консультация Как приучить ребенка есть овощи и фрукты.
консультация

Смирнова Людмила Николаевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Как приучить ребенка есть овощи и фрукты.

Все родители стремятся к тому, чтобы их дети выросли здоровыми. И одним из главных залогов здоровья является полноценное, сбалансированное питание. Фрукты и овощи — важная составляющая правильного рациона. Вот только самим детям это бывает сложно понять, ведь они в первую очередь ориентируются на вкус и свои ощущения. В мире постоянно увеличивается количество вредных продуктов, которых все больше и больше по отношению к овощам и фруктам, приносящим здоровье. И при этом вредные продукты продаются "на каждом углу", постоянно рекламируются и имеют в себе подсластители и вкусовые добавки, которые так нравятся детям.  Если ваш ребенок не любит овощи и фрукты или ест их только по принуждению, то прочтите следующие рекомендации. Они помогут сделать так, чтобы ребенок привык к нелюбимым ранее продуктам.


1.
Сделайте так, чтобы фрукты и овощи всегда были доступны ребенку 

Маленькие размеры для маленьких ручек. Нарежьте морковь брусочками, огурцы кружками; купите помидоры черри. Такие заготовки сложите в пластиковый контейнер и поставьте в холодильник, чтобы они были доступны для детей в любое время. Фрукты тоже держите «наготове» — помойте и порежьте дольками яблоки, груши, выложите в вазу для фруктов сливы, мандарины и т.д. (в зависимости от сезона).

2.Подайте фрукты красиво и весело

Правило многих воспитательниц, мам и бабушек — «не играй с едой!» — должно остаться в советском прошлом. Детям нужно играть с едой, возводить башни из овощей, строить мосты из горошинок и рисовать рожицы на каше. Если предложить ребёнку с 4 до 7 лет на выбор две тарелки с нарезанными фруктами — просто разложенными или в виде огромного фруктового ёжика (с шашлычками, шпажками, виноградинами-глазами и пр.) — он съест в два раза больше фруктов, объедая именно ёжика. Правда, со временем дети привыкают к интересной подаче, поэтому одним животным не отделаешься. Только, пожалуйста, не рисуйте на овощах рожицы майонезом.

2. Сделайте фрукты и овощи вкуснее

 Да, это уловка, но она вполне безобидная. А результат оправдает все ожидания. Попробуйте опрыскать фрукты небольшим количеством смеси лимонного сока и меда с корицей или сахаром. Для овощей в качестве естественного усилителя вкуса используйте раствор с щепоткой морской соли, измельченные сухие травы, поджаренный кунжут. Обмакните, так вкуснее! Сделайте сладкую смесь: в четверть стакана обычного йогурта добавьте столовую ложку меда и щепотку корицы. Пусть ребенок обмакивает кусочки фруктов в йогурт перед тем, как отправить в рот. Используйте чеснок. Как ни удивительно, но многие дети любят острый аромат чеснока. Попробуйте на скорую руку приготовить такой соус: Нарубите зубчик свежего чеснока, смешайте его с 1/2 стакана несладкого йогурта (или сметаны, или легкого майонеза). Добавить 2 столовые ложки нарезанного свежего зеленого лука и по четверти чайной ложки соли и перца. Все хорошенько перемешайте. Этот вкусный соус используйте со свежими овощами. Соус можно использовать и как заправку к салату. Если осталась овощная нарезка, подготовленная для детей, смешайте ее в блюде и подайте под этим соусом. А для детей нарежьте свежие овощи.

4. Правильно выбирайте овощи и фрукты для детей

Покупайте «сезонные» фрукты и овощи. Местные фрукты и овощи, созревшие «в свое время», содержат меньше нитратов, да и на вкус гораздо лучше. Если есть возможность, покупайте овощи и фрукты местных хозяйств. Особенно сезонные и быстро портящиеся: клубнику, малину, чернику (и другие ягоды), сливы, персики, яблоки. Если у вас в городе бывают так называемые «рынки выходного дня», на которые сельхозпроизводители привозят свою продукцию, то покупайте овощи и фрукты для детей там.

5.Пустите детей в огород

Они куда охотнее едят овощи, если участвуют в их выращивании. Если привлечь ребёнка к проращиванию лука в банке, зелени на подоконнике, или взять с собой в теплицу на экскурсию — помочь полить огурец, например — без занудства и тяжёлой работы, он будет снисходительнее к овощам вообще. 93% садоводов в Америке утверждают, что их дети обожают овощи!

6.Показывайте мультики и фотографии

Если мультипликационные герои поедают шпинат и следят за собой, дети пробуют новые виды овощей и гордятся тем, что ели на обед здоровую пищу. Это подтверждается исследованиями в детских лагерях, где воспитатели и учёные не ленятся готовить вместе с детьми, показывать мультики и устраивать дегустации. Если вы против ТВ, найдите хорошую иллюстрированную книжку с овощами и фруктами — кулинарный справочник или энциклопедию. Рассматривание любой незнакомой еды всегда примиряет с ней ребёнка. Это, впрочем, и вам пригодится.

7.Давайте детям овощи, когда они действительно голодны

Перед обедом ребёнок съест морковку с большей радостью, чем после супа — и потом лояльнее отнесётся к брокколи.

Подведем итог: Фрукты и овощи для детей очень полезны. Не сдавайтесь в своих стремлениях приучить ребенка их есть. Как правило, новый вкус может понравиться не с первого раза. Предлагайте детям новые и новые фрукты и овощи, комбинируйте их, сочетайте с другими вкусами, приправляйте самодельными соусами. И помните, что если вам какие-то из них не нравятся, то это не значит, что они не понравятся вашим детям.

Желаем вам успехов!

 

 Составил воспитатель:

Смирнова Л.Н.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что нужно знать родителям об особенностях детей 4-7 лет».

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма. Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Роль игры: Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

 Развитие речи: В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.  В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.

Эмоциональные особенности: В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. Обучение детей 4–5 лет Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. В этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

Воспитание: Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Главная функция взрослых сейчас – объяснить, как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Роль дошкольных учреждений: Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно с взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

 Семья – это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом   дошкольника, и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь. 

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

В этом возрасте характерно бурное развитие лобных долей мозга. Завершается, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей и др. Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они усвоили, что под понятием «одежда» подразумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны выделять признаки, объединяющие разные группы, например, могут осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что все они сделаны руками человека. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Все это создает возможность усвоения дошкольниками систематизированных знаний. Дети чаще поступают «как надо» и воздерживаются от недозволенного. Быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, Но порой ребенок медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу что-то сделать, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием частичных изменений, на время.

Развитие психических процессов. Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность.

Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Происходит систематизация представлений детей.

Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7.

Память. В возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5—6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5—6 слов.

Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации (сочинения вместе с детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй). В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

Речь. Продолжает совершенствоваться речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Развитие личности. Для детей 5- 6 лет характерно, что интерес направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Ребенку в этом возрасте интересен и сверстник и взрослый. При этом общение со взрослым выходит на совершенно новый уровень – оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своим собственным. Как следствие под воздействием этих оценок представление ребенка о себе, о своем Я - существенно меняется, становится более четким. Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Я-реального и Я-идеальное. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим, может воображать себя этим персонажем, — не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. В изменениях с Я – реальным огромную роль играет гораздо более критичное отношение взрослых по отношению к ребенку. Родители и окружающие «видят» такие черты как эгоизм, несамостоятельность, грубость. Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками – формируется новой тип взаимоотношений. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. Дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. Этому способствует развитие речи и накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которыми он жаждет поделиться с окружающими. Понимая и анализируя собственные изменения, ребенок проявляет интерес к личности и личным качествам других детей. Как следствие, происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Дети 5—6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Поскольку дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Достаточно часто в этом возрасте появляется такая черта как лживость. Если в 4-5 лет мы говорили о характерной особенности фантазировании, то под лживостью мы подразумевается целенаправленное искажение истины. Развитию такой черты способствуют нарушения детско-родительских отношений. Одна из причин – завышенные требования к ребенку, не соответствующие их реальным возможностям и желаниям. А еще огромная любовь к вам. Из нежелания огорчать, пытаясь оградить себя от нравоучений ребенок придумывает оправдания своим оплошностям, перекладывает вину на других.

Ребенок в этом возрасте:

- Активно познает окружающий мир. Он много спрашивает, пытается формулировать ответы или создавать версии. Адаптироваться к миру ему помогает воображение.

-Нуждается в самовыражении. Старается привлечь внимание взрослых и детей любой ценой, пусть даже негативное.

-С трудом соизмеряет собственное «хочу» с возможностями и потребностями других людей. Поэтому в стремлении заполучить желаемое, часто нарушает границы выставленные взрослыми.

-Активно общается со сверстниками, узнавая через это правила взаимодействия.

-Переходит к играм с правилами, которые учат его контролировать свое поведение. Контролируя друг друга дети учатся контролировать себя.

- Подражает значимым для него взрослым, играет во взрослых.

- Начинает осознавать половое различие.

- Задает вопросы, связанные со смертью (страхи).

Родителям важно:

Уважительно относиться к его фантазиям и версиям. Учить отличать фантазирование (защитное) от вранья или просто игры воображения. Поддерживать стремление ребенка к положительному самовыражению, предоставлять возможность для разнообразного творчества. Внимательно относиться к желаниям ребенка, но уметь ставить границу там, где его желания нарушают границы других людей или вредны для него. Предоставить ребенку возможность общаться со сверстниками, в случае затруднения, обсуждать с ребенком проблему, вместе подыскивая пути и варианты выхода. Понемногу снижать контроль, обсуждать совместно планы, предоставить возможность ставить задачи самостоятельно и решать их. Развивать в ребенке «взрослую» позицию, можно прибегать к варианту просьбы, а не заставляя. Не пугаться неудобных вопросов. Отвечать предельно просто только на поставленный вопрос. Помогать ребенку справиться со страхами. Внимательно выслушать, посочувствовать, разделить тревогу. Самое важное помнить, что залог хорошего поведения, успехов ребенка – это атмосфера любви, взаимопонимания и уважения друг к другу в семье. Ведь именно совместные занятия, общие интересы, семейные увлечения, а не десять платьев и килограммы конфет сделают Вашу жизнь счастливее.

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Психологические особенности детей 6-7 лет выражаются в том, что длится значимый период детского развития, который начался в 5 лет. И это период, когда вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других важных характеристик психики ребенка и формируется готовность к предстоящему школьному обучению.

Развитие личности ребенка 6-7 лет.

Основным изменением в сознании дошкольника стал так называемый «внутренний план действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте. Важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. Этот период жизни считается очень чувствительным в сфере воспитания моральных качеств человека. В этом направлении формируются такие качества как заботливость, активное отношение к происходящему вокруг. И как следствие, возникает преобладание общественно значимых мотивов над личными. Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины. Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, достаточно устойчивая и имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку. Но так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников. Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. В этот период более четко проявляется дифференциация детей в группе на популярных и непопулярных. Основа популярности -  только нравственные качества: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. Позиция непопулярного ребенка - отчужденное отношение, где сверстник - конкурент, а  главная задача в общении заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего «Я».  Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и с взрослыми. Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать в играх сложные взаимодействия людей, проявляющие основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий. В этом возрасте мы можем говорить о процессе развития полной произвольности всех психических процессов, то есть о способности ребенка самостоятельно контролировать, направлять и оценивать свое поведение и деятельность. Но поскольку данный процесс сложно формируется, то ребенок в 6 лет еще легко отвлекается от своих намерений и может переключиться на что-то неожиданное, новое и привлекательное. К 7 годам ребенок уже способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает и вызывает яркий эмоциональный отклик, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К игровым интересам добавляется познавательный интерес, что проявляется в виде «почемучки», а взрослый становится непререкаемым источником знаний. Также необходимо отметить, что к 7 годам ребенок входит в очередной «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться так называемая   «потеря  детской непосредственности», которая выражается в  манерничании, кривлянии и паясничании. Это поведение выполняет функцию психологической защиты от травмирующих эмоций и переживаний ребенка. То есть ребенок хочет что-то показать взрослым своим «нарочитым» поведением. Также можно наблюдать такие моменты в поведении ребенка в кризисном этапе 7 лет: Появляются непослушание и споры с взрослыми по разным поводам. И демонстративно делать то, что родителям категорически не нравится. В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с позиции «Я не маленький!», при этом пытаясь рассуждать на темы, используя терминологию и фразы взрослых, не всегда логично и верно. Дети начинают обращать внимание на свою внешность (пытаться одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники). Одновременно с трудными моментами кризиса, появляются и позитивные стороны этого периода: Появляется способность ребенка к осознанному поведению в общении с взрослыми вне семейного круга. Ребенок четко понимает, что то, что можно сказать родителям никак нельзя воспитателю или тренеру в спорте или продавцу в магазине. То есть ребенок понимает и принимает определенные правила общения с внешним миром, вне семьи. Ребенок получает способность обобщать свои переживания, то есть понимать, что он чувствует (гамму чувств) и главное понимать причину их возникновения, а далее осознанно моделировать дальнейшее поведение и ставить цели.

Общение ребенка 6-7 лет.

Общение в этом возрасте обозначают как вне ситуативно -личностное, то есть отражающее не данную временную ситуацию, а «что было» или «что будет». Основное содержание общения – мир людей, правила поведения, природные явления. Взрослый выступает носителем социальных норм, правил социальных контактов и человеком, открывающим природу мира. Ведущая потребность в процессе общения – потребность во взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. И основная задача родителей и педагогов принимать детские эмоции, не преуменьшая их значимость в жизни ребенка.

В общении с сверстниками выражены следующие проявления возраста:

инициирование общения;

первые привязанности;

потребности друг в друге, в признании и уважении;

соревновательное подражание:

высокая чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест, ссора);

возникает дифференциация детей по их положению в группе.

К 7 годам завершается период дошкольного возраста ребенка. Основными навыками этого периода становятся:

освоение ребенком мира вещей и предметов культуры человека,

способность позитивного общения с людьми,

развивается половая идентификация,

формируется так называемая «внутренняя позиция школьника», то есть осознанное желание ребенка идти в школу, учиться, с полным пониманием того, что ему предстоит делать и чего от него ждут взрослые.

Развитие психических процессов ребенка 6-7 лет.

Восприятие.

Восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным,

целенаправленным, анализирующим. То есть ребенок способен на такие произвольные (осмысленные, направленные) действия как: наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево.

Память.

Поскольку к этому возрасту у ребенка сформировано направленное восприятие и внимание, как следствие и память становиться произвольной. То есть дошкольник самостоятельно ставит себе цель: запомнить или вспомнить. Эта способность одна из важнейших в развитии психических функций, поскольку ведет к способности ребенка (и в дальнейшем взрослого) обучаться на протяжении всей жизни. Желание ребенка запомнить что-то следует активно поощрять и направлять. Эта способность развивает сразу несколько  других направлений: мышление, внимание, воображение.  В задачу взрослых входит обучение детей способам запоминания, таким как классификация и группирование.

Мышление.

По-прежнему основным остается наглядно образное мышление – представление о предмете в образе словесного описания. Но постепенно формируется и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Но эта особенность развивается только с помощью взрослых, так как в этом возрасте ребенок обладает нелогичностью рассуждений при сравнении (например, величины и количества предметов). Стоит отметить, что словесно-логическое мышление полностью формируется только к подростковому возрасту. Ребенок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» - «что стало»- «что будет потом»).

Воображение.

Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

Речь.

Продолжается развития всех граней речи: грамматика, лексика и, как следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то  к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь) , так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Увеличивается словарный запас – 3000 слов.

Составил воспитатель:

Смирнова Л.Н.












Предварительный просмотр:

  1. СЕМЬЯ

Пальчики дружные                          гладить одной рукой кисть другой руки

Все такие нужные!

Этот пальчик – дедушка                 указательным пальцем левой руки дотронуться

до большого пальца правой руки.

Этот пальчик – бабушка                 дотронуться до указательного пальца.

Этот пальчик – папочка                  дотронуться до среднего пальца.

Этот пальчик – мамочка                 дотронуться до безымянного пальца.

А этот пальчик – я,                          дотронуться до мизинца.

А это вся моя семья!                                   Выполнить движение «фонарики».

  1. «Игрушки» 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

Я тебя поймаю,                     (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!               (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

  1. «Одежда»

 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я надену сапоги,       (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую     (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.      (Смена рук.)

  1. Яблочко.

(Русская народная потешка)

Катилось яблочко по огороду -сложите руку в кулак и покрутитекулаком.

И упало прямо в воду – бульк!-уроните руку вниз.

  1. «Игрушки» 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

  1. «Ягоды» 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю,        (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.          (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,        (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко.        (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,          достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках  «убегают» как можно дальше.)

  1. Дождик.

(Русская народная потешка)

Дождик, дождик, посильней, -машем открытыми ладошкамивверх – вниз.

Будет травка зеленей, -ставим на стол открытые ладошкирастопыренными пальчиками вверх.

Вырастут цветочки на кругленьком лужочке! -свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.

  1. «Посуда»

 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Из тарелок, как один,            (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,      (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

 придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты.    («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

  1. «Домашние животные»

 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот, убрав царапки,     («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.      (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)

  1. Жук, жук.

(Русская народная потешка)

Жук, жук не жужжи!-изображаем жука с длинными усиками.

Где ты прячешься, скажи!-разводим руками в стороны и пожимаем плечами.

Мой дом под кустом,-изображаем ладонями крышу.

Под берёзовым листом!-опять одной рукой изображаем жука,а второй – листик, под который и залетает жук.

  1. «Овощи - фрукты» 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

  1. НАША БАБУШКА

Наша бабушка идёт             хлопать ладонями по коленям поочередно правой, левой руками

И корзиночку несёт             пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой  руки

Села тихо в уголочек           положить руки на колени,

Вяжет деточкам чулочек     имитировать движения вязания на спицах.

Вдруг котята прибежали     мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка»

И клубочки разбросали.

Где же, где ж мои клубочки,    развести руки в стороны, выполнять движение

Как же мне вязать чулочки?         «вязание на  спицах»

  1. «Зима»  

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…         (Рука за ухом.)

 

  1. Муха строит дом.

(Русская народная потешка)

Ох, ох, что за гром?- ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.

Муха строит новый дом.- изображаем ладонями крышу.

Молоток: стук – стук, -изображаем рукой движения молотком.

Помогать идёт петух. -двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку.

  1. «Детёныши домашних животных» 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Побежали вдоль реки     (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола отсебя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

 

  1. Кораблик

По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, -сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.

На кораблике четыре очень храбрых моряка.- Показываем поднятые вверх четыре пальца.

У них ушки на макушке,- поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями.

У них длинные хвосты. -приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.

Не страшны им только кошки, только кошки да коты.

Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.

  1. «Овощи» 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

  1. Тетери.

(Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу -разводим руки в стороны, изображая простор.

Стоит чашка творогу.-ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери, -машем пальчиками обеих рук,«слетаемся» с разных сторон в середину.

Наклевались, улетели.-указательный и средний палец –

  1. «Обувь» 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Обуваем ножки бегать по дорожке.  (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:                    (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!                  (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают                          (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –                         (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.                      («Шагают» пальцами по столу.)

  1. РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять              сжимать и разжимать пальцы

Вышли пальчики гулять                 выполнять «фонарики»

Раз, два, три, четыре, пять              сжимать и разжимать пальцы

В домик спрятались опять              сжать руки в кулаки.

  1. Отличные пшеничные.

(Из шведской народной поэзии)

Мы печём пшеничные пироги отличные. Одну ладонь кладём на другую,потом наоборот – лепим пирожки.

Кто придёт к нам пробовать пироги пшеничные? Две ладони рядом, изображаем поднос с пирожками.

Мама, папа, брат, сестра, пёс лохматый со двора. По очереди загибаем пальцы,

начиная с большого.

И другие, все, кто может, пусть приходят с ними тоже. Машем ладонями по направлению к себе – зазываем в гости.

Тесто замесили мы,- изображаем руками, как месят тесто.

Сахар не забыли мы, -сыпем «сахар» щепоткой.

Пироги пшеничные в печку посадили мы. Воображаемый пирог обхватили руками и ставим в печку – движение вперёд.

Печка весело горит, наша мама говорит:

- Крошки, что останутся, воробью достанутся. Изображаем, как воробей клюёт крошки –указательным пальцем одной руки с ладони другой руки.

  1. «Продукты питания» 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Муку в тесто замесили,      (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили       (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,          (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    (Гладят животы.)

 

  1. «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять,   («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать.   (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

  1. Синий чиж.

(Русская народная потешка)

По дубочку постучишь- стучим кулачком по столу.

Прилетает синий чиж.- машем «крыльями».

У чижа, у чиженьки хохолочек рыженький. Поднимаем вверх четыре пальца и делаем пальцами волнообразные движения, пёрышки на хохолке «развеваются».

А на лапке маленькой сапожочек аленький. Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца  другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку.

Чиж под солнышком летал и головкою кивал. Машем «крыльями», киваем головой.

  1. ТИКИ – ТАК

Тики–так, тики-так,             указательные пальцы подняты вверх и ритмично покачивать

Так часики стучат                ими вправо-влево.

Туки-так, туки-так,              пальцы обеих рук широко раздвинуты, ладони прижать друг

Так колёса стучат.               к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя, к  себе, не отрывая ладоней друг от друга.

Туки-ток, туки-ток              сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.

Так стучит молоток.

  1. Ах ты, радуга-дуга…

(Русская народная потешка)

Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга! Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороны в сторону.

Не дай дождичка, -машем открытыми от себя ладонями из стороны в сторону, изображая отказ.

Дай нам вёдрышко.-ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождь.

Чтобы деткам погулять,чтоб теляткам поскакать, В такт стихам качаем головой из стороны в сторону, как бы  напевая песенку.

Нужно солнышко – колоколнышко! Поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, -изображаем солнышко.

  1. «Грибы» 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор-  (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки   показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

  1. Шла собака через мост…

(Русская народная потешка)

Шла собака через мост, -изображаем всеми пальцами шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова), остальные идут по столу.

Четыре лапы, пятый хвост.-показываем четыре пальца, поднятые вверх, большой прижат к ладони. На слово «пятый» зажимаем все пальцы,а большой поднимаем вверх.

Если мост обвалится, Две ладони оставьте вместе тыльной стороной вверх, ладони касаются кончиками пальцев – это будет мост. Изобразите, как мост обваливается.

То собака свалится. Разведите руки в стороны и пожмите плечами, как бы изображая удивление, недоумение. 

  1. «Фрукты» 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.    (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим                  (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и«опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.         (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения  «помешиваем чай».)

  1.  «Новогодний праздник» 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

- Здравствуй, Дедушка Мороз!   (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?         (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                   (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                     (Вертим кистями.)

  

  1. КОТ МУРЛЫКА

Вот кот Мурлыка ходит                  лёгкими кистями рук выполнять движение «кошечка»

Он всё за мышкой бродит.

Мышка, мышка, берегись               погрозить пальчиком левой, затем правой руки.

Смотри коту не попадись.              сделать резкое движение пальцами обеих рук,

Сказать «мяу» и сжать пальцы  в кулаки.

 

  1. КОЗА

Идет коза рогатая                 средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты,

Идет коза бодатая                большие их придерживают. Указательные пальцы и мизинцы

Выставлены вперед. Покачивать кистями рук.

Ножками топ-топ                 пальцы сжаты в кулаки. Постучать кулачком по кулачку

Глазками хлоп-хлоп.           Большой палец внизу, остальные прижаты друг к другу.

Резкими движениями соединять большой палец с остальными.

Кто кашу не есть.

Кто молоко не пьёт              погрозить указательным пальцем

Того забодаю, забодаю!      Выполнить первое движение «коза».

 

 

  1. ОВЕЧКИ

На лугу стоят овечки,          указательные пальцы приложить к голове в области виска

Сделать маленькие рожки, слегка покачать головой.

Шерсть закручена                поочередно соединять с большим пальцем указательный,

в колечки                              средний, безымянный и мизинец (двумя руками)

А играет для овечек             имитировать игру на дудочке.

На свирели человечек.

 

  1. «Алые цветки»

Наши алые цветки  Ребенок соединяет ладони в форме тюльпана.

Ребенок медленно раскрывает пальцы.

Распускают лепестки.

 Ветерок чуть дышит, Ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону.

Лепестки колышет.

Наши алые цветки Ребенок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка.

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,  Ребенок произвольно покачивает «головкой цветка».

Головой качают.

  1. Мы варили суп 

 Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп
(потираем ладошки)
Получилась каша
(потираем ладошки)
То-то горе наше
(хватаемся за голову)
Замесили тесто
(стучали кулачками по столу, если сидели за столом и по коленкам, если просто сидели)
А оно ни с места (удерживаем руки в покое)
Замесили на дрожжах
(снова стучим)
Не удержишь на вожжах!!!
(расставляем руки в стороны, как-будто хотим удержать)

  1. Колобок

Жил-был колобок (хлопки в ладоши)

Колобок печеный бок (показать ладони соединить в круг)

И от дедушки, и от бабушки(показать одну ладонь, затем другую ладонь)

Покатился колобок (круговое вращение руками)

Покатился колобок – видит заинька идет ( зайкины ушки)

И от заиньки косого, укатился колобок

Покатился колобок – видит волк, зубами щелк (краб)

И от злого, злого волка

Покатился колобок

Покатился колобок – видит Мишенька идет

(покачаться влево, вправо)        

И от мишки косолапого

Укатился колобок

Покатился колобок -видит лисонька идет(лиса)

Но от злой и жадной лиски колобок уйти не смог.

Лиса его ам и съела.

  1. Шли по лесу мы зимой

Шли по лесу мы зимой(шагаем по кругу)

Волк на встречу, ой-ой-ой (краб руками)

Быстро прячемся в сугроб (присесть на корточки, руки вверх горкой)

В сугробе холодно, бр-бр-бр (обнять руками за плечи)

Из сугроба – скок

Быстро прячемся в дупло (руки над головой )

Там сова угу-угу

Из дупла на утек (бег)

Быстро прячемся в берлогу, там медведь

Ты нас не трогай(присесть на корточки изобразить)

А медведь тихонько спит (руки под щекой)

Нас не слышит, и сапит Тс-тс-тс(на улыбке с-с-с)



Предварительный просмотр:

Конспект  

Детская мастерская

Направление деятельности:

«Нравственно - патриотическое воспитание»

Тема: «Знакомство с героическим прошлым своего народа»

Цель: Расширение представлений детей о героическом прошлом русского народа на основе  исторических фактов.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать целостную картину мира;
  • Активизировать познавательную деятельность детей;
  • Формировать умение детей понимать неразрывную связь событий прошлого и настоящего.

Развивающие:

  • Продолжать развивать интерес ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
  • Обогащать словарный запас детей по теме;
  • Развивать художественный вкус, фантазию.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства к своей Родине;
  • Воспитывать чувство гордости и уважения к воинам – защитникам;
  • Воспитывать у детей желание доставлять радость своим творчеством.

Работа над словарем: защитник, «идти нога в ногу», Победа.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование; показ презентации, демонстрация.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа; создание развивающей среды; создание проблемной ситуации; просмотр презентации; продуктивная деятельность.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: показ презентации, комментирование, использование игровых заданий, художественное творчество детей.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: продуктивная деятельность, разминка, прохождение полосы препятствий, чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение правильности выполнения заданий, взаимопомощь детей.


Создание среды для организации и проведения занятия:

  • презентация для дошкольников о детском подвиге /отрывок м-ф «Мальчиш - Кибальчиш» /
  • репродукции иллюстраций на военную тематику;
  • слайд с изображением салюта над Красной площадью;
  • туннель, гантели, «кочки», мячи малые;
  • заготовки к оформлению творческой работы «Салют».


Виды детской деятельности:

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Познавательная.
  • Трудовая.
  • Продуктивная.
  • Двигательная.
  • Музыкально – художественная.


Планируемые результаты:

Личностные:

  • проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками;
  • умения детей действовать самостоятельно, проявлять инициативу;
  • умения детей следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.


Интеллектуальные:

  • развитие у воспитанников интереса к истории родной страны;
  • формирование стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины;
  • расширение и активизация словарного запаса.

Физические:

  • формирование общей культуры поведения;
  • развитие физических качеств воспитанников.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Активность участия на занятии.
  2. Самостоятельность в выполнении поставленных задач.
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
  4. Сопереживание.
  5. Эмоциональность.
  6. Проявление волевых усилий.

Образовательная деятельность по областям:

Области

Совместная деятельность

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Просмотр презентации о детском подвиге /отрывок м-ф «Мальчиш - Кибальчиш»/

Воспитывать уважение и чувство гордости к детям – защитникам Родины, желание быть похожим на них. Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Социально – коммуникативное развитие

Беседа/обсуждение «Какими качествами должен обладать защитник Родины?»

Формировать умения детей внимательно слушать воспитателя, рассуждать, активно принимать участие в беседе

Воспитывать уважительное отношение к друг другу во время беседы

Речевое развитие

Игровое упражнение «Доблесть, отвага»

Рассказ о праздновании победы /Салют/

Формирование умения применять вербальные и невербальные средства общения.

Прививать умения соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Развивать все компоненты устной и связной речи, формировать целостную картину мира, расширять кругозор.

Художественно-эстетическое развитие

Создание индивидуальной творческой работы «Салют над Красной площадью»

Закреплять умение распределять элементы на картине, развивать художественно-эстетический вкус.

Физическое развитие

Разминка

«Полоса препятствий»

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Развивать физические навыки воспитанников.



План занятия

  1. Вводная часть:

Введение в занятие. Беседа с детьми о празднике «День Защитника Отечества». Просмотр отрывка из мультфильма «Мальчиш - Кибальчиш».


  1. Основная часть:

Создание мотива для занятия

Разминка «Богатырская сила»

Игровое задание №1 «Разведчики»

Игровое задание №2 «Артиллеристы»

Игровое задание № 3 «Болото»


  1. Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Продуктивная деятельность: Создание коллажа «Салют»






Ход занятия

Части занятия

Содержание

Области

Вводная часть:

Привлечение детей, Просмотр презентации о детском подвиге /отрывок м-ф «Мальчиш - Кибальчиш»/,

Беседа о детях – защитниках Родины, их качествах.

Дети врассыпную заняли места на паласе перед экраном.

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам посмотреть отрывок из мультфильма. Хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда усаживайтесь, кому как удобно, не забывайте о культуре поведения во время просмотра, мы начинаем.

Просмотр презентации о детском подвиге /отрывок м-ф «Мальчиш - Кибальчиш»/

Воспитатель: Как видите не только взрослые защищали свою Родину, но и еще совсем маленькие дети – ваши ровесники. Скажите, какими качествами обладают дети, которых вы видели на экране?

Дети: Смелые, сильные, отважные, мужественные, испуганные.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Основная часть:

Создание мотива для занятия

Разминка

Игровое задание №1 «Разведчики»

Игровое задание №2 «Артиллеристы»

Игровое задание № 3 «Болото»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите быть такими, как эти дети? Обладать такими же качествами? А как вы думаете, что для этого нужно?

Дети: Для этого нужно много тренироваться, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю пройти несколько испытаний, на собственном опыте убедиться, как тяжело было детям и взрослым во время войны, стать на короткое время защитниками Родины! Хотите?!

Дети: Да!

Воспитатель: Хорошо! Но для начала нужно размяться! Итак, начинаем!!!

Разминка «Богатырская сила»

Воспитатель: Молодцы! Хорошо размялись! Готовы пройти испытания?!

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда начинаем! Ребята, все задания вы выполняете четко за мной, соблюдаете технику безопасности.

Игровое задание №1 «Разведчики»

Воспитатель: Перед нами первое препятствие – туннель, по которому необходимо пройти незамеченными. В годы войны разведчики, рискуя своей жизнью, проползали многие километры в тылу врага, не поднимая головы. Мы с вами тоже попробуем пройти это испытание. Нужно проползти на животе, не поднимая головы по туннелю. Справимся?!
Дети: Да!

Воспитатель: Хорошо, вы молодцы, справились с первым заданием, но, посмотрите, на пути у нас вражеский танк!!! Нужно его обезвредить! Возьмите гранаты и кидайте их точно в цель!

Игровое задание №2 «Артиллеристы»

Воспитатель: Танк обезврежен! Молодцы! Вы и с этим заданием справились! Не устали? Впереди последнее, самое тяжелое испытание! Готовы?!

Дети: Да!

Игровое задание № 3 «Болото»

Воспитатель: Ребята, перед нами непроходимое болото… здесь нужно действовать осторожно, переступать с кочки на кочку точно за мной, «нога в ногу». Я буду вашим проводником. Будьте внимательными, не торопитесь и не толкайте своего товарища.

Воспитатель: Молодцы! Вы мужественно прошли все испытания!

Защитники Родины также смело и мужественно переносили все испытания. Они не один раз одержали победу над врагом! И в честь Защитников Отечества каждый год 23 февраля проводят салют во всех уголках нашей необъятной Родины!

Показ слайда «Салют над Красной площадью»

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

Физическое развитие

Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Продуктивная деятельность: создание коллажа «Салют!»

Поздравление с праздником

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый салют!!! А хотите сами, своими руками создать такой же салют в честь Защитников Родины?!!!

Дети: Да!!!

Воспитатель: Проходите к столу. Здесь на каждого из вас есть рисунок с изображением неба над Красной площадью и «тычек», похожий на цветок. В тарелочках находится гуашь разного цвета. Мы с вами аккуратно макаем «тычком» в гуашь и прикладываем к рисунку – печатаем. И так разными цветами. Не смешивайте цвета, делитесь «тычками» разных цветов.

Выкладываем наши рисунки на палас, рассматриваем, обсуждаем.

Воспитатель: С праздником, ребята, дорогие гости!!! Мира, добра и счастья в каждый дом! Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Длительность ОД: 30 мин





Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Театрально – игровая деятельность детей» «Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется , играя, а в игре он познаёт мир» С. И. Мерзляков Воспитатели: С мирнова Л юдмила Николаевна ,

Слайд 2

Актуальность: Проблема образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства актуальна не только как самостоятельный раздел художественно-эстетического воспитания детей, но и как мощное средство социализации детей. В наше время - время стрессов - все обрастает массой проблем. Именно поэтому необходимо через театр помочь ребёнку легче воспринимать окружающий мир и действительность и конечно, прививать любовь к театру, к русскому слову… Важно постоянно стимулировать ребёнка проявлять сочувствие к окружающим его людям, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

Слайд 3

Цель: Формирование у детей речевых навыков, умение изображать, подражать и выражать своё отношение к персонажу с помощью мимики, интонации, голоса. Формировать умение у детей чувствовать себя уверенно на сцене и при большой зрительской аудитории .

Слайд 4

ЗАДАЧИ: 1.Развивать у детей актерские способности. 2.Развивать память, речевой слух, внимание. 3.Умение передавать при помощи интонации настроение персонажей. 4.Формировать позитивные отношения к родной культуре и языку. 5.Обогащать словарный запас и лексику через чтение русских сказок и сказок других народов. 6. Формировать произносительные и подражательные навыки. 7. Развивать психические, эмоциональные, творческие качества, их фантазии, способствовать к социальному взаимодействию, умению играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнёром, реагировать на его желание. 8.Раскрепощение ребенка. 9.Совершенствование артистических навыков детей.

Слайд 5

Развитие артистических способностей детей через театральную деятельность. 1.Последовательное знакомство детей с различными видами театра. 2. Поэтапное освоение детьми различных видах творчества. 3.Совершенствование артистических навыков детей посредством переживания и воплощения образа в сказках.

Слайд 6

1. Инсценировка песен 2. Театральные этюды 3. Развлечения, утренники 4. Сказки, театрализованные представления 5. ИГРЫ – ИНсЦеНЕРОВКИ 1.Создание театрального коллектива. 2. Изготовление ширмы, декораций, костюмов (с привлечением родителей) 3.Приобретение кукол, костюмов для театра . 1.Индивидуальные беседы с родителями. 2.Стенды, консультации для родителей. 3.Консультации для воспитателей. 4. Сотрудничество с другими театрами . Использование в работе программ Н.Ф.Сорокиной , Л.Г. Миланович «Театр-творчество-дети»; А.Е. Антипиной « Театрализованная деятельность в детском саду» 2. Поиск музыкальных произведений для аранжировки театральных представлений.

Слайд 7

Диагностика развития артистических способностей детей.

Слайд 8

Развитие творческих способностей дошкольников Импровизация Роль костюмов, декораций, предметного окружения Поиск выразительных средств Знакомство с основами драматизации Знакомство с основами актерского мастерства Игровые движения Выразительное чтение Мимика Выразительность движений Ребенок Знакомство с основами кукольного театра Самостоятельная театральная деятельность Праздники и развлечения Постановка спектаклей Игры-драматизации Рассказывание сказок Игровые движения Работа над моторикой руки и ее движением на ширме Интонация, характер, куклы

Слайд 9

Театрализованная деятельность - это мостик, в дальнейшую взрослую жизнь и формирование положительного опыта восприятия окружающей действительности. Исследование ученых – психологов, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что обе роли –зрителя и актера-является для развития ребенка очень значимыми. Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Овощи и фрукты - витаминные продукты"

Методическая разработка составлена в соответствии с учебной программой  и предназначена для студентов по специальности 35.02.05 Агрономия, а также преподавателей колледжа.Методическая разработка ...

Конспект занятия для детей дошкольного возраста "Овощи и фрукты"

Обогатить и совершенствовать представления детей об овощах и фруктах; учить различать по вкусу....

Игра развивающая "Запоминайка. Овощи и фрукты".

Воспитанники обучались новой игре "Запоминайка. Овощи и фрукты" . Игра совсем не сложная и в то же время очень увлекательная. Игра формирует навыки соединения деталей, развивает мелкую моторику рук и ...

2. Тема: Формирование ассортимента товаров в отделе "Овощи и фрукты"

Задание1Ответить на вопросы:1.  Какие основные факторы влияют на формирование спроса?2.. Дайте короткую характеристику общим факторам и специфическим.3.  На каких принципах формируется товар...

Овощи и фрукты

Преезентация на тему овощи и фрукты...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы «Овощи и фрукты»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы «Овощи и фрукты»...

Развивающее лото по развитию речи "Овощи и фрукты"

Развивающее лото по развитию речи "Овощи и фрукты" с изображенными 24 картинками фруктов и овощей. Способствует быстрому запоминанию по картинкам....