Рабочая программа ОПД.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
рабочая программа по теме
Рабочая программа ОПД.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ является частью ОПОП в соответсвии с ФГОС по профессии НПО 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traktoristy_-_kopiya.docx | 46.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Стародубский индустриально-технологический техникум имени Героя
России А. С. Зайцева»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
________________ _____________
№ и дата протокола Дата
Председатель м/о Зам. директора по УПР
______________ Кожухов С.В.
______________ _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.02 Основы материаловедения и технология
общеслесарных работ
по профессии 110800.02 « Тракторист-машинист с/х производства»
2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 110800.02 «Тракторист-машинист с/х производства»
Разработчики:
Левдик Василий Игнатьевич, преподаватель спецдисциплин ГБОУ СПО «Стародубский индустриально-технологический техникум имени Героя России А. С. Зайцева»
Кисельникова Ирина Николаевна, преподаватель спецдисциплин ГБОУ СПО «Стародубский индустриально-технологический техникум имени Героя России А. С. Зайцева»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 9 |
| 10 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО110800.02 «Тракторист-машинист с/х производства»
Рабочая программа учебной дисциплины может использоваться в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области агроинженерии.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов;
- выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование, и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;
- подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;
- основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов, о технологии их производства;
- особенности строения металлов и сплавов;
- виды обработки металлов и сплавов;
- основные виды слесарных работ;
- правила выбора и применения инструментов;
- последовательность слесарных операций;
- приемы выполнения общеслесарных работ;
- требования к качеству обработки деталей;
- виды износа деталей и узлов;
- свойства смазочных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося - 51 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 34 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 17 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
в том числе: поиск и изучение информации индивидуальное проектное задание | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Основы материаловедение | 18 | |||
Тема 1.1. Введение | Содержание учебного материала. | 2 | ||
1 | Роль материалов в современной технике | 2 | ||
2 | Технологические характеристики применяемых металлов и сплавов: прочность упругость, ковкость, пластичность, электропроводность, теплопроводность, вязкость ,порог хладноломкости и др. | |||
3 | Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов. | |||
Тема 1.2. Металлы | Содержание учебного материала. | 2 | ||
1 | Технологии производства металлов и сплавов. Производство чугуна и стали. Прокат. | 2 | ||
2 | Углеродистые и легированные стали. Производство сплавов цветных металлов: алюминия, меди, магния, никеля, титана, цинка, свинца, олова и др. Припои. | |||
3 | Твердые сплавы. Маркировка сплавов. Основные материалы для сельскохозяйственной техники. | |||
Тема 1.3. Сплавы | Содержание учебного материала. | 1 | ||
1 | Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, обработка давлением и резанием, термообработка, термомеханическая и химико-термическая обработка, сварка, пайка и др. | 2 | ||
2 | Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий. | |||
3 | Свойства покрытий. Области применения. | |||
Тема 1.4.Свойства металлов и сплавов. | Содержание учебного материала. | 1 | ||
1 | Основные типы деформаций. Пластическая деформация. Изменение структуры и свойств металла при пластическом деформировании. | 2 | ||
2 | Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла. | |||
3 | Много- и малоцикловая, термическая и коррозионная усталость. Окисление. | |||
4 | Коррозия. Виды износа. Способы предохранения. | |||
Практические работы Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали Ознакомление со структурой и свойствами цветных металлов и сплавов | 6 | |||
Влияние деформаций на механические свойства металлов и сплавов Изучение основных видов разрушения и повреждения деталей машин в процессе эксплуатации. Способы предупреждения разрушения деталей | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение основных видов разрушения и повреждения деталей машин в процессе эксплуатации. Способы предупреждения разрушения деталей | 6 | |||
Тема 1.5. Неметаллические материалы | Содержание учебного материала. | 5 | ||
1 | Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов | 2 | ||
2 | Особенности их структуры и технологических свойств.. | |||
3 | Строение и назначение стекла и керамических материалов. | |||
4 | Технологические характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства. | |||
5 | Строение и назначение композиционных материалов. | |||
6 | Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные жидкости. Их назначение. | |||
7 | Особенности применения. | |||
8 | Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент. | |||
Практические работы Влияние температуры нагрева на механические свойства пластмасса. Изучение свойств органических стекол. Изучение структуры композиционных материалов. Влияние различных условий на свойства смазочных материалов | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по разделу 1. Применение основных свойств металлов и сплавов в сельскохозяйственной технике. Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству. Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке. Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий. | 6 | |||
Раздел 2. Слесарное дело | 16 | |||
Тема 2.1. Организация слесарных работ | Содержание учебного материала. | 2 | ||
1 | Правила безопасности труда при слесарных работах | 2 | ||
2 | Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места. | |||
3 | Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ. Заточка инструмента. | |||
Тема 2.2. Общеслесарные работы | Содержание учебного материала. | 2 | ||
1 | Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла, резание металла, опиливание металла, шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий, обработка резьбовых поверхностей, выполнение неразъемных соединений, в т.ч. клепка, пайка и лужение, склеивание. | 2 | ||
2 | Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия. | |||
3 | Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам) | |||
4 | Требования к качеству обработки деталей | |||
Практические занятия Разметка плоских поверхностей Рубка металла Правка металла Гибка металла Резка металла Опиливание металла Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий Нарезание внешней резьбы Нарезание внутренней резьбы Клепка Пайка и лужение Склеивание Шабрение | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла» | 5 | |||
Контрольная работа | 1 | |||
Всего | 51 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в кабинете «Основы материаловедения» и слесарной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;
- параллельные поворотные тиски;
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
на мастерскую:
- сверлильные станки;
- стационарные роликовые гибочные станки;
- заточные станки;
- электроточила;
- рычажные и стуловые ножницы;
- вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2009. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
- Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. техн. училищ. – М.: 1982. – 2008 с.
- Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2008 – 80 с.
- Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2008.
Дополнительные источники:
- Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия».
- Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru
- Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 272 с.
- Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов; | Выполнение практических работ |
выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование, и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы; | Выполнение практических работ |
подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов. | Выполнение практических работ |
Знания: | |
основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов; | Выполнение тестовых заданий |
основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов, о технологии их производства; | Выполнение тестовых заданий |
особенности строения металлов и сплавов; | Выполнение тестовых заданий |
виды обработки металлов и сплавов; | Выполнение тестовых заданий |
основные виды слесарных работ; | Выполнение тестовых заданий |
правила выбора и применения инструментов; | Выполнение тестовых заданий |
последовательность слесарных операций; | Выполнение тестовых заданий |
приемы выполнения общеслесарных работ; | Выполнение тестовых заданий |
требования к качеству обработки деталей; | Выполнение тестовых заданий |
виды износа деталей и узлов; | Выполнение тестовых заданий |
свойства смазочных материалов. | Выполнение тестовых заданий |
Итоговый контроль в форме зачета Оценка результативности работы обучающегося при выполнении заданий на учебных занятиях и самостоятельной работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОП.02 «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ» и КОС
Программа профессионального модуляразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования(СПО)35.01.13....
Методическая разработка по предмету "Основы материаловедения и технология общеслесарных работ" по теме: "Нарезание крепежных резьб метчиками и плашками"
ПЛАН УРОКА Группа № Профессия Станочник широкого профиляМастер производственного обучения Боталова Я.В.Тема программы: «Обработка деталей на токарно-винторезных станках»Те...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 02. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110800.02. Тракторист-машинист с/х производства...
Рабочая программа дисциплины ОП 03. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО среднего профессионального образования п программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по професии 3 5.01....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СЛЕСАРНЫХ РАБОТ для профессии СПО 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве"
СОДЕРЖАНИЕ. 31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕСЛЕСАРНЫХ РАБОТ». 41.1. Область применения программы.. 41.2. Место учебной дисциплины в струк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СЛЕСАРНЫХ РАБОТ для профессии СПО 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве"
СОДЕРЖАНИЕ. 31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕСЛЕСАРНЫХ РАБОТ». 41.1. Область применения программы.. 41.2. Место учебной дисциплины в струк...
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Основы материаловедения и технологии общеслесарных работ Профессия: 35.01.15 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве
СЕТКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ВРЕМЕНИ, подробный план...