Рабочая программа профессиональной пробы "Садово-парковое и ландшафтное строительство"
рабочая программа на тему
Программа профессиональной пробы по профессии (специальности) 35.02.12. «Садово-парковое и ландшафтное строительство» разработана для организации и проведения профессиональной пробы на базе ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области» с целью содействия профессиональному самоопределению обучающихся 8 - 9 классов СОШ.
Программа профессиональной пробы включает в себя:
- пояснительную записку (общая характеристика, цели, требования к результатам освоения, место проведения, продолжительность профессиональной пробы);
- структуру и содержание программы (учебно-тематический план, содержание программы);
- условия реализации программы (материально-техническое и информационно-методическое обеспечение программы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_professionalnoy_proby.docx | 67.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
ПАСПОРТ | |
Профессиональной пробы по профессии (специальности) | |
Садово-парковое и ландшафтное строительство | |
Место проведения профессиональной пробы: ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области» Лаборатория «Цветочно-декоративных растений и дендрологии» | |
Пробу проводит (ят): ФИО, (преподаватель, мастер) Кучина Марина Петровна - преподаватель | |
Цель профессиональной пробы: формирование интереса старшеклассников к профессиональной деятельности в области садово-паркового и ландшафтного строительства | |
Продолжительность пробы: 1 час Количество участников: 7 - 10 человек | |
Содержание профессиональной пробы: 1 уровень: Пересадка (посадка) комнатного растения 2 уровень: Декорирование цветочного горшка 3 уровень: Разработка проекта клумбы с подбором ассортимента растений | |
Контакты: тел. 8(49449)5-86-43е-mail: Sharagrotex@mail.ru |
Департамент образования и науки Костромской области
ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
«Садово-парковое и ландшафтное строительство»
для учащихся 8 - 9 классов
Шарья 2016 г
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»
Разработчик: Кучина М.П., преподаватель
Программа профессиональной пробы по профессии (специальности) 35.02.12. «Садово-парковое и ландшафтное строительство» разработана для организации и проведения профессиональной пробы на базе ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области» с целью содействия профессиональному самоопределению обучающихся СОШ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
| 5 | ||
1.1 | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ…........ ………………………….. | 6 | |
1.2 | ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ……………………………………….. | 8 | |
1.3 | МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРОБЫ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ … | 8 | |
| 9 | ||
2.1 | УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | 9 | |
2.2 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | ||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | |||
3.1 | МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | ||
3.2 | ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | 13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа профессиональной пробы «Садово-парковое и ландшафтное строительство» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г., № 1897);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г., № 413);
- "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44;
- СанПиН 2.4.6.2553-09 "Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 N 58;
- Профессиональный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 00.00.20__г.,№__). (Реестр ПС от 01.08.2016 http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php)
- Стратегия социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года (утв. Распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013г. № 189-ра);
- Приказ департамента образования и науки Костромской области от 27 августа 2013 года № 1502 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие профессионального образования Костромской области на 2014 – 2016 годы» (в редакции приказов департамента образования и науки Костромской области от 24.09.2014 № 1741, от 17.03.2015 № 520, от 07.05.2015 № 1055, от 09.03.2016 № 488);
- Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования на 2014-2016 годы на территории Костромской области, утвержденный приказом департамента образования и науки Костромской области от 20 апреля 2014 г. № 748.
Программа профессиональной пробы (далее пробы) включает в себя:
- пояснительную записку (общая характеристика, цели, требования к результатам освоения, место проведения, продолжительность профессиональной пробы);
- структуру и содержание программы (учебно-тематический план, содержание программы);
- условия реализации программы (материально-техническое и информационно-методическое обеспечение программы).
1.1 Общая характеристика профессиональной пробы
Профессиональная проба — профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее вид завершенного технологического процесса (или его отдельного этапа) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии
Общая характеристика профессии (специальности):
Виды труда | Обслуживание / Творчество |
Профессиональная направленность | Человек - художественный образ /человек - природа |
Сферы деятельности | Культура /Обслуживание /Услуги |
Сферы труда | Изделия /Природные ресурсы /Искусство |
Техник садово-паркового и ландшафтного строительства - это и художник, и садовник, и архитектор в одном лице. Его задача - декорировать природное пространство зеленью, цветами с учетом расположения коммуникаций, беседок, колодцев, клумб, деревьев, кустарников и т.д.
Специалист работает по четко разработанному плану, в соответствии с проектом. Пример такого плана работы: генеральный (концепция, стиль), дендроплан (стенки, дорожки, площадки, дренаж, схема полива, деревья, кустарник, освещение....). Эскизы всех элементов проекта. Посещение места работы. Консультация с заказчиком, со специалистами. Замеры. Утверждение проекта, осушение земли, перемещение грунта, укрепление склонов, устройство цветников, полива, водоемов, дренажа, прокладка дорожек, беседок, композиций с использованием различных природных и искусственных материалов.
Проектирует фитосреду интерьера с учетом его архитектурно-функционального назначения, а также биологии и экологии растений. При проектировании может использовать композиции из комнатных, сухих и срезочных растений. Разрабатывает рекомендации по подбору и способам содержания растений в интерьере. В ряде случаев самостоятельно осуществляет работу по организации фитосреды. Выполняет эскизы, оформляет проектную документацию и макет оформления интерьера. Работает индивидуально или в составе группы, в помещении, при необходимости в реальных условиях проектируемого интерьера. Ведет переговоры с заказчиками.
Профессионально важные качества:
- пространственное мышление;
- конструкторские способности;
- креативность;
- художественные вкус и способности (композиция, гармония, пропорции, чувство цвета);
- гибкость мышления;
- самостоятельность;
- ответственность;
- реалистичность;
- находчивость;
- хороший глазомер;
- координация движений рук;
- высокий уровень коммуникативных способностей.
Сфера и направления деятельности:
Область профессиональной деятельности выпускников: организация и обеспечение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству объектов озеленения.
Техник готовится к следующим видам деятельности:
- Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства.
- Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству.
- Внедрение современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства.
- Выполнение работ по профессиям рабочих «Рабочий зеленого хозяйства» и «Цветовод».
Медицинские противопоказания:
- аллергия на рабочие материалы, химические вещества, пыльцу растений, сухоцветы;
- артриты;
- частые простудные заболевания;
- болезни опорно-двигательного аппарата;
- выраженная степень гипертонии;
- сердечные заболевания, ограничивающие движение;
- низкая энергичность;
- апатичность.
1.2 Цели и задачи программы, требования к результатам выполнения пробы:
Содержание программы пробы «Садово-парковое и ландшафтное строительство» направлено на достижение следующей цели:
- формирование интереса старшеклассников к профессиональной деятельности в области садово-паркового и ландшафтного строительства.
Задачи:
- знакомство учащихся со специальностью «Садово-парковое и ландшафтное строительство», содержанием и характером труда специалистов этой профессии;
- формирование допрофессиональных знаний, умений и навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности;
- развитие и укрепление интереса к будущей профессии;
- воспитание готовности к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии;
- оказание учащимся помощи в профессиональном самоопределении;
- развитие способностей учащихся к художественно-эстетическому творчеству.
По итогам выполнения профессиональных проб учащиеся должны иметь представление:
- о содержании и характере труда в данной сфере деятельности, требованиях, предъявляемых к личности и профессиональным качествам;
- об общих теоретических сведениях, связанных с характером выполняемой пробы;
- о технологии выполнения профессиональной пробы;
- о правилах безопасности труда, санитарии, гигиены;
- об инструментах, материалах, оборудовании и правилах их использования на примере практической пробы;
- о выполнении простейших операций.
1.3 Место проведение пробы, продолжительность
Лаборатория «Цветочно-декоративных растений и дендрологии».
Программа рассчитана на 6 часов в группах численностью 7 - 10 человек. Организация занятий возможна в режиме 1 часа в неделю, в том числе 4 часа отводится на практические занятия.
Основная форма контроля - выполнение профессиональной пробы.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
- Учебно-тематический план
№ | Тема занятий | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
Основные приемы ухода за декоративными культурами защищенного грунта | 1 | 1 | |||
Декорирование цветочных горшков | 1 | 1 | |||
Устройство цветников | 1 | 1 | |||
Выполнение профессиональной пробы: Пересадка (посадка) комнатного растения | 1 | 1 | |||
Выполнение профессиональной пробы: Декорирование цветочного горшка | 1 | 1 | |||
Выполнение профессиональной пробы: Разработка проекта клумбы с подбором ассортимента растений | 1 | 1 | |||
Итого | 6 | 3 | 3 |
2.2. Содержание программы
Теоретический блок
Тема 1. Основные приемы ухода за декоративными культурами защищенного грунта.
Посадка, перевалка горшечных культур; посадка черенков на укоренение. Уход за растениями в защищенном грунте. Полив, опрыскивание, прополка и рыхление. Регулирование светового, теплового режимов, влажности воздуха и субстратов. Удобрения: способы внесения, сроки, кратность. Обработка от болезней и вредителий.
Обрезка, прищипка, пинцировка, пасынкование. Особенность ухода в период покоя.
Инструменты и материалы для ухода за растениями. Правила техники безопасности и средства индивидуальной защиты при работах по уходу за декоративными растениями защищенного грунта
Тема 2. Декорирование цветочных горшков.
Виды горшков для цветов. Керамические цветочные горшки. Деревянная посуда и ящики. Глиняные горшки. Пластмассовые горшки. Кашпо. Подвесные корзины.
Гармония цветовых сочетаний. Материалы, используемые для декора их свойства, применение. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила безопасности при работе с оборудованием и работе с материалами. Технология дизайнерского оформления цветочных горшков. Подбор природного и синтетического материала.
Тема 3. Устройство цветников.
Формы цветочных насаждений: клумбы, рабатки, группы, одиночные посадки, модульные цветники, моноцветники, рокарии.
Виды клумб: регулярная, нерегулярная, приподнятая, ковровая, моноклумба, вертикальная клумба, клумба-панно. Типы клумбовых растений и их биологические особенности.
Устройство цветника: подготовка почвы, подбор растений по высоте, времени цветения, колеру. Закон сочетания колеров. Уход за цветником: полив, рыхление почвы, внесение удобрений, подкормки, борьба с сорняками, правила содержания цветников в образцовом порядке и обеспечение декоративности.
Практический блок
Выполнение профессиональной пробы по трем направлениям (технологическому, ситуативному и функциональному) и трем уровням сложности представлены в таблице
Технологическая проба (компонент) | Ситуативная проба | Функциональная проба |
1-й уровень* | ||
Задание (задача) | Задание | Задание |
Ознакомиться с технологией пересадки (посадки) комнатного растения | Подобрать горшок для пересадки (посадки) комнатного растения | Пересадить (посадить) комнатное растение |
Условие (выполнения) | Условие | Условие |
Дана технология пересадки (посадки) комнатного растения (в виде карточек). | Задание выполняется с учетом размера корневой системы растения | Самостоятельно пересадить (посадить) комнатное растение |
Результат (продукт деятельности) | Результат | Результат |
Задание выполнено правильно, если при пересадке (посадке) комнатного растения соблюдена технология. | Задание выполнено правильно, если учтено соотношение размеров горшка и корневой системы растения | Задание считается выполненным, если растение посажено (пересажено) правильно (соблюдена глубина посадки, растение правильно полито, соблюдены правила техники безопасности). |
2-й уровень* | ||
Задание | Задание | Задание |
Разработать эскиз оформления цветочного горшка | Подобрать необходимые для оформления цветочного горшка материалы, инструменты и приспособления | Задекорировать цветочный горшок, используя природные и синтетические материалы |
Условие | Условие | Условие |
Задание выполняется с учетом имеющегося в наличии природного материала и дизайнерских материалов (декоративные ленты, кружево, ткань и т.д.) | Задание выполняется с учетом соблюдения правила цветовой гармонии и пропорциональности | Самостоятельно оформить цветочный горшок |
Результат | Результат | Результат |
Задание считается выполненным, если самостоятельно разработан эскиз оформления цветочного горшка на бумаге с учетом имеющегося материала. | Задание считается выполненным, если подобранные для оформления цветочного горшка материалы гармонично сочетаются между собой | Задание считается выполненным, если цветочный горшок задекорирован аккуратно и гармонично, с соблюдением правил техники безопасности |
3-й уровень* | ||
Задание | Задание | Задание |
Составить план клумбы | Подобрать возможные варианты однолетних декоративных растений | Составить проект клумбы из однолетних декоративных растений |
Условие | Условие | Условие |
Задание выполняется с учетом формы и размера клумбы | Задание выполняется, учитывая высоту и колер растений | Самостоятельно разработать проект клумбы |
Результат | Результат | Результат |
Задание считается выполненным, если самостоятельно подобран рисунок клумбы с учетом заданных формы и размера | Задание считается выполненным, если при подборе растений учитывалась гармония цветовых сочетаний и правила размещения клумбовых растений по высоте | Задание считается выполненным, если при составлении проекта клумбы правильно оформлен план и составлена ассортиментная ведомость растений |
*
Пробы 1-го уровня требуют от учащихся сформированности первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на уровне исполнителя (выполнение отдельных простейших операций с получением законченного результата)
Пробы 2-го уровня носят исполнительско-творческий характер, в них предусматриваются элементы рационализации профессиональной деятельности (выполнение нескольких взаимосвязанных операций с получением законченного результата)
Пробы 3-го уровня сложности нацелены на самостоятельное планирование обучающимся своей работы, постановки промежуточной и конечной целей, анализ результатов деятельности (выполнение нескольких взаимосвязанных операций с получением законченного результата, требующее получение дополнительных знаний и умений и проявление самостоятельной поисковой активности)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы профессиональной пробы «Садово-парковое и ландшафтное строительство» предполагает наличие лаборатории «Цветочно-декоративных растений и дендрологии».
Оборудование рабочих мест лаборатории «Цветочно-декоративных растений и дендрологии»:
- наглядные пособия (наглядный раздаточный материал, плакаты);
- инструменты и оборудование для выполнения работ по содержанию цветочно-декоративных растений,
- материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ по декорированию цветочных горшков;
- CD, DWD диски с презентациями.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:
Литература
- Все о клумбовых растениях/ Д-р Д.Г. Хессайон. – М.: Издательство «Кладезь-Букс», 1998. - 140 с.: ил.
- Декоративное растениеводство: Цветоводство: учебник для студентов вузов/ Т.А. Соколова, И.Ю. Бочкова. – 2-е издание стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с.
- Комнатное цветоводство. Растения в интерьере / Пер. с фр. И. Крупичевой. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 160 с.
- Цвет в ландшафтном дизайне/ Т.А. Соколова; И.Ю. Бочкова; О.Н. Бобылева. – М.: ЗАО «Фитон+», 2007. – 128 с. - (Серия «Библиотека ландшафтного дизайнера»)
Интернет-ресурсы:
- http://www.flowerbank.ru/;
- http://strmnt.com/sad/l-diz/s-other/dekor-cvetochnyx-gorshkov.html;
- http://101dizain.ru/dekor/podelki/dekorirovanie-cvetochnyx-gorshkov.html;
- http://101dizain.ru/ozelenenie/cvetnik/gotovye-sxemy-cvetnikov-i-klumb.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ "МДК 02.01 Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов"
Рабочая программа профессионального модуля - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.01 Строительств...
Рабочая программа профессионального модуля МДК01.02 Технология и организация строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности 20.02.03 (2...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01 Эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования при строительстве, содержании и ремонте дорог
Рабочая программа составлена на основе региональной примерной программы профессионального модуля и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности средне...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02Выполнение технологических процессов на объекте капитального строительства 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программой по специальности 08.02.0...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов» для специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности: организация видов работ при эксплуатаци...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Организация и выполнение работ по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности Организация и выполнение работ по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления и с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 «Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования при строительстве, содержании и ремонте дорог»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 «Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования при строительстве, содержании и ремонте дорог»...