Диссеминация передового педагогического опыта
статья
Одной из наиболее актуальных проблем системы образования России является проблема повышения качества и эффективности инновационной деятельности на всех ее уровнях. Уже в самой сути понятия инновация заложены такие процессы как распространение и тиражирование нового.
Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность преподавателя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания обучающихся. Исходя из определения понятия «инновация» предполагается, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения. Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Диссеминация может существовать и осуществляться в двух основных формах - как постоянно текущая деятельность или как некий специально выделяемый в рамках общего проекта специальный проект. В последнем случае к планированию диссеминации и к управлению ею применимы все общие рекомендации по разработке проектов и управлению ими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_disseminatsiya.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Диссеминация передового педагогического опыта
Московченко Н. А. преподаватель
Калачеевский аграрный техникум
Калач Воронежская область
Учитель не профессия, а вся жизнь!
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что ты преподаешь,
и любить того, кому преподаешь.
В. Ключевский
Одной из наиболее актуальных проблем системы образования России является проблема повышения качества и эффективности инновационной деятельности на всех ее уровнях. Уже в самой сути понятия инновация заложены такие процессы как распространение и тиражирование нового.
Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность преподавателя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания обучающихся. Исходя из определения понятия «инновация» предполагается, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.
Технологический цикл работы с передовым и инновационным педагогическим опытом может считаться завершенным только в том случае, если в него включена модель освоения этого опыта профессионально-педагогическим сообществом. С процессом освоения опыта связаны такие процессы как «внедрение», «трансляция», распространение», «обмен». В этом понятийном поле сегодня появился еще один термин – диссеминация. Этим понятием обозначается особый способ распространения и освоения опыта. Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на самые широкие массы, адаптируя, редуцируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или инновационную систему в целом.
Давайте с вами разберём, что же такое диссеминация в образовании, каковы ее формы.
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Диссеминация может существовать и осуществляться в двух основных формах - как постоянно текущая деятельность или как некий специально выделяемый в рамках общего проекта специальный проект. В последнем случае к планированию диссеминации и к управлению ею применимы все общие рекомендации по разработке проектов и управлению ими.
Одним из условий диссеминации - распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:
- информационные - выпуск и издание литературы, рассказывающие о новом;
- коммуникационные - профессиональные события;
- обучающие - организация ознакомительных семинаров и организация более продолжительных программ обучения;
- экспертные - оценка и поддержка участников процесса диссеминации.
Каковы шаги, обеспечивающие успешность диссеминации инновационного педагогического опыта?
1. Определить субъекты диссеминации, в числе которых основными являются:
1) авторы инновационного педагогического опыта, то есть те преподаватели, которые будут представлять свой опыт педагогическому сообществу;
2) потребители, пользователи инновационного педагогического опыта, обеспечивающего более высокие результаты образовательно-воспитательной деятельности;
3) организаторы процесса диссеминации (управленцы, методисты, специалисты системы дополнительного педагогического образования, а также представители неформальных структур, заинтересованных в продвижении педагогических инноваций в образовательную среду)
2. Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном, структурированном и методически объясненном виде.
Чтобы распространять инновационный педагогический опыт, необходимы, по крайней мере, два обязательных условия:
а) облечь опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях;
б) вызвать заинтересованность преподавателей в овладении инновационным опытом, актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в своей практике.
3. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях: региональном; муниципальном; образовательного учреждения.
Главное в педагогическом опыте – идея. При распространении важно донести сущность педагогического процесса, новизну опыта, условия использования на практике его основных конструкций.
Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс:
∙ ознакомление желающих преподавателей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;
∙ «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;
∙ практическое обучение преподавателей использованию рекомендуемых методов и приемов курсы, семинары, практикумы);
∙ свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих преподавателей.
Формы диссеминации (от лат. «disseminatio» – «рассеяние, распространение») педагогического опыта могут самые разнообразные:
- Открытые уроки и внеклассные мероприятия
- Методические недели
- Консультации, практикумы
- Педагогические советы
- Диспуты и дискуссии
- Мастер-классы и педагогические мастерские
- Спецкурсы
- Обучающие и деловые игры
- Педагогические чтения
- Школы профессионального мастерства
- Общественный смотр знаний
- Участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков
- Стажировки на базе лучших учебных заведений
- Аукционы педагогических идей
- Научно-педагогические семинары
- Научно-практические конференции
- Презентации, выставки (стендовая презентация, экспозиционная площадка, имидж-проект, практический и рекламный показ «Рецепт успеха», сокровищница опыта, размышления профессионала и т.д.)
- Сайт (методическая копилка, комментарии специалиста, профессиональное интервью, день руководителя на сайте, досуговый калейдоскоп и т.д.)
- Форумы, ярмарки, фестивали
- Публикации в печатных изданиях и сете Интернет
Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для преподавателя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.
Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии преподавателя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.
С развитием современных компьютерных технологий важнейшими педагогическими средствами диссеминации опыта работы являются образовательные ресурсы Интернет. Изменения в сфере образования происходят постоянно, и педагогу приходится очень быстро адаптироваться. «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения» Чарльз Дарвин. Педагогическая деятельность заключается в постоянном развитии, стремлении к педагогическому поиску. «Без стремления к новому нет развития, нет жизни» В.Г. Белинский.
Готовясь к учебным занятиям, подыскивая новые интересные формы, методы и технологии для своей деятельности, изучая дополнительную информацию, литературу, я сталкивалась со многими интересными педагогическими сайтами. И решила тоже завести на одном из них свою страничку, стала публиковать свои разработки к занятиям, интересоваться разработками других преподавателей.
Что это мне дало?
- Представление своих педагогических разработок
- Положительный пример для своих студентов
- Стремление к самообразованию и самосовершенствованию
Какие же результаты я ожидала от создания своей странички?
- Привлечение интереса студентов к моей дисциплине
- Интерес к обучению в КАТ
- Копилка своих разработок
- Успешное прохождение аттестации.
Считаю, что преподаватель, непрерывно повышающий уровень собственного профессионализма, находящийся в творческих поисках чего-то нового, новых способов и новых приемов обучения, несомненно, справится с важнейшей целью современного образования - воспитать нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, несмотря на новое общество, новое отношение к жизни и новым требованиям к образованию и преподавателям. Всё это достижимо, если работа, как всего учебного заведения, так и всего коллектива будет взаимосвязанной и взаимодополняемой, т.е. будет система.
Литература:
1.Васильев В. П. Сетевое сообщество учебных заведений как средство диссеминации современных образовательных технологий—М.: Буки-Веди, 2016.
2.Шукшина Т.И., Татьянина Т.В. Развитие профессиональной педагогической компетентности педагога с использованием гуманитарных технологий // Российский научный журнал. 2010. № 17. С. 79-84.
3.Жуина Д.В. О деятельности научно-практического центра «Акмеологический центр» // Акмеология: научно-практический журнал. Спецвыпуск по материалам секции «Акмеология» V Съезда РПО. 2012. С. 44-45.
4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учеб.пособие. СПб: Питер, 2003. С. 56-59.
5. Жуина Д.В. Современные технологии планирования и развития карьеры выпускников педагогического вуза. Научно-методологические основы развития профессиональной карьеры студента вуза и технологии ее реализации / Под ред. В.В. Кадаки-на, С.В. Кутняк, Д.В. Жуиной. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2010. С. 40-57.
6.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям-Изд-во «Радяньская школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступления на методических, педагогических советах, школах передового педагогического опыта
выступления на методических, педагогических советах, школах передового педагогического опыта...
Диссеминация инновационного педагогического опыта в техникуме
Диссеминация инновационного педагогического опыта в техникуме...
Модульная анкета обобщения передового педагогического опыта:
Обобщение педагогического опыта...
Обобщение и диссеминация педагогического опыта преподавателя ИТ
Обобщение и диссеминация педагогического опыта преподавателя Чупиной М.И.в профессиональных образовательных организациях СПО РСО-Алания...
ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
Роль изучения и внедрения передового опыта педагогов в образовательном процессе...
Статья для участия в V Фестивале передового педагогического опыта учителей «Современные методы и приемы обучения»
В статье рассматривается актуальность социокультурного компонента при обучении иностранному языку обучающихся в системе среднего профессионального образования. Авторы предлагают возможное содержание...
Диссеминация педагогического опыта
Диссеминация инновационного педагогического опыта. Термином «диссеминация» вслед за В. И. Слободчиковым характеризуют процесс внедрения результатов инновационной деятельности в массов...