептические признаки натурального меда.

Определить цвет, консистенцию, аромат, вкус.

Методика выполнения

Пробу меда берут из различных мест, собирают в стакан и тщательно перемешивают. Известковая реакция. В пробирку в 1мл. дистиллированной водой растворяют 1 см3 меда и добавляют 10 мл. известковой воды. Содержимое хорошо перемешивают. Раствор нагревают на спиртовке или плитке до кипения (кипятят 1 – 1,5 минут). При содержании в растворе пади появляются хлопья бурого цвета, постепенно оседает на дно.

                                                                                                    Таблица 9.

Определение пади в меде.

Проба № ___ п/п

Полученная реакция

Вывод

Цвет – определяют глазомерно, 1 грамм меда кладут на часовое стекло, под него подкладывают белую бумагу, различают:

  • Белый;
  • Светло-янтарный;
  • Янтарный;
  • Тёмно-янтарный;

Консистенция – сиропообразная или твердая закристаллизованная масса.

Аромат – приятный, от нежного до сильного.

Вкус – сладкий, без привкусов горького, кислого, плесневелого.

Лабораторные методы исследования меда:

  • Определение механических примесей – мед растворяют в теплой воде (1 : 10 или 1 : 20). Легкие примеси всплывают, тяжелые оседают. Их можно рассмотреть при небольшом увеличении.
  • Определение примеси крахмальной патоки и муки – к профильтрованному раствору меда, разведенному 1 : 2, добавляют каплю нашатырного спирта. В присутствии патоки появиться бурое окрашивание и бурый осадок.
  • Определение примеси свекольной патоки – к водному раствору меда, приливают 5 – 10 капель 5% - го раствора азотнокислого серебра. При наличии примеси свекольной патоки появляется белый осадок.

Определение качества меда народными способами:

  • Растворяют мед в водке, если чистый, то он растворяется полностью;
  • В мед капают йод, это определяет крахмал, если есть, то мед буреет, синеет.

                                                                                                             Таблица 10.

Оценка качества натурального меда.

Проба №

Сорт меда

Цвет и

 консистенция

Аромат и вкус

Механические примеси

Наличие пади

Патока

крахмальная

Патока

свекольная

1.

2.

3.

Вывод: __________________________________________________________________

Задание № 4

Определите медовый запас местности.

Заполните таблицу

№ п/п

Наименование   медоносных угодий

Площадь, га

Медопродук

тивность,  кг/га

Медовый запас, кг

1.

Липа

2

500 – 1000

2.

Гречиха

120

70 – 90

3.

Подсолнечник

145

30 – 40

4.

Клевер красный

230

6 – 20

5.

Сад (яблоня)

100

20 – 30

6.

Фацелия

50

30 – 270

Итого:

Рассчитайте оптимальный размер пасеки с планом товарного меда 20 кг на пчелиную семью.

Методические указания

При определении медового запаса местности следует иметь в виду, что медосбор весенний и осенний составляет 30 %.летний – 50-70 % от медового запаса местности. На жизнедеятельность пчелиной семье необходимо 90 кг меда.

Для определения медового запаса площадь умножаем на медовую продуктивность (min-max).

Затем находим итоговые цифры, находим среднюю величину медового запаса.

Задание № 5

Решить производственные ситуации. При весенней ревизии пчелиных семей пчеловод обнаружил, что в пчелиной семье имеются кормовые запасы, но нет молодого открытого расплода. Пчелы ведут себя беспокойно .Назовите причину беспокойства пчелиных семей и необходимые мероприятия по уходу за пчелиной семьей.

Во время весенней ревизии пчелиных семей пчеловод обнаружил, что в семье заложены свищевые маточники. Что это означает ? Что нужно сделать пчеловоду, чтобы сохранить данную пчелиную семью ?

Контрольные вопросы:        

1.  Как рассчитать медовый запас местности ?

2.  Как рассчитать средний размер пасеки при данном медовом запасе местности ?

3.  В каком случае пчелы закладывают свищевые маточники ?

 4. Как приготовить известковую воду?

 5. Как приготовить сахарный сироп?

 6. Как приготовить сахаро-медовое тесто?

 7. Какой белковый корм приготавливают для подкормки?

 8. Сколько нужно воды для пчелиной семьи?

Оценка: ________________                                                Подпись: ____________________

Практическое занятие № 15

Дата: __________                                                                     Время __________

Тема: Использование пчел на опылении сельскохозяйственных культур.

Цель занятия:         Ознакомить студентов с техникой дрессировки пчел и графиком перевозки пчел на опыление.

Место проведения:         Пасека.

Метод организации занятия: Звеньевой.

Материалы и оборудование:         

  1. Пасечное оборудование при уходе за пчелами.

Правила техники безопасности:         Соблюдайте правила техники безопасности при обращении с пчелами.

Литература: 

№ 1 стр. 52 – 66;

№ 2 стр. 37 – 157.

Вопросы для контроля:

  1. Какую роль пчелы играют при посещении сельскохозяйственных культур?
  2. Как пчелы опыляют растения?
  3. Какие приспособления имеются у растений, препятствующие самоопылению?
  4. Перечислите, какие культуры лучше опылять пчелами?
  5. Какие мероприятия необходимо проводить при перевозке пчел на опыление?
  6. Что такое дрессировка пчел?

Задание № 1

Ознакомиться (при посещении пасеки) с календарным планом использования пчел на опылении.

Произвести произвольную запись значения опыления сельскохозяйственных культур.

Приобретаемые навыки и умения: ________________________________________

Таблица № 11.

Календарный план пчел на опылении с/х культур и кочевок на медосбор.

№ п/п

Культура

Площадь, га

Расстояние от пасеки, км

Требуется семей для опыления

Сроки перевозки

Потребность в сахаре для дрессировки, кг.

Требуется автомашин

Примечание

на 1 га

всего

Планируется к перевозке семей

Задание № 2

Составить график оптимального срока формирования отводков.

На основе закономерностей роста и развития пчелиной семьи разработан прием использования отводков для производства новых семей и для увеличения медосбора, который массово используется в практическом пчеловодстве.

В третий период роста бездеятельные молодые пчелы семьи могут вырастить дополнительное количество пчел, если, используя добавочных маток, их отделить в

отводок.

При формировании отводков в такие сроки, чтобы молодые пчелы выводились к началу главного медосбора, сбор меда значительно повышается.

Отбор 2–3 сотов с расплодом и около 1 кг пчел не сказывается на выращивании расплода и продуктивности семей. Напротив, после начала кладки яиц молодой маткой в отводках общее количество расплода сильно возрастает, а в семьях без отводков остается на одном уровне.

Отводки, сформированные в оптимальные сроки, позволяют увеличивать медосбор в зависимости от условий на 14–62%.

Учитывая даты начала и окончания главного медосбора определяются оптимальные и допустимые сроки формирования отводков.

Формировать отводки для получения медосбора целесообразно лишь в том случае, если пчелы, выращиваемые в отводках, успевают хотя бы частично использовать главный медосбор. На рисунке 15 представлен графический способ вычисления оптимальных и крайне допустимых сроков формирования отводков.

Рис. 15. График оптимальных сроков формирования отводков.

Ранние пчелы, которые доживают до начала главного медосбора и принимают участие в сборе нектара в первые 5 дней, выводятся из яиц, отложенных маткой, за 29 дней до конца медосбора (21 день развития пчелы плюс 30 дней жизни до медосбора).

Поздние пчелы, которые успевают принять участие в сборе и переработке нектара в течение 5 последних дней медосбора, выводятся из яиц, отложенных маткой за 29 дней до конца медосбора (21 день развития плюс 3 дня работы пчелы в улье и 5 дней работы по сбору нектара). Эти данные позволяют построить график и рассчитать время вывода в семьях пчел, от которых зависит успех медосбора, а так же оптимальный срок формирования отводков. Для этого сначала строим график прохождения медосбора, продолжительность которого в той или иной местности будет различной. От точки, обозначающей начало медосбора, отсчитывается назад 51 день, а от точки, обозначающей конец медосбора – 29 дней (округленно – 50 и 30 дней). Промежуток между ними и будет тем сроком, в котором выводятся пчелы, непосредственно участвующие в использовании главного медосбора.

Искусственный вывод маток.

Ранней весной отводки пчелиных маток надо выводить. Для вывода маток необходимо использовать джентерский сот, при котором происходит минимальный контакт пчеловода с пчелиной личинкой.

Для искусственного вывода пчелиных маток «Джентерский» сот помещают в середину рамки, опрыскивают сахарным сиропом и помещают в середину гнезда между рамками с открытым расплодом, через сутки матку изолируют, закрыв ее крышкой. На следующий день, если матка отложила яйца, ее выпускают. Через трое суток из яиц вылупляются личинки.

Предварительно осиротив семью дают ей прививочную рамку с 25 личинками. На следующий день улей осматривают. Семью надо подкармливать сахарным сиропом.

На 11 день после переноса личинок необходимо изолировать маточники в инкубатор, так как первая вышедшая матка прогрызет и уничтожит остальные маточники.

Выход молодой матки из маточника. Рождение матки: а  матка выходит из маточника; б  матка в маточнике; в  матка вышла; г  матка уничтожена в маточнике.

После 3 дней дозревания модно делать отводки.

Оценка: ________________                                                Подпись: ____________________

Практическое занятие № 16, 17

Дата: __________                                                                     Время __________

Тема: Организация производства в пчеловодстве.

Цель занятия:         Ознакомить студентов с организацией производства пасеки, уход за пчелами.

Место проведения:         Пасека.

Метод организации занятия: Звеньевой.

Материалы и оборудование:         

  1. Пасечное оборудование при уходе за пчелами.

Правила техники безопасности:         Соблюдайте правила техники безопасности при обращении с пчелами.

Литература: № 1 стр. 52 – 66;

                         № 2 стр. 37 – 157.

Контрольные вопросы.

  1. Где строят пасеку?
  2. Как подготовить пасеку к кочевке?
  3. Какая оплата труда производиться на пасеке?

Задание № 1

Освоить технологию ухода за пчелами.

Для характеристики силы семьи чаще всего используют два показателя (в зависимости от необходимой степени точности): живую массу пчел (в кг) и число улочек, занятых пчелами. Нередко в производственных условиях силу пчелиной семьи выражают числом рамок, покрытых пчелами, а не улочек. Практически это одно и то же, так как рамка имеет на каждой своей стороне половину одной улочки пчел, а на обеих сторонах рамки пчел столько же, сколько в целой улочке.

Принято считать, что на одной рамке (435Ч300 мм) или между двумя рамками (в улочке) помещается в среднем 200–250 г пчел (на крайних рамках гнезда пчел бывает меньше, на средних – несколько больше; в жаркую погоду – наоборот). Таким образом, семья, занимающая 10 улочек, имеет массу от 2 до 2,5 кг и насчитывает 20–25 тыс. особей.

Осматривать семьи с полным разбором гнезда можно при температуре воздуха в тени не ниже 14 °С. Осмотр гнезда с частичной его разборкой при необходимости можно выполнить и в более холодную погоду – при 12 °С в тени.

При осмотре гнезд пчелиных семей лицо и голова должны быть хорошо защищены от ужалений лицевой сеткой, а тело – белым халатом.

Перед началом осмотра семьи необходимо усмирить пчел дымом с помощью дымаря, в котором сжигают гнилое сухое дерево (гнилушки) или сухой коровий навоз (кизяк). С помощью небольшого меха дымаря направляют струю дыма на пчел. Под действием дыма у пчел срабатывает инстинкт самосохранения – они набирают в зобик мед из открытых ячеек, после чего меньше раздражаются и реже жалят.

 После осмотра гнезда необходимо записать в журнале пасечного учета данные о состоянии семьи, выполненных операциях и неотложных работах на ближайшее время.

Пчелиная семья № ________

Год рождения матки________________

Продуктивность семьи за прошлый год:

валовый сбор меда_____кг, воска____кг.

Получено отводков или роев__________

Зимостойкость______________________

Дата осмотра

Сила семьи (число улочек)

Осталось в гнезде после осмотра

Дано рамок с вощиной

Другие сведения

Всего рамок

В том числе рамок с расплодом

Меда, кг

05.05

9

12

7

12

+2 р.м. (5кг)

 На каждую пчелиную семью в пасечном журнале отводится один лист, куда в течение сезона записывают все основные изменения, происходящие в семье. Записи в журнале ведут, начиная с выставки пчел из зимовника и заканчивая осенней сборкой гнезд на зимовку. На обложке журнала отмечают следующие данные для текущего года.

Для экономии времени пользуются условными знаками и сокращениями: мед – м., печатный расплод – п.р., яйца – я., пчелы – пч., матка плодная – ♀, матка неплодная – , трутни – ♂, мисочка – мис., открытый маточник – ∩, печатный маточник – ○, рамка с вощиной –                     и т.д.

У части неблагополучно перезимовавших семей донья в ульях заменяют на чистые и продезинфицированные. Отделяют погибших пчел от воскового сора, тщательно чистят донья, а затем обжигают паяльной лампой. Подмор сжигают или закапывают. Опоношенные семьи пчел пересаживают в чистые продезинфицированные ульи. Для исправления безматочных сильных семей осматривают нуклеусы с запасными плодными матками, которых помещают в клеточки с группой пчел. Если прозимовавшие семьи слабые, то их объединяют.

Задание № 2

Провести осмотр территории пасеки, произвольной форме начертить план пасеки.

Оценка: ________________                                                Подпись: ____________________


Критерии оценки результатов

практической деятельности студентов

Основы пчеловодства

Исследуемая система

Пока-затель

Критерии

Оценка. Уровень подготовки

Структурные

Функциональные

ПЗ № 10

Зачет

 Изучение строения рабочей пчелы.

Знать строение рабочей пчелы, матки, трутня.

Правильность определения состава пчелиной семьи

ПЗ № 11

Зачет

 Изучение строения

улья, пчеловодного инвентаря.

Знать название и назначение каждого предмета пасечного инвентаря

Уметь работать с инвентарем. Последовательность осмотра у ульев.

ПЗ № 12

Зачет

 Болезни и вредители пчел. Ознакомление с вредителями и болезнями пчел.

Знать определитель по болезни, классификацию вредителей

Правильность распознавания болезней и вредителей

ПЗ №13

Зачет

Ознакомление с основными медоносами и пыльценосами и их оценка

Знать медопродуктивность медоносов и пыльценосов. Умение проводить подсчеты по нектарапродуктивности пасеки

Правильность оформления работы. Умение проводить расчеты.

ПЗ № 14

Зачет

Определение качества корма для пчелиной семьи

Знать видовой состав меда, определение площади, занятых медоносами, знать качество меда, перги

Правильность оценки качества кормового меда и товарного. Расчеты кормового баланса.

ПЗ № 15

Зачет

Использование пчел на опылении с/х культур

Знать методику подсчетов по опылительной деятельности пчел

Правильность подсчетов. Оформление работы

ПЗ №16,17

зачет

Организация производства в пчеловодстве.

Знать методику организации производства в пчеловодстве

Правильность подсчетов. Оформление работы


ЛИТЕРАТУРА

  1. Н. В. Бондаренко. Руководство по пчеловодству. – М.: Агропромиздат, 2012
  2. В. С. Гапонова. Клещевые болезни пчел.- М.: Агропромиздат, 2012.
  3. Н. Н. Зарецкий. Пособие по пчеловодству. – М. Агропромиздат,2010.
  4. А. С. Нуждин. Основы пчеловодства. М.: Агропромиздат, 2012.
  5. Г. И. Тилисский. Сезонные работы в пчеловодстве. – М. Колос. 1961.

Рецензия

на рабочую тетрадь для практических занятий по дисциплине ОП.03. Основы животноводства и пчеловодства  по специальности 35.02.05 Агрономия преподавателя Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский аграрный колледж» Виноградской Веры Александровны.

Рабочая тетрадь для практических занятий составлена на второй раздел дисциплины «Основы животноводства и пчеловодства», «Основы пчеловодства» для студентов вторых курсов по специальности Агрономия.

Детально разработаны в рабочей тетради все практические  занятия, задания соответствуют теме практики, для их выполнения разработаны методические указания. Использовано много дополнительной литературы.

Тематика практических работ соответствует содержанию рабочей программы дисциплины Основы животноводства и пчеловодства и перечню умений в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного образовательного стандарта программы подготовки специалистов среднего звена (ППЗЗС).

Рабочую тетрадь можно рекомендовать для использования в учебном процессе на практических занятиях студентов.

        

Рецензент: ________________

Преподаватель

ветеринарных  

дисциплин          Еремеев Н.А.

Рассмотрена  и одобрена на заседании МЦК зооветеринарных дисциплин

Протокол № __от «______» ______2018 г.

Председатель МЦК: _______Ямбакова З.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учета"

Рабочая тетрадь предназначена для студентов Среденего профессионального образования (базовый курс) по специальности Экономика и бухгалтерский учет. Рабочая тетрадь является хорошим подспорьем для само...

Рабочая учебная программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей: 26.02.03 "Судовождение" 26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок" 26.02.06 "Эксплуатация судового электрообо

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисц...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по учебной дисциплине «Основы материаловедения»

Рабочая тетрадь представляет собой структурный компонент учебно-методического комплекса дисциплины «Основы материаловедения» в соответствии с ФГОС основной профессиональной образовательной...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ВЕТЕРИНАРИИ »

Тетрадь для самостоятельной рабы студентов...

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине Основы анатомии и физиологии кожи и волос

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Основы анатомии и физиологии кожи и волос» является учебным пособием и частью  учебно - методического комплекта по специальности 43.02.02...

рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине основы животноводства и пчеловодства , специальность 35.02.05 Агрономия

Рабочая тетрадь предназначена для студентов в пощь при подготовке практических работ...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по учебной дисциплине ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

В учебном процессе наряду с теоретическим обучением значительное место отводится лабораторным и практическим работам. Правильное сочетание теоретических знаний с практикой выполнения лабораторных и пр...