Методика проведения занятия на учебной практике по МДК 01.01 Зоогигиена для студентов 2 курса специальности "Ветеринария"
методическая разработка
Занятие по Учебной практике по теме: "Оценка питательности кормов по химическому составу и переваримым питательным веществам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
матодика проведения урока с опорой на межпредметные связи | 39.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж им. Н.Т. Козлова»
Методика проведения открытого учебного занятия на учебной практике по ПМ 01. Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий.
МДК 01.01. Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий
Учебная практика, специальность 36.02.01 Ветеринария, 2 курс.
Тема: Оценка питательности кормов по химическому составу и переваримым питательным веществам.
Цели занятия:
- дидактическая - формирование умений оценивать (анализировать) химический состав кормов, давать характеристику питательной ценности, вести расчеты показателей переваримости кормов;
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ПК 1. | Обеспечивать оптимальные зоогигиенические условия содержания, кормления и ухода за сельскохозяйственными животными. |
- воспитательная - формирование интереса к выбранной специальности, чувства сопричастности ветеринарных специалистов к правильному выбору кормов для сельскохозяйственных животных;
- развивающая - развитие памяти, логического и аналитического межпредметного мышления;
Тип урока: учебная практика
Время проведения: 6 час.
Методы обучения: самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя, объяснение, тестирование, эвристическая беседа, рассказ (доклад), демонстрация презентации;
Педагогические технологии: интегрированного (межпредметного) обучения, развивающего обучения, ИКТ
Межпредметные и внутрипредметные связи: Химия, Основы зоотехнии, Анатомия и физиология животных, МДК 01.01. Тема 2.3 Методики профилактики внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных;
Место проведения занятия: учебная аудитория
Организационная форма проведения занятия: учебная группа 2 курса (сп. Ветеринария)
Материалы и оборудование занятия: инструкционные карты, раздаточный информационный материал, вспомогательные таблицы «Химический состав кормов», «Коэффициенты переваримости кормов», счетная техника
ТСО: ноутбук, презентация «Зоотехнический анализ кормов»
Учебная литература: Практикум по кормлению сельскохозяйственных животных/ Л.В. Топорова, А.В. Архипов, Р.Ф. Бессарабов и др.-М.: КолосС, 2004.-296 с.
Распределение времени по этапам занятия на практике
План занятия | Время |
1.Организационный момент | 3 мин. |
2.Инструктаж по теме занятия | 7 мин. |
3.Самостоятельная работа обучающихся по изучению химического состава и питательной ценности кормов для животных | 45 мин. |
4. Самостоятельная работа обучающихся по анализу химического состава кормов | 60 мин. |
5.Проверка выполнения самостоятельной работы | 10 мин. |
6. Доклад: «Научные исследования переваримости кормов» | 10 мин. |
7.Самостоятельная работа обучающихся по изучению показателей переваримости кормов и методик их расчета, решение задач. | 70 мин. |
8. Проверка выполнения самостоятельной работы | 10мин. |
9. Зачет - тестирование | 30 мин. |
10. Проверка результатов тестирования | 20 мин. |
11. Аттестация | 5 мин. |
И т о г о: | 270 мин. (6 час.) |
Технологическая карта проведения занятия
Этапы занятия | Цели этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент | Первичное введение в тему занятия | Приветствует студентов, отмечает отсутствующих, создает благоприятную атмосферу | Приветствуют преподавателя, подготавливают рабочие тетради и учебники |
2.Формулировка темы, постановка целей и задач, инструктаж | Активизация студентов | Называет тему, обосновывает ее важность для получения избранной специальности, демонстрирует схему химического состава корма с помощью презентации. Определяет способ действия группы, называет критерии аттестации (зачета) по теме | Воспринимают информацию от преподавателя, задают уточняющие вопросы |
3.Самостоятельная работа обучающихся по изучению химического состава и питательной (протеиновой, углеводной, липидной, минеральной и витаминной) ценности кормов для животных | Формирование необходимых знаний и умений, ОК2 | Организует и контролирует ход самостоятельной работы, проверяет тетради | Выполняют самостоятельную работу, делают записи в тетради, предоставляют тетради для проверки преподавателю |
4.Проверка выполнения самостоятельной работы | Обеспечение «обратной связи» между студентами и преподавателем | Организует промежуточное подведение итогов, делает отметки в ведомости об объеме освоенного материала | Предоставляют тетради для проверки преподавателю, отвечают на вопросы тестов «Болезни животных при недостатке минеральных веществ» |
5. Самостоятельная работа обучающихся по анализу химического состава | Закрепление знаний и умений, ОК 2 | Организует и контролирует ход самостоятельной работы, проверяет тетради, проводит поэтапное тестирование обучающихся по освоенному материалу | Выполняют самостоятельную работу, делают записи и расчеты в тетради |
6.Проверка выполнения самостоятельной работы | Обеспечение «обратной связи» между студентами и преподавателем | Организует промежуточное подведение итогов, делает отметки в ведомости об объеме освоенного материала | Предоставляют тетради для проверки преподавателю, отвечают на вопросы теста «Химический состав кормов» |
7. Доклад: «Научные исследования переваримости кормов» | Реализация ОК4, активизация обучающихся | Заслушивает доклад, задает уточняющие вопросы | Заслушивают доклад, отвечают на вопросы преподавателя |
8.Самостоятельная работа обучающихся по изучению показателей переваримости кормов и методик их расчета, решение задач. | Формирование необходимых знаний и умений, ОК 2 | Организует и контролирует ход самостоятельной работы, проверяет тетради | Выполняют самостоятельную работу, делают записи и расчеты в тетради |
9. Зачет - тестирование | Обеспечение «обратной связи» между студентами и преподавателем | Организует подведение итогов по теме практики, делает отметки в ведомости об объеме освоенного материала, предлагает обучающимся ответить на вопросы теста | Предоставляют тетради для проверки преподавателю, отвечают на вопросы теста «Переваримость кормов» |
10. Проверка результатов тестирования | Обеспечение «обратной связи» между студентами и преподавателем | Называет и комментирует результаты тестирования, | Заслушивают результаты тестирования |
11. Аттестация по теме практики | Обобщение, рефлексия | Выставляет оценки в ведомость и электронный журнал, организует окончание занятия | Приводят в порядок рабочие места. |
Инструкционно-технологическая карта № 1
Учебная практика МДК 01.01 «Методики проведения зоогигиенических мероприятий»
Тема: Оценка питательности кормов по химическому составу и переваримым питательным веществам
Цель: формирование умений, определять разные виды кормов, давать сравнительную характеристику их химического состава и питательности, вести расчеты ППВ, КП, ПО.
Время выполнения: 6 час.
Место проведения: лаборатория
Материалы и оборудование: раздаточный материал таб. «Химический состав кормов», «Коэффициенты переваримости кормов», счетная техника
Литература: Топорова Л.В., Архипов А.В.Бессарабова Р.Ф. Практикум по кормлению сельскохозяйственных животных.- М.: «КолосС», 2004
ЗАДАНИЯ и ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:
- В соответствии с материалами Практикума стр. 7, воспроизвести в рабочей тетради схему химического состава корма. Изучить понятия протеиновая, углеводная, липидная, минеральная и витаминная питательность кормов (Практикум, стр. 27-29).
- Дать характеристику кормов по их химическому составу. Выписать в рабочую тетрадь химический состав разных кормов (таб.1) произвести расчеты %-ного содержания сухого вещества (СВ) в кормах (100% - % влаги):
Зеленые корма – трава естественного луга, трава клевера, тимофеевка;
грубые корма – сено луговое, сено клеверное, сено тимофеечное;
солома ячменная; овсяная;
сенаж и травяная мука – сенаж (в среднем), травяная мука клеверная
сочные корма – силос кукурузный, картофель, кормовая свекла, морковь, турнепс
концентрированные корма – зерно ячменя, овес, кукуруза, горох
остатки технических производств – отруби пшеничные, жмых подсолнечниковый, шрот подсолнечника, барда свежая
Корма животного происхождения – молоко коровье цельное жирностью от 3,5 до 4,0%, молоко обезжиренное, мясная мука, рыбная мука непищевая, кровяная мука, мясокостная мука;
Таблица 1.
Химический состав кормов (%)
Корма | Сухое вещество | Вода | Протеин | Жир | Клетчатка | БЭВ | Зола |
4. Произвести анализ химического состава кормов:
Анализ химического состава записать по форме
Корма содержащие | |||
Много % | Средн. количество % | Мало % | |
Сухого вещества | 1 2 3 | 1 2 3 | 1 2 3 |
Протеина | 1 2 3 | 1 2 3 | 1 2 3 |
Клетчатки | 1 2 3 | 1 2 3 | 1 2 3 |
БЭВ | 1 2 3 | 1 2 3 | 1 2 3 |
- Вычислить содержание сухого вещества, протеина, жиров, клетчатки, БЭВ, золы в урожае кормовых культур (ц. с га):
Кормовые культуры | Урожайность | ||
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | |
Сено клеверное | 32 | 35 | 40 |
Кукуруза на силос | 300 | 350 | 370 |
Кормовая свекла | 380 | 400 | 450 |
Трава клевера | 145 | 150 | 160 |
Зерно ячменя | 38 | 40 | 50 |
Расчетные данные записать в таблицу следующей формы:
Кормовые культуры | Урожайность ц. с га | Сух. вещ-во | Протеин | Жир | Клетчатка | БЭВ | Зола | ||||||
% | ц | % | ц | % | ц | % | ц | % | ц | % | ц | ||
- химический состав кормовых культур выписать их таблицы 1;
- выход питательных веществ в урожае: Ц = У х %
100%
- Пользуясь «Практикумом по кормлению» стр. 9 -11 изучить понятие переваримость питательных веществ, методику расчета СППВ, КП, ПО.
Задание № 2
Вычислить количество переваримых питательных веществ, коэффициент переваримости и протеиновое отношение в рационе по следующим данным: корова получает в сутки: сена люцернового 6 кг, соломы ячменной 4 кг, силоса кукурузного 25 кг и жмыха подсолнечного 2 кг. В среднем за сутки корова выделила 25 кг кала. Вычисление записать по форме.
Корма и продукты выделений | Протеин | Жир | Клетчатка | БЭВ |
Сено люцерновое | 14,7 | 2,1 | 25,9 | 33,8 |
Солома ячменная | 4,9 | 1,9 | 33,1 | 35,9 |
Силос кукурузный | 2,5 | 1,0 | 7,8 | 12,4 |
Жмых подсолнечниковый | 43,0 | 7,4 | 13,5 | 20,0 |
Кал | 2,2 | 0,7 | 8,0 | 7,0 |
При вычислении переваримых питательных веществ и коэффициентов переваримости рациона используйте следующую форму.
Показатели | Протеин | Жир | Клетчатка | БЭВ |
Принято (г): | ||||
в сене | ||||
в соломе | ||||
в силосе | ||||
в жмыхе | ||||
Всего принято (г) | ||||
Выделено в кале (г) | ||||
Переварено (г) | ||||
Коэффициент переваримости (%) |
Порядок выполнения :
- Зная химический состав и суточную дачу кормов определить содержание протеина, жира, клетчатки, БЭВ.
- Определить сколько всего в рационе содержится протеина, жира, клетчатки, БЭВ.
- Зная химический состав и количество выделенного кала, определить сколько выделилось из организма протеина, жира, клетчатки, БЭВ.
- Определить количество переваренных питательных веществ корма.
- Определить коэффициент переваримости.
КП = (ППВ : Принято всего) х 100%
Задание 3
Вычислить протеиновое отношение (ПО) для кормов: сено клеверное, силос кукурузный, шрот подсолнечниковый.
Данные занести в таблицу:
Наименование | Протеин | Жир | Клетчатка | БЭВ |
Корм Коэф. переваримости Переваримых веществ | ||||
Корм Коэф. переваримости Переваримых веществ | ||||
Корм Коэф. переваримости Переваримых веществ |
Порядок выполнения:
- Выписать химический состав кормов (табл 1).
- Выписать коэффициенты переваримости (таблица раздаточная).
- Зная химический состав корма, рассчитать количество переваримого протеина, жира, клетчатки, БЭВ по формуле;
ППВ = (% х КП) : 100%
- По переваримым питательным веществам, определите протеиновое соотношение и укажите какое протеиновое отношение в том или ином корме (узкое, среднее, широкое).
Сдать зачет преподавателю.
Ответить на вопросы теста «Переваримость кормов»
Оценочные средства:
Межпредметный тест:
Тест «Болезни животных при недостатке минеральных веществ»
1.Тонкая скорлупа яиц, размягчение хвостовых позвонков у коров, искривление костей свидетельствуют о дефиците в организме | А) кальция В) меди Г) железа |
2.Расстройство сердечной деятельности, функций печени, почек, оплодотворяемости яйцеклеток наблюдают при дефиците в рационе | А) магния Б) калия В) железа |
3.Потеря аппетита, задержка роста у животных наблюдается при недостатке в рационе | А) натрия Б) калия В) фосфора |
4.Заболевание паракератоз и ухудшение роста шерсти вызывает недостаток в кормах | А) железа Б) фосфора В)цинка |
5.При хроническом недостатке фосфора в рационах у животных наблюдается | А) анемия Б) ослабление мышц, замедление роста В) тетания |
6.Обесцвечивание волоса, перьев, задержка роста, поносы у животных вызывает недостаток в рационах элемента … | А) меди Б) серы В) йода |
7.Заболевание тетания возникает у скота при несбалансированности рационов по элементу … | А) фосфор Б) магний В) медь |
8.Рождение слабого, мертвого потомства, нарушение функции щитовидной железы происходит из-за недостатка .. | А) меди Б) серы В) йода |
9.Элемент, влияющий на микробный синтез витаминов в кишечнике животных, вызывающий у скота заболевание сухоткой | А) калий Б) кобальт В) фтор |
10.При хроническом отравлении данным элементом у животных возникают структурные изменения зубов и костной ткани, неподвижность суставов | А) селен Б) кобальт В фтор |
ТЕСТ: «ПЕРЕВАРИМОСТЬ КОРМОВ»
1.ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПИЩЕВАРЕНИЯ ПОСТУПАЮТ В КРОВЬ, НАЗЫВАЮТСЯ … | А) ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ Б) ПИТАТЕЛЬНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ КОРМОВ В) ПЕРЕВАРИМЫМИ ПИТАТЕЛЬНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ Г) КОЭФФИЦИЕНТ ПЕРЕВАРИМОСТИ |
2. КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ КОЭФФИЦИЕНТ ПЕРЕВАРИМОСТИ? | А) ПО ОТНОШЕНИЮ ПИТАТЕЛЬНОГО ВЕЩЕСТВА ПЕРЕВАРЕННОГО В ОРГАНИЗМЕ ЖИВОТНОГО К ПРИНЯТОМУ ИМ С КОРМОМ, ВЫРАЖЕННОЕ В % Б) ПО РАЗНИЦЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ЗАДАННЫХ С КОРМОМ И ОБНАРУЖЕННЫХ В ОСТАТКАХ КОРМА В КОРМУШКЕ В) РАЗНИЦЕ МЕЖДУ СОДЕРЖАНИЕМ ПИТАТЕЛЬНОГО ВЕЩЕСТВА В КОРМЕ И КОЛИЧЕСТВОМ ПИТАТЕЛЬНОГО ВЕЩЕСТВА, ВЫДЕЛЕННОГО С КАЛОМ |
3. КОЭФФИЦИЕНТ ПЕРЕВАРИМОСТИ КАКОГО КОМПОНЕНТА КОРМА НИЖЕ ДРУГИХ У МОНОГАСТРИЧНЫХ? | А) ПРОТЕИН Б) ЖИР В) КРАХМАЛ Г) КЛЕТЧАТКА |
4. ЧТО ТАКОЕ ПРОТЕИНОВОЕ ОТНОШЕНИЕ? | А) ОТНОШЕНИЕ СУММЫ ПЕРЕВАРИМОЙ КЛЕТЧАТКИ Х 2,25, ПЕРЕВАРИМОГО ЖИРА И ПЕРЕВАРИМЫХ БЭВ К СЫРОМУ ПРОТЕИНУ Б) ОТНОШЕНИЕ СЫРОЙ КЛЕТЧАТКИ, СЫРОГО ЖИРА Х 2,25, ПЕРЕВАРИМЫХ БЭВ К ПЕРЕВАРИМОМУ ПРОТЕИНУ В) ОТНОШЕНИЕ ПЕРЕВАРИМОГО ПРОТЕИНА К СУММЕ ПЕРЕВАРИМОЙ КЛЕТЧАТКИ, ПЕРЕВАРИМОГО ЖИРА И ПЕРЕВАРИМЫХ БЭВ |
4. КАКОЕ ПРОТЕИНОВОЕ ОТНОШЕНИЕ В КОРМАХ, ИСХОДЯ ИЗ ПОТРЕБНСТЕЙ ЖИВОТНЫХ, ЯВЛЯЕТСЯ ОПТИМАЛЬНЫМ (СРЕДНИМ)? | А) 8 -10 Б) 4-6 В) 1-2 Г) 12-14 |
5. КАКОЙ КОЭФФИЦИЕНТ ПЕРЕВАРИМОСТИ ПРОТЕИНА, ЕСЛИ С КОРМОМ ПОСТУПИЛО 1000 г, А С КАЛОМ ВЫДЕЛИЛОСЬ 300 г? | А) 30% Б) 300% В) 70% |
6. КОРОВА С КОРМОМ ПОТРЕБИЛА 600 г ЖИРА. С КАЛОМ ВЫДЕЛИЛА 200 г, С МОЛОКОМ 250 г. СКОЛЬКО ПЕРЕВАРИЛОСЬ ЖИРА? | А) 350 Б) 150 В) 200 Г) 400 |
Тест «Химический состав кормов»
1.100 – (% влаги + % золы) = ? | А) сухое вещество (%) Б) органическое вещество (%) В) азотсодержащие соединения (%) |
2.Безазотистые экстрактивные вещества корма – это …? | А) белки и амиды Б) жиры и углеводы В) крахмал и сахар |
3.В состав сырого жира корма входят | А) липиды, стерины, пигменты Б) целлюлоза, пектин, лигнин В) амины, пурины, нитраты |
4.Укажите незаменимые жирные кислоты | А) линолевая, линоленовая, арахидоновая Б) амины, пурины, нитраты В) капроновая, масляная, стеариновая |
5. Какие белки являются полноценными | А) Содержащие все незаменимые аминокислоты Б) Содержащие все заменимые аминокислоты В) Содержащие все незаменимые жирные кислоты Г) Содержащие все заменимые жирные кислоты |
6. Укажите аминокислоты, которые являются критическими | А) Лейцин, изолейцин, фенилаланин Б) Валин, аргинин, гистидин В) Лизин, метионин, триптофан |
7. Какие минеральные вещества относятся к микроэлементам? | А) Кальций, фосфор, магний, натрий, калий, хлор, сера. Б) Железо, цинк, марганец, медь, кобальт, йод, фтор, селен В) Углерод, кислород, водород, азот |
8.В каком корме наибольшее содержание клетчатки? | А) картофель Б) зерно В) солома |
9. В каких кормах наибольшее содержание протеина ? | А) корнеклубнеплоды Б) зеленые корма В) зерно Г) мясные корма |
10. Какие вещества корма являются источником энергии ? | А) Жиры, углеводы, белки Б) Минеральные вещества В) Вода Г) Биологически активные вещества |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения занятий производственного обучения по индивидуальному вождению автомобиля
Деятельность мастера производственного обучения направлена на развитие личности учащегося, их общей культуры, активности, обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки. Специфика моей профес...
Планирование и методика проведения занятий.
(Наставничество над педагогами, опыт работы которых менее 3-х лет)....
Методика проведения занятий по лыжным гонкам
Лыжный спорт является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных д...
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕМУ “Методика проведения занятий по физичиской культуре” для детей (2-3 лет)
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными помагают специально организованные занятия по физической культуре....
Методическая разработка на тему "Планирование и методика проведения занятий по вождению автомобилей"
В данной методической разработке представлены ключевые моменты обучения водителей практическим навыкам управления автмобилем с механической коробкой передач...
Методическая разработка «Планирование и методика проведения занятий по вождению автомобилей»
В данной разработке описаны: структура занятий по вождению, основные принципы обучения вождению автомобиля, план урока....