Мастер - класс на тему_ ППриемы и методы самостоятельной деятельности на уроках истории и обществознания»
учебно-методический материал
Если ты даешь человеку одну рыбу, то он будет сыт раз в год.
Если ты научишь его ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь.
Если ты планируешь, будущее на один год, то сей зерно.
Если ты рассчитываешь на 10 лет - сажай дерево.
Если ты рассчитываешь на 100 лет - обучай народ.
Древняя восточная мудрость
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗАЛАРИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
МАСТЕР-КЛАСС
«Приемы и методы самостоятельной деятельности на уроках истории и обществознания»
(из опыта работы)
Автор: Алиев М.Г.
Если ты даешь человеку одну рыбу, то он будет сыт раз в год.
Если ты научишь его ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь.
Если ты планируешь, будущее на один год, то сей зерно.
Если ты рассчитываешь на 10 лет - сажай дерево.
Если ты рассчитываешь на 100 лет - обучай народ.
Древняя восточная мудрость
Тема: «Приемы и методы самостоятельной деятельности на уроках истории и обществознания».
Участники: преподаватели, мастера производственного обучения ГАПОУ ИО «ЗАПТ».
Регламент: 1 час.
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы организации деятельности.
Дидактическое обеспечение:
- Компьютер, проектор, экран.
- Презентация, буклет, фотографии.
- Полоски желтого и зеленого цвета для рефлексии.
- Приложения (тексты, методические рекомендации).
Современные образовательные технологии: метод критического мышления, метод сотрудничества, проблемный метод, метод рефлексии., ИКТ, межпредметная интеграция, компетентностный подход.
Цель мастер-класса: Трансляция и передача преподавателем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа приемов и методов самостоятельной деятельности, студентов во время урока и во внеурочной деятельности и в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.
Задачи мастер-класса:
- знакомство с авторскими наработками педагога-мастера, способствующих освоению педагогами умений, ориентированных на реализацию федерального государственного образовательного стандарта, освоение и отработка практических умений по проблеме выбор приемов и методов самостоятельной познавательной деятельности студентов.
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении собственных приемов и методов самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- понимание участниками сути приемов и методов самостоятельной познавательной деятельности студентов.
- практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
- повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности.
- В результате реализации данного мастер-класса коллеги смогут научить студента правильно:
- формулировать проблемы;
- определять задачи, которые надо решить;
- оказывать помощь в планировании деятельности;
- находить необходимую информацию;
- обучать методикам исследования;
- вести дискуссию, организовывая «мозговой штурм» или другой формы обсуждения результатов;
- оказывать помощь в подготовке и представлении продукта деятельности;
Структура проведения «Мастер-класса»:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
- Обоснование основных идей по выбору приемов и методов самостоятельной деятельности студентов во время урока и во внеурочное время .
- Характеристика приемов и методов самостоятельной познавательной деятельности студентов.
- Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера;
- Описание системы работы приемов и методов самостоятельной познавательной деятельности студентов.
2. Представление
Актуальности исследования темы о приемах и методах самостоятельной познавательной деятельности студентов на уроках истории и обществознания.
Рассказ педагога о цели применения приемов и методов самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории и обществознании;
- Определение основных приемов и методов работы со студентами для успешной учебной работы на уроках , которые будут демонстрироваться, методические рекомендации по содержанию и форме деятельности.
- Краткая характеристика результативности используемой технологии
- Вопросы педагогу по изложенному проекту.
3. Практическое занятие (игра) с участниками мастер-класса с демонстрацией составления кластера и синквейна.
4. Моделирование
- Самостоятельная работа участников мастер-класса по разработке собственной модели применения приемов и методов самостоятельной деятельности студентов в режиме продемонстрированной преподавателем-мастером технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность участников и управляет ею;
- Обсуждение авторских моделей приемов и методов самостоятельной деятельности участниками мастер-класса.
5. Рефлексия
- Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и участников;
- Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА:
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ПЕДАГОГА-МАСТЕРА
- Организационный момент
Цель: создать условия для положительного настроя участников мастер-класса; мотивировать участников занятия к продуктивной деятельности; определить приемы работы.
Цель (для участников): получить положительный настрой и подготовиться к плодотворной деятельности.
Добрый день! Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Приемы и методы самостоятельной деятельности на уроках истории и обществознания». Я надеюсь, что опыт моей работы по теме мастер-класса будет вам полезен при подготовке урокам теоретического обучения и к урокам проведения учебной практики.
Для того чтобы наша работа прошла позитивно и плодотворно, я предлагаю вам небольшое упражнение – психологический тренинг.
Психологический тренинг
Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Упражнение «Комплимент»
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы
« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты…!
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
- Наташа, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Оля, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Анализ упражнения:
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
Уважаемые участники мастер-класса этот и другие психологические тренинги для педагогов вы можете найти на сайте .
- Теоритическая часть. Обоснование основных по выбору приемов и методов самостоятельной деятельности студентов во время урока и во внеурочное время .
Если ученик в школе не научился
сам ничего творить, то и в жизни он
всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких,
которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л. Толстой
Цель:
- познакомить участников мастер-класса c актуальностью данного опыта, задачами педагогической деятельности; с основными теоретическими аспектами самостоятельной деятельности студентов СПО в рамках реализации ФГОС;
рассказать о наиболее удачных формах, методах и приёмах самостоятельной деятельности студентов, о результатах повышения интереса к обучению истории и обществознания - Цель (для участников):
- увидеть актуальность самостоятельной деятельности студентов для формирования интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышению учебной мотивации, созданию условий для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления, развития интереса к выбранной профессии, развитию творческих и личностных качеств будущих специалистов, развитию общих компетенций;
- на конкретных приемах и методах самостоятельной работы студентов (презентации, доклады) увидеть результаты успешности студентов по изучению предмета история и обществознание.
Основной принцип мастер-класса: Я знаю, как это делать, и я поделюсь этим с вами.
Уважаемые коллеги! На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с приемами и методами самостоятельной познавательной деятельности студентов по истории, обществознанию; вам будут представлены практические работы студентов ГАПОУ ИО «ЗАПТ», затем будет проведена ролевая игра.
Я работаю преподавателем истории и обществознания 11 лет, исследовать тему приемы и методы самостоятельной деятельности студентов на уроках и во внеурочной время начала заниматься с 2008 года и каждый годс данной темой выступаю на пед.чтения, пед.конференциях семинарах . За этот период приобрела опыт работы по данной проблеме. Мой выбор данной проблемы не случаен. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
Концепцией модернизации российского образования в условиях внедрения и реализации ФГОС определена цель профессионального образования - подготовка компетентного, квалифицированного, ответственного работника, конкурентоспособного на рынке труда, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе.
Модернизация и развитие российского образования заключается в переходе учебных заведений от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу. Этот переход позволяет осуществить организацию исследовательской работы обучающихся системы среднего профессионального образования (далее СПО) в самых разных формах ее проявления: научно-практические конференции, исследовательские проекты и пр.
Все более очевидно, что в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у выпускников способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Меняется сама парадигма конечной образовательной цели: от специалиста-исполнителя к компетентному профессионалу-исследователю. Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной деятельности невозможно.
В государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних учебных заведений говорится, что после окончания обучения выпускники должны: быть способными к самостоятельному поиску истины, к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности; обладать стремлением к самосознанию, самоконтролю, саморегуляции, саморазвитию; стремиться к творческой самореализации.
Однако, как показывает практика, вчерашние школьники не умеют использовать полученные знания в ситуациях, когда необходимо сравнивать, делать выводы, обосновывать ответы, интерпретировать и обобщать результаты деятельности, применять их в повседневной жизни. Это обусловлено тем, что они слабо владеют навыками самостоятельной исследовательской работы, в том числе с книгой и другими источниками информации, не умеют выделять главное, существенное, усваиваемые знания воспроизводят лишь на репродуктивном уровне, не имеют внутренних мотивов самостоятельной познавательной деятельности, не владеют объективными критериями самооценки.
Учитывая это, в ГАПОУ ИО «Заларинский агропромышленный техникум» одним из направлений в образовательном процессе является создание условий для формирования у студентов личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях. Средством достижения поставленной цели является овладение и умение приемами и методами самостоятельной деятельности обучающихся.
Особое внимание уделяется применению новых методов приемам обучения(работа с кластерами, ментальные карты, работа с синквейнами ); новых требований к организации практико-ориентированного обучения, через создание новой образовательной среды для освоения модульных программ и на предприятии и в образовательном учреждении; новых подходов к оценке качества подготовки, через оценку уровня освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей и оценку общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Важным условием выживания и работы человека в современном мире становится овладением методом научного познания мира и исследовательским стилем мышления.
В настоящее время проблема активизации обучения достаточно глубоко осознается педагогической общественностью:
- Вопросам изучения применения активизации проблемного обучения на уроках истории посвящены статьи многих передовых учителей-новаторов в частности:
- Алексашкина, Л.Н. Н.И. Ворожейкина «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории» Преподавание истории и обществознания в школе. – № 4. – С. 14
- Теории проблемного обучения (авторы Л.И. Лернер, И.И. Махмутов. М.Н. Скаткин).
Для организации познавательной самостоятельности студентов использую элементы проблемного обучения. Принцип проблемности - необходимое условие для зарождения исторического мышления. Проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение всех четырех компонентов содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации) на каждом занятии. Элементы проблемного обучения мотивируют учащихся на самостоятельный поиск информации и активизацию мышления.
- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРИЕМАМ И МЕТОДАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассказ педагога: Существует много методов и технологий обучения. В своей деятельности я использую и работаю по технологии критического мышления, использую метод ментальной карты и кейс метод
активно использую на своих уроках мозговой штурм, ролевую и деловую игру, дебаты, метод «Синквейн».
Остановлюсь на приеме кластер так как я этот прием использую почти на каждом уроке.
Прием «Кластер» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Данный прием позволяет каждому обучающемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
Дерево предсказаний
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения обучающихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Данный прием использую на теме Феодальная раздробленность на Руси..
Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.
1 строка – Существительное (название темы)
2 строка – Два прилагательных (определение темы)
3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – Фраза из 4 слов, связывающая отношение автора к теме.
5 строка – Вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи
Данный метод применяю в основном при повторительно – обощающих уроках.
В целях активизации самостоятельной деятельности возвращаюсь к одному и тому же факту, по-разному формулируя вопросы. Так, например, на уроке по теме “Ледовое побоище” такие вопросы:
- Почему немецкие и шведские рыцари старались захватить прибалтийские и русские земли?
- Рассмотрите схему Ледового побоища. Почему именно так, а не иначе построил свои полки Александр Невский?
- Почему битва на Чудском озере называется Ледовым побоищем?
Использую также метод Инсет
ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника, к различным историческим источникам. Маркировка текста «v», «+», « - », «?».
«v» | «+» | « - » | «?» |
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете | Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым | Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете | Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
После работы с текстом идёт активное обсуждение прочитанного на значок «?», есть учащиеся, которые могут подсказать ответ товарищу по группе.
Использовала метод ментальной карты- это техника представления любого события или процесса в графической форме.
;Мозговая атака" (брейн-сторминг) - процедура группового креативного мышления, точнее - это средство получения от группы лиц максимального количества идей за короткий промежуток времени. ^
1 э т а п: Студентам предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает обучающимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой студент легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу обучающихся.
Прием “Корзина” идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре.
Задается прямой вопрос о том, что известно студентам по той или иной проблеме.
Сначала каждый студент вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Студенты делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, студенты должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются преподавателем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании студента факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
; . РЕФЛЕКСИЯ
- Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и участников;
- Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
У вас на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску. Прикрепим на доску. Получилось солнце. (Лучи солнца).
Вот и получилась у нас с вами летняя полянка. Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!
Для публичной оценки мастер-класса по вопросам «Моя оценка мастер-класса», вам предлагается ответить на вопросы:
• Цель участия в мастер-классе;
• Что взяли полезного;
• Хочется ли что-то отметить?
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Философ Лессинг.
При подготовке мастер-класса была использована литература:
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984.
- Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования / Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции – Горно-Алтайск, 1999 – 160 с.
- - Педагогический университет «Первое сентября» - Дистанционные курсы Московского института открытого образования ()
- - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Издательского дома «Первое сентября».
- - Региональная общественная организация «Клуб учителей «Доживем до понедельника»
Методист ГАПОУ ИО «ЗАПТ» О.В. Сутырина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Отчет преподавателя о применении педагогических технологий на уроках истории и обществознания...
Работа с текстами на уроках истории и обществознания 5-7 классах
Данная статья поможет учителю истории и обществознания 5-7 классов в работе с письменными историческими источниками на уроках .Предлагается, как продуктивный метод работы с текстами, где учащиеся само...
Работа с текстами на уроках истории и обществознания 5-7 классах
Данная статья поможет учителю истории и обществознания 5-7 классов в работе с письменными историческими источниками на уроках .Предлагается, как продуктивный метод работы с текстами, где учащиеся само...
Проект на тему "Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность студентов "
"Учебный процесс в условиях введения ФГОС на примере уроков истории и обществознания". Прилагается теоретическая часть и презентация....
Критерии оценивания методов обучения и воспитания на уроках истории и обществознания.
Соответственно порядку аттестации кадров в приложении к экспертному заключению при аттестации на высшую категорию учитель на уроке должен продемонстрировать свои знания и умения в области методов обуч...
Мастер-класс по теме "Применение кейс-метода в организации учебно-образовательного процесса"
Мастер-класс по теме "Применение кейс-метода в организации учебно-образовательного процесса"...
Тема мастер-класса: «Визуальные источники информации, как средство повышения мотивации учебной деятельности на уроках истории».
Цель мастер-класс обрести союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности,...