ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
учебно-методический материал
Обучение психологии специалиста по социальной работе предъявляет многочисленные требования, связанные именно с практической деятельностью учащихся, поэтому в последние годы ведется поиск путей повышения эффективности процесса активации студентов и интенсификации самого процесса. В современном комплексе методов обучения для выработки практических знаний прекрасно зарекомендовали себя АМО, в частности, метод обучения в сотрудничестве (интерактивного) коммуникативного) обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Косова Ирина Валерьевна,
преподаватель,
КГА ПОУ «ДВГГТК»,
г. Владивосток
Обучение психологии специалиста по социальной работе предъявляет многочисленные требования, связанные именно с практической деятельностью учащихся, поэтому в последние годы ведется поиск путей повышения эффективности процесса активации студентов и интенсификации самого процесса. В современном комплексе методов обучения для выработки практических знаний прекрасно зарекомендовали себя АМО.
АМО - это методы обучения посредством воспроизведения профессиональной деятельности в учебном процессе. Это совокупность мероприятий, призванных научить мыслить нестандартно, перспективно, а также обеспечить отработку первичных профессиональных навыков. В процессе занятий с использованием АМО используются различные техники: разбор конкретных практических ситуаций, дискуссии, ролевой разбор конкретной ситуации, мозговой штурм, деловые игры и т.д. Благодаря такому разнообразию АМО являются основой обучения у многих преподавателей.
В своей работе мы часто применяем такой вид АМО как метод обучения в сотрудничестве (интерактивного) коммуникативного) обучения. Эта модель успешно реализуется при обучении студентов в малых группах. Учебное задание здесь структурируется таким образом, что члены малой группы оказываются не только взаимосвязанными, но и взаимозависимыми-им предстоит принять общее решение-но при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Преподаватель же оказывается свободным и способным к маневрам на занятии: наблюдая за работой студентов в малой группе, он может уделить внимание как отдельной группе, так и студенту, может дать необходимые разъяснения.
Приведем пример, опираясь на опыт: на уроке «Темперамент и его виды» преподаватель в первой фазе «Фаза вызова», используя следующие задачи: актуализировать имеющиеся у студентов знания в связи с изучаемым материалом; побудить познавательный интерес к изучаемому материалу, а также прием технологии «Развитие критического мышления» не только дает возможность студентам обобщить изученный ранее материал, но определяет базовый уровень знаний по теме, подготавливая студентов к основной работе. Необходимо, чтобы студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» могли реально выбрать и сумели определить, какие данные и теоретические подходы наиболее соответствуют конкретной проблеме, практически.
Далее в фазе реализации смысла (осмысления) преподаватель помогает установить правильность и осознанность усвоенных на предыдущем занятии знаний. Если, работая в микрогруппе, преподаватель видит, что студент затрудняется с ответом, то он предлагает другим помочь ему с формулировками, что-то добавить, высказать свою точку зрения; направляет ход мыслей учеников. Таким образом, студенты не только вспоминают, обсуждают, но и обобщают материал предыдущего урока.
Благодаря методам проблемного обучения формируется следующее задание: студенты, находясь в микрогруппах, проводят анализ видеоматериала, используя параметры, указанные на доске. В центре- проблемная ситуация. Это позволяет акцентировать внимание на управлении мотивами и способами мыслительной деятельности за счет включения студента в проблемную ситуацию. Результатом работы является заполнение таблицы.
Составление группой сводной таблицы «Сравнение типов темперамента»
Критерии сравнения | Холерик | Меланхолик | Сангвиник | Флегматик |
Тип нервной системы | ||||
…другие критерии… | ||||
Итог (указать животное. символизирующее тот или иной тип темперамента) |
Индивидуальная самостоятельная работа при такой организации учебной деятельности становится элементарной частицей самостоятельной коллективной работы. Ее результат влияет на итог группового решения. В процессе обучения, студент пользуется результатами как самостоятельной, так и коллективной работы. А переходя на следующий уровень- обобщения результатов, обсуждения и принятия общего решения, либо решая новые задачи, они используют знания, полученные при командной работе. Все вышесказанное очередной раз доказывает, что обучение – это процесс социальный, а не сугубо индивидуальный. Именно интерактивные методы позволяют поставить в центр обучения самого человека и его реальные взаимодействия с учебной группой.
АМО средство интериоризации полученного опыта, помогающие мобилизовать интеллектуально-информационный багаж студента. АМО – развивающее обучение, что направляет студента не сколько на расширение объема знаний, сколько на освоение, разработку и поиск новых решений проблемных ситуаций. Таким образом они не только закрепляют полученные теоретические знания, но и позволяют выработать и использовать первичные профессиональные навыки на практике.
Литература
Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.
Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. - М.: КноРус, 2023. - 219 c.
Воронкова, О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О.Б. Воронкова. - М.: Феникс, 2022. - 598 c.
Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. - М.: ТетраСистемс, 2023. - 224c.
Кашлев, Сергей Семенович Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие / Кашлев Сергей Семенович. - М.: ТетраСистемс, 2019. - 716 c.
Матяш Н. В., Павлова Т. Л. Методы активного социально-психологического обучения.-М.: Academia,2023.-96 с.
Мицкевич, Н.И. Методы активного обучения взрослых: Учебно-методическое пособие / Н.И. Мицкевич. - Мн.: РИВШ, 2021. - 72 c.
Штроо, В.А. Методы активного социально-психологического обучения: Учебник и практикум / В.А. Штроо. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 277 c.
Активные методы, используемые в процессе обучения. [Электронный ресурс] / URL: http://refleader.ru/polrnajgeqas.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"
Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами...

Опыт применения активных методов обучения в формировании компетентности студентов при изучении дисциплин «Управленческая психология», «Управление персоналом»
Данная статья - это опыт применения деловых игр на учебных занятиях по дисциплинам "Управленческая психология" и "Управление персоналом"...

Применение активных методов обучения в преподавании математики.
Применение активных методов обучения в преподавании математики...

Методический семинар для молодых педагогов "ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКОВ"
Данная разработка предназначена для изучения молодыми педагогами активных методов обучения и применение их на различных этапах урока.Содержание разработки может быть использовано при подготовке уроков...

« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».
В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...

ИННОВАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Применение активных методов обучения в процессе освоения обучающимися современных сельскохозяйственных технологии»
При выполнении этой инновационной работы, я решил ряд проблемных вопросов.1. Повышение знаний, умений и навыков обучающихся. 2. Повышение интереса к профессии тракториста- машиниста широкого проф...

Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения
Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная зада...