МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по практическим работам по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения
методическая разработка на тему

Акатьева Анастасия Николаевна

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по практическим работам

по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности»

для студентов специальности

35.02.07 Механизация сельского хозяйства

очной формы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_pr_osnovy_predprinimatelskoy_deyatelnosti.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Тюменской области

«Агротехнологический колледж»

(ГАПОУ ТО «АТК»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по практическим работам

по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности»

для студентов специальности

35.02.07 Механизация сельского хозяйства

очной формы обучения

                                                     

Автор: Акатьева А.Н., преподаватель профессионального учебного цикла, первая квалификационная категория

2016

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Основы предпринимательской деятельности» является общей дисциплиной для теоретической подготовки обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и является единой для всех форм обучения. Одной из форм занятий, способствующей получению прочных знаний, является выполнение практических занятий по изучаемому материалу.

Сборник практических занятий составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности». Проведение практических занятий должно способствовать реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

Цели выполнения практических работ студентами:

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по дисциплине и применение этих знаний для решения конкретных задач;
  • развитие навыков организации самостоятельной работы;
  • выявление подготовленности студента к самостоятельному решению профессиональных задач;
  • формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию.

Практическая работа

Разработка бизнес плана

        Цель: Обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по теме «Планирование деятельности фирмы».

Задачи: научиться составлять бизнес-план.

        Бизнес-план для будущего предпринимателя - это написанный им текст, служащий ему для двух основных целей:

        - обдумать и определить свои ответы на поставленные вопросы, помочь иметь ясное и цельное представление о своем бизнесе, помочь ему иметь определенные цели и контролировать их выполнение;

        - получить кредиты, убедив кредиторов в своей серьезности и подготовленности и помогая им принять положительное решение.

Составление бизнес плана

        Бизнес-план представляет собой принципиально новый документ для большинства предпринимателей. Даже в настоящее время широко распространено мнение позиция  о целесообразности замены бизнес-плана всем привычным технико-экономическим обоснованием.

        В современных условиях такая позиция не может  являться достаточной для получения и выделения инвестиций. Условия рынка диктуют необходимость использования  общепринятой практики других стран для продвижения проектов и их финансирования.

        Естественно, что  бизнес-план, составленный для работы в наших условиях, будет иметь свои  особенности и отличия, в частности, при расчетах обязательно нужно учитывать инфляцию (инфляцию на сбыт, инфляцию на себестоимость продукции, на заработную плату, на сырье и т.д.), плавающие налоговые  и банковские ставки, проблемы оплаты поставок, недостаток и недостоверность статистических и  информационных данных.

        Разработка бизнес-плана  серьезная и квалифицированная работа и занимает, в зависимости от уровня подготовки и опыта разработчиков, различные сроки  от недели до месяцев.

        Бизнес-план может разрабатываться самими инициаторами проекта или специалистами, привлеченными извне, при этом фирма - заказчик готовит и предоставляет необходимые исходные данные.

        Обобщая вышесказанное, можно определить бизнес-план как комплексный документ, наиболее полно отражающий  важнейшие аспекты и характеристики предпринимательского начинания и представляющий собой оформленное инвестиционное предложение.

        Не существует единого стандарта на разработку бизнес-плана из-за различия  целей бизнеса и бесконечного множества вариации среды, в которой он действует. Следовательно, требуются навыки и усидчивость, чтобы описать 3-х или 5-летнюю перспективу развития бизнеса, особенно в быстро меняющихся экономических условиях страны. Поэтому значительной частью любого бизнес-плана будут разделы планомерного контроля и регулирования бизнеса.

        Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения кредита, он служит и другим целям:

        - выявлению целей бизнеса;

        - оказанию содействия выработке стратегии и оперативной тактики для достижения целей бизнеса;

        - созданию системы измерения результатов деятельности;

        - предоставлению инструментария  управления бизнесом;

        - предоставлению средств оценки сильных и слабых сторон бизнеса, а также выявления альтернативных стратегий выживания.

Общие рекомендации по составлению бизнес – плана:

Содержание и структура бизнес-плана.

Перед составлением бизнес-плана надо в первую очередь  убедиться в перспективности бизнес-идеи.

Непосредственно начать разработку бизнес-плана  необходимо с раздела "Описание  продукции (услуг)", уделяя особое внимание конкурентоспособности и лицензионным вопросам, а также вопросам поставки сырья и материалов.

Не надо жалеть времени и средств на  первичный сбор  и анализ информации, так как, вероятнее всего, Вам придется составить несколько бизнес-планов для разных инвесторов, которые будут отличаться в основном в финансовой части  (условия  и форма предоставления инвестиций). Кроме того, анализ рынка Вам, возможно, потребуется в дальнейшем для реализации других проектов в данном регионе.

Чем больше времени потратите вначале, тем легче и быстрее достигнете желаемого результата при составлении бизнес-плана.

Несмотря на то, что каждый бизнес-план оригинален, можно выделить основные позиции (главы) которые составляют его содержание. Порядок и наименование разделов может быть изменен в соответствии с логическим изложением проекта, а также могут быть добавлены другие разделы, но не для объема бизнес-плана, а с целью описания привлекательности проекта.

Основные  разделы бизнес-плана:

1.         Краткое описание проекта (резюме);

2.         Описание компании, осуществляющей проект;

3.         Анализ рынка и маркетинговая стратегия;

4.         Производственный план;

5.         Организационный план;

6.         Финансовый план;

7.         Анализ  факторов риска;

8.         Приложения.

При необходимости, финансовый институт  может потребовать дополнительную информацию. При этом, могут быть добавлены такие разделы, как социальный, экологический, институциональный  и другие.

Советы по оформлению бизнес-плана:

        Обычный объем бизнес-плана составляет  15-35 страниц. Если в бизнес-плане менее 10 страниц, то он может произвести впечатление недостаточной его основательности, хотя в целом объем бизнес-плана не зависит от его назначения.

        Нельзя заполнять страницу слишком плотно. Лист, перенасыщенный информацией, может чисто психологически оттолкнуть читателя. Оставьте достаточно широкие поля.

        Абзацы рекомендуется печатать через 1 интервал, пропуская по 2 интервала между абзацами, которые должны быть достаточно короткими.

        Для текста предпочтительно использовать гарнитуру типа Таймс (Times New Roman), как в данном руководстве. Она легче воспринимается и способствует лучшему пониманию прочитанного.

        Размер букв  обычно устанавливается 12пт, что  примерно соответствует размеру букв на пишущей машинке.

        Заголовки необходимо выделять. Если  бизнес-план имеет заголовки нескольких уровней, то разница размера шрифта должна быть не менее 2-х пунктов.

        При распечатке бизнес-плана желательно использовать лазерный или струйный принтер. Это придает бизнес-плану респектабельный вид.

        Все вышесказанное легко осуществить, если Вы составляете бизнес-план на компьютере. Компьютер же позволит Вам без особого труда внести изменения, а также  произвести быстро и точно  подготовку финансовой части.

        В идеале бизнес-план должен быть переплетен, но может быть, и помещен в папку, желательно черную или синюю, с наклейкой, обозначающей название вашего предприятия. Папка может быть и прозрачной. В этом случае особое внимание уделите оформлению титульного листа.

        Язык бизнес-плана должен быть простым и четким. Избегайте профессионального жаргона. Обратите внимание на использование графиков и диаграмм.

        Самое главное правило: каждый раздел бизнес-плана должен начинаться с нового листа.

                

Практическая работа

Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Задание: Определить пошаговую инструкцию регулирования предпринимательской деятельности.

Ход работы:

У Вас возникло желание создать свое дело и стать предпринимателем?  Мы можем  помочь Вам подготовиться к этому и создать тот тип малого бизнеса, который больше всего будет соответствовать Вашей индивидуальности, Вашим интересам и Вашим возможностям.

Создать свое дело - это трудная работа, которую Вы должны проделать сами. Мы можем лишь дать советы, научить Вас ставить правильные вопросы и указать пути, на которых Вы можете найти ответы. Ответы Вы должны искать и находить сами. Мы не можем дать Вам точные ответы на все вопросы - рецептов, годных всегда, не существует. В бизнесе очень много зависит от индивидуальности людей, и в первую очередь, от Вашей индивидуальности.

Профессия "предприниматель" и ее трудности

Быть предпринимателем, это:

1. организовывать и управлять, находить средства и эффективно распоряжаться ими;

2. рисковать и отвечать, то есть принимать решения в условиях неопределенности и персонально отвечать за это.

Деньги: Ваш доход может быть меньше, чем Вы предполагали. В начале Вашей предпринимательской деятельности будет очень полезно, если Ваша жена или муж имеют постоянный заработок.

Нехватка денег в нужный момент - основная причина банкротства.

Рабочие часы: Вы будете работать без отдыха и без выходных.

Стресс: Вы все время будете под психологическим стрессом. Его источником будет не только Ваш бизнес, но и Ваша домашняя жизнь.

Тип работы: Пока Вы не накопили достаточно денег для найма квалифицированного персонала, Вы должны все делать сами - быть продавцом и бухгалтером, администратором и чернорабочим, и т.д.

Независимость: Вместо одного начальника, у Вас появятся другие боссы - Ваши клиенты и Ваш бизнес, Ваши поставщики и кредиторы...

Возможность неудачи:  Неудача всегда возможна, по Вашей ли вине или по вине Ваших деловых партнеров, включая государство. Как Вы будете на нее реагировать? Успешный предприниматель должен всегда считаться с возможностью неудачи и иметь в себе достаточно внутренних сил для того, чтобы она Вас не раздавила, чтобы Вы смогли вынести уроки и добиться успеха при следующей попытке.

Власть: Если у Вас есть служащие, то Ваша манера руководить ими может иметь как положительное, так и разрушительное влияние в бизнесе.

Личные отношения: Вам нужны хорошие отношения с вашими клиентами, поставщиками, кредиторами и персоналом.

  1. Как уменьшить начальный риск

Очень важно сделать все от Вас возможное для того, чтобы уменьшить начальный риск. Вот несколько полезных советов, проверенных западной практикой и здравым смыслом.

Получите опыт и знания в менеджменте и в той области бизнеса, в которой Вы хотите начать свое дело.

Напишите свой бизнес-план и рассчитайте план движения наличности.

Продумывайте свои решения, собирайте и используйте объективную информацию - "Семь раз отмерь"!

Используйте свои сильные стороны, не делайте то, что Вам начните Ваши планы по маркетингу и рекламе.

  1. Ваша идея

Как много денег нужно вложить? Кто будет Вашим клиентом? Достаточно ли их? Что Вы им продаете (что они хотят?) Какова Ваша "ниша"? Чем Вы отличаетесь от других? Где Вы расположите свой бизнес? Кто Ваши конкуренты? Кто Ваши поставщики? По какой цене Вы будете продавать? Ваша реклама: имя? витрина? внешний вид магазина? что еще?

Каков будет Ваш дневной объем продаж? Товарооборот? Расходы? Прибыль? Нужен ли Вам бухгалтер? Что должен он делать? В какой юридической форме

Вы зарегистрируете свою фирму?

Нужен ли Вам персонал? Если да, то кто? как Вы его найдете, как отберете? сколько и как будете ему платить?

  1. Этапы создания своего дела

Предположим, что Вы решили стать предпринимателем, что у Вас есть уже идея о своем бизнесе, и Вы хотите открыть свое дело через три месяца, то есть через 12 недель. Вот примерный план действий.

Этап 1 - Вы и Ваша идея (за 12 недель до начала деятельности):

Составьте календарный план ниже перечисленных действий

Выберите правильный тип бизнеса

Взвесьте его влияние на Вашу личную жизнь и семью

Уточните свою идею

Начните писать бизнес-план

Начните поиск информации

Обучитесь на курсах для будущих предпринимателей

Этап 2 - Проверить свою идею и изучить рынок, выбрать коммерческую политику (за 10 недель до начала деятельности):

Составьте календарный план ниже перечисленных действий:

Уточните профиль своих будущих клиентов. Решите, какова будет Ваша политика цен. Сделайте прогнозы об объемах продаж. Определите имидж Вашей фирмы, ее рекламу, стратегию "паблик релейшенс"

Найдите подходящее имя для своего бизнеса. Выберите, где Вы хотите расположить свой бизнес

Этап 3 - Рассчитать свои финансы, подготовить и оценить будущий баланс и бюджет, принять финансовые решения (за 8 недель до начала деятельности):

Составьте календарный план нижеперечисленных действий:

Определите, сколько наличных денег Вам надо

Подсчитайте проектируемое движение Вашей наличности

Подготовьте свой баланс и проанализируйте его

Обдумайте, как Вы будете вести бухгалтерию и примите финансовые решения

Соберите информацию о существующих организациях, помогающих предпринимателю, и вступите в контакт с ними

Соберите информацию о возможных источниках финансирования.

Этап 4 - Наладьте взаимоотношения с государством (за 6 недель до начала деятельности):

Составьте календарный план нижеперечисленных действий:

Найдите подходящих консультантов по созданию бизнеса.

Выберите подходящую юридическую форму для Вашей фирмы.

Зарегистрируйте фирму.

Решите, какой персонал Вам нужен.

Продолжайте собирать информацию о возможных источниках финансирования.

Этап 5 - Составьте бизнес-план и получите финансирование (за 4  недели до начала деятельности):

Составьте календарный план ниже перечисленных действий:

Напишите свой бизнес-план.

Найдите необходимое финансирование, используя свой баланс, прогнозы об объемах продаж, план движения наличности и бизнес-план.

Возьмите необходимые страховки.

Закажите необходимые товары и сырье.

Отремонтируйте Ваше помещение.

Начните найм персонала.

Этап 6 - Все ли готово? (за 2 недели до начала деятельности):

Составьте календарный план ниже перечисленных действий:

Благоустройте свое помещение, подходы к нему, и т.п.

Проверите еще раз, все ли готово.

Закончите найм персонала.

Этап 7 - Начало деятельности

Управляйте своим временем.

Постоянно совершенствуйте свое дело.

Прислушивайтесь к мнению о себе.

Сравните свои прогнозы по движению наличности с реальностью.

        Поддерживайте хорошие отношения с Вашими кредиторами и поставщиками.

Практическая работа

Государственная регистрация  субъектов малого предпринимательства

        Задание:  составить блок схему процедуры государственной регистрации.

Процедура регистрации субъектов малого предпринимательства предусмотрена в более упрощенном варианте в сравнении с регистрацией других юридических лиц.

        Полное товарищество;

        Коммандитное товарищество;

        Товарищество с ограниченной ответственностью;

        Товарищество с дополнительной ответственностью;

        Производственный кооператив.

        К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на основании патента, выданного налоговыми органами или  свидетельства об индивидуальном предпринимательстве.

1. Так, деятельность предприятий - субъектов малого предпринимательства  может осуществляться на основании типового устава, подготовленного Минюстом, проект которого был утвержден  Правительством.

2. Значительно сократился размер уставного капитала. Например, размер  уставного капитала товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) - уменьшен в 10 раз и составляет 100 расчетных показателей.

3. Исключен из перечня ряд документов, представляемых на регистрацию. В регистрирующий орган не представляется документ, подтверждающий внесение части уставного капитала юридического лица. Однако уставный капитал должен быть сформирован участниками в течение одного года с момента государственной регистрации.

        Не представляется также документ, подтверждающий местонахождение юридического лица. Также не требуется оформление статистической карточки в период, нахождения документов юридического лица на  регистрации. Оформление карточки производится на основании свидетельства, выданного органами, занимающимися регистрацией юридических лиц.

Сроки регистрации не более  3-х рабочих дней.

Практическая работа

Маркетинг в предпринимательской деятельности

Цель: Обобщение и закрепление полученных знаний, выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств как самостоятельность, точность.

 Ход работы:

        1. Проанализировать материал 4 раздела учебника Л.Н.Череданова.

        2. Ответить на вопросы, используя материал учебника стр. 39-50

        3. Написать терминологический диктант, опираясь на полученные знания.

        4. Сдать конспект преподавателю с выполненной  работой.

      5. Составить план производственной деятельности мастерской, производящей продукцию А на год и указать возможные причины отклонений.

                Исходные данные:

Себестоимость единицы продукции

6520 руб

Плановая рентабельность

15%

Прогноз продаж:

1 квартал

300 ед.

2 квартал

400 ед.

3 квартал

300 ед.

4 квартал

500 ед.

Фактически было продано:

1 квартал

330 ед.

2 квартал

380 ед.

3 квартал

300 ед.

4      4 квартал

400 ед.

        Фактическая рентабельность составила:

1 квартал

…..

2 квартал

…..

3 квартал

…..

4      4 квартал

…..

Вывод: ……………………

  1. Ответить на вопросы, используя материал лекций, учебника.
  1. Вариант

1.Что такое затраты?

2. На какие основные группы можно разделить затраты?

                2 Вариант

  1. Каковы цели системы управления затратами?
  2. Что такое эффективный контроль над затратами?

3.   Сдать конспект преподавателю с выполненной  работой.

6. Выполнить задания своего варианта, требующие применения аналитического мышления.

  1. вариант

        1. Несостоятельность (банкротство).

        2. Определите размер суммы гражданина индивидуального предпринимателя, которую он не в состоянии погасить перед своими кредиторами: 1000 руб.; 5000 руб.; 10000руб.: 100000 руб.

  1. вариант

                1. Субъекты несостоятельности (банкротства)

                2. Определите размер суммы юридического лица, которую он не в состоянии погасить перед своими кредиторами: 1000 руб.; 5000 руб.; 10000 руб.; 100000 руб.

                3. Сдать конспект преподавателю с выполненной  работой.

Практическая работа

Бизнес-планирование малого предпринимательства

Цель:

1. Развитие     творческого    подхода  к  решению проблем учебного и  профессионального уровня.

2. Формирование готовности   к самообразованию, самостоятельности и ответственности

 Задание:

  • изучить информацию по теме;
  • создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • грамотная формулировка вопросов;
  • кроссворд выполнен без ошибок
  • работа представлена на контроль в срок.

Литература

Основные источники:

1. Голубева Т.М. Основы предпринимательской деятельности: учеб.пос. / Т.М. Голубева.- М.: ФОРУМ,2010.-272 с.

2. Управление персоналом организации : учеб.пос./ В.Т.Пихало, Ю.Н. Царегородцев,  С, А, Петрова, Ю. Е. Ефремова.- М.: ФОРУМ,2010.- 400 с.

Дополнительные источники:

1.Грудицина, Л.Ю., Климовский, Р.В. Справочник индивидуального предпринимателя – М.: «Феникс», 2007. - 286с.

2.Калина, А., Минкина Н.. Предпринимательство – М.: ЗАО «ЛМ Проспект», 2007. -  160с.

3.Предпринимательство: учебник/; под ред. М.Г. Лапусты. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2006. – 667с.

4. Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: учебник.- М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-336 с.

Интернет-ресурсы:

1.Электронно-библиотечная система образовательных и просветительских изданий. Бородина Н.С., Чижова Е.Е., Полева И.В., Андреева О.Б. [Электронный ресурс]: Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие - Кострома: КГТУ, 2005.- 84 с. Режим доступа: http://www.iqlib.ru

2.Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): [электронный ресурс] — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М), 2001. Режим доступа: http://rnns.ru

3.Образовательные ресурсы Интернета - Менеджмент. Основы предпринимательства.  Переверзев М.П., Лунёва A.M. М.: Инфра-М, 2009. — 176 с. Режим доступа: http://www.alleng.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Экономика отрасли и организации" для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства(углубленная подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы  подготовки специалистов среднего звена специальности:   35.02.07   Механизация сельского хозяйства (угл...

ОУД.03. Математика Методические указания по выполнению контрольных работ по учебной дисциплине для студентов специальности 35.02.07. «Механизация сельского хозяйства»

Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 35.02.07. Механизация сельского ...

ЕН.01. Математика Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине для студентов специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по специальности 110809 Механизация сельского х...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения

Методические рекомендациипо внеаудиторной самостоятельной работепо дисциплине «Основы предпринимательской деятельности»для студентов специальности35.02.07 Механизация сельского хозяйстваоч...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работдисциплины «Основы предпринимательской деятельности»...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе ОП.14 Маркетинг 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта очной формы обучения

Методические рекомендации предназначены для самостоятельного изучения дисциплины ОП.14 Маркетинг обучающимися независимо от форм обучения....