Взаимодействие профессиональной образовательной организации с социумом с целью профессиональной ориентации учащихся школ. май 2018
статья на тему

Данная статья несет в себе публикацию совместной работы профессионального учебного заведения со школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие профессиональной образовательной организации с социумом с целью профессиональной ориентации учащихся школ.

Арюкова Екатерина Александровна,

г. Рузаевка,

ГБУ ПО РМ «РЖПТ им. А.П.Байкузова», 

 мастер производственного обучения,

e-mail: tehnikum@rgpt.ru

     

В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время. Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профориентация.

Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Ведь мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Проведение профориентационной работы в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На I ступени формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость его для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На II ступени раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. На III ступени профессиональные интересы школьников более осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть всей системы образовательного процесса, а не как сумма отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом она тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляется на протяжении всего обучения в школе.

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Современное представление педагогической сущности профессиональной ориентации связано с характеристикой его важнейших компонентов: профессионального самоопределения и создания предпосылок построения профессиональной карьеры. Эти компоненты выступают, с одной стороны, как особенности, характеризующие направление и содержание воспитательной работы в старших классах. В рамках этих особенностей строятся задачи и содержание профессиональной ориентации, направленные на формирование активной позиции школьника в профессиональном самоопределении и построения профессиональной карьеры в будущем.

Основные направления профориентационной работы:

-   Профессиональная информация.

-   Профессиональное воспитание.

-   Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников.

Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Профориентационная работа с учащимися 9 классов направлена на уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Профориентационная работа с учащимися  10-11 классов необходимо обучить действиям по самоподготовке и саморазвитию, деятельность направлена на формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, происходит коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Профессиональное самоопределение является центральной проблемой в жизни старшеклассников. Ее решение связано с осуществлением поиска смысла жизни, самого себя.

Профессиональное самоопределение - процесс развития самопознания личности относительно будущей профессиональной деятельности.

Одной из главных трудностей профессионального самоопределения является неумение старшеклассников соотносить особенности своей личности с требованием профессии, отчетливо осознавать профессионально значимые качества личности и анализировать себя с точки зрения профессии.

Для осуществления личностью осознанного выбора в конкретной профессиональной области необходимо заблаговременное и целенаправленное проведение учебно-воспитательной работы, важная роль в которой традиционно принадлежит школе.

В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом, одним из условий индивидуализации обучения и подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.

В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования  ведётся профильное обучение. Очевидно, что основная школа должна активно включиться в этот процесс: необходимо проведение системной подготовительной работы в конце обучения в основной школе.

В Концепции профильного обучения отмечается, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».

Важность подготовки к этому ответственному выбору — профиля обучения, а в перспективе и будущей профессии — определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

На сегодняшний день можно сказать, что предпрофильная подготовка — это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и ориентационной  деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.

Предпрофильная подготовка является частью профильного обучения, выполняя подготовительные функции, помогая ученику девятого, еще лучше восьмого класса, определиться с направлением его дальнейшего обучения.

Школа не избирает профессию, а лишь профиль, по которому ученик будет обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает образовательную траекторию после окончания основной школы.

Таким образом - основная цель предпрофильной подготовки в основной школе: формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования.  

Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности в выборе профиля, быть готовыми  для получения качественного образования.

Основными составляющими подготовки являются:

Курсы по выбору, которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения.

Создание образовательной сети, которая будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений: школы, учреждения дополнительного образования, профессионального обучения.

Информационная работа, т.е. спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им  образовательной сети.

Основной целью школы должно быть создание условий для организации эффективной системы подготовки, способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования.

Список используемой литературы:

1.Климова Е.А. Как выбирать профессию./ Климова Е.А. - М.: Просвещение, 1986. – 187 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа практических мероприятий в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

программа практических мероприятий в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»...

Программа профессиональной пробы в рамках федерального проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору професси...

Презентация Профессиональные пробы в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» по направлению "Поварское дело".

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору професси...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

Материалы программы профессиональной пробы по специальности "Ветеринария" для учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» могут быть ис...

Программа профессиональной пробы в рамках проекта по профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

Данная работа составлялась в рамках программы профессиональной пробы для школьников. Школьники присутствовали и пробовали себя в профессии в роли фармацевта. Сначала студенты специальности «Фарм...