Пояснительная записка к методическому семинару
учебно-методический материал на тему
Концептуальное изложение моего педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_seminar.docx | 41.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
преподавателя цикла профессиональных дисциплин
Коржень Виктора Александровича
«Адаптация выпускников к профессиональной деятельности,
через практико-ориентированное обучение»
На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. В моем представлении 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Сегодня, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, важно научить студентов самостоятельно пополнять их, ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать ее, что является важным условием для успешной самореализации человека в будущей взрослой жизни.
Педагогической основой Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения в России является системно – деятельностный подход в обучении, направленный на формирование общих и профессиональных компетенций.
Для этого в содержании образования увеличивается доля практической составляющей без ущерба для фундаментальных знаний. Формирование ключевых компетентностей – это умение выполнять целостное, понятное, грамотное действие, направленное на решение реальной задачи. Успех преподавателя – это успехи его студентов. Поэтому всегда анализирую свою работу и постоянно ищу ответ на вопрос «Как сделать больше, интереснее и лучше?».
Из опыта работы определены следующие задачи:
- Способствовать развитию профессиональных компетенций выпускников.
- Адаптировать выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.
- Способствовать развитию профессионального мышления и конструктивному анализу ошибок в профессиональной деятельности.
- Нацелить студента на успех. Заставить его поверить в свои силы, предоставить возможность получить удовольствие и радость от результатов своего труда.
- Воодушевить студента быть самим собой, подбодрить, чтобы он гордился своими достижениями.
- Не требовать от студента того, что он не в состоянии выполнить. Создать условия для развития в соответствии с его индивидуальными особенностями.
- Стимулировать студентов к дальнейшему профессиональному и личностному развитию, повышать интерес к будущей специальности.
Методы и методические приемы при изучении дисциплин профессионального цикла
Метод объяснения или метод рассказа используется для передачи учебной информации. В процессе беседы можно не только передавать информацию, но и отвечать на вопросы студентов, учить их анализировать, размышлять. С этой целью практикуются лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных производственных ситуаций. При выполнении практических заданий используется метод организации работы в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
В то же время один и тот же метод обучения может быть совершенно по-разному организован в зависимости от предполагаемого уровня познавательной активности студентов и их самостоятельности.
По мере накопления опыта работы используются те, которые направлены на самостоятельное изучение материала.
Например, лабораторную работу можно провести по инструкции, в которой обозначены все этапы работы, и обучающиеся лишь воспроизведут названные преподавателем действия, а можно организовать самостоятельное исследование. Это будет уже исследовательский метод или метод самостоятельной работы.
В своей практике использую продуктивный метод обучения, когда студент добывает субъективно новые знания в результате самостоятельной или частично с помощью преподавателя творческой деятельности. Проблемный метод - промежуточный, поскольку он в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.
При изучении курса профессиональных дисциплин также необходимыми методами являются:
-наглядный метод обучения, в котором основным источником знаний обучающихся является наблюдение. Студенты, наблюдая, осмысливают результаты, экспериментальные факты, анализируют их, делают выводы и получают в результате новые знания. К группе наглядных методов относятся, прежде всего, демонстрационный эксперимент и иллюстративный метод.
-практический метод обучения - это решение задач (метод, играющий особую роль в обучении профессиональным дисциплинам) и экспериментальные работы (лабораторные и фронтальные опыты, электротехнический практикум, домашние эксперименты). В процессе использования этих методов формируются умения по применению знаний в процессе решения задач и экспериментальные умения, такие, как умение производить измерения, определять показания электрических приборов, снимать характеристики электрооборудования, читать и собирать электрические схемы. Результаты такой работы становятся основным источником знаний и умений обучающихся.
Использование практических и творческих методов обучения позволило повысить качественную успеваемость в группах и приобрести опыт для профессионального роста. Стоить отметить, что ежегодное участие в написании исследовательских работ помогает студентам при работе с дипломными проектами, так как происходит внедрение новых технологий в специальную часть выпускной квалификационной работы.
Самостоятельная работа обучающихся в процессе изучении дисциплин профессионального цикла
Одной из главных задач профессиональной подготовки студентов является
формирование творческого уровня в их самостоятельной деятельности. Основная деятельность преподавателя направлена на повышение эффективности учебного процесса в целом и на активизацию познавательной деятельности в частности, формирование приемов и методов самоуправления, самоконтроля студентами при изучении ими учебного материала. В соответствии с целями обучения преподаватель должен создать и обеспечить функционирование комплекса учебно-методического обеспечения: системы пособий, руководств по всем темам, предусмотренным учебной программой.
Самостоятельную работу по овладению учебным материалом я организую следующим образом:
1) раскрываю (выявляю, обосновываю, классифицирую и наглядно предъявляю) цели изучения, показываю необходимость, полезность, значимость овладения специальными знаниями и умениями для их будущей профессиональной деятельности, обеспечивая, таким образом, мотивационный настрой студентов для изучения профессиональных дисциплин;
2) конкретизирую объем, содержание учебного материала как в части основ теории, практических работ, так и в части методов организации работы обучающихся;
3) объясняю формы и методы эффективного использования методических пособий и руководств для самостоятельной работы;
4) обеспечиваю эффективную организацию работы обучающихся на лекции, в основе которой лежит активный процесс, включающий слушание, понимание преобразование полученной информации в форму краткой записи, помогающей восстановить основное содержание прослушанной лекции и выполнения последующей самостоятельной работы с использованием литературных и интернет- источников;
5) знакомлю студентов с формой отчетности, объемом и содержанием учебного материала, необходимым для усвоения за конкретные периоды самостоятельной работы.
Помимо практической важности самостоятельная работа имеет большое воспитательное значение. Она формирует самостоятельность не только как совокупность определенных умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности как специалиста высокой квалификации.
Организация и проведение контроля может быть основано на подготовке и
использовании тест-карт, включающих вопросы и задачи по указанным темам. Особенностью тест - карт является быстрота и оперативность получения информации (не более 15-20 мин.) о результатах проверки.
При достаточном количестве вариантов одновременный контроль можно осуществить сразу в нескольких группах. Тест-карта содержит вопросы и задачи, не требующие особо больших расчетов. Каждый вопрос или задача обеспечивается пятью вариантами различных ответов, но один из них является верным.
При составлении тест-карт необходимо обратить внимание на краткость и ясность формулировок, соблюдение хорошей наглядности графических данных и условных обозначений, чтобы у обучающихся не возникали вопросы, и они не тратили дополнительное время на понимание условия задачи. Получение своевременной информации об уровне знаний студентов важно для определения средств и форм реализации дидактической помощи студентам в преодолении проблем в их обучении.
Практико – ориентированные занятия
В связи с требованиями ФГОС и современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость взаимодействия между учебными заведениями и отраслевыми организациями. Это объясняется тем, что в последние годы видоизменилась динамика спроса на специалистов среднего звена.
На отделении «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» создалась гибкая адаптивная связь с организациями, которым необходимы специалисты квалификации «техник-электрик».
Практико – ориентированные уроки – это, прежде всего, коллективная работа группы, где каждый обучающийся чувствует себя звеном единого коллектива. Отрабатываются навыки при решении поставленных задачах, развиваются умения анализировать рабочую ситуацию на производстве и принимать верные решения.
Регулярное проведение практико-ориентированных занятий вместе с мастерами и инженерами предприятий и организаций способствуют богатому опыту для дальнейшего педагогического роста.
Практико-ориентированные занятия можно разделить на два этапа:
- экскурсия на специализированное предприятие. Происходит знакомство со структурой предприятия, материально-технической базой, рабочими местами и с видами работ. Данный вид занятия способствует активизации познавательной деятельности при наблюдении за производством, благодаря этому студенты имеют возможность понять сущность своей будущей специальности и социальной значимости.
- выездные занятия, проводимые на предприятиях, которые начинаются с инструктажа по технике безопасности и организации рабочего места. Студенты отрабатывают практические навыки, решают поставленные перед ними производственные задачи и работают с технической документацией. Чаще всего применяется групповой метод обучения, что способствует формированию умений работать в коллективе и команде. Это необходимо для развития профессиональных компетенций будущего специалиста. Затем происходит взаимооценка занятия вместе с персоналом предприятия.
Занятия проходят на предприятиях города Ялуторовска и Ялуторовского района: ООО «Юнигрэйн», где студенты анализируют работу приводных механизмов технологического оборудования, снимают эксплуатационные характеристики электрооборудования, в ОАО «Ялуторовскагропромэнерго» под руководством опытных мастеров обучающиеся проводят сборку электрических схем щитов управления освещением, в Южном ТПО «Тюменьэнерго» предоставляется возможность проводить работы по ремонту и обслуживанию электрооборудованию распределительных сетей.
Также я провожу практико-ориентированные занятия в колледже, которые проходят как:
· Теоретическая часть: лекции, семинары, занятия по закреплению знаний, совместные занятия с приглашенными специалистами.
· Прикладная или практическая часть: деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы, учебная и производственная практика.
· Самостоятельная работа: курсовое и дипломное проектирование, работа в библиотеках и в компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работа, ведение портфолио.
В современных условиях наиболее эффективным считается практико-ориентированная технология обучения, направленная на формирование у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности личностных и профессиональных качеств.
Производственная задача является организующим центром занятия, она побуждает обучающихся быть активными, высказывать свою точку зрения, соотносить имеющиеся теоретические знания с конкретной жизненной ситуацией, позволяет расширить социальный опыт студента, дать ему возможность попробовать себя в различных социальных ролях.
Все это отражено в таблице изменения качественной успеваемости при внедрении практико-ориентированных занятий за последние три года.
Учебные годы | Курс | Качественная успеваемость |
2012-2013 | 2-ой курс | 37% |
3-ий курс | 41% | |
4-ый курс | 53% | |
2013-2014 | 2-ой курс | 42% |
3-ий курс | 47% | |
4-ый курс | 59% | |
2014-2015 | 2-ой курс | 46% |
3-ий курс | 54% | |
4-ый курс | 66% |
Таким образом, практико-ориентированные занятия способствуют повышению качества подготовки специалистов, формированию профессиональных и общих компетенций и помогают выпускникам адаптироваться в их профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Специальности: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, 23.02.03 Техническое обслужива
Требования к оформлению пояснительной записки выпускных квалификационных работ: методические указания для студентов и преподавателей по специальностям 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 3...
Пояснительная записка к методическому семинару: ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ
Игровое моделирование способствует реализации компетентностного подхода к подготовке специалиста....
Пояснительная записка к методическому семинару «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Тюменской области»
В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения новог...
методические указания по оформлению пояснительной записки
Методические указания составлены для студентов очного отделения специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»с целью установления единых требований к оформлению...
Методические рекомендации по оформлению пояснительной записки курсового и дипломного проекта
Методические рекомендации по оформлению пояснительной записки курсового и дипломного проекта...
Методические рекомендации по оформлению пояснительной записки курсового и дипломного проекта
Методические рекомендации по оформлению пояснительной записки курсового и дипломного проекта...
Методические рекомендации по оформлению пояснительной записки выпускной квалификационной работы Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»
Данные методические указания содержат основные требования и рекомендации по оформлению пояснительной записки выпускной квалификационной работы для профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифрово...