Технологическая карта занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию. Тема: заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине». Аппликация «Блюдо с фруктами» (старшая группа)
план-конспект занятия

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

          Приветствую вас, гость, на одной из страниц моего сайта.   Для полного погружения в мир поэзии и более эффективного запоминания, рекомендую воспользоваться технологической картой занятия по развитию речи по теме: «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине», где вы найдёте не только анализ произведения, но и возможность изучение поэтического произведения с помощью методов и приёмов в соответствии с требованиями методики и возрастом детей.

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОО и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД

          Если вы скопировали текст или фотографии и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).

       Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:

          Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:

       «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."

          ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.

ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.

Благодарю Вас за то, что посетили мой сайт. Желаю всем творческих успехов.

                                                                                                                                                                          

 С уважением, О. Г. Гольская.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию

ФИО воспитателя: Брацыло Арина Андреевна

Образовательная(ые) область(и): речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Тема занятия: заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине». Аппликация «Блюдо с фруктами».

Возрастная группа: старшая. 

Цель занятия: формирование интереса детей к художественной литературе посредством заучивания стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» с помощью мнемотаблиц.

Задачи

Образовательные:

- ориентировать дошкольников на формирование мировоззрения о том, что важно соблюдать нравственные правила общения в семье, создавать атмосферу доверия (забота родителей о детях важна, но не менее важна и забота детей о своих маме и папе);

- познакомить с автобиографией поэтессы Е. А. Благининой.

Развивающие:

- учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения; помогать выразительно, с естественными интонациями читать поэтическое произведение Е. Благининой;

- поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища (анализировать, сравнивать, обобщать); развивать монологическую форму речи.

            Воспитательные:

            -  воспитывать заботливое отношение к маме, такие качества, как: доброта, нежность и сочувствие, отзывчивость и самоотверженность по отношению к тем, кого любишь;

            - учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):

- продолжать отрабатывать приёмы вырезывания предметов округлой и овальной формы; учить делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов; закреплять приёмы аккуратного наклеивания.

Словарная работа: метнулся – быстро, резко передвинулся; шепнул – тихо сказал.

Планируемые результаты:

 - дети имеют мотивацию к учебной деятельности: проявляют интерес к теме занятия, проявляют интерес к новому, неизвестному; готовы к совместной деятельности с воспитателем;

- проявляют умения: поддержать беседу, активно высказывать свою точку зрения с педагогами; правильно подбирать интонацию в предложениях стихотворения; постепенно запоминать стихотворение и рассказывать текст с опорой на мнемотаблицы; оценивать сверстников и адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Подготовительная работа: чтение книги Е. Благининой «Вот какая мама»; рассматривание иллюстраций разных художников с изображением мамы за работой (стирка, готовка, уборка и т. д.), профессий женщин.

Материалы и оборудование: иллюстрации «Профессии мам», «Фрукты»; стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»; мнемотаблица; цветная бумага (зелёная, жёлтая, фиолетовая, красная), ножницы, подкладной лист, клей, салфетки, половина листа картона А4 на каждого ребёнка.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы,

 формы,

приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые

результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирования интереса у детей к теме занятия.

- Ребята, давайте встанем и образуем круг, возьмитесь за руки

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

- Садитесь на стулья полукругом. Послушайте загадку:

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама,

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша…(мама)

-Правильно, ребята, конечно, мама. У ребёнка самое первое слово «мама» - потому что для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно в работе. Несмотря на то, что мамы работают где? (рассматривание иллюстраций и рассказ, где работает мама)

Мамам очень трудно, и вы должны мамам помогать: убирать за собой игрушки, поливать цветы, ухаживать за животными. А как вы помогаете вашим мамам? (ответы детей) - Молодцы, ребята.

-Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости. Поводов позаботиться о маме очень много.

- А теперь давайте с вами перед занятием отдохнем и сделаем физкультминутку:

«Маме надо отдыхать»

Маме надо отдыхать (дети на цыпочках идут по кругу)

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук (дети останавливаются в кругу и громко топают)

Раздаётся пяток стук.

Наши пяточки идут. (дети подходят к «маме» и обнимают)

Прямо к мамочке бегу.

Словесный (приветствие детей, чтение стихотворения).

Словесный (чтение загадки).

Словесный (вводная беседа)

Наглядный (рассматривание иллюстраций)

Практический (рассказ детей, где работает мама)

Практический (физкультминутка)

Дети заинтересованно слушают воспитателя, активно принимают участие в приветствии.

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, отгадывают загадку.      

С интересом рассматривают иллюстрации и составляют мини рассказ про маму.

Повторяют движение за воспитателем в соответствии с текстом.

Дети готовы к совместной деятельности с воспитателем, проявляют интерес к занятию, активизация речевых центров.

Владеют основными движениями. Снятие общего напряжения.

2.

Основной этап

2.1.

Этапы постановки

проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.

-Мамам очень трудно всё успевать делать и при этом не уставать, и вы должны мамам помогать: убирать за собой игрушки, поливать цветы, ухаживать за животными, а ещё давать им иногда отдыхать. А как вы помогаете вашим мамам? (убираю кружки со стола после ужина, помогаю вытирать посуду, встречаю с сумками из магазина, ухаживаю, когда она болеет…)

-А как вы себя ведёте, когда ваша мама спит? (играю в другой комнате с папой, не мешаю спать…)

-Сейчас я вас познакомимся со стихотворением, где уставшая мама тоже спит, отдыхая, и мы вместе узнаем, что же случилось с ней, но для того, чтобы познакомится со стихотворением, нужно познакомится с ее автором.

Внесение портрета Е. Благининой.

-Перед нами портрет Елены Александровны Благининой. Елена Александровна Благинина – замечательная поэтесса, автор множества прекрасных детских стихотворений, полных тепла, семейного уюта и добра, Она приобрела известность как автор весёлых детских стихотворений, а также всевозможных считалок, дразнилок и скороговорок. В первую очередь, она писала для деток – маленьких девочек дошкольного и школьного возраста. Елена Александровна воспроизводит ее трепетное общение с живой природой, которая постепенно открывается ей в мелочах – грибочках, цветах, листьях деревьев, птицах и др. Это общение наполняет ее душу чувством бесконечного счастья – «Я домой счастливая пошла» («Белые грибы»). Поэтесса активно использовала фольклорные элементы в своей лирике. Она включала в стихи старинные слова – «травушка-муравушка», «солнышко красно», «ранешенько», «белешенько», которые придавали ее стихам особое – напевное звучание.

Одно из лучших стихотворений Благининой на эту тему – «Посидим в тишине», в котором маленькая девочка трогательно стережет сон мамы, уставшей от непосильной домашней работы.

Словесный (беседа, вопросы к детям).

Наглядный (внесение, рассматривание портрета)

Словесный (рассказ об авторе)

Слушают воспитателя и отвечают на вопросы.

Рассматривают портрет писателя, слушают его биографию.

Проявляют интерес к теме занятия, проявляют интерес к новому, неизвестному.

Имеют мотивацию к учебной деятельности.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определённого объёма знаний и представлений по теме.

-Сегодня мы на занятии познакомимся со стихотворением Елены Благининой «Посидим в тишине».

Мама спит, она устала...

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой,

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

-Я тоже двигаться хочу!

Я бы многое хотела:

Вслух читать и мяч катать.

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене.

А потом скользнул ко мне.

-Ничего, -шепнул он будто, -

Посидим и в тишине!..

-Ребята, вам понравилось стихотворение?

-А кто запомнил, как называется стихотворение, и кто его автор? Почему автор именно так назвала свое стихотворение?

Хорошо, молодцы. Катя, повтори название стихотворения и автора.

-О чём рассказывает девочка?

-А кто помнит, как автор в тексте говорит о том, что мама устала?

А с какой интонацией? Правильно, с заботливой, кто сможет сказать? Хорошо, Дима, молодец, но нужно более ласковее это сказать, скажи ещё раз. Вот сейчас молодец, намного лучше.

-А что не стала делать девочка? Как об этом говориться в тексте. А что такое волчок? Правильно, это юла. Давайте вместе скажем «волчок». Лена, повтори слово «волчок».

-А что происходит с игрушками, кто помнит? А с какой интонацией это нужно сказать? Правильно, едва слышно, потому что в комнате тихо. Саша, повтори строчки. Лера, повтори теперь ты. Хорошо, но нужно сказать это тихим голосом.

-А что делает луч, чтобы не разбудить маму? А что значит крадётся? Правильно, медленно движется, едва заметно. Давайте вместе повторим «луч крадётся». Катя, повтори. Молодец, правильно.

-А кто запомнил, что сказала девочка лучу? Послушайте, как об этом говорит автор «И сказала я лучу: Я тоже двигаться хочу».

Маша, повтори выражение. Женя, теперь ты. Молодцы.

-А что хотела делать девочка, но не стала? Правильно, а почему она этого не делала? А кто помнит, как об этом говорится в тексте? Катя, ты помнишь? Повтори. Я тебе напомню первую строчку «Я бы многое хотела...».

-А послушайте, как девочка решает ничего не делать из того, что хочет. «Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу.»

Аня, повтори это выражение. Молодец, но нужно было сказать более заботливее.

-Кто помнит, что сделал луч в конце стихотворения? Что значит метнулся? Правильно, быстро двинулся. Давайте вместе произнесём выражение «Луч метнулся». Дима, повтори. Соня, повтори. Молодцы.

-А что луч шепнул будто девочке, когда скользнул по ней? А что значит «шепнул». Правильно, то есть эти строчки мы должны произнести тихо, вот так...

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали это стихотворение?

- Ребята, как бы вы поступили на месте девочки?

-  Чему хочет научить нас автор? (Стихотворение Е.Благининой учит доброте, послушанию и уважению к старшим, особенно к родителям. То, что родители должны заботиться о своих детях, известно всем. Но не менее важно детям быть внимательными по отношению к тем, кто их любит и кого любят они сами. Поэтому-то маленькая героиня так спокойно соглашается с тем, что ей придётся на какое-то время отказаться от развлечений.)

- Почему важно в семье любить друг друга?

 Словесный (сообщение темы занятия)

Словесный (первичное чтение, беседа по содержанию, вопросы)

Практический (повтор строчек детьми)

Словесный - вопросы

(индивидуальная работа над выразительностью речи)

Словесный (словарная работа –  значения слова; привлечение детей к объяснению значения слова; хоровое и индивидуальное повторение фразы)

Словесный (вопросы к детям)

Внимательно слушают чтение стихотворения воспитателем.

Активно отвечают на заданные вопросы.

По просьбе воспитателя проговаривают нужные строчки стихотворения.

Дети повторяют слова за воспитателем.

Проявляют умение поддержать беседу, высказывают свою точку зрения, постепенно запоминают стихотворение для заучивания.

Умеют правильно подбирать интонацию в предложениях стихотворения.

Знают значение слов «Метнулся», «Шепнул».

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы.

-Сейчас я ещё раз прочитаю стихотворение Елены Благининой «Посидим в тишине, вы должны будете его запомнить и рассказать наизусть.

Во время чтения я вам буду показывать схемы, чтобы вы могли представить, о чем это стихотворение, и чтобы вам было легче его потом рассказать по этим схемам.

 (Рассказывание стихотворения детьми (5-6 детей – сначала с хорошей памятью, потом со средним и низки уровнем запоминания, потом снова с хорошей, припоминаю строчки по необходимости)

-Вова, ты послушал, как Даша рассказала стихотворение. Тебе понравилось? А как она рассказывала, хорошо, выразительно? А смогла она передать тишину? А когда подкрался луч – смогла передать страх? А любовь к маме у неё получилось передать? Молодец, Даша, хорошо рассказала стихотворение.

(оценка каждого рассказчика)

-Какие вы молодцы, ребята, теперь давайте отдохнём и сделаем пальчиковую гимнастику:

«Подарок маме»

Маме подарок я сделать решила. (Скользящие движения ладонью о ладонь)

Коробку с катушками тихо открыла. (Поочередно растирать пальцы левой руки)

Нитки и пяльцы достала я с полки, (как бы надевая на каждый палец)

Вдела зеленую нитку в иголку. («Колечко» из сжатых пальцев правой руки)

Мамин наперсток - на дочкином пальце.

Белую ткань я надела на пяльцы.

Иголкой веду за стежочком стежочек. (Поочередно растирать пальцы правой руки)

Я вышиваю чудный цветочек:

Сначала – зеленые стебельки,

После – веселые лепестки,

В центре кружка – ярко-желтый кружок.

Я закрепляю последний стежок. (Потереть ладони друг о друга)

Я разминаю уставшие пальцы. (Сжимать и разжимать пальцы)

Я убираю старинные пяльцы.

Нитку с иголкой в шкатулку кладу. (Переплести пальцы обеих рук и сделать в «качельку»

В мамину комнату тихо иду.                            

Встану на низкую табуретку. (Встают на ноги)

И на комод постелю я салфетку. (Протягивают руки вперед)

В комнату мама войдет, удивится (Покачать головой, поставив руки на пояс)

- Дочка, какая же ты мастерица.

Словесный (повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.)

Наглядный (мнемотаблица)

Практический (рассказывание детьми стихотворения наизусть)

Словесный (процессуальная оценка)

Практический (выполнение пальчиковой гимнастики)

Внимательно слушают воспитателя, рассказывают стихотворение наизусть, работают с мнемотаблицей.

Проводят процессуальную оценку.

Повторяют движения пальчиковой гимнастики за воспитателем.

Умеют пересказывать текст в соответствии с мнемотаблицей.

Умеют оценивать сверстников

Умеют адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Проявляет умение поддержать беседу, высказывает свою точку зрения; активно общается в форме диалога с педагогами, сверстниками.

Снятие напряжение с помощью пальчиковой гимнастики, подготовка рук к продуктивной деятельности.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки.

-Ребята, мы с вами выяснили, что маму нужно ценить, оберегать. А что можно сделать такое, чтобы маме было приятно? Может быть подарить ей что-нибудь? Я загадаю вам загадку, а отгадав её вы узнаете, что можно подарить маме.

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся... (фрукты)

-Верно, а где мы здесь сейчас в группе можем найти фрукты, не покупая их? Как можно сделать фрукты? (слепить, нарисовать, сделать аппликацию)

-Молодцы, сделаем аппликацию!

 (показ иллюстраций фруктов: слива, яблоко, груша)

-Посмотрите, какие фрукты изображены? (слива, яблоко, груша). Какого они цвета? (слива фиолетовая, яблоко красное, груша жёлтая). Какой формы? (слива овальная, яблоко круглое, груша круглая внизу и вытянутая вверху) Всё верно, ребята.

-Посмотрите на эту работу. Это аппликация фруктов. Красивая, вам нравится? Её мы сегодня и будем делать. Вы уже знаете, что, чтобы вырезать одинаковую, симметричную фигуру, нужно сложить бумагу пополам, вдвое. Смотрите, я буду сперва вырезать сливу. Какую бумагу беру? (фиолетовую) Складываю бумагу вдвое, намечаю карандашом половинку сливы – половинку овала со стороны сгиба бумаги. Держу лист крепко, вырезаю, разворачиваю. Что получилось? (овал) У сливы, посмотрите, есть выемка, где росла её веточка. Её я вырезаю вот так – как будто маленький треугольник. Получилась слива? Как буду вырезать яблоко? (взяв красную бумагу, сложив вдвое, нарисовав половину круга у линии сгиба, развернув и вырезав треугольник сверху) (груша аналогично)

-Я вырезала все фрукты, теперь мне нужно расположить их на листе так, чтобы все поместились. Приложила все, посмотрела – красиво. Приклеиваю их, проглаживаю салфеткой. Посмотрите, чего не хватает? (листочков) Верно. Мне нужно три одинаковых листа, как я их сделаю? (сложив бумагу втрое) Верно! (выполнила, приклеила)

-Посмотрите, красиво вышло? (да)

-Теперь вы сделайте такую же работу.

(дети выполняют аппликацию, контролирую и даю указания по необходимости, провожу индивидуальную работу, показываю повторно приёмы вырезывания по необходимости)

-Какие красивые аппликации у вас вышли. Можно и маме их подарить, верно?

-Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на занятии. Ребята вам понравилась героиня этого стихотворения? - Чем она понравилась, какая она?

-Правильно ребята! И вы тоже должны любить и заботится о своей маме. Ведь очень часто вы не думайте, что ваши родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И вы тоже, как главная героина стихотворения " Посидим в тишине", должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают. Если вы не будете мешать отдыху своим родителям, то может быть они, после того как проснуться, будут играть вместе с вами в самые разнообразные игры.

-Что вам больше всего понравилось? Что запомнилось? Что бы вы хотели ещё узнать?

Словесный (загадывание загадки)

Наглядный (показ иллюстраций)

Словесный (актуализация знаний об аппликации, анализ иллюстраций, беседа)

Практический (показ этапов и приёмов выполнения аппликации)

Практический (выполнение задания детьми; индивидуальная работа)

Словесный (вопросы закрепляющие знания детей)

Рефлексия

Отгадывают загадку, слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Актуализируют знания об способах выполнения аппликации, выполняю аппликацию.

Оценивают свои и чужие работы.

Активно принимают участие в диалоге с воспитателем и сверстниками, отвечают на вопросы.

Умеют оценивать сверстников

Умеют адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

Умеют делать обобщенные выводы.

Проявляют умение поддержать беседу, высказывает свою точку зрения; активно общается в форме диалога с педагогами, сверстниками.

Используемая литература:

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией К63 Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт.-сост. Н. В. Лободина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 399 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗНЯТЙЯ № 1 Предмет Электротехника и электроника Тема занятия Электрическое поле, характеристики

Время               2 час.Вид занятий (тип урока)       Урок сообщения новых знаний...

Технологическая карта занятия по ФГОС по теме "Радиоактивность. Радиопротекторные свойства пищи"

Технологическая карта урока Название   предмета физика  Курс второй   Урок № 146   Дата 27.04.2015Тема   РадиоактивностьАвтор УМК Мякишев Г. Я., Бухов...

Технологические карты занятий по профессиональному модулю ПМ.02 специальности Сестринское дело Тема 12 Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии

Запись хода  практических занятий по ПМ.02 специальности сестринское дело теме12: "Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии" в форме технологической карты дает п...

Технологическая карта занятия по химии из темы «Химические реакции»

Цели урока:Образовательная: создать условия для совершенствования обучающимися знаний об определении степеней окисления атомов химических элементов, отработки умений записывать процессы изменения степ...

Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).

ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...