ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
статья
Самостоятельная работа обучающихся является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование знаний, умений и навыков в учебно-научной, профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых качеств будущего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rusalenko_dalton_tehnologii.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Русаленко Ольга Николаевна, преподаватель
ОГАПОУ «Новооскольский колледж»
Педагогическая деятельность предполагает повседневный творческий труд преподавателя. В нем постоянно происходят какие-то изменения: с развитием науки появляется новая информация в преподаваемой дисциплине, совершенствуются технологии обучения, меняется контингент обучаемых. Все это требует от преподавателя постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения.
Роль преподавателя в среднем специальном учебном заведении за последние годы существенно изменилась. Он все больше становится организатором учебного процесса и должен не сообщать, как прежде, учебную информацию, а руководить познавательной деятельностью студентов, способствовать развитию их активности и самостоятельности в приобретении знаний.
Самостоятельная работа обучающихся является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование знаний, умений и навыков в учебно-научной, профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых качеств будущего.
Организация самостоятельной работы обучающегося – процесс над которым работает каждый уважающий себя преподаватель. И от того насколько правильно будет построен этот процесс зависит результат всего обучения в целом. Ведь современное обучение это практически 50% самостоятельной работы.
Ни в коем случае нельзя пускать это процесс на самотек, либо использовать затертые стереотипы. В этом случае обучающемуся будет не интересно, либо трудно. Иногда просто лень делать самостоятельную работу. Необходимость избрать для самостоятельной работы такую методику, которая бы приносила хороший результат - вот та задача, которая стоит перед всеми нами на данный момент. Именно при реализации дуального обучения возникают предпосылки использования методики дальтон-плана или дальтон-технологии.
В историю педагогики эта форма обучения, пришла н. XX в. из американского города Дальтон, автор -Хелен Паркхерст.
Дальтон-план обучения называют еще лабораторной системой обучения или системой мастерских. Дальтон-план — форма индивидуализированного обучения, приспособленная к возможностям и способностям каждого обучающегося. Обучение организовано так, что преобладает самостоятельная учебная деятельность обучающегося, а роль преподавателя состоит в организации этой деятельности. Обучающиеся выполняют индивидуальные задания и могут получать помощь преподавателя, который выполняет роль консультанта, помощника.
В начале учебного года обучающиеся получают задание, которое рассчитано для выполнения на целый год: по месяцам, неделям и дням с указанием сроков выполнения и отчетов, а также - все необходимые учебные пособия и письменные инструкции по выполнению заданий. В обучении нет жесткого расписания, обучающиеся сами выбирают в каком темпе, чем и когда заниматься. Контроль за выполнением учебного плана проводится регулярно; на каждого обучающегося заводится специальная карточка и преподаватель ежемесячно вывешивает таблицу с результатами выполнения заданий.
Дальтон-технология фиксирует многие инновационные подходы и разнообразные требования к совместной деятельности преподавателя и обучающегося:
- отношение к обучающемуся как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
- отношение к педагогу как равному партнеру и посреднику между обучающемся и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
- отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей саморазвития.
- отношение к процессу образования как целостному культурно - образовательному пространству, где живут и воссоздаются образцы совместной жизни всех участников процесса, происходят культурные события и воспитание человека, способного ставить себе задачи и решать их самостоятельно.
Основной задачей обучения в Дальтон–технологии является:
- её ориентация на создание для обучающихся возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый преподавателем (программой) материал, но и познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. Для воспитания научно-ориентированного сознания используются следующие психолого-дидактические категории:
- процессуальная ориентация, учебное исследование, сбор данных, перенос знаний, аргументация;
- моделирование, развитие восприимчивости, ролевое разыгрывание, поиск личностных смыслов;
- решение проблем, выдвижение и проверка гипотез, эксперимент;
- рефлексивное, критическое, творческое мышление;
- принятие решений, деятельностный подход в выполнении решений, рефлексия.
Реализуется технология с помощью:
- ДАЛЬТОН – ЗАДАНИЯ (индивидуальные творческие задания)
- ЛАБОРАТОРНУЮ РАБОТУ (индивидуальная и коллективная учебно- познавательная самостоятельная деятельность),
- СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Основная идея Дальтон- технологии:
- работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ
Критерии оценки:
- познавательная самостоятельность обучающегося;
- стратегия поведения обучающегося в процессе взаимодействия с другими;
- уровень сформированности у обучающегося умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).
Идеи Дальтон-технологии реализуются через Дальтон-план, включающий:
- задания;
- лабораторию;
- «дом».
Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т.д. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки.
Требования к дальтон- заданиям
- Носят уровневый характер;
- Охватывают достаточный объем учебного материала;
- Четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;
- Должны носить творческий характер, быть понятными и интересными обучающемуся.
Результаты Дальтон-технологии:
- Развитие познавательной самостоятельности обучающегося, навыков сотрудничества, овладение исследовательскими умениями;
- Снижение перегрузки обучающихся за счет усвоения с интересом в условиях индивидуального темпа работы;
- Личностное развитие за счет обогащения социальным опытом других обучающихся и преподавателей(наставников).
- Интегративный характер данной технологии – в ней могут быть использованы технологии полного усвоения знаний, уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии.
Преимущества технологии.
- Задания составляются так, чтобы они являлись посильными для самостоятельной работы с определенной дозой помощи. Они содержат советы учителя по достижению цели, разнообразны по форме работы.
- Каковы же преимущества Дальтон-технологии для учащихся?
- Прежде всего, она наиболее приближена к технологиям, которые
- обеспечивают личностно-ориентированный подход в образовательном процессе. Это осуществляется за счет высокой мотивации, самостоятельности, активности, ответственности каждого ученика, сочетающихся с правом выбора образовательного уровня, способов и форм деятельности.
- Перегрузка учащихся снижается за счет учения с интересом в условиях индивидуального темпа работы. Важнейшим преимуществом технологии является возможность личностного развития за счет обогащения социальным опытом других учащихся и взрослых.
- Эта технология носит интегративный характер: в ней могут быть использованы технологии полного усвоения знаний, уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная, проектная. Это тоже ее преимущества.
- Меняется в этой технологии и роль преподавателя. Он перестает быть единственным источником знаний, и с этим ему надо смириться.
Рекомендации к составлению плана преподавателя:
- Приступая к планированию, необходимо учесть то, что Ваши задания должны способствовать пробуждению у обучающихся творческого отношения к учебному труду.
Ваши действия в процессе планирования заключаются в следующем:
1) сформулируйте цель Вашей деятельности;
2) определите задачи на данный учебный год;
3) продумайте, какую работу необходимо провести с обучающимися, какая работа и в какой степени была проведена по формированию у обучающихся общих учебных умений и навыков; соотнесите ее с возрастными особенностями, с особенностями конкретного контингента;
4) продумайте, какой объем теоретической подготовки Вам необходим для выполнения задач Дальтон-плана; решите, что Вы можете отнести к самообразованию, в чем Вам необходима научно-методическая помощь;
5) распределите свое время по составлению Дальтон-заданий; продумайте виды деятельности обучающихся; проконсультируйтесь с коллегами о целесообразности, трудности, вариативности заданий, определите критерии оценки;
6) выделите время в процессе планирования для аналитической работы; продумайте способы сбора информации.
Рекомендации к анализу заданий по Дальтон-плану:
1. Предусматривают ли вопросы в Дальтон-задании рекомендации ФГОС?
А) в части «обучающийся должен знать»;
Б) в части «обучающийся должен уметь».
2. Достаточно ли, на Ваш взгляд, проведена мотивация обучающихся в Дальтон-задании?
3. Какое из заданий Вы считаете наиболее трудным?
4. Какое из заданий Вы считаете наиболее интересным?
5. Перечислите общие учебные навыки, на которые должен опираться обучающийся, выполняя Ваше Дальтон-задание?
6. Проводилась ли Вами работа по развитию общеучебных навыков, используемых в Дальтон-заданиях?
К недостаткам дальтон-плана следует отнести и то, что отсутствует точное расписание занятий, роль преподавателя принижена, он оказывается в роли инструктора и консультанта. Вместо учебных классов создаются предметные лаборатории во главе с преподавателями-консультантами. По каждому предмету обучающиеся получают индивидуальное задание, которое они самостоятельно выполняют. Это если дальтон-технолгии используются в чистом виде. Мы же предлагаем использование метода для самостоятельной работы обучающегося.
Поэтому исправляем минусы на плюсы, недостатки в достоинства:
- приспособление темпа обучения к реальным возможностям обучающихся,
- учет их индивидуальности,
- развитие самостоятельности и инициативы,
- умения планировать работу.
Поскольку в Дальтон-технологии обучающимся предоставляется большая свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у них ответственности. Поэтому необходим учёт результатов работы и сочетание самоконтроля обучающихся с контролем преподавателя.
Учёт выполнения заданий и их качества осуществляется и обучающимся, и преподавателем. У обучающегося имеется портфолио, в котором он отмечает выполнение заданий самостоятельной работы. Преподаватель расписывается в портфолио обучающегося при проверке выполненных работ (этапов работы). В журнал выставляются отметки при выполнении определенных этапов работы и работы в целом.
Возможно, проанализировав все вышесказанное, многие переосмыслят свою профессиональную деятельность. Найдут в себе силы и возможности для поиска и внедрения новых подходов, нового отношения и новых решений, направленных на совершенствование образовательного процесса, изменение качества труда преподавателя.
Главная задача преподавателя подготовить как можно лучше и качественней обучающегося для дальнейшей жизни и несомненно дальтон-технология позволит внести дополнительный эффект в образовательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные технологии обучения в организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания математики.
Задача обучения состоит не столько в передаче знаний, сколько в подготовке выпускника к возможности самостоятельного овладения профессией.При изучении дисциплин математического цикла могут быть исполь...
Организация самостоятельной работы студентов с использованием технологии уровневой дифференциации.
В данной работе рассмотрены основные понятия теории дифференцированного обучения, цели, условия осуществления и виды уровневой дифференциации, реализация индивидуализации во всех формах организации уч...
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Осмысление опыта отечественной педагоги с целью определения значимости самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС СПО....
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Ю.Ю.Штенгель
Статья участник конференции...
статья "Организация самостоятельной работы студентов с использованием электронных ресурсов."
В статье осуществлен анализ проблем организации самостоятельной работы студентов с использованием технологий информационно-компьютерных технологий. Рассматриваются разные формы самостоятельной работы ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа обучающихся является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование знаний, умений и навыков в учебно-научной, профессиональной деяте...
Статья "Организация самостоятельной работы студентов педагогического колледжа с использованием информационно-компьютерных технологий"
В статье осуществлен анализ проблем организации самостоятельной работы студентов с использованием технологий информационно-компьютерных технологий. Рассматриваются разные формы самостоятельной работы ...