Статья Развитие читательской грамотности на основе реализации проектной деятельности в курсе литературного чтения
статья

Симухина Ольга Изосимовна

Проектная деятельность в контексте чтения и изучения художественных произведений как основы формирования читательской грамотности младших школьников обеспечивает у них развитие умений самостоятельно конструировать и моделировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность в рамках внеклассного чтения и при подготовке к урокам внеклассного чтения, самостоятельно приобретать знания для решения новых познавательных и практических задач литературного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие читательской грамотности на основе реализации

проектной деятельности в курсе литературного чтения

Симухина О.И., преподаватель

ГБПОУ Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным компонентом литературного образования младших школьников. Цель уроков внеклассного чтения - обеспечить развитие интереса обучающихся к самостоятельному  чтению, расширению читательского кругозора, литературного образования и развитию у младших школьников читательской грамотности. Чтение - это универсальный способ развития познавательных и речевых способностей обучающихся, их творческих сил, дара слова, который помогает им познать мир и самого себя.

Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников является необходимым условием развития этих процессов. Проектную деятельность можно рассматривать как одну из форм активного обучения, том числе при подготовке к урокам внеклассного чтения.

Проектная деятельность в контексте чтения и изучения художественных произведений как основы формирования читательской грамотности младших школьников обеспечивает у них развитие умений самостоятельно конструировать и моделировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность в рамках внеклассного чтения и при подготовке к урокам внеклассного чтения, самостоятельно приобретать знания для решения новых познавательных и практических задач литературного образования.

Но, по нашему мнению, урок внеклассного чтения все-таки не может в полной мере обеспечить сформированность, например, у младших школьников такого важного качества, как читательская грамотность. Поэтому продуктивная работа в этом направлении может быть реализована на основе программы факультатива как средства подготовки обучающихся начальной школы к урокам внеклассного чтения.

Развитие читательской грамотности обучающихся происходит только посредствам активной деятельности. Поэтому главный путь  развития читательской грамотности - собственная практика обучающегося.

Проанализировав понятие «проектная деятельность»,  мы пришли к выводу, что ее реализация  на уроках литературного чтения (и внеклассного в том числе) предполагает коллективную работу обучающихся, где учитель выступает как консультант, а обучающиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому стилю общения, развивают стремление к самостоятельному чтению.

Метод проектов Е.С. Полат определят как предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [6].

Проанализировав понятие «проект», предлагаемое м. Ю. Бухаркиной,  можно сделать вывод: целесообразность термина «проект»,  может быть различной, в зависимости от того, кто его использует, так, учебный проект для учителя – специально ориентированное задание для обучающихся, предполагающее осуществление ими учебного проектирования. В свою очередь, учебный проект для ученика – образовательный результат, представляющий собой решение определенной задачи от идеи до ее полной реализации [2].

Мы пришли к выводу, что именно создание программы факультатива. Ориентированной на формирование у обучающихся проектных умений, будет способствовать такой организации деятельности младших школьников в области внеклассного чтения, при которой обучающиеся научатся осознанно читать, анализировать художественное произведение, не представленное в обязательной программе.

Если учителю необходимо организовать урок внеклассного чтения, то те варианты заданий, которые даны в учебнике, не обеспечат в полной мере реализацию работы обучающихся в аспекте чтения и изучения произведений, предложенных для самостоятельной работы младших школьников, в том числе их подготовку к таким урокам.

Для того чтобы младший школьник овладел читательской грамотностью. научился ориентироваться в мире книг, пользоваться элементарной справочной литературой, необходимо, мы считаем, чтобы у него были сформированы проектные умения.  Организация и проведение факультатива по развитию читательской грамотности младших школьников у обучающихся в контексте формирования у них проектных умений будет способствовать их продуктивной подготовке к урокам внеклассного чтения, что позволит в большей степени развить самостоятельность обучающихся, умение работать с произведениями при подготовке к урокам внеклассного чтения.

Мы провели анализ исследований по проблеме организации проектной деятельности, который позволил нам выявить проектные умения, способствующие, мы полагаем, развитию читательской самостоятельности и подготовке младших школьников к урокам внеклассного:  

  • планировать свои действия и определять свою роль в общей работе, оценивать свои результаты при работе в проектных группах при чтении и изучении детских художественных произведений при подготовке к урокам внеклассного чтения;
  • пользоваться разными видами чтения, извлекать информацию, относящуюся к идее и теме проекта, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую при разработке учебных проектов;
  • строить грамотную речь с учетом поставленной задачи, выражать свое  отношение к прочитанному художественному произведению;
  • работать в проектных группах как команде при создании учебного проекта; умение оценивать свою работу, работу проектной группы, осуществлять оценку созданного проекта и самооценку своих действий.

Мы полагаем оптимальной следующую структуру и содержание программы факультатива: темы занятий, виды проектов, определение содержания  деятельности учителя и деятельности обучающихся, которые планируются исходя из индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, педагогического мастерства учителя, количество часов, соответствующие планируемые учебные результаты.

Учитель начальной школы организует деятельность обучающихся по работе в проектных группах на основе чтения и обсуждения фрагментов художественных произведений, что, на наш взгляд, впоследствии обеспечит продуктивную подготовку к чтению и анализу произведения на уроке внеклассного чтения.

Работа по  подготовке к урокам  внеклассного чтения обучающихся 4 класса  в процессе проектной деятельности основана на изучении одного из видов проекта, чтении, изучении фрагмента детского художественного произведения и создания в проектных группах собственного проекта.

Например, работа по созданию информационного проекта  «Кто такой Кир Булычев, как появилась героиня Алиса?» на основе фрагмента текста произведения Кира Булычева «Путешествие Алисы» для развития читательской грамотности младших школьников может быть представлена так :

  • «Научись находить информацию». - Оказание помощи обучающимся в поиске, сборе и анализе необходимой информации  об авторе и его произведении в разных источниках.
  • «Создай сам». - Развитие умения самостоятельно создавать проект в виде презентации с учетом требований к данному виду проекта.
  • «Представь собственный проект». - Развитие навыков презентации проектов, их обсуждение.

Программа факультатива, разработанная в контексте развития проектных умений младших школьников, обеспечит не только, на наш взгляд, развитие их читательской грамотности в курсе литературного чтения, но и самостоятельную работу обучающихся при подготовке к урокам по произведениям, в том числе не включенным в обязательную программу по литературному чтению в начальной школе.

Список литературы

  1. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в проектных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. - Москва : Просвещение, 2013. - 175 с.
  2. Бухаркина, М.Ю. Учебные проекты : методическое пособие / М. Ю. Бухаркина. - Москва : Просвещение, 2013. – 215с.
  3. Голованова, Е.А. Проектная деятельность: первые шаги маленьких учёных / Е.А. Голованова // Завуч начальной школы. - 2011. - №1.- С. 32-35.
  4. Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся / О.В. Каримуллина // Управление качеством образования. - 2013. - № 6. - С. 59 - 65.
  5. Круглова, О.С. Технология проектного обучения / О.С. Круглова // Образование в современной школе. - 2012. - № 6. - С. 90. - URL: https://clck.ru/V7SWe (дата обращения: 25.05.2021). - Режим доступа : без регистрации.
  6. Полат, Е.С. Технология проектной деятельности / Е.С. Полат, В.Д. Симоненко // Управление начальной школой. - 2014. - № 6. - С. 59. - URL: https://clck.ru/V7T7C. (дата обращения: 24.04.2021). - Режим доступа : без регистрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)

Предлагаю  вариант рабочей программы курса  "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...

КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ УМК ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ Методический продукт проблемно-творческой группы городского профессионального объединения учителей русского языка и литературы

Актуальность данного методического продукта заключается в разработке диагностических работ и комплектов заданий по читательской грамотности с учётом требований ФГОС ООО, что является одним из важных у...

Моя статья "Формирование читательской грамотности обучающихся иностранному языку"

В данной статье затронута тема обучения детей читательской грамотности в начальной школе по методу Марии Монтессори, понятие читательской грамотности и тема обучения выразительному чтению на иностранн...

Разработка задания по развитию читательской грамотности

Материал можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности...

Методическое пособие "Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе"

Данное методическое пособие разработано на основе ФГОС НОО и ФОП НОО. Предназначено для студентов и молодых педагогов, которые осваивают теорию и практику классного руководства....

Методическое пособие "Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе"

Данное методическое пособие разработано на основе ФГОС НОО и ФОП НОО. Предназначено для студентов и молодых педагогов, которые осваивают теорию и практику классного руководства....