ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (на примере конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности «Ветеринария»)
методическая разработка по теме
Методическая разработка конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности «Ветеринария»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_konkursa.docx | 109.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО РО
«Константиновский сельскохозяйственный техникум»
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
(на примере конкурса «Моя профессия - ветфельдшер»
среди студентов III курса
специальности «Ветеринария»)
Методическая разработка Автор: Фурманенко О.Н., преподаватель экономических дисциплин |
КОНСТАНТИНОВСК
2012 год
РАССМОТРЕНА на заседании совета отделения специальности «Ветеринария» Протокол №___от________________2012 г. Председатель совета ___________________ Кленова М.А. |
Тема:
«Применение игровых методов в учебно-воспитательном процессе (на примере конкурса «Моя профессия – ветфельдшер» среди студентов III курса специальности «Ветеринария»)
Цель:
показать способы активизации мыслительной и творческой деятельности студентов при помощи игровых методов
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение | |
1. | Роль нетрадиционных технологий обучения в современном учебно-воспитательном процессе |
1.1 | Использование нетрадиционных технологий обучения |
1.2 | Критерии отбора технологий обучения |
2. | Игровые методы учебно-воспитательного процесса |
2.1 | Понятие игровых технологий |
2.2 | Разновидности и возможности использования учебных деловых игр |
3. | Организация и проведение конкурса «Моя профессия – ветфельдшер» среди студентов III курса специальности «Ветеринария» |
3.1 | Положение конкурса |
3.2 | Сценарий конкурса |
Заключение | |
Используемые источники и ресурсы | |
Приложение 1. Теоретические вопросы по дисциплинам, входящим в конкурс «Своя игра» | |
Приложение 2. Оценочный лист |
Урок – «клеточка» педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды, отражаются
все его стороны. Если не вся, то значительная
часть педагогики концентрируется в уроке.
М. Скаткин
Переход на новые образовательные стандарты особенно сильно высветил одно из противоречий современного образования — противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. «Учение ради учения» уже не актуально. Время предъявляет техникуму другие требования. Учебные дисциплины должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья студентов, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. Научить всему невозможно, вложить в головы студентов важнейшие достижения различных наук — не в силах преподавателей. Куда важнее дать студентам «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.
С изменением задач изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем — «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.
В настоящее время основное обучение студентов происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством преподавателя.
В уроке современного учебного процесса взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.
Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.
Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку (табл. 1).
Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в учебной практике используются нетрадиционные технологии обучения.
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые (нетрадиционные) технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества.
Цель работы: рассмотреть и изучить игровые методы в учебно - воспитательном процессе.
Задачи:
- Рассмотреть использование нетрадиционных технологий обучения и критерии их отбора.
- Раскрыть понятие игровых технологий в обучении.
- Показать основные разновидности деловых обучающих игр.
- Изучение опыта работы по исследуемой теме.
Таблица 1.
Различия современного и традиционного уроков
При-знаки | Традиционный урок | Современный урок |
Цель урока | Цель урока связана только с усвоением знаний и умений. Развитие и воспитание идет спонтанно, попутно с получением знаний | Четкая целенаправленность урока на формирование качеств личности Мотивация учения (цель-мотив-деятельность-результат) |
Содер-жание урока | Как можно больше разнообразной информации. Подробное изложение материала один раз | Выделение главного (генерализация материала) Многократная вариативная проработка главного |
Сред-ства обуче-ния | Максимальное количество разнообразных средств на уроке | Учебный комплекс – минимум необходимого в сочетании |
Методы обучения | Ориентация на сообщение готовых знаний Заучивание материала Ориентация на среднего ученика Слабая обратная связь Контроль только со стороны учителя | Организация познавательной деятельности учащихся Осмысление материала Дифференцированный подход Оперативная обратная связь Само- и взаимоконтроль |
Формы органи-зации обуче-ния | Четкое разграничение форм обучения (урок, семинар, зачет) и этапов урока (проверка знаний, изложение материала, закрепление, задание на дом) Преимущественно индивидуальная или фронтальная работа учащихся Громоздкие домашние задания. Основная тяжесть проработки материала перенесена на домашнюю работу | «Гибридные» формы урока (урок-семинар, урок-зачет) Взаимное проникновение этапов урока Групповая или коллективная работа учащихся Усвоение 80-90% учебного материала на уроке за счет его многократной и вариативной проработки |
Объект исследования: процесс обучения в СПО.
Предмет исследования: игровые методы обучения в СПО.
Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы, эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование.
ГЛАВА 1. РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Использование нетрадиционных технологий обучения
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией — заканчивается, чтобы затем все началось сначала.
В. Беспалько
Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.
Наряду с отдельными нетрадиционными уроками в школьной практике иногда используют новые технологии обучения, которыми пытаются заменить традиционное объяснительно-иллюстративное обучение.
Любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методической, если же она задается в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее именуют технологией.
Если проанализировать любую технологию обучения, то можно заметить, что в них используются широко известные методы обучения. Но особенность технологии в том, что все это соединено вместе, завязано в жесткую, строгую систему.
В каждой технологии обучения должны быть отражены следующие важнейшие особенности:
- наличие диагностических целей, обеспечивающих предсказуемость итогов работы;
- наличие строгой последовательности педагогических действий, ведущих от целей к результатам (алгоритм);
- наличие системы контрольных заданий, адекватных целям;
- гарантия достижения результатов заданного уровня обучения, воспроизводимость этих результатов.
Только наличие всех указанных признаков позволяет утверждать, что мы имеем дело с настоящей технологией обучения. Если какие-то признаки отсутствуют, то перед нами не технология обучения, а методика более или менее близкая к технологии.
Актуальность освоения педагогами современных образовательных технологий (СОТ), которые непосредственно относятся к учебно-воспитательному процессу в СПО (к уроку), обусловлена рядом проблем и противоречий практики:
- недостаточной «знаниевой» подготовкой многих выпускников СПО. Об этом свидетельствуют контрольные работы, вступительные экзамены и др.;
- неудовлетворительной социализацией выпускников СПО. Социокультурная и экономическая ситуация в стране такова, что она требует для успешной жизнедеятельности человека многих новых компетенций и способностей (делать ответственный выбор, принимать решения, решать проблемы, ставить цели своей деятельности и планировать ее, работать в коллективе, вести диалог и др.);
- недейственной мотивационной основой учебно-познавательной деятельности студентов. Ведущим мотивом учения для большинства из них является страх. Ставка на внешнюю мотивацию, на силовое решение педагогических проблем оказывается неэффективной;
- психологическим дискомфортом, прессингом, который испытывают многие учащиеся на учебных занятиях, и др.
Для понимания сущности технологического подхода важно ввести различение между методиками традиционного обучения и технологиями обучения. Для этого сравним их по шести позициям (табл. 2).
Таблица 2.
Сравнение технологий обучения с традиционной практикой
Позиция для сравнения | Традиционная практика обучения | Технология обучения |
Обязательно ли предварительное проектирование? | Нет, поскольку учителю тема хорошо знакома, он проводил урок по данной теме уже много раз | Да. Педагог, освоив технологию, может воспользоваться готовым проектом урока |
На каких основаниях строится? | На традиции, на интуиции педагога, на методе проб и ошибок, на личностных качествах | На научных (в основе каждой из технологий обучения лежат одна или несколько научных теорий) |
Возможности передачи и заимствования другими педагогами | Ограничены | Больше, поскольку наука универсальна и объективна |
Способ целеполагания | Через деятельность учителя или изучаемое содержание | Через действия учащихся, являющиеся ожидаемым результатом урока |
Контроль | Эпизодический (учащиеся опрашиваются по разным темам в разные дни) + итоговый | «Встроенный» в процесс, обеспечивающий обратную связь: все учащиеся опрашиваются по всем учебным элементам |
Гарантирует ли результат? | Далеко не всегда | Да. Если не так, то технология пока не освоена, или для ее применения нет соответствующих условий |
2.2 Критерии отбора технологий обучения
Большинство существующих технологий обучения сориентированы на репродуктивное усвоение материала. Алгоритмизация педагогических процедур плохо совместима как с творчеством учителей, так и с творчеством учеников. В строгом смысле слова так называемые игровые технологии, проблемное обучение, развивающее обучение, технологии педагогических мастерских, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве и т.д. технологиями обучения не являются. Хотя все перечисленное часто и относят к педагогическим технологиям.
Учитель сейчас поставлен перед сложным выбором: или пытаться осваивать все возможные технологии и быть дилетантом в каждой из них, или сосредоточить свое внимание на какой-либо одной технологии и постепенно достигать в ней совершенства. Полезнее и надежнее для будущих результатов обучения задавать стандартную технологию обучения, не отнимая у учителя права модернизировать ее или переходить на другую технологию.
Глубокий смысл педагогических технологий заключается в сведении к минимуму педагогических экспромтов в практическом преподавании и переведении его на путь предварительного проектирования и последующего воспроизведения проекта в группе. Нужна некоторая унификация и стандартизация деятельности учителей, которая дала бы возможность получать высокие и стабильные результаты в массовой практике.
Важным является также вопрос о критериях выбора технологий для конкретной группы, предмета, учителя, поскольку эта проблема недостаточно разработана как в теории, так и на практике. Часто выбор технологии для освоения или внедрения в учебное заведение происходит спонтанно, без учета ее возможностей и условий ее применения.
Существует несколько классификаций технологий. Для осмысления сущности технологий и их различий удобной оказалась их дифференциация на предметно ориентированные (знаниевые, обучения) и личностно ориентированные (способностные, учения).
Технологии обучения можно классифицировать:
- по уровню применения: общепедагогические, частно-методические (предметные), локальные (модульные);
- по организационным формам: коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное обучение и пр.;
- по доминирующему методу обучения: программированное обучение, модульное обучение, обучение на основе опорных схем-конспектов, игровое обучение и пр.;
- по характеру общения между учителем и учеником: технология сотрудничества, личностно-ориентированная и т.п.
Число различных технологий необозримо. Открывается ничем не ограниченный простор для произвольного выбора и построения учебно-воспитательного процесса. (табл. 3)
Таблица 3.
Технологии обучения и критерии их отбора
Критерий | Технология |
Обеспечение подготовки выпускников для поступления в вузы | Модульная технология обучения, интегральная образовательная технология, технология поэтапного формирования умственных действий, технология полного усвоения, вузовская технология в школьном варианте |
Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности | Обучение как исследование, проектное обучение |
Обеспечение умений работать с информацией | Информационные технологии на основе компьютера, телекоммуникационные технологии |
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей | Проблемное обучение, метакогнитивные дискуссии, герменевтические, семиотические, логические тренинги, технология педагогических мастерских |
Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей | Кооперативное обучение, игровые технологии, технологии педагогических мастерских, коллективной мыследеятельности |
Обеспечение внутренней мотивации учащихся на учебную деятельность | Все личностно ориентированные технологии |
Переход учителей на более совершенные технологии обучения — процесс нелегкий и небыстрый. Это объясняется сугубо творческим характером педагогической деятельности, которую невозможно описать как простой производственный процесс конвейера.
Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Конечно, результаты будут различными, однако близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется.
При освоении новаций следует иметь в виду, что нельзя учить студентов по методикам и технологиям, взаимоисключающим друг друга, нельзя студентов погружать в смысловое поле, наполненное противоречивыми установками и требованиями. Бессистемные фрагменты нового накладываются на традиционные способы обучения, ввиду чего существующая система разрушается, но ничего взамен не создается.
Пока не существует таких технологий, которые имели бы неоспоримые преимущества перед остальными и гарантировали бы высокое качество обучения всех без исключения студентов. Если бы такие технологии существовали, то они, несомненно, заняли бы приоритетное положение в практической работе учителей. Однако этого пока не происходит.
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1 Понятие игровых технологий
Человек играет только тогда,
когда он в полном значении слова человек,
и он бывает вполне человеком лишь тогда,
когда он играет.
Ф. Шиллер
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в СПО. В современной образовательной системе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Рис. 1. Классификация педагогических игр (по Г.К. Селевко)
Классификационные параметры игровых технологий:
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: психогенные.
По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + + СУМ + СЭН + СДП.
По характеру содержания: все виды + проникающие.
По типу управления: все виды — от системы консультаций до программной.
По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: свободное воспитание. По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.
По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая, все категории.
Спектр целевых ориентации:
- Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
• Игра — форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).
• Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
• Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).
• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
• В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своим ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественнозначимой и общественнооцениваемой деятельности ученья.
Технология развивающих игр Б.П. Никитина
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п.
Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух - трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
- их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любимые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр — по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.
В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержание, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь студент должен мобилизовать весь опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки — научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором испытывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов. Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входит учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определен режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Но правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность нарушать этику поведения.
Этап проведения — процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход, Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне; инициатор, осторожный критик, консерватор.
Таблица 4.
Технологическая схема деловой игры
Этап подготовки | Разработка игры |
|
Ввод в игру |
| |
Этап проведения | Групповая работа над заданием |
|
Межгрупповая дискуссия |
| |
Этап анализа и обобщения |
|
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
2.2. Разновидности и возможности использования учебных деловых
игр
Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.
На этапе разработки деловой игры следует реализовать следующие психолого-педагогические принципы: 1) принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства; 2) принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у учеников состояние затруднения; 3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов; 4) принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений; 5) принцип двуплановости игровой учебной деятельности. Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста; обучаемые усваивают знания, умения в контексте профессии, приобретают и профессиональную компетенцию и социальную компетенцию (навыки взаимодействия в коллективе производственников, навыки профессионального общения с людьми и управления ими). Но эта «серьезная» деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу.
Учебные деловые игры (цель которых — сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе) по уровню сложности можно разделить на следующие разновидности.
- Имитационные упражнения — они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач (например, кто лучше может пользоваться едиными нормами и расценками?). Цель имитационных упражнений — предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.
- «Анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций» — обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения; студенты предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются.
- «Разыгрывание ролей» — студенты получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других студентов, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т. е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.
- Полномасштабная деловая игра, имитирующая профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений (часто с использованием ЭВМ для расчета и анализа близких и отдаленных последствий принимаемых решений).
Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:
- формирование у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
- приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;
- развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
- формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
Таким образом, не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально.
Положительное в применении учебных деловых игр:
- как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;
- происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения, т. е. учащиеся учатся применять свои знания;
- послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;
- достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие. Познавательная эффективность: в процессе деловой игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере.
Воспитательная функция: в процессе проведения деловой игры формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении коллективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам. Развивающая эффективность: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на поставленные вопросы, речь и речевой этикет, умение участвовать в дискуссии и эффективно общаться.
Отрицательные моменты в проведении учебных деловых игр: высокая трудоемкость подготовки к занятию (для преподавателя); не все преподаватели владеют умением проводить деловые игры; большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом процессе и должен быть одновременно и актером (обладать актерскими данными) и режиссером в течение всей игры; сами учащиеся могут быть не готовы к работе с использованием деловой игры; деловые игры требуют много времени и порой специального изменения расписания занятий.
Можно сделать следующие выводы.
- Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.
- К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.
- В деловой игре нужна предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ней с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии.
- Структурные компоненты деловой игры (ДИ) должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой.
- Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ.
- Режим работы студентов в процессе ДИ не укладывается в рамки традиционного поведения их на занятии и должен быть подчинен логике моделируемого производственного процесса.
- В вузе наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчитанные на 4 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая их эмоциональный заряд.
Разработку деловой игры начинают с создания двух моделей — имитационной и игровой, которые будут встроены в ее сценарий. Таким образом, первый принцип ДИ реализуется на начальном этапе ее разработки. Имитационная модель — это прототип модели, она задает предметный контекст деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников ДИ с имитационной моделью.
Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценок. Компоненты игровой модели — сценарий, правила, цели, роли и функции игроков.
Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, требующей системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре.
Игровая модель имеет игровые цели. Педагогическая модель имеет две группы целей — обучающие, или дидактические, и воспитательные. Предмет игры — это предмет деятельности участников игры, он зависит от модели специалиста и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих профессионально компетентных действий. Важный элемент сценария — способ генерирования событий, определяющий динамику и характер развития игрового процесса.
Различают три способа: детерминированный, спонтанный, смешанный. Последний из них, сочетающий алгоритмизацию с учетом вероятностного характера событий, наиболее присущ деловой игре.
Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры.
Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Иногда для стимулирования игровой ситуации вводятся игровые роли (скептик, энтузиаст и т. д.). Чем выше профессиональный уровень разработчика, тем удачней будет комплект ролей. Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нужно составлять обобщенно и дополнять инструкциями, в которых в словесной форме, с помощью таблиц или в виде алгоритма даются права, обязанности и возможные действия игроков.
Правила игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, существующих в прототипах моделируемой реальности в упрощенном варианте. Кроме того, существует второй план игры — правила чисто игрового характера: если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратившись в занятие тренажерного типа.
Требования к правилам игры сводятся к следующим положениям:
- правила содержат ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или их элементов, ролей и функций преподавателей-ведущих, системы оценок;
- правил не должно быть слишком много, не более 5—10, они должны быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств;
- характер правил должен обеспечивать воспроизведение реального и делового контекстов игры;
- правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями игрокам.
Как перечень основных правил можно привести соблюдение регламента, использование носителей информации, применение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера.
Система оценивания обеспечивает контроль принимаемых решений и самоконтроль, предполагает содержательную оценку, обеспечивает соревновательный характер игры, позволяет оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность работы игровых групп. Система должна строиться прежде всего как система самооценки играющих, а затем — как система оценки преподавателем-ведущим.
Разбор игры преподавателем и рефлексия ее участников по поводу их навыков на заключительном обсуждении несут основную обучающую и воспитательную нагрузку. Заключительная часть игры — это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты.
Методическое обеспечение игры предполагает наличие следующих материалов: проспект и параметры игры, набор реальной и игровой документации. Степень детализации методических рекомендаций зависит от сложности объекта имитации, контингента и других причин.
Техническое обеспечение ДИ. Различают ручные и машинные игры, однако между ними нет четкой грани; речь идет о степени использования ЭВМ в игровом процессе.
Однако в сценарии должны быть четкие указания о применении ЭВМ и ТСО. Технические средства выбираются в зависимости от целей и содержания игры и выполняют только функции, без которых нельзя обойтись или которые выполняются вручную хуже и медленнее.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА «МОЯ ПРОФЕССИЯ – ВЕТФЕЛЬДШЕР» СРЕДИ СТУДЕНТОВ III КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВЕТЕРИНАРИЯ»
3.1 Положение конкурса
1. Общие положения
1.1. Конкурс «Моя профессия – ветфельдшер» призван способствовать повышению профессионального уровня, мастерства по профессии «Ветеринарный фельдшер» студентов ветеринарного отделения.
1.2. Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок подготовки и проведения конкурса.
2.Цели задачи конкурса
2.1. Целью конкурса является повышение качества профессиональной подготовки студентов ветеринарного отделения, выявление их знаний и мастерства, приобретенных на теоретических и практических занятиях, учебной практике, а также пропаганда среди молодежи данной профессии.
2.2. Задачи конкурса:
- совершенствование профессиональных умений и навыков студентов;
- повышение престижа профессии;
- популяризация и внедрение прогрессивных технологий, рациональных приемов, форм и методов обучения.
3. Организация и проведение конкурса
3.1. Конкурс проводится в видеозале Константиновского сельскохозяйственного техникума среди студентов ветеринарного отделения третьего курса.
3.2. Для проведения конкурса необходимо:
- разработать Положение конкурса;
- разработать теоретические и практические конкурсные задания;
- организовать подготовку рабочих мест для выполнения заданий;
- подготовить медийную аппаратуру;
- разработать критерии оценки конкурсных заданий;
- подведение итогов, определение победителей, мер их поощрения.
3.3. Для оценки работ участников конкурса формируется жюри, в обязанности которого входит:
- оценка уровня теоретической подготовки и практических работ в пределах, установленных конкурсными заданиями;
- оценка технологий и качества работ, правильность трудовых приемов, время выполнения задания участниками конкурса;
- оценка уровня участия болельщиков в конкурсе;
- оценка уровня эстетической и инновационной подготовки конкурсантов.
3.4. Командам сроком за 10 дней до конкурса выдается данное Положение.
4. Содержание и порядок проведения конкурса
4.1. Конкурс включает в себя прохождение следующих этапов:
I этап - «Визитная карточка команды» - оцениваются:
- название команды
- девиз
- внешний вид
- презентация о команде и уровень её исполнения
II этап (основной) - «Своя игра» - команды зарабатывают баллы при ответе на вопросы викторины
III этап – «Мой выбор – моя профессия» (команды представляют домашнее задание в виде презентации) - оцениваются:
- соответствие тематике конкурса
- применение инновационных технологий в создании презентации
4.2. Основная часть конкурса «Своя игра» включает в себя теоретические вопросы по следующим дисциплинам (Приложение 1):
- Хирургия
- Акушерство
- Внутренние незаразные болезни
- Паразитология
- Патанатомия
- Экономика отрасли
- Латинский язык
4.3. В ходе основной игры игрокам выпадут ячейки «Конкурс болельщиков», которые включают практические задания по следующим дисциплинам (Приложение 2):
- Хирургия
- Акушерство
4.4. Перед началом мероприятия жюри конкурса оценивают стенгазету, выполненную болельщиками команд на тему «Команда молодости нашей…» - оцениваются:
- соответствие тематике
- оригинальность исполнения
5. Подведение итогов конкурса и награждение победителей
5.1. Победители конкурса определяются по лучшим показателям (баллам) выполнения конкурсных заданий.
5.2. Каждый член жюри оформляет оценочный лист (Приложение 3), итоговая оценка заносится в сводный оценочный лист.
5.3. Победителям конкурса вручаются памятные сувениры.
3.2 Сценарий конкурса
Ведущий:
Добрый день, уважаемые участники конкурса.
Добрый день, всем, кто собрался в этом уютном зале.
Сегодня мы проводим конкурс «Моя профессия – ветфельдшер» среди студентов третьего курса ветеринарного отделения Константиновского сельскохозяйственного техникума.
Целью проведения конкурса является повышение качества профессиональной подготовки студентов ветеринарного отделения, выявление их знаний и мастерства, приобретенных на теоретических и практических занятиях, учебной практике, а также пропаганда данной профессии среди молодежи.
Сегодня мы вместе с вами и уважаемым жюри оценим уровень подготовки наших студентов к их дальнейшей профессиональной деятельности. Условия конкурса таковы, что они позволят проверить многие стороны работы современного ветеринарного фельдшера.
Хорошо иметь профессию
Может даже и не одну!
И студентом, сдавая сессию,
Не пойти от незнанья ко дну.
Получить бы дипломов парочку,
Прописать бы всё в резюме,
Чтоб поставили на нём галочку,
Мол, сотрудник подходит вполне.
А чтоб это желанье исполнилось,
Много надо экзаменов сдать.
Причём так, чтоб надолго запомнилась
Честно заработанная «пять».
Конкурс наш – тоже проверка знаний,
Опыт творческой мысли и дел.
Пусть не будет сегодня напрасных стараний!
Это первый карьеры задел!
Слово для открытия конкурса предоставляется заведующей отделением -Кленовой М. А.
(видеоролик «Гимн ветеринарных врачей)
Ведущий:
В конкурсе принимают участие:
- Команда студентов 31 группы – «МВД» (Мастера Ветеринарного Дела)
- Команда 32 группы – «Горячие сердца»
А оценивать наших конкурсантов будет компетентное жюри:
Председатель жюри – Кленова Марина Анатольевна – заведующая ветеринарным отделением
Члены жюри:
- Кундрюкова Лидия Васильевна – заместитель директора по воспитательной работе
- Песоцкая Лидия Ивановна – преподаватель ветеринарных дисциплин
- Пятилетова Татьяна Васильевна - преподаватель ветеринарных дисциплин
- Кундрюков Владимир Михайлович - преподаватель ветеринарных дисциплин
- Магилатский Владимир Иванович - преподаватель ветеринарных дисциплин
Перед началом мероприятия жюри конкурса оценивают стенгазету, выполненную болельщиками команд на тему «Команда молодости нашей…» - оцениваются:
- соответствие тематике
- оригинальность исполнения
Итак, начинаем конкурсную программу.
I этап - «Визитная карточка команды» - оцениваются (максимальное количество баллов 5):
- название команды
- девиз
- внешний вид
- презентация о команде и уровень её исполнения
II этап (основной) - «Своя игра» - команды зарабатывают баллы при ответе на вопросы викторины (смотреть ниже)
В ходе основной игры игрокам выпадут ячейки «Конкурс болельщиков», которые включают практические задания по следующим дисциплинам:
- Хирургия - проводит Магилатский В.И.
- Акушерство – проводит Кундрюков В.М.
Стоимость ответов болельщиков равняются баллам на табло.
III этап – «Мой выбор – моя профессия» (команды представляют домашнее задание в виде презентации) - оцениваются:
- соответствие тематике конкурса
- применение инновационных технологий в создании презентации
Вот и наступил самый торжественный момент нашего конкурса, сейчас мы узнаем имя победителя. Слово предоставляется жюри.
Профессиональный конкурс «Моя профессия – ветфельдшер» среди студентов третьего курса ветеринарного отделения Константиновского сельскохозяйственного техникума объявляется закрытым!
Переход на новые стандарты особенно сильно высветил одно из противоречий современного образования — противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, а чаще невозможностью учащихся усвоить этот материал.
Современные педтехнологии направлены на главную фигуру учебного процесса —студента. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности преподавателя: понять студента, принять студента, признать студента как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, учитывая подбор группы и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о результате, который вы желаете получить.
Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.
Актуальность освоения педагогами современных образовательных технологий, которые непосредственно относятся к учебно-воспитательному процессу в учебных заведениях, обусловлена рядом проблем и противоречий практики.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в учебных учреждениях СПО. В современном СПО, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.
ИСПОЛЬЗУМЫЕ ИСТОЧНИКИ И РЕСУРСЫ
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 2010.
- Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1999.
- Зимняя А. Н. Педагогическая психология — М., 2000.
- Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 2003.
- Ильина ТА. Педагогика. — М., 2005.
- Кларин М.В. Педагогическая технология. — М., 2010.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 2011.
- Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 2001.
- Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М, 1999.
- Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1999.
- Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 2009.
- Столяренко В.А. Педагогаческая психология — Мн. ,2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Теоретические вопросы по дисциплинам, входящим в конкурс
«Своя игра»
Хирургия
баллы | вопрос | ответ |
10 | Как называется раздел хирургии, в котором изучаются болезни органов зрения животных? | офтальмология |
20 | Как называется раздел хирургии, в котором изучаются болезни копыт и правила подковывания лошадей? | ортопедия |
30 | Конкурс болельщиков | |
40 | Определить какая операция проводится над животным? | овариоктамия |
50 | ПРАКТИКУМ |
Акушерство
баллы | вопрос | ответ |
10 | Как называется укорочение мышечных волокон, захождение их друг за друга и уменьшение объема матки? | ретракция |
20 | Как называется воспаление преддверия влагалища? | вестибулит |
30 | Как называется нормальный физиологический процесс, характеризующийся выведением плода, околоплодных вод и оболочек? | роды |
40 | ПРАКТИКУМ | |
50 | Конкурс болельщиков |
Внутренние незаразные болезни
баллы | вопрос | ответ |
10 | Как называется зонд для промывания рубца у коров? | Зонд Черкасова |
20 | Назовите температуру у здоровой собаки. | 37,5 – 39,0 |
30 | Как называется повышенное потребление корма у животных? | булемия |
40 | Как называется увеличение частоты сердечных сокращений? | тахикардия |
50 | Назовите вид введения лекарственного средства животному? | внутримышечная инъекция |
Паразитология
баллы | вопрос | ответ |
10 | Из чего берут пробы для трихинеллоскопии? | Из мяса |
20 | У лошади зуд, зачесы прикорневой части хвоста, плешины, экземы в области корня хвоста, энтерит, исхудание. Ваш диагноз? | оксиуроз |
30 | Возбудитель овальной формы с 4-мя жгутиками, 3 из них направлены вперед, а 4-ый заканчивается на противоположном конце. За счет жгутиков и волнообразной перепонки этот возбудитель может передвигаться. Как он называется? | трихомонада |
40 | На роговице эрозии, прободения. Глазное яблоко сильно выпячивается, слезотечение, светобоязнь. Ваш диагноз. | телязиоз |
50 | Где локализуется возбудитель пироплазмидоза? | в крови |
Патанатомия
баллы | вопрос | ответ |
10 | Как называется процесс? | тромбоз |
20 | Назовите патологию. | Опухоль молочной железы |
30 | Поставьте патанатомический диагноз. | Камни в почках |
40 | При чуме свиней на коже появляются… | Кровоизлияния |
50 | При каком инфекционном заболевании можно наблюдать такую паткартину? | Туберкулёз |
Экономика отрасли
баллы | вопрос | ответ |
10 | Эта наука изучает специфические формы проявления экономических законов в сельском хозяйстве, производственные отношения, ресурсы отрасли, методы эффективного хозяйствования. | Экономика сельского хозяйства |
20 | Это самостоятельно хозяйствующий субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. | предприятие |
30 | Это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг. | безработица |
40 | Переведите слово oikonomike | Искусство ведения хозяйства |
50 | Это часть населения страны, обладающая совокупностью физических возможностей, знаний, практического опыта для работы в народном хозяйстве. | Трудовые ресурсы |
Латинский язык
баллы | вопрос | ответ |
10 | Переведите слово Ave | Здравствуй |
20 | Переведите слово Cor | сердце |
30 | Переведите слово Scapula | лопатка |
40 | Переведите слово Gallina | курица |
50 | Что обозначает фраза per os | Введение веществ через рот |
Приложение 2
ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ
конкурса «Моя профессия – ветфельдшер» среди студентов
третьего курса ветеринарного отделения
«Команда молодости нашей…» (5 баллов) | «Визитная карточка команды» (5 баллов) | «Своя игра» (баллы по табло) | «Конкурс болельщиков» (правильный ответ – 1 балл) | «Мой выбор – моя профессия» (5 баллов) | |||||||
ГС | МВД | ГС | МВД | ГС | МВД | ГС | МВД | ГС | МВД | ||
1 | 1 | ||||||||||
2 | 2 | ||||||||||
3 | 3 | ||||||||||
4 | 4 | ||||||||||
5 | 5 | ||||||||||
6 | 6 | ||||||||||
7 | 7 | ||||||||||
8 | 8 | ||||||||||
9 | 9 | ||||||||||
10 | 10 | ||||||||||
11 | 11 | ||||||||||
12 | 12 | ||||||||||
13 | 13 | ||||||||||
14 | 14 | ||||||||||
15 | 15 | ||||||||||
16 | 16 | ||||||||||
17 | 17 | ||||||||||
18 | 18 | ||||||||||
19 | 19 | ||||||||||
20 | 20 | ||||||||||
21 | 21 | ||||||||||
22 | 22 | ||||||||||
23 | 23 | ||||||||||
24 | 24 | ||||||||||
25 | 25 | ||||||||||
26 | 26 | ||||||||||
27 | 27 | ||||||||||
28 | 28 | ||||||||||
29 | 29 | ||||||||||
30 | 30 | ||||||||||
31 | 31 | ||||||||||
32 | 32 | ||||||||||
33 | 33 | ||||||||||
Общий балл:
МВД | Горячие сердца |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профессия добрых сердец» конкурс профессионального мастерства среди студентов IV курса специальность 060501 Сестринское дело
Методическая разработка включает вопросы по «Истории развития сестринского дела в России» и профессиональной деятельности медицинской сестры, задания для выполнения практической части (решение ситуаци...
«Профессия добрых сердец» конкурс профессионального мастерства среди студентов IV курса специальность 060501 Сестринское дело
Методическая разработка включает вопросы по «Истории развития сестринского дела в России» и профессиональной деятельности медицинской сестры, задания для выполнения практической части (решение ситуаци...
Дифференцированный зачет по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов 2 курса специальности «Ветеринария»
Дифференцированный зачет по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов 2 курса специальности «Ветеринария»...
Положение о проведении олимпиады по иностранному языку среди студентов 2 курса
Положение содержит разработанные олимиадные задания, бланк для занесения ответов....
Конкурс профессионального мастерства среди студентов 2 курса по специальности 31.02.01. Лечебное дело
Методическая разработка для проведения конкурса профессионального мастерства в форме квеста....
Методика проведения занятия на учебной практике по МДК 01.01 Зоогигиена для студентов 2 курса специальности "Ветеринария"
Занятие по Учебной практике по теме: "Оценка питательности кормов по химическому составу и переваримым питательным веществам"...
Студенческий конкурс "Жить, побеждая диабет" среди студентов ГБПОУ ДЗМ "МК №1" 14.11.2019
14 ноября 2019 года в ГБПОУ ДЗМ "МК №1" был проведен студенческий конкурс, приуроченный к Всемирному дню борьбы с сахарным диабетом. Мероприятие организовала Цикловая методическая комиссия №...