ОГСЭ.05 Основы финансовой грамотности по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
рабочая программа
ОГСЭ.05 Основы финансовой грамотности
по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольно-оценочные средства | 42.25 КБ |
Рабочая программа | 52.65 КБ |
Календарно-тематический план | 51.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Курганинский аграрно-технологический техникум»
ФОНД КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ.05 Основы финансовой грамотности
по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», группа № ЭЛ-19
г. Курганинск, п. Красное Поле, 2019 г.
Рассмотрено и одобрено на заседании учебно-методического объединения «Общеобразовательных дисциплин по общим гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам» протокол № 1 от «28» августа 2019 г. _______________________Д.Г. Орехова | Утверждаю: Директор ГАПОУ КК « КАТТ» ____________________П.Ф. Середа «_____» _________________ 2019 г. |
Рассмотрена на заседании педагогического совета
протокол № 1 от «30» августа 2019 г.
Фонд контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОГСЭ.05 Основы финансовой грамотности.
Фонд контрольно-оценочных средств включают контрольные материалы для проведения текущего, рубежного контроля и итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета.
Фонд контрольно-оценочных средств разработан на основании:
- ОПОП по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»;
- рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.05 Основы финансовой грамотности.
Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Курганинский аграрно - технологический техникум»
Разработчик: | Черненко Ю.В., преподаватель экономических дисциплин ГАПОУ КК «КАТТ» ___________ |
Рецензенты: | Шепель А.В., заместитель директора по УМР ГАПОУ КК «Курганинский аграрно – технологический техникум», кандидат педагогических наук ____________ |
Проскурякова С.В., заместитель директора по УМР ГБПОУ КК «Лабинский социально – технический техникум», г. Лабинск ___________ | |
Кандалова И.А., заместитель директора по ППО, старший методист ГБПОУ КК «Армавирский аграрно-технологический техникум», г. Армавир ___________ |
1.Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной ОГСЭ.05 Основы финансовой грамотности
студент должен обладать предусмотренными на основе программы учебных дисциплин для специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», следующими умениями, знаниями:
уметь:
1. Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.
2. Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.
3. Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.
4. Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании.
5. Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты
налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на
предприятии.
6. Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.
7. Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.
знать:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1. Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.
2. Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых
инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих
фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных
бумаг, типы валютных сделок.
3. Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.
4. Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой
компании.
5. Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного
капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
6. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
7. Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.
В ходе изучения курса «Основы финансовой грамотности » обучающиеся овладевают следующими компетенциями:
- Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием
банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке. - Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, расчёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.
- Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно
реагировать на изменения в налоговом законодательстве. - Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить
сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования. - Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием.
- Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.
- Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.
2.Результаты освоения учебной дисциплины
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций.
Результаты обучения (Знания, умения) | Показатели оценки результатов | Форма контроля и оценивания |
Знать: | Практические работы, самостоятельная работа. Дифференцированный зачет | |
- экономические законы и понятия. | - понимание экономических законов и понятий | |
- основные правовые принципы, действующие в демократическом обществе. | -определение основных правовыхпринципов, действующих в демократическом обществе. | |
- сущность экономических институтов, их роль в социально-экономическом развитии общества. | - понимание сущности экономических институтов; -определение роли экономических институтов в социально-экономическом развитии общества. | |
Уметь: | самостоятельная работа. | |
- находить и использовать необходимую экономическую информацию; | -нахождение необходимой экономической информации; -использование экономической информации; | |
- выбирать варианты решения экономических проблем. | - определение вариантов решения экономических проблем. |
Промежуточная аттестация : дифференцированный зачет
3. Комплект оценочных средств
ЗАДАНИЕ (теоретическое, тестовые задания) № 1.
Текст задания: задание состоит из тестов закрытой формы, в количестве 10 вопросов направленных на усвоение теоретического материала по учебной дисциплине и предполагает найти один правильный ответ из предложенных вариантов. В бланк аттестационного листа ответов записать цифру правильного ответа. Если вы ошиблись при выборе ответа, то зачеркните отмеченную цифру и напишите новую (зачеркивать можно один раз).
1. Деньги – это:
- особый товар, который является всеобщим эквивалентом обмена;
- средство выражения стоимости через весовое содержание золота;
- денежно-кредитные обязательства ЦБ в национальной валюте.
2. Что из нижеприведенного можно отнести к денежному товару:
- вексель;
- серебро;
- шкуру зверя;
- бумажные деньги.
3. Монеты впервые появились:
- в Древней Греции;
- в Древнем Риме;
- в Китае.
4. Первые бумажные деньги появились:
- в Древней Греции в 4 веке до нашей эры;
- в Китае в 13 веке;
- в Америке в 17 веке;
- в Европе в 17 веке;
- в России при Петре Первом.
5. Деньги, у которых номинальная стоимость выше реальной, называются:
- действительными;
- полноценными;
- неполноценными.
6. Под наличными деньгами понимаются:
- банкноты и монеты;
- банкноты, монеты и казначейские билеты;
- золотые и серебряные монеты.
7. Пластиковые карточки относятся к системе:
- кредитных денег;
- бумажных денег;
- электронных денег.
8. Что из перечисленного является одной из функций денег:
- наличные деньги;
- безналичные деньги;
- кредитные деньги;
- мировые деньги.
9. Какую функцию денег может выполнять бартер:
- меры стоимости;
- средства обращения;
- средства платежа;
- средства накопления.
10. Функция средства обращения заключается:
- в использовании денег для обслуживания процесса товарного обмена;
- при совершении платежей, которые не предполагают получение какого-либо эквивалента;
- в том, чтобы через цены выразить стоимости разнообразных товаров.
11. Весовое количество золота, законодательно закреплённое за денежной единицей, - это:
- мера стоимости;
- масштаб цен;
- денежная масса.
12. Законодательно установленный порядок выпуска денежных знаков – это:
- денежная система;
- эмиссионная система;
- денежная реформа.
13. Тип денежной системы, при котором роль всеобщего эквивалента закреплена за одним металлом, называется:
- монетаризм;
- биметаллизм;
- монометаллизм.
14. Деноминация, девальвация и ревальвация – методы проведения:
- денежной реформы;
- антиинфляционной политики;
- эмиссии денег.
15. Коэффициент, показывающий, во сколько раз увеличивается предложение денег при увеличении денежной базы:
- денежный мультипликатор;
- банковский мультипликатор;
- денежный агрегат.
16. Ликвидность – это способность денег:
- сохранять свою номинальную стоимость неизменной;
- выполнять функцию средства платежа;
- служить расчётными средствами.
17. Наличные деньги и средства на текущих счетах включает в себя денежный агрегат:
- М 1;
- М 2;
- М 3.
18. Законом денежного обращения определяется:
- скорость обращения денег;
- средний уровень цен;
- количество денег в обращении.
19. Эмиссия безналичных денег осуществляется:
- Центральным банком;
- коммерческими банками;
- федеральным казначейством.
20. Процесс непрерывного движения средств платежа, существующих в данной стране – это:
- денежное обращение;
- денежный оборот;
- платёжный оборот.
21. Объявление об аннулировании обесценивающейся денежной единицы и введение новой:
- нуллификация;
- деноминация;
- девальвация.
22. Инфляция:
- не может быть результатом сокращения товарной массы;
- не всегда носит негативный характер;
- не означает обесценивание бумажных денег по отношению к золоту.
23. Что из ниже перечисленного вызывает инфляцию спроса:
- рост цен на сырьё и энергию;
- рост заработной платы и полная занятость;
- рост государственных расходов;
- рост ставки процента.
24. Инфляция предложения вызывается:
- ростом цен на факторы производства;
- снижением цен на факторы производства;
- затормаживанием заработной платы и цен.
25. Что из ниже перечисленного не относится к антиинфляционной политике государства:
- повышение центральным банком учётной ставки;
- ограничение расходов государственного бюджета и увеличение налогов;
- проведение денежной реформы;
- ограничение заработной платы и денежной массы.
26. Термин «финансы» в переводе с латинского языка имеет значение:
- денежный платёж;
- обмен;
- сделка.
27. Функцию финансов, связанную с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, называют:
- распределительной;
- контролирующей;
- регулирующей;
- стимулирующей.
28. Финансовая политика – это:
- совокупность определённых мер, осуществляемых государством в той или иной области;
- совокупность определённых мер, осуществляемых предприятием в той или иной области;
- контроль государства за финансовой деятельностью организации.
29. Управление финансами не осуществляется:
- Гражданским кодексом;
- Налоговым кодексом;
- Бюджетным кодексом;
- Уголовным кодексом.
30. К методам проведения финансового контроля относится:
- бюджетный и налоговый;
- государственный и независимый;
- анализ и ревизия.
31. Госбюджет – это:
- главный экономический план страны;
- главный финансовый план страны;
- главный кредитный план страны.
32. Составление проекта и исполнение федерального бюджета является задачей:
- Президента РФ;
- Государственной Думы;
- Министерства финансов;
- Федерального казначейства.
33. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета России является задачей:
- Президента РФ;
- Государственной Думы;
- Министерства финансов;
- Федерального казначейства.
34. Госбюджет отражает:
- доходы и расходы всех хозяйствующих субъектов;
- доходы и расходы государства;
- доходы и расходы Центрального Банка РФ.
35. Отчисления в Пенсионный фонд взимаются:
- только с физических лиц;
- только с юридических лиц;
- как с физических, так и с юридических лиц.
36. Компенсация потерь, появляющихся в связи с нетрудоспособностью граждан (болезнь, инвалидность, возраст и т.д.) – это:
- медицинское страхование;
- социальное страхование;
- имущественное страхование;
- страхование ответственности.
37. Главной функцией страхования является:
- рисковая;
- сберегательная;
- контрольная.
38. Финансовый план образования и использования денежного фонда государства – это:
- финансовая система;
- финансовая политика;
- налогообложение;
- государственный бюджет.
39. Дефицит государственного бюджета существует, если:
- государственные расходы превышают доходы;
- увеличиваются государственные расходы;
- уменьшаются налоги.
40. Если срок обращения финансового документа менее года, то это инструмент:
- денежного рынка;
- рынка капитала.
41. Рынок ценных бумаг делится на:
- денежный и валютный;
- кредитный и срочный;
- первичный и вторичный.
42. Профессиональный участник фондовой биржи, который осуществляет сделки с ценными бумагами от имени и по поручению клиента:
- брокер;
- дилер;
- маклер;
- джоббер.
43. Установление уровня, по которому продаются ценные бумаги – это:
- биржевой курс;
- котировка цены;
- листинг.
44. К классическим ценным бумагам относится:
- акция и облигация;
- акция, облигация и вексель;
- акция, облигация, вексель, чек и сберегательный сертификат.
45. Простая акция:
- даёт право на получение дохода, зависящего от результатов работы АО;
- гарантирует фиксированный размер дивиденда;
- выпускается на определённый срок.
46. Привилегированная акция:
- даёт право участия в управлении акционерным обществом;
- гарантирует фиксированный размер дивиденда;
- выписывается на имя определённого владельца.
47. Финансы – это:
- деньги;
- национальная валюта;
- экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных средств.
48. Денежный фонд предприятия, полученный за счёт отчислений от прибыли – это:
- уставный капитал;
- добавочный капитал;
- резервный капитал.
49. Первоначальные взносы учредителей, прибыль от основной деятельности, выручка от реализации выбывшего имущества – это:
- собственные и приравненные к ним средства;
- заёмные средства;
- привлечённые средства.
50. Показатель, характеризующий прибыль по отношению к затратам – это:
- ликвидность;
- финансовая устойчивость;
- рентабельность.
51. Магазин предлагает товар, который надо оплатить в течение года. Этот кредит называется:
- потребительским;
- коммерческим;
- торговым;
- товарным.
52. Денежная ссуда, предоставляемая банками частным лицам под залог недвижимости – это:
- банковский кредит;
- потребительский кредит;
- ипотечный кредит.
53. Норма (ставка) процента – это:
- отношение суммы кредита к сумме процента за кредит, выраженное в процентах;
- отношение суммы процента за кредит к сумме кредита, выраженное в процентах;
- абсолютная величина дохода от предоставления кредита.
54. Учётная ставка – это:
- курс государственных облигаций;
- процентная ставка Центрального банка;
- процентная ставка коммерческого банка.
55. К функциям Центрального банка не относится:
- эмиссия денег;
- регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики;
- выдача кредитов населению;
- осуществление контроля за деятельностью кредитных организаций;
- хранение золотовалютных резервов.
56. Кредитно-денежная политика государства включает:
- управление величиной денежной массы в стране;
- управление величиной налоговых ставок;
- управление расходами государственного бюджета;
- управление уровнем процента.
57. Инвестиционные банки:
- предоставляют ссуды под залог имущества;
- специализируются на долгосрочном кредитовании предприятий;
- привлекают и хранят денежные средства населения.
58. Основными принципами кредита являются:
- срочность и возвратность;
- срочность и платёжеспособность;
- возвратность и платёжеспособность.
59. Правом эмиссии денег обладают:
- банки, имеющие государственную лицензию;
- Центральный банк;
- специализированные коммерческие банки.
60. Среди специализированных коммерческих банков выделяют:
- сберегательные;
- депозитные;
- коммерческие.
61. Кредит имеет следующую специфику:
- может предоставляться любым физическим или юридическим лицом;
- вступает в силу с момента передачи денег или вещей заёмщику;
- обязательно подписание договора, имеющего юридическую силу;
- может быть как процентным, так и беспроцентным.
62. Заёмщик – это лицо,
- предоставляющее ссуду;
- получающее ссуду.
63. Основными видами обеспечения кредита являются:
- поручительство;
- гарантия;
- залог.
64. Коммерческий кредит характеризует кредитную сделку:
- между предприятием и банком;
- между предприятием и физическим лицом;
- между двумя предприятиями;
- между физическим лицом и банком.
65. Государство изыскивает дополнительные источники доходов для покрытия необходимых расходов посредством использования:
- выпуска ценных бумаг;
- банковского кредита;
- государственного кредита;
- дотаций;
- субсидий.
66. Банковские операции подразделяются на:
- активные и пассивные;
- открытые и закрытые;
- краткосрочные и долгосрочные;
- прямые и косвенные.
67. Какая форма кредита представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств:
- лизинг;
- факторинг;
- овердрафт;
- вексельный кредит;
- депозитный сертификат.
68. Кредитование отношений арендодателей и арендополучателей в связи с эксплуатацией технологического оборудования – это:
- лизинг;
- факторинг;
- овердрафт;
- вексельный кредит;
- депозитный сертификат.
69. Форма краткосрочного банковского кредитования, при которой банк предоставляет своему клиенту право расплачиваться чеками сверх остатка на текущем счёте – это:
- лизинг;
- факторинг;
- овердрафт;
- вексельный кредит;
- депозитный сертификат.
70. Кредиторами и заёмщиками в международных кредитных отношениях не могут быть:
- правительства;
- банки;
- предприятия;
- международные финансовые институты;
- физические лица.
Условия выполнения задания
1. Инструкция к выполнению задания № 1:
1.1Задание состоит из 10 вопросов с несколькими вариантами ответов;
- При выполнении работы нужно указать ответы в специальной таблице;
1.3Если вы ошиблись при выборе ответа, то необходимо зачеркнуть неправильный ответ и поставить рядом или ниже правильный.
2. Время: 15 мин.
3. Место: кабинет
4. Оборудование: тестовое задание
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» - 100 – 90% правильных ответов
«4» - 89 - 80% правильных ответов
«3» - 79 – 70% правильных ответов
«2» - 69% и менее правильных ответов
4. Пакет экзаменатора
Задание №1 теоретическое При выполнении задания№1 нужно указать вариант правильного ответа, то есть из трех ответов на вопрос и выбрать один правильный ответ (при условии выполнения задания не на персональном компьютере необходимо получить задание №1 (в печатном варианте) и в бланк ответов записать цифру правильного ответа. Если вы ошиблись при выборе ответа, то зачеркните отмеченную цифру и напишите новую (зачеркивать можно один раз). | ||
Объекты оценки | Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств) | Отметка о выполнении |
Знать: | Критерии оценивания результатов тестирования: 0-50%- оценка «неудов» 50-70% оценка «удов», 70-90%- оценка «хорошо», 90-100% - оценка «отлично» | |
- экономические законы и понятия. | - понимание экономических законов и понятий | |
- основные правовые принципы, действующие в демократическом обществе. | -определение основных правовыхпринципов, действующих в демократическом обществе. | |
- сущность экономических институтов, их роль в социально-экономическом развитии общества. | - понимание сущности экономических институтов; -определение роли экономических институтов в социально-экономическом развитии общества. | |
Уметь: | ||
- находить и использовать необходимую экономическую информацию; | -нахождение необходимой экономической информации; -использование экономической информации; | |
- выбирать варианты решения экономических проблем. | - определение вариантов решения экономических проблем. |
5.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Конституция Российской Федерации,
Гражданский кодекс РФ;
Налоговый кодекс РФ
- Автономов В.С. Экономика. Учебник для студентов начального профессионального образования. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
- Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Дополнительные источники:
- Андриянов В.П. Основы экономической теории. –М: Юнити, 2013.
- Архипов А.П. Страхование. Учебное пособие по элективному курсу для 89 классов. М.: Вита-Пресс, 2014.
- Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2013.
- Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2012.
- Кудина М.В. Основы экономики. – М: Форум-Инфра-М, 2012.
- Линьков А.Я. Экономика. Практикум для учащихся. – М: Вита, 2012.
- Липсиц И.В. Экономика. – М: Вита, 2012.
- Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2014.
- Муравьева Т.В. Экономика фирмы. Учебное пособие.- М.: Мастерство, 2013.
- Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 2013.
- Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 2012.
- Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 2014.
- Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2015.
- Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2014.
- Соколова С.В. Основы экономики. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для начального профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.
- Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. М.: «Начала – Пресс», 2015 г.
- Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
- Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 2014.
Интернет-ресурсы.
http://www.nes.ru/dataupload/files/proiects/financial-literacy/Fingramota%20Web%20Version%20.pdf - А. Горячев, В. Чумаченко, Финансовая грамота, М., 2014 г.
http://www.cbr.ru/fingramota/files/dep.pdf - банковская азбука «Банковский вклад», ЦБ РФ, М., 2013 г.
http://www.budget.gov.ru/ - единый портал бюджетной системы Российской Федерации.
http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg 3 - Как получить кредит по самой низкой процентной ставке? ЦБ РФ, М.
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Курганинский аграрно-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ.05 Основы финансовой грамотности
по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», группа № ЭЛ-19
г. Курганинск, п. Красное Поле, 2019 г.
Рассмотрено и одобрено на заседании учебно-методического объединения «Общеобразовательных дисциплин по общим гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам» протокол № 1 от «28» августа 2019 г. _______________________Д.Г. Орехова | Утверждаю: Директор ГАПОУ КК « КАТТ» ____________________П.Ф. Середа «_____» _________________ 2019 г. |
Рассмотрена на заседании педагогического совета
протокол № 1 от «30» августа 2019 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОГСЭ.05 Основы финансовой грамотности разработана согласно письма министерства образования и науки РФ от 07.08.2014г. №08- 1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования» Письмо ГБУКК НМЦДПО №229/02- 01 от 29.08.14г. «О разъяснениях по изучению основ бюджетной грамотности» Постанов лени е Законодательного Собрания края о т 24 ноября 2010г. №2248-П «О плане мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства в Краснодарском крае.
Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Курганинский аграрно-технологический техникум»
Разработчик: | Черненко Ю.В., преподаватель экономических дисциплин ГАПОУ КК «КАТТ» ___________ |
Рецензенты: | Шепель А.В., заместитель директора по УМР ГАПОУ КК «Курганинский аграрно – технологический техникум», кандидат педагогических наук ____________ |
Проскурякова С.В., заместитель директора по УМР ГБПОУ КК «Лабинский социально – технический техникум», г. Лабинск ___________ | |
Кандалова И.А., заместитель директора по ППО, старший методист ГБПОУ КК «Армавирский аграрно-технологический техникум», г. Армавир ___________ |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 12 |
| 15 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» разработана на основании письма министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 года № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования» во исполнение пунктов 4,5 протокола совещания у Министра Российской Федерации М.А. Абызова от 21 апреля 2014 года № АМ - П36-37 пр «О календарном плане рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году» для профессий и специальностей среднего профессионального образования и письма ГБУ КК «Научно – методического центра» ДПО № 229/02-01 ОТ 29 июля 2014 года «О разъяснениях по изучению основ бюджетной грамотности».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» относится к циклу «Общеобразовательного цикла».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
уметь:
1. Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.
2. Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.
3. Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.
4. Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании.
5. Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты
налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на
предприятии.
6. Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать нвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.
7. Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.
знать:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1. Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.
2. Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых
инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих
фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных
бумаг, типы валютных сделок.
3. Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.
4. Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой
компании.
5. Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного
капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
6. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
7. Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.
В ходе изучения курса «Основы финансовой грамотности » обучающиеся овладевают следующими компетенциями:
- Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием
банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке. - Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, расчёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.
- Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно
реагировать на изменения в налоговом законодательстве. - Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить
сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования. - Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием.
- Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.
- Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента - 54 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная лабораторно-практическая работа студента 36 часов;
- самостоятельная работа студента - 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические работы | 9 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 18 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения | ||
РАЗДЕЛ 1.Банки | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Банковская система | 5 | |||
2 | Депозиты и их функции | ||||
3 | Банки и золото: как сохранить сбережения | ||||
4 | Кредит и его функции. Кредитные организации | ||||
5 | Виды кредитов | ||||
Практические занятия: | 1 | 2 | |||
1 | Практическое занятие № 1 Условия | ||||
Самостоятельная работа по разделу № 1 СР № 1 Составить тезисы «признаки, по которым Центральный банк отличается от коммерческих банков» СР № 2 Подготовить доклад: «Крупные банки России» СР № 3 Подготовить сообщение «Я хочу взять кредит» | 3 | ||||
РАЗДЕЛ № 2. Фондовый рынок | Содержание учебного материала | 5 | |||
1 | Профессиональные участники рынка | 4 | 1,2 | ||
2 | Граждане на рынке ценных бумаг | ||||
3 | Паевые инвестиционные фонды | ||||
4 | Операции на валютном рынке: риски | ||||
Практические занятия: | 1 | 2,3 | |||
1 | Практическое занятие № 2 Ценные бумаги. Виды ценных бумаг | ||||
Самостоятельная работа по разделу № 2 СР № 4 Подготовить презентацию: «Кто покупает ценные бумаги?» СР № 5 Подготовить презентацию: «Российская фондовая биржа» | 2 | ||||
РАЗДЕЛ 3. Налоги | Содержание учебного материала: | 4 | |||
1 | Налоги и их функции. Виды налогов. | 2 | 1,2 | ||
2 | Налоговые вычеты | ||||
Практические занятия: | |||||
1 | Практическое занятие № 3. Основы налогообложения граждан | 2 | 2,3 | ||
2 | Практическое занятие № 4. Как вернуть налоги | ||||
Самостоятельная работа по разделу № 3 СР № 6 Подготовить презентацию по теме «История налогов в России» СР № 7 Подготовить сообщение «Для чего необходимы налоги и кто их платит» | 2 | ||||
РАЗДЕЛ 4. Страхование | Содержание учебного материала: | 5 | |||
1 | Понятие страхование. Виды страховых организаций | 4 | 1,2 | ||
2 | Личное страхование | ||||
3 | Ущерб третьим лицам | ||||
4 | Страховой рынок России | ||||
Практические занятия: | 1 | 2,3 | |||
1 | Практическое занятие № 5 Имущественное страхование | ||||
Самостоятельная работа по разделу № 4 СР № 8 Подготовить презентацию «История страхового дела в России» СР № 9 Составить сравнительную таблицу «виды страхования» | 2 | ||||
РАЗДЕЛ 5. Собственный бизнес | Содержание учебного материала: | 6 | |||
1 | Создание собственного бизнеса. SWOT-анализ как один из способов принятия решений | 5 | 1,2 | ||
2 | Методические основы разработки бизнес-плана | ||||
3 | Расходы и доходы в собственном бизнесе | ||||
4 | Налогообложение малого и среднего бизнеса | ||||
5 | Финансовые риски в бизнесе | ||||
Практические занятия: | 1 | 2,3 | |||
1 | Практическое занятие № 6 Состав и структура бизнес-плана. | ||||
Самостоятельная работа по разделу № 5 СР № 10 Подготовить конспект «Повышение конкурентоспособности предприятия» СР № 11 Подготовить доклад по теме: «Переменные и постоянные затраты в бизнесе» СР № 12 Подготовить сообщение «Как рассчитать СР № 13 Составить сравнительную таблицу «налоговые режимы для индивидуальных предпринимателей» | 4 | ||||
РАЗДЕЛ 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения | Содержание учебного материала: | 5 | |||
1 | Финансовые риски и стратегии инвестирования | 4 | 1,2 | ||
2 | Финансовые пирамиды | ||||
3 | Виды финансовых пирамид | ||||
4 | Виртуальные ловушки в сети Интернет | ||||
Практические занятия: | 1 | 2,3 | |||
1 | Практическое занятие № 7 Обучающая игра. Ток-шоу «Все | ||||
Самостоятельная работа по разделу № 6 СР № 14 Составить сравнительную таблицу «виды финансовых пирамид» СР №15 Подготовить отчёт о действующих финансовых пирамидах СР № 16 Составить тезисы по теме: Что делать если вы попали в финансовую пирамиду | 3 | ||||
РАЗДЕЛ 7. Возможности пенсионного накопления | Содержание учебного материала: | 4 | |||
1 | Формирование пенсии | 2 | 1,2 | ||
2 | Негосударственные пенсионные | ||||
Практические занятия: | 2 | 2,3 | |||
1 | Практическое занятие № 8 Пенсионные накопления, их значение. | ||||
2 | Практическое занятие № 9 Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | ||||
Дифференцированный зачет | 1 | 3 | |||
Самостоятельная работа по разделу № 7 СР №16 Подготовить презентацию пенсионные программы СР № 17 Составить сравнительную таблицу по теме: Государственный и негосударственный пенсионный фонд | 2 | ||||
2 | |||||
Итого: | 54 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места студента;
рабочее место преподавателя;
рабочая меловая доска;
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал).
Технические средства обучения:
ПК,
видеопроектор,
проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Конституция Российской Федерации,
Гражданский кодекс РФ;
Налоговый кодекс РФ
- Автономов В.С. Экономика. Учебник для студентов начального профессионального образования. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
- Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Дополнительные источники:
- Андриянов В.П. Основы экономической теории. –М: Юнити, 2013.
- Архипов А.П. Страхование. Учебное пособие по элективному курсу для 89 классов. М.: Вита-Пресс, 2014.
- Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2013.
- Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2012.
- Кудина М.В. Основы экономики. – М: Форум-Инфра-М, 2012.
- Линьков А.Я. Экономика. Практикум для учащихся. – М: Вита, 2012.
- Липсиц И.В. Экономика. – М: Вита, 2012.
- Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2014.
- Муравьева Т.В. Экономика фирмы. Учебное пособие.- М.: Мастерство, 2013.
- Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 2013.
- Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 2012.
- Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 2014.
- Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2015.
- Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2014.
- Соколова С.В. Основы экономики. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для начального профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.
- Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. М.: «Начала – Пресс», 2015 г.
- Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
- Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 2014.
Интернет-ресурсы.
http://www.nes.ru/dataupload/files/proiects/financial-literacy/Fingramota%20Web%20Version%20.pdf - А. Горячев, В. Чумаченко, Финансовая грамота, М., 2014 г.
http://www.cbr.ru/fingramota/files/dep.pdf - банковская азбука «Банковский вклад», ЦБ РФ, М., 2013 г.
http://www.budget.gov.ru/ - единый портал бюджетной системы Российской Федерации.
http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg 3 - Как получить кредит по самой низкой процентной ставке? ЦБ РФ, М.
http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg 2 - Обучающая игра «Насколько хорошо ты знаешь деньги», ЦБ РФ, М.
http://www.schoolmoney.ru - Основы инвестирования и управления личными финансами «Школа денег».
www.economy.gov.ru - сайт Министерства развития РФ.
http: //document.kremlin.ru - официальное интернет-представительство Президента России.
www.fas.gov.ru - сайт Федеральной Антимонопольной службы.
http: //www.minfin.ru/ - сайт Министерства финансов РФ.
www.gks.ru- сайт Федеральной службы государственной статистики.
www.cbr.ru - сайт Банка России.
www.fcsm.ru - сайт Федеральной службы по финансовым рынкам.
http://www.eeg.ru/- сайт МФ РФ статистика.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знания: О формах, видах и функциях денег, о личном балансе и бюджете, о сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании, банковской системе, налогах, видах ценных бумаг, страховании; Об экономической деятельности фирм и государства; О формировании и исполнении государственного бюджета, о федеральных целевых программах, о финансовых правовых нормах и правилах. умения: Приводить примеры: энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи, вкладов, кредитов, инвестиций, ценных бумаг, налогов, безвозмездных поступлений из федерального бюджета; Описывать: действие рыночного механизма применительно к разнообразным жизненным ситуациям; Описывать ключевые статьи государственного бюджета России; Объяснять: причины неравенства доходов, аксиомы рационального потребления, бюджетное ограничение семьи, роль кредита в современной экономике, механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простыми и переводными векселями, роль и значение рынка государственных ценных бумаг, теорию справедливости налогов; Анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов, формирование государственного бюджета; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; Находить и оценивать экономическую информацию; Рационально планировать семейный бюджет; Оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина; Осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства; Осваивать различные способы решения экономических задач; Рассчитывать процентные ставки по вкладам и кредитам, сравнивать доходность от инвестиций; Обосновывать суждения, давать определения экономическим понятиям, приводить теоретические и эмпирические аргументы и выстраивать доказательства. | 1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы. 2. Выявление мотивации к изучению нового материала. 3. Текущий контроль в форме: - защиты практических занятий; - контрольных работ по темам разделов дисциплины; - тестирования; - домашней работы; - отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление реферата, презентации /буклета, информационное сообщение). 4. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
|
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Курганинский аграрно-технологический техникум»
Согласовано: Заместитель директора по НМР _________________ А.В. Шепель «____» ________________ 2018г. | Утверждаю: Заместитель директора по УР ______________ И.М. Гетманова «____» ________________ 2018г. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОГСЭ.05 Основы финансовой грамотности
на 2018 – 2019 учебный год, 1 семестр для специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» для 1 курса, группы № ЭЛ-18 Преподаватель: Красильникова Ирина Николаевна (Фамилия,имя,отчество) Максимальная учебная нагрузка часов по учебному плану на дисциплину 54 часа в том числе: | |||||||||||||
Курс | Номер семестра | Самостоятельная работа | Максимальная учебная нагрузка | всего | Учебные занятия | Число курсовых проектов (работ) | Консультации по курсовой работе | Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | |||||
Аудиторные | |||||||||||||
лекций | уроков | Семинаров | Контрольных работ | Лабораторных работ | Практических занятий | ||||||||
1 курс | 1 | 18 | 54 | 36 | 12 | 15 | - | - | - | 9 | Дифференцированный зачет | ||
2 | |||||||||||||
Итого | 18 | 54 | 36 | 12 | 15 | - | - | - | 9 |
Составлен в соответствии с рабочей программой, утвержденной на заседании учебно - методического объединения «Общеобразовательных дисциплин по общим гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам» протокол № 1 от «__» августа 2018г., обновленной Протокол № __ от «___» _______________ 20__ г..
Председатель
учебно - методического объединения ___________________ Д.Г. Орехова
Рассмотрен на заседании УМО «Общеобразовательных дисциплин по общим гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам» и рекомендован к переутверждению Председатель УМО ________________/Д.Г. Орехова | Согласовано: Заместитель директора по НМР _______________ А.В. Шепель | Утверждаю Заместитель директора по УР ______________ Гетманова И.М. |
Протокол № ____ «____» ______________ 20__ г. | «____» ______________ 20__ г. | «____» ______________ 20__ г. |
Протокол № ____ «____» ______________ 20__ г. | «____» ______________ 20__ г. | «____» ______________ 20__ г. |
Краткий отчет о выполнении календарно – тематического плана
№ семестра | Наименование группы | Кол-во часов по плану | Фактическое выполнение | Отметка о выполнении плана (при невыполнении указать невыполненные темы) |
1 | Группа № ЭЛ-19 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» | 54 |
Анализ успеваемости студентов
по УД.3 Основы финансовой грамотности
№ п/п | Наименование группы | Кол-во студентов | Оценка за семестр | |||
на «5» и «4» | на «3» | на «2» | ||||
2 | Группа № ЭЛ-19 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» | 25 |
Календарно - тематический план
по учебной дисциплине «Основы финансовой грамотности», 54 часа
№ занятия | АУДИТОРНАЯ РАБОТА | Домашнее задание | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ (ВНЕАУДИТОРНАЯ) РАБОТА | ||||||
Дата проведения занятия | Наименование разделов, тем по программе, тем отдельных занятий | Кол-во часов | Вид учебного занятия | Внеаудиторная самостоятельная работа студентов | Форма контроля самостоятельной работы | ||||
по плану | по факту | ||||||||
кол-во часов | Виды внеаудиторной работы | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 курс, 1 семестр, 54 (36/18) часов | |||||||||
РАЗДЕЛ 1.Банки | 6 | Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: | 3 | ||||||
1 | Банковская система | 1 | Лекция | §1, стр. 6-18 | 1 | СР № 1 Составить тезисы «признаки, по которым Центральный банк отличается от коммерческих банков» | Самопроверка и взаимопроверка выполнено задания в группе | ||
2 | Депозиты и их функции | 1 | Комбинированный урок | §2, стр. 18-38 | |||||
3 | Банки и золото: как сохранить сбережения | 1 | Лекция | §3, стр. 39-50 | 1 | СР № 2 Подготовить доклад: «Крупные банки России» | Обсуждение результатов выполненной работы на занятии | ||
4 | Кредит и его функции. Кредитные организации | 1 | Лекция | §4, стр. 52-63 | |||||
5 | Практическое занятие № 1 Условия | 1 | Урок практики | ||||||
6 | Виды кредитов | 1 | Комбинированный урок | §5, стр. 64-79 | 1 | СР № 3 Подготовить сообщение «Я хочу взять кредит» | Обсуждение результатов выполненной работы на занятии | ||
РАЗДЕЛ № 2.Фондовый рынок | 5 | 2 | |||||||
7 | Практическое занятие № 2 Ценные бумаги. Виды ценных бумаг | 1 | Урок практики | ||||||
8 | Профессиональные участники рынка | 1 | Комбинированный урок | §7, стр. 92-101 | 1 | СР № 4 Подготовить презентацию: «Кто покупает ценные бумаги?» | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы | ||
9 | Граждане на рынке ценных бумаг | 1 | Комбинированный урок | ||||||
10 | Паевые инвестиционные фонды | 1 | Лекция | 1 | СР № 5 Подготовить презентацию: «Российская фондовая биржа» | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы | |||
11 | Операции на валютном рынке: риски | 1 | Комбинированный урок | §10, стр. 122-133 | |||||
РАЗДЕЛ 3. Налоги | 4 | 2 | |||||||
12 | Налоги и их функции. Виды налогов. | 1 | Лекция | §11, стр. 134-151 | 1 | СР №6 Подготовить презентацию по теме «История налогов в России» | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы | ||
13 | Практическое занятие № 3. Основы налогообложения граждан | 1 | Урок практики | 1 | СР № 7 Подготовить сообщение «Для чего необходимы налоги и кто их платит» | Обсуждение результатов выполненной работы на занятии | |||
14 | Налоговые вычеты | 1 | Комбинированный урок | §13, стр. 168-189 | |||||
15 | Практическое занятие № 4. Как вернуть налоги | 1 | Урок практики | ||||||
РАЗДЕЛ 4. Страхование | 5 | 2 | |||||||
16 | Понятие страхование. Виды страховых организаций | 1 | Лекция | §14, стр. 190-204 | 1 | СР № 8 Подготовить презентацию «История страхового дела в России» | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы | ||
17 | Практическое занятие № 5 Имущественное страхование | 1 | Урок практики | ||||||
18 | Личное страхование | 1 | Лекция | §17, стр. 233-243 | 1 | СР № 9 Составить сравнительную таблицу «виды страхования» | Самопроверка и взаимопроверка выполнено задания в группе | ||
19 | Ущерб третьим лицам | 1 | Комбинированный урок | ||||||
20 | Страховой рынок России | 1 | Комбинированный урок | ||||||
РАЗДЕЛ 5. Собственный бизнес | 6 | 4 | |||||||
21 | Создание собственного бизнеса. SWOT-анализ как один из способов принятия решений | 1 | Лекция | §19, стр. 258-271 | 1 | СР № 10 Подготовить конспект по теме: «Коррупция. Виды наказаний » | Самопроверка и взаимопроверка выполнено задания в группе | ||
22 | Методические основы разработки бизнес-плана | 1 | Комбинированный урок | §20, стр. 272-276 | 1 | СР № 11 Подготовить конспект «Повышение конкурентоспособности предприятия» | Обсуждение результатов выполненной работы на занятии | ||
23 | Практическое занятие № 6 Состав и структура бизнес-плана. | 1 | Урок практики | §21, стр. 277-281 | |||||
24 | Расходы и доходы в собственном бизнесе. | 1 | Комбинированный урок | §22,стр. 292-303 | 1 | СР № 12 Подготовить сообщение «Как рассчитать | Обсуждение результатов выполненной работы на занятии | ||
25 | Налогообложение малого и среднего бизнеса | 1 | Комбинированный урок | §23,стр. 304-318 | 1 | СР № 13Составить сравнительную таблицу «налоговые режимы для индивидуальных предпринимателей» | Самопроверка и взаимопроверка выполнено задания в группе | ||
26 | Финансовые риски в бизнесе | 1 | Лекция | ||||||
РАЗДЕЛ 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения | 5 | 3 | |||||||
27 | Финансовые риски и стратегии инвестирования | 1 | Лекция | §23,стр. 304-318 | |||||
28 | Финансовые пирамиды | 1 | Лекция | §25,стр. 330-341 | 1 | СР № 14 Составить сравнительную таблицу «виды финансовых пирамид» | Самопроверка и взаимопроверка выполнено задания в группе | ||
29 | Виды финансовых пирамид | 1 | Комбинированный урок | §26,стр. 342-354 | 1 | СР №15 Подготовить отчёт о действующих финансовых пирамидах | Обсуждение результатов выполненной работы на занятии | ||
30 | Виртуальные ловушки в сети Интернет | 1 | Комбинированный урок | 1 | СР № 16 Составить тезисы по теме: Что делать если вы попали в финансовую пирамиду | Самопроверка и взаимопроверка выполнено задания в группе | |||
31 | Практическое занятие № 7 Обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат» | 1 | Урок практики | ||||||
РАЗДЕЛ 7. Возможности пенсионного накопления | 5 | 2 | |||||||
32 | Формирование пенсии | 1 | Лекция | §28,стр. 368-380 | |||||
33 | Практическое занятие № 8 Пенсионные накопления, их значение. | 1 | Урок практики | §29,стр. 380-390 | 1 | СР №17 Подготовить презентацию пенсионные программы | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы | ||
34 | Негосударственные пенсионные | 1 | Комбинированный урок | §30,стр. 391-400 | 1 | СР № 18 Составить сравнительную таблицу по теме: Государственный и негосударственный пенсионный фонд | Самопроверка и взаимопроверка выполнено задания в группе | ||
35 | Практическое занятие № 9 Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | 1 | Урок практики | ||||||
36 | Дифференцированный зачет | 1 | Урок контроля знаний, умений и навыков | ||||||
Итого за 1 семестр: | 36 | 18 | |||||||
Всего: | 54 |
1.Изменения по программе, которые внесены в календарно-тематический план (Протокол № ___ от «___» ___________________ 20___ г.) заседания учебно - методического объединения
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какие темы программы не изучены___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение плановых контрольных работ
По плану количество | Запланировано (срок) | Выполнено (срок) | Содержание контрольной работы (указать раздел, тему, время, на ее выполнение) | Примечание |
Замечания
по составлению и исполнению календарно – тематического плана
Дата контроля | Цель контроля | Замечания | Срок исправления | Кто проверил | Недостатки исправлены |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Методическая разработка по оформлению дневника-отчета по производственной практике ПМ.01 для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
АннотацияДанная работа является образцом для заполнения дневника-отчета по производственной практике ПМ.01 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования (в т. ч. электроосвещения), автоматизация ...
Методика выполнения курсового проекта по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
Выполнение курсового, проекта является заключительные этапом обучения по данному предмету и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков при р...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОП.08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга Специальность: 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплинеОП.08. Основы экономики, менеджмента и маркетингаСпециальность: 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хоз...
Программа преддипломной практики для специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
Программа преддипломной практики для специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»Количество часов: Преддипломной практики (стажировки) –144 часа...
Рабочая программа учебной дисциплины "Иностранный язык" (английский) для специальности 35.02.08 "Электрификация и автоматизация сельского хозяйства"
Рабочая программа разработана для преподавателей иностранного языка с целью освоения и внедрения в учебный процесс.В общей характеристике указаны область применения рабочей программы и место учебной д...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МДК.01.02. Системы автоматизации сельскохозяйственных предприятий Специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).2.Подготовка к лабораторны...