Методический семинар для молодых педагогов "ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКОВ"
методическая разработка на тему

Бедарева Елена Станиславовна

Данная разработка предназначена для изучения молодыми педагогами активных методов обучения и применение их на различных этапах урока.

Содержание разработки может быть использовано при подготовке уроков преподавателями, в том числе педагогов системы начального и профессионального образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шахтинский горно-индустриальный колледж

СЕМИНАР

ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ:

«ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКОВ»

Аннотация:

Данная разработка предназначена для изучения молодыми педагогами активных методов обучения и применение их на различных этапах урока.

Содержание разработки может быть использовано при подготовке уроков преподавателями, в том числе педагогов системы начального и профессионального образования.

Бедарева Елена Станиславовна – преподаватель специальных дисциплин КГУ ШГИК

Цель семинара: Повышение мотивации молодых педагогов к применению активных методов обучения (АМО) в образовательном процессе.

Задачи:

  • Познакомить участников с АМО.
  • Углубить знания педагогов об АМО, алгоритме применения АМО.
  • Создать условия для активного взаимодействия участников семинара между собой.

Форма проведения: семинар-практикум.

Материально-техническое оснащение: информационная кафедра, проекционный экран, презентация Power Point, раздаточный материал для выполнения практических заданий.

План проведения семинара:

  1. Приветствие. Упражнение «Поздоровайся ладошками».
  2. Введение.
  3. Активный метод начала образовательного мероприятия.
  4. Активный метод выяснения целей, ожиданий и опасений. Метод «Фруктовый сад», «Дерево желаний».
  5. Активный метод презентации учебного материала. Метод «Инфор-угодайка».
  6. Активный метод релаксации. Метод «Четыре стихии».
  7. Активный метод обобщения по теме. Метод «Синквейн».
  8. Рефлексия.
  9. Подведение итогов семинара.

Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!»

Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

Во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью)

А теперь я хочу подарить вам ладошку и пожелать все нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группе).

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности, формирования и развития у студентов учебной деятельности. Поэтому современный педагог сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать студентам уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования.

Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для обучающегося является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Современный педагог должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос: почему же мы продолжаем использовать те методы обучения, которые вызывают скуку, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более что серьезная потребность в этом давно уже существует.

Сегодня я хочу остановиться на одной из педагогических технологий – это технология АМО.

Эффективное управление группой в процессе урока, максимально полное вовлечение всех студентов в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Обеспечение оптимального использования учебного времени, а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса. Возможно ли такое?

Представьте, да. Именно такую организацию предполагает технология АМО, основанная на использовании активных методов обучения.

Сегодня я постараюсь объяснить, что такое активные методы обучения, и мы рассмотрим некоторые виды активных методов обучения, а также возможность применения их на различных этапах своих уроков.

Давайте узнаем, как вы представляете активные методы обучения (участники семинара называют АМО, я записываю их в схему-кластер).

В конце семинара мы пополним нашу схему. А теперь я познакомлю вас с примерами активных методов обучения, которые можно применять на различных этапах урока.

Пример АМ начала образовательного мероприятия

Начать урок можно предложив студентам поздороваться необычно для них. Демонстрация упражнений «Поздоровайся глазами», «Поздоровайся локтями».

Цель метода: положительный настрой на работу, установление контакта между студентами.

Мы с вами поздоровались ладошками.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Демонстрация методов «Что у меня на сердце?», «Фруктовый сад».

Преподавателю этот метод позволит лучше понять группу и каждого студента, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода.

Студентам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы преподаватели могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Ожиданий и опасений может быть несколько.

К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в группе, отношение преподавателей и т.д.

Мы с вами свои ожидания и опасения запишем на пальчиках «ладошки» (по желанию зачитывают). В конце мероприятия мы вернемся к ладошкам.

АМ презентации учебного материала

Определимся с понятием «активные методы обучения», для этого применим метод «Инфо-угадайка».

Цель метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах.

Итак, возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Итак, тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора.

Сектор 1 – «понятие».

Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу.(Ответы педагогов)

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Запишите.(Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности студентов)

Сектор 2 – этапы урока.

На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

Запишите. (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор 3 – виды АМО.

Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего семинара и заполним его до конца.

(«Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Мозговой штурм», «Инфо-угадайка»)

Сектор4. Цели применения АМО.

Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений)

Активные методы обучения ставят студента в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.

АМ Релаксации.

К ним можно отнести: «Роботы», «Постройся по росту», «Четыре стихии», «Физминутка». Мы с вами сегодня выполним упражнение «Четыре стихии».

https://www.youtube.com/watch?v=gY65W3k6XBA

АМ организации обобщения по теме урока.

На этапе обобщения знаний целесообразно использовать Метод «Синквейн».

Составление синквейна требует от студента в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы (у участников на столах лежат схемы):

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются два глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное студентом предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Уважаемые коллеги, давайте попробуем составить синквейн по теме нашего семинара самостоятельно. (Работа в группах).

Рефлексия.

В начале семинара мы заполняли с вами схему, давайте вернемся к ней. (участники семинар называют АМО, о которых узнали на семинаре, и я вношу их в кластер).

Ну а теперь, вернемся к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, загните пальчики и покажите ладошки.

Подведение итогов семинара.

Давайте все дружно встанем в «Итоговый круг» и подведем итоги нашего семинара. По кругу пускаем «Цветик–семицветик», отрываем лепестки с вопросами по теме и отвечаем на них.

И в заключении хочу сказать: «Наберись смелости – сделай попытку» Не бойтесь применять инновационные методы.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашей группе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность семинара-дискуссии как активного метода обучения

Семинар - это форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проб...

Памятка: типы и формы уроков; методы обучения; структура разных типов уроков; виды, формы и средства контроля

В памятке систематизирован и концентрирован материал в табличной форме: различные формы уроков, методы обучения, виды, формы и средства контроля; основные задачи и структура разных типов уроков....

Методический семинар «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока».

научить применять  активные методы и приемы обучения на различных этапах урока....

Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».

Методическое  пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....

Статья "Активные методы обучения на основном этапе освоения профессии"

В статье перечислены активные методы обучения....

Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...

Инновационные и активные методы обучения и воспитания на уроках

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотре...