СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пусть музыка звучит всегда,

Даруя  всем нам вдохновение.

Как шепот ветра, свет зари и на цветах роса

Окрыляет души прекрасные мгновения.

 

Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов), она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке.  Основная и важнейшая цель музыкального обучения – это развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребѐнок — музыкантом или врачом, учѐным или рабочим, — задача педагога — воспитать в нѐм творческое начало, творческое мышление. Музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности. Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Ещѐ в древние времена педагогам было известно, какие огромные возможности воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности.

Я предлогаю  некоторые  музыкальные методы и приѐмы, которые мы можем использовать в своей деятельности с воспитанниками:

  1. Ритмодекламация под музыку.

 Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Еѐ можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поѐтся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чѐтким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребѐнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребѐнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребѐнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться. Что он сможет правильно и выразительно петь. Ритм, заложенный в словах и фразах, очень легко усваивается детьми: притопывается, прихлопывается, переносится на музыкальные инструменты. Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает чувство ритма, хорошую артикуляцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия. Самое главное это то, что дети незаметно для себя заучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением. Например: стихотворение «Весенний телеграф» (всем раздаются деревянные палочки, которыми отстукивается ритм на слова «тук да тук»).

 Дятел сел на толстый сук; тук да тук, тук да тук.

 Всем друзьям своим на юг; тук да тук, тук да тук,

Телеграммы срочно шлѐт; тук да тук, тук да тук,

 Что весна уже идѐт; тук да тук, тук да тук,

Что растаял снег вокруг тук да тук, тук да тук,

 Что подснежники цветут; тук да тук, тук да тук.

 О чѐм поѐт воробышек в последний день зимы?

 «Мы выжили, мы выжили, дождались мы зимы».

 Современный метод моделирования музыкального языка  позволяет в доступной форме показать и дать возможность почувствовать воспитанникам особенности выразительных средств музыки. Выразительные  средства могут быть разные: звуковысотные, темповые, динамические, ритмические, вокальные с использованием звуковых жестов: прихлопов, притопов. Можно использовать игру- сказку.

2. ИГРА-СКАЗКА  К.ОРФА « ПРИШЛА ВЕСНА».

 Серѐжу разбудили яркие солнечные лучи. МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК И ЛОЖКА.

 Ура - обрадовался Серѐжа – можно идти гулять! КОРОБОЧКА / ДОЩЕЧКА И ПАЛОЧКА.

 Во дворе Серѐжа увидел большую коричневую бабочку. Он побежал за бабочкой, зацепился за кочку и упал. БАРАБАН (БЫСТРО) / ИЛИ ХЛОПОК.

 Серѐжа посмотрел на кочку: это была кротовая кучка земли, и в неѐ заползал дождевой червяк. КСИЛОФОН (МЕДЛЕННО ГЛИССАНДО)  .

Крота Серѐжа не увидел, кроты живут под землѐй, и роют своими сильными лапами длинные-длинные норы-коридоры. ПОСКРЕСТИ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ .

Серѐжа встал на ноги, отряхнул штаны ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ и огляделся: невдалеке у забора росли жѐлтые цветы, они были похожи на маленькие солнышки. МЕТАЛЛОФОН /НАБОР БУТЫЛОЧЕК .

Наберу для мамы букет цветов – сказал Серѐжа. И он нарвал для мамы цветов. КОЛОКОЛЬЧИК.

 Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу. ТРЕУГОЛЬНИК.

 Каждый раз, когда Серѐжа смотрел на цветы, он вспоминал, что пришла весна. МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК .

Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний.

    В заключении хотелось бы отметить что, педагог не только направляет учебный процесс, он живѐт на занятиях вместе с детьми, помогает и радуется их начинаниям. Это называется педагогика сотрудничества, при которой нужно найти правильную эмоциональную волну, в которой будет комфортно и педагогу и воспитаннику. При этом дети не будут чувствовать страх, дискомфортность, скованность, а наоборот - будут весѐлые и раскованные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЛИТЕРАТУРА:

1. Баренбойм Л.А. «Система музыкального воспитания К. Орфа». М.-Л. 1970г.

  1. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.3.
  2.  Боровик Т. А. «Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель». – М. ООО Издательский дом « Воспитание дошкольника» 2004г.
  3. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пусть музыка звучит всегда,

Даруя всем нам вдохновение.

Как шепот ветра, свет зари и на цветах роса

Окрыляет души прекрасные мгновения.

Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов), она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Основная и важнейшая цель музыкального обучения – это развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребѐнок — музыкантом или врачом, учѐным или рабочим, — задача педагога — воспитать в нѐм творческое начало, творческое мышление. Музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности. Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Ещѐ в древние времена педагогам было известно, какие огромные возможности воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности.

Я предлогаю некоторые музыкальные методы и приѐмы, которые мы можем использовать в своей деятельности с воспитанниками:

  1. Ритмодекламация под музыку.

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Еѐ можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поѐтся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чѐтким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребѐнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребѐнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребѐнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться. Что он сможет правильно и выразительно петь. Ритм, заложенный в словах и фразах, очень легко усваивается детьми: притопывается, прихлопывается, переносится на музыкальные инструменты. Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает чувство ритма, хорошую артикуляцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия. Самое главное это то, что дети незаметно для себя заучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением. Например: стихотворение «Весенний телеграф» (всем раздаются деревянные палочки, которыми отстукивается ритм на слова «тук да тук»).

Дятел сел на толстый сук; тук да тук, тук да тук.

Всем друзьям своим на юг; тук да тук, тук да тук,

Телеграммы срочно шлѐт; тук да тук, тук да тук,

Что весна уже идѐт; тук да тук, тук да тук,

Что растаял снег вокруг тук да тук, тук да тук,

Что подснежники цветут; тук да тук, тук да тук.

О чѐм поѐт воробышек в последний день зимы?

«Мы выжили, мы выжили, дождались мы зимы».

Современный метод моделирования музыкального языка позволяет в доступной форме показать и дать возможность почувствовать воспитанникам особенности выразительных средств музыки. Выразительные средства могут быть разные: звуковысотные, темповые, динамические, ритмические, вокальные с использованием звуковых жестов: прихлопов, притопов. Можно использовать игру- сказку.

2. ИГРА-СКАЗКА К.ОРФА « ПРИШЛА ВЕСНА».

Серѐжу разбудили яркие солнечные лучи. МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК И ЛОЖКА.

Ура - обрадовался Серѐжа – можно идти гулять! КОРОБОЧКА / ДОЩЕЧКА И ПАЛОЧКА.

Во дворе Серѐжа увидел большую коричневую бабочку. Он побежал за бабочкой, зацепился за кочку и упал. БАРАБАН (БЫСТРО) / ИЛИ ХЛОПОК.

Серѐжа посмотрел на кочку: это была кротовая кучка земли, и в неѐ заползал дождевой червяк. КСИЛОФОН (МЕДЛЕННО ГЛИССАНДО) .

Крота Серѐжа не увидел, кроты живут под землѐй, и роют своими сильными лапами длинные-длинные норы-коридоры. ПОСКРЕСТИ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ .

Серѐжа встал на ноги, отряхнул штаны ПОГЛАДИТЬ ПЛАСТИК БАРАБАНА / ТКАНЬ и огляделся: невдалеке у забора росли жѐлтые цветы, они были похожи на маленькие солнышки. МЕТАЛЛОФОН /НАБОР БУТЫЛОЧЕК .

Наберу для мамы букет цветов – сказал Серѐжа. И он нарвал для мамы цветов. КОЛОКОЛЬЧИК.

Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу. ТРЕУГОЛЬНИК.

Каждый раз, когда Серѐжа смотрел на цветы, он вспоминал, что пришла весна. МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК .

Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний.

В заключении хотелось бы отметить что, педагог не только направляет учебный процесс, он живѐт на занятиях вместе с детьми, помогает и радуется их начинаниям. Это называется педагогика сотрудничества, при которой нужно найти правильную эмоциональную волну, в которой будет комфортно и педагогу и воспитаннику. При этом дети не будут чувствовать страх, дискомфортность, скованность, а наоборот - будут весѐлые и раскованные.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баренбойм Л.А. «Система музыкального воспитания К. Орфа». М.-Л. 1970г.

  1. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.3.
  2. Боровик Т. А. «Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель». – М. ООО Издательский дом « Воспитание дошкольника» 2004г.
  3. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников.

Новые подходы к музыкальному .образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей   В опыте  работы, ...

Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией

Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией...

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по Методике музыкального воспитания дошкольников

В самостоятельной работе предлагаются вопросы по различным темам курса Методики и рекомендуемая литература....

Использование современных образовательных технологий на музыкальных занятиях

Материалы в помощь музыкальным руководителям ДОУ, представленные в форме презентации...

методическая разработка на тему "Эффективное образование, от компетентности учителя к компетенции ученика через аспекты современных инновационных технологий"

Сложный процесс освоения знаний, умений и навыков обучающихся на современном этапе предполагает наличие высоких требований к учителю, т.к. только в комплексе и сотрудничестве «компетентный учите...

Инновационные технологии обучения и воспитания в условиях требований ФГОС

Статья о возможностях ИКТ технологий при реалиации дистанционного обучения...