Главные вкладки
Технологическая карта занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию. Тема: заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине». Аппликация «Блюдо с фруктами» (старшая группа)
план-конспект занятия
Приветствую вас, гость, на одной из страниц моего сайта. Для полного погружения в мир поэзии и более эффективного запоминания, рекомендую воспользоваться технологической картой занятия по развитию речи по теме: «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине», где вы найдёте не только анализ произведения, но и возможность изучение поэтического произведения с помощью методов и приёмов в соответствии с требованиями методики и возрастом детей.
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОО и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД
Если вы скопировали текст или фотографии и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).
Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:
«Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."
ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.
ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.
Благодарю Вас за то, что посетили мой сайт. Желаю всем творческих успехов.
С уважением, О. Г. Гольская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине». Аппликация «Блюдо с фруктами». | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию
ФИО воспитателя: Брацыло Арина Андреевна
Образовательная(ые) область(и): речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Тема занятия: заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине». Аппликация «Блюдо с фруктами».
Возрастная группа: старшая.
Цель занятия: формирование интереса детей к художественной литературе посредством заучивания стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» с помощью мнемотаблиц.
Задачи
Образовательные:
- ориентировать дошкольников на формирование мировоззрения о том, что важно соблюдать нравственные правила общения в семье, создавать атмосферу доверия (забота родителей о детях важна, но не менее важна и забота детей о своих маме и папе);
- познакомить с автобиографией поэтессы Е. А. Благининой.
Развивающие:
- учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения; помогать выразительно, с естественными интонациями читать поэтическое произведение Е. Благининой;
- поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища (анализировать, сравнивать, обобщать); развивать монологическую форму речи.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к маме, такие качества, как: доброта, нежность и сочувствие, отзывчивость и самоотверженность по отношению к тем, кого любишь;
- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):
- продолжать отрабатывать приёмы вырезывания предметов округлой и овальной формы; учить делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов; закреплять приёмы аккуратного наклеивания.
Словарная работа: метнулся – быстро, резко передвинулся; шепнул – тихо сказал.
Планируемые результаты:
- дети имеют мотивацию к учебной деятельности: проявляют интерес к теме занятия, проявляют интерес к новому, неизвестному; готовы к совместной деятельности с воспитателем;
- проявляют умения: поддержать беседу, активно высказывать свою точку зрения с педагогами; правильно подбирать интонацию в предложениях стихотворения; постепенно запоминать стихотворение и рассказывать текст с опорой на мнемотаблицы; оценивать сверстников и адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Подготовительная работа: чтение книги Е. Благининой «Вот какая мама»; рассматривание иллюстраций разных художников с изображением мамы за работой (стирка, готовка, уборка и т. д.), профессий женщин.
Материалы и оборудование: иллюстрации «Профессии мам», «Фрукты»; стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»; мнемотаблица; цветная бумага (зелёная, жёлтая, фиолетовая, красная), ножницы, подкладной лист, клей, салфетки, половина листа картона А4 на каждого ребёнка.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | ||
1. | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирования интереса у детей к теме занятия. | - Ребята, давайте встанем и образуем круг, возьмитесь за руки Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно Говорю тебе: «Привет!» Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг. - Садитесь на стулья полукругом. Послушайте загадку: Кто нежнее всех на свете? Кто готовит нам обед? И кого так любят дети? И кого прекрасней нет? Кто читает на ночь книжки? Разгребая горы хлама, Не ругает нас с братишкой. Кто же это? Наша…(мама) -Правильно, ребята, конечно, мама. У ребёнка самое первое слово «мама» - потому что для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно в работе. Несмотря на то, что мамы работают где? (рассматривание иллюстраций и рассказ, где работает мама) Мамам очень трудно, и вы должны мамам помогать: убирать за собой игрушки, поливать цветы, ухаживать за животными. А как вы помогаете вашим мамам? (ответы детей) - Молодцы, ребята. -Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости. Поводов позаботиться о маме очень много. - А теперь давайте с вами перед занятием отдохнем и сделаем физкультминутку: «Маме надо отдыхать» Маме надо отдыхать (дети на цыпочках идут по кругу) Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, Маму я не разбужу. Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук (дети останавливаются в кругу и громко топают) Раздаётся пяток стук. Наши пяточки идут. (дети подходят к «маме» и обнимают) Прямо к мамочке бегу. | Словесный (приветствие детей, чтение стихотворения). Словесный (чтение загадки). Словесный (вводная беседа) Наглядный (рассматривание иллюстраций) Практический (рассказ детей, где работает мама) Практический (физкультминутка) | Дети заинтересованно слушают воспитателя, активно принимают участие в приветствии. Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, отгадывают загадку. С интересом рассматривают иллюстрации и составляют мини рассказ про маму. Повторяют движение за воспитателем в соответствии с текстом. | Дети готовы к совместной деятельности с воспитателем, проявляют интерес к занятию, активизация речевых центров. Владеют основными движениями. Снятие общего напряжения. | ||
2. | Основной этап | |||||||
2.1. | Этапы постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме. | -Мамам очень трудно всё успевать делать и при этом не уставать, и вы должны мамам помогать: убирать за собой игрушки, поливать цветы, ухаживать за животными, а ещё давать им иногда отдыхать. А как вы помогаете вашим мамам? (убираю кружки со стола после ужина, помогаю вытирать посуду, встречаю с сумками из магазина, ухаживаю, когда она болеет…) -А как вы себя ведёте, когда ваша мама спит? (играю в другой комнате с папой, не мешаю спать…) -Сейчас я вас познакомимся со стихотворением, где уставшая мама тоже спит, отдыхая, и мы вместе узнаем, что же случилось с ней, но для того, чтобы познакомится со стихотворением, нужно познакомится с ее автором. Внесение портрета Е. Благининой. -Перед нами портрет Елены Александровны Благининой. Елена Александровна Благинина – замечательная поэтесса, автор множества прекрасных детских стихотворений, полных тепла, семейного уюта и добра, Она приобрела известность как автор весёлых детских стихотворений, а также всевозможных считалок, дразнилок и скороговорок. В первую очередь, она писала для деток – маленьких девочек дошкольного и школьного возраста. Елена Александровна воспроизводит ее трепетное общение с живой природой, которая постепенно открывается ей в мелочах – грибочках, цветах, листьях деревьев, птицах и др. Это общение наполняет ее душу чувством бесконечного счастья – «Я домой счастливая пошла» («Белые грибы»). Поэтесса активно использовала фольклорные элементы в своей лирике. Она включала в стихи старинные слова – «травушка-муравушка», «солнышко красно», «ранешенько», «белешенько», которые придавали ее стихам особое – напевное звучание. Одно из лучших стихотворений Благининой на эту тему – «Посидим в тишине», в котором маленькая девочка трогательно стережет сон мамы, уставшей от непосильной домашней работы. | Словесный (беседа, вопросы к детям). Наглядный (внесение, рассматривание портрета) Словесный (рассказ об авторе) | Слушают воспитателя и отвечают на вопросы. Рассматривают портрет писателя, слушают его биографию. | Проявляют интерес к теме занятия, проявляют интерес к новому, неизвестному. Имеют мотивацию к учебной деятельности. | ||
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определённого объёма знаний и представлений по теме. | -Сегодня мы на занятии познакомимся со стихотворением Елены Благининой «Посидим в тишине».
-Ребята, вам понравилось стихотворение? -А кто запомнил, как называется стихотворение, и кто его автор? Почему автор именно так назвала свое стихотворение? Хорошо, молодцы. Катя, повтори название стихотворения и автора. -О чём рассказывает девочка? -А кто помнит, как автор в тексте говорит о том, что мама устала? А с какой интонацией? Правильно, с заботливой, кто сможет сказать? Хорошо, Дима, молодец, но нужно более ласковее это сказать, скажи ещё раз. Вот сейчас молодец, намного лучше. -А что не стала делать девочка? Как об этом говориться в тексте. А что такое волчок? Правильно, это юла. Давайте вместе скажем «волчок». Лена, повтори слово «волчок». -А что происходит с игрушками, кто помнит? А с какой интонацией это нужно сказать? Правильно, едва слышно, потому что в комнате тихо. Саша, повтори строчки. Лера, повтори теперь ты. Хорошо, но нужно сказать это тихим голосом. -А что делает луч, чтобы не разбудить маму? А что значит крадётся? Правильно, медленно движется, едва заметно. Давайте вместе повторим «луч крадётся». Катя, повтори. Молодец, правильно. -А кто запомнил, что сказала девочка лучу? Послушайте, как об этом говорит автор «И сказала я лучу: Я тоже двигаться хочу». Маша, повтори выражение. Женя, теперь ты. Молодцы. -А что хотела делать девочка, но не стала? Правильно, а почему она этого не делала? А кто помнит, как об этом говорится в тексте? Катя, ты помнишь? Повтори. Я тебе напомню первую строчку «Я бы многое хотела...». -А послушайте, как девочка решает ничего не делать из того, что хочет. «Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу.» Аня, повтори это выражение. Молодец, но нужно было сказать более заботливее. -Кто помнит, что сделал луч в конце стихотворения? Что значит метнулся? Правильно, быстро двинулся. Давайте вместе произнесём выражение «Луч метнулся». Дима, повтори. Соня, повтори. Молодцы. -А что луч шепнул будто девочке, когда скользнул по ней? А что значит «шепнул». Правильно, то есть эти строчки мы должны произнести тихо, вот так... - Какие чувства вы испытывали, когда слушали это стихотворение? - Ребята, как бы вы поступили на месте девочки? - Чему хочет научить нас автор? (Стихотворение Е.Благининой учит доброте, послушанию и уважению к старшим, особенно к родителям. То, что родители должны заботиться о своих детях, известно всем. Но не менее важно детям быть внимательными по отношению к тем, кто их любит и кого любят они сами. Поэтому-то маленькая героиня так спокойно соглашается с тем, что ей придётся на какое-то время отказаться от развлечений.) - Почему важно в семье любить друг друга? | Словесный (сообщение темы занятия) Словесный (первичное чтение, беседа по содержанию, вопросы) Практический (повтор строчек детьми) Словесный - вопросы (индивидуальная работа над выразительностью речи) Словесный (словарная работа – значения слова; привлечение детей к объяснению значения слова; хоровое и индивидуальное повторение фразы) Словесный (вопросы к детям) | Внимательно слушают чтение стихотворения воспитателем. Активно отвечают на заданные вопросы. По просьбе воспитателя проговаривают нужные строчки стихотворения. Дети повторяют слова за воспитателем. | Проявляют умение поддержать беседу, высказывают свою точку зрения, постепенно запоминают стихотворение для заучивания. Умеют правильно подбирать интонацию в предложениях стихотворения. Знают значение слов «Метнулся», «Шепнул». | ||
2.3. | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы. | -Сейчас я ещё раз прочитаю стихотворение Елены Благининой «Посидим в тишине, вы должны будете его запомнить и рассказать наизусть. Во время чтения я вам буду показывать схемы, чтобы вы могли представить, о чем это стихотворение, и чтобы вам было легче его потом рассказать по этим схемам. (Рассказывание стихотворения детьми (5-6 детей – сначала с хорошей памятью, потом со средним и низки уровнем запоминания, потом снова с хорошей, припоминаю строчки по необходимости) -Вова, ты послушал, как Даша рассказала стихотворение. Тебе понравилось? А как она рассказывала, хорошо, выразительно? А смогла она передать тишину? А когда подкрался луч – смогла передать страх? А любовь к маме у неё получилось передать? Молодец, Даша, хорошо рассказала стихотворение. (оценка каждого рассказчика) -Какие вы молодцы, ребята, теперь давайте отдохнём и сделаем пальчиковую гимнастику: «Подарок маме» Маме подарок я сделать решила. (Скользящие движения ладонью о ладонь) Коробку с катушками тихо открыла. (Поочередно растирать пальцы левой руки) Нитки и пяльцы достала я с полки, (как бы надевая на каждый палец) Вдела зеленую нитку в иголку. («Колечко» из сжатых пальцев правой руки) Мамин наперсток - на дочкином пальце. Белую ткань я надела на пяльцы. Иголкой веду за стежочком стежочек. (Поочередно растирать пальцы правой руки) Я вышиваю чудный цветочек: Сначала – зеленые стебельки, После – веселые лепестки, В центре кружка – ярко-желтый кружок. Я закрепляю последний стежок. (Потереть ладони друг о друга) Я разминаю уставшие пальцы. (Сжимать и разжимать пальцы) Я убираю старинные пяльцы. Нитку с иголкой в шкатулку кладу. (Переплести пальцы обеих рук и сделать в «качельку» В мамину комнату тихо иду. Встану на низкую табуретку. (Встают на ноги) И на комод постелю я салфетку. (Протягивают руки вперед) В комнату мама войдет, удивится (Покачать головой, поставив руки на пояс) - Дочка, какая же ты мастерица. | Словесный (повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.) Наглядный (мнемотаблица) Практический (рассказывание детьми стихотворения наизусть) Словесный (процессуальная оценка) Практический (выполнение пальчиковой гимнастики) | Внимательно слушают воспитателя, рассказывают стихотворение наизусть, работают с мнемотаблицей. Проводят процессуальную оценку. Повторяют движения пальчиковой гимнастики за воспитателем. | Умеют пересказывать текст в соответствии с мнемотаблицей. Умеют оценивать сверстников Умеют адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Проявляет умение поддержать беседу, высказывает свою точку зрения; активно общается в форме диалога с педагогами, сверстниками. Снятие напряжение с помощью пальчиковой гимнастики, подготовка рук к продуктивной деятельности. | ||
3. | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки. | -Ребята, мы с вами выяснили, что маму нужно ценить, оберегать. А что можно сделать такое, чтобы маме было приятно? Может быть подарить ей что-нибудь? Я загадаю вам загадку, а отгадав её вы узнаете, что можно подарить маме. Груша, яблоко, банан, Ананас из жарких стран. Эти вкусные продукты Вместе все зовутся... (фрукты) -Верно, а где мы здесь сейчас в группе можем найти фрукты, не покупая их? Как можно сделать фрукты? (слепить, нарисовать, сделать аппликацию) -Молодцы, сделаем аппликацию! (показ иллюстраций фруктов: слива, яблоко, груша) -Посмотрите, какие фрукты изображены? (слива, яблоко, груша). Какого они цвета? (слива фиолетовая, яблоко красное, груша жёлтая). Какой формы? (слива овальная, яблоко круглое, груша круглая внизу и вытянутая вверху) Всё верно, ребята. -Посмотрите на эту работу. Это аппликация фруктов. Красивая, вам нравится? Её мы сегодня и будем делать. Вы уже знаете, что, чтобы вырезать одинаковую, симметричную фигуру, нужно сложить бумагу пополам, вдвое. Смотрите, я буду сперва вырезать сливу. Какую бумагу беру? (фиолетовую) Складываю бумагу вдвое, намечаю карандашом половинку сливы – половинку овала со стороны сгиба бумаги. Держу лист крепко, вырезаю, разворачиваю. Что получилось? (овал) У сливы, посмотрите, есть выемка, где росла её веточка. Её я вырезаю вот так – как будто маленький треугольник. Получилась слива? Как буду вырезать яблоко? (взяв красную бумагу, сложив вдвое, нарисовав половину круга у линии сгиба, развернув и вырезав треугольник сверху) (груша аналогично) -Я вырезала все фрукты, теперь мне нужно расположить их на листе так, чтобы все поместились. Приложила все, посмотрела – красиво. Приклеиваю их, проглаживаю салфеткой. Посмотрите, чего не хватает? (листочков) Верно. Мне нужно три одинаковых листа, как я их сделаю? (сложив бумагу втрое) Верно! (выполнила, приклеила) -Посмотрите, красиво вышло? (да) -Теперь вы сделайте такую же работу. (дети выполняют аппликацию, контролирую и даю указания по необходимости, провожу индивидуальную работу, показываю повторно приёмы вырезывания по необходимости) -Какие красивые аппликации у вас вышли. Можно и маме их подарить, верно? -Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на занятии. Ребята вам понравилась героиня этого стихотворения? - Чем она понравилась, какая она? -Правильно ребята! И вы тоже должны любить и заботится о своей маме. Ведь очень часто вы не думайте, что ваши родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И вы тоже, как главная героина стихотворения " Посидим в тишине", должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают. Если вы не будете мешать отдыху своим родителям, то может быть они, после того как проснуться, будут играть вместе с вами в самые разнообразные игры. -Что вам больше всего понравилось? Что запомнилось? Что бы вы хотели ещё узнать? | Словесный (загадывание загадки) Наглядный (показ иллюстраций) Словесный (актуализация знаний об аппликации, анализ иллюстраций, беседа) Практический (показ этапов и приёмов выполнения аппликации) Практический (выполнение задания детьми; индивидуальная работа) Словесный (вопросы закрепляющие знания детей) Рефлексия | Отгадывают загадку, слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Актуализируют знания об способах выполнения аппликации, выполняю аппликацию. Оценивают свои и чужие работы. Активно принимают участие в диалоге с воспитателем и сверстниками, отвечают на вопросы. | Умеют оценивать сверстников Умеют адекватно понимать оценку взрослого и сверстника Умеют делать обобщенные выводы. Проявляют умение поддержать беседу, высказывает свою точку зрения; активно общается в форме диалога с педагогами, сверстниками. |
Используемая литература:
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией К63 Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт.-сост. Н. В. Лободина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 399 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗНЯТЙЯ № 1 Предмет Электротехника и электроника Тема занятия Электрическое поле, характеристики
Время 2 час.Вид занятий (тип урока) Урок сообщения новых знаний...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗНЯТЙЯ № 2 Предмет Электротехника и электроника Тема занятия Диэлектрики в электрическом поле
Время 2 час.Вид занятий (тип урока)...
Технологическая карта занятия по ФГОС по теме "Радиоактивность. Радиопротекторные свойства пищи"
Технологическая карта урока Название предмета физика Курс второй Урок № 146 Дата 27.04.2015Тема РадиоактивностьАвтор УМК Мякишев Г. Я., Бухов...
Технологические карты занятий по профессиональному модулю ПМ.02 специальности Сестринское дело Тема 12 Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии
Запись хода практических занятий по ПМ.02 специальности сестринское дело теме12: "Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии" в форме технологической карты дает п...
Технологическая карта занятия физической культуры по теме "Обучение технике бросков в баскетболе"
Урок-соревнование...
Технологическая карта занятия по химии из темы «Химические реакции»
Цели урока:Образовательная: создать условия для совершенствования обучающимися знаний об определении степеней окисления атомов химических элементов, отработки умений записывать процессы изменения степ...
Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).
ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...