Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
рабочая программа по теме
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «УРЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ «УИЭТ»
____________Л.И. Комарова
«28» августа 2015 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД.17 Экология
для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
г. Урень
2015 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Уренский индустриально-энергетический техникум».
Разработчики:
Пыхова М.М.- преподаватель
Рассмотрено:
МО педагогических работников
общеобразовательных дисциплин
№___от______________2015 г.
Руководитель МО _________
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.17 Экология
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Экология относится к общеобразовательному циклу общих учебных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
- принципы и методы рационального природопользования;
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- принципы размещения производств различного типа;
- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
- методы экологического регулирования;
- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
- охраняемые природные территории;
- принципы производственного экологического контроля;
- условия устойчивого состояния экосистем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 час, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: Сообщение о великих русских экологах; Подготовить сообщения по теме: « Круговорот веществ в природе»; Подготовить сообщение об одной из экологических проблем; Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей среды обучающегося; Составить концепт идеальной городской квартиры; Краткое описание экологических проблем; Подготовить сообщение об ООПТ Нижегородской области; Составить кроссворд на тему природных ресурсов. | |
Итоговая аттестация в форме зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | |||
Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа студента Сообщение о великих русских экологах | 2 | 2 | ||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, комплект литературы, электронная презентация «Что изучает современная экология», видео «Земля-наш дом». | ||||
Раздел 1. Экология как научная дисциплина | 12 | |||
Тема 1.1 Общая экология | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера. | ||||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, комплект литературы, видео «Экология Земли», изображение биосферы Земли. | ||||
Самостоятельная работа студента Подготовить сообщения по теме: « Круговорот веществ в природе» | 2 | |||
Тема 1.2. Социальная экология | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. | |||
2 | Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. | |||
3 | Демография и проблемы экологии. | |||
4 | Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды». | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, комплект литературы, электронная презентация «Мировые природные ресурсы» | ||||
Самостоятельная работа студента Подготовить сообщение об одной из экологических проблем. | 2 | |||
Тема 1.3. Прикладная экология | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные. | |||
2 | Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем. | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, комплект литературы, электронная презентация «Глобальные экологические проблемы». | ||||
Самостоятельная работа студента Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей среды обучающегося. | 2 | |||
Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность | 16 | |||
Тема 2.1 Среда обитания человека | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. | |||
2 | Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Контроль за качеством воздуха, воды и продуктов питания». | ||||
Самостоятельная работа студента | - | |||
Тема2.2 Городская среда | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. | |||
2 | Шум и вибрация в городских условиях. | |||
3 | Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Шум и вибрация». | ||||
Самостоятельная работа студента Составить концепт идеальной городской квартиры | 2 | |||
Тема 2.3. Экологические вопросы строительства в городе | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. | |||
2 | Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Материалы, используемые в отделке помещений». | ||||
Самостоятельная работа студента | - | |||
Тема 2.4. Дороги и дорожное строительство в городе | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. | |||
2 | Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог. | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, схемы перекрестков и уличных дорог в городе. | ||||
Самостоятельная работа студента | - | |||
Тема 2.5. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. | |||
2 | Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Утилизация отходов», видео «Переработка мусора» | ||||
Самостоятельная работа студента | - | |||
Тема 2.6. Сельская среда | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. | |||
2 | Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Экологические проблемы сельского хозяйства» | ||||
Самостоятельная работа студента Краткое описание экологических проблем | 2 | |||
Раздел 3. Концепция устойчивого развития | 8 | |||
Тема 3.1. Возникновение концепции устойчивого развития | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. | |||
2 | Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Устойчивое развитие», схема устойчивого развития | ||||
Самостоятельная работа студента | - | |||
Тема 3.2. Эволюция взглядов на устойчивое развитие. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие». | |||
2 | «Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор. | ||||
Самостоятельная работа студента | - | |||
Тема 3.3 Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. | |||
2 | Экологические след и индекс человеческого развития. | 2 | ||
Решение экологических задач на устойчивость и развитие. | 2 | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Расчет экологического следа». | ||||
Самостоятельная работа студента | - | |||
Раздел 4. Охрана природы | 12 | |||
Тема 4.1. Природоохранная деятельность. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. | |||
2 | Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, книга ООПТ Нижегородской области, электронная презентация «Охрана природных территорий», карта России. | ||||
Самостоятельная работа студента Подготовить сообщение об ООПТ Нижегородской области | 2 | |||
Тема 4.2. Экологические кризисы и экологические ситуации. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России. Природные ресурсы и их охрана. | 2 | ||
2 | Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. | |||
Самостоятельная работа студента Составить кроссворд на тему природных ресурсов | 2 | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, карта России, видео «Экологический кризис». | ||||
Тема 4.3. Природные ресурсы и способы их охраны. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. | 2 | ||
2 | Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов). | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, карта России, электронная презентация «Охрана водных ресурсов», электронная презентация «Охрана земельных ресурсов». | ||||
Самостоятельная работа студента Сообщения на тему «Особо охраняемые природные территории России». | 2 | |||
Дифференцированный зачет | 2 | |||
Всего | 54 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочая доска;
- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты).
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук; компьютер
- интерактивная доска;
- колонки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Арустамов, Э.А. и др. Экологические основы природопользования. - М.: торговая корпорация «Дашков и К°», 2006
- Степень, Р.А., Паршикова, В.Н. Экология: экологические проблемы товароведения. — М.: Издательский центр «Академия», 2007
- Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 2007
- Чернова, Н.М., Глушин, В.М., Константинов, В.М. Основы экологии: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учеб. заведений – М.: Дрофа, 2002
Дополнительные источники: __
- Передельский, Л.В., Приходько, О.Е. Строительная экология. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2007
- Алексеев С.В. Экология СПб,2008
- Будыкл М. И. Глобальная экология.М,2008
- Экология ,под.ред. В.В .Денисова,Ростов-н/Д,2009
- Черп О.М. ,Виниченко В.Н. Проблема твёрдых бытовых отходов М.,2007
- Шилов И.А. Экология .М.,2009
- Путилов А.В. Охрана окружающей среды .М,2006
- Уатт К. Экология и управление природными ресурсами .М,2007
Интернет ресурсы :
1. hi-edu.ru › e-books/xbook101/01/part-007.htm
2. otherreferats.allbest.ru›Экология и охрана природы›00086315_0.html
3. p0d.ru › news/data_html/aaaaacaaa.html
4. voronova-on.ru › prirodopolzovanie…index.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения дисциплины студент должен: уметь:
знать:
| Тесты;
Самостоятельная работа; Зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ» по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеСамарской области «Обшаровский государственный техникум им. В.И.Суркова»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и электронная техника» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой....

ОУД.03. Математика Методические указания по выполнению контрольных работ по учебной дисциплине для студентов специальности 35.02.07. «Механизация сельского хозяйства»
Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 35.02.07. Механизация сельского ...

ЕН.01. Математика Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине для студентов специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по специальности 110809 Механизация сельского х...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...