Открытый урок в 6 классе ДШИ по сольфеджио тема "D7 и его обращения"
план-конспект урока

Курячий Елена Александровна

Открытый урок по предмету сольфеджио в ДШИ 6 класс. Разработка урока может использоваться преподавателями  детских музыкальных школ и школ искусств.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План открытого урока

Преподаватель: Шелковникова Т.Г.

Предмет: сольфеджио, 6 класс

Дата: 09.10.2023

Оборудование: фортепиано, компьютер, телевизор, мультимедийные пособия

Тема урока: Использование современных технологий в изучении темы «Доминантовый септаккорд и его обращения»

Цель: Закрепить теоретические знания по теме «Доминантовый септаккорд и его обращения» в процессе выполнения практических и творческих заданий с использованием современных технологий

Задачи:

  1. Обучающая – обучать учащихся

а) определять аккорды по визуальному восприятию в мультимедийных пособиях

б) выполнять слуховой анализ аккордов

в)  определять аккорды в нотном тексте

  1. Развивающая – развивать у учащихся с использованием  мультимедийных пособий

а) визуальное ориентирование в структуре аккорда

б) мелодический и гармонический слух

в) абстрактное и образное мышление

  1. Воспитывающая – воспитывать творческую активность, прилежание,  любознательность, позитивное отношение к занятиям музыкой  

ХОД УРОКА:

  1. Повторение правила по теме «Д7 и его обращения»

Тема нашего урока «Д7 и его обращения. Нам предстоит показать, как мы знаем теорию, как умеем слушать, определять аккорды, как мы используем их в своих творческих заданиях.

Дети отвечают на вопросы по теме урока, показывая знание правила.

  1. Пение видеоупражнения на Д7 и его обращений в тональностях C-dur  и D-dur

Сейчас мы споем видеоупражнение на Д7 с его обращениями и разрешением в тональностях C-dur и D-dur.

Дети выполняют задание.

Безымянный1.jpgБезымянный.jpg

  1. Определение на слух Д7 и его обращений

Следующее задание нашего урока – это определение Д7 и его обращений на слух. Дети определяют Д7 и его обращения в гармоническом звучании.

  1. Работа над Вокализом №26 Н.Ладухина
  1. Пение и анализ

Что такое «вокализ»?
Дети: «Вокализ» - это пение без слов, упражнение для голоса, а ещё есть упражнения для пальцев – гаммы и этюд, которые мы играем на специальности.

Чей вокализ мы поём?

Дети: Николая Ладухина. Это советский педагог, сольфеджист, автор учебников по сольфеджио.

Сейчас мы исполним этот «Вокализ». Дети поют «Вокализ».

Безымянный3.jpgБезымянный2.jpg

В какой тональности написан «Вокализ»?

Дети: ля-минор.

Какой вид минора используется в вокализе?

Дети: мелодический. На это указывают ноты фа# и соль#, повышенные VI VII ступени.

Этот вокализ однотональный или нет?

Дети: в вокализе используется отклонение в параллельную тональность До-мажор.

Что за аккорд складывается из последних нот вокализа – си, ре, ми, соль#? Расположите аккорд от нижнего звука.

Дети: ми-соль#-си-ре, доминантовый септаккорд.

  1. Игра Д7 и его обращений в тональности a-moll

Учащиеся Тырышкина П. и Погодаева Н. играют Д7 и его обращения в тональности a-moll.

  1. Определение Д7 и его обращений
  1. В мультимедийном пособии по сольфеджио «Септаккордовые поляны»

Доминантовый септаакорд и его обращения мы можем встретить не только на уроках сольфеджио, но и в окружающем нас мире. Определите аккорды в мультимедийном пособии «Септаккордовые поляны».

Дети определяют аккорды по фото.

Безымянный4.jpgБезымянный5.jpgБезымянный6.jpg

  1. В мультимедийной игре «Подводный мир»

А сейчас мы опустимся на морское дно, определите аккорды в игре «Подводный мир».

Дети определяют аккорды.

Безымянный9.jpg

  1. В тесте «Колье корлевы»

И ещё одно задание – нужно определить подлинные драгоценности королевы, учитывая, что в них используются обращения Д7.

Дети называют правильные варианты ответов – 1, 3, 4, 7.

12.jpg13.jpg

  1. Работа над №589 ( учебник Г.Арцышевского)
  1. Пение наизусть и анализ текста

Скажите в какой тональности написан номер.

Дети: Миb-мажор.

Что за аккорд образуется из нот ре-фа-ляb-сиb в третьем такте мелодии.

Дети: доминантовый квинтсекстаккорд.

  1. Игра аккомпанемента с придуманными словами

Мы выполняли творческое задание с мелодией этого номера – придумывали слова. Сейчас мы попросим девочек исполнить свои сочинения с аккомпанементом.

Безушкова Катя – По полю гуляем,

                                Цветы собираем –

                                Вот ромашка, одуванчик, василек…

                                И вышел букет!

Гончарова Ира –  Светит ярко солнце

                               Над моим оконцем.

                               Рано утром лень вставать с постели,

                               Просыпаюсь еле…

Назарова Варя –  Вышла погулять

                              Красная девица.

                              Побежала на лужок,

                              Ой, да, красавица.

  1. Работа над примерами  использования Д7 и его обращений в классической музыке
  1. Анализ нотного текста в Сонатине C-dur Ф.Кулау и слушание музыкального отрывка

Д7 и его обращения часто используются в музыкальных произведениях. Сейчас мы проанализтруем отрывок из Сонатины C-dur Фридриха Кулау.

Дети анализируют текст произведения и называют встречающиеся в нем обращения Д7.

Безымянный10.jpg

А теперь мы послушаем этот отрывок.

  1. Слушание пьесы П.Чайковского «Мужик на гармонике играет» из сборника «Детский альбом» с видеоклавиром

Еще один пример использования Д7- пьеса Петра Ильича Чайковского «Мужик на гармонике играет» из сборника «Детский альбом». Здесь Д7 встречается более 20 раз, почти в каждом такте пьесы. Мы посмотрим с вами видеоклавир этой пьесы и вы сможете увидеть в нотах этот аккорд, он будет выделен красным цветом.

Безымянный12.jpgБезымянный11.jpg

  1. Подведение итогов урока

Наш урок подошел к концу. Сегодня на уроке мы повторяли тему «Д7 и его обращения».  Вы хорошо работали на уроке, показали свои знания теории и смогли применить её на практике. У кого-то это получилось лучше, у кого-то похуже. Вы хорошо показали себя в творческих заданиях. Всем спасибо.

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Современные дети подчас оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники и возможности сети Интернет. Обращение детей к образовательным возможностям современных технологий является весьма эффективным и целесообразным.

По сравнению с традиционными формами обучения современные компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности; ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный детям; движение, звук, мультипликации и т.д.

В процессе применения ИКТ происходит:

-развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

-эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

-развитие коммуникативных способностей.

-повышение качества изучения предмета музыки.

-повышение качества информационной культуры участников образовательного процесса.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Уроки с использованием современных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Использование ИКТ даёт возможность проявить себя любому из учащихся.

Урок музыки как урок искусства совершенно особенный. Необходимые музыкальные, педагогические и другого рода знания, умения и навыки здесь конечно нужны, без них не обойтись. Но этого недостаточно. Нужно еще и значительно большее, что позволяет увлечь учеников музыкой, вызвать желание с удовольствием слушать и исполнять ее, стремиться к общению с высоким искусством, самостоятельно его познавать.

Интерактивные обучающие программы с игровым сценарием, ориентированные на школьников, вызывают интерес к предмету, развивают творческие и интеллектуальные способности обучающихся. ИКТ позволяют педагогам и учащимся получать знания в новой, необычной и поэтому увлекательной форме, добиваясь при этом наилучших показателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по классу фортепиано "Интонация - главное в исполнительстве".

Представляю план-конспект открытого урока, который поможет вам самим составить свой конспект .Возможно, этот конспект будет вам чем-то полезен в вашей работе ....

Открытый урок. 5 класс.

Тема: «Действия с натуральными числами. Степень числа.»...

Открытый урок 5 класс

План-конспект открытого урока в 5 классе по теме « Now I know The ABC!» («Теперь я  знаю алфавит!»)...

Открытый урок 6 класс "Вулканы"

Тема урока: "Вулканы - горячие источники, гейзеры"...

открытый урок 5 класс по теме "My favourite holidays"

открытый урок“ My favourite holidays ” УМК «Английский язык» (5–9 классы) автор В. П. Кузовлев....

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы...

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы,)

3.9.Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы,)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30167133","attri...