ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
статья на тему
Роль изучения и внедрения передового опыта педагогов в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
Н.А.Ряснянская
ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»
Каждое учебное заведение – это союз профессионалов, знатоков своего дела, обладающих огромным багажом знаний, умений, идей, опыта.
В условиях российского образования педагогам приходится постоянно обращаться к опыту предыдущих поколений педагогов, синтезировать его в своей работе. Без опыта прошлого невозможно создавать современное содержательное образование.
Каждый педагог по-своему уникален. Каждый, в процессе своей деятельности, затрачивая немало сил, времени, знаний, создает свою методику, свои технологии, свои направления в работе, тем самым накапливает определенный опыт. Но без использования опыта коллег деятельность педагога не может быть полной. В процессе своей педагогической деятельности ему приходится обращаться к передовым достижениям для освоения новых идей. Применение чужого опыта - творческий процесс, результатом которого является синтез личных знаний, умений и навыков с теми, что предлагает передовая технология.
Несмотря на определенную активизацию деятельности педагогов по освоению педагогического опыта, этот процесс еще остается эпизодическим и вызывает у педагогических работников типичные трудности, обусловленные недостаточным обеспечением педагогической литературой об опыте учителей-новаторов, конкретными методическими материалами, а также отсутствием четких критериев оценки изученного опыта, его обобщения.
Одним из действенных средств внедрения передовых педагогических идей является активизация методической работы в образовательном учреждении СПО с пропагандой передового педагогического опыта. В нашем техникуме, например, вот уже несколько лет работает Школа Молодого Педагога (ШМП). В рамках работы ШМП разработана «Программа содействия молодым педагогам», рассчитанная на 2 года; план работы ШМП на учебный год, а также индивидуальные планы работы преподавателей – наставников с молодыми, не имеющими опыта работы педагогами. В ходе работы преподаватели-наставники оказывают молодым коллегам систематическую помощь в повседневной работе. Помощь может быть разнообразной: совместное планирование работы, подбор учебного материала и наглядных пособий для уроков, составление учебно-планирующей документации и многое другое. Эта форма передачи передового педагогического опыта является самой простой и доступной, потому что она основана на непосредственном общении педагогов. Польза от этой работы обоюдная: молодые педагоги поднимаются до уровня опытных, а последние не останавливаются на достигнутом, повышают свое мастерство. Кроме того, новое, оригинальное в опыте отдельных преподавателей становится в коллективе предметом особого внимания, шлифуется и совершенствуется.
Работа по внедрению передового педагогического опыта осуществляется поэтапно.
Существует три этапа внедрения передового опыта.
Первый (подготовительный) этап включает: анализ результатов педагогической деятельности педагогов (результаты экзаменов, итоги за полугодие и год, анкетирование обучающихся, наличие умений по самостоятельному овладению знаниями и их практического применения) обобщение материалов передового педагогического опыта, включение в план работы учреждения вопросов, связанных с пропагандой и освоением опыта.
Второй (основной) этап внедрения передового педагогического опыта предполагает: непосредственно деятельность преподавателей по выяснению сути опыта коллеги; апробацию передового опыта в реальном учебно-воспитательном процессе; подведение итогов работы, вывод о возможности использования обобщенного опыта в пределах своего коллектива, написание статьи и т.п..
Разнообразная деятельность преподавателей на основном этапе освоения лучшего опыта обеспечивает осознание главной идеи внедряемого, непосредственное ознакомление с передовой технологией и коррекция дальнейшей педагогической деятельности согласно полученного опыта.
На третьем (заключительном) этапе осуществляется оценка и самооценка результатов освоения передового педагогического опыта. При этом главным показателем является повышение эффективности и качества решения учебно-воспитательных задач техникума.
Практическое обобщение передового педагогического опыта представляет широкий спектр его форм: буклет, альбом, статья, доклад и т.п.. Описание опыта, как правило, хранится в методическом кабинете, где преподаватели могут с ним ознакомиться. К оформлению этого материала относятся определенные требования, в частности: указываются тема и автор опыта, обосновывается его актуальность, перечисляются задачи, которые ставил преподаватель, раскрываются суть опыта, технология работы педагога, условия и возможности применения другими членами коллектива.
В процессе внедрения опыт обогащается самими преподавателями - их идеями, эффективными формами организации обучения и воспитания обучающихся. Такой опыт может быть новым объектом для изучения и распространения. Эффективность внедрения передового педагогического опыта в значительной степени зависит от совершенствования его форм и методов. Наиболее распространенными формами, как известно, являются: курсы повышения квалификации, научно-практические семинары и конференции; педагогические чтения; школы передового педагогического опыта; наставничество.
Итак, главным фактором в развитии творческого отношения педагогов к своей работе, повышение уровня педагогического мастерства - есть уровень внедрения передового педагогического опыта в массовую практику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов: проблемы, совершенствование форм проведения"
Статья "Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов:проблемы, совершенствование форм проведения"...
"Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов: проблемы, совершенствование форм проведения"
Статья "Методическая неделя как форма повышения квалификации педагогов:проблемы, совершенствование форм проведения"...
выступления на методических, педагогических советах, школах передового педагогического опыта
выступления на методических, педагогических советах, школах передового педагогического опыта...
Модульная анкета обобщения передового педагогического опыта:
Обобщение педагогического опыта...
Статья для участия в V Фестивале передового педагогического опыта учителей «Современные методы и приемы обучения»
В статье рассматривается актуальность социокультурного компонента при обучении иностранному языку обучающихся в системе среднего профессионального образования. Авторы предлагают возможное содержание...
Диссеминация передового педагогического опыта
Одной из наиболее актуальных проблем системы образования России является проблема повышения качества и эффективности инновационной деятельности на всех ее уровнях. Уже в са...
Публичная презентация обобщенного педагогического опыта на конкурсе профессионального мастерства "Учитель года Сочи-2014"
Презентация обобщенного педагогического опытана конкурсе профессионального мастерства"Учитель года Сочи-2014" [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"30127847","attribute...