Мотивация интереса к исследовательской деятельности обучающихся
презентация к уроку
Мотивация интереса к исследовательской деятельности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_studentov.pptx | 323.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения обучающихся к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются ввиду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки.
Мотивы — это сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора.
Мотивы исследовательской деятельности обучающихся эмоциональное состояние, которое характеризуется словосочетаниями «хочу узнать, как…», «хочу понять, почему…», «хочу выяснить, разобраться в …» - « чистый» побудительный мотив – познавательный информация о наградах, возможностях публикаций и публичных выступлений (в этом случае познавательный элемент становится лишь инструментом для достижения цели, не имеющей ничего общего с наукой) недалёкая от понимания «чистая» наука, и не соображения личной выгоды, а личность студента, сфера его интересов, помноженная на актуальность и общественную значимость темы
Цели исследовательской деятельности практическое ознакомление со всеми этапами научно-исследовательской работы, которая является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки самостоятельной исследовательской работы формирование у обучающихся навыков самостоятельной теоретической и экспериментальной работы ознакомление обучающихся с современными методами научного исследования, техникой эксперимента, реальными условиями работы в производственном коллективах, техникой безопасности
Формы научно-исследовательской работы обучающихся - самостоятельная поисковая работа - исследования в период учебной и преддипломной практик - курсовое и дипломное проектирование - проблемное обучение на учебных занятиях (изучение, исследование конкретной проблемы ) - мини-исследования новинок в различных областях - семинары-презентации - уроки-конкурсы - экспериментальные работы
Способы повышения мотивации обучающихся Процесс мотивирования студентов преподавателем Стимулирование на результат, а не на оценку Связка студент-преподаватель Уважение к студентам Заинтересовать студентов Использовать метод кнута и пряника Мотивация личным примером Сдерживание своих обещаний Формирование положительного отношения к профессии Предоставление максимальной свободы выбора обучающимся Одобрение успехов обучающихся Заинтересованность личным опытом
Процесс мотивирования студентов преподавателем . Студент — это не школьник, которому можно сказать “так надо”, студенту необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает в духе “в жизни пригодится”, то обучающийся теряет интерес. Студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а и за тем (в большей степени), чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их будущей деятельности .
Стимулирование на результат, а не на оценку Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний. Для этого можно проводить интегрированные уроки (семинары), на которых прослеживается связь образовательного и специального предметов. Здесь широко используются познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию.
Связка студент-преподаватель Студенту очень важно, чтобы педагог был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время процесса исследования, обсудить волнующие его вопросы (даже, если они отдаленно связаны с темой урока). Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации — укреплять уверенность в собственных силах студента. Чем больше доверяют обучаю щимся , тем охотнее они сотрудничают с преподавателем в процессе обучения.
Уважение к студентам . Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения. Д.Карнеги советует: «…не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него».
Заинтересовать обучающихся Все обучающиеся будут с удовольствием посещать занятия, заниматься исследовательской деятельностью, если заинтересовать их своим предметом. Можно создать им такие ситуации на занятиях, в которых они могли бы отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи, решать их путем комплексного применения известных им способов решения и т. п.
Использовать метод кнута и пряника . Эффективное средство для повышения мотивации учебной и исследовательской деятельности обучающихся и их самостоятельности — это введение рейтинговой системы оценки. Знания оценивать в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по тому или иному предмету за разные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных и практических, так и аудиторных). Т. е. в самом начале семестра обозначить расширенные возможности перед обучающимися, чтобы студент осознавал и понимал, что его отсутствие на лекции или практическом занятии — это минус какой-то определенный балл, а подготовка доклада, выступление на конференции, подготовка презентации и т. д. — плюс столько-то баллов. В итоге обучающийся будет замотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.
Мотивация личным примером . Интерес обучающегося к изучаемому предмету, исследовательской деятельности обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами педагога. Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, ценится ими.
Сдерживание своих обещаний . Нельзя обманывать студентов. Если обещали увлекательную экскурсию или провести интересный тест, соревнование или посмотреть фильм, то не отступать от намеченных целей.
Формирование положительного отношения к профессии . Необходимо подбадривать и одобрять выбор профессии обучающихся, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах. Самому педагогу нужно уважительно относиться к различным профессиям, по которым учатся студенты образовательного учреждения. Доброжелательный, спокойный тон, положительный, приветливый настрой, залог эффективного труда. Интонации должно быть достаточно, чтобы выделить важное, сделать акцент, заставить задуматься. Если возникают дискуссионные моменты среди представителей различных профессий, педагог-наставник должен уметь разъяснить и убедить каждого в нужности и важности своей специальности.
Предоставление максимальной свободы выбора обучающимся . Можно предложить студентам разработать критерии и форму оценивания своих знаний, форму выполнения индивидуальной самостоятельной работы, тему доклада или вариант задания, рецензировать ответы своих одногруппников . Каждый человек желает быть сопричастным к какому-то процессу, осознавать, что его точку зрения принимают во внимание — это повышает мотивацию.
Одобрять успехи обучающихся Демонстрировать их достижения (например, за хорошее или отличное выполнение работы). Публичная похвала, особенно с описанием достоинств и отличительных особенностей прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата.
Заинтересованность личным опытом Интерес педагога к обучающимся может быть взаимным. Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий и споров, рассмотрение различных ситуационных задач — важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между педагогом и обучающимся
Использованные источники: Применение проектной технологии для организации внеаудиторной, исследовательской работы студентов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uspolitech.ru/metod_kopilka/primenenie_proektnoj_tekhnologii_dlja_organizacii_.doc Садчикова И. В. Связь среднего профессионального образования с практикой и научными исследованиями. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http ://lib-urtk.narod.ru/teoria/vip2_ch2/sadcikova-2.doc Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности студентов средних профессиональных учебных учреждений [Текст] / А. И. Куличенко [и др.] // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 567-569. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. Пособие для студентов вузов / И. П. Подласый — М.: изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2006. Современные образовательные технологии: учеб пособие / кол. Авторов; под ред. Н. В. Бордовской . — М.: КНОРУС, 2010 Библиографическое описание: Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений [Текст] / Н. В. Мормужева // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар . науч. конф . (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163. Библиографическое описание: Гребенюк Е. Н. К проблеме мотивации исследовательской деятельности студентов вуза [Текст] / Е. Н. Гребенюк, М. Каракоч // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 233-235.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия формирования интереса к исследовательской деятельности у обучающихся профессионального училища
Чтобы побудить желание учиться, исследовать, нужно развивать потребность у обучающихся заниматься познавательной деятельностью. На занятиях использование проблемных вопросов, ответы на которые несут в...
«Педагогические условия формирования интереса к исследовательской деятельности у обучающихся профессионального училища»
В работе описан личный опыт вовлечения в исследовательскую деятельность обучающихся БОУ НПО ПУ №64 по квалификации "Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм"....
Проектно - исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии
Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалис...
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИИ
С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с науч...
ВЕБ-КВЕСТ – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Образовательный веб-квест...
Презентация "Научно - исследовательская работа - как фактор мотивации и учебно - познавательной деятельности обучающихся."
Научно – исследовательская самостоятельная работа является составной частью профессионального образования обучающегося. Научно – исследовательская работа обучающихся – важнейшая составляющая обр...
Исследовательские умения и исследовательская деятельность обучающихся в учебном процессе
Образование в настоящее время стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А знач...