статья «Использование проектной деятельности на уроках истории и обществознания».
статья
статья «Использование проектной деятельности на уроках истории и обществознания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад: «Использование проектной деятельности на уроках истории и обществознания».
Подготовила: учитель истории и обществознания ГБПОУ Областной многопрофильный техникум, Козина Л.С., 2024г.
Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.
Информационная (постиндустриальная) стадия развития общества, в которую мир вступил в конце ХХ века, декларирует основными ценностями информацию, развитые интеллект и креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии. В современном глобализованном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.
Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения (и учения), адекватные вызовам времени.
Одним из таковых является метод учебного проекта, (применяемый нами на уроках истории в старших классах). Одним из условий реализации этого метода в своей педагогической практике мы считаем корректное “встраивание” его в сложившуюся предметную классно-урочную систему (хотя отчетливо понимаем, что новации рано или поздно разрушат её). Точками соприкосновения нового метода и классно – урочной системы, на наш взгляд, являются:
· проблемный и деятельностный подходы к обучению;
· личностно-ориентированное обучение;
· педагогика сотрудничества.
Ожидаемый (отсроченный) результат при внедрении метода учебного проекта нам видится следующим:
это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс;
это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации.
Под учебным проектом принято понимать совместную или индивидуальную учебно-познавательную (исследовательскую или творческую) деятельность учащихся, в нашем случае на уроках истории, имеющую общую цель – проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями учеников на основе ранее приобретенных знаний и над учебных умений при не жестко сформулированной познавательной проблеме.
Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение. Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными, которые обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценирование реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий.
Стремительное развитие информационных технологий и новых форм коммуникации привели к тому, что традиционный подход к обучению стал переосмысливаться. Проектная деятельность стала одним из способов сделать образование более интерактивным, позволяя студентам получить глубокое понимание изучаемых предметов. В данной статье мы рассмотрим проектную деятельность на уроках истории в техникуме и ее влияние на активизацию учебного процесса.
Проектная деятельность является одним из методов, позволяющим студентам применять полученные знания на практике и развивать навыки самостоятельного исследования. В ходе проектов, студентам предлагается решать конкретные задачи, изучая исторические события, анализируя информацию и делая выводы. Такой подход способствует не только углубленному пониманию материала, но и развитию творческого мышления, сотрудничества и организации своего времени.
Один из вариантов проектной деятельности на уроках истории в техникуме может быть создание исторического исследовательского проекта. Студенты выбирают тему, которая вызывает их наибольший интерес, и проводят исследование, изучая релевантные источники, составляя аргументированные выводы и представляя результаты в форме презентации или эссе.
В процессе проектной деятельности студенты учатся анализировать информацию, развивать аргументацию и формировать свою точку зрения по сложным историческим вопросам. Они сталкиваются с неоднозначностью исторических фактов и учатся критически мыслить, сравнивая различные источники и выявляя противоречия. Такой подход помогает студентам стать более глубокими и критичными мыслителями, готовыми анализировать информацию и принимать обоснованные решения в будущих профессиональных и личных сферах жизни.
Кроме того, проектная деятельность на уроках истории позволяет студентам развивать навыки коммуникации и сотрудничества. Они работают в группах, обмениваются идеями и мнениями, учатся слушать и уважать точку зрения других людей. В процессе совместной работы студенты учатся решать конфликты, достигать компромиссов и эффективно договариваться, что является важным навыком как в учебной среде, так и в жизни в целом.
Проектная деятельность также способствует более глубокому освоению материала и повышению мотивации учащихся. Когда студенты видят, что их усилия приводят к конкретным результатам и они имеют возможность применить свои знания на практике, они становятся более заинтересованными и ответственными. Они видят непосредственную связь между своими усилиями и результатами, что мотивирует их к дальнейшим исследованиям и изучению предмета.
В заключение, проектная деятельность на уроках истории в техникуме играет важную роль в активизации учебного процесса. Она способствует развитию навыков самостоятельной работы и анализа информации, развивает творческое мышление и навыки коммуникации. Более интерактивный подход к обучению помогает студентам глубже понять материал и повысить свою мотивацию к обучению. Проектная деятельность стимулирует развитие умений, необходимых в современном обществе, и готовит студентов к активной профессиональной и личной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания"
Использование компьютера на уроках истории и обществознания....
Статья " Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания"
Использование компьютера на уроках истории и обществознания....

"Проектная деятельность на уроках истории"
Включение метода проектов в программы надо начинать в рамках основного обучения. Существует необходимость делать акцент на проектах, которые действительно привлекают интерес обучающихся. При работе на...
Эффективное использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания.
Эффективное использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания.Сохранить и укрепить здоровье обучающихся – одна из главных задач образования на сегодняшний ден...

Использование кластер-технологии на уроках истории и обществознания
Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых общеизвестных приёмов развития критического мышления и приемом представления информации в кластерах на уроках истории и обществознания...
Мастер - класс на тему_ ППриемы и методы самостоятельной деятельности на уроках истории и обществознания»
Если ты даешь человеку одну рыбу, то он будет сыт раз в год.Если ты научишь его ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь.Если ты планируешь, будущее на один год, то сей зерно.Если ты рассчитываешь на 10...