О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
статья на тему
Как помочь сельским школьникам выбрать профессию?! Как остановить исчезновение сёл и деградацию сельского хозяйства страны?! Как активизировать вовлечение в оборот заброшенных сельскохозяйственных угодий?! По данным вопросам представлена точка зрения учителя биологии...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2_sharifovoy.docx | 15.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Ольга Васильевна Шарифова
учитель биологии
МОУ «Владыкинская СОШ»
Контактный телефон: 8 906 309 95 80
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Присутствуя на уроке экономики по теме «Факторы производства» у одного из педагогов нашей школы, я услышала изречение, обращённое к обучающимся, которое мне запомнилось: «…итак на сей момент у каждого из вас лично земли нет, капитала нет и после получения профессионального образования вас, ребятки, ожидает только два пути – или продавать свою рабочую силу, то есть работать, или заняться малым предпринимательством, не требующим в начале крупных капиталовложений. Правда девушки ещё могут удачно выйти замуж и быть на содержании – но это «лотерея», которую выигрывают исключительно редко…(шутка), посему из предпринимательства, как сельским жителям, вам более всего подходит фермерство…».
Данная статья посвящена проблеме формирования у обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности представления об особенностях грамотного ведения фермерского или личного подсобного хозяйства. В наше время, когда каждый пятый или десятый житель села вахтовым методом работает в Москве, в Сибири или в районах Севера, эта проблема вымирающих сёл весьма актуальна. Обучающиеся сельских школ, видя домашнее примитивное подсобное хозяйство, даже окончив сельскохозяйственный техникум или институт в село не возвращаются. А вот если в школьные годы у обучающихся сформировать представление об основах современного высокотехнологичного земледелия, растениеводства и животноводства – образ мышления у подрастающего поколения кардинально изменится. Выпускники точно будут знать, «на кого надо учится», чтобы стать успешным фермером, иметь хороший достаток и вести достойный образ жизни.
Для решения обозначенной проблемы на уроках биологии и во внеурочных занятиях в соответствующих классах необходимо дополнительно ввести несколько занятий, раскрывающих азы сельскохозяйственного производства, на уроках экономики - простейшие расчёты рентабельности различных видов сельскохозяйственной деятельности, на уроках технологии познакомить обучающихся с самыми передовыми сельскохозяйственными технологиями.
По земледелию сформировать у обучающихся представление о высоком плодородии почв средней полосы России, современных технологиях основной и поверхностной обработки почвы. Раскрыть особенности отвальной и безотвальной вспашки, роли различных видов мелиорации. Помочь оценить практические возможности и экономический потенциал невостребованных и заброшенных сельскохозяйственных угодий.
По растениеводству сформировать у обучающихся представление об основах агротехники возделываемых в районе сельскохозяйственных культур. Раскрыть преимущества различных севооборотов, а то ведь и в наши дни на сельских огородах преобладает монокультура – картофель, а многие фермеры – вчерашние трактористы не знают, что подсолнечник можно сеять на одном и том же поле не чаще одного раза в одиннадцать лет. Будущим фермерам необходимо знать азы энтомологии, способы уборки, обработки и хранения урожая. Познакомиться с динамикой закупочных цен за последние годы и на практической работе рассчитать, что выгоднее посеять – горох, чечевицу или другую культуру.
По животноводству сформировать представление об его отраслях, структуре поголовья или стада. Что знает современный ученик сельской школы? – поросёнок выращивается на подворье на мясо и сало, корова даёт молоко, овцы – шерсть. А если он будет знать, что поголовье свиней делится на маточное, группу отъёмных поросят, на разовые и проверяемые свиноматки, на группу откорма и племенных производителей – то будет иметь более чёткое представление о свиноводстве. Аналогично и со стадом крупного рогатого скота, и с другими отраслями животноводства. Познакомившись с современными высоко технологичными комплексами, где для уборки навоза применяется гидросмыв, где животные наблюдаются операторами на мониторе компьютера через видеокамеры, где все процессы автоматизированы, молодой человек свободно определится, что ему делать и какую специальность выбрать. Работать агрономом, зоотехником или стать фермером предпринимателем.
Подобные методики профориентационной работы уже применялись в сельских школах в 80 - 90-е годы прошлого столетия. Так или иначе двое выпускников нашей школы тех лет стали фермерами. Один специализируется только на свиноводстве, второй на растениеводстве и животноводстве – оба «процветают» - достойное жильё, иномарки, поездки за границу. Думаю, в любом районе есть примеры для подражания, следовательно у выпускников будет и стимул. Необходимо только сформировать у них в школьные годы представление об особенностях сельскохозяйственного производства на уроках и во внеурочной деятельности по биологии, технологии и экономики. По самым скромным подсчётам на решение обозначенной проблемы достаточно от 10 до 15 часов занятий. Творческих Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие профессиональной образовательной организации с социумом с целью профессиональной ориентации учащихся школ. май 2018
Данная статья несет в себе публикацию совместной работы профессионального учебного заведения со школой....
« Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение воспитанников с ОВЗ (опыт ,проблемы, переспективы)»
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности.Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной ...
Программа профессиональной пробы в рамках федерального проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору професси...
Презентация Профессиональные пробы в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» по направлению "Поварское дело".
Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору професси...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
Материалы программы профессиональной пробы по специальности "Ветеринария" для учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» могут быть ис...
Программа профессиональной пробы В рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» Компетенция Каменщик
Участие в методических объединениях...
Программа профессиональной пробы проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» по профессиональному направлению (профессии) «Электромонтажник/Электромонтер»
Проект по профессиональной ориентации " Билет в будущее" решает задачу повышения готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению.Данная программа позволяет учащимся познакомится...