Занятие с элементами тренинговой работы "Декларация моей самоценности"
рабочая программа

Занятие направлено на формирование способности подростка адекватно оценивать себя на основе внутренней системы ценностей, взглядов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rafikova_trening_deklaratsiya_moey_samotsennosti.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Декларация моей самоценности»

Цель: дать представление о самоценности человеческого «Я», продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Задачи:

#1060;ормирование способности адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей, взглядов;

#1057;пособствовать личностному росту, особенно нравственному самосовершенствованию, создать условия для раскрытия творческого потенциала;

#1056;азвить рефлексию как процесс познания и понимания подростком самого себя.

Форма занятия: групповая

Методы: игровые методы, групповая дискуссия, арт-терапия (работа с рисунком), работа в парах, визуализация, обсуждение.

Возраст участников: 12-16 лет.

Оборудование: столы, стулья, ватман, флипчат, маркеры, карандаши, бейджи, ножницы, музыкальное сопровождение.

Место проведения: МБУ «МРЦ» отдел социально – психологической работы с подростками и молодежью.

Ответственный: психолог МБУ "МРЦ " Рафикова Л.Р.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята!

Рада всех вас сегодня видеть! Тема нашего занятия «Декларация моей самоценности».

Прежде чем мы начнем наше общение, нам необходимо принять общие правила работы в группе:

1)Доверительный стиль общения («нет» насмешкам и издевкам).
2) Общение по принципу «здесь» и «сейчас» (обсуждение того, что происходит в данный момент времени).
3)Персонификация высказываний (отказ от безличной речи).
4) Недопустимость непосредственных оценок (оцениваем не человека, а действия).
5)Уважение к говорящему (не перебиваем, вопросы после выступления).
6) Активность (даже если упражнение покажется неинтересным, нужно работать, не нарушая цепь).
7) Искренность (если нет желания говорить честно, молчим).
8) Говорим за себя (не обобщаем свое суждение и не говорим за других).
9) Группа всегда права (санкции применяются по решению большинства участников).

#1059;пражнение «Необычное знакомство»

Цель: создание настроя на работу по теме занятия, повышение активности участников и расширение представлений о себе и других.

Ведущий: стоя в круге, вам необходимо по очереди назвать выбранное себе имя и продемонстрировать какой-либо жест. Для того чтобы вы лучше запомнили друг друга (сблизились), упражнение проводится по принципу «снежного кома». То есть первый участник называет свое имя, показывает жест; второй — вспоминает имя, жест первого, затем называет свое имя и показывает свой жест; третий — первого, второго, свое имя и жест и т.д. по числу участников.
(После выполнения.) Как настроение? Какие ощущения? (Как правило, участники испытывают эмоциональный подъем.) Замечательно, тогда вперед!

Прежде чем, мы с вами продолжим нашу работу, послушаем притчу:

Однажды к Мастеру пришел молодой человек и сказал:
— Я пришел к тебе, потому что чувствую себя таким жалким и никчемным. Все вокруг твердят, что я неудачник, растяпа. Прошу тебя, Мастер, помоги мне!

Мастер, мельком взглянув на юношу, торопливо ответил:
— Извини, но я сейчас очень занят и никак не могу тебе помочь. Мне нужно срочно уладить одно очень важное дело, — и, немного подумав, добавил: — Но если ты согласишься помочь мне в моем деле, то я с удовольствием помогу тебе в твоем.
— С... с удовольствием, Мастер, — пробормотал тот, с горечью отметив, что его в очередной раз отодвигают на второй план.
— Хорошо, — сказал Мастер и снял со своего левого мизинца небольшое кольцо с красивым камнем.
— Возьми коня и скачи на рыночную площадь! Мне нужно срочно продать это кольцо, чтобы отдать долг. Постарайся взять за него побольше и ни в коем случае не соглашайся на цену ниже золотой монеты! Скачи же и возвращайся как можно скорее! Юноша взял кольцо и ускакал. Приехав на рыночную площадь, он стал предлагать кольцо торговцам, и те поначалу с интересом разглядывали его товар. Но стоило им услышать о золотой монете, как они тут же теряли к кольцу всякий интерес. Одни открыто смеялись ему в лицо, другие просто отворачивались, и лишь один пожилой торговец любезно объяснил ему, что золотая монета — это слишком высокая цена за такое кольцо и что за него могут дать разве что медную монету, ну в крайнем случае серебряную. Услышав слова старика, молодой человек очень расстроился, ведь он помнил наказ Мастера ни в коем случае не опускать цену ниже золотой монеты. Обойдя весь рынок и предложив кольцо доброй сотне людей, юноша вновь оседлал коня и вернулся обратно. Сильно удрученный неудачей, он вошел к Мастеру.— Мастер, я не смог выполнить твоего поручения, — с грустью сказал он. — В лучшем случае я мог бы выручить за кольцо пару серебряных монет, но ведь ты не велел соглашаться меньше чем на золотую! А столько это кольцо не стоит.
— Ты только что произнес очень важные слова, сынок! — отозвался Мастер. — Прежде чем пытаться продать кольцо, неплохо было бы установить его истинную ценность! Ну а кто может сделать это лучше, чем ювелир? Скачи-ка к ювелиру да спроси у него, сколько он предложит нам за кольцо. Только, что бы он тебе ни ответил, не продавай кольцо, а возвращайся ко мне. Юноша снова вскочил на коня и отправился к ювелиру.
Ювелир долго рассматривал кольцо через лупу, потом взвесил его на маленьких весах и, наконец, обратился к юноше:
— Передай Мастеру, что сейчас я не могу дать ему больше пятидесяти восьми золотых монет. Но, если он даст мне время, я куплю кольцо за семьдесят, учитывая срочность сделки.
— Семьдесят монет?! — юноша радостно засмеялся, поблагодарил ювелира и во весь опор помчался назад.
— Садись сюда, — сказал Мастер, выслушав оживленный рассказ молодого человека. И знай, сынок, что ты и есть это самое кольцо. Драгоценное и неповторимое! И оценить тебя может только истинный эксперт. Так зачем же ты ходишь по базару, ожидая, что это сделает первый встречный?

Рефлексия: Как вы думаете, почему я рассказала вам эту притчу? (ответы подростков). В чем основная мысль?

#1059;пражнение «Я - уникальный»

Цель: формирование представления о собственной уникальности.

Вот мы с вами поприветствовали друг друга, а теперь я предлагаю выполнить следующее упражнение, которое называется «Я - уникальный». Как все мы знаем, на планете нет ни одного человека, подобного нам. Каждый человек неповторим. Но иногда мы об этом забываем. Сейчас я дам вам два мяча разного цвета. Один передам налево, другой - направо. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я, как все...». Учащиеся, получившие второй мяч, продолжают высказывание «Я, не как все...». Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать.

В конце упражнения проводится обсуждение, в результате которого психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

#1052;ини – лекция «Самоценность и самооценка»

Цель: ознакомить участников с основными понятиями (терминами), темой занятия.

Человеческая жизнь является высшей ценностью сама по себе, как таковая. Человек ценен по факту своего рождения, просто потому, что родился и живет. Самоценность – это картина самого себя, отношение и чувство к себе, ощущение своей индивидуальной значимости, ценности. Формирование самооценки напрямую связана с самоценностью личности.

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя, с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя «на коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.

Каждый человек уникален, самоценен и бесценен, чудесен по своей природе. Осознать свою самоценность – первый шаг к счастью.

#1058;ест- игра «Моя самооценка»

Цель: настроить участников на работу в группе.

Подросткам предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а за тем быстро вписать в один кружок букву «Я». Ведущий объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит его результаты принимать очень серьезно.

5. Групповая дискуссия

Тема дискуссии: «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку».

Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим. Например: улучшаем внешность (прическа, макияж, следим за фигурой); занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей; достигаем успеха в каком-то деле; обесцениваем других людей; выигрываем конкурсы, соревнования; помогаем другим людям, тем самым повышая свою самооценку; украшаем свой уголок плакатами с надписями: «Ты — лучший!» и т.д.; «нарываемся» на комплимент; иногда рисуемся (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто», ярко); не ставим глобальных целей; имеем хобби как способ выделиться из толпы; усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.

Мнения участников записываются и дополняются ведущим:

-улучшаем внешность;

- занимаемся самообразованием, развитием своих способностей, талантов;

- достигаем успехов в каком-то деле;

- обесцениваем других людей;

- выигрываем конкурсы, соревнования;

- помогаем другим людям, тем самым повышая свою самооценку;

- украшаем свой уголок;

- напрашиваемся на комплименты, иногда «рисуемся» (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто»);

- не ставим глобальных целей;

- имеем хобби как способ выделиться из толпы.

Все вы наверняка слышали, как кто-нибудь из ваших сверстников говорил о себе «я - крутой» или о ком-то другом - «он - крутой». Как вы думаете, какой смысл придают они этим словам?

Крутой или уверенный в себе - это одно и то же? «Крутизна» - основа для того, чтобы все считали, что ты радуешься жизни, и думали, что ты имеешь силы действовать». Ведущий напоминает, каковы внешние признаки уверенного человека, и предлагает описать внешние признаки «крутого» (напряженная поза, суетливые жесты, многословие, повышенный тон в речи и т.п.). Нужно подчеркнуть, что человек стремится выглядеть «круто», но на самом деле он не уверен в себе.

#1059;пражнение - разминка «Походите так, как…»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Мы хорошо потрудились, прекрасно справились с заданиями, а теперь я предлагаю немного отдохнуть. Встаньте со своих мест и походите по комнате так, как ходили бы: король, грозный начальник милиции, жираф, маленькая мышка, слон, актер комедийного жанра. Всем спасибо, у вас отлично получилось.

#1059;пражнение «Принятие себя»

Цель: развитие готовности работать над с​обой, понимать себя и доверять другим, осуще​ствлять самоанализ.

Инструкция: написать 10 ответов на вопрос «Кто Я? » и 10 ответов на вопрос,

«Какой Я?». При этом надо учитывать любые свои характеристики, черты, интересы, эмоции – все, что чтобы описать себя фразой, начинающейся с «я».

#1059;пражнение «Мой девиз»

Цель: осознание участниками своей уникальности.

Инструкция: в старину у средневековых рыцарей был обычай - на воротах замка, гер​бе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе - ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими участниками группы.

#1059;пражнение на релаксацию
«Луг-лес-река-луг»

Ведущий: закройте глаза, сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моем голосе. Сделайте три глубоких вдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Уберите своего внутреннего критика, он не должен вам мешать слышать мой голос. Дыхание спокойное и размеренное, покой — покой — покой.
Представьте, что вместе с воздухом в грудную клетку попадает, частичками, «добрая» энергия. Чистая, светлая, теплая. С каждым вдохом ее больше, энергия — клубок желтых ниток. Почувствуйте ее тепло, почувствуйте тепло в груди, оно ниточками проникает во все точки тела, эти лучики согревают своим теплом. Вам уютно, приятно, комфортно, тепло, вы отдыхаете. Вдох — выдох. Концентрируйтесь на выдохе.
А теперь представьте, что вы — на лугу, залитом светом солнца. Смотрите, вслушайтесь, что за звуки, почувствуйте запах, что это за запах. Цветы, какие они — цвет, форма, большие — маленькие — запах.
Идите, идите по лугу. Вы идете по дороге, что это за дорога — узкая — широкая, извилистая — прямая, что под ногами — трава — песок — щебень — асфальт, что чувствуете. Лес — вы заходите в него. Запах, звуки, какие деревья. Вы в лесу. Дорога, тропа выводит из леса. Вы у реки. Какая она — широкая — узкая, глубокая — мелкая. Вы входите в воду, холодная — теплая. Почувствуйте, что вы ощущаете. Переходите реку. Снова — луг. Какой это луг? Запах — цветы — ветерок. Что за аромат и свежесть... А теперь на счет три, каждый откроет глаза. На счет три — раз, два, три — открыли глаза.

Задание — изобразите в цвете то, что каждый увидел.

Происходит обсуждение: какие ощущения от выполнения упражнения?

#1059;пражнение «Ода о себе»

Цель: совершенствование коммуникативных умений, навыков уверенного поведение.

Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите о себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.

Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего. Красиво перепишите, если можно – поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.

#1059;пражнение на повышение уверенности в себе

Цель: формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, что в свою очередь эффективно влияет на повышение уверенности в себе.

Процедура: Вызывается желающий участник, он садится на стул напротив остальных игроков. Суть игры в следующем: основной участник должен довериться на столько, насколько он считает нужным, раскрыть себя для остальных членов группы. Ему надо говорить о самом себе. Все, что он считает нужным.

Основной участник может рассказывать о своих приобретениях в ходе тренинга, о собственных переживаниях, впечатлениях, о том, как он себя чувствовал в данной группе, на занятиях, что неприятно задевало его «Я», а что вдохновляло, и т.п. О своих способностях; планах на будущее.

По окончанию рассказа основного участника остальные задают ему волнующие, интересующие их вопросы, относящиеся к участнику. После выступления всех участников общее обсуждение игры.

#1059;пражнение «Спасибо за приятное занятие»

Цель: рефлексия упражнений, получение обратной связи от участников.

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Сейчас мы постараемся выразить благодарность друг другу. Я попрошу одного из вас встать в центр, второй человек подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба участника остаются в центре, держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг.

Общая рефлексия: а теперь пусть каждый по кругу выскажется, что понравилось ему на сегодняшнем занятии? Что нового он узнал? Какие трудности возникали при выполнении упражнений.

И в завершении нашего занятия я зачитаю Декларацию вашей самоценности:

Декларацию самоценности

«Я — это Я.
Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Поэтому всё, что исходит от меня, — это подлинное мое, потому что именно Я выбрал(а) это.
Мне принадлежит все, что есть во мне:
мое тело, включая все, что оно делает;
мое сознание, включая все мои мысли и планы;
мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть;
мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость;
мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные;
мой голос — громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И потому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И я могу сделать так
, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше вещей о себе самом(ой).
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это моё. И в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.
Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел(а) и ощущал(а), что Я говорил(а) и что Я делал(а), как Я думал(а) и как Я чувствовал(а), Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется не подходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом(ой).
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким(ой) с другими людьми, быть продуктивным(ой), вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я — это Я, и Я — это замечательно!»


Литература:

  1. Анн Л.Ф Психологический тренинг с подростками, СПб: Питер, 2007.
  2. Гонохова Т. Трудно быть собой // Эл.ресурс. Режим доступа:
  3. Григоренко Т.А. Программа по развитию позитивной Я-концепции у старших подростков с помощью методов арт-терапии "Все грани моего Я". Эл.ресурс. Режим доступа:
  4. Макартычева Г.И Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведение. СПб, 2007.
  5. Мартыненко Ю. Познай себя и сделай первый шаг // Эл.ресурс. Режим доступа:
  6. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., 2000.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие с элементами тренинга "Активное и пассивное слушание"

Показать участникам важность активного слушания для эффективного общения. Наглядно продемонстрировать  каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания...

Занятие с элементами тренинга « Мы одна кадетская семья»

Сплочение вновь созданного кадетского коллектива (профильного класса) и построение эффективного командного взаимодействия.Невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходит...

Тематическое занятие с элементами тренинга для развития коммуникативных умений у подростков.

Цели и задачи занятия:Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира.Используемые методы и техники:Групповая дискуссия, игровые методы (ситуационно - ролевые, организационно – деятельностные)....

Проект занятия с элементами тренинга

Данный проект тренингового занятия иллюстрирует эффективность работы с обучающимися начального профессионального образования по моделированию процесса межличностного взаимодействия, отрабатыванию раз...

Разработка практического занятия с элементами проектной деятельности по дисциплине «Глобальные вычислительные сети» «РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫМИ СИСТЕМАМИ WWW»

Разработка практического занятия «Работа с информационно-поисковыми системами www» является необычной, т.к. в ней использованы элементы проектной деятельности.Первая часть занятия – защита проектной р...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЭЛЕМЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО ЭЛЕМЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ....

Тренинговое занятие с элементами арт-терапии для студентов выпускных групп «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

Возможностями данного тренингового занятия являются:вооружение знаниями о специфике этики деловых отношений;подготовка к самостоятельной профессиональной жизни;формирование и развитие коммуникативной ...