Конспект урока "Как зимой помочь птицам"
план-конспект урока
Тема: Как зимой помочь птицам?
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: комбинированная.
Цель: Познакомить детей с зимующими птицами нашего края.
Задачи урока:
Образовательные: формирование у детей умения различать птиц, зимующих в наших краях, а также птиц перелётных.
Развивающие: развитие у детей творческих способностей, развитие у детей познавательного интереса; совершенствование навыков самостоятельности; развитие памяти, внимания, логического мышления.
Воспитательные: воспитание у детей любви и уважения к природе, своей Родине; воспитание таких качеств, как доброта, терпимость; развитие интереса к познанию окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кумарейская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
по предмету
«Окружающий мир»
тема:
«Как зимой помочь птицам?»
Выполнила:
Унжакова Наталья Алексеевна
Учитель начальных классов
Адрес:
666397, Иркутская обл.,
Балаганский р-он,
с.Кумарейка, ул. Школьная,1
с.Кумарейка
2023год
Тема: Как зимой помочь птицам?
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: комбинированная.
Цель: Познакомить детей с зимующими птицами нашего края.
Задачи урока:
Образовательные: формирование у детей умения различать птиц, зимующих в наших краях, а также птиц перелётных.
Развивающие: развитие у детей творческих способностей, развитие у детей познавательного интереса; совершенствование навыков самостоятельности; развитие памяти, внимания, логического мышления.
Воспитательные: воспитание у детей любви и уважения к природе, своей Родине; воспитание таких качеств, как доброта, терпимость; развитие интереса к познанию окружающего мира.
Планируемый результат обучения
Личностные УУД:
формирование положительного отношения к учению,
к познавательной деятельности;
-участие в творческом процессе;
-оценивание своих действий, поступков;
-самоанализ и самоконтроль результата;
Познавательные УУД:
формирование умения извлекать информацию из
текста;
-формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
-формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
-формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;
-формирование умения делать обобщения, выводы;
-формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста;
Коммуникативные УУД:
формирование умения слушать и понимать других;
-формирование умения строить речевое высказывание;
-формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
-формирование умения вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
-формирование умения формулировать собственные мысли;
-формирование умения допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственно и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формирование умения учитывать разные мнения и стремление к сотрудничеству;
-формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;
-формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Регулятивные УУД:
формирование умения определять цель деятельности на уроке;
-формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;
-коррекция;
-ориентирование на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу;
-формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, используя устную и письменную речь для регуляции своего действия.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, карточки с заданиями для работы в паре, карточки для рефлексии (изображение птиц, кормушки и зёрнышек разного цвета), коробки из под молока, нитки, ножницы).
I.Организационный момент. (слайд 1)
Настроение у нас отличное,
А улыбка – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра
Нам урок начинать наш пора.
Вспомним правила работы на уроке:
- Если есть вопросы
Или что сказать,
На уроке надо
Руку поднимать.
- Стулья – это не качели,
Они нужны, чтоб вы сидели.
- Чтобы хорошо
Тему понимать –
На уроке надо
С соседом не болтать.
Ну что, ребята, будем соблюдать эти правила? Тогда вперёд! За дело!
II.Актуализация опорных знаний
Ребята, на прошлом уроке мы с вами узнали, как живут животные и что им для жизни надо.
Давайте вспомним. Поработаем в паре. (выполняют тест «Как живут животные»). Приложение № 1.
III.Мотивация, целеполагание.
Ребята, вам нравятся наши уроки окружающего мира?
Хотели бы вы узнать что-то новое, научиться чему-нибудь на уроке? (Ответы детей).
Я готова вам в этом помочь, но мне потребуется и ваша помощь. Вы готовы к сотрудничеству?
Сегодня, как всегда, у нас на уроке Муравьишка Вопросик (слайд 2), но он пришёл не с пустыми руками, а как всегда, принёс нам что-то интересное. Это мультфильм! Вы любите мультфильмы? Хотите посмотреть?
(Демонстрация видеофрагмента мультфильма «Три кота», серия 171 «Кормушка»)
Ребята, вам понравился мультфильм?
О чём он?
Что нового узнали из мультфильма?
Подумайте, и скажите, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей)
Учитель вывешивает на доску кормушку (приложение №2)
Давайте проверим ваши предположения. Откройте учебник на странице 74. Прочитайте тему урока (Слайд 3)
Как вы думаете, какие задачи поставим перед собой? Чему научимся на уроке?
Проверьте свои предположения, прочитайте задачи, которые ставит перед нами Муравьишка. (с.74). (слайд 4)
IV.Работа по теме урока
Ребята, а какие птицы зимуют в нашей местности?
Каких вы видели? (Ответы детей)
Рассмотрите рисунок на с.74. (слайд 5)
Я вам буду загадывать загадку, а вы будете показывать птицу на рисунке и называть её:
- Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это …(снегири) (слайд 6)
Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. В переводе с тюркского СНИГ, что значит красногрудый. А потом оно изменилось на современное написание СНЕГИРЬ, т. к. птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пойдет первый снежок – жди снегиря.
Какие отличительные признаки есть у снегиря? (красная грудка)
- На лету поймает мушку,
Не боится, есть с кормушки.
Угадайте, что за птичка?
Желтогрудая? (Синичка) (слайд 7)
Держится в лиственных и смешанных лесах, парках, кустарниках. Чаще других поселяется рядом с человеком. Летом уничтожает огромное количествонасекомых. Зимой питается семенами. Является обычным посетителем кормушек в парках. В морозы и метели держится ближе к человеческому жилью, подкармливаясь отходами с человеческого стола. Любят они несолёное сало.
Какие отличительные признаки есть у синицы? (Жёлтая грудка)
- Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю,
Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый… (воробей) (слайд 8)
Воробей — небольшая шустрая птичка, имеет пестрый, серо-коричневый окрас, обитает в городе и сельской местности, вблизи жилища человека, образуя гнезда из соломы и веточек под крышами строений, на деревьях, кустарниках, фонарных столбах. На Камчатке и Курилах встречается воробей рыжего цвета.
Какие отличительные черты у этой птички? (Маленький, серенький)
- Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки. (свиристели). (слайд 9)
Красивая певчая птица. Обитает в хвойных и смешанных лесах. Осенью свиристели собираются в стаи и зимой перекочёвывают к югу. Зимой кочую, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины. Поедают ягоду в огромном количестве.
Отличительный признак этих птиц – яркий хохолок на голове.
- Ну, а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день? (слайд 10)
Поползень – это птичка акробат. Ползая по стволам деревьев, поползень обшаривает все щели и углубления. Он почти всеяден. В морозы летает на помойные кучи, таская оттуда кухонные останки. Во время кочёвок поползни присоединяются к стаям синиц.
- Какие из этих птиц живут у нас круглый год? А какие прилетают на зиму? (зимуют – синичка, воробей, поползень; прилетают на зиму – снегири и свиристели) (слайд 11-12)
Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки и справились с этим заданием, а теперь проверим, как вы запомнили всех птиц, зимующих в нашей местности, для этого выполним еще одно задание. Поработаем в рабочей тетради.
Откройте с.52, найдите задание № 1.
Прочитайте задание.
Какие птицы изображены?
Выполните задание. Обменяйтесь тетрадями с соседом, и проверьте, всё ли правильно сделал сосед в этом задание. (Взаимопроверка по эталону на слайде). (слайд 13)
Обменяйтесь тетрадями обратно.
А теперь сами оцените полученные знания. У вас на столе лежат бумажные зёрна разного цвета:
Жёлтые
Красные
Зелёные , а на доске у нас висит кормушка.
Если вы запомнили всех птиц, о которых сейчас шла речь, возьмите зёрнышко жёлтого цвета, и прикрепите его к кормушке;
Если вы немного путаетесь в названиях данных птиц, возьмите зёрнышко зелёного цвета и прикрепите его к кормушке;
Если вы не запомнили название зимующих птиц и их отличительные особенности, то возьмите зёрнышко красного цвета, прикрепите его к кормушке;
Молодцы! А мы продолжаем дальше.
Предлагаю вам немного отдохнуть.
V. ФИЗМИНУТКА (слайд 14)
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ребята, чтоб наши глазки не уставали, выполним зрительную гимнастику.
Длиннохвостая сорока
Хлопотунья белобока.
По лесу летает
Вести собирает. -проследить глазами за движением
Вправо-влево,
вправо-влево
Все летает то и дело. -движение глаз вправо-влево 6-8 раз;
С веточки на веточку
Отлетает чуточку.
Вверх и вниз, верх и вниз.
Лишь смотреть ты не ленись. -движение глазами вверх вниз 6-8 раз
Затрещит и застрекочет,
Будто кто ее щекочет. -проследить глазами по кругу в одну и другую сторону;
Ну, сорока – егоза,
Мы зажмурили глаза. - поморгать и зажмурить глаза.
Поскорей улетай
Ты нам больше не мешай.
VI. Работа по теме урока (продолжение)
(Звучит стук в дверь(аудиозапись), за дверью посылка)
учитель открывает дверь, берет посылку, вносит в класс.
Ребята, это же посылка! Давайте прочитаем от кого она?
Посмотрите, а к посылке и записка прилагается. Читаем?
Здравствуйте, дорогие первоклассники! Пишет вам Мудрая Черепаха.
Узнала, что у вас сегодня на уроке окружающего мира такая интересная тема, решила вам помочь усвоить её как следует, ну, и конечно же, помочь вместе с вами нашим пернатым друзьям, которым в зимнюю стужу приходится очень трудно.
Прежде, чем открыть посылку, угадайте, что в ней!
Для этого послушайте загадку:
Что за стол среди берёз
Под открытым небом
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом! (КОРМУШКА)
(учитель достаёт из посылки кормушку)
Вот такую кормушку для птиц смастерили Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.
Ребята, а какие могут быть еще кормушки для птиц?
Из чего их можно сделать?(Ответы детей)
Давайте рассмотрим, какие кормушки изображены у нас в учебнике. (Работа по учебнику, с.74)
Расскажите, из чего они сделаны? (Ответы детей)
На дворе белым – бело,
Землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.
Зима – очень трудное время в жизни птиц. Особенно в наших краях, где зимы очень суровые и голодные. В этот период птицам необходима помощь. Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Поэтому – кормушки для птиц очень важны! Кусочки сала и мяса можно развесить - для синиц. Но оно должно быть обязательно несолёным. Предварительно подсушив, белый хлеб нужно измельчить в кофемолке, или истолочь в мелкую крошку. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. Предпочтения у каждой птицы свои. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам гораздо труднее, чем летом.
VII. Практическая работа
«Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц».
Избушка новая,
Для птиц столовая.
Зовёт обедать,
Угощения отведать.
Сейчас её мы смастерим,
И птичек наших угостим!
Дети, сейчас, работая в паре, мы с вами смастерим кормушку для птиц из бумажного пакета из под молока. Откройте рабочую тетрадь на с.53, № 3. Рассмотрите схему – инструкцию. Подумайте, какие действия необходимо сделать, чтобы смастерить кормушку. (Дети с помощью учителя мастерят кормушку).
А теперь, в рабочей тетради, на фотографии ниже, найдите то, чем можно подкармливать птиц и обведите зелёным цветом. А чем нельзя кормить птиц? (Ответы детей). Обведите красным цветом. (слайд 15)
Ребята, вы большие молодцы! С таки заботливыми ребятами, как вы, все птички в нашем крае перезимуют и ни одна не погибнет! Часть ваших кормушек мы развесим после уроков на пришкольном участке, а часть вы заберете домой.
Чтение стихотворения учителем.
Чтоб весною звонко пели,
Птицы в роще у реки.
Не пожалей им хлебной крошки,
Их зимой покорми.
Смастери кормушку пташке,
И повесь в своём саду.
Чтобы легче было птичкам
Пережить эту зиму!
Насыпай в неё орехи,
Сало свежее клади.
В эти зимние морозы –
Их от смерти сбереги!
Мы с тобою, друг, сильнее,
Можем жизни пташкам сохранить,
Ведь под пенье этой пташки,
Веселее будет жить!
Ребята, теперь вы умеете делать кормушки самостоятельно. И сможете смастерить такие же кормушки дома, и у каждого из вас около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. А птицы обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей. Но самое главное, вы станете добрее, и будете бережно относиться ко всему живому.
VIII. Итог урока.
Как помочь птицам зимой?
Молодцы!
Кто о себе может сказать:
- Теперь я знаю, что ….
Рефлексия
А теперь посмотрите на доску, у нас с вами кормушка наполненная зёрнышками, а птиц возле нее нет. Давайте, это исправим!
Если вам понравился урок - возьмите синичку, которая лежит у вас на краю стола и прикрепите её на доску, к нашей кормушке.
Если урок не понравился и был скучным – возьмите снежинку и прикрепите её около нашей кормушке.
Молодцы, ребята! Вы на уроке хорошо потрудились и накормили синиц! Урок окончен, идём развешивать наши кормушки!(слайд 16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке "Птица Гамаюн"
Урок по лепке из глины посвящен знакомству учеников младших классов дхш с историей герба и флага Смоленской области посредством изучения печного изразца и лепки рельефа со сказочной птицей по мо...

Конспект занятий внеурочной деятельности «Покормите птиц зимой»
Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, не обращаем на них внимание и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, будут ли зеленеть наши сады и парки...

Конспект НОД "Как узнать птиц?", старший дошкольный возраст.
Данный конспект поможет педагогу сформировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе Перелетные и зимующие птицы
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе Перелетные и зимующие птицы...
Конспект занятия в средней группе Перелетные и зимующие птицы
Конспект занятия в средней группеПерелетные и зимующие птицы...

Конспект комплексного занятия по экологическому развитию «Зимующие птицы» (старший дошкольный возраст)
Конспект комплексного занятия по экологическому развитию «Зимующие птицы» (старшая группа)...