«Педагогические условия формирования интереса к исследовательской деятельности у обучающихся профессионального училища»
статья по теме

Нина Алексеевна Олизко

В работе описан личный опыт вовлечения в исследовательскую деятельность обучающихся БОУ НПО ПУ №64 по квалификации "Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм".

Скачать:


Предварительный просмотр:

   В своей работе я столкнулась с проблемой отсутствия интереса к исследованию у обучающихся. Я поставила перед собой задачу заинтересовать обучающихся и вовлечь их в исследовательскую деятельность. Для этого мне пришлось внести значительные изменения в процесс обучения.

   Работа проводилась с обучающимися IY курса по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства», квалификация «Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм». В группе на занятиях по теоретическим дисциплинам применялись объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения, использовалось также обучение с постепенным повышением уровня самостоятельной работы, была проведена оценка сформированности интереса обучающихся к исследовательской деятельности.

   Было установлено, что более 2/3 обучающихся имели низкий уровень интереса к исследованию, среди них были и те, кто негативно относился к исследовательской деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, исследовать, нужно было развивать потребность обучающегося заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее он должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к этому лежал, прежде всего, через разнообразную самостоятельную, поисковую работу обучающихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых для заучивания фактов и выводов, всегда вызывает неослабевающий интерес обучающихся, оно заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.

    С целью повышения интереса к исследовательской деятельности было пересмотрено содержание таких учебных предметов, как: «Организация и технология механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах», «Машины и оборудование животноводческих комплексов и механизированных ферм», «Основы зоогигиены и ветеринарной профилактики». Имея большой практический опыт работы в животноводстве, я стала при объяснении новых тем использовать примеры из личного опыта, чем вызвала больший интерес к изучаемым предметам. Обучающиеся стали задавать больше вопросов по темам, не входящим в программу изучения предметов.

   В проблемном обучении на общее обсуждение выносился вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Конечно, на первых порах возникало немало трудностей, но в то же время плоды такого обучения дали о себе знать достаточно скоро. Трудности в основном были связаны с неумением обучающихся вести дискуссии, а также разным уровнем их подготовленности. Я выбрала путь постепенного вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность, для чего после критического анализа содержания предметов, определила актуальные проблемы и вопросы, которые возможно использовать в проблемном обучении. Вопросов и проблем, стоящих перед животноводами, действительно много: это прежде всего создание прочной кормовой базы, без которой невозможно эффективное развитие животноводства; эффективное использование витаминных и  минеральных подкормок; создание оптимальных условий содержания животных для сохранения здоровья и повышения их продуктивности; есть ли необходимость перехода к сезонному или круглогодовому отёлу коров, т.к. такие переходы связаны с повышением либо понижением уровня рентабельности в хозяйствах-производителях молока; энергосберегающие технологии в животноводстве и др. Вот далеко не полный перечень вопросов, которые предлагались на занятиях в виде проблемного изложения. Причем изложение материала тесно сочеталось с конкретными местными условиями хозяйств Полтавского района. Такой прием значительно повышал познавательную активность обучающихся, кроме того, обучал их приемам ведения исследовательской деятельности, рассуждения и т. п. В процессе теоретических занятий перед обучающимися постоянно ставились вопросы, обращенные к их опыту, приобретенному за время прохождения производственного обучения и на лабораторно-практических занятиях.

   Более широкое поле для применения поисковой деятельности в обучении представляли лабораторно-практические занятия по предметам «Основы зоогигиены и ветеринарной профилактики», «Организация и технология механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах» и «Машины и оборудование животноводческих комплексов и механизированных ферм».  Именно на них применяется частично поисковый и исследовательский методы обучения.

   Лабораторно-практические занятия и занятия по производственному обучению у нас проходят на базе племрепродуктора СПК «Ольгинский», и когда по графику учебного процесса мы приехали на ферму, настоящую, не учебного хозяйства, у многих обучающихся изменилось отношение как к обучению по данной специальности, так и вообще к животноводству. Многие обучающиеся на ферму попали впервые, и всё для них было настоящим открытием! Никакие иллюстрации, объяснения и видеофильмы не могли сравниться с тем, что ребята увидели. Это была живая картина в движении, со звуками, и даже запахами. Сразу же посыпались вопросы, касающиеся производственного процесса в животноводстве.

   В соответствии с тематическим планом мы приступили к изучению тем лабораторно-практических занятий, а затем занятий по производственному обучению. Все эти работы проводились в соответствии с распорядком работ на ферме, т.е. обучающиеся были участниками производственных  процессов кормления, доения, навозоудаления и т.д. Это ещё больше заинтересовало ребят, т.к. от них теперь зависел удой, качество молока, чистота в помещении и др.

    Перед началом выполнения заданий обучающиеся получают инструкционные карты, которые выполняют роль ориентировочной основы их действий. По мере развития исследовательских умений и познавательной самостоятельности обучающихся, структура предлагаемых инструкций, их содержание в значительной степени изменяется. Для придания работе проблемного характера и исследовательской направленности в инструкционные  карты  вносятся вопросы и указывается способ фиксации результатов выполнения задания. Содержание вопросов к обучающимся определяется необходимостью сопровождения практической исследовательской деятельности - активной мыслительной деятельностью, только в этом случае формируется познавательный интерес. Именно проблемные вопросы позволяют активизировать познавательный интерес обучающихся  к исследовательской деятельности.

В этом случае обучающиеся четко осознают не только алгоритм действия, изложенный в инструкционной карте, но и познавательную задачу, а производимые ими «открытия» приносят эмоциональное удовлетворение. Исследовательский интерес при этом из внешнего, постоянно поддерживаемого, переходит на внутренний план, превращаясь в положительное отношение к исследовательской деятельности в целом. На первом этапе обучающиеся копируют действия преподавателя, действуют по предложенному образцу, в котором четко прописаны все действия, а наиболее трудные вопросы решаются совместно. Стоит отметить, что уровень познавательной самостоятельности при первых подобных работах очень низок и по большей части является репродуктивно-подражательным, а потому инструкции даются самые подробные, вопросы указываются после проведения наблюдений. Часть вопросов освещается устно во время беседы, другая фиксируется письменно. По мере роста уровня самостоятельности обучающихся, развития их интереса к такому виду деятельности, перед ними ставятся проблемные вопросы, способ их выполнения указывается в самом общем, приблизительном виде. На заключительном этапе развития исследовательских умений и формирования интереса к исследовательской деятельности, которое происходит на основе деятельностного подхода к обучению, перед обучающимися ставятся только вопросы и в самом общем виде формулируется проблема, они должны определиться, с помощью чего и как провести исследование, подвести общий итог и предоставить отчет. Широкое применение проблемного обучения, с постепенным усложнением его форм от проблемного изложения до собственно исследовательской деятельности, особенно широко применяемое на лабораторно-практических занятиях, позволило вовлечь практически всех членов группы в исследовательскую деятельность. В результате обсуждения ребята предложили провести исследовательскую работу по определению экономической оценки продуктивности коров в зависимости от срока отёла.

 

   Целью работы являлось составление оптимального плана отёла коров, с получением наибольшей выручки от реализации молока красного степного скота в условиях СПК «Кировский» Полтавского района Омской области.

Основными задачами было изучение взаимосвязи сезона отёлов с производством и реализацией молока; изучение изменения закупочной цены на молоко по месяцам года; сравнение суммы от реализованного молока, полученного от коров, отелившихся в разные сезоны года и составление оптимального плана отёла коров в СПК «Кировский».

В ходе исследовательской работы обучающиеся использовали следующие документы:

  1. Закупочные цены на молоко   -   ООО «Сибиряк»
  2. Отчёты по животноводству Ф-24   -   СПК «Кировский»
  3. Отчёты по реализации молока   -   районного управления сельского хозяйства

   Исследовательский метод обучения, предполагает обращение к информационным источникам, а потому обучающиеся овладевали технологией работы с ними.

   После проведения анализа реализации молока и отёла коров в СПК «Кировский», обучающимися были предложены другие схемы отёла с расчётами выручки от реализации молока с учётом закупочной цены.

Схемы изменения отёлов были предложены для рассмотрения в хозяйства Полтавского района для того, чтобы они могли применить их на практике для увеличения выручки от реализованного молока.

   Научно-исследовательская работа была представлена на 42-й региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодёжи Омской области и получила диплом лауреата.

   Возрастающая сложность учебно-исследовательских заданий значительно развила у обучающихся степень самостоятельности при работе. С целью повышения интереса к будущей профессии ежегодно у нас проводится традиционная неделя животновода, в рамках которой проходит олимпиада профессионального мастерства. Задания для олимпиады разрабатывались с учётом требований, предъявляемых к профессиональным мастерам машинного доения, и обучающиеся успешно справляются с заданиями.  Все это вкупе положительнейшим образом отразилось на росте их интереса к исследовательской деятельности, их самостоятельности, стремлению к самообразованию.

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

начального профессионального образования

 «Профессиональное училище №64»

Доклад на тему: «Педагогические условия формирования интереса к исследовательской деятельности у обучающихся профессионального училища»

Подготовила:

 мастер производственного обучения II категории

 БОУ НПО «ПУ№64»

Н.А. Олизко

р.п. Полтавка

2012год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования интереса к исследовательской деятельности у обучающихся профессионального училища

Чтобы побудить желание учиться, исследовать, нужно развивать потребность у обучающихся заниматься познавательной деятельностью. На занятиях использование проблемных вопросов, ответы на которые несут в...

Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития студента педагогического колледжа

В статье раскрыты особенности, условия и содержание организации научно-исследовательской деятельности студентов ГПОУ "Читинский педагогический колледж"...

Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования

"Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования"В основных государственных документах (Федеральный закон «О внесении изменени...

Учебно-исследовательская деятельность как фактор профессионального самоопределения студентов колледжа

Профессиональное самоопределение – это выбор молодёжью своего профессионального пути, а именно профессии, образовательной организации, места работы. Необходимым условием успешного профессиональн...

Информационно-коммуникационные технологии в проектной и исследовательской деятельности студентов среднего профессионального образования.

Аннотация: В статье обосновывается использование ИКТ на всех этапах проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Данное направление дополняется также рассмотрением учебных проектов, как ком...

Место и роль дисциплины "Основы учебно-исследовательской деятельности" в системе профессиональной подготовки выпускников.

Рассматриваются особенности дисциплины  "Основы учебно-исследовательской деятельности" (реализуется за счет часов вариантивной части), причины ее включения в образовательные програ...

Мотивация интереса к исследовательской деятельности обучающихся

Мотивация интереса к исследовательской деятельности обучающихся...