Теоретические основы и особенности работы по профессиональной ориентации среди лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
статья
На протяжении всей жизни каждый человек сталкивается с необходимостью выбора пути развития и от того, насколько успешным и осознанным он окажется, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь.
Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является профориентация, подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во взрослую жизнь.
Для этого, прежде всего, необходимо создавать педагогические условия в образовательном учреждении и в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs-praktik_tyumenskiy_kooledzh.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентационная работа среди обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Теоретические основы и особенности работы по профессиональной ориентации среди лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Мачула Наталья Викторовна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Георгиевский колледж»
педагог-психолог
г. Георгиевск
8-938-302-15-00
natabesko83@gmail.com
Аннотация
Содержание
| |
2. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) | |
3. Основные направления профориентационной работы среди лиц с инвалидностью и ОВЗ | |
4. Формы и средства профориентационной работы | |
5. Профессиональная диагностика в процессе профориентации лиц с инвалидностью | |
6. Основные проблемы реализации профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью в системе СПО | |
7. Основные проблемы выбора профессии среди детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |
8. Используемая литература | |
9. Приложение 1. | |
10. Приложение 2. |
На протяжении всей жизни каждый человек сталкивается с необходимостью выбора пути развития и от того, насколько успешным и осознанным он окажется, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь.
Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является профориентация, подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во взрослую жизнь.
Для этого, прежде всего, необходимо создавать педагогические условия в образовательном учреждении и в семье.
Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью представляют собой отдельную категорию детей. Для того, чтобы профессиональное самоопределение таких обучающихся было успешным, важно развивать у них адекватное отношение к себе, к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Разная степень выраженности основного дефекта, несформированность эмоционально-волевой и познавательной сферы, поведенческие нарушения не позволяют использовать в педагогической работе единообразные подходы.
Основная цель профориентационной работы заключается в профессиональном самоопределении ребёнка с учётом его склонностей, интересов, возможностей.
Задачи профориентации - создать условия для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению. Активизировать личное участие лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для формирования своего будущего. Пробуждение у обучающихся интереса к знакомству с различными видами деятельности.
Категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
- с нарушением слуха (глухие и слабослышащие);
- с нарушением зрения (слепые и слабовидящие);
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм и т.п.);
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП);
- с задержкой психического развития (ЗПР);
- с нарушением интеллекта (легкая умственная отсталость);
- другие заболевания (соматические заболевания).
Основные направления профориентационной работы среди лиц с инвалидностью и ОВЗ.
В качестве основных направлений деятельности по профориентации лиц с ОВЗ можно выделить:
- профессиональное воспитание - формирование личности будущего специалиста, развития его интереса к профессии и других профессионально важных качеств.
- профессиональное просвещение предусматривает профессиональное информирование, его цель — сообщить учащимся определенный объем сведений о профессии, информировать их о способах и условиях овладения ей; пропагандировать общественную значимость профессии;
- профессиональное информирование – комплекс мероприятий, направленных на освещение потребностей рынка труда, его особенностей, общих проблем трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ с учётом их личностных и физиологических особенностей. Цель профессионального информирования заключается в том, чтобы ознакомить молодёжь с основными профессиями и их специальностями.
- профессиональная консультация - сводится к рекомендации лицу с ОВЗ сферы профессиональной деятельности и типа учебного заведения, которые соответствуют его интересам и способностям. При этом прогнозная оценка должна соотноситься с успешностью будущей деятельности; удовлетворённостью своим трудом; психофизиологической ценой затрат на овладение профессией. Лицо с инвалидностью или с ОВЗ должно узнать о том, как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности; почему стоит отказаться от приобретения той или иной профессии/специальности, наоборот, выбрать ее; как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы минимизировать личностные затраты и ошибки. В этом абитуриенту и специалисту по профориентации помогает «Атлас профессий» (Приложение 1).
- диагностика - система диагностических процедур, направленная на определение соответствия индивидуальных способностей и требований профессии, позволяющие выявить и уточнить склонности, интересы, возможности профессиональной самореализации в рамках выбранной профессии учащихся/абитуриентов с ОВЗ;
- профессиональный отбор (подбор) установление соответствия психофизиологических особенностей человека, его подготовленности и навыков требованиям, предъявляемым спецификой выбранной деятельности; профессиональный подбор – процесс выбора из всей совокупности профессий тех из них, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным особенностям человека;
- профессиональная адаптация - процесс приспособления специалиста-выпускника к его трудовым обязанностям, функциям в рамках выбранной профессии, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей профессии.
Формы и средства профориентационной работы:
Проведение практикумов самопознания с активным использованием таких методов обучения, как:
- игровое моделирование - тренинг;
- анализ конкретных ситуаций и решение психологических задач;
- групповые дискуссии; психодиагностические процедуры;
- семинары-практикумы;
-мини-лекции; психотехнические игры и упражнения; психологические опыты;
- экскурсии;
- деловые игры;
- самонаблюдение.
Профессиональная диагностика в процессе профориентации лиц с инвалидностью.
В профориентационной работе в основном используются субъективные методики исследования сферы профессиональных интересов и склонностей, ценностей, мотивов, например, методика «Мотивы выбора профессии» Р.Е. Овчаровой, «Опросник профессиональных предпочтений» Л.Н. Кабардовой, анкета «Ориентация» И.Л. Соломина. Помимо этого, в профориентационных целях используются методики изучения личностных особенностей, интеллекта, психических процессов (внимание, память, воображение), например, опросник Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, корректурная проба Б. Бурдона.
Работа с абитуриентами строится, в основном, с учетом поверхностных знаний о состоянии здоровья, возможностей и потребностей лица с ОВЗ, которые абитуриент или родители (законные представители) дают сами в ходе беседы (консультации) с лицом, ответственным за профориентационную работу. Учесть особые образовательные потребности помогает также «Анкета образовательных потребностей абитуриентов с ОВЗ», предлагаемая образовательной организацией в ходе приемной кампании (см. приложение 2). Данные мероприятия, безусловно, недостаточны для создания системы комплексной диагностики, включающей медицинскую, психофизиологическую, психологическую, социальную диагностику. Разрозненность компонентов этой системы не позволяет создать целостной картины особых образовательных потребностей лица с ОВЗ, что нередко приводит к неготовности образовательной организации обеспечить специальные условия для данной категории лиц.
Основные проблемы реализации профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью в системе СПО.
- недостаточная организация системы профориентационной работы, ориентированной на выбор профессий или специальностей СПО;
- неосознанный подход к выбору профессии;
- недостаточная профессиональная компетентность педагогов, проводящих профориентационную работу с лицами с ОВЗ и инвалидностью;
- не учитываются специфические особенности развития людей с различными нозологиями;
- нет налаженного взаимодействия образовательных организаций с ПМПК и бюро МСЭ;
- недостаточное взаимодействие с предприятиями-партнёрами;
- отсутствие или номинальная организация сопровождения профессиональной карьеры выпускников с ОВЗ;
- не достоверный мониторинг трудоустройства лиц с ОВЗ.
Основные проблемы выбора профессии среди детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
- Ограниченные представления об окружающем мире;
- многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью, (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении;
- для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом, сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
- у других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение;
- недостаток знаний о мире профессий;
- недостаток знаний о содержании деятельности различных типов профессий;
- недостаток знаний о рынке труда;
- неумение адекватно оценивать свои склонности и возможности;
- неумение соотносить свои возможности требованиями, которые предъявляет профессия.
Подводя итоги рассмотрения профориентационной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.
2. Методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ.
3. Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями.
4. В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.
Используемая литература:
Артюхова, О. М. Уровни сформированности готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению // Научные исследования в образовании. – 2006. – № 4. – С. 49–56. 26.
Астапов, В. М., Микадзе, Ю. В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб : Питер, 2002. – 256 с
Профориентационная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях (с электронным приложением видеоматериалов): методические рекомендации / сост.: И. Е. Завадская, В. М. Репский, Т. В. Бурмистрова, С.- 13-19, С. – 24-25, С.- 26-27.
Практические рекомендации по разработке диагностических методик изучения личности школьников с целью оказания индивидуальной помощи в выборе профессии. – Текст: электронный. – 2017. – 8 с.
Приложение 2.
Анкета образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью
Уважаемый абитуриент!
Данный мониторинг организует государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Георгиевский колледж».
В целях расширения доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью и повышения эффективности образовательного процесса. Все результаты будут использованы в обобщенном виде.
1. Укажите, пожалуйста (напишите):
Ваше имя ________________ Ваш возраст ________ Класс____________
Пол (отметьте нужный вариант ответа) Мужской Женский
2. В каком населенном пункте Вы проживаете и учитесь на данный момент? _________________________________________________________
3. Определились ли Вы со своей будущей профессией? (отметьте нужный вариант ответа)
Да, я твердо уверен какую профессию буду получать
Определился, но некоторые сомнения имеются
Я вижу свое профессиональное будущее лишь в общих чертах
Нет
4. Если определились, то укажите, какую профессию Вы выбрали? (напишите в свободной строке) _______________________________________
5. Какие аргументы при выборе профессии Вы учитываете в первую очередь? (отметьте не более двух вариантов ответа)
Популярность, престиж профессии
Доход, который она приносит
Несложность получения профессии
Соответствие семейной традиции
Соответствие профессии моим увлечениям, хобби
Карьерные перспективы
Другое ____________________________________________
6. На какие источники информации Вы ориентируетесь при выборе профессии? (отметьте не более трех вариантов ответа)
Родители
Друзья
Учителя
Телевидение
Результаты тестирования по профессиональной ориентации
Информация от работодателей
Информация на сайтах учебных заведений
Информация в социальных сетях, блогах, пабликах и т.д.
Информация в справочниках и на справочных сайтах
Другое_____________________________________________
7. Нужна ли Вам помощь специалиста по профориентации при выборе профессии? (отметьте нужный вариант ответа)
Да
Нет
Нет, так как я уже консультировался
Не знаю
8. Если Вы точно знаете, куда будете поступать для получения профессионального образования, то укажите наименование образовательной организации (напишите в свободной строке) ____________________________
9. Какие формы обучения Вам удобны для получения знаний по выбранной специальности/профессии? (отметьте нужный вариант ответа)
Очное обучение в группе со студентами без ограничений по здоровью
Очное обучение в группе со студентами с ОВЗ и инвалидностью
Другое (укажите)___________________________________________
10. Какие ограничения по здоровью у Вас имеются? (отметьте вариант ответа)
По зрению
По слуху
Ограничения опорно-двигательного аппарата
Другое_____________________________________________________
11. Укажите Вашу группу/категорию инвалидности (отметьте вариант ответа)
I группы
II группы
III группы
Ребенок-инвалид до 18 лет
12. В чем у Вас могут возникнуть потребности при получении среднего профессионального образования? (выберите нужное количество вариантов ответа)
В социально-психологическом сопровождении;
В специальном оборудовании;
В помощи тьютора;
В разработке индивидуальной образовательной программы обучения;
В специальном маршрутно-ориентированном обеспечение доступной среды (подъемники, пандусы, адаптированные лифты и другое дополнительное оборудование).
13. Какое техническое оборудование и специальные услуги Вам необходимы при обучении в нашем учреждении? (Выберите нужное количество вариантов ответа)
Звукоусиливающее оборудование, услуги переводчика русского жестового языка и т.д.;
Электронные лупы, сканирующие машины, синтезатор речи и т.д.;
Специализированные парты и стулья, автоматизированное рабочее место и т.д.;
Никакое;
Другое (укажите)___________________________________________
14. Считаете ли Вы, что программу обучения для лиц с инвалидностью и ОВЗ необходимо изменять и адаптировать под их потребности? (отметьте нужный вариант ответа)
Нет, программы обучения должны быть для всех одинаковой
Да, программы обучения должны быть адаптированы (индивидуальны) под потребности людей с ОВЗ и инвалидностью
15. Укажите, пожалуйста, Ваши контакты: электронный адрес, телефон (по желанию) (напишите в свободной строке) ___________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие в анкетировании!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АП.03.«ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ» основной профессиональной образовательной адаптированной программы подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины предназначена для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью из числа выпускников специальных (коррекцион...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АП.02. «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ» основной профессиональной образовательной адаптированной программы подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины предназначена для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью из числа выпускников специальных (коррекцион...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АП.04. «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ» основной профессиональной образовательной адаптированной программы подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины предназначена для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью из числа выпускников специальных (коррекцион...
Цикл занятий с экспертами конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидность и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»
Краткосрочные курсы по программе «Основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс»...
Абилимпикс - конкурсы профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Ежегодно с 2016 года в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре проходит Региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и ограниченными во...
Приказ о проведении VI регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» по компетенции «Документационное обеспечение управления и архивоведение"»
Приказ о проведении VI регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» по компетенции «Докуме...