Открытый урок в 6 классе ДШИ по сольфеджио тема "D7 и его обращения"
план-конспект урока
Открытый урок по предмету сольфеджио в ДШИ 6 класс. Разработка урока может использоваться преподавателями детских музыкальных школ и школ искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 767.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План открытого урока
Преподаватель: Шелковникова Т.Г.
Предмет: сольфеджио, 6 класс
Дата: 09.10.2023
Оборудование: фортепиано, компьютер, телевизор, мультимедийные пособия
Тема урока: Использование современных технологий в изучении темы «Доминантовый септаккорд и его обращения»
Цель: Закрепить теоретические знания по теме «Доминантовый септаккорд и его обращения» в процессе выполнения практических и творческих заданий с использованием современных технологий
Задачи:
- Обучающая – обучать учащихся
а) определять аккорды по визуальному восприятию в мультимедийных пособиях
б) выполнять слуховой анализ аккордов
в) определять аккорды в нотном тексте
- Развивающая – развивать у учащихся с использованием мультимедийных пособий
а) визуальное ориентирование в структуре аккорда
б) мелодический и гармонический слух
в) абстрактное и образное мышление
- Воспитывающая – воспитывать творческую активность, прилежание, любознательность, позитивное отношение к занятиям музыкой
ХОД УРОКА:
- Повторение правила по теме «Д7 и его обращения»
Тема нашего урока «Д7 и его обращения. Нам предстоит показать, как мы знаем теорию, как умеем слушать, определять аккорды, как мы используем их в своих творческих заданиях.
Дети отвечают на вопросы по теме урока, показывая знание правила.
- Пение видеоупражнения на Д7 и его обращений в тональностях C-dur и D-dur
Сейчас мы споем видеоупражнение на Д7 с его обращениями и разрешением в тональностях C-dur и D-dur.
Дети выполняют задание.
- Определение на слух Д7 и его обращений
Следующее задание нашего урока – это определение Д7 и его обращений на слух. Дети определяют Д7 и его обращения в гармоническом звучании.
- Работа над Вокализом №26 Н.Ладухина
- Пение и анализ
Что такое «вокализ»?
Дети: «Вокализ» - это пение без слов, упражнение для голоса, а ещё есть упражнения для пальцев – гаммы и этюд, которые мы играем на специальности.
Чей вокализ мы поём?
Дети: Николая Ладухина. Это советский педагог, сольфеджист, автор учебников по сольфеджио.
Сейчас мы исполним этот «Вокализ». Дети поют «Вокализ».
В какой тональности написан «Вокализ»?
Дети: ля-минор.
Какой вид минора используется в вокализе?
Дети: мелодический. На это указывают ноты фа# и соль#, повышенные VI VII ступени.
Этот вокализ однотональный или нет?
Дети: в вокализе используется отклонение в параллельную тональность До-мажор.
Что за аккорд складывается из последних нот вокализа – си, ре, ми, соль#? Расположите аккорд от нижнего звука.
Дети: ми-соль#-си-ре, доминантовый септаккорд.
- Игра Д7 и его обращений в тональности a-moll
Учащиеся Тырышкина П. и Погодаева Н. играют Д7 и его обращения в тональности a-moll.
- Определение Д7 и его обращений
- В мультимедийном пособии по сольфеджио «Септаккордовые поляны»
Доминантовый септаакорд и его обращения мы можем встретить не только на уроках сольфеджио, но и в окружающем нас мире. Определите аккорды в мультимедийном пособии «Септаккордовые поляны».
Дети определяют аккорды по фото.
- В мультимедийной игре «Подводный мир»
А сейчас мы опустимся на морское дно, определите аккорды в игре «Подводный мир».
Дети определяют аккорды.
- В тесте «Колье корлевы»
И ещё одно задание – нужно определить подлинные драгоценности королевы, учитывая, что в них используются обращения Д7.
Дети называют правильные варианты ответов – 1, 3, 4, 7.
- Работа над №589 ( учебник Г.Арцышевского)
- Пение наизусть и анализ текста
Скажите в какой тональности написан номер.
Дети: Миb-мажор.
Что за аккорд образуется из нот ре-фа-ляb-сиb в третьем такте мелодии.
Дети: доминантовый квинтсекстаккорд.
- Игра аккомпанемента с придуманными словами
Мы выполняли творческое задание с мелодией этого номера – придумывали слова. Сейчас мы попросим девочек исполнить свои сочинения с аккомпанементом.
Безушкова Катя – По полю гуляем,
Цветы собираем –
Вот ромашка, одуванчик, василек…
И вышел букет!
Гончарова Ира – Светит ярко солнце
Над моим оконцем.
Рано утром лень вставать с постели,
Просыпаюсь еле…
Назарова Варя – Вышла погулять
Красная девица.
Побежала на лужок,
Ой, да, красавица.
- Работа над примерами использования Д7 и его обращений в классической музыке
- Анализ нотного текста в Сонатине C-dur Ф.Кулау и слушание музыкального отрывка
Д7 и его обращения часто используются в музыкальных произведениях. Сейчас мы проанализтруем отрывок из Сонатины C-dur Фридриха Кулау.
Дети анализируют текст произведения и называют встречающиеся в нем обращения Д7.
А теперь мы послушаем этот отрывок.
- Слушание пьесы П.Чайковского «Мужик на гармонике играет» из сборника «Детский альбом» с видеоклавиром
Еще один пример использования Д7- пьеса Петра Ильича Чайковского «Мужик на гармонике играет» из сборника «Детский альбом». Здесь Д7 встречается более 20 раз, почти в каждом такте пьесы. Мы посмотрим с вами видеоклавир этой пьесы и вы сможете увидеть в нотах этот аккорд, он будет выделен красным цветом.
- Подведение итогов урока
Наш урок подошел к концу. Сегодня на уроке мы повторяли тему «Д7 и его обращения». Вы хорошо работали на уроке, показали свои знания теории и смогли применить её на практике. У кого-то это получилось лучше, у кого-то похуже. Вы хорошо показали себя в творческих заданиях. Всем спасибо.
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Современные дети подчас оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники и возможности сети Интернет. Обращение детей к образовательным возможностям современных технологий является весьма эффективным и целесообразным.
По сравнению с традиционными формами обучения современные компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности; ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный детям; движение, звук, мультипликации и т.д.
В процессе применения ИКТ происходит:
-развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
-эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
-развитие коммуникативных способностей.
-повышение качества изучения предмета музыки.
-повышение качества информационной культуры участников образовательного процесса.
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Уроки с использованием современных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Использование ИКТ даёт возможность проявить себя любому из учащихся.
Урок музыки как урок искусства совершенно особенный. Необходимые музыкальные, педагогические и другого рода знания, умения и навыки здесь конечно нужны, без них не обойтись. Но этого недостаточно. Нужно еще и значительно большее, что позволяет увлечь учеников музыкой, вызвать желание с удовольствием слушать и исполнять ее, стремиться к общению с высоким искусством, самостоятельно его познавать.
Интерактивные обучающие программы с игровым сценарием, ориентированные на школьников, вызывают интерес к предмету, развивают творческие и интеллектуальные способности обучающихся. ИКТ позволяют педагогам и учащимся получать знания в новой, необычной и поэтому увлекательной форме, добиваясь при этом наилучших показателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по классу фортепиано "Интонация - главное в исполнительстве".
Представляю план-конспект открытого урока, который поможет вам самим составить свой конспект .Возможно, этот конспект будет вам чем-то полезен в вашей работе ....

Открытый урок 5 класс
План-конспект открытого урока в 5 классе по теме « Now I know The ABC!» («Теперь я знаю алфавит!»)...

открытый урок 5 класс по теме "My favourite holidays"
открытый урок“ My favourite holidays ” УМК «Английский язык» (5–9 классы) автор В. П. Кузовлев....

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы...

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы,)
3.9.Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы,)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30167133","attri...